Научная статья на тему 'Экономика развлечений как стратегический вектор развития туризма в Приморском крае'

Экономика развлечений как стратегический вектор развития туризма в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика впечатлений / стратегирование / стратегические приоритеты / туристическая отрасль / Приморский край / креативные индустрии / конкурентные преимущества / experience economy / strategizing / strategic priorities / tourism industry / Primorye Territory / creative industries / competitive advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белецкий Андрей Альфредович, Пахомов Вячеслав Александрович

Стратегический анализ туристического сектора России в целом и Приморского края в частности актуализирует цель регионального социально-экономического развития. Успешность реализации данной цели может быть осуществлена с помощью комплекса задач. Основной задачей является удовлетворение потребностей людей – как местных жителей, так и внешних – по отношению к объекту стратегирования. Актуальность исследования определена необходимостью поиска стратегических факторов, которые способствуют устойчивому территориальному развитию. Изучили четыре области экономики впечатлений – развлечение, обучение, эстетика и эскапизм. Дополнительно рассмотрели факторы, которые влияют на привлекательность региона для туристов, а также значение создания впечатлений в туристическом опыте. Выбор приоритетов развития анализируется с точки зрения методики школы стратегирования академика В. Л. Квинта. Применение экономики впечатлений является новым подходом в стратегическом развитии туристической индустрии региона. Исследование подтверждает, что для туристов важно не только качество предоставляемых услуг, но и возможность получить впечатления, которые они могут испытать во время посещения Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белецкий Андрей Альфредович, Пахомов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience Economy as a Strategic Vector of Tourism Development in the Primorye Region

The article introduces a strategic analysis of tourism in Russia in general and the Primorye Territory in particular. Sustainable territorial development depends on various strategic factors. A region can achieve successful socio-economic development in tourism only by meeting the needs of its residents and potential tourists. This study covered four areas of experience economy, i.e., entertainment, learning, aesthetics, and escapism, as well as some other factors that shape the touristic attractiveness of the Far East as a source of unforgettable impressions. The prioritizing procedure was based on the methodology developed by Professor V.L. Kvint. Experience economy proved to render new opportunities to the strategic development of regional tourism. For potential visitors to the Russian Far East, service quality appeared to be less important than the opportunity to get new unforgettable experience.

Текст научной работы на тему «Экономика развлечений как стратегический вектор развития туризма в Приморском крае»

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

Оригинальная статья УДК 332.142.4(571.63)

Экономика развлечений как стратегический вектор развития туризма в Приморском крае

А. А. Белецкий1, В. А. Пахомов2

1 2

' Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

1016499@шаП.га; https://orcid.org/0000-0001-9846-0715

2

ракЪотоу. [email protected]

Аннотация: Стратегический анализ туристического сектора России в целом и Приморского края в частности актуализирует цель регионального социально-экономического развития. Успешность реализации данной цели может быть осуществлена с помощью комплекса задач. Основной задачей является удовлетворение потребностей людей - как местных жителей, так и внешних - по отношению к объекту стратегирования. Актуальность исследования определена необходимостью поиска стратегических факторов, которые способствуют устойчивому территориальному развитию. Изучили четыре области экономики впечатлений - развлечение, обучение, эстетика и эскапизм. Дополнительно рассмотрели факторы, которые влияют на привлекательность региона для туристов, а также значение создания впечатлений в туристическом опыте. Выбор приоритетов развития анализируется с точки зрения методики школы стратегирования академика В. Л. Квинта. Применение экономики впечатлений является новым подходом в стратегическом развитии туристической индустрии региона. Исследование подтверждает, что для туристов важно не только качество предоставляемых услуг, но и возможность получить впечатления, которые они могут испытать во время посещения Приморского края.

