Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РОССИИ И КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РОССИИ И КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
231
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / АККАУНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПОВЕСТКА ДНЯ / "ВКОНТАКТЕ" И "ВЭЙБО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кумылганова Ирма Александровна, Ма Кэ

Статья посвящена выявлению национальных особенностей установления повестки дня в России и Китае в период пандемии COVID-19. Авторы анализируют материалы, опубликованные публичными аккаунтами государственных органов, отвечающих за общественное здравоохранение, на наиболее популярных платформах - «ВКонтакте» и «Вэйбо». Анализ отобранного массива текстов показал, что наиболее доказательными особенностями организации повестки дня явились соотношение объема информации, связанной с коронавирусом, с информационной потребностью общества в разные периоды пандемии, демонстрация национальных приоритетов в тематической классификации сетевых постов, а также контентные стратегии изученных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РОССИИ И КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Особенности формирования повестки дня в социальных сетях России и Китая в период пандемии СО/Ю-19

Ирма Кумылганова Кэ Ма

Статья посвящена выявлению национальных особенностей установления повестки дня в России и Китае в период пандемии СО\/1Ю-19. Авторы анализируют материалы, опубликованные публичными аккаунтами государственных органов, отвечающих за общественное здравоохранение, на наиболее популярных платформах - «ВКонтакте» и «Вэйбо». Анализ отобранного массива текстов показал, что наиболее доказательными особенностями организации повестки дня явились соотношение объема информации, связанной с коронавирусом, с информационной потребностью общества в разные периоды пандемии, демонстрация национальных приоритетов в тематической классификации сетевых постов, а также контентные стратегии изученных публикаций.

Ключевые слова: социальные медиа, аккаунты государственных органов, пандемия СО/1Ю-19, повестка дня, «ВКонтакте» и «Вэйбо».

ЮО1: 10.30547/теС1аа1тапа1т.2.2022.50б0

© Кумылганова Ирма Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры

зарубежной журналистики и литературы

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), irmajunona@mail.ru

© Ма Кэ

аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Ланьчжоу, Китай), intersoviets@gmail.com

Введение

Разразившаяся в конце 2019 г. корона-вирусная эпидемия, стремительно переросшая в пандемию, продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем человечества, затрагивая множество аспектов социальной деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. Поэтому неудивительно, что с момента своего возникновения она попала в фокус особо пристального внимания со стороны мировых онлайн-ресурсов. Более того, итоги последних двух лет наглядно показали, что социальные медиа активно «набирают вес» в инфокоммуникационном пространстве, играя роль связующего звена между правительством, научным сообществом и общественностью в ситуации, получившей официальное наименование PHEIC (Public Health Emergency of International Concern1 - чрезвычайная ситуация в области общественногоздравоохранения, имеющая международное значение).

Согласно теории, предложенной в 1972 г. американскими учеными М. МакКомбсом и Д. Шоу (1972), установление повестки дня оказывает существенное влияние на формирование общественного мнения. Это влияние кратно увеличивается во время пандемии, когда информирование населения и консолидация общества становятся

центральными вопросами общественной дискуссии. При чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения фрагментарная информация и/или слухи могут распространяться за короткий промежуток времени, серьезно влияя на восприятие людьми текущей реальности и общественное мнение. Организация релятивной повестки дня в медийном пространстве способна не только донести до социума своевременную информацию об эпидемии, но и привлечь его внимание к отдельным аспектам, тем самым направляя общественное мнение в определенное русло.

До сих пор социальные сети выполняли наряду с прочими функции дополнительного информационного канала по отношению к традиционным массмедиа. Однако по мере своего развития они все активнее вовлекаются в процесс установления повестки дня благодаря таким отличительным качествам, как популярность и высокая скорость распространения информации (Чжао, 2019). Тем очевиднее, на наш взгляд, необходимость изучения роли социальных медиа в сфере публичной коммуникации во время РНЕ1С, особенно в таких вопросах, как разъяснение государственной противоэпидемиологи-ческой политики, распространение научной и экспертной информации, оперативное сдерживание распространения слухов и сплочение общества в борьбе с эпидемией. Учитывая острую актуальность данной темы, мы сосредоточили свое внимание, в частности, на выявлении национальных особенностей формирования повестки дня на примере наиболее популярных медиа-платформ России и Китая.

