Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/15ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 13.03.2019; опубликована 06.05.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Барлыбаев У. А., Шаммасов А.Р. Стратегические вызовы развития агропромышленного комплекса в Республике Башкортостан на современном этапе // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/15ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Barlybaev U.A., Shammasov A.R. (2019). Strategic challenges of the agroindustrial complex development in the Republic of Bashkortostan at the present stage. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https ://esj. today/PDF/ 15ECVN 119.pdf (in Russian)
УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.33
Барлыбаев Урал Адигамович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия
Институт экономики, финансов и бизнеса Кафедра «Управления проектами и маркетинга»
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=548625
Шаммасов Алмас Равилевич
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия
Институт экономики, финансов и бизнеса
Магистрант E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=921105
Стратегические вызовы развития агропромышленного комплекса в Республике Башкортостан на современном этапе
Аннотация. В статье рассматриваются основные стратегические вызовы, влияющие на развитие агропромышленного комплекса в Республике Башкортостан. Авторы выделяют экономические и технологические вызовы. На основе статистических данных, информационных материалов Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, экспертных заключений, научных исследований, сообщений средств массовой информации анализируются ключевые экономические показатели, инфраструктурное развитие, технический потенциал, технологические процессы и другие факторы, оказывающие серьезное воздействие на состояние и дальнейшее развитие аграрной экономики в регионе. Отмечается, что настоящие вызовы имеют исторический характер и накапливались на протяжении многих лет. Богатый материал, в связи с этим, предоставляют итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, которые свидетельствуют о серьезном техническом и технологическом отставании аграрной отрасли в Республике Башкортостан. Выделяются наиболее проблемные области, которые носят масштабный характер, требуют значительных ресурсов и выступают тормозом в вопросах инновационного развития и модернизации отрасли, повышения ее конкурентоспособности и экспортного потенциала.
Исходя из анализа, предлагаются ответы на эти ключевые стратегические вызовы. Авторы полагают необходимым применение комплексного подхода к государственному управлению развитием агропромышленного комплекса Республики Башкортостан. Рекомендуется принятие широкой стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, уход от постановки узкоотраслевых задач и включение в орбиту интересов ответственных органов государственной власти в связке с вопросами развития аграрной экономики вопросов научно-технологического развития хозяйствующих субъектов, цифровизации, автоматизации. По мнению авторов статьи, наиболее удобным инструментом является использование подходов проектного управления по примеру федеральных национальных проектов, наращивание государственных инвестиций. Предлагается распространить данную практику на региональном уровне, разработав и утвердив соответствующие республиканские проекты.
Ключевые слова: сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; аграрная экономика; научно-технологическое развитие; инновации; инвестиции; проектное управление
Агропромышленный комплекс является одним из важных секторов экономики Республики Башкортостан. Так, сельское хозяйство формирует 7-8 % валового регионального продукта, доля сельского населения насчитывает 38,5 %1. Отрасль является также одной из инвестиционно привлекательных - достаточно отметить, что 34 из 86 (т. е. почти 40 %) приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в Республике Башкортостан, относятся к сфере АПК. Общий объем инвестиций в эти проекты превышает 45,3 млрд рублей2. Более того, отрасль становится всё более привлекательной для частной инициативы. В одной из работ мы уже прослеживали тенденцию роста фермерских хозяйств в Республике Башкортостан и высокого интереса частной инициативы к сельскому хозяйству [1]. О значительной роли личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств в АПК свидетельствуют и исследования, показывающие влияние частной инициативы на рост эффективности сельскохозяйственного производства [2]. Всё это подчеркивает исключительное значение отрасли в экономической жизни республики, в ее продовольственной безопасности, обеспечении стабильности на рынке труда, социального благополучия сельских населенных пунктов. Следовательно, требуются выверенные, научно обоснованные и эффективные управленческие меры, которые позволят решить тормозящие развитие отрасли проблемы и наметить новые точки роста.
1 См.: Валовой региональный продукт по видам экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/840fcc004d05314890cfF85b3577459f/%D0%A1% D0%B0%D0%B9%D1%82_%D0%92%D0%A0%D0%9F_16u.pdf;
Численность постоянного населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/529953804d046cd18034f85b3577459f/%D0%A7% D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%B E%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1 %81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D0%A0%D0%B5%D1%81 %D0%BF%D1%83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5+%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0% BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD+%28%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29.pdf.