Ключевые слова: экономика впечатлений, стратегирование, стратегические приоритеты, туристическая отрасль, Приморский край, креативные индустрии, конкурентные преимущества

Цитирование: Белецкий А. А., Пахомов В. А. Экономика развлечений как стратегический вектор развития туризма в Приморском крае // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. N° 1. С. 73-84. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

Поступила в редакцию 20.12.2023. Прошла рецензирование 25.12.2023. Принята к печати 30.12.2023.

original article

Experience Economy as a Strategic Vector of Tourism Development in the Primorye Region

Andrey A. Beletskiy1, Vyacheslav A. Pakhomov2

1 2

' Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9846-0715

2

[email protected]

Abstract: The article introduces a strategic analysis of tourism in Russia in general and the Primorye Territory in particular. Sustainable territorial development depends on various strategic factors. A region can achieve successful socio-economic development in tourism only by meeting the needs of its residents and potential

© 2024. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии CC BY 4.0

73

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as... https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

tourists. This study covered four areas of experience economy, i.e., entertainment, learning, aesthetics, and escapism, as well as some other factors that shape the touristic attractiveness of the Far East as a source of unforgettable impressions. The prioritizing procedure was based on the methodology developed by Professor V.L. Kvint. Experience economy proved to render new opportunities to the strategic development of regional tourism. For potential visitors to the Russian Far East, service quality appeared to be less important than the opportunity to get new unforgettable experience.

Keywords: experience economy, strategizing, strategic priorities, tourism industry, Primorye Territory, creative industries, competitive advantages

Citation: Beletskiy AA, Pakhomov VA. Experience Economy as a Strategic Vector of Tourism Development in the Primorye Region. Strategizing: Theory and Practice. 2024;4(1):73-84. (In Russ.) https://doi.org/ 10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

Received 20 December 2023. Reviewed 25 December 2023. Accepted 30 December 2023.

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9846-0715

2

[email protected]

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России наблюдаются колебания трендов в туризме. Это обусловлено различными факторами, которые включают международные события, ковидные ограничения, изменения внутренней политики и туристические инициативы Правительства.

В 2018 г. Россия принимала Чемпионат мира по футболу, который сыграл важную роль в привлечении туристов со всего мира. Посещаемость страны во время Чемпионата увеличилась, что стало фактором развития туристического сектора, т. к. спортивные события - это источники впечатлений

и воспоминаний, которые притягивают в центр событий людей - потребителей впечатлений, готовых потратить деньги, чтобы запечатлеть событие для себя. В 2019 г. была запущена кампания «Год туризма России в Китае», в рамках которой были организованы специальные мероприятия для привлечения китайских туристов. Это привело к увеличению числа китайских туристов в стране.

Однако в 2020 г. туристическая индустрия во всем мире столкнулась с серьезными проблемами из-за пандемии СОУГО-19. Это привело к сокращению числа туристов в России. Ситуация начала

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

78000 73000 68000 63000 58000 53000 48000 43000 38000

72041

73137

42822

65137

2018

2019

2020 Год

2021

2022

Рис. 1. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. в год по Российской Федерации

Fig. 1. Clients of accommodation facilities in the Russian Federation, 1.000 per year Federation

улучшаться в 2021 г. по мере того, как смягчались ограничения. Россия возобновила внешний туризм, постепенно открывая границы для иностранных туристов и возвращая международные рейсы. Однако из-за продолжающейся пандемии и изменений в эпидемиологической обстановке туристический поток оставался ниже уровней, зарегистрированных до пандемии. В 2022 г. Правительство России предприняло ряд мер по стимулированию туризма. Были запущены различные компании и программы, направленные на привлечение как внутренних, так и иностранных туристов. Также были упрощены визовые процедуры для некоторых стран, что поспособствовало увеличению числа иностранных туристов (рис. 11).

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные достижения ученых и практиков в области стратегирования, туризма и связанных с ним сфер. Исследование базируется на теории и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Для обоснования достигнутых результатов использовали совокупность научных

методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно методологии стратегирования академика В. Л. Квинта индивидуальные и общественные ценности и интересы определяют становление ценности в экономическом смысле (рис. 22)3. Именно ценности определяют стратегические приори-

4

теты при наличии конкурентных преимуществ .

В 2023 г. ожидается постепенное восстановление туристического потока в России. При условии стабилизации эпидемиологической ситуации и открытии границ число иностранных и внутренних туристов увеличится. Это связано с тем, что во время пандемии людям не хватало впечатлений.

