Научная статья на тему 'Стратегический анализ экономического потенциала республики Саха (Якутия) и концептуальные предложения по его развитию'

Стратегический анализ экономического потенциала республики Саха (Якутия) и концептуальные предложения по его развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ЛОКАЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / LOCAL POTENTIALS EXPORT-RESOURCE SPECIALIZATION / ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR / КОРИДОРЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT CORRIDORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рохчин Владимир Ефимович, Неустроев Сергей Сергеевич

В статье проведен стратегический анализ экономического потенциала Республики Саха (Якутия), на основе которого выявлены локальные потенциалы, составляющие ядро экономического потенциала республики. Показаны основные факторы, сдерживающие экономическое развитие региона, и особенности, формирующие перспективы сырьевой специализации. Даны рекомендации по разработке экспортно-сырьевой стратегии экономического развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рохчин Владимир Ефимович, Неустроев Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic analysis of Sakha (Yakutia) Republic economic potential and conceptual proposals for its development

The article examines a strategic analysis of the economic potentials of Sakha (Yakutia) Republic, which became a basis for identification of local potentials of the Republic. The article describes the main factors constraining economic growth in the region and special features forming prospects of resource specialization of economy. The article provides recommendations on the development of export-resource strategy of economic development of the Republic.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ экономического потенциала республики Саха (Якутия) и концептуальные предложения по его развитию»

В.Е. РОХЧИН, С.С. НЕУСТРОЕВ

Владимир Ефимович РОХЧИН — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 1967 г. окончил Ленинградский ордена Красного Знамени Механический институт.

Автор более 200 научных работ, в том числе более 10 монографий.

Сфера научных интересов — региональная экономика, стратегическое планирование, управление развитием территорий.

Сергей Сергеевич НЕУСТРОЕВ — кандидат экономических наук, докторант Института проблем региональной экономики РАН. Автор более 40 научных работ.

Сфера научных интересов — региональная экономика, управление регионом, экономика образования и инноваций. ^ ^ ^

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО РАЗВИТИЮ

Республика Саха (Якутия) расположена в континентальной и Арктической части Дальнего Востока России и характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями — практически вся ее территория находится в зоне вечной мерзлоты. Стратегическое значение республики определяется сложившимся здесь экономическим потенциалом, который нами предлагается рассматривать как интегральный фактор ее стратегического развития [3].

Для осуществления интегральной оценки стартовых условий стратегического развития экономики республики в таблице представлены характеристики основных составляющих сложившегося в ее пределах экономического потенциала. Из представленных результатов следует, что в Республике Саха (Якутия) сложился значительный экономический потенциал, ядро которого составляют такие локальные потенциалы, как природно-ресурсный, экономико-географический и производственный. Вместе с тем определились основные факторы, сдерживающие экономическое развитие республики:

ГРНТИ 06.61.33

© В.Е. Рохчин, С.С. Неустроев, 2012

28 В.Е. Рохчин, С.С. Неустроее

Таблица

Результаты стратегического анализа экономического потенциала Республики Саха (Якутия)

Составляющие экономического потенциала Преимущества Недостатки

1. Природно-ресурсный потенциал 1. Крупнейший минерально-сырьевой регион России (алмазы, благородные металлы, уголь, нефть, газ, нефть и т. д.), стоимость подтвержденных запасов превышает 1,3 трлн долл. США 1. Слабая вовлеченность в экономику России. 2. Недостаточная степень изученности (7 % территории). 3. Значительные затраты финансовых средств на добычу, первичную переработку и транспортировку минерально-сырьевых ресурсов. 4. Неблагоприятные климатические условия

2. Экономико- географический потенциал 1. Территориальная близость с Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей, в которых прогнозируется рост интереса к сырьевым ресурсам региона. 2. Возможность использования крупнейших российских транспортных магистралей — Транссиба, БАМа, Северного морского пути. 3. Намерения государства развивать действующие транспортные магистрали и участвовать в реализации мегапроекта «Трансконтинентальная магистраль Европа — Америка» 1. Транспортная и экономическая изолированность региона от основного экономического пространства России. 2. Очаговый характер расселения, отдаленность и труднодоступность территорий. 3. Сезонное функционирование основных транспортных магистралей

