Научная статья на тему 'Стратегический подход к формированию механизма государственной региональной здравоохранительной политики'

Стратегический подход к формированию механизма государственной региональной здравоохранительной политики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / МЕХАНИЗМ / ИНСТРУМЕНТ / ПОЛИТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / RURAL AREAS / FEDERAL DISTRICTS / MECHANISM / INSTRUMENT / POLICY / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рубцова Вера Николаевна

Государственная региональная политика, обеспечивающая успешное функционирование сельского здравоохранения в современных условиях развития агропродовольственного комплекса, недостаточно эффективна. В этих условиях значимым инструментом государственной региональной политики может послужить скорректированный с основными правилами научный стратегический подход, заложенный в основу стратегической здравоохранительной политики в сельской местности неоднородных федеральных округов РФ. Его методологической базой должна стать система сквозных количественных показателей, позволяющих реализовывать функции стратегического управления сельским здравоохранением ФО в приоритетных направлениях на всех территориальных уровнях. Цели и задачи предпринятого исследования включают формирование основных элементов методологической базы, способствующей уточнению потребностей в ресурсной обеспеченности территориальных систем сельского здравоохранения федеральных округов РФ. В задачи исследования включено научное обоснование системы количественных показателей, позволяющих в дальнейшем разработать инструменты, содействующие повышению эффективности государственной региональной здравоохранительной политики в сельской местности. Одной из исследовательских задач стала разработка методического инструментария для уточнения приоритетных направлений государственной и региональной поддержки в процессе стратегического управления снижением показателей отдельных классов заболеваний сельского населения в каждом из федеральных округов. В результате проведенного исследования получено статистически установленное научное доказательство уникальности структуры заболеваний сельского населения в каждом из федеральных округов РФ. Результаты исследования позволили сформировать существенные элементы методологической базы для разработки стратегий государственной региональной политики с целью адаптации ресурсной базы здравоохранения сельской местности каждого из Федеральных округов РФ к уникальной структуре классов заболеваний. Сделан вывод о необходимости применения стратегического подхода в качестве необходимого инструмента, с помощью которого можно существенно повысить эффективность реализации государственной, региональной, муниципальной здравоохранительной политики в сельской местности федеральных округов РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH TO ESTABLISHING A MECHANISM OF STATE REGIONAL HEALTHCARE POLICY

The author reveals that state regional policy aimed at ensuring successful functioning of rural health care in the context of current state of the agroindustrial complex is not suffi ciently effective. Under current conditions, a well thought out science-based strategic approach adjusted with the basic rules should become the basis of the strategic health care policy in rural areas of heterogeneous federal districts of the Russian Federation and serve as a signifi cant instrument of state regional policy. Its methodology should be based on a system of continuous quantitative indicators that help implement the functions of strategic management of rural health care of all federal districts at all territorial levels. The current research aims to examine the main elements of the methodological framework that helps clarify the resource needs of the rural healthcare systems of the federal districts of the Russian Federation. The objectives of the study include: to establish scientifi c rationale for a system of quantitative indicators which will facilitate further development of tools that contribute to improving the effectiveness of the state regional healthcare policy in rural areas. One of the tasks of the research is develop methodological tools to clarify the priorities of state and regional support in the process of strategic management aimed at reducing indicators of certain classes of diseases of the rural population in each of the federal districts. Having conducted the study, the authors present statistically proven scientifi c evidence of the unique structure of diseases of the rural population in each of the federal districts of the Russian Federation. The results of the study contribute to identifying essential elements of the methodological framework for developing state regional policy strategies in order to adapt the rural health care resource base of each of the federal districts of the Russian Federation to the unique structure of its disease classes. It is concluded that it is necessary to use a strategic approach as a necessary tool, with the help of which it is possible to signifi cantly improve the effectiveness of the implementation of state, regional, and municipal health care policies in rural areas of the federal districts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к формированию механизма государственной региональной здравоохранительной политики»

