STRATEGIC MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE OF THE REGION
Кузнецова Алефтина Ивановна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы услуг Московского университета им. С.Ю. Витте
A. Kuznetsova
The Doctor of Economics, The professor of chair of economy Municipal economy and sphere of services The Moscow university of S.JU.Vitte
Чепик Анатолий Г еоргиевич
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте,
филиал в г. Рязани
A. Chepik
The Doctor of Economics, The professor of chair of management and marketing The Moscow university of S.JU.Vitte,
Branch in Ryazan
Аннотация
В статье проанализирован современный уровень развития экономики, научный и творческий подход к управлению и организации работ в инфраструктурном секторе через системные элементы и компоненты, из которых состоит сам объект управления. Дана характеристика стратегического менеджмента, основой которого являются инновации, инновационные идеи, основанные на опыте и глубоких знаниях, инициируют зарождение стратегии развития.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, инновации, инновационная экономика, инновационные идеи, инфраструктура, стратегическое управление организацией, стратегическое управление регионом.
Annotation
In article the modern level of development of economy, the scientific and creative approach to management and the organization of works in infrastructural sector through system elements and components of which the object of management consists is analyses. The characteristic of the strategic management which basis are innovations, the innovative ideas based on experience and profound knowledge is given, initiate origin of strategy of development.
Key words: Strategic management, innovations, innovative economy, innovative ideas, an infrastructure, strategic management of the organization, strategic management of region.
Целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». Чтобы
достичь этот целевой ориентир, в стране осуществляется переход на инновационную экономику, главной целью которой является повышение качества жизни граждан России. В достижении уровня экономического и социального развития РФ особая роль принадлежит инфраструктурному обустройству регионов и управлению этим процессом на основе стратегического менеджмента.
Без осмысления роли и места, учета своеобразия регионов, уровня развития инновационной экономики в регионе, дифференциации производства, учета проблем, связанных с развитием инновационной инфраструктуры, состоянием менеджмента, невозможно реализовать эту концепцию.
На практике резкое изменение экономического уклада в стране, социальноэкономические и политические реорганизации, перестройка, глобальные и гео-экономические процессы, изменения технологических укладов, отсутствие надлежащего государственного регулирования и управления инфраструктурой не могло не отразиться на жизни любого из регионов. Произошло практически полное разрушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только внутри региона, но и во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками; устаревающая, изношенная и не обновляемая инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития.
Развитие инфраструктурных секторов инновационной экономики регионов может рассматриваться как инструмент повышения эффективности освоения и эксплуатации регионального пространства и оптимизации территориально-отраслевой структуры региональных воспроизводственных систем. Значительное отставание большинства современных региональных инфраструктур от общемировых стандартов требует обеспечения стратегии их опережающего развития, рассматриваемого как процесс перенесения прогнозируемых в дальнесрочном периоде темпов роста показателей социально-экономического развития региона (ВРП, население, импорт-экспорт и т.п.) на краткосрочный период. Динамичность происходящих процессов позволяет видеть роль инфраструктуры в этих процессах, анализировать результаты нововведений и их кардинальное влияние на жизнедеятельность страны.
Управление ныне действующей инфраструктурой опирается на устаревшие модели. Как следствие этого - возникновение серьезных организационных и
функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь. Существует острая необходимость перехода на новую методологию управления формированием инфраструктуры и создания ее в сжатые сроки, за меньшие затраты, в соответствии с требованиями инновационной экономики. Современным уровнем развития экономики востребован научный, творческий подход к управлению и организации работ в инфраструктурном секторе через системные элементы и компоненты, из которых состоит сам объект управления.
Рис.1 Модель стратегического управления регионом
Это дает возможность понять каким должна быть современная система управления регионом. Наиболее полно в этих условиях этим требованиям удовлетворяет программно-целевые структуры управления. Эти структуры управления дают возможность осуществлять запланированные целевые функции.