3. Производственный потенциал 1. Индустриально-аграрный с развитой горнодобывающей и топливно-энергетической промышленностью. 2. Добывающие отрасли промышленности дают около 60 % поступлений в бюджетную систему, 18,4 % от общего объема реализации продукции за пределы республики. 3. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия (63,9 % в общем объеме промышленного производства); электроэнергетика (15,7 %); топливная промышленность (10,9 %). 4. Пространственная структура размещения производственного потенциала республики характеризуется концентрацией его в ряде районов опережающего экономического роста, специализирующихся на одной или двух отраслях экономики 1. Выраженная сырьевая ориентация (доля добывающих производств — 80 % от общего объема промышленного производства, здесь трудится 18 % экономически активного населения). 2. Слабо развита промышленность строительных материалов (около 1 % от общего объема промышленного производства). 3. Низкая плотность автомобильных и железных дорог. 4. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 1 % всех земель республики. 5. Поляризация пространственного распределения центров добывающей и обрабатывающей промышленности. 6. Слабый учет возможностей межрайонной интеграции при решении вопросов пространственной организации экономики республики

4. Экспортный потенциал 1. Экспорт (драгоценные камни, минеральное сырье, энергетические ресурсы, пушнина и др.) составляет 96,8 % внешнеэкономического оборота республики 1. Высокие административные барьеры на вывоз алмазов и бриллиантов. 2. Слабость транспортной инфраструктуры сдерживает реализацию экспорта

Окончание таблицы

5. Инновационный потенциал 1. Высокий уровень урбанизации: 81 % населения проживает в городах с численностью от 211 тыс. человек (г. Якутск) до 9-10 тыс. человек (г. Томмота и Вилюйск). 2. Формирование крупнейшего научно-образовательного и инновационного центра республики и Северо-Востока страны — Севе-ро-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова [2]. 3. Государственная поддержка реализации сложившегося в республике инновационного потенциала 1. Несформированность республиканской инновационной системы. 2. Низкий спрос на инновации. 3. Слабость инновационной инфраструктуры. 4. Отсутствие комплексной государственной инновационной политики в республике

6. Трудовой потенциал 1. В ближайшей перспективе потребности экономики республики в трудовых ресурсах могут быть удовлетворены за счет местных источников 1. Отток рабочих кадров из поселений с низким уровнем качества жизни. 2. В стратегической перспективе необходимо наращивание трудового потенциала за счет привлечения дополнительных трудовых ресурсов

7. Инвестиционный потенциал 1. Экономика республики имеет относительно высокую инвестиционную привлекательность. 2. В республике создана правовая база инвестиционной деятельности 1. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимную выгоду государства и бизнеса в реализации инвестиционных проектов

8. Транзитный потенциал 1. В республике имеются значительные предпосылки для развития транзитного потенциала. 2. Государственная поддержка повышения пропускной способности существующих и строительства новых транспортных магистралей 1. Транзитный потенциал республики вследствие слабости транспортной инфраструктуры относительно низок, что сдерживает объемы экспорта

9. Потенциал стратегического управления экономическим развитием республики 1. В республике созданы и достаточно эффективно функционируют элементы системы стратегического планирования развития ее экономики 1. В республике отсутствует целостная система стратегического управления ее экономическим развитием

— экстремальные природно-климатические условия, отдаленность и труднодоступность территорий, отсутствие развитой единой транспортной системы, очаговый характер расселения, частые природные катаклизмы;

— высокая стоимость и низкая конкурентоспособность продукции (без учета уникальных минеральных ресурсов) моноотраслевой характер и низкая диверсификация производства, специфичность условий ведения сельского хозяйства и его высокая дотационность, высокие риски при земледелии, высокая степень удорожания энергоносителей, высокая доля транспортных издержек в стоимости готовой продукции;

— неразвитая транспортная инфраструктура, обусловленная изолированностью от единой транспортной сети РФ, низкая степень транспортной доступности, сезонное функционирование основных транспортных магистралей;

— нехватка квалифицированной рабочей силы, обусловленная миграционным оттоком, старением и текучестью кадров;

— высокие административные барьеры для экспорта алмазов и бриллиантов;

— слабое развитие инновационного и транзитного потенциалов;

— отсутствие в республике целостной системы стратегического управления ее экономическим развитием.