Vera Nikolaevna Rubtsova,

Doctor of Economics,

leading researcher,

Institute of Agrarian Problems

of the Russian Academy of Sciences

УДК 33:614.2

Вера Николаевна Рубцова,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт аграрных проблем Российской академии наук

1|Л> mailofnick@yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная региональная политика, обеспечивающая успешное функционирование сельского здравоохранения в современных условиях развития агропродовольственного комплекса, недостаточно эффективна. В этих условиях значимым инструментом государственной региональной политики может послужить скорректированный с основными правилами научный стратегический подход, заложенный в основу стратегической здравоохранительной политики в сельской местности неоднородных федеральных округов РФ. Его методологической базой должна стать система сквозных количественных показателей, позволяющих реализовывать функции стратегического управления сельским здравоохранением ФО в приоритетных направлениях на всех территориальных уровнях. Цели и задачи предпринятого исследования включают формирование основных элементов методологической базы, способствующей уточнению потребностей в ресурсной обеспеченности территориальных систем сельского здравоохранения федеральных округов РФ. В задачи исследования включено научное обоснование системы количественных показателей, позволяющих в дальнейшем разработать инструменты, содействующие повышению эффективности государственной региональной здравоохранительной политики в сельской местности. Одной из исследовательских задач стала разработка методического инструментария для уточнения приоритетных направлений государственной и региональной поддержки в процессе стратегического управления снижением показателей отдельных классов заболеваний сельского населения в каждом из федеральных округов. В результате проведенного исследования получено статистически установленное научное доказательство уникальности структуры заболеваний сельского населения в каждом из федеральных округов РФ. Результаты исследования позволили сформировать существенные элементы методологической базы для разработки стратегий государственной региональной политики с целью адаптации ресурсной базы здравоохранения сельской местности каждого из Федеральных округов РФ к уникальной структуре классов заболеваний. Сделан вывод о необходимости применения стратегического подхода в качестве необходимого инструмента, с помощью которого можно существенно повысить эффективность реализации государственной, региональной, муниципальной здравоохранительной политики в сельской местности федеральных округов РФ.

Ключевые слова: сельская местность, федеральные округа, механизм, инструмент, политика, здравоохранение.

STRATEGIC APPROACH TO ESTABLISHING A MECHANISM OF STATE REGIONAL HEALTHCARE POLICY

The author reveals that state regional policy aimed at ensuring successful functioning of rural health care in the context of current state of the agro-industrial complex is not sufficiently effective. Under current conditions, a well thought out science-based strategic approach adjusted with the basic rules should become the basis of the strategic health care policy in rural areas of heterogeneous federal districts of the Russian Federation and serve as a significant instrument of state regional policy. Its methodology should be based on a system of continuous quantitative indicators that help implement the functions of strategic management of rural health care of all federal districts at all territorial levels. The current research aims to examine the main elements of the methodological framework that helps clarify the resource needs of the rural healthcare systems of the federal districts of the Russian Federation. The objectives of the study include: to establish scientific rationale for a system of quantitative indicators which will facilitate further development of tools that contribute to improving the effectiveness of the state regional healthcare policy in rural areas. One of the tasks of the research is develop methodological tools to clarify the priorities of state and regional support in the process of strategic management aimed at reducing indicators of certain classes of diseases of the rural population in each of the federal districts. Having conducted the study, the authors present statistically proven scientific evidence of the unique structure of diseases of the rural population in each of the federal districts of the Russian Federation. The results of the study contribute to identifying essential elements of the methodological framework for developing state regional policy strategies in order to adapt the rural health care resource base of each of the federal districts of the Russian Federation to the unique structure of its disease classes. It is concluded that it is necessary to use a strategic approach as a necessary tool, with the help of which it is possible to significantly improve the effectiveness of the implementation of state, regional, and municipal health care policies in rural areas of the federal districts of the Russian Federation.

