Научная статья на тему 'Стратегические решения по инвестиционным проектам: принципы и критерии'

Стратегические решения по инвестиционным проектам: принципы и критерии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСЫ / КРИТЕРИЙ / ОЦЕНКА / ПРИНЦИП / STRATEGIC DECISION / INVESTMENT PROJECT / REGION / MUNICIPALITY / FINANCE / CRITERION / EVALUATION / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин Валентин Николаевич

С целью обоснования критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях исследован процесс принятия стратегических решений. Установлены принципы отбора. При принятии стратегического решения рекомендуется учитывать маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы. Целесообразность стратегического решения необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная стоимость, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic investment decisions projects: evaluation principles and criteria

In order to substantiate the criteria for justifying strategic decisions on investment projects in the regions and municipalities, the process of strategic decision-making has been studied. Principles of selection are established. When making a strategic decision, it is recommended to take into account marketing, production, financial, external and internal factors, commercial and budgetary efficiency of investment activities, insurance conditions and guarantees against non-commercial risks. The feasibility of a strategic decision should be justified by such evaluation criteria as net discounted value, return on investment index, internal and accounting rates of return on investment, payback period, etc.

Текст научной работы на тему «Стратегические решения по инвестиционным проектам: принципы и критерии»

Стратегические решения по инвестиционным проектам: принципы и критерии Strategic investment decisions projects: evaluation principles and criteria

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 336.7 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10005 Курочкин Валентин Николаевич,

с.н.с, доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления, Азово-Черноморский инженерный институт-филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», 347740, ул. имени Ленина, д. 35 А. Зерноград, Ростовская область. Valentin952@mail.ru

Valentin N. Kuroschkin, Doctor of Technical Sciences, Azov-Black Sea engineering institute-branch of Don State agricultural university, Zernograd, Rostovregion, Russia

Аннотация. С целью обоснования критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях исследован процесс принятия стратегических решений. Установлены принципы отбора. При принятии стратегического решения рекомендуется учитывать маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы. Целесообразность стратегического решения необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная стоимость, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций и др.

Summary. In order to substantiate the criteria for justifying strategic decisions on investment projects in the regions and municipalities, the process of strategic decision-making has been studied. Principles of selection are established. When making a strategic decision, it is recommended to take into account marketing, production, financial, external and internal factors, commercial and budgetary efficiency of investment activities, insurance conditions and guarantees against non-commercial risks. The feasibility of a strategic decision should be justified by such evaluation criteria as net discounted value, return on investment index, internal and accounting rates of return on investment, payback period, etc.

Ключевые слова: стратегическое решение, инвестиционный проект, регион, муниципальное образование, финансы, критерий, оценка, принцип.

Keywords: strategic decision, investment project, region, municipality, Finance, criterion, evaluation, principle.

Введение. В предшествующие годы были приняты национальные и государственные программы, призванные содействовать экономическому развитию. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев [1], отметил, что 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры являются ключевыми

инструментами работы. Для их реализации в каждом субъекте созданы региональные проекты и проектные офисы, которые необходимы для детализации федеральных проектов (из которых состоят национальные проекты). Объём получаемой поддержки зависит от региональной детализации проектов. К содействующим экономическому развитию регионов и муниципальных образований, доходные части бюджетов которых остаются недостаточными для экономического роста, относятся также инвестиционные проекты регионального значения, которые стимулируют их социально-экономическое развитие. Однако в национальных и государственных программах критерии отбора стратегических инвестиционных проектов описаны лишь в общем виде. Нечеткие критерии отбора оставляю поле для волюнтаризма и коррупции.

Цель статьи - формулирование критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях.

Методология проведения исследования. Рассматривая возможности применения методологического аппарата, обратили внимание на результаты исследований отечественных ученых в областях: инвестиционный и финансовый менеджмент, стратегическое управление инновациями. Принято к сведению результаты научных изысканий О.А. Аничкина, И.А. Бланк, Л.П. Гончаренко, А.В. Пилюгина Р.А. Фатхутдинова, В.Ф. Бирмана, В.Курочкина[3, с. 3-22] и других авторов.