2 Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан // Министерство экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://economy.bashkortostan.ru/upload/iblock/570/perechen-prioritetnykh-investitsionnykh-proektov-respubliki-bashkorto stan.pdf.
Для грамотного планирования и успешного управления развитием агропромышленного комплекса Республики Башкортостан необходимо понимание стратегических вызовов, которые сегодня стоят перед отраслью и могут обостриться в ближайшей перспективе.
По нашему мнению, необходимо обратить приоритетное внимание и дать адекватный ответ в части управленческих решений, в первую очередь, на экономические и технологические вызовы, рассмотрению которых посвящена настоящая статья.
Рост численности мирового населения, позитивная экономическая динамика в крупнейших странах мира - Китае и Индии, глобализация экономических процессов, выстраивание новых логистических цепочек, международных транспортных коридоров - эти и другие многочисленные факторы неизбежно будут вести к росту спроса на рынках продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Согласно расчетам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, чтобы восполнить растущий спрос на продовольствие, к 2050 году производство продукции АПК должно вырасти на 60-70 % по сравнению с нынешним уровнем3. Таким образом, перед всеми национальными рынками продовольствия стоит жизненно важная задача - удовлетворить растущий спрос на планете.
Учитывая фактически полную обеспеченность российского рынка собственной продукцией (89 % на конец 2018 года, по данным «Национального аграрного сервера»4), а также низкий курс рубля, падение доходов жителей России, их высокую закредитованность, продолжающееся давление инфляционных факторов на положение домохозяйств и сокращение покупательной способности населения, то есть в совокупности учитывая бесперспективность дальнейшей экспансии на внутренний рынок, его перенасыщение, аграриям Республики Башкортостан необходимо обратить внимание на зарубежные рынки, нарастить экспортную составляющую. Помимо традиционного для России рынка зерна, речь, конечно же, идет о перспективных рынках животноводческой продукции, высокомаржинальной продукции растениеводства, в частности, сои, нута, льна, а также продукции биотехнологий, сельскохозяйственной техники и разработок в сфере 1Т. Таким образом, готовность отечественного агропроизводителя к экспансии на мировые рынки является главным, на наш взгляд, экономическим вызовом, адекватный ответ на который позволит российскому агропромышленному комплексу выйти на устойчивую траекторию роста.
Важно, что понимание этого есть как у федерального, так и у регионального руководства. По крайней мере декларируются определенные намерения по поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции и в национальных проектах, и в многочисленных выступлениях ответственных лиц государства. В новом «майском» Указе Президента России поставлена задача удвоить к 2024 году экспорт сельскохозяйственной продукции. Судя по сообщениям средств массовой информации, материалам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и других органов власти, наблюдается тенденция к увеличению несырьевого неэнергетического экспорта, и важную долю в этом экспорте занимает именно сельскохозяйственная продукция. При этом согласно
3 Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России, НИУ «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - С. 10.
4 Насколько надежно обеспечена продбезопасность РФ // Национальный аграрный сервер [Электронный ресурс]. - URL: http://www. agropages. ru/page/14370.shtml.
Страница 3 из 11
Экономические вызовы
15ECVN119
наблюдениям экспертов, «российский экспорт продовольствия все больше смещается в сторону стран Азии, Ближнего Востока и Африки»5.
В целом можно говорить о перспективности экспорта сельхозсырья и продукции его переработки, однако в то же время нельзя не согласиться с аргументами скептиков, которые утверждают невозможность решения обозначенной руководством страны задачи в ближайшие 5-6 лет ввиду низкой конкурентоспособности отечественной продукции и сложности процедур выхода на международные рынки. «Российское продовольствие за вычетом зерна и растительного масла находится в довольно стесненных условиях на иностранных рынках. Объем экспорта мяса птицы, к примеру, в арабские страны незначителен, не превышает десятков тысяч тонн. Не дремлют и конкуренты: мировой рынок мяса птицы прочно держит Бразилия. Процесс же получения разрешений на экспорт в новые страны идет крайне медленно», - справедливо отмечает А. Костырев6.