Keywords: rural areas, federal districts, mechanism, instrument, policy, healthcare.

Функционирование конкурентоспособной системы здравоохранения в сельской местности федеральных округов РФ является важнейшей составляющей обеспечения продовольственной без-

опасности России. Ее качественное состояние необходимо рассматривать как одно из основных направлений формирования кадров массовых сельскохозяйственных профессий высокого каче-

144 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

ства, востребованных агропродовольственным комплексом, интенсивно развивающимся в новых экономических условиях. В современных условиях развития АПК резко возрастает необходимость разработки и применения в практике управления АПК научно обоснованных механизмов и инструментов обеспечения высоких показателей эффективности государственной региональной здравоохранительной политики, так как каждая из сельских территорий имеет свои наборы обострившихся проблем в сфере восстановления здоровья сельского населения.

Причин недостаточно высокой эффективности государственной региональной здравоохранительной политики несколько. К их числу относится ряд объективных факторов, в том числе неоднородность социально-экономического развития сельских территорий, разреженность сети сельских поселений, недостаточная протяженность асфальтированных дорог. Имеются и субъективные факторы, непосредственно связанные с управлением системой здравоохранения в селе в рамках ведомственного подхода.

Механизмом, позволяющим в рамках ведомственного управления здравоохранением в сельских территориях с неоднородными наборами проблем в сфере восстановления здоровья населения повысить эффективность государственной региональной здравоохранительной политики, может стать стратегическое управление. Используя стратегическое управление территориальными системами сельского здравоохранения, можно выявлять и решать стратегические задачи повышения конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений в сельских территориях на всех территориальных уровнях, обеспечивая формирование и реализацию стратегий в нужных для данной территории направлениях. Инструментом, позволяющим эффективно использовать стратегическое управление здравоохранительным пространством неоднородных сельских территорий на всех территориальных уровнях, является стратегический научный подход, одним из основных требований которого является формулировка стратегических целей и задач в количественном выражении. Отсюда следует, что для формирования реально выполнимых стратегий нужна количественная методологическая база, содержащая нормативные и пороговые индикаторы, выполнение которых можно отслеживать на любом территориальном уровне, закрепленная в государственных программах и стратегиях.

Целью предпринятого в статье исследования является разработка научно обоснованной методологической базы, позволяющей перейти к формированию стратегий, разработке механизмов и инструментов, обеспечивающих эффективность стратегического воздействия на процесс повышения конкурентоспособности сельского здравоохранения в федеральных округах РФ с различными наборами проблем в сфере восстановления здоровья

населения. Реализация поставленной цели включает решение следующих задач:

- анализ структурных характеристик общей заболеваемости сельского населения федеральных округов РФ как базы стратегического подхода в процессе адаптации государственной региональной здравоохранительной политики к изменяющейся ситуации, связанной с восстановлением здоровья сельского населения ФО РФ;

- обоснование основ формирования механизмов воздействия государства, регионов, муниципальных образований на приоритеты развития систем здравоохранения в сельских территориях с целью снижения показателей классов заболеваний, превышающих средние показатели в сельской местности РФ и имеющих отрицательную динамику изменения.

К числу основных правил, применение которых необходимо в процессе реализации стратегического научного подхода, относятся: формулировка стратегических целей и задач в количественном выражении; закрепление в программах и стратегиях развития сельского здравоохранения сквозных показателей, интегрирующих процесс стратегического управления сельским здравоохранением от национальных программ до стратегий сельских муниципальных районов. Методологически необходимым представляется формирование стратегического подхода в рамках установленных правил на всех территориальных уровнях управления сельским здравоохранением [2].