Обзор научной литературы

2020-2021 гг. демонстрируют значительный рост исследований РНЕ1С в различных областях социальных наук - политологии, экономики, социологии, психологии,

управления общественным здравоохранением и т.д. Феномен чрезвычайной ситуации в области глобального здравоохранения и социальные последствия, вызванные текущей эпидемией, также активно обсуждаются и в сфере изучения массмедиа. По результатам проведенного нами поиска в академических базах данных на английском, русском и китайском языках исследователи, занимающиеся вопросами массовой коммуникации в контексте PHEIC, в основном сосредотачиваются на ряде определенных аспектов.

Одним из наиболее распространенных направлений является изучение воздействия пандемии на медиасистему. Исследования в данной области в первую очередь основываются на анализе особенностей потребления новостей аудиторией, уровня доверия граждан к средствам массовой информации и их способности обнаруживать фейковые новости. В данных исследованиях подчеркивается, что с самого начала текущей пандемии новости из области здравоохранения стали одним из наиболее ценных ресурсов для граждан большинства государств. Изучение динамики потребления информации имеет важное значение как с точки зрения ее способности влияния на медиасистему, так и в отношении ее воздействия на уровень социальной демократии (Andreu, 2020). Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня с помощью мобильных устройств аудитория может следить за новостями в любое время и в любом месте, используя различные источники информации. Это вынуждает современные средства массовой информации вносить существенные изменения в свою работу. Так, в процессе адаптации к меняющимся условиям, а также к новым моделям подачи информации многие СМИ как контролируемые государством, так и ориентированные на рынок, стали активно внедрять новые контентные и нарративные стратегии (Chen, Xu, 2021).

Другим популярным аспектом актуальных медиаисследований является изучение оказываемого на общество коммуникационного эффекта в информационном поле разных стран во время эпидемиологической ситуации. Среди недавних публикаций в этом направлении выделяются работы, связанные с изучением информационного шума, а также коммуникационных преград в процессе создания общественного мнения. В частности, одними из наиболее важных факторов, влияющих на понимание эпидемиологической обстановки аудиторией Китая и ее отношение к мерам борьбы с распространением вируса, являются особенности социального строя государства, разнообразие источников доступной информации, а также интенсивность распространения слухов (Дин, Мяо, Ван, 2020). Вместе с тем сам по себе большой объем информации и ее источников еще не определяет степень осознанности медиапотребителем концепта института общественного здоровья. Проведенное исследование множества публикаций в российских СМИ, посвященных общественному здоровью, продемонстрировало отсутствие системного подхода к этой проблеме, а также неготовность общества к взаимодействию между государством и гражданином, правительственными и общественными организациями, бизнесом, наукой и средствами массовой информации (Кажберова, 2019).

Еще одним насущным аспектом исследований, возникшим во время пандемии, является сравнительный анализ освещения темы пандемии в информационной повестке дня разных стран. Эксперты отмечают, как COVID-19, будучи ключевым фактором, определяющим мировую повестку дня, влияет на специфику работы информационных агентств, подвергая трансформации и этот сектор медиасистемы (Мар-тыненко, Стогова, 2021). При этом изучение актуальной проблематики медиадискурса

России и Китая демонстрирует, как в процессе инфодемии (распространения дезинформации о вирусе) целенаправленно или имманентно используются концептуальные представления, характерные для носителей определенной культуры (Ерофеева, Толстокулакова, Муравьёв, 2021).

Более того, многие исследования показывают, как тема пандемии в мировой повестке дня сама становится индикатором предвзятости массмедиа одной страны к другой. К примеру, в результате предвзятости со стороны местных СМИ, в австралийском обществе сформировались противоречивые образы об эпидемиологической ситуации в Китае (Sun, 2021). Эта же проблема идеологической и стереотипной обработки информации подробно рассматривается в работах, основанных на анализе информации о Китае из популярных британских СМИ (BBC, The Guardian, Daily Mail). Исследователи приходят к выводу, что формирование у британской аудитории различного отношения к китайской эпидемиологической ситуации находится под влиянием разных позиций информационных агентств, которые поставляют новости своей аудитории (Zhang, Shaw, 2020).