Инструментом управления социально-экономическим объектом является заранее прописанная (разработанная) стратегия и стратегический менеджмент.
В условиях нарастающей конкуренции необходимо уйти от простого реагирования к спрогнозированному поведению, осмыслению методологии стратегического планирования и стратегических альтернатив в управлении деятельностью СЭО, пониманию перспективного поведения системы, исходя из запросов потребителей, ресурсных возможностей региона, потенциала населения, анализа состояния конкретной среды жизнедеятельности системы; определения миссии и цели ее развития; разработки и выбора стратегии поведения; оценки принятых решений по ходу их реализации и корректировки, в случае необходимости.
Основой стратегического менеджмента являются инновации, инновационные идеи, основанные на опыте и глубоких знаниях, инициируют зарождение стратегии развития.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике регионов, связаны с инновационными изменениями в экономике России, в частности, с внутренними структурными изменениями в сфере инфраструктурных услуг, где появляются инновационные направления, вытесняющие морально устаревающие. С учетом мирового опыта развития инфраструктуры и стратегических целевых установок социальноэкономического развития РФ влияние инфраструктурной индустрии на другие направления бизнеса и социальную сферу усиливается. Инфраструктура создает стартовые условия для формирования и развития человеческого капитала, выступает важнейшей составляющей качества жизни людей.
Рассмотрим некоторые известные типы стратегического развития в зависимости от экономической политики региона. Избирается тот или иной тип стратегического развития на основе различных подходов. Ниже приведем типы стратегий Ансоффа.
Существующий
рынок
Новый рынок
Существующим тт „
' Новыи продукт
продукт___________________ "
Стратегия пронмкновення на рынок Стратегия развития продукта
Стратегия расширения рынка Стратегия диверсификации
Рис. 2. Матрица Ансоффа
Анализ стратегий Ансоффа показывает, что выпуск новой продукции в регионе и выход на новые рынки предполагает инновационный путь развития региона, основывается на инновационной идее, развитие которой приводит к новому качеству:
1.Разработка рынка - это увеличение доли своих товаров на старых рынках, что достигается усилением маркетинга для имеющихся товаров;
2. Расширение рынка - это выход со старыми товарами на новые рынки. Пути достижения: расширение функций товаров; приспособление товаров к требованиям определенных групп потребителей; сбыт на новых региональных, национальных, интернациональных рынках.
3. Развитие товара - продажа новых товаров на старых рынках. Пути достижения: опыт работы региона с покупателями на существующем рынке; привлечение новых покупателей.
4. Диверсификация - переход к новым продуктам на новых рынках. Диверсификация особенно привлекательна при коротком жизненном цикле продукта. Она способствует распределению риска за счет увеличения количества типов продуктов и рынков.
ТИП КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Низкие издержки
Дифференциац ия
Стратегия лидерства по издержкам
Стратегия широкой дифференциации
й.
я
Сфокусированная
стратегия
дифференциации
Рис. 3. Матрица стратегии Портера
Матрица Портера позволяет выбрать следующие конкурентные стратегии:
1. Дифференцирование - преимущество за счет инновационных идей. Регион располагает возможностью выпуска уникальной продукции или предоставления уникальных услуг, важных для покупателя. Затраты играют второстепенную роль. Дифференцирование позволяет существенно повышать цены.
Преимущества стратегии: высокая прибыль за счет высоких цен; приверженность потребителя марке; стратегия создает высокий барьер для других регионов, желающих попасть на рынок.
Недостатки: слишком высокая цена и появление похожих товаров, что ведет к потере покупателей; издержки конкурентов, кроме издержек на уникальность продукта, ниже, что приведет к снижению цены и к потере покупателей; у потребителя может измениться взгляд на систему ценностей
2. Стратегия низких издержек: за счет инноваций регион добивается лидерства в области затрат.
Предпосылками этой стратегии являются большая доля рынка, контроль расходов. Регион может выйти на новый рынок с ценами ниже цен конкурентов.