Механизм стратегического управления сельским здравоохранением федеральных округов РФ рассматривается нами как система, позволяющая определить порядок эффективного функционирования сельского здравоохранения на всех территориальных уровнях. Под стратегическим управлением подразумевается целенаправленная законодательная, экономическая, организационная деятельность государства, регионов, муниципальных образований в сфере сельского здравоохранения по выявлению и достижению стратегических целей и решению задач, обеспечивающих их реализацию.

Научный стратегический подход рассматривается как необходимый инструмент, применение которого позволяет выявить приоритеты в сфере охраны здоровья населения сельских территорий, обеспечить целенаправленную деятельность субъектов управления, для решения обострившихся задач, повысить эффективность действия механизма стратегического управления в целом, уточнив направления государственной, региональной, муниципальной здравоохранительной политики. Применение единой методологической базы на всех территориальных уровнях функционирования механизма стратегического управления поможет обеспечить интегральный подход к разработке и реализации стратегий по выявленным приоритетным направлениям.

Методы исследования применялись в рамках теории измерений. Для количественной оценки

класса заболеваний в сельской местности каждого из федеральных округов РФ количественные показатели классов заболеваний сравнивались с аналогичными средними показателями по сельской местности РФ.

Второй исследовательской процедурой стал отбор количественных показателей классов заболеваний сельского населения в федеральных округах РФ, превышающих средние показатели по данному классу заболеваний сельского населения РФ.

Для выявления структур заболеваемости по классам заболеваний в сельской местности федеральных округов РФ, превышающих средние показатели по сельской местности РФ, использовались статистические материалы [3; 4].

Сформулировать определение механизма стратегического управления в системе здравоохранения и инструментов, с помощью которых эффективно реализуется его функционирование, позволили авторские работы [2; 5].

Правила, которые представляется необходимым соблюдать в процессе применения стратегического подхода и стратегического управления сельским здравоохранением в федеральных округах РФ, разработаны на базе исследований И. Аснофф [1].

Установленный автором ранее приоритет государственной региональной политики в виде выравнивания уровня обеспеченности материальной базы медицинских услуг для сельского населения федеральных округов РФ является необходимым внешним условием повышения конкурентоспособности сельского здравоохранения федеральных округов РФ. Однако ситуация осложняется тем фактом, что в сельской местности федеральных округов РФ элементы структуры заболеваний, динамично изменяющейся под воздействием внешних и внутренних факторов, существенно различаются. В каждом из округов имеются различные классы заболеваний сельского населения, показатели которых превышают аналогичные средние показатели по РФ. При формировании внутренней структуры территориальных систем сельского здравоохранения представляется необходимым учитывать особенности структуры заболеваемости сельского населения в каждом из федеральных округов РФ.

В федеральных округах имеются классы заболеваний, динамика показателей которых устойчиво возрастает [3]. Необходимость снижения показателей именно этих классов заболеваний требует немедленного вмешательства со стороны государства, регионов, муниципальных объединений, разработки и реализации соответствующих стратегий, целью которых является снижение количественных показателей выявленных классов заболеваний. Снижение показателей классов заболеваний имеет не только социальный, но и экономический эффект в виде сокращения экономических потерь за счет снижения показателей смертности в трудоспособном возрасте, инвалидности, заболеваемости, временной нетрудоспособности.

Для того чтобы выявить стратегические направления воздействия на определенные классы забо-

леваний и сформировать соответствующие стратегии, необходимо изучить структуру общей заболеваемости сельского населения в сельской местности каждого из федеральных округов РФ. Именно она должна стать базой для формирования профильного состава медицинских работников, среднего медперсонала, койко-мест в ЛПУ, определять специализацию формирования первичных звеньев ЛПУ, бригад скорой медицинской помощи, профессиональный состав выездных бригад. Поэтому в процессе исследования заявленной темы анализировалась структура заболеваний сельского населения с выявлением максимальных показателей классов заболеваемости по сельской местности каждого из федеральных округов Российской Федерации. Анализ проводился с целью выделения показателей классов заболеваний, превышающих средние показатели тех же заболеваний по сельской местности РФ. Снижение показателей до уровня средних по сельской местности РФ рассматривалось в качестве приоритетов целенаправленного воздействия государственной региональной политики. В исследовании использовались показатели заболеваний сельского населения по классам в расчете на 100 000 сельского населения ФО.

