21. Dube C., Rostom A., Sy R., Cranney A., Saloojee N., Garritty C., et al. The preva-lence of celiac disease in average-risk and at-risk Western European populations: a systematic review. Gastroenterology, 2005, №128, -P.57-67.
22. Giacomo Caio, Umberto Volta, Anna Sapone, Daniel A. Leffler, Roberto De Giorgio, Carlo Catassi and Alessio Fasano Caio et al. Celiac disease: a comprehensive current review. BMC Medicine. -2019, -№ 17. -P. 142-148 https://doi.org/10.1186/s12916-019-1380-z
23. S.M. Tkach, A.K. Sizenko. Sindrom mal'absorbcii: novaya klassifikaciya, osnovnye prichiny i mekhanizmy razvitiya [Malabsorption syndrome: new classification, main causes and mechanisms of development], Suchasna gastroenterologiya. -2012. -№ 3. -P. 65-67.
24. Melis G. C., Wengel N.T., Boelens P.G., VanLeeuwen P. A.
M. Glutamine: recent developments in research on the clinical significance of glutamine. Current Opinion in Clinical Nutrition and Metabolic Care. -2004. vol. 7, № 1, -P. 59-70
25. Boyarintsev V.V., Evseev M.A. Metabolizm i nutritivnaya podderzhka khirur-gicheskogo patsienta [Metabolism and Nutritional Support of the Surgical Patient]. Saint-Petersburg: Onli-Press. 2017. -P. 128.
26. Lund, P., Sangild, P., Aunsholt, L. et al. Randomised controlled trial of colostrum to improve intestinal function in patients with short bowel syndrome. Eur J Clin Nutr, 2012. №66. -P. 1059-1065. https://doi.org/10.1038/ ejcn.2012.93.
Автор-корреспондент:
Геллер Светлана Игоревна - м.н.с. отдела гастроэнтерологии Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра педиатрии. E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ШАГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ О РИСКАХ COVID-19
Н.Н. Файзиева, Л.Т. Мирварисова
Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников при МЗ РУз
Охрана и укрепление здоровья нации - в том числе, массовые кампании в области общественного здравоохранения имеют прямую связь в получении желаемого эффекта в снижении частоты и бремени заболеваемости, которое в большинстве своем непосредственно связано с изменением поведения людей. Добиться этого довольно сложно, но возможно, путём его предпосылок: повышения уровня осведомленности не только о болезнях, но и путях их профилактики, распространения знаний и изменения психологических установок.
Ключевыеслова: COVID-19, управление качеством, информированность.
STRATEGIC STEPS ТО IMPLEMENT ACTIVITIES ТО INFORM THE PUBLIC ABOUT THE RISKS OF COVID-19
N.N. Fayzieva, L.T. Mirvarisova
Center for the Development of professional qualification of Medical workers at the Ministry of Health ofthe Republic of Uzbekistan
Protecting and strengthening the health ofthe nation - including mass public health campaigns have a direct link in obtaining the desired effect in reducing thefrequency and burden ofmorbidity, which is mostly directly related to changing people's behavior. It is quite difficult to achieve this, but it is possible through its prerequisites: raising awareness not only about diseases, but also ways to prevent them, disseminate knowledge and change psychological attitudes. Keywords: COVID-19, quality management, awareness
С началом пандемии СОУШ-19 произошли беспрецедентные изменения во всехсферахжизни общества. За короткое время локализованная вспышка СОУЮ-19 развилась в глобальную пандемию стремя определяющими чертами:
Скорость и масштаб: заболевание стремительно распространилось во все уголки мира и из-за взрывного характера распространения подорвало даже самые устойчивые системы здравоохранения.
Степеньтяжести: в целом 20% случаев оказываются тяжелыми или критическими, при этом общий коэффи-
циент больничной летальности в настоящий момент превышает 3% и увеличивается с возрастом и при наличии определенныхсопутствующих заболеваний.
Социальная и экономическая дестабилизация: шок, который испытали системы здравоохранения и социальной защиты, и меры, принятые для контроля передачи вируса, привели к обширным и глубоким социально-экономическим последствиям [1,2].
Нынешняя ситуация требует постоянного осуществления всеобъемлю-щих, скоординированных и согласованных мер, в которых информирование о рисках и вовлечение общественности играют неотъемлемую роль. Эффективная коммуникационная стратегия может существенно повлиять на эффективность реагирования на СОУЮ-19 и, по сути, сама по себе является мерой реагирования общественного здравоохранения.
