Научная статья на тему 'Стратегический анализ и диагностика компании'

Стратегический анализ и диагностика компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предприятие / SWOT-анализ / стратегия. / enterprise / swot - analysis / strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов Дмитрий Александрович

диагностика стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия. Статья содержит апробацию SWOT–анализа на предприятии, выявление проблем функционирования, формулирование предложений по совершенствованию стратегического анализа. Анализируемое предприятие является крупным в нефтегазовой промышленности. Является поставщиком метрологических услуг, лабораторного анализа, а также оказывает комплекс услуг по контролю качества поставляемого топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF COMPANIES

diagnostics of the enterprise strategy is an urgent problem and a necessary task for the most efficient enterprise activity. The article contains testing SWOT analysis at the enterprise, identifying functioning problems, formulating proposals for improving strategic analysis. Diagnostics of the enterprise is an urgent problem and a necessary task for the most efficient operation of the enterprise. The analyzed enterprise is large in the oil and gas industry. It is a provider of metrological services, laboratory analysis, and also provides a range of services to control the quality of the supplied fuel

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ и диагностика компании»

ECONOMICS

STRATEGIC ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF COMPANIES Kudryashov DA. (Russian Federation) Email: [email protected]

Kudryashov Dmitry Alexandrovich - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF MANAGEMENT, MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: diagnostics of the enterprise strategy is an urgent problem and a necessary task for the most efficient enterprise activity. The article contains testing SWOT - analysis at the enterprise, identifying functioning problems, formulating proposals for improving strategic analysis. Diagnostics of the enterprise is an urgent problem and a necessary task for the most efficient operation of the enterprise. The analyzed enterprise is large in the oil and gas industry. It is a provider of metrological services, laboratory analysis, and also provides a range of services to control the quality of the supplied fuel. Keywords: enterprise, swot - analysis, strategy.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА КОМПАНИИ Кудряшов Д.А. (Российская Федерация)

Кудряшов Дмитрий Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, факультет менеджмента, Московский международный университет, г. Москва

Аннотация: диагностика стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия. Статья содержит апробацию SWOT-анализа на предприятии, выявление проблем функционирования, формулирование предложений по совершенствованию стратегического анализа. Анализируемое предприятие является крупным в нефтегазовой промышленности. Является поставщиком метрологических услуг, лабораторного анализа, а также оказывает комплекс услуг по контролю качества поставляемого топлива. Ключевые слова: предприятие, SWOT-анализ, стратегия.

Диагностика предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия. Разработка и реализация стратегии организации особенно важна для крупных предприятий заинтересованных в стратегической устойчивости бизнеса, обеспечении его эффективности в долгосрочной перспективе.

В ходе работы был произведен SWOT-анализ. Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и планировании деятельности предприятия.

Стратегический анализ предусматривает только вариант развития событий на реальном рынке, в реальных рыночных условиях. Здесь и сейчас. Предлагаемый углубленный стратегический анализ с элементом прогнозируемого (моделируемого) анализа проводится на смоделированном рынке. Приведем пример, вариант развития событий 1 (реальный рынок) представим в виде рисунка 1.

Рис. 1. Стратегический анализ при реальном рынке

Вариант развития событий 2 (прогнозируемый рынок) представим в виде рисунка 2. На рисунке 2, предположим, что конкуренция на рынке возросла на 10 единиц (предприятий), это повлияло на процесс реализации, и при таких условиях сбыт уменьшился на 5 единиц (услуг).

Рис. 2. Стратегический анализ с применением прогнозируемого (моделируемого) анализа

Как видно из рисунков, если мы прогнозируем рынок, то получаем совсем другие данные и соответственно принимаем другие, более точные (скорректированные), стратегические решения.

Что можно предпринять в данной ситуации в будущем? Например, снизить затраты на приобретение и содержание сырья, высвободившиеся денежные средства направить на рекламу, а также попробовать снизить себестоимость продукта (услуги).

После рассмотрения SWOT-анализа были выявлены преимущества и недостатки этого инструмента диагностики среды организации. Так, преимуществами является универсальность, простота и эффективность применения, возможность комплексного

взгляда на компанию и ее среду. Также данный анализ позволяет определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, определить перспективы развития, систематизировать имеющуюся информацию о компании. К недостаткам же можно отнести субъективность оценки, которая зависит от опыта и профессионализма эксперта, достаточно трудно количественно измерить влияние возможностей и угроз, сильных и слабых сторон.