В ряду рассмотренных нами тематических исследований особое место занимают работы, посвященные социальным сетям. Изучая роль данных платформ в размещении медиаматериалов, ученые фокусируют свое внимание, в частности, на том, как авторитетная и качественная информация стимулирует постоянный интерес к потреблению информации в социальных сетях (Алевизаки, Александрова, Кара-Мурза, Славкин, 2021).

Как уже отмечалось, в чрезвычайной ситуации роль социальных сетей актуализируется. Некоторые исследования акцентируются на проявлении ключевых функций социальных сетей конкретно при угрозе общественному здравоохранению, при этом в основном эксперты останавливаются

на следующих трех аспектах. Во-первых, социальные сети могут прогнозировать частоту и масштаб заболеваний. Во-вторых, они в состоянии преодолеть неравенство в доступе к ресурсам социального здравоохранения, а значит, способствовать ускоренному обмену информацией внутри социума. Наконец, в-третьих, эффективно участвуя в мероприятиях по информированию об общественном здоровье, они имеют возможность отслеживать изменения социального восприятия и поведения (Чэнь, Го, 2020).

Исходя из изученного нами массива тематической литературы, мы можем сделать некоторые выводы. В обмене информацией о пандемии социальные сети становятся важной медиаплатформой как для граждан, так и для официальных лиц. По мере развития этого процесса предметами исследований в академических кругах разных стран все чаще фигурируют анализ и классификация освещаемых в сетях ситуативных тем и инфоповодов, их влияние на общество и измерение эмоционального состояния аудитории. Одновременно с этим в рамках данной тематики до сих пор остается огромное пространство для научного освоения. Еще до наступления текущего глобального кризиса эксперты отмечали малую изученность вопросов влияния информационной повестки социальных сетей на общество (Guidry, Yan, Orr, Messner et al, 2017). С приходом пандемии эта проблема обострилась, в то время как последние исследования демонстрируют значительный потенциал в установлении информационной повестки и информировании населения, в частности публичных аккаунтов государственных органов, расположенных на платформах соцсетей (Бабаева, 2021). Несмотря на это научным сообществом, по сути, слабо освоены стратегии, используемые правительствами и организациями общественного здравоохранения при применении этих платформ во

время вспышек инфекционных заболеваний, а также скупо представлены сравнительные материалы по отдельным странам. Более того, по рассматриваемой проблематике подчеркивается малое число научных работ не на английском языке (Garcia, Berton, 2021).

Учитывая все вышесказанное и опираясь на конкретные эмпирические материалы на русском и китайском языках, мы сосредоточились на таких, пока слабо-изученных, аспектах деятельности социальных сетей во время пандемии, как использование популярных медиаплатформ государственными и публичными структурами, выявление и сравнение особенностей коммуникативной политики в двух странах.

Эмпирическая база, выборка и методы исследования

Для решения поставленных задач мы проанализировали посты,опубликованные аккаунтами органов исполнительной власти РФ и КНР: «СтопКоронавирус.РФ» (представительство Роспотребнадзора)2 и « Здравоохранение Китая» (представительство Госкомитета по здравоохранению КНР)3. Оба канала отвечают за общественное здравоохранение и информирование населения на наиболее популярных платформах социальных медиа двух стран: «ВКонтакте» и «Вэйбо».

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают два периода: с 1 апреля по 31 мая 2020 г. и с 1 ноября по 31 декабря 2020 г. Пики «ковидных волн» в разных странах наступали не одновременно, и количественные значения их появления также не совпадали. Для того чтобы найти наиболее сходные временные отрезки для сравнительного изучения, мы определили периоды, в которые было зафиксировано резкое увеличение случаев заражения, сопровождающееся соответствующим ростом информационного потока в двух странах.

53

Таким образом, данные временные отрезки выбраны, исходя из максимально оптимального соотношения исследуемого материала в России и Китае.

В период с 1 апреля 2020 г. по 31 мая 2020 г. на странице аккаунта «СтопКоро-навирус.РФ» в соцсети «ВКонтакте» был опубликован 961 пост, в то же время на странице аккаунта «Здравоохранение Китая» в социальной сети «Вэйбо» было опубликовано 724 поста. Среди всех опубликованных постов за данный период для исследования было отобрано 825 (437 в апреле и 388 в мае)аккаунта «СтопКоро-навирус.РФ» и 706 постов (399 в апреле и 307 в мае)аккаунта «Здравоохранение Китая». Главным критерием в проведенной выборке являлось соответствие содержания поста в соцсетях тематике эпидемиологической ситуации.