Как отмечает T. Bille, чем больше органов чувств задействовано при впечатлении, тем сильнее оно отпечатывается в памяти и воздействует на человека5. Поэтому после снятия эпидемиологических ограничений люди устремились восполнить нехватку сенситивных раздражителей. В результате этого походы и экотуризм выросли на 40 %: люди стремились задействовать больше органов чувств:

1 Туризм. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 05.12.2023).

2 Сасаев Н. И. Первичная оценка эффективности отраслевых стратегических приоритетов // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 299-311. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-299-311

3 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

4 Квинт В. Л. О выборе приоритетов // Бюджет. 2016. № 11. С. 78-81.

5 Bille T. The Nordic approach to the experience economy: Does it make sense? Frederiksberg: CBS, 2010. 24 p.

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

Рис. 2. Концептуальная схема взаимосвязи категорий «интересы» и «эффекты» в отраслевом стратегировании

Fig. 2. Interests vs. effects in industrial strategizing

обоняние, осязание, зрение и т. д. , ,, . Россия продолжает прикладывать усилия по развитию туристической индустрии, предлагая новые туристические маршруты, культурные мероприятия и

„10,11

удобства для посетителей .,

Приморский край привлекает туристов из-за своих природных красот, уникальной фауны и флоры, а также из-за исторического и культурного наследия.

На основе статистических данных мы построили график численности размещения лиц в коллективных средствах размещения Приморского края в период с 2018 по 2022 гг. (рис. 312).

Анализ туристического потока в Приморском крае с 2018 по 2022 гг. показал, что в 2018 г. был

заметен рост числа туристов в регионе. В 2019 г. Приморский край продолжал привлекать туристов из соседних стран, включая Китай и Южную Корею, своими природными и культурными достопримечательностями, которые являются одними из важнейших составляющих экономики впечатлений для туристического направления. Также были предприняты усилия по развитию инфраструктуры и туристического сервиса в регионе. В 2020 г. Приморский край почувствовал отрицательное влияние пандемии на туристический поток: введение ограничений на перемещение и закрытие границ привело к снижению числа туристических посещений в регионе. В 2021 г. с постепенным смягчением ограничений и вос-

6 Sieczko A., Parzonko A. J., Bienkowska-Golasa W. Principles of the experience economy in designing an agritourism product // Agricultural Economics. 2020. Vol. 66. № 4. P. 175-182. https://doi.org/10.17221/209/2019-AGRICEC0N

7 Пайн II Б. Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие. М.: Альпина Паблишер, 2018. 381 с.

8 Pine II B. J., Gilmore J. H. The experience economy: Work is theater and every business a stage. Boston: Harvard Business Press, 1999. 254 p.

9 Шмитт Б., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу: маркетинг в культуре впечатлений. М.: Вильямс, 2005. 399 с.

10 Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Теория и практика взаимосвязи категорий «хорошая жизнь» и «качество жизни» // Экономика качества. 2013. № 4. С. 1-16.

11 Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте. М.: Издательство Юрайт, 2019. 326 с.

12 Туризм в Приморском крае. Действительность и перспективы. URL: https://mygeografi.ru/vidy-turizma-v-primorskom-krae (дата обращения: 05..2023).

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

л H

1400 1300 1200 1100 1000 900 800 700 600 500

1337

1031

598

2016

2017 2018

2019 Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 2021

2022

Рис. 3. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. в год в Приморском крае

Fig. 3. Clients of accommodation facilities in the Primorye Region, 1.000 per year

становлением туристической деятельности в Приморском крае произошло восстановление туристического потока. Ожидалось постепенное увеличение числа туристических посещений в регионе из-за стабилизации эпидемиологической ситуации и возобновления межрегиональных и международных перевозок. В 2022 г. ожидалось дальнейшее восстановление туристической активности в Приморском крае. Продолжение развития инфраструктуры, расширение туристических маршрутов и проведение мероприятий для привлечения посетителей могли быть основными факторами, которые способствуют росту туристической индустрии в регионе. Однако в 2022 г. прирост оказался минимальным, поэтому возникла необходимость более глубокого изменения внутреннего содержания сферы туризма.

Туризм имеет форму организованной деятельности и является «индустрией впечатлений», т. е. продажей эмоций, впечатлений, приключений

13,14

и воспоминаний, связанных с путешествиями . Чтобы удержать или увеличить поток туристов в Приморском крае, необходимо внедрять ин-

струменты экономики впечатления. Совершенствование традиционных туристических продуктов путем добавления элементов, которые улучшат впечатления туристов, является ключевым моментом возвращения и увеличения туристического

15

потока .

Для более детального изучения возможности внедрения экономики впечатлений в Приморском крае мы рассмотрели четыре типа впечатлений, выделенных Б. Д. Пайном II и Д. Х. Гилмором. Стоит отметить специфику каждого типа в части активного или пассивного отдыха, а также поглощающего или погружающего характера отдель-16

ных типов .

Четыре типа впечатлений представлены на рисунке 417. Образовательный опыт воздействует на сознание потребителя, интригует его и взывает к желанию «узнать что-то новое». Эскапистский опыт (уход от реальности) является иммерсивным и представляет собой степень, в которой индивид полностью погружен в эту деятельность. Например, тематические парки, земли приключений, имитирующие места назначения и тематические ат-

13 Хворостяная А. С. Использование методики финансовой стратегии в управлении активами креативной экономики // Экономика и управление. 2017. Т. 142. № 8. С. 67-74.

14Чхотуа И. З., Хворостяная А. С. Стратегические приоритеты разработки коммуникационной стратегии туристского бренда // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 2. С. 172-183. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-172-183

15 Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 434-447. https://doi.org/10.17073/2072-1634-2020-4-434-447

16 Пайн II Б. Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений...

17 Там же.

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

Поглощение

тракционы, и др. Развлечение является одной из древнейших форм переживания и предполагает пассивное вовлечение индивида: представления и концерты. Эстетика относится к интерпретации потребителями окружающей физической среды:

18,19

достопримечательности и картинные галереи .

В ходе исследования мы провели анализ российских регионов на туристическую привлекательность по четырем направлениям экономики впечатлений.

Первое направление - образование. В последние годы рынок образовательного туризма развивается по всему миру и занимает около 1,5 %. По данным аналитиков Report Ocean, в 2021 г его размер составил $401 млрд. По данным J'son & Partners, весь объем туристического рынка в России в 2019 г. составил около 1,35 трлн руб. В 2019 г. в рамках программы 23-й сессии Генеральной Ассамблеи

Рис. 4. Четыре области впечатлений

Fig. 4. Four areas of experience economy

Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) была подписана декларация о взаимопонимании и сотрудничестве с целью содействия развитию образовательного туризма в России. Данную декларацию также подписало представительство

т-т 20,21,22,23 -г-.

Приморского края . В исследовании мы

рассмотрели варианты проектов, в основе которых лежал образовательный тип впечатлений. Москва разработала и запустила проект «Город открытий» - образовательно-туристический проект столичного Комитета по туризму, который помогает школьникам и студентам из регионов России узнать о современной Москве через проф-ориентационные программы, знакомство с перспективными индустриями и культурными площадками мегаполиса. Основой проекта является методология, которая помогает участникам изучать различные отрасли от энергетики до креа-

18 Pine II B. J., Gilmore J. H. The experience economy...

19 Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347

20 «Город открытий» станет частью программы по развитию студенческого туризма. URL: https://www.rn os. ru/news/item/110517073 (дата обращения: 10.12.2023).

21 Шапинская Е. Н. Массовая культура: теории и практики. М.: Согласие, 2017. 384 с.

22 АТОР подвела предварительные итоги туристического 2022 года. URL: https://www.atorus.ru/node/50839 (дата обращения: 10.12.2023).

23 Исследования рынков и стратегические услуги. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics (дата обращения: 10.12.2023).

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

тивных индустрий , , . В Республике Чечня были разработаны более 20-ти образовательно-туристических маршрута, которые могут пройти как школьники, так и взрослые люди27. В Омской области разработали более 15-ти образовательно-туристических маршрутов для детей и взрослых, протяженностью от 10 до 300 км или от одного до двенадцати часов28. В Приморском крае были разработаны пешие и автомобильные туристи-ческо-экскурсионные маршруты по территории