Экспериментальная база и ход исследования. Из анализа состояния вопроса получили следующее. Доходы бюджетов имеют рост за счет, прежде всего, увеличения поступлений с увеличения фонда оплаты труда (отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц). Для поступления дополнительных бюджетных средств необходимо создавать рабочие места и увеличивать число работающих [4, с. 116], причем использовать не копирование механизмов и инструментария реализации инвестиционного потенциала, использование своих разработок, основанных на местных тенденциях и конкурентных преимуществах [4, 144].

Как известно, вывод на региональный рынок нового товара, работы или услуги, предусмотренных инвестиционным проектом - это достаточно рискованное мероприятие, так как по статистике инновации достигают успехов, по анкетированию 700 фирм Англии, в 65% случаев, то есть 45 % «потерпели фиаско».

Для того, чтобы уменьшить риск от реализации инновации или инвестиционного проекта предприниматели используют различные проверки, единичные проекты, пилотные внедрения, апробации и производственные проверки, опытное внедрение и т.д. Это сильно увеличивает продолжительность реализации проекта. По этой причине инновационный процесс не просто производственная структура, но иерархическое организационное мероприятие, имеющее различные стадии принятия стратегических управленческих решений [5, с. 20].

Применяемая система разработки и реализации, многоступенчатая организация уменьшаю вероятность отрицательного эффекта, но позитивную отдачу стратегических решений по инвестиционным проектам проектов можно обеспечить и другим путем. Можно привлечь в организацию внедрения проекта заинтересованных работников: работников данной смежной областей, потребителей результатов проектов (товаров, работ или услуг); менеджеров и маркетологов, практиков, знающих экономику региона на практике и имеющих опыт оценки стратегических проектов; людей,

обладающих опытом в области формирования инвестиционной стратегии экономического развития региона.

Результаты и обсуждение. В общем случае вначале необходимо оценить товар, работу или услугу, которую предполагается производить в соответствии со стратегическим инвестиционным проектом. Товар (услуга, работа) должна быть оценена по критериям «фильтрации». Данные критерии можно сгруппировать на общие, маркетинговые, производственные, финансовые факторы, внешние экономические критерии.

К общим критериям относятся: прогнозируемый финансовый результат, конкурентные преимущества, емкость рынка и предполагаемых к выпуску товаров и др.

Влияние на имеющийся объем рынка, синхронизация возможностей коммерческой организации с требованиями рынка, привлекательность для субъектов потребительских рынков, жизненный цикл и др. относятся к маркетинговым критериям. Хозяйственные ресурсы и горизонт до начала внедрения, технология, инженерная подготовка производства, наличие ресурсов для организации производственного процесса есть критерии, обусловленные производственным процессом.

Противоречие в том, что большая часть критериев, важных для муниципальных руководителей, не относится к инновационной деятельности: значимыми являются критерии, связанные с целями муниципального образования, его миссией и стратегией, такие как: совместимость проекта с текущей стратегией и долгосрочными планами; допустимость изменений в стратегии с учетом потенциала проекта, согласованность проекта с представлениями о регионе или муниципальном образовании, соответствие проекта отношению регионального руководства к риску, к нововведениям, к местным требованиям и особенностям [6, с. 113-114].

»Внешние экономические критерии: возможные вредные воздействия продуктов и технологии, влияние общественного мнения, текущее и перспективное законодательство, воздействие на уровень занятости» - отмечал проф. Г.Я. Гольдштейн [6, с. 115].

К основным ошибкам можно отнести следующие. Планирование «от достигнутого», т. е. путь наименьших трудозатрат. Проектант в этом случае в качестве базы использует динамику долгосрочные развития . Предполагается, что цены на ресурсы сохранятся в прежних значениях. Современные методики оценки предполагают учет инфляции и сохранение финансовой устойчивости. Некорректным является клонирование зарубежных механизмов и инструментария реализации, игнорирование местного опыта, региональных тенденций и конкурентных преимуществ.