В такой ситуации сельхозпроизводителям Республики Башкортостан необходим поиск новых решений, расширение линейки экспортной продукции. Важно, что на это обращает внимание руководство республики. Вице-премьер башкирского Правительства, министр сельского хозяйства И. Фазрахманов, в частности, в своих выступлениях не раз отмечал необходимость диверсификации сельскохозяйственного экспорта, увеличения высокомаржинальных, востребованных на мировом рынке культур: сои, нута, льна. Надо признать такую тактику продуманной и оправданной. Планы по увеличению посевных площадей сои, ориентированность на экспорт этой продукции могут уже в ближайшие годы дать положительный эффект и повысить рентабельность сельхозпроизводства. Как отмечают и сами хозяйства, соя им интересна высокой стоимостью (в 2-3 раза превышает стоимость зерна), а также положительными кормовыми свойствами, возможностью повысить качество рациона животных7.
Потенциальным рынком для отечественной сои может стать Китай, который в период торговых войн с США сократил импорт этой продукции (США, как известно, главный производитель сои). В результате возрос интерес к российской сое. Однако Россия поздно входит в этот рынок и, как отмечает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, в перспективе сможет нарастить экспорт сои лишь до 2 млн тонн, а это, учитывая запросы Китая на 100 млн тонн в год, «все равно сюжет очень-очень локальный»8. Он же отмечает, что в прошлом году поставки сои достигли примерно 800 тысяч тонн. Главный игрок на этом рынке в России - дальневосточные хозяйства. Поэтому приход башкирских компаний, которые способны развернуть производство сои до 1 млн тонн, сыграло бы позитивную роль в укреплении России на этом рынке. Учитывая стоимость 1 тонны сои в размере 30 тыс. рублей, поставки 1 млн тонн дали бы выручку в размере 30 млрд рублей -
5 Петров А. От пшеницы до мяса: Россия наращивает экспорт продовольствия в страны Африки // Экономика сегодня. 4 января 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://rueconomics.ru/371001-ot-pshenicy-do-myasa-rossiya-narashivaet-eksport-prodovolstviya-v-strany-afriki.
6 Костырев А. Экспортные вершки, импортные корешки // Коммерсант. 28 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3828156?query=%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0
%BB%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0
%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8C.
7 Аграрии Башкортостана активно переходят на сою // Bash.news [Электронный ресурс]. - URL: https://bash.news/news/78665 agrarii bashkortostana aktivno perexodyat na soyu.
8 Глава ИКАР рассказал, как Россия может увеличить производство сои // Крестьянские ведомости. 25 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://kvedomosti.ru/news/glava-ikar-rasskazal-kak-rossiya-mozhet-uvelichit-proizvodstvo-soi.html.
Страница 4 из 11
15ECVN119
колоссальная рентабельность для башкирских аграриев по нынешним меркам. Для агропромышленного комплекса Башкортостана это вполне посильная задача.
Нельзя забывать и о высоком потенциале мясного и молочного животноводства, свиноводства, птицеводства в Республике Башкортостан. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2018 года Россия экспортировала 2,1 млн тонн продукции животноводства, причем основную часть составляла рыба и рыбная продукция, объемы мяса были незначительны - 308 тыс. тонн, молока - 135 тыс. тонн 9 . У башкирских сельхозпроизводителей есть потенциальная возможность внести свой вклад в рост именно этих товарных позиций в страновом экспорте, особенно учитывая возможности по производству, востребованной на рынках мусульманских стран, халяльной мясной продукции.
До недавнего времени одним из главных экономических вызовов, стоящих перед агропромышленным комплексом, являлась зависимость продовольственного рынка от импорта. Можно сказать, что задача импортозамещения фактически уже решена: «обобщённый показатель зависимости от импорта упал с 11,10 % в 2013 г. до 4,50 % в 2017 г.»10, хотя есть скепсис относительно таких выводов11. Однако назрела другая проблема, связанная с низким качеством отечественной продукции. Эксперты отмечают, что в погоне за количеством «производителям были даны определённые поблажки в вопросах качества», фактически снизились требования к продукции АПК, выпуск фальсификатов и спредов стал выгодным для отечественного бизнеса12. Таким образом предстоит принятие целого комплекса контрольно-надзорных решений, направленных на защиту потребителя от некачественной, вредной продукции. Более того, такая продукция неконкурентоспособна на мировом рынке, что ставит под угрозу решение задачи наращивания экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции его переработки. Один из экспертов приводит характерный пример в связи с этим: «В нашем зерновом экспорте преобладает пшеница 4-5 классов, а количество качественной пшеницы за последние 5-10 лет сокращалось. Мы давно хотим выйти с нашей пшеницей на рынок Саудовской Аравии, но у саудовских контролирующих органов высокие требования: пшеница должна быть не ниже 3-го класса»13.