Многие из перечисленных факторов взаимосвязаны, вследствие чего их воздействие на экономическое развитие республики носит мультипликативный характер [1]. Активизация процессов глобали-

30

В.Е. Рохчин, С. С. Неустроев

зации обусловила формирование нового международного контекста существования Северо-Востока России, особенность которого состоит в том, что он территориально близок с экономически развитыми Китаем, Японией, Южной Кореей, которые формируют собственные планы его использования. Большая часть таких планов связана, по понятным причинам, с эксплуатацией природных богатств и закреплением экспортно-сырьевой ориентации. По существу, идет борьба за будущее Северо-Востока России в виде определения стратегического выбора между:

— стихийной эволюцией в направлении окончательного скатывания к модели «колониальной экономики», предлагающей закрепление за Северо-Востоком России роли мирового сырьевого придатка, и обоснованным выбором стратегии его экономического развития, предполагающей возможность полноправного, на принципах партнерства, участия в постановке и решении общемировых проблем;

— пассивным принятием стандартов поведения, исходящих от транснациональных институтов, и собственным вектором экономического российского Северо-Востока в многополярном мире;

— автономным выбором направления своего экономического развития для каждого из субъектов РФ, находящихся в пределах Дальневосточного федерального округа, и переходом на взаимосогласованные и взаимодополняющие векторы развития, которые сопровождаются объединением заинтересованных субъектов РФ на приоритетных направлениях;

— лоббированием ресурсоемких локальных инвестиционных проектов и реализацией сквозных транснациональных проектов, обеспечивающих синергетический и инфраструктурный эффекты для субъектов РФ в пределах Дальневосточного федерального округа и страны в целом.

Природно-климатические особенности, а также системные ограничения, накладываемые на качество человеческого капитала Республики Саха (Якутия) характером предыдущей волны освоения (сырьевая колонизация, интенсивная потеря населения за счет миграционного оттока), препятствуют смене специализации данного региона. Направления экономического развития республики будут в обозримой перспективе связаны с освоением новых сырьевых источников. При оценке крупных инвестиционных производственных, преимущественно сырьевых, проектов, намечаемых к реализации на территории республики, могут быть выделены схожие характеристики: замыкание пути от источников сырья к портам или пограничным переходам, через которые сырье должно вывозиться на экспорт. Что же касается развития новых крупных индустриальных производств, то уже упоминавшиеся выше системные ограничения человеческого капитала, скорее всего, не позволят реализовать на территории республики крупные инновационные проекты.

Естественно, что в этих условиях наиболее значимые инвестиционные корпоративные проекты будут реализовываться промышленными гигантами, занимающимися добычей сырья, его первичной переработкой и транспортировкой, имеющими центры управления вне Северо-Востока России. Именно такие структуры оказывают наиболее значимое влияние на экономическое развитие республики, являются крупными налогоплательщиками, формирующими республиканский бюджет, и работодателями, финансируют и организуют избирательные кампании в республиканские и муниципальные органы власти. Иностранные резиденты, как правило, не участвуют в корпоративных проектах, реализуемых в республике. Однако они оказывают сильное влияние на их технологическую политику, привязывая к собственным рынкам, лоббируя выбор выгодных для себя вариантов развития инфраструктур.