Исследование заболеваний сельского населения по классам доказывает, что структура заболеваний сельского населения в Центральном федеральном округе в большинстве случаев не содержит существенных отклонений от средних показателей по сельскому населению в Российской Федерации в целом (таблица). Структура заболеваний сельского населения в Северо-Западном федеральном округе менее благополучна. Наряду с небольшими отклонениями по классам таких заболеваний, как инфекционные и паразитарные, новообразования, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни системы кровообращения, наблюдается значительное превышение среднего по сельской местности РФ показателя по группе психических расстройств и расстройств поведения (таблица).

Сельская местность Южного федерального округа, проанализированная по структуре классов заболеваний сельского населения, представляет собой одну из самых благополучных сельских территорий. По большинству параметров, отражающих структуру заболеваемости в сельской местности ФО, Южный федеральный округ имеет показатели ниже средних по сельской местности Российской Федерации (таблица). Несколько иная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе. Там выявлено превышение показателей заболеваний по сравнению со средними показателями по сельскому населению РФ, относящимся к классам заболеваний кроветворных органов, нервной системы, осложнений беременности и родов (таблица). Результаты исследования заболеваний сельского населения федеральных округов РФ привели к выводу о неблагополучной ситуации в сфере заболеваемости сельского населения Приволжского федерального округа. В 2017 г. в Приволжском федеральном округе наблюдалось превышение средних

146 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

показателей по 13 классам заболеваний из 16 градациям заболеваний, зафиксированных статистически. Значительные риски и угрозы для здоровья сельского населения Приволжского федерального округа отражают показатели наличия у населения новообразований, болезней эндокринной, нервной систем; костно-мышечной группы заболеваний, мочеполового класса заболеваний. Определенная угроза для здоровья будущих поколений выявляется в показателях, характеризующих врожденные аномалии (таблица). Как свидетельствуют показатели статистики, стабильнее ситуация в Уральском федеральном округе. Здесь несущественные превышения средних показателей заболеваемости по сельской местности РФ имеются в пяти градациях, характеризующих структуру заболеваемости, а именно: в группе инфекционных и паразитарных болезней, болезней кроветворных органов и некоторых других (таблица).

Анализ структуры заболеваемости по классам заболеваний в Сибирском федеральном округе

отражает достаточно нестабильную ситуацию. В Сибирском федеральном округе повышенные по сравнению со средними по РФ показателями классов заболеваний показатели имеются у 14 из 16 классов заболеваний, установленных статистически. При этом существенно превышают средние показатели по сельской местности Российской Федерации показатели класса эндокринных заболеваний и заболеваний органов пищеварения.

В Дальневосточном федеральном округе ситуация по заболеваемости относительно благополучная. Незначительные превышения средних показателей заболеваемости на 100 000 человек сельского населения по Российской Федерации установлены по классам инфекционных и паразитарных заболеваний, болезней эндокринной системы, органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки. Существенное превышение среднего показателя по сельской местности РФ выявлено по группе осложнений беременности, родов, послеродового периода (таблица).

Индексы классов заболеваний сельского населения в сельской местности федеральных округов РФ (заболеваний на 100 000 чел. сельского населения), 2017 г. [3]

Показатели РФ (село) Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Инфекционные и паразитарные 1 0,82 1,18 0,75 0,97 1,06 1,34 1,17 1,31

Новообразования 1 1,03 1,13 1,03 0,60 1,21 0,86 1,02 0,80

Болезни кроветворных органов 1 0,35 0,72 0,50 2,66 1,15 0,80 0,98 0,54

Болезни эндокринной системы 1 0,88 0,97 0,96 0,83 1,14 0,98 1,24 0,73

Психические расстройства и расстройства поведения 1 1,06 1,19 0,86 0,68 1,16 1,06 1,04 0,95

