ECONOMICS
STRATEGIC ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF COMPANIES Kudryashov DA. (Russian Federation) Email: [email protected]
Kudryashov Dmitry Alexandrovich - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF MANAGEMENT, MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: diagnostics of the enterprise strategy is an urgent problem and a necessary task for the most efficient enterprise activity. The article contains testing SWOT - analysis at the enterprise, identifying functioning problems, formulating proposals for improving strategic analysis. Diagnostics of the enterprise is an urgent problem and a necessary task for the most efficient operation of the enterprise. The analyzed enterprise is large in the oil and gas industry. It is a provider of metrological services, laboratory analysis, and also provides a range of services to control the quality of the supplied fuel. Keywords: enterprise, swot - analysis, strategy.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА КОМПАНИИ Кудряшов Д.А. (Российская Федерация)
Кудряшов Дмитрий Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, факультет менеджмента, Московский международный университет, г. Москва
Аннотация: диагностика стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия. Статья содержит апробацию SWOT-анализа на предприятии, выявление проблем функционирования, формулирование предложений по совершенствованию стратегического анализа. Анализируемое предприятие является крупным в нефтегазовой промышленности. Является поставщиком метрологических услуг, лабораторного анализа, а также оказывает комплекс услуг по контролю качества поставляемого топлива. Ключевые слова: предприятие, SWOT-анализ, стратегия.
Диагностика предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия. Разработка и реализация стратегии организации особенно важна для крупных предприятий заинтересованных в стратегической устойчивости бизнеса, обеспечении его эффективности в долгосрочной перспективе.
В ходе работы был произведен SWOT-анализ. Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и планировании деятельности предприятия.
Стратегический анализ предусматривает только вариант развития событий на реальном рынке, в реальных рыночных условиях. Здесь и сейчас. Предлагаемый углубленный стратегический анализ с элементом прогнозируемого (моделируемого) анализа проводится на смоделированном рынке. Приведем пример, вариант развития событий 1 (реальный рынок) представим в виде рисунка 1.
Рис. 1. Стратегический анализ при реальном рынке
Вариант развития событий 2 (прогнозируемый рынок) представим в виде рисунка 2. На рисунке 2, предположим, что конкуренция на рынке возросла на 10 единиц (предприятий), это повлияло на процесс реализации, и при таких условиях сбыт уменьшился на 5 единиц (услуг).
Рис. 2. Стратегический анализ с применением прогнозируемого (моделируемого) анализа
Как видно из рисунков, если мы прогнозируем рынок, то получаем совсем другие данные и соответственно принимаем другие, более точные (скорректированные), стратегические решения.
Что можно предпринять в данной ситуации в будущем? Например, снизить затраты на приобретение и содержание сырья, высвободившиеся денежные средства направить на рекламу, а также попробовать снизить себестоимость продукта (услуги).
После рассмотрения SWOT-анализа были выявлены преимущества и недостатки этого инструмента диагностики среды организации. Так, преимуществами является универсальность, простота и эффективность применения, возможность комплексного
взгляда на компанию и ее среду. Также данный анализ позволяет определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, определить перспективы развития, систематизировать имеющуюся информацию о компании. К недостаткам же можно отнести субъективность оценки, которая зависит от опыта и профессионализма эксперта, достаточно трудно количественно измерить влияние возможностей и угроз, сильных и слабых сторон.
Существующие модели стратегического анализа имеют еще один существенный недостаток. Большинство моделей анализируют ресурсы и способности компании по отношению к текущему моменту времени, в то время как сама цель стратегического анализа и динамизм современных рынков требуют рассмотрения ресурсной базы по отношению к будущим рынкам, которые будут отличаться от существующих. В последние годы рыночные изменения все больше связаны с процессами глобализации - появляется доступ к новым рынкам, динамичнее происходит трансферт технологий.
Современные условия внешней среды предъявляют к моделям стратегического анализа компаний новые требования. Необходимо определение тех ресурсов и компетенций, в которых нуждается компания для достижения устойчивого конкурентного преимущества на рынках будущего.