3. Фокусирование - концентрация на узких сегментах рынка. Эта стратегия позволяет сосредоточиться на своем развитии, что позволяет обслуживать выбранный сегмент с учетом более узкой специализации и компетентности.
J к
«Звезды» «Трудные
дети»
«Дойные «Неудачники»
коровы» ►
1,0 0,5 0 X
Рис. 4. Стратегия Бостонской консалтинговой группы.
В этой матрице стратегии зависят от доли рынка региона и скорости роста рынка инновационного продукта. Бостонская консалтинговая группа является последовательницей школы позиционирования, созданной Портером. Матричная модель Бостонской консалтинговой группы привлекает к себе внимание за счет возможностей в распределении средств между различными бизнес- единицами. Источниками таких средств, как правило, являются дойные коровы, от которых средства поступают к захватчикам ресурсов, т.е. Знакам вопросов и к Звездам.
Модель Ханса Виссема с шестью стадиями. Ханс Виссем связывает с моделью Кондратьева, которая имеет 4 цикла,: 1770-1830г.г.; 1830-1885; 1885-1935; 1935-1980г.г. Начала и концы циклов совпадают с минимумами циклов. Пятый цикл начался в 1980 г. Средняя длительность периода составляет немногим более 50 лет, каждый цикл делится на стадии: рецессия (спад, кризис), депрессия (стагнация), оживление (Экспансия), бум.
Возникновение и смена циклов объясняются инновационными процессами, движением инвестиций в развитие инфраструктуры ценами на продукты, сырье и другие ресурсы. Период бума характеризуется влиянием растущих отраслей. Этот рост определяется инновациями в области технологий и продуктов. Виссема рассматривает период времени, начинающийся с бума четвертого цикла и заканчивающийся бумом пятого цикла Он предложил модель с шестью стадиями. Приведем ниже связь шести стратегических связей с циклом Кондратьева:
1.Стратегия роста (1948-1973) основывается на повышении качества продукции, понижении издержек и увеличении объема выпуска товаров.
2.Стратегия диверсификации (1965-1975) предусматривает новые коммерческие виды деятельности, когда выбираются новые продукты и новые рынки. Диверсификация является одной из стратегий матрицы Ансоффа. В начале 1970 пришло понимание того, что диверсификация не дает никакого роста экономике.
3.Стратегия экономии (1969-1985) Эта стратегия использовалась в конце периода рецессии и в период депрессии. Для этого периода характерны широкое государственное участие, инфляция и существенная безработица
4. Стратегия деконцентрации (1981-1990). Идеи стратегического управления впервые были применены в период деконцентрации. Стали широко использоваться внешние ресурсы.
5.Стратегия выборочного роста или укрепления (1983-1993), в которой основные виды деятельности укрепляются за счет рентабельности и конкурентоспособности.
6. Инновационная стратегия основывается на инвестировании в новые технологии, новую инфраструктуру и новые рынки. Обычно эта стратегия базируется на разработке и внедрении инновационных проектов, предусматривающих создание и производство нового или существенное усовершенствование, как правило, запатентованного продукта на основе новой или известной технологии, а также производство известного продукта на базе новой технологии. Итак, по ВИССЕМА инновационные технологии активно начинают внедряться на стадии оживления цикла Кондратьева, деконцентрации.
Многие авторы в качестве методологии стратегического менеджмента выделяют следующее: системный контроль, прогнозирование и экстраполяция тенденций движения системы и за счет этого предвидение будущих ситуаций; предвидение изменений, возможных событий, в которых может оказаться регион; гибкие аналитические, экстренные решения при критических ситуациях.
Стратегические планы целесообразно реализовывать в современных структурах управления, таких как программно-целевые, матричные, проектные структуры управления, с выделением в них специализированных служб по инновационному развитию СЭО, по маркетингу, продажам, поставкам (снабжению). С помощью таких органов исполнения специализированных функций координируется деятельность, просматриваются все возможные стратегические альтернативы развития инфраструктуры региона.