Болезни нервной системы 1 0,78 0,87 0,88 1,20 1,28 0,80 0,98 0,87

Болезни глаза и его придаточного аппарата 1 0,80 1,04 0,70 1,00 1,31 0,91 1,18 0,88

Болезни уха и сосцевидного отростка 1 0,81 0,94 0,94 1,16 1,23 0,88 0,95 0,75

Болезни системы кровообращения 1 1,03 1,06 1,05 0,56 1,26 0,72 1,06 0,80

Болезни органов дыхания 1 0,90 1,14 0,90 0,87 1,13 1,00 1,05 1,25

Болезни органов пищеварения 1 0,77 0,91 0,88 1,04 1,21 0,77 1,23 0,97

Болезни кожи и подкожной клетчатки 1 0,90 1,13 0,80 1,07 1,16 1,01 0,98 1,00

Болезни костно-мышечной системы 1 0,94 1,16 0,84 0,56 1,35 0,87 1,16 0,82

Болезни мочеполовой системы 1 0,79 1,05 0,85 1,07 12,34 0,77 1,13 0,87

Беременность, роды и послеродовой период 1 0,64 1,30 0,83 1,26 1,04 0,84 1,19 1,24

Врождённые аномалии 1 0,70 0,76 0,95 0,84 1,38 0,77 1,09 0,93

Отклонения от нормы, выявленные при лабораторных исследованиях 1 0,18 1,93 1,95 0,67 0,10 1,99 2,17 0,07

На этой методологической базе могут быть разработаны основы стратегического механизма государственного регионального воздействия на классы заболеваний, угрожающих здоровью населения сельской местности федеральных округов РФ.

Произведенный анализ структурных характеристик общей заболеваемости сельского населения федеральных округов РФ, положенный в основу формирования методологической базы для выявления приоритетных направлений государственной региональной здравоохранительной политики, позволил в количественном выражении определять стратегические цели и задачи сельского здравоохранения в федеральных округах РФ. Закрепление единой методологической базы на всех территориальных уровнях стратегического управления предоставит возможность субъектам, управляющим сельским здравоохранением, интегрировать национальную, региональную и территориальную составляющие здравоохранительной управленческой деятельности в единый процесс, адаптировать механизм государственной региональной здравоохранительной политики в сельской местности федеральных округов к динамике потребностей сельского населения федеральных округов РФ, связанной с восстановлением здоровья. Анализ изменения показателей классов заболеваний в сельской местности федеральных округов РФ, превышающих средние показатели по РФ, позволит научно обосновать установление очередности мер по формированию и реализации приоритетных направлений государственной региональной здравоохранительной политики в сельской местности федеральных округов РФ.

Последовательное применение стратегического подхода в качестве инструмента государственной региональной здравоохранительной политики может стать одним из инструментов, обеспечивающих эффективность государственной здравоохранительной политики в сельской местности федеральных округов РФ.

1. Аснофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

2. Рубцова В.Н. Территориальный аспект стратегического управления социальными факторами конкурентоспособности населения сельских муниципальных районов / Рубцова В.Н., Шарикова И.В., Шариков А.В., Фефелова Н.П. // Економ1чний часопис - XXI. 2015. № 7-8(2). С. 61-64.

3. Сельское здравоохранение в России в 2017 году (статистические материалы) / Министерство здравоохранения Российской Федерации; Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/ zdrav17.pdf.

4. Сельское здравоохранение в России в 2016 году (статистические материалы) / Министерство здравоохранения Российской Федерации; Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/ stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/ statisticheskiy-sbornik-2016-god.

5. Семенов С.Н., Рубцова В.Н., Ильинская Е.В. Роль стратегического подхода в корректировке государственной региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 1. С. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.