Стратегия раскрытия информации
В части методологии важны инклюзивность и культурная восприимчивость различных видов деятельности. С этой целью можно, в том числе, осуществлять взаимодействие с домохозяйствами и размещать информационные стенды на уровне регионов/областей, районов, городов, сел и махаллей, с использованием разных языков, средств вербальной коммуникации (аудиоматериалов и видеороликов, изображений, буклетов и т.д.) вместо прямых вербальных контактов. В связи с этим, необходимо адаптироваться к различным требованиям. Параллельно с организацией общереспубликанских кампаний по повышению информирован-ности, сроки осуществления особых мер коммуникации в приграничной зоне, в районах расположения железнодорожных вокзалов/станций, автовокзалов и международных аэропортов, а также карантинных центров и лабораторий, необходимо определять в соответствии с потребностями и корректировать с учетом конкретных обстоятельств на местах.
Требуемые действия (10 шагов)
1. Реализация национального плана по информированию о рисках и взаимодействию с населением в связи с коронавирусной инфекцией СОУЮ-19, включая особенности предупредительных мер по обеспечению здоровья населения (применение существующих процедур для пандемии, при их наличии).
2. Проведение быстрой оценки поведения с целью понимания ключевой целевой аудитории, ее восприятия, беспокоящих ее вопросов, лидеров общественного мнения и предпочтительных каналов коммуникации.
3. Подготовка местных информационных сигналов, направленных конкретно на ключевые заинтересованные стороны или группы, подверженные рискам, и предварительное тестирование таких сигналов в рамках процесса участия.
4.Выявление групп, пользующихся доверием сообществ (местных лидеров общественного мнения, таких как лидеры сообществ, религиозные лидеры, работники здравоохранения, волонтеры сообществ), и местных сетей (женских групп, молодежных групп, деловых групп, народных целителей и т.д.).
5. Установление и применение процессов допуска для своевременного распространения информационных
сигналов и материалов на государственном языке и использование соответствующих каналов коммуникации.
6. Взаимодействие с существую-щими сетями общественного здравоохранения и сетями на базе сообществ, СМИ, местными ННО, школами, местными органами власти и другими секторами, такими как учреждения здравоохранения, сфера образования, бизнеса, туризма, продовольственный/ сельскохозяйственный сектор, с помощью последовательно выстроенного механизма коммуникации.
7. Использование двусторонних «каналов» для обмена информацией внутри сообществ и информацией для общественности, таких как «горячие линии» (текстовые и голосовые), социальные сети с возможностью отклика, такие как Uz-Report (при наличии) и радиопрограммы, с системами выявления, быстрого реагирования на появление недостоверной информации и противодействия ей.
8. Установление крупномасштабного взаимодействия с населением для применения подходов, направленных на социальные и поведенческие изменения, с целью обеспечения применения методов медицинской профилактики и гигиены как на уровне сообществ, так и индивидуально, в соответствии с национальными рекомендациями системы здравоохранения по сдерживанию распространения заболеваний.
9. Систематическое установление механизмов информирования сообществ и получения от них обратной связи, втом числе посредством: мониторинга социальных сетей; проведения исследований общественного мнения, информированности, отношения населения и применяемой практики; и прямого диалога, и консультаций.
10. Обеспечение применения подходов к взаимодействию с населением, с учетом потребностей, с обеспечением культурной адаптированное™ и эмпатической составляющей всей деятельности по взаимодействию. Документирование извлеченных уроков, которые должны учитываться при планировании последующей деятельности по обеспечению готовности и реагированию.
В контексте инфекционных и вирусных заболеваний, проведение широко-масштабной, культурно уместной и адаптированной деятельности по повышению информированности имеет особую важность для обеспечения соответствующего уровня понимания сообществами рисков, связанных с инфекционными и вирусными заболеваниями.
В вопросах внедрения информации в массы важны восприятие или восприимчивость различных поло-воз-растных групп населения, в том числе и уязвимых групп. С этой целью осуществление эффективного взаимодействия источника информации и получателя должно базироваться на апробированных методах и каналах распространения информации [3,4].
На данном этапе крайне важно, поддержка двусторонней коммуникации со сторон международных, национальных и местных органов власти, для оперативно и регулярного предоставления доступной (доходчивой), ясной и четкой информации всем группам населения, затронутым вирусом и подверженным риску. Ключевым фактором, определяющим эффективность реагирования,
является уровень знаний и учет особенностей поведения и ментальное™ восприятия местного населения. Определение эффективных каналов связи, сетей и мнение авторитетных лиц в местных сообществах для способствования и продвижения научных идей и медицинских рекомендаций.