Технология и система стратегического планирования развития инфраструктуры в регионе содержит следующие этапы стратегического плана:
- формирование миссии региона как объекта управления развитием инновационной экономики в целом;
- анализ влияния внешней среды на регион;
- учет альтернативы развития событий
- учет государственных стратегических планов и заказов, в которых присутствуют интересы государства и общества;
- анализ внутренней среды в регионе (слабые и сильные стороны);
- анализ состояния инфраструктуры региона;
- анализ ресурсной базы региона (материальные, финансовые, инвестиционные, человеческие) для перехода на инновационную экономику;
- изучение, обобщение, учет стратегических планов и потребностей субъектов хозяйствования в регионе независимо от форм собственности и принадлежности.
При разработке стратегического плана создания инновационной инфраструктуры каждый хозяйствующий субъект региона придерживается следующей методики:
- при разработке стратегических альтернатив организации, предприятия, фирмы, компании, - каждая стратегия создания инновационной инфраструктуры доводится до уровня цели, задач и плана мероприятий;
- определяются эффективность стратегических альтернатив и приоритеты осуществления стратегий;
- доводятся принятые к реализации стратегии до конкретных исполнителей, на уровне планов и операционных действий;
- определяется финансовое обеспечение принятой к исполнению стратегической альтернативы (финансовый план, обеспечивающий реализацию принятой стратегии);
- осуществляется контроль, анализ, управление принятой стратегией деятельности организации.
Анализ состояния внутренних ресурсов: творческого потенциала населения, терпимости к нововведениям, инновационной активности, уровня информационного, инвестиционного и инфраструктурного обеспечения; противоречий в обществе, в организациях (уровень корпоративного и организационного поведения).
Для стратегического управления инновационной экономикой региона разрабатываются следующие виды планов:
1.Стратегический план любого уровня предназначения подкрепляется комплексом программ и проектов: по разработке инновационной инфраструктуры,
новых технологий, новых продуктов, новых управленческих систем, систем экономического стимулирования, нацеленного на получение конечного результата;
2. План развития региона на срок от5-50 лет
3. Тактические планы текущей деятельности.
Рис. 5. Схема управления процессом стратегического планирования региона
Инновационная экономика региона должна быть направлена на прогрессивное и рациональное осуществление организационных, научно-технических, технико-технологических, информационно-организационных, инновационных решений, направленных на благо общества, при максимально эффективном бережливом использовании всех имеющихся ресурсов.
Управление инновационным процессами опирается на общесистемную технологию управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль, анализ, управление.
Методы и способы управления инновациями имеют широкий спектр и еще слабо структурированы, т.к. используют общепринятый инструментарий.
Методы и способы управления инновациями
Таблица 1
№ п/п Наименование метода Способ реализации метода
1. Методы выявления мнения Интервью Анкетирование мнений Выборочные опросы Экспертиза
2. Аналитические методы Системный анализ Написание сценариев Сетевое планирование Функционально-стоимостной анализ Экономический анализ
3. Методы оценки Оценка продукта Оценка научно-технического уровня Оценка конкурентоспособности продукта Оценка технологического уровня производства Оценка затрат Метод деревьев (Патерн) Оценка порога прибыльности Оценка риска и шансов Оценка эффективности инноваций
4. Методы генерирования идей Мозговая атака Метод 6-3-5 Метод синектики Морфологический анализ Деловые игры Ситуационный анализ
5. Метод принятия решений Экономико-математические модели Таблицы решений Построение дерева решений Сравнение альтернатив
6. Методы прогнозирования Экспертные Экстраполяции Аналогии Метод Дельфи Регрессионный анализ
Эконометрические Имитационные модели
7. Метод наглядного представления Графические модели Физические модели Должностные описания и инструкции
8. Методы аргументирования Презентации Ведение переговоров
9. Структурно-системный метод Декомпозиция Структуры Системы
С современных научных представлений инновационная экономика региона как субъекта Российской Федерации может быть представлена агрегированной информационной системой, обладающей свойствами открытой кибернетической системы. Ее информационно-логический анализ проявляет системные элементы: цели развития и функционирования экономики региона; информационно-вещественные вход и выход в системе; ограничения внешнего характера; задаваемые импульсы научноинновационного развития; наличие развитого механизма обратных связей между выходом и входом - придают системе свойство адаптации, т. е. приспособления к быст-роизменяющейся внешней конкурентной среде на российских и зарубежных рынках.