В период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. «СтопКоронавирус.РФ» опубликовал 466 постов, а «Здравоохранение Китая» -366 поста. По аналогичному критерию были отобраны 415 постов (179 в ноябре и 236 в декабре) аккаунта «СтопКоронавирус.РФ» и 162 поста (68 в ноябре и 94 в декабре) аккаунта «Здравоохранение Китая».

Все отобранные посты в социальных сетях были проанализированы нами при помощи метода контент-анализа. В фокусе настоящего исследования находятся изучение количественных соотношений публикаций, классификация публикаций по тематикам, а также анализ стратегии публикации контента. Благодаря полученным результатам проведенного анализа нами были выявлены следующие особенности установления повестки дня в пандемический период.

Результаты исследования

1. На разных стадиях развития эпидемии СОУЮ-19 количество информации, связанной с коронавирусом, обусловлено информационной потребностью общества, одновременно

являясь индикатором формирования информационной повестки внутри страны.

Сравнивая количество отобранных постов, связанных с эпидемиологической ситуацией на двух аккаунтах государственных органов, мы обнаружили, что в апреле и мае количество постов, опубликованных аккаунтом «СтопКоронавирус.РФ», почти в два раза больше, чем в ноябре и декабре того же года. На странице аккаунта «Здравоохранение Китая» количество соответствующих постов в апреле и мае в четыре раза превышает количество постов, опубликованных в ноябре и декабре.

Изменение количества публикаций в более поздние периоды совпадает с этапами развития эпидемиологической ситуации внутри России и Китая. Так, в апреле и мае эпидемиологическая ситуация в России находилась на этапе бурного роста. В этот же период в Китае уже был пройден пик заболеваемости и начинался период стабилизации. В ноябре и декабре эпидемиологические ситуации в России и Китае также имели разную степень напряженности. Россия столкнулась со второй волной СОУЮ-19, в то время как в Китае к этому моменту эпидемиологическая обстановка была взята под контроль.

Сокращение количества постов в определенные периоды демонстрирует тот факт, что по мере снижения потребности в информации о коронавирусе количество соответствующих постов в изучаемых нами аккаунтах уменьшалось. В то же время государство и общество и в России, и в Китае уже овладели некоторым опытом преодоления острых эпидемиологических ситуаций.

2. Тематические акценты опубликованных постов в разные периоды демонстрируют национальные приоритеты повестки.

Проанализировав целевую выборку, мы выделили 14 тем, связанных с эпидемиологической ситуацией в РФ и в КНР, на основе чего нами была составлена таблица

Таблица. Распределение отобранных постов по темам (кол-во постов)

Название темы Вэйбо ВКонтакте Общее кол-во по темам

апрель-май ноябрь-декабрь апрель-май ноябрь-декабрь

Профилактика в период пандемии 81 6 125 55 267

Соблюдение психического здоровья людей 38 4 107 49 198

Производство соответствующих лекарств и вакцин 12 15 1 19 47

Происхождение и патогенный механизм коронавируса 12 0 10 5 27

Государственная противоэпидемиологическая политика 107 36 203 89 435

Обеспечение соответствующих санитарно-эпидемиологических мер 123 12 114 41 290

Поддержка и восстановление социальной экономики 32 0 21 8 61

Обеспечение основных жизненных потребностей населения 5 5 23 6 39

Отслеживание зараженных коронавирусом граждан 9 5 1 1 16

Опровержение ложной информации, касающейся эпидемиологической ситуации 20 9 7 2 38

Информирование населения об эпидемиологической статистике 109 61 168 124 462

Борьба с эпидемией и работа медицинского и волонтёрского персонала 107 4 30 6 147

Сотрудничество страны с международным сообществом в борьбе с коронавирусом 51 5 1 1 58

Исследование общественного мнения в период пандемии 0 0 14 9 23

Общее кол-во по периодам 706 162 825 415 2108

распределения отобранных постов по темам (см. табл.). Такая тематическая структуризация позволяет сложить комплексное представление об информационной потребности общества в указанные периоды.