29,30,31,32

субъекта

В следующей части исследования мы рассчитали рынок образовательного туризма Приморского края. Исходя из данных Росстата и АТОР (Ассоциация Туроператоров), объем туристического рынка в 2022 г. составил около 4,3 трлн руб. По данным Росстата, Приморье в 2022 г. посетило около 3 млн человек - это 5 % от всего турпотока в стране. Следовательно, за 2022 г. оборот туристического рынка составил около 215 млрд руб. Из данных J'son & Partners известно, что в 2019 г образовательный туризм составил от всего рынка 1,5 %. Анализ открытых источников показал, что за последние 3 года не было прорывных проектов, которые изменили бы статистику в лучшую сторону, поэтому при дальнейшем расчете использовали тот же процент - 1,5 %. Таким образом, за 2022 г. краевой объем рынка в образователь-

ном туризме по теоретическим расчетам составил

т 1 г 33,34,35

2,1 млрд руб.

Второе и третье направление в экономике впечатлений - это эскапистский и эстетический туризм. Они схожи по своей сути: получение впечатлений с помощью ухода от реальности, созерцания пейзажей и архитектуры. Как отмечает Е. Н. Шапинская, уход от повседневной жизни (эскапизм) - это и есть путешествие в современном обществе36. Эстетический туризм связан с уходом от технологий к природе и тишине для погружения в естественную и первозданную красоту. Приморский край богат своими природными «сценами» для ухода от повседневных забот. Для привлечения туристов в данных направлениях необходимо составить конкурентную борьбу стоимости авиабилетов для перелета с западной и центральной России в Приморский край. По данным статистики, 79 % россиян хотят посетить регионы Дальнего Востока, но ценовая политика авиабилетов играет в пользу

37,38,39

стран ближнего и дальнего зарубежья .

Четвертое направление - развлечение, т. е. получение впечатлений от культурно-массовых мероприятий, тематических парков и т. д. Фестивали, концерты, спортивные события и культурные выставки являются магнитом для туристов. Туристы, особенно любители культуры и развлечений, могут планировать свои поездки, чтобы посетить

24 «Город открытий» станет частью программы...

25 Черников И. А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. Т. 96. № 4. С. 59-68. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10406

26 Хворостяная А. С. Стратегическая роль центров трансфера технологии в развитии креативных индустрий экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 7. С. 1221-1238. https://doi.Org/10.18334/ce.14.7.110546

27 Экскурсионные/походные маршруты. URL: https://cte.dod95.ru/detsko-yunosheskii-turizm-v-obrazovatelnyh-organizacijah-chechenskoi-respubliki/ yekskursionnye-pohodnye-marshruty.html (дата обращения: 11.12.2023).

28 Туризм в Омской области. URL: https://gotoomsk.ru (дата обращения: 11.12.2023).

29 Исследование: 79% россиян хотели бы побывать на Дальнем Востоке. А едут на деле всего 3%. URL: https://www.atorus.ru/node/51604 (дата обращения: 11.12.2023).

30 Озвучены планы по развитию туризма в Приморье в 2019 году URL: https://primorsky.ru/news/156750 (дата обращения: 11.12.2023).

31 Турмаршруты. URL: https://region.visit-primorye.ru/tourroutes (дата обращения: 11.12.2023).

32 Регионы России подписали декларацию о сотрудничестве в сфере образовательного туризма. URL: https://mosday.ru/news/item.php?1996524 (дата обращения: 11.12.2023).

33 Экскурсионные/походные маршруты.

34 Туризм в Омской области.

35 Исследование: 79% россиян хотели бы.

36 Шапинская Е. Н. Массовая культура.

37 Черников И. А. Экономика впечатлений.

38 Туризм. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm...

39 Статистика туризма по данным АТОР и Росстата. URL: https://rusind.ru/statistika-turizma.html (дата обращения: 11.12.2023).

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

1 000 -|

10 -

496

Количество крупных культурно-массовых мероприятий за 2022 год

Туристический поток за 2022 год, млн человек

0,30 0,24

« «

CS н н CS

ft И о CS Н о CS Н ft И

'1 ю о ю о и

И о ft о S 3 и о и S3 и о ft и о ft « о к

К р к1

ft н ю о CS ft

С о о S

См о О и о к

« « к «

CS CS P CS

ft ft н ft

И о <u S3 И

1 « «

p CJ CJ

н И Л

CS О & «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS ю «

CS X CS Ю CS ГО

CS es