Рассматривая сущность информационного общества, следует сделать акцент именно на экономические отношения, имеющие место в регионе. Реагируя на изменяющиеся условия функционирования, передовые учреждения обращают все больше внимания на организацию и развитие инновационной деятельности, инновационность осуществляемых мероприятий и проектов, темпы развития инновационной инфраструктуры в рассматриваемом регионе. Внедрение инноваций в практику учреждений региона стало возможным с формированием и развитием информационного общества и наличием интеллектуальных ресурсов.
Современные концепции менеджмента об управлении инновациями являются «Одномерными» концепциями и концентрируют внимание на решении этой проблемы: целей деятельности, задач, подбора и расстановки специалистов, организации управленческой деятельности и т.п. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых
являются А.Файоль и М.Вебер, теории « Х и У» Д. Мак Грегора. Большое влияние на развитие менеджмента оказали школы человеческих отношений, которые разработали Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо, К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.Мак Грегор, Ф.Гердцберг. Абрахом Маслоу выделил экономические отношения и декларировал, что движущей силой являются различные потребности людей и организаций, которые должны быть мотивированы и удовлетворены.
Рассматривая сущность информационного общества, следует сделать акцент именно на экономические отношения, имеющие место в регионе.
Современные инновационные процессы в инфраструктурном секторе региона достаточно сложны. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно - экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры. Их задача - способствовать продвижению инновационного продукта, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна и производственная применимость.
Итак, стратегический менеджмент развития инфраструктуры региона должна быть ориентирован на долгосрочные цели и реализовываться в процессе текущей хозяйственной деятельности посредством отбора соответствующих инвестиционных проектов и программ. Формирование инвестиционной стратегии развития инфраструктуры региона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в
рамках общей стратегии экономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокам реализации.
Системное рассмотрение инновационной среды предполагает: выделение необходимых элементов, создающих ее, а также правил и закономерностей связи этих элементов между собой; оценку влияния среды на деятельность объектов, находящихся вне среды.
Творческое инновационное мышление предполагает отказ от повторения пройденного, от прежних решений. Новый подход к управлению должен удовлетворять определенным критериям, превращающим его в идеал не только в данный момент, но и на среднюю и дальнюю перспективу.
Формирование инфраструктуры инновационной экономики предусматривает, прежде всего, регулирование процессом разработки инфраструктурной политики. Она должна быть централизована, чтобы избежать ошибок, допускаемых даже при централизованном планировании в СССР.
При децентрализованной разработке инфраструктуры трудно преодолеть ведомственные барьеры, экономию средств именно на элементах инфраструктуры, увидеть роль и пользу этой инфраструктуры не только в региональном или отраслевом плане, но и в масштабе страны и всей мирохозяйственной системы.
В случае отсутствия мощных и энергичных профессиональных действий государства, понятных и поддержанных деловым сообществом, модернизация действующей и формирование перспективной инфраструктуры инновационной экономики, может принять депрессивную форму. Восстановление экономического роста регионов требует целенаправленных усилий по созданию адекватных финансовых, производственных, инвестиционных, инфраструктурных условий с применением смешанных форм государственного регулирования региональной стратегии, собственных и кредитных ресурсов.
В этой связи особую актуальность представляет комплексное решение задач стратегического менеджмента, (системы действия власти региона, бизнеса и населения) и стратегического планирования приоритетного инфраструктурного устройства, обеспечивающего развитие инновационной экономики регионов.