Кроме того, полученные данные наглядно иллюстрируют, что в информационном поле Российской Федерации и Китайской Народной Республики сложилась схожая модель эпидемиологической ситуации, где участвуют два основных актора -государство и научное сообщество. Эти два действующих субъекта в силу своих

компетенций выполняют разные задачи по информированию общества обо всем, что так или иначе связанно с пандемией. Мы попытались определить их роли в установлении ситуативной информационной повестки дня.

Государство как ведущий социальный актор несет ответственность за осведомленность граждан в период пандемии, ежедневно предоставляя статистику по числу зараженных, заболевших, выздоровевших и летальных исходов внутри страны и за рубежом (по этой теме было опубликовано

55

Рисунок 1. Топ-5 тем на канале

«СтопКоронавирус.РФ» в соцсети «ВКонтакте»

462 поста). Помимо этого, государственные органы регулярно информируют о достижениях в сфере производства лекарств и вакцин от коронавирусной инфекции (47 постов).

Еще одной актуальной темой, инфор мация о которой освещалась в рамках го сударственной противоэпидемиологиче ской политики, является введение изоля ционных мер, изменение производствен ного, рабочего и учебного графиков, огра ничение въезда и выезда и т.п. (435 постов) Организующая роль государства во вре мя пандемии представлена также в рас пределении человеческих ресурсов и ма териальных средств для внедрения со ответствующих санитарно-эпидемиоло гических мер (290 постов), в обеспече нии основных жизненных потребностей населения (39 постов) и восстановлении социального и рыночного порядка (61 пост).

Наболевшей темой в информационных сообщениях со стороны государства стало своевременное опровержение ложной информации, касающейся эпидемиологической ситуации, цель которого заключалась в снижении негативного воздействия на общество (38 постов). Позитивная

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Информирование эпидемиологической статистики

■ Государственная противоэпидемическая политика

■ Профилактика в период пандемии

■ Соблюдение психического здоровья людей

■ О производстве соответствующих лекарств и вакцин

124

11111

кол.постов

Рисунок 2. Топ-5 тем на канале

«Здравоохранение Китая» в соцсети «Вэйбо»

повестка в обществе создается на примере работы медицинского и волонтёрского персонала, который побуждает к максимальному уважению общества к медицинским сотрудникам как спасителям жизней и здоровья людей (147 постов). Кроме того, среди государственных информационных сообщений важное место занимает информация о международном сотрудничестве в борьбе с пандемией, особенно в рамках сотрудничества между Россией и Китаем (58 постов).

Если обратиться к наиболее популярным темам информационной повестки со стороны научного сообщества, то они посвящены в первую очередь результатам работы ученых по вирусологии, эпидемиологии и специалистов в сфере общественного здравоохранения. В этом контексте представлена информация о происхождении и механизмах развития коронавируса, о профилактических мерах и о результатах санитарно-эпидемиологических исследований (сообщения по данным темам были опубликованы 27, 267 и 16 раз соответственно). Кроме того, свой вклад в сохранение психического здоровья населения во время вынужденных изоляций вносят психологи, выступая с рекомендациями

для регулирования эмоционального дисбаланса в обществе (198 постов).

Проанализировав доминирующие тематические акценты в информационной пандемической повестке России и Китая, мы выявили по пять наиболее обсуждаемых тем соответственно из каждых 14 в изученные периоды (см. рис. 1, 2).

В апреле-мае, когда началась вспышка эпидемии в России, «СтопКоронавирус. РФ», как официальный интернет-ресурс для информирования населения по вопросам коронавируса, в соцсети «ВКонтакте» не только освещал необходимую информацию о государственной политике, эпидемиологической статистике, профилактике во время пандемии и предпринимаемых санитарно-эпидемиологических мерах, но и уделял внимание важнейшему вопросу в такой напряженный период для общества, как психическое здоровье населения во время самоизоляции.

Во время второй волны эпидемии в ноябре-декабре на канале «СтопКоронави-рус.РФ» помимо усиления информационного потока о эпидемической статистике, государственных мерах, профилактике и заботы о психологическом состоянии населения появляется новая и крайне злободневная информация о российской вакцине от коронавируса.

