ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
Оригинальная статья УДК 332.13
Стратегические приоритеты развития локальных рынков
строительной продукции Центрального Черноземья
1 2 И. В. Манаева , Д. М. Бурдинская
^белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
1 [email protected]; https://orcid.org/0QQQ-QQQ2-4517-7Q32
2
[email protected]; https://orcid.org/QQQQ-QQQ1-5833-9566
Аннотация: Локальные рынки играют ключевую роль на пути развития отечественного производства и предпринимательства в регионе и укрепления экономики, а также выполняют системообразующие функции в экономическом пространстве: обмен и распределение товаров и услуг, реализация отношений собственности и развитие межрегиональных хозяйственных отношений. Это актуально в условиях санкционного давления. В исследовании провели анализ ряда социально-экономических показателей, которые определяют особенности функционирования локальных рынков в целом и строительной продукции в частности. В выборку исследования включили локальные рынки строительной продукции Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова. Период исследования 2017-2021 гг. Источником информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики. В исследуемых городах Центрально-Черноземного макрорегиона за анализируемый период выявили прирост объемов производства строительной продукции и строительных работ на душу населения, что свидетельствует о динамичном развитии локальных рынков данной сферы. Локальный рынок строительной продукции в Белгородской, Воронежской, Липецкой и Курской областях является профильным. Выделили основные стратегические приоритеты локальных рынков: рост ассортимента и качества товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнеса от потребления продукции; преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры разных секторов; сокращение уровня межтерриториальной дифференциации в развитии локальных рынков; ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе прогресса локальных рынков; достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков. Данное исследование дополняет цикл работ в области теории и методологии стра-тегирования. Полученные результаты обладают практической ценностью и могут быть использованы для разработки стратегий городов и регионов, а также строительной отрасли промышленности. Ключевые слова: стратегирование, приоритет, локальный рынок, строительная продукция, регион, город, локалитет, Центральное Черноземье
Цитирование: Манаева И. В., Бурдинская Д. М. Стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2. С. 161-175. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
Поступила в редакцию 15.03.2024. Прошла рецензирование 25.03.2024. Принята к печати 01.Q4.2Q24.
© 2024. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии СС BY 4.0
161
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2Q24-4-2-161-175
original article
Strategic Priorities of Developing Local Construction Markets in Russia's Central Chernozem Regions
Inna V. Manaeva1, Daria M. Burdinskaya2
1,2Belgorod State University, Belgorod, Russia
1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4517-7032
2
[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5833-9566
Abstract: Local markets boost domestic production, encourage regional businesses, improve the local economy, and structure the local economy. They are responsible for property relations, interregional economic links, and distribution of goods and services, which is especially relevant under the current foreign sanctions. This article describes a number of socio-economic indicators that affect local markets in general and construction products in particular. The study sample included local markets for construction products in Belgorod, Voronezh, Kursk, Lipetsk, and Tambov, i.e., the major cities in the Chernozem macroregion, also known as the Black Earth Region. Using the theory and methodology of strategizing, the authors analyzed data from the Federal State Statistics Service and revealed that construction work increased per capita in 2017-2021, which indicates a dynamic development of the local markets. The local markets in Belgorod, Voronezh, Lipetsk, and Kursk specialize in construction products and services. Their main strategic priorities include a prospective expansion of the range and quality of goods in order to meet the demand and satisfy the local communities and business. These local markets strive to overcome infrastructural constraints and increase the availability and quality of market infrastructure in different sectors. They level interregional differentiation, accelerate sustainable socio-economic development, and achieve local provision security. The research results contribute to urban and regional strategizing, as well as the construction industry.
Keywords: strategizing, priority, local market, construction products, region, city, locality, Central Black Earth Region
Citation: Manaeva IV, Burdinskaya DM. Strategic Priorities of Developing Local Construction Markets in Russia's Central Chernozem Regions. Strategizing: Theory and Practice. 2024;4(2):161-175. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
Received 15 March 2024. Reviewed 25 March 2024. Accepted 01 April 2024
1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4517-7032
2
[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5833-9566
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
ттлш^жт^шшттм^шжшмъшшошпжпшшш^шшшжшш
ВВЕДЕНИЕ
Неравенство доступа к ресурсам, в том числе инновационным, и системные противоречия, связанные с диспропорциональным развитием отраслей и территорий России в условиях вызовов и угроз современности, определяют необходимость совершенствования системы управления экономики регионов на основе научно обоснованных теоретико-методологических подходов. Важными являются проблемы формирования и эффективного развития локальных рынков, которые представляют собой сложные модели взаимоотношений экономических агентов.
Локальные рынки играют ключевую роль на пути развития отечественного производства и предпринимательства в регионе и укрепления экономики, а также выполняют системообразующие функции в экономическом пространстве: обмен и распределение товаров и услуг, реализация отношений собственности и развитие межрегиональных хозяйственных отношений, что актуально в условиях санк-ционного давления. Из-за усложнения процесса управления локальными рынками необходимы новые методы и концепции стратегического планирования.
Цель работы - определить стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья.
Для проведения данного исследования мы проанализировали научные работы по двум направлениям: функционирование локальных рынков и теоретико-методологические особенности стратегирования.
Сфера формирования научных знаний теории локальных рынков и методологии их оценки имеет широкую базу. Ученые обосновали инструментарий и методы экономического анализа, диагностику и методы экономико-математического моделирования для измерения состояния и тенденций территориальных рынков. А. Д. Ерок определил условия для формирования и функционирования локальных рынков: эффективное администрирование локальных рынков, открытость и доступность системы для экзогенных участников, конфигурация локальных рынков и учет миграции субъектов рынка1. В. А. Черкасов считает, что «к основным факторам, влияющим на формирование и развитие локального рынка, относятся: социально-экономическое положение региона, производственная специализация региона, межхозяйственные связи, традиции производства и потребления, ёмкость рынка, разница издержек производства с аналогичным в других регионах» . И. В. Филимоненко подчеркивает, что для оценки развития и эффективности локальных рынков необходимо анализировать показатели потенциала территорий (индекс покупательской способности и вектор его развития), объем предложения местных товаропроизводителей и эффективность, а также определять условия межрегиональной торговли3. И. В. Антохонова и др. разработали инструментарий оценки локального рынка применительно к рынкам 1Т-услуг4.
1 Ерок А. Д. Теория локальных рынков и ее развитие в условиях цифровой экономики современных регионов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. Т. 70. № 4. С. 35-49. https://doi.org/1Q.17277/voprosy.2Q18.Q4.pp.Q35-Q49
2 Черкасов В. А. Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 168-172.
3 Филимоненко И. В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1. С. 128-135.
4 Антохонова И. В., Полухина О. А., Сайбонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 3-10. https://doi.org/1Q.21686/25QQ-3925-2Q17-1-
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
С. Н. Новоселов и Н. Н. Новоселова сформировали систему показателей измерения уровня развития локального рынка применительно к рынку экологических товаров. Методика содержит семь блоков: 1) потребители рынка; 2) государственная поддержка рынка и его участников; 3) развитие инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры; 4) информационная поддержка субъектов рынка; 5) кадровое обеспечение производителей рыночного товара; 6) реализация и потребление товара; 7) развитие культуры общества в сфере потребления товара5. В. А. Данильченко подчеркивает, что подход к оценке развития локального рынка должен предусматривать опре-
6
деление его пространственных характеристик . В качестве методов оценки В. А. Данильченко считает целесообразным использовать структурно-аналитический метод, методы сравнительного экономического анализа и экономико-статистические методы.
По результатам исследования ряда ученых выявили следующие этапы оценки функционирования локального рынка: 1) оценка потенциала спроса и предложения на рынке; 2) оценка инфраструктуры рынка; 3) оценка влияния международной
1_ 7,8,9
интеграции на функционирование рынка .
Второй блок работ, которые легли в основу формирования стратегических приоритетов развития локальных рынков строительной продукции, -это работы в области стратегирования. Основоположником школы стратегирования является д-р экон. наук, профессор, иностранный член РАН В. Л. Квинт. В соответствии с его методологией процесс стратегирования должен начинаться с
выявления глобальных и региональных трендов .
B. Л. Квинт называет стратегией «систему поиска, формирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации. Это результат системного анализа среды, существующих прогнозов будущих условий на основе стратегического мышления, глубоких знаний и интуиции»12.
В российской экономической литературе можно выявить ученых, работы которых посвящены вопросам стратегического планирования различных отраслей промышленности и сфер деятельности:
C. Д. Бодрунов, А. Г. Гранберг. Б. С. Жигаревич, Д. М. Журавлев и В. К. Чаадаев, И. В. Новикова, Ю. Г. Лаврикова, П. А. Минакир, Н. И. Сасаев, А. Татаркин и О. Козлова, А. С. Хворостяная, И. В. Шацкая .
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения заявленной цели провели анализ ряда социально-экономических показателей, которые определяют особенности функционирования локальных рынков:
- медианный среднедушевой денежный доход населения в месяц;
- величина прожиточного минимума на душу населения в месяц;
- динамика доли величины прожиточного минимума в медианном среднедушевом денежном доходе населения;
- доля населения с денежными доходами ниже границы бедности;
- доля семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
5 Новоселов С. Н., Новоселова Н. Н. Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 229-233.
6 Данильченко В. А. Научные основы оценки регионального потребительского рынка // Вопросы современной экономики. 2013. Т. 1. № 1. С. 93-112.
7 Екимова К. В., Буравова С. В., Савельева И. П. Локальные рынки в структуре региональной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. Т. 258. № 41. С. 14-18.
8 Лапаева М. Г., Гущина А. А. Основные свойства локальных рынков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С. 31-34.
9 Лобова С. В., Евтушенко Н. В. Совершенствование функционирования локального рынка: воспроизводственный аспект. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. 174 с.
10 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/ 10.4324/9781315709314
11 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
12 Квинт В. Л. К истокам теории стратегии: 200-летие издания теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2017. 51 с.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
- объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
- оборот розничной торговли на душу населения;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения;
- коэффициент доступности жилья;
- объем произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ на душу населения;
- индекс локализации сферы производства и реализации строительной продукции.
В выборку исследования включили локальные рынки строительной продукции Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова. Период исследования 2017-2021 гг. Источником информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В состав Центрального Черноземья входит Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области. Одним из важных факторов, которые определяют особенности функционирования как региональных, так и локальных рынков, является уровень доходов населения (табл. 124).
Динамика медианного среднедушевого денежного дохода населения является положительной.
По данному показателю лидером является Белгородская область, а самые низкие значения получены для Тамбовской области. Важным индикатором доходов населения является доля прожиточного минимума в среднедушевом денежном доходе. Во всех исследуемых регионах данный показатель высокий - более 30 %, что негативно характеризует качество жизни населения. В исследуемой выборке наиболее благоприятная ситуация по данному параметру складывается в Белгородской области, наиболее сложная в Тамбовской области. Рассматривая динамику показателя «доля величины прожиточного минимуму в медианномсреднедушевом денежном доходе населения», подчеркнем положительную тенденцию в Белгородской, Воронежской и Липецкой областях. В Курской и Тамбовской областях наблюдается рост данного критерия, что снижает покупательскую способность населения и негативно влияет на развитие территорий.
Динамика критерия «доля численности населения с денежными доходами ниже границы бедности» неоднозначная. Наблюдаются периоды снижения и роста, но наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Курской и Тамбовской областях. На территории данных регионов зафиксирован наибольший процент семей, нуждающихся в жилых помещениях. За анализируемый период доля семей, состоявших на учете в качестве
13 Бодрунов С. Д. Стратегия перехода к новому мирохозяйственному укладу и ноообществу: индустриальный аспект // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 2. С. 135-140. https://doi.org/10.17Q73/2Q72-1633-2Q23-2-135-14Q
14 Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 9-15.
15 Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. СПб.: Леонтьевский центр, 2004. 288 с.
16 Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегические инструменты роста промышленного сектора экономики в условиях шестого большого цикла Кондратьева // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 253-262. https://doi.org/1Q.17Q73/2Q72-1633-2Q23-3-253-262
17 Новикова И. В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. 2021. Т. 45. № 4. С. 150-160. https://doi.org/1Q.34Q22/2658-3712-2Q21-45-4-15Q-16Q
18 Лаврикова Ю. Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевой экономике // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 5. С. 37-49.
19 Минакир П. А. О стратегии роста российской экономики // Пространственная экономика. 2016. № 2. С. 158-167. https://doi.org/1Q.1453Q/ se.2Q16.2.158-167
20 Сасаев Н. И. Анализ стратегического подхода к отраслевому развитию в России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 348-362. https://doi.org/1Q.216Q3/2782-2435-2Q23-3-3-348-362
21 Татаркин А., Козлова О. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. 2008. № 5. С. 88-100.
22 Хворостяная А. С. Стратегическая трансформация брендов легкой промышленности и индустрии моды // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 86-96. https://doi.org/1Q.216Q3/2782-2435-2Q23-3-1-86-96
23 Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571-583. https://doi.org/1Q.216Q3/2782-2435-2Q22-2-4-571-583
24 Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 01.03.2024).
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
Таблица 1. Динамика уровня доходов населения в регионах Центрально-Черноземного макрорегиона в 2014-2021 гг.
Table 1. Income in the Central Chernozem macroregion, 2014-2021
Регион 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Медианный среднедушевой денежный доход населения в месяц, рублей
БО 18 962,4 21 710,1 22 760,1 23 311,0 23 668,0 25 110,3 25 874,7 28 019,4
ВО 18 723,3 22 056,5 22 091,4 22 460,7 23 107,1 24 566,0 24 702,8 26 957,3
КО 16 998,2 19 914,7 19 934,1 20 700,7 21 682,0 23 265,0 23 927,4 26 062,2
ЛО 18 761,3 21 080,7 21 684,4 22 482,7 23 154,5 25 104,3 25 519,4 27 583,1
ТО 16 804,5 19 473,0 20 112,7 20 444,0 21 138,8 22 403,5 22 605,3 24 445,4
Величина прожиточного минимума на душу населения в месяц, рублей
БО 6842 7918 8099 8281 8480 9236 9593 9720
ВО 7026 7884 8121 8034 8612 8894 9053 9747
КО 6754 7916 8258 8476 9058 9449 9997 10 459
ЛО 7062 8008 8313 8313 8720 9169 9828 9945
ТО 6850 7834 8268 8214 8722 9805 10 178 10 221
Динамика доли величины прожиточного минимуму в медианном среднедушевом денежном доходе населения, %
БО 36,08 36,47 35,58 35,52 35,83 36,78 37,07 34,69
ВО 37,53 35,74 36,76 35,77 37,27 36,20 36,65 36,16
КО 39,73 39,75 41,43 40,95 41,78 40,61 41,78 40,13
ЛО 37,64 37,99 38,34 36,98 37,66 36,52 38,51 36,05
ТО 40,76 40,23 41,11 40,18 41,26 43,77 45,02 41,81
Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности, %
БО 7,7 8,5 8,1 7,8 7,5 7,8 7,2 7,0
ВО 9,2 9,5 9,4 9,0 8,9 8,9 8,5 7,9
КО 9,2 10,4 10,5 10,3 9,9 9,9 9,9 9,1
ЛО 8,3 9,3 9,2 8,8 8,7 8,6 8,4 8,1
ТО 9,6 10,7 10,6 10,4 9,8 10,7 10,8 10,5
Доля семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, %
БО 3,6 3,6 3,5 3,4 3,3 3,3 3,2 3,1
ВО 5,0 4,9 4,8 5,1 4,9 4,9 4,7 4,7
КО 4,7 4,6 4,5 4,4 4,1 3,9 3,8 3,7
ЛО 4,4 3,9 3,7 3,7 3,7 3,8 3,8 3,8
ТО 5,4 5,4 4,9 5,4 5,3 5,2 5,0 4,9
Примечание: БО - Белгородская область, ВО - Воронежская область, КО - Курская область, ЛО - Липецкая область, ТО - Тамбовская область.
Note: БО - Belgorod Region, ВО - Voronezh Region, КО - Kursk Region, ЛО - Lipetsk Region, ТО - Tambov Region.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
Таблица 2. Динамика показателей экономической сферы в субъектах Центрально-Черноземного макрорегиона в 2017-2021 гг.
Table 2. Economic indicators in the Central Chernozem macroregion, 2017-2021
Субъект 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. рублей
Белгород 65,04 52,94 78,85 79,16 98,55
Воронеж 86,53 93,92 107,76 96,85 96,42
Курск 38,94 36,78 31,09 35,60 42,02
Липецк 66,06 78,93 122,29 130,75 137,26
Тамбов 62,44 66,39 23,52 30,00 39,85
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей
Белгород 137,96 106,20 116,15 128,29 215,15
Воронеж 99,14 121,25 129,09 144,19 177,14
Курск 97,95 113,63 120,45 134,34 159,44
Липецк 109,80 124,04 137,56 150,17 188,20
Тамбов 128,07 155,13 173,30 189,75 218,57
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения, тыс. рублей
Белгород 332,29 250,91 251,61 267,33 423,42
Воронеж 181,67 184,41 197,17 230,78 267,78
Курск 202,59 212,98 217,61 223,39 267,20
Липецк 1027,22 1233,34 1079,09 1167,66 1972,95
Тамбов 189,35 226,32 226,27 237,94 277,89
нуждающихся в жилых помещениях, снизилась во всех регионах Центрального Черноземья.
В таблице 225 представлена динамика основных показателей экономической сферы в городах Центрально-Черноземного макрорегиона.
Лидером по объему инвестиций в основной капитал на душу населения и темпу его роста является Липецк, высокие показатели получены для Белгорода и Воронежа. Наблюдается дифференциация данного критерия: в 2021 г. максимальное значение (Липецк) превышало минимальное (Тамбов) в 3,4 раза. Лидерами по показателю «оборот розничной торговли на душу населения» в разные годы являются Белгород и Тамбов. Липецк является лидером по показателю «объем отгруженных товаров собственного производства, выполнен-
ных работ и услуг собственными силами на душу населения». Данный критерий широко дифференцирован в городах Центрального Черноземья. Например, максимальное значение показателя превышает минимальное (Воронеж) в 2017 г. в 5,6 раз, в 2018 г. в 6,7 раз, в 2019 г. в 5,5 раз, в 2020 г. в 5,2 раза, в 2021 г. в 7,4 раза.
Важно рассмотреть коэффициент доступности жилья, т. к. его значение демонстрирует количество лет, в течение которых семья может накопить на квартиру при условии, что все получаемые денежные доходы откладываются на приобретение квартиры. Данный показатель характеризует привлекательность территории для жизни и уровень доходов населения и влияет на локальные рынки Центрального Черноземья (рис. 126).
25 Регионы России. Социально-экономические показатели...
26 Мониторинг доступности жилья в России, а также в разрезе регионов и крупнейших городских агломераций. URL: https://urbaneconomics. ru/research/project/monitoring-dostupnosti-zhilya-v-rossii-takzhe-v-razreze-regionov-i-krupneyshih (дата обращения: 01.03.2024).
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
2017 r.
Российская Федерация Курская область
2018 г. 2019 г
-■- Белгородская область Липецкая область
2020 г.
2021 г.
Воронежская область Тамбовская область
Рис. 1. Динамика коэффициента доступности жилья в регионах Центрально-Черноземного макрорегиона в 2017-2021 гг.
Fig. 1. Housing affordability index in the Central Chernozem macroregion, 2017-2021
120 100 80
>у 60
a
d 3 h
40 20 0
2017
2018
2020
2021
2019 годы
• Белгород ♦ Воронеж А Курск • Липецк • Тамбов
Рис. 2. Динамика объема произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ на душу населения в крупныхгородах Центрально-Черноземного макрорегиона,тыс. рублей/человек
Fig. 2. Construction products vs. construction work performed per capita in large cities of the Central Chernozem macroregion, 1000 rubles/person
Коэффициент доступности жилья в ЦентральноЧерноземном макрорегионе не имеет широкой дифференциации и значимой динамики, т. е. в данных субъектах нет существенного неравенства в стоимости недвижимости. Данный показатель ниже среднероссийского уровня, что демонстрирует привлекательность городов.
Рассмотрели тенденции ключевого индикатора развития локального рынка строительной продук-
ции - объема произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ на душу населения в субъектах Центрально-Черноземного макрорегиона (рис. 2 ).
В крупных городах Центрально-Черноземного макрорегиона в период с 2017 по 2020 гг. наблюдался прирост объемов производства строительной продукции и строительных работ на душу населения. Это свидетельствует о развитии локальных рынков
27 Регионы России. Социально-экономические показатели...
28 Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13206 (дата
обращения: 01.03.2024).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
1,894
1,614
1,36
1,357
1 , 226
0,949
7
43
0,818
,40
1,283
348
,729
1,,235
0,95
986
0,864
39
1,103
0,941
90
95
0,844
Белгородская область Воронежская область Курская область Липецкая область Тамбовская область
□ 2017 И 2018 П2019 П2020 И2021
Рис. 3. Динамика значений индекса локализации сферы производства и реализации строительной продукции в субъектах Центрально-Черноземного макрорегиона
Fig. 3. Localization index for construction products in the Central Chernozem macroregion: production and sales
данной сферы. В 2021 г. в Белгороде, Воронеже и Липецке произошло снижение деловой активности на рынке строительной продукции, а в Курске и Тамбове объем производства сектора увеличился.
Для выявления уровня концентрации на территории субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона производителей и продавцов строительной продукции рассмотрели индекс локализации (рис. 3 ).
Рынок производства и реализации строительной продукции в Белгородской, Воронежской, Липецкой и Курской областях является профильным. В Тамбовской области строительная сфера также играет важную роль для функционирования территориальной системы.
Схема определения стратегических приоритетов развития локальных рынков (рис. 4) представляет собой последовательность перехода от фазы выявления имеющихся в регионе проблем функционирования локальных рынков к работам по определению целей и задач развития локальных
рынков. Результат моделирования и проектирования стратегических приоритетов и их выбор для конкретного локального рынка с определенным отраслевым признаком зависит от существующих проблем и запланированных целей его развития.
Цель стратегического управления локальными рынками - это поддержание устойчивого развития и нейтрализация рисков и угроз. Поэтому стартовым процессом при определении приоритетов стратегии является выявление проблемных зон, связанных с функционированием локальных рынков. Выявленный массив проблемных зон локальных рынков становится отправной точкой для конкретизации направлений устранения имеющихся трудностей. Это подразумевает разработку и закрепление целей и задач развития локальных рынков.
Следующим процессом является их моделирование и проектирование как ключевых ориентиров намеченных положительных изменений в экономическом пространстве с учетом интересов широкого круга субъектов.
29 Регионы России. Социально-экономические показатели...
30 Регионы России. Основные социально-экономические показатели.
STRATEGIZING:
THEORY AND PRACTICE
2024. Vol 4. No 2
Manaeva IV. et al. Strategic Priorities... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
Процесс 1
Результат процесса 1
Выявление имеющихся в регионе проблем функционирования локальных рынков
Отставание существующего уровня рыночного развития потребностям экономики и населения,
низкое качество урбанизированной среды
Недостаточный уровень сбалансированности развития территорий, несбалансированное развитие территорий
Низкий уровень реализиции потенциала
участников рынка, неудовлетворительное состояние окружающей среды
Процесс 2
Определение целей и задач развития локальных рынков
Повышение доступности рыночного товара и улучшения его качества
Результат процесса 2
Эффективность Пространственное функционирования
развитие локальных и экологичность
рынков деятельности акторов
локального рынка
Результат процесса 5
Рост ассортимента и качества товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнесса от потребления продукции разных секторов
Преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры разных секторов
Формирование рынков нового поколения, учитывающих современные тренды культурного и инновационного развития
Ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе
прогресса локальных рынков
Достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков, в том числе жизненно важными
Рис. 4. Процессная схема определения стратегических приоритетов развития локальных рынков Fig. 4. Strategic priorities for local market development
Процесс 3
Моделирование и проектирование стратегических
приоритетов как результатов преобразования локальных рынков
Выделили пять основных стратегических приоритетов как результат преобразования локальных рынков: рост ассортимента и качества товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнеса от потребления продукции разных секторов; преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры разных секторов; сокращение уровня межтерриториальной
дифференциации в развитии локальных рынков; ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе прогресса локальных рынков; достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков.
На основе выявленных приоритетов определили системные связи ключевых компонент стратегии локальных рынков (табл. 3).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
Таблица 3. Системные связи ключевых компонентов стратегии локальных рынков
Table 3. System connections between key components of local market strategy
Стратегические приоритеты развития локального рынка Мероприятия для достижения стратегических приоритетов развития локального рынка Метрика достижения стратегических приоритетов
Повышение доступности товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнеса от потребления продукции разных секторов Технологическое развитие производственного сектора рыночного товара Степень соответствия рыночного товара мировым аналогам
Разнообразие ассортимента товаров по цене и качеству для удовлетворения дифференцированного потребительского спроса Степень разнообразия ассортимента рыночных товаров
Учет мнения клиентов при модернизации произведенной продукции Опрос клиентов
Преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры Развитие оптового звена Уровень развития инфраструктуры оптовой торговли
Стабильность работы торговых точек для потребителя, возможность осуществлять покупки в привычных местах Деятельность торговых точек
Сбалансированное размещения отраслей народного хозяйства с учетом регионального аспекта научно-технического прогресса Схема размещения отраслей народного хозяйства с учетом регионального аспекта НТП
Повышение связанности территорий РФ за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем Изменение схемы транспортной инфраструктуры (комплекса)
Формирование рынков нового поколения, учитывающих современные тренды культурного и инновационного развития Разработка новых материалов, конструкций и технологий строительной продукции Доля новых материалов, конструкций и технологий строительной продукции на рынке
Развитие современных способов продажи строительной продукции Степень развития способов продажи строительной продукции
Ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе прогресса локальных рынков Развитие саморегулирования в торговле, самоорганизации и кооперации. Дерегулирование в сфере торговли Степень регулирования торговых организаций
Переход к передовым цифровым, интеллектуальным и производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования. Создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта Уровень использования современных технологий
Достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков Проведение работ для достижения технологического суверенитета в сфере производства продукции локальных рынков Степень независимости от импорта в сфере производства продукции локальных рынков
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
Развитие локальных рынков требует того, чтобы государственные и местные органы власти, отвечающие за торговлю, не вмешивались в развитие различных форматов торговли. Они не должны устанавливать ограничения на количество торговых объектов или определять, сколько их должно быть на той или иной территории. Эта функция должна быть делегирована рынку и хозяйственным субъектам, развивающим свой бизнес на определенных территориях. Органы власти должны создавать благоприятные условия для предпринимательства, содействовать развитию инфраструктуры и предоставлять финансовую поддержку и консультации предпринимателям.
ВЫВОДЫ
Развитие локальных рынков требует совместных усилий государства, местных органов власти и хозяйствующих субъектов. Необходимо создать условия для свободного развития торговли и предпринимательства, а также способствовать увеличению количества торговых объектов. Это приведет к стимулированию преобразований в региональных
социально-экономических системах и улучшению благосостояния населения.
Стратегические приоритеты локальных рынков - это важные и четко сформулированные цели, которые служат основой для разработки стратегии и руководством при ее реализации и оценки критериев эффективности.
Метод определения стратегических приоритетов развития локального рынка строительной продукции предполагает три этапа их обоснования и согласования с векторами развития аналогичных рыночных структур и сфер в мире, направлений региональной политики и трансформации отрасли.
Представленные стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья отражают сложившиеся тенденция развития городов и регионов на современном этапе. Проведенное исследование дополняет цикл работ в области теории и методологии стратегирования. Полученные результаты обладают практической ценностью и могут быть использованы для разработки стратегий городов, регионов и строительной отрасли промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
Антохонова И. В., Полухина О. А., Сайбонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 3-10. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-Бодрунов С. Д. Стратегия перехода к новому мирохозяйственному укладу и ноообществу: индустриальный аспект // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 2. С. 135-140. https://doi.org/10.17073/ 2072-1633-2023-2-135-140 Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к
реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 9-15. Данильченко В. А. Научные основы оценки регионального потребительского рынка // Вопросы современной экономики. 2013. Т. 1. № 1. С. 93-112. Екимова К. В., Буравова С. В., Савельева И. П. Локальные рынки в структуре региональной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. Т. 258. № 41. С. 14-18. Ерок А. Д. Теория локальных рынков и ее развитие в условиях цифровой экономики современных регионов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. Т. 70. № 4. С. 35-49. https://doi.org/10.17277/voprosy.2018.04.pp.035-049 Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. СПб.: Леонтьевский центр, 2004. 288 с.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегические инструменты роста промышленного сектора экономики в условиях шестого большого цикла Кондратьева // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 253-262. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-253-262
Квинт В. Л. К истокам теории стратегии: 200-летие издания теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2017. 51 с.
Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
Лаврикова Ю. Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевой экономике // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 5. С. 37-49.
Лапаева М. Г., Гущина А. А. Основные свойства локальных рынков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С. 31-34.
Лобова С. В., Евтушенко Н. В. Совершенствование функционирования локального рынка: воспроизводственный аспект. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. 174 с.
Минакир П. А. О стратегии роста российской экономики // Пространственная экономика. 2016. № 2. С. 158-167. https://doi.org/10.14530/se.2016.2.158-167
Новикова И. В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. 2021. Т. 45. № 4. С. 150-160. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160
Новоселов С. Н., Новоселова Н. Н. Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 229-233.
Сасаев Н. И. Анализ стратегического подхода к отраслевому развитию в России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 348-362. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-348-362
Татаркин А., Козлова О. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. 2008. № 5. С. 88-100.
Филимоненко И. В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1. С. 128-135.
Хворостяная А. С. Стратегическая трансформация брендов легкой промышленности и индустрии моды // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 86-96. https://doi.org/10.21603/ 2782-2435-2023-3-1-86-96
Черкасов В. А. Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 168-172.
Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571-583. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Rout-ledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
REFERENCES
Antokhonova IV, Polukhina OA, Saibonova LN. Methodological approaches for research of local market of IT services in the information space of region. Statistics and Economics. 2017;(1):3-10. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-
Bodrunov SD. Strategy of transition to a new world economic order and noosociety: Industrial aspect. Russian Journal of Industrial Economics. 2023;16(2):135-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-2-135-140
THEORY AND PRACTICE
2024. Vol 4. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2Q24-4-2-161-175
Granberg AG. Strategiya territorial'nogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii: ot idei k realizatsii [Strategy for territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation]. Voprosy Ekonomiki. 2001;(9):9-15. (In Russ.) Danilchenko VA. Scientific basis of the assessment of the regional consumer market. Journal of Contemporary Economics Issues. 2013;1(1):93-112. (In Russ.) Ekimov KV, Buravova SV, Savelyeva IP. Local markets in the regional economy structure. Bulletin of
the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2011;258(41):14-18. (In Russ.) Erok AD. The theory of local markets and its development in the digital economy of modern regions. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University. 2018;70(4):35-49. (In Russ.) https://doi.org/10.17277/voprosy.2018.04.pp.035-049 Zhikharevich BS. Strategicheskoe planirovanie ehkonomicheskogo razvitiya: 35 let kanadskogo opyta [Strategic economic development planning: 35 Years of Canadian experience]. St. Petersburg: Leont'evskiy tsentr; 2004. 288 p. (In Russ.) Zhuravlev DM, Chaadaev VK. Strategic instruments for the growth of the industrial sector of the economy in the conditions of the sixth big Kondratiev cycle. Russian Journal of Industrial Economics. 2023; 16(3):253-262. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-253-262 Kvint VL. K istokam teorii strategii: 200-letie izdaniya teoreticheskoy raboty generala Zhomini [Origins of the theory of strategy: 200th anniversary of General Jomini's work]. St. Petersburg: NWIM RANEPA; 2017. 51 p. (In Russ.)
Kvint VL. The concept of strategizing. Vol. I. St. Petersburg: NWIM RANEPA, 2019. 132 p. (In Russ.) Lavrikova YuG. Strategic priorities of spatial development of regions in network economy. Vestnik UGTU-UPI. Seriya: Ehkonomika i upravlenie [Bulletin of Ural State Technical University: Economics and Management]. 2008;(5):37-49. (In Russ.) Lapaeva MG, Gushchina AA. Osnovnye svoystva lokal'nykh rynkov [Basic properties of local markets].
Intellect. Innovations. Investments. 2017;(3):31-34. (In Russ.) Lobova SV, Evtushenko NV. Sovershenstvovanie funktsionirovaniya lokal'nogo rynka: vosproizvodstven-nyy aspekt [Improving the functioning of the local market: reproduction aspect]. Barnaul: Altay State University; 2015. 174 p. (In Russ.) Minakir PA. On the growth strategies of the Russian economy. Spatial Economics. 2016;(2):158-167.
(In Russ.) https://doi.org/10.14530/se.2016.2.158-167 Novikova IV. Strategic leader in the digital economy: role, qualities and characteristics. Social and Labor
Research. 2021;45(4):150-160. (In Russ.) https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160 Novoselov SN, Novoselova NN. Institutional imperatives and financial information tools for the development of industrial systems. Biznes v zakone. Ehkonomiko-yuridicheskiy zhurnal [Business in Law: Journal of Economics and Law]. 2015;(2):229-233. (In Russ.) Sasaev NI. Analysis of the strategic approach to industrial development in Russia. Strategizing: Theory
and Practice. 2023;3(3):348-362. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-348-362 Tatarkin A, Kozlova O. A strategy for balanced planning of regional development. Society and Economy.
2008;(5):88-100. (In Russ.) Filimonenko IV. Metodika otsenki i vybora ehffektivnykh lokal'nykh rynkov regiona [Methodology for assessing and selecting effective local markets in the region]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: sotsial'no-ehkonomicheskie nauki [Bulletin of the Novosibirsk State University: Socio-Economic Sciences]. 2006;6(1):128-135. (In Russ.)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2024. Том 4. № 2
Khvorostyanaya AS. Strategic brand transformation in consumer goods industry and fashion. Strategizing:
Theory and Practice. 2023;3(1):86-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-1-86-96 Cherkasov VA. Definitions characterizing local food markets. Social-Economic Phenomena and Processes.
2014;9(11):168-172. (In Russ.) Shatskaya IV. Strategizing the digital transformation of higher education. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(4):571-583. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583 Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
КРИТЕРИИ АВТОРСТВА: Все авторы внесли равный вклад в исследование и подготовку публикации.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Манаева Инна Владимировна, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4517-7032 Бурдинская Дарья Михайловна, аспирант кафедры прикладной экономики и экономической безопасности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5833-9566
CONTRIBUTION: Both authors made equal contributions to the research and publication. CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.
ABOUT AUTHORS: Inna V. Manaeva, Dr.Sc.(Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of World Economy, Belgorod State University, Belgorod, Russia; [email protected]; https://orcid. org/0000-0002-4517-7032
Daria M. Burdinskaya, Graduate Student of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod State University, Belgorod, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5833-9566