Необходимы следующие направления совершенствования стратегического анализа: включение процедур по анализу рынка в целях усиления взаимосвязи с внешней средой, использование техники прогнозируемого (моделируемого) анализа для более полного учета динамики изменений внешних параметров и отслеживания изменений в макроэкономической ситуации, на международных и локальных рынках (для продвижения анализируемого предприятия на рынок СНГ, а именно Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Казахстан) в разных отраслях - основной, смежных и вновь зарождающихся. Т.е. это анализ в условиях спрогнозированного рынка, в виде цифрового моделирования.
Включение в стратегический анализ прогнозируемого анализа (моделируемого) на краткосрочную перспективу позволяет получить представление о наиболее важных и вероятных изменениях во внешней среде, выявить ключевые факторы успеха в конкуренции на будущих рынках, а также необходимые для этого ресурсы и способности. При проведении конкурентного анализа результаты прогнозируемого (моделируемого) анализа позволят выявить реакцию компании и конкурентов на изменение параметров рынка.
Речь идет о краткосрочной перспективе, т.к. при долгосрочной перспективе возможно появление дополнительных факторов, не включенных в прогноз, которые могут повлиять на общую стратегию, исказить желаемый результат.
Цифровое моделирование в данном случае представляет собой разработку программного продукта для пользователей, которое позволит эффективнее выстраивать краткосрочный прогноз рынка. Это особо актуально в условиях цифровизации общества. Можно выставить программное обеспечение, состоящее из модулей, которые условно можно поделить на:
- постоянные (константы), например предприятие и определенный продукт,
- условно-постоянные, т.е. возможности предприятия (сырье, кадры и т.п.). Это показатели (модули), которые могут быть изменены в самом предприятии, в зависимости от возникающих внутренних факторов при моделировании,
- переменные, т.е. социально-экономические и т.п.
Динамический характер стратегического анализа делает необходимым введение оценки существующих динамических способностей компании, динамические способности - это способность организации целенаправленно создавать, расширять и модифицировать свою ресурсную базу в ответ на изменение условий внешней среды.
Исходя из ценности и стоимости конкретных ресурсов и способностей, компания может определить, каким образом следует изменить существующие ресурсы и способности, какие изменения внести в стратегию фирмы в соответствии со стратегическими намерениями компании.
Использование данной улучшенной модели стратегического анализа даст возможность определять параметры будущих рынков; выявлять ресурсы и компетенции, которые будут в
21
будущем наиболее важными источниками устойчивого конкурентного преимущества; обнаружить свои слабые и сильные стороны по отношению к конкретному будущему рынку; определить наиболее вероятных будущих конкурентов, включая возможность входа на рынок новых международных компаний и активизации их деятельности. Это позволит организации уже в текущем периоде предпринимать шаги по приобретению ресурсов и способностей, а также развитию компетенций, необходимых для рынков будущего.
В заключение к вышесказанному можно сделать вывод о том, что безошибочным вариантом для достижения длительного функционирования и благополучного развития компании является особое внимание осуществлению изучения внутренней и внешней среды. Это означает, что должен проводиться комплексный анализ, такой как SWOT-анализ, с включением блока прогнозируемого (моделируемого) анализа, который даст ясное представление о конкурентном положении организации на рынке.
Только тогда можно рассчитывать на эффективность принимаемых оперативных и стратегических управленческих решений.
Главное внимание уделяют не столько контролю над текущей деятельностью, сколько наблюдению за всем ходом развития компании. При этом подходе достаточно оперативно можно вносить коррективы и в методы, и в стратегию.
Проанализировав компанию, можно отметить, каким вопросам следует уделить внимание, например, реформированию организационной структуры управления, маркетинговой политики, развитию новых технологий, умению быстро приспосабливаться к изменениям в нашем законодательстве.
Список литературы /References
1. Ансофф И. Стратегическое управление /перевод с англ./. М.: Экономика, 2008.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М.: Питер, 2007.
3. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А.Г. М.: ЭКМОС, 2008.
4. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Иванова Г.П./ М.: Закон и право. ЮНИТИ, 2007.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Перевод с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008.
6. Вайсман А. Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. М.: Экономика, 2006.