Особо выделено, что стратегическое управление в современной экономической системе нацелено на инновационный прорыв, где достижение эффекта предопределено взаимодействием, взаимопроникновением, согласованием факторов хозяйственной деятельности.
Разработано научное обоснование стратегии развития инфраструктуры на национальном, региональном, международном уровне, которая предусматривает:
- выделение приоритетных направлений инвестирования общенациональных и региональных инвестиционных инфраструктурных программ;
- комплекс совместных инвестиционных инфраструктурных программ в рамках государств - участников СНГ, международных программ со странами Дальнего Зарубежья;
- поиск и привлечение иностранных инвесторов,
- внедрение новых технологий и материалов.
Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественноэкономического кризиса, преодоления спада производства и улучшения качества жизни россиян.
Перед регионами стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в регион иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Иностранный капитал может привнести в регион достижения научнотехнического прогресса и передовой управленческий опыт.
Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение иностранных кредитов, которые только умножают государственные долги.
Нуждается в научной разработке теория поиска альтернативных стратегий инновационного развития экономики регионов, осуществление отдельных региональных проектов на различных уровнях управления при генерировании инновационных идей, поиске новых знаний, новых теорий и направлений использования инноваций в конкурентной среде.
Современный стратегический менеджмент должен быть обеспечен в следующих направлениях.
1. Сочетание нового знания, лежащего в основе инновационных экономических преобразований, с производственным опытом, созреванием необходимых социальных условий.
2. Сближение отношений между центрами инноваций, производства и использования новых технологий. Чем теснее отношения, тем быстрее идет трансформация общества и положительная обратная связь между социальными условиями и общими условиями для дальнейших инноваций. Инновационное развитие не равномерное, волнообразное и это надо учитывать при выборе и разработке инновационных стратегий.
3. Превращение теоретического знания в инновации; на возникновение наукоемких отраслей промышленности. При этом, например Д. Белл, обращал внимание на важность соединения научных исследований и разработок, что имеет огромное значение для внедрения инноваций в производственную практику.
4. Активное вовлечение населения региона в информационное сообщество. Например, Г.И. Абдрахманова1 считает наиболее обоснованным определение, данное скандинавскими статистиками, которые понимают под информационным обществом - общество, активно пользующееся информационными сетями и технологиями, производящее большое количество ИКТ-товаров и услуг диверсифицированной контент-индустрией. При этом подчеркивается повышение роли информации и знаний в экономическом и социальном прогрессе. Подробный анализ возникновения информационного общества дан И.Ю. Алексеевой, которая, делая экскурс в возникновение идеологии информационного общества, отмечает, что изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Информационные технологии позволяют совершенствовать управление регионом, так как обеспечивают руководителей актуальной и полной информацией за любой выбранный промежуток времени или по выбранному критерию, контроль и анализ работы персонала и др. Разработка и внедрение инновационных технологий является приоритетной составляющей инновационных процессов в регионе.
5. Системное рассмотрение инновационной инфраструктурной среды, которое предполагает: выделение необходимых элементов, создающих ее, а также правил и закономерностей связи этих элементов между собой; оценку влияния среды на деятельность объектов, находящихся вне среды. Успехи и сдвиги в теории и практике управления инновационными инфраструктурными процессами в регионе зависят также от успехов в других, связанных со стратегическим менеджментом областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, биология, а также от реальных изменений, происходящих в практике бизнеса.
6. Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно - экономическими аспектами нововведений -инновационные менеджеры. Их задача: способствовать продвижению инновационной инфраструктуры, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Существует рыночный отбор нововведений в инфраструктуре региона, в котором участвуют инновационные менеджеры, владеющие методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений. Цель - обобщение достижений мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами для оказания помощи различным структурам экономики региона, в освоении инновационного менеджмента. Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной инфраструктуры, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности создания инфраструктуры.
Используемые источники
^Абрахманова Г.И. Статистика информационного общества - современное состояние и перспективы развития.// Вопросы статистики 2008.№ 1
2Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества http:// www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru