Научная статья на тему 'Стратегические решения как фактор развития самоуправления дошкольным образовательным учреждением'

Стратегические решения как фактор развития самоуправления дошкольным образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УЧАСТИЕ / КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО (КОСВЕННОЕ УЧАСТИЕ) / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / GUIDANCE INDIRECT (PARTICIPATION INDIRECT) / STRATEGIC DECISIONS / DEVELOPMENT / COLLECTIVE PEDAGOGICAL / PARTICIPATION / COLLABORATION / SELF-GOVEMMENT PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржанова Татьяна Николаевна

В статье обосновывается значение стратегических решений в развитии педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Автором представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в дошкольных образовательных учреждениях Оренбургской области, и предлагаются способы разрешения выявленных проблем практики принятия стратегических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржанова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Srategic decisions as the factor of development of a self-govemment of the pre-scool educational establishment

In clause value of strategic decisions in development of a collective pedagogical of the Preschool educational establishment. The author submits results of the empirical research which has been lead in Pre-school educational establishment of the Orenburg area, аnd ways of the sanction of the revealed problems of a condition of practice of acceptans of strategic decisions are offered

Текст научной работы на тему «Стратегические решения как фактор развития самоуправления дошкольным образовательным учреждением»

10. Мальчик, А. Г. Интеграция начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 375-382.

11. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -

2007. - № 1. - С. 42-49.

12. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.

13. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосфер-ного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 113-124.

14. Брыксин, А. А. Необходимость интеграции общего и профессионального образования в сельской местности [Текст] / А. А. Брыксин, С. Б. Нарзулаев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 149-155.

15. Храпченкова, И. В. О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования [Текст] / И. В. Храпченкова, В. Г. Храпченков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 155-162.

16. Елагина, Л. В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования [Текст] / Л. В. Елагина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 375-386.

17. Маричев, И. В. Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса [Текст] / И. В. Маричев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 367-375.

18. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-214.

19. Бурцева, Г. В. Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей [Текст] / Г. В. Бурцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 359-367.

УДК 372.215

Аржанова Татьяна Николаевна

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ГОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет»), факультет дошкольной педагогики и психологии, кафедра педагогики и методики дошкольного образования, старший преподаватель, Орск

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Arzhanova Tatyana Nicolaevna

Orsk Humanitarian Technological Institute (OSU brunch) the faculty of Pre-school Pedagogics and Psychology, the chair of Pedagogics and Methods of Pre-school teaching, Lecturer, Orsk

SRATEGIC DECISIONS AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF A SELF-GOVEMMENT OF THE PRE-SCOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Реформирование системы образования в России связано с необходимостью создания системы управления дошкольным образовательным учреждением (в дальнейшем используем сокращение - ДОУ), обеспечивающей его эффективное развитие и сохранение конкурентоспособности на долгосрочную перспективу. В этой связи режим развития привлекает все большее внимание, по утверждению К. Ю. Белой, А. М. Моисеева, П. И. Третьякова и др.

Процесс развития ориентирован на достижение качественно новых, более высоких результатов деятельности ДОУ на основе использования его потенциала. Под потенциалом подразумевается совокупность находящихся в распоряжении ДОУ «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ его функционирования в тех или иных условиях. К числу «стратегических», считает О. С. Анисимов, следует относить те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений [1, с. 75].

Стратегические решения отличаются рядом особенностей: инновационный характер; направленность на перспективные цели и возможности учреждения; комплексность (стратегия обычно представляет совокупность взаимосвязанных решений, объединенных общей целью); множество и неопределенность стратегических альтернатив; контурность (стратегические решения предоставляют широкую свободу исполнителям в тактическом отношении); необратимость и долгосрочность последствий; высокая степень риска. Они, как правило, кардинальны, поскольку затрагивают приоритетные проблемы и направления деятельности ДОУ, определяют основные пути развития его потенциала, способы реагирования на непредвиденные обстоятельства.

Эффективность стратегических решений повышается, если в их разработке и реализации принимает участие педагогический коллектив. Такое участие содействует расширению субъектных функций педагога, инициирует его организаторскую миссию не только в собственной деятельности, но и в деятельности других субъектов воспитательно-образовательного процесса. Коллегиальность способствует усилению самостоятельности, ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия; и соответственно, повышается качество воспитательно-образовательного процесса и уровень развития ДОУ.

Вместе с тем, анализ состояния анализируемой проблемы свидетельствует о том, что большинство педагогов ДОУ не привлекаются к разработке инновационных решений. В этой связи в педагогических коллективах нет необходимого для эффективной учреждения понимания общих целей и направлений его развития, которые педагоги не рассматривают как личностно-профессиональные и актуальные в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса. Подобное состояние практики, сложившейся в управлении дошкольными образовательными учреждениями характеризуется тем, что реализация программы развития не подтверждает качественные изменения в результатах деятельности ДОУ.

Поскольку эффективность деятельности ДОУ в значительной мере зависит от активности педколлектива в разработке, внедрении и реализации новшеств, на наш взгляд, целесообразно развитие ДОУ связывать в первую очередь с развития педагогического самоуправления.

Под самоуправлением педагогического коллектива понимается управление педагогических работников жизнедеятельностью своего коллектива [2, с. 70]. Целью педагогического самоуправления является реализация потребностей и профессиональных интересов педагогических работников в образовательном учреждении. Задачами педагогического самоуправления являются определение потребностей педагогов, планирование деятельности органов педагогического самоуправления по реализации этих потребностей; корректировка и оценка результатов спланированной деятельности. Содержание педагогического самоуправления включает обеспечение благоприятного экономического, социального, правового, психологического положения педагогических работников; создание условий для повышения их квалификации, т. е. стимулирование самообразования и педагогической взаимопомощи; участие в разработке (принятии) и реализации как оперативных, так и стратегических управленческих решений; разграничение сфер деятельности и ответственности руководителей и педагогического совета. Решение таких проблем обеспечивает достижение педагогических целей [2, с. 42-43].

Исходя из общих законов развития, основных положений теории организации, теории социального управления, нами выделены этапы развития ДОУ и дана их характеристика.

Первый этап развития ДОУ - этап консультационного руководства, характеризующийся развитым управлением. Оно понимается как продуктивное, рефлексивное управление педагогическими системами, связанное с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. На этом этапе сотрудники остаются пассивными. Управление отдельными структурными подразделениями, как и всем учреждением, осуществляется преимущественно администрацией. Основная форма ее взаимодействия с педагогами - обмен информацией, консультации с целью получения совета по принимаемому решению, либо предложений по улучшению работы отдельных педагогов, структурных подразделений и ДОУ в целом.

Второй этап развития ДОУ - соуправление, которое в педагогическом менеджменте понимается, как совместное активное участие педагогов в решении общешкольных проблем, сотрудничество (Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров и др.) [3, с. 89].

Так, Р. Х. Шакуров, считает, что сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет [6, с. 92]. Сотрудничество, соответственно, предполагает организацию субъект-субъектных отношений в совместной деятельности и согласованность позиций педагогов в деятельности. Второй этап развития ДОУ характеризуется большей включенностью педагогов в процессы управления. Основными методами взаимодействия администрации с подчиненными становятся коллегиальные способы выявления и решения проблем: совместные дискуссии, мозговые штурмы, использование метода номинальных групп и т. д. Однако при принятии решений руководители сохраняют свои функциональные преимущества, коллектив, добровольно уступая право голоса при принятии окончательных решений, прислушивается к мнению руководителей.

Третьим этапом развития ДОУ является собственно самоуправление, которое характеризуется партнерскими отношениями администрации и педагогов. Сотрудники принимают участие не только в решении проблем, касающихся отдельных педагогов или структурных подразделений, но и учреждения в целом.

Наше исследование ориентировалось на создание в экспериментальных ДОУ условий, необходимых и достаточных для эффективного педагогического самоуправления: социально-психологических, правовых и организационно-педагогических. К примеру, социально-психологические условия позволяли заведующему ДОУ и его заместителям поощрять активность, инициативность и самостоятельность педагогов. Особое внимание уделялось информированию всех членов педагогического коллектива о деятельности органов самоуправления, формированию производственной дисциплины и ответственности педагогов за результаты собственной профессиональной деятельности по реализации принятых решений.

Психологические условия обеспечивали благоприятный психологический климат в учреждении, формирование корпоративного духа и коллектива единомышленников, развитие сплоченной команды, стимулирование активности и самостоятельности педагогов средствами материального и морального поощрения.

Создание правовых условий педагогического самоуправления проявлялось в соответствии деятельности органов педагогического самоуправления ДОУ Конституции и Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, его Уставу, но разработанным локальным актам; к примеру, «Положению о самоуправлении педагогического коллектива»; персонифицированным должностным инструкциям и пр.

Процесс формирования организационно-педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие педколлектива средствами стратегических решений, осуществлялся поэтапно, соответственно включая формирующий эксперимент: мотивационно-аналитический, организационно-деятельностный и рефлексивный этапы.

Назначение мотивационно-аналитического этапа составила диагностика уровня, развития (зрелости) педагогического коллектива, а его содержание - определение готовности педагогов к участию в управлении и к работе в команде, а также формирование мотивации и стимулирование педагогов к участию в управлении через коллективные органы внутрисадо-вого самоуправления; диагностика гибкости и эффективности стиля руководства, в процессе принятия стратегических решений; выявление управленческих умений, необходимых для принятия стратегических решений в развитии ДОУ.

Целевой приоритет организационно-деятельностного этапа осуществлялся конструированием мотивационно-рефлексивной среды, созданием организационно-педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие ДОУ средствами стратегических решений, в следующей логике: от развитого, продуктивного руководства к соуправлению и сотрудничеству, а далее - к партнерству и самоуправлению; изменением организационной структуры управления, включением органов общественного и педагогического самоуправления.

Назначениерефлексивного этапа заключалось в формировании у руководителей и потенциальных субъектов управления навыков свободного и осознанного выбора в процессе принятия решения, проявлении ответственности за него, интерактивных навыков принятия стратегических решений.

Результатом формирующего этапа опытно-поисковой работы стала реорганизация организационной структуры управления экспериментальными ДОУ. В организационную структуру были включены как административные, так и органы коллегиального управления. Создание управленческих команд разных уровней обеспечило возможность реального участия педагогов в управлении ДОУ, делегирование полномочий по принятию управленческих решений усилило горизонтальные связи. По окончании эксперимента в каждом из экспериментальных ДОУ работало 9 ВТК, целевых, экспертных групп, педагогический совет, аттестационная, правовая и другие комиссии. Таким образом, выяснилось, что 83% от общей численности педагогов, работающих в экспериментальных ДОУ, стали субъектами принятия и реализации стратегических решений органами педагогического самоуправления.

Отсроченная диагностика уровня развития педагогического коллектива (по В. С. Лазареву) показала, что интегральная оценка соответствует высокому уровню: 9 баллов [3].

Сравнительная диаграмма уровня развития педагогического коллектива, представленная на рисунке, показывает произошедшие изменения (см. рис. 1. и рис. 2.).

Рис. 1. Уровень развития педагогического коллектива на I этапе эксперимента

—♦—А - ЦОЗ Б- Орг. В- Спл.

1 2 3

Рис. 2. Уровень развития педагогического коллектива на II этапе эксперимента

В процессе эксперимента улучшился качественный состав педколлектива: число педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, составило 33,8% против первоначально установленных 5,7%; с высшей квалификационной категорией, соответственно 12,4% против 3,4%. Данные подтверждают, что участие в процессе принятия стратегических решений, включающее педагогов в соуправление разного уровня, стало мотивационным фактором в повышении квалификации и роли педагогов в жизнедеятельности и развитии ДОУ (см. рис. 3).

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

г у

□ высшая ■ первая

□ вторая

I этап

I этап

Рис. 3. Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ по разрядам ЕТС

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что стратегические решения являются фактором развития педагогического самоуправления. «Педагогическое самоуправление» в системе внутрисадового определяется нами как управление педагогами ДОУ воспитательно-образовательным процессом с целью повышения его качества. Участие педагогов в управлении рассматривается как вклад каждого члена педагогического коллектива в процесс принятия стратегических решений. Субъектами участия в управлении ДОУ выступают как отдельные педагоги, так и коллективные органы педагогического самоуправления. Оценка степени и характера участия в управлении предусматривает вклад субъекта управления (индивидуального или коллективного) в разработку (принятие) и реализацию стратегических решений, направленных на достижение согласованных личностно и профессионально значимых педагогических целей.

Таким образом, повышение профессионального уровня педагогов экспериментальных ДОУ, формирование мотивации участия в управлении стимулировали развитие готовности педагогов к управленческой деятельности и педагогическому самоуправлению.

Библиографический список

1. Анисимов, О. С. Стратегия и стратегическое мышление (акмеологическая версия) [Текст] / О. С. Анисимов. - М.: Агро-Вестник, 1999. - 605 с.

2. Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении [Текст] /

В. И. Бочкарев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

3. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2000. - 224 с.

4. Лазарев, В. С. Управление современной школой: теоретические основы и методы [Текст] / В. С. Лазарев. - М.: ЦСЗИ, 1997. - 365 с.

5. Третьяков, П. И. Дошкольное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2003. - 296 с.

6. Шакуров, Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р. Х. Шакуров. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

7. Елагина. Л. В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования [Текст] / Л. В. Елагина // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 365-375.

8. Лопанова, Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения квалификации [Текст] / Е. В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 382-392.

9. Поданева, Т. В. Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации [Текст] / Т. В. Поданева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -

С. 392-399.

10. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.

11. Бурцева, Г. В. Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей [Текст] / Г. В. Бурцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 359-367.

12. Маричев, И. В. Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса [Текст] / И. В. Маричев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 367-375.

13. Мальчик, А. Г. Интеграция начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 375-382.

УДК 659.44 + 378.046

Семенова Лидия Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры массовой коммуникации ЮжноУральского государственного университета, [email protected], Челябинск

ГОТОВНОСТЬ К САМОИМИДЖИРОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Semenova Lidia Mihailovna

Candidate of pedagogical science, South Ural State University, [email protected], Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.