Еще одним экономическим вызовом является высокая конкуренция между регионами и агропромышленными кластерами, холдингами. В частности, Республика Башкортостан отстала в таком важнейшем направлении как биотехнологии. Обладая для этого высоким потенциалом в виде богатых земельных ресурсов, перепроизводства зерна, спроса на биотехнологическую продукцию со стороны развивающегося в регионе животноводства и пищевой промышленности, республика упускает значительные возможности для создания успешной и конкурентоспособной отрасли, причем отрасли экспортоориентированной. Белгородская, Тюменская и Ростовская области, например, серьезно продвинулись в этой части и уже достигли приличных результатов в производстве аминокислот [3].
9 Петров А. От пшеницы до мяса: Россия наращивает экспорт продовольствия в страны Африки...
10 Насколько надежно обеспечена продбезопасность РФ.
11 Костырев А. Экспортные вершки, импортные корешки.
12 Насколько надежно обеспечена продбезопасность РФ.
13 Проценко Н. У российской экономики появился новый приоритет // Взгляд. 5 января 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://vz.ru/economy/2019/1/5/957106.html.
Технологические вызовы
На экономические накладываются технологические вызовы, которые, согласно нашему анализу, являются даже более угрозообразующими и сдерживающими для республиканского АПК. Обратимся к итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., которые ярко демонстрируют серьезную техническую, технологическую отсталость сельскохозяйственного производства в Республике Башкортостан.
Так, на 1 июля 2016 года в сельхозорганизациях республики (сюда входят как крупные, так и средние и малые предприятия) насчитывалось 9928 тракторов14. Почти 71 % из этого количества или 7042 единицы - возрастом старше 9 лет. Напомним, что тракторы и комбайны относятся к пятой амортизационной группе, т. е. срок их полезного использования - до 7-10 лет. Это означает, что две трети тракторов в сельхозпредприятиях требуют скорейшей замены. Такая же ситуация и в фермерских хозяйствах. Здесь замены требуют около 60 % или 3880 тракторов. Итак, в целом в отрасли требуется обновление свыше 10 тысяч тракторов, не говоря уже о необходимости приобретения дополнительного количества этой техники.
Непростая ситуация и с комбайнами. В сельхозпредприятиях высокая степень износа у 53 % зерноуборочных и 44,5 % кормоуборочных комбайнов, в крестьянских фермерских хозяйствах - у 71,4 % и 62,2 % соответственно. В совокупности это более 2700 комбайнов возрастом свыше 9 лет.
По нашим приблизительным расчетам, исходя из цен на рынке сельскохозяйственной техники России, только для замены устаревшей техники хозяйствам республики прямо сейчас потребуется 45-50 млрд рублей. Это непредставимые в настоящее время инвестиции, фактически сопоставимые с объемами финансирования реализуемых в республике приоритетных инвестиционных проектов, о которых мы говорили в начале статьи. Для сравнения можно привести данные, которые озвучил в своем выступлении на Агропромышленном форуме в марте 2018 года экс-руководитель республики Р.З. Хамитов: «за семь лет приобретено 3,5 тысячи современных тракторов, более 1,5 тысячи комбайнов, почти 300 кормоуборочных комбайнов»15. Как видим, в среднем в год закупалось 500 тракторов и приблизительно 260 комбайнов. Но для выправления ситуации в отрасли необходимо нарастить эти объемы как минимум в 10 раз. Только так, радикально решив вопрос технической обеспеченности хозяйств, можно серьезно говорить о росте производительности труда и объемов производимой в республике продукции. В противном случае аграрии республики будут неизбежно отставать от передовых регионов и не смогут ответить на жизненно важные экономические вызовы, о которых мы уже говорили.