В Китае практикуется иной механизм государственного управления, соответственно, и противоэпидемиологические меры принимаются согласно национальной политике. К тому же пики вирусного распространения и заболеваний в разных странах разнятся. Как следствие, мы обнаруживаем несколько другие приоритеты повестки дня.

В апреле-мае эпидемиологическая ситуация на территории Китая находилась, по сути, на этапе окончания первой волны, заболеваемость населения резко снизилась по сравнению с февралем-мартом. В этот период канал «Здравоохранение

Китая» обращает большее внимание на обеспечение соответствующих санитарно-эпидемиологических мер, информирование о национальной и международной эпидемиологической статистике, популяризацию профилактических мер для населения. Как государственный инструмент информирования населения, ориентированный на распространение позитивных новостей, канал «Здравоохранение Китая» активно разъясняет действующие государственные противоэпидемиологические меры, акцентируя внимание на героизме медицинского персонала и волонтеров в борьбе с эпидемией.

В ноябре-декабре строгие противоэпидемиологические меры со стороны государства привели к полному контролю над эпидемией на территории Китая. В этот период, продолжая регулярно публиковать материалы об эпидемиологической статистике, государственной противоэпидемической политике и санитарно-эпидемиологических мерах, канал смещает фокус в подаче информации. Новости о производстве вакцины и опровержения ложной информации, касающейся эпидемиологической ситуации, подаются сквозь призму принципиального значения государства в эффективности санитарно-эпидемиологических мер и укрепления достигнутых успехов в стране во время пандемии.

3. Релятивная стратегия подачи контента как неотъемлемая часть установления повестки дня.

Оба исследуемых канала коммуникации активно использовали мультимедийные компоненты не только для расширения форм распространения информации, но и для повышения ее доступности. Особенно динамично это проявилось в отношении определенных групп населения - в частности, детей и пожилых людей.

Если сравнивать информационные каналы по стилистике и креативности, то становится очевидным, что «СтопКоронавирус.

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ» больше выступает с творческими инициативами, публикуя контент, часто отличающийся по стилю от официальной речи. Например, для съемок тематических видеороликов приглашаются наиболее известные в стране люди, размещаются мини-анкеты для исследования общественного мнения, не остаются без внимания вопросы аудитории в комментариях и т.д. Что касается стилистических особенностей, «СтопКоронавирус.РФ» отличается использованием рекомендательных лингвистических конструкций, создающих у аудитории ощущение живой речи человека, дающего советы.

В то же время стиль и подачу информации в постах «Здравоохранение Китая» можно охарактеризовать как сугубо официальные. Посты на канале «Здравоохранение Китая» в первый период схожи с государственными документами, но по мере уменьшения количества правительственных уведомлений публикации постепенно смягчают жесткую формальность изложения. В целом канал меньше настроен на интерактивность, при этом роли государства в эпидемиологической ситуации уделяется больше внимания, чем научному контенту.

Заключение

Исследования разных аспектов развития коронавирусной инфекции COVID-19 демонстрируют, что пандемия оказывает мощное и всестороннее влияние на жизнь людей и социальную стабильность. Именно поэтому релевантное и своевременное формирование информационной повестки дня является не только важнейшей обязанностью государства, но требует высокой степени оперативности и от профессионально-практического, и от научного сообщества.

На основе анализа 2108 отобранных постов, опубликованных публичными

аккаунтами российских и китайских государственных органов, отвечающих за общественное здравоохранение, мы изучили организацию информационной повестки дня на наиболее популярных платформах соцсетей «ВКонтакте» и «Вэйбо» в период пандемии. Результаты данного исследования демонстрируют, что на разных этапах развития инфекции коронавируса и в России, и в Китае количество публикаций, тематические акценты повестки дня обоих каналов менялись в зависимости от развития эпидемиологической ситуации в стране. Стратегия повестки дня корректировалась в целях повышения эффективности контроля над пандемией и профилактических мер, ориентации общества на рациональное отношение к эпидемии и предотвращения паники. При этом социальные медиа довольно четко фиксировали такие ключевые для кризисного периода компоненты, как смена фокуса общественного внимания, освещение хода событий в стране и мире, воспитание медийной и научной грамотности населения и т.д.