В результате, на территории республики формируются коридоры развития, имеющие сырьевую направленность, центры управления которыми находятся не только вне республики, но вынесены за пределы Дальневосточного федерального округа. Это, безусловно, накладывает отпечаток на развитие инфраструктур и населенных пунктов Республики Саха (Якутия), объективно способствует фрагментации ее экономического пространства; части этого пространства в качестве сырьевых провинций включаются в зарубежные коридоры развития, а не попавшие в них территории республики теряют людей, технологии, инфраструктуру.

Перспектива сырьевой специализации республики имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать. Во-первых, высокие издержки на добычу сырья в связи с большими затратами энергии, что в условиях растущей международной конкуренции ослабляет позиции российских поставщиков. Во-вторых, мировой рынок сырьевых ресурсов уже сформировался, поэтому можно полагать, что конкурентная борьба будет вестись за сохранение уже занятых ниш, но не за новые. В-третьих, в мире наряду с традиционными индустриальными сферами деятельности снижается прибыльность и сырьевого сектора, что обусловлено как ростом доли интеллектуальных продуктов в себестоимости товаров

индустриального производства, так и возрастанием требований к соблюдению экологических ограничений и уровня отчислений на охрану окружающей среды.

С учетом высказанных соображений представляется, что глобальным стратегическим приоритетом развития экономического потенциала Республики Саха (Якутия) является требование обеспечения социально ориентированной эффективной организации промышленного производства, имеющего экспортно-сырьевую направленность. Такая концептуальная посылка предполагает формирование промышленной составляющей каркаса общеэкономической деятельности, опирающейся на предварительно обоснованные стратегические национальные, республиканские и муниципальные приоритеты экономического развития.

Реализуя преимущественно экспортно-сырьевую стратегию экономического развития республики, следует в то же время стремиться увеличить присутствие промышленного комплекса Якутии в отраслях международной промышленной специализации, а также в отраслях технологического прорыва на базе VI технологического уклада. В последнем случае речь идет не только о технологическом прорыве в традиционных для республики отраслях промышленного производства: горнодобывающих и топливно-энергетических производствах на базе использования инновационных технологий добычи и комплексной переработки руд металлов и углеводородного сырья; лесопромышленном комплексе с использованием инновационных технологий глубокой переработки древесины и эффективным использованием отходов и т. п.; но и в направлении деятельности по диверсификации промышленного производства — создании новых энергосберегающих технологий и нетрадиционных источников энергии.

Стратегически привлекательным, на наш взгляд, выглядит использование в качестве базового сценария ресурсно-инновационно-технологического сценария развития промышленности Якутии, ориентированного, во-первых, на строительство новых промышленных предприятий по глубокой переработке сырья непосредственно в республике; во-вторых, на выстраивании технологических цепочек и создании (развитии) транспортных коридоров исключительно в соответствии с общенациональными и республиканскими интересами.

Следует иметь в виду, что в ходе практической реализации предложенного сценария развития экономического потенциала Республики Саха (Якутия) предстоит столкнуться с целым рядом трудностей. Прежде всего необходимо создать высокоэффективную систему стратегического управления развитием экономики республики [4], повысить социальную активность населения, привлечь квалифицированные трудовые ресурсы, преодолеть низкую заинтересованность собственников предприятия и республиканского менеджмента в реальной модернизации производства и т. п. Однако и выгоды такого сценария развития экономического потенциала республики очевидны: новый импульс к совершенствованию добывающего и развитию обрабатывающего секторов промышленного производства; рост производства промышленной продукции, в том числе на экспорт, с высокой долей добавленной стоимости; новые высокооплачиваемые рабочие места; увеличение поступлений в бюджеты разных уровней и, в конечном счете, повышение качества жизни населения республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минакир П.А. Пространственные эффекты в экономике и управлении // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 22-34.

2. Неустроее С. С. Особенности региональной политики развития образования (на примере Республики Саха (Якутия)) //Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 34-36.

3. Неустроее С. С. Экономический потенциал как интегральный фактор стратегического развития экономики региона. СПб.: СПбГУАП, 2011.

4. Рохчин В.Е., Андреев В.Н. Стратегическое управление развитием экономики региона: вопросы методологии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.