Еще одна интересная картина вырисовывается при анализе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Данные по обеспеченности хозяйств техникой показывают, что львиная доля сельхозпредприятий и фермерских хозяйств имеет небольшое количество или же совсем не имеет техники. Так, каждое пятое сельскохозяйственное предприятие не имеет трактора, каждое третье имеет от одного до пяти тракторов, около 30 % фермеров не имеют трактора, 34 % имеют только один трактор. 42,5 % сельхозорганизаций не имеет ни одного комбайна, среди фермеров - три четверти. У половины аграрных предприятий - менее пяти комбайнов. Только один комбайн есть у пятой части фермерских хозяйств.
14 Здесь и далее данные по: Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. В 6 тт. Том 6: Технические средства, производственные помещения и инфраструктура. - Уфа: Башкортостанстат, 2018. - 300 с.
15 Рустэм Хамитов выступил на Агропромышленном форуме // Глава Республики Башкортостан. Официальный сайт. 13 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://glavarb.ru/rus/press_serv/vystupleniya/71285.html?sphrase_id=7424073.
Эти данные прямо свидетельствуют о серьезной технической отсталости абсолютного большинства хозяйств, занимающихся аграрным производством, об их слабом технологическом потенциале и об отсутствии дальнейших перспектив, о серьезной зависимости их от рыночной конъюнктуры, разнообразного влияния внешней среды. Эти факты свидетельствуют в пользу принятия решений на высшем государственном уровне по ускоренной технологической модернизации отрасли. В решении этой задачи требуется активное участие и самого бизнеса, институтов развития и деловых организаций. Судя по переписи, большая часть предприятий и фермеров не в состоянии приобрести даже одну единицу техники и, очевидно, вынуждены прибегать к ее аренде. Смеем предположить, что появление у таких «безлошадных» хозяйств современной техники приведет к резкому скачку в производительности труда и повышению качества продукции.
Еще одним ярким свидетельством отсталости и слабости сельхозпроизводителей республики являются данные по производственной и инженерной инфраструктуре хозяйств республики. Лишь 388 сельхозорганизаций из 1065, т. е. 36,4 %, имеют производственные постройки для хранения зерна, картофеля, овощей, сена, силоса и т. д. Среди крестьянских (фермерских) хозяйств таких - 1545 ед. (34,6 %).
87,4 % сельхозорганизация (далее - с/о) и всего 1,8 % крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) подключены к сетям электроснабжения, 6,6 % с/о и 26,1 % К(Ф)Х - к сетям теплоснабжения, 31,1 % с/о и 23,6 % - к сетям водоснабжения.
5,7 % с/о и 3,7 % К(Ф)Х имеют автономные источники электроснабжения, 22,4 % с/о и 23,7 % К(Ф)Х - собственные котельные, 50,1 % с/о и 46,2 % К(Ф)Х - источники водоснабжения. Лишь 64,1 % с/о и 36,8 % К(Ф)Х имеют подключение к сети Интернет. В такой ситуации говорить о цифровизации и автоматизации сельского хозяйства, применении платформенных решений, роботов, управляемых искусственным интеллектом, и тому подобном не приходится.
Еще более удручающая ситуация в сфере инновационных технологий, которые применяются в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан в единичных случаях, и тому подтверждение также данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: 3,2 % с/о и 0,6 % К(Ф)Х применяли капельную систему орошения, 7,3 % с/о и 5,7 % К(Ф)Х - биологические методы защиты растений от вредителей и болезней, 4,4 % с/о и 4 % К(Ф)Х - систему индивидуального кормления скота, 1,9 % с/о и 3,4 % К(Ф)Х - метод бесклеточного содержания птицы. Только 2,4 % с/о и 0,1 % К(Ф)Х имели систему точного вождения и дистанционного контроля качества выполнения технологических процессов. 3,7 % с/о и 0,5 % К(Ф)Х имели очистные сооружения на животноводческих фермах, 3 % с/о и 0,8 % К(Ф)Х - систему водоотведения и очистки производственных стоков.
Мощности по переработке имеют только 148 сельскохозяйственных организаций и 385 крестьянских (фермерских) хозяйств - 13,9 % и 8,6 % от общего их числа соответственно.
В целом даже часть приведенных данных говорит в пользу реализации масштабной программы технологической модернизации сельскохозяйственной отрасли Республики Башкортостан. Требуется в разы увеличить государственные инвестиции в обновление техники, в первую очередь, в фермерских хозяйствах. Без государственной поддержки аграрии неспособны решить этот вопрос. Необходим пакет мер и решений, которые позволят, используя в том числе ресурсы банков, инструменты государственно-частного партнерства, продвинуться в этом вопросе.