Систематизация и классификация приоритетов повестки дня в Российской Федерации и Китайской Народной Республике и их особенностей в каждый из проанализированных периодов позволили проиллюстрировать динамику установления повестки дня и выделить три основных индикатора успешного взаимодействия социальных медиа с обществом в пандемических реалиях: соотношение количества и объема публикаций в зависимости от социальной потребности; демонстрация различных приоритетов в информационной повестке дня, а также проявление компетенции государственных органов и научного сообщества через тематические диверсификации; внедрение технологических и креативных стратегий при подаче контента.

Примечания

1 Международные медико-санитарные правила. 2005. 2-е изд. / Русскоязычная версия официального веб-сайта ВОЗ. Режим доступа: https://www.who.int/ihr/ about/10things/ru/ (дата обращения: 15.03.2021).

2 «СтопКоронавирус.РФ» - публичная страница в социальной сети «ВКонтакте». Режим доступа: https://vk.com/stopcoronavirusrf (дата обращения: 15.01.2021).

3 «Здравоохранение Китая» - публичная страница в социальной сети «Вэйбо». Режим доступа: https://weibo.eom/u/2834480301 (дата обращения: 10.01.2021).

Библиография

Алевизаки О.Р., Александрова И.Б., Кара-Мурза Е.С., Славкин В.В. Новостной медиа-нарратив в соцсети «ВКонтакте»: дискурсивные особенности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 3. С.74-101.

Бабаева А.А. Органы государственной власти в социальных сетях: анализ аккаунтов правительства Москвы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 3. С. 198-215.

Дин Ханьцин, Мяо Бо, Ван Цзюнь. Поведение и окружающая среда: исследование когнитивных факторов, влияющих на вспышку новой коронарной пневмонии // Журналистика и коммуникация. 2020. № 5. С. 28-33 (на китайском языке).

Ерофеева И.В., Толстокулакова Ю.В., Муравьев А.В. Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 1. С. 78-93.

Кажберова В.В. Общественное здоровье в информационной повестке российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 154-172.

Мартыненко Е.В., Стогова Е.С. Коронавирус в повестке дня информационных агентств РИА «Новости» и Reuters // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 2. С. 338-350.

Чэнь Цзюань, Го Юйли. Социальные сети и эпидемия: прогнозирование, коммуникация и вмешательство в события в области общественного здравоохранения // Корреспондент. 2020. № 4. С. 60-69 (на китайском языке).

ЧжаоЛэй. 50-я годовщина теории установления повестки дня: новое развитие и трансформация в среде новых медиа // Международное сообщество журналистов. 2019. № 1. С. 66-80 (на китайском языке).

Andreu C. (2020) Impact of COVID-19 on the Media System. Communicative and Democratic Consequences of News Consumption During the Outbreak. El profesional de la información 29 (2). DOI: 10.3145/epi.2020.mar.23

Chen Z., Xu X. (2021) COVID-19 News Reporting and Engaging in the Age of Social Media: Comparing Xinhua News Agency and The Paper. Global Media and China 6 (2): 152170. DOI: 10.1177/20594364211017364

Garcia K., Berton L. (2021) Topic Detection and Sentiment Analysis in Twitter Content Related to COVID-19 from Brazil and the USA. Applied Soft Computing Journal 101 (4). DOI: 10.1016/j.asoc.2020.107057

Guidry J., Jin Y., Orr C., Messner M. at al (2017) Ebola on Instagram and Twitter: How Health Organizations Address the Health Crisis in Their Social Media Engagement. Public Relations Review43 (3): 477-486. DOI: 10.1016/j.pubrev.2017.04.009

59

McCombs M., Shaw D. (1972) The Agenda-Setting Function of Mass Media. Public Opinion Quarterly 36 (2): 176-187. DOI: 10.1086/267990

Sun W. (2021) The Virus of Fear and Anxiety: China, COVID-19, and the Australian Media. Global Media and China 6 (1): 24-39. DOI: 10.1177/2059436421988977

Zhang X., Shaw G. (2020) The UK Media Coverage of China's Handling of the Coronavirus Outbreak. Global Media and China 6 (1): 40-61. DOI: 10.1177/2059436420980072

Дата поступления в редакцию: 31.03.2022 Дата публикации: 21.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.