Наращивание ресурсов национальных, региональных и местных участников крайне важно для установления авторитета и доверия. При мобилизации усилий местных сообществ необходимо учитывать рольженщин в таких сообществах. Меры по взаимодействию с местными сообществами должны включать точную информацию о рисках, о том, что еще не известно, что делается для того, чтобы найти ответы, какие меры предпринимаются органами здравоохранения и какие меры могут принимать люди, чтобы защитить себя.
Имея информацию и возможности, местное население может защитить себя путем принятия мер каждым жителем и местным сообществом, что уменьшит риск передачи вируса [5,6,7].
Вводящая в заблуждение, неясная или ложная информация может иметь серьезные отрицательные последствия для общественного здравоохранения, включая нарушение мер физического дистанциро-вания и ограничений на передвижение, тенденцию к накоплению товаров сверх потребности и неправильное использование товаров первой необходимости и оборудования, а также поощрение ненадлежащего использования потен-циаль-но опасных или могущих привести к смертельному исходу лечебных и профилактических мер, эффект которых не доказан.
Учитывая рекомендации ВОЗ и все, сказанное выше, необходимо наладить системы обратной связи с
населением страны через всевозможные каналы связи и определять наиболее важные потребности местных сообществ, включая наиболее труднодоступные и уязвимые группы населения.
Проведенный опрос респондентов о выборе каналов связи выявило следующие показатели: «Из каких источников вы узнаете о СОУШ-19?» наибольший процент информации опрошенные получали информацию из социальных сетей - 55%; 22% - указали о информации, предоставленной медицинскими работника-ми; 14% - посредством ТВ; 5% указали систему СМС-информации; 3% получали новости отзнакомых, и 1% указало Радио.
К примеру, размещение информационных стендов на уровне регионов/областей, районов, городов, сел и махаллей, с использованием разных языков, средств вербальной коммуникации (аудиоматериалов и видеороликов, изображений, буклетов и т.д.) вместо прямых вербальных контактов с указанием средств или каналов обратной связи.
В период реагирования на СОУЮ-19, необходимо информационно-коммуникационно адаптироваться к различным требованиям изменения ситуации связанной с пандемией. Необходимо параллельно с организацией общестрановых кампаний по повышению информированности населения, определить сроки осуществления особых и динамичных мер коммуникации в приграничных зонах, в районах расположения железнодорожных вокзалов/станций, автовокзалов и международных аэропортов, а также карантинных центров и лабораторий, необходимо определять в соответствии с потребностями и корректи-роватьсучетом конкретных обстоятельств на местах [8].
Литература
1. Коммуникационная стратегия по реагированию на COVID-19 для общественности и медицинского персонала. - Ташкент, - 2021г., -37 стр.
2. Отчет по проведению эффективных коммуникационных кампаний для массовой осведомленности и просвещения населения, направленных на специализированное информационное взаимодействие с работниками здравоохранения. - Ташкент, - 2021г., -30 стр.
3. Роль коммуникационных систем в оптимизации деятельности экстренной медицинской помощи в Республике Узбекистан (Сборник 20-го Всероссийского конгресс - Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Скорая по-мощь-2021»)
4. «Стратегия продвижения знаний о профилактике COVID-19 путём организации массовых коммуникационных кампаний», научно-практическая конференция Авиценновских чтений на тему "Абу Али ибн
Автор-корреспондент:
Файзиева H.H. E-mail: [email protected]
Сино (Авиценна) и COVID-2019", 25 по 26 ноября 2021 г., г. Бухара.
5. «Оптимизация использования системы экстренной медицинской помощи путём внедрения коммуникационной стратегии», Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана II выпуск2021г.
6. «Коммуникационная стратегия по реагированию на COVID-19 для общественности и медицинского персонала», сборник материалов 20-го всероссийского конгресса «Скорая медицинская помощь-2021».
7. «Роль коммуникационных кампаний в профилактике COVID-19», Журнал Стоматологии И Раниофациальных Исследований |2021-Йил I Journal Of OralMedicine And CraniofacialResearch, 18 сентября 2021 г.
8. Optimizing the use of the emergency care system by implementing modern communication technologies, American Journal of Medicine and Medical Sciences. -2021. -Vol.11. -№3. -P.231-235. doi: 10.5923/j.ajmms.20211103.15