Выводы
На стратегические вызовы требуется стратегический ответ государства. Предлагаем в настоящее время сконцентрироваться на двух направлениях.
В продолжение национального проекта «Международная кооперация и экспорт» целесообразно принятие комплексной государственной стратегии развития экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан. Стратегия должна учитывать конъюнктуру на мировых рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В этой связи мы согласны с разработчиками Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года: «Приоритетными рынками должны стать страны с развивающейся экономикой (прежде всего Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза), где покупательная способность населения растет быстрее, чем возможности национальных АПК»16. Для Башкортостана, имеющего развитые отношения со многими странами, в том числе со странами ШОС и БРИКС, высокую узнаваемость благодаря прошедшим в 2015 году саммитам этих международных объединений, общие традиции и культуры с мусульманскими странами, удобное географическое расположение и логистику, есть все перспективы стать одним из ведущих регионов -экспортеров продукции АПК.
Стратегия развития экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан должна содержать конкретные расчеты и рекомендации, учитывающие характер агропромышленного производства в регионе и имеющиеся возможности хозяйствующих субъектов: рейтинг наиболее востребованной продукции на мировом рынке за последние годы, новая продукция, спрос на которую имеет тенденцию к росту, объемы излишков производителей АПК республики, которые не востребованы внутренним российским рынком, анализ продукции, объемы которой необходимо нарастить для зарубежных потребителей, новые виды продукции, которая востребована или будет востребована в ближайшие годы и выпуск которой можно наладить за короткий срок в Республике Башкортостан, потенциальные, наиболее открытые для республиканского производителя рынки, на которые необходимо обратить приоритетное внимание, и так далее.
Внедряемые в настоящее время в стране и регионах технологии проектного управления позволят на качественном уровне целей настоящей Стратегии. Это отмечают и исследователи: «Реализация амбициозных целей и задач государства, в частности обеспечение индустриально-инновационного развития, требует применения на всех уровнях управления доказавших свою эффективность технологий управления, а именно проектного менеджмента, так как методы традиционного функционального управления не справляются с быстрыми и существенными цифровыми трансформациями» [4, с. 155].
В увязке с задачей перенастройки агропромышленного комплекса на экспортные рельсы необходимо решение другой - повышения качества продукции и производительности труда. Без этого, безусловно, отечественный товаропроизводитель не будет конкурентоспособен на мировом рынке, где приняты высокие требования к продукции АПК. «Дальнейшее развитие отечественного АПК должно строиться не на увеличении объёмных показателей, а на росте эффективности... Наиболее приоритетным направлением работы на перспективу станет внедрение международных стандартов качества, развитие программы создания агрокластеров и активное внедрение инноваций», - верно отмечают эксперты17. Учитывая техническую и
16 Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России, НИУ «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - С. 10.
17 Насколько надежно обеспечена продбезопасность РФ. Страница 8 из 11
технологическую отсталость регионального АПК, слабое внедрение инновационных наработок, необходимо скорейшее принятие Республиканской программы научно-технологического развития АПК, в разы увеличить бюджетные ассигнования на приобретение сельхозтоваропроизводителями техники, стимулировать внедрение инноваций и взаимодействие с научным сообществом, ведь, как верно подмечено: «Как показывает мировой опыт, даже в условиях стабильной экономики в силу специфических особенностей АПК он не может нормально функционировать только за счет средств предприятий отраслей без поддержки государства» [5, с. 81]. Более того, важно учитывать, что сельское хозяйство -отрасль, наиболее уязвимая с точки зрения природно-климатических условий, что должно фактически подстраховываться со стороны государства [6; 7]. Однако «в нашей стране общий размер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций ниже, чем, к примеру, в Швейцарии в 350 раз» [8, с. 161].
Производительности труда не достичь без повышения кадрового потенциала. Исследователи справедливо отмечают, что ключевым фактором закрепления высококвалифицированных кадров на селе является развитая социальная и инженерная инфраструктура. Так, Абдуллина Я.А. предлагает сконцентрироваться на газификации, энергообеспечении, водоснабжении, расширении дорожно-транспортной сети в сельской местности [9, с. 9]. Считаем необходимым расширение мероприятий и увеличение финансирования программы «Социальное развитие села».