Третья ошибка - игнорирование проверенных временем оценок реальных инвестиций методами финансового менеджмента [7, с. 240-249;8, с. 208-236] и экономического анализа [9, с. 12-125; 10, с. 5-12].

Из теории известно, что инвестиционный проект по сути - это совокупность инвестиций и генерируемых ими доходов, что можно представить в виде следующей модели

где 1С}- инвестиции вм году, ]= 1, 2, ..., т;

С¥к,- приток (отток) денежных средств в к - м году, к = 1, 2, ...п;

^-продолжительность проекта или горизонт планирования;

^-ставка дисконтирования или внутренняя доходность проекта ( в зависимости от вида решаемых финансовых задач)[7, с. 224].

В случае, когда имеет место приток денежных средств, говорят о наличии возвратного потока в виде множества CFk, данный факт имеет место при реализации проекта, то есть после его запуска в эксплуатацию после освоения инвестиций.

Интересно отметить, что профессор В.В. Ковалев считал, что элементы возвратного потока представляют собой текущие денежные поступления, уменьшенные на величину текущих денежных оттоков, связанных с проектом, поэтому в литературе по инвестиционному анализу поток {1С]}. Они обычно называются потоком чистых денежных поступлений.

Целесообразность положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера обосновывают по математическим критериям оценки: чистая дисконтированная и чистая термальная стоимости, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций, методика расчета приведена в различных источниках, включая данную отсылку на литературу [10]. Реализация проекта должна обеспечить финансовую устойчивость структуры, её реализующей, так как инвестиции оказывают значимое влияние на финансовые показатели. Финансовая устойчивость коммерческой организации рассчитывают в соответствии с действующими методическими положениями ФСФО и Порядком, утвержденными Постановлением Правительства [2].

По поводу расчета коэффициентов ликвидности есть следующее мнение у практиков корпорации Союз-Регион. Они считают, что расчетные значения коэффициентов ликвидности и долговой нагрузки скорее нужны для прохождения кредитного комитета в банке, поскольку возможность проектного финансирования во многом зависит от качества проекта и его ликвидности. Для самой муниципального образования гораздо важнее контролировать то, насколько выручка от текущей деятельности покрывает процентные платежи по кредитам, то есть реальную, а не бухгалтерскую ликвидность.

Область применения результатов, выводы. При принятии стратегического решения по инвестиционным проектам нужно учесть принципы:

- при принятии стратегических решений по инвестиционным проектам;

- критериев при принятии стратегических решений, что означает индивидуальный подход и учет особенностей каждого проекта;

- обеспечение инвестиционного проекта местным тенденциям и конкурентным преимуществам;

- согласованности проектов важнейшим .

При принятии стратегического решения по инвестиционным проектам учитывать общие, маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы, и эффективность мероприятий.

Целесообразность положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная и чистая термальная стоимости, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций.

Список литературы

1. Протокол заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 24 декабря 2018 г. https://www.dovermment/orders/selection

2. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA Ж_1753 7/

3. Курочкин В.Н. Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации / Владимир Н. Курочкин.- автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.э.н. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2008. - 25 с.

4. Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: монография. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2009 г. - 175 с.

5. Управление разработкой и реализацией нового продукта / В.Н. Курочкин. - Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ, 2019. - 132 с.

6. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР /Г.Я. Гольдштейн. -Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2000. - 244 с.

7. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2010. -480 с. - с. 224.

8. Курочкин В.Н. Финансовый менеджмент в отрасли образования / В.Н. Курочкин. - М.Берлин, 2015. - 473 с.

9. Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности /В.Н. Курочкин. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2014. - 170 с.

10. Курочкин В.Н. Анализ эффективности инженерныхпроектов: учебное пособие / В.Н. Курочкин. -Зерноград, ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009 г. - 89 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.