Существующие модели стратегического анализа имеют еще один существенный недостаток. Большинство моделей анализируют ресурсы и способности компании по отношению к текущему моменту времени, в то время как сама цель стратегического анализа и динамизм современных рынков требуют рассмотрения ресурсной базы по отношению к будущим рынкам, которые будут отличаться от существующих. В последние годы рыночные изменения все больше связаны с процессами глобализации - появляется доступ к новым рынкам, динамичнее происходит трансферт технологий.

Современные условия внешней среды предъявляют к моделям стратегического анализа компаний новые требования. Необходимо определение тех ресурсов и компетенций, в которых нуждается компания для достижения устойчивого конкурентного преимущества на рынках будущего.

Необходимы следующие направления совершенствования стратегического анализа: включение процедур по анализу рынка в целях усиления взаимосвязи с внешней средой, использование техники прогнозируемого (моделируемого) анализа для более полного учета динамики изменений внешних параметров и отслеживания изменений в макроэкономической ситуации, на международных и локальных рынках (для продвижения анализируемого предприятия на рынок СНГ, а именно Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Казахстан) в разных отраслях - основной, смежных и вновь зарождающихся. Т.е. это анализ в условиях спрогнозированного рынка, в виде цифрового моделирования.

Включение в стратегический анализ прогнозируемого анализа (моделируемого) на краткосрочную перспективу позволяет получить представление о наиболее важных и вероятных изменениях во внешней среде, выявить ключевые факторы успеха в конкуренции на будущих рынках, а также необходимые для этого ресурсы и способности. При проведении конкурентного анализа результаты прогнозируемого (моделируемого) анализа позволят выявить реакцию компании и конкурентов на изменение параметров рынка.

Речь идет о краткосрочной перспективе, т.к. при долгосрочной перспективе возможно появление дополнительных факторов, не включенных в прогноз, которые могут повлиять на общую стратегию, исказить желаемый результат.

Цифровое моделирование в данном случае представляет собой разработку программного продукта для пользователей, которое позволит эффективнее выстраивать краткосрочный прогноз рынка. Это особо актуально в условиях цифровизации общества. Можно выставить программное обеспечение, состоящее из модулей, которые условно можно поделить на:

- постоянные (константы), например предприятие и определенный продукт,

- условно-постоянные, т.е. возможности предприятия (сырье, кадры и т.п.). Это показатели (модули), которые могут быть изменены в самом предприятии, в зависимости от возникающих внутренних факторов при моделировании,

- переменные, т.е. социально-экономические и т.п.

Динамический характер стратегического анализа делает необходимым введение оценки существующих динамических способностей компании, динамические способности - это способность организации целенаправленно создавать, расширять и модифицировать свою ресурсную базу в ответ на изменение условий внешней среды.

Исходя из ценности и стоимости конкретных ресурсов и способностей, компания может определить, каким образом следует изменить существующие ресурсы и способности, какие изменения внести в стратегию фирмы в соответствии со стратегическими намерениями компании.

Использование данной улучшенной модели стратегического анализа даст возможность определять параметры будущих рынков; выявлять ресурсы и компетенции, которые будут в

21

будущем наиболее важными источниками устойчивого конкурентного преимущества; обнаружить свои слабые и сильные стороны по отношению к конкретному будущему рынку; определить наиболее вероятных будущих конкурентов, включая возможность входа на рынок новых международных компаний и активизации их деятельности. Это позволит организации уже в текущем периоде предпринимать шаги по приобретению ресурсов и способностей, а также развитию компетенций, необходимых для рынков будущего.

В заключение к вышесказанному можно сделать вывод о том, что безошибочным вариантом для достижения длительного функционирования и благополучного развития компании является особое внимание осуществлению изучения внутренней и внешней среды. Это означает, что должен проводиться комплексный анализ, такой как SWOT-анализ, с включением блока прогнозируемого (моделируемого) анализа, который даст ясное представление о конкурентном положении организации на рынке.

Только тогда можно рассчитывать на эффективность принимаемых оперативных и стратегических управленческих решений.

Главное внимание уделяют не столько контролю над текущей деятельностью, сколько наблюдению за всем ходом развития компании. При этом подходе достаточно оперативно можно вносить коррективы и в методы, и в стратегию.

Проанализировав компанию, можно отметить, каким вопросам следует уделить внимание, например, реформированию организационной структуры управления, маркетинговой политики, развитию новых технологий, умению быстро приспосабливаться к изменениям в нашем законодательстве.

Список литературы /References

1. Ансофф И. Стратегическое управление /перевод с англ./. М.: Экономика, 2008.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М.: Питер, 2007.

3. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А.Г. М.: ЭКМОС, 2008.

4. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Иванова Г.П./ М.: Закон и право. ЮНИТИ, 2007.

5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Перевод с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008.

6. Вайсман А. Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. М.: Экономика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.