Полагаем, что дальнейшее усугубление конкуренции между государствами и отраслями послужит толчком к принятию продуманных стратегических проектов и более активному участию институтов власти в деятельности агропроизводителей. Мы солидарны с исследователями относительно необходимости создания новой государственной концепции агропромышленной политики «с более совершенным механизмом бюджетной поддержки» [10, с. 106]. Без участия государства агропромышленный комплекс не способен выдержать назревшие и надвигающиеся новые стратегические вызовы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шаммасов А.Р. Анализ инструментов развития фермерства в Республике Башкортостан в 2011-2016 годах // Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения: сборник научных трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции (23-24 марта 2017 г. - Уфа, Башкирский государственный университет). - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 68-69.
2. Халитова Л.Р., Петров Н.А. Уровень развития отраслей экономики по зонам Республики Башкортостан // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2018. - №1. - С. 56-61.
3. Шаммасов А.Р. Будущее АПК - в биотехнологиях // Сельские узоры. - 2018, № 4. - С. 29.
4. Тарновский В.В., Полянин А.В., Парутина И.Г., Авдеева И.Л. Проектное управление в условиях цифровой экономики: современные тенденции и перспективы // Вестник ОрелГИЭТ. - 2018. №3. - С. 150-157.
5. Закирова О.В., Смирнова П.Д. Стратегическое управление в АПК в современных условиях // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2017. №4. -С. 78-82.
6. Казаков К.В. Влияние природно-климатических условий на специализацию сельского хозяйства некоторых районов Республики Башкортостан // Научный форум: Инновационная наука. сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. - М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2018. - С. 40-44.
7. Косякова Л.Н., Попова А.Л. Оценка государственной поддержки в условиях развития региональных стратегий АПК // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сборник научных трудов. - СПб.: СПбГАУ, 2018. - С. 83-86.
8. Бобылева А.С. Развитие аграрного сектора экономики России: проблемы и приоритеты государственной финансовой политики // Вестник НГИЭИ. - 2018. №3. - С. 156-168.
9. Абдуллина Я.А. Социальные аспекты устойчивого развития АПК Башкортостана // Молодежь и XXI век - 2018: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Горохов. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. - С. 7-9.
10. Салимова Ф.Н., Хузахматов Д.А. Государственное регулирование предприятий агропромышленного комплекса в условиях антироссийских санкций // Социальные науки. - 2018. №1. - С. 104-108.
Barlybaev Ural Adigamovich
Bashkir state university, Ufa, Russia Institute of economics, finance and business E-mail: [email protected]
Shammasov Almas Ravilevich
Bashkir state university, Ufa, Russia Institute of economics, finance and business E-mail: [email protected]
Strategic challenges of the agroindustrial complex development in the Republic of Bashkortostan
at the present stage
Abstract. The article is devoted to the main strategic challenges affecting the agricultural development of the Republic of Bashkortostan. The authors emphasize economic and technological challenges. On the basis of statistical data, information given by the Agriculture Ministry of the Republic of Bashkortostan, expert opinions, scientific research, media reports there is given the analysis the key economic indicators, infrastructure development, technical potential, technological processes and other factors that have a serious impact on the state and further development of the agricultural economy in the region. The report found that these challenges are of historical nature and have been accumulated over the years. In connection with this rich material is provided by the result of the All-Russian Agricultural Census, which bears record to a serious technical and technological backwardness of the agricultural sector in the Republic of Bashkortostan. The article gives a detailed analysis of the most problematic areas which are of large-scale nature, require considerable resources and inhibit the innovative development and modernization of the industry retarding its competitiveness and export potential.
The authors offer the answers to these key strategic challenges in this basis and suppose it is necessary to apply an integrated approach to the state management of the agro-industrial complex development of Bashkortostan. It is recommended to adopt a broad strategy for the agro-industrial complex development of Bashkortostan, avoiding the formulation of narrow sectoral tasks and the inclusion in the field of interests of the authorities in conjunction with the development of the agricultural economy issues of scientific and technological development of economic entities, digitalization, automation. The authors come to the conclusion that the most convenient tool is the use of project management approaches on the example of Federal national projects, increasing public investment and that it would be better to extend this practice at the regional level, having developed and approved the relevant national projects.
Keywords: agricultural sector; industrial agriculture; agrarian economy; scientific and technological development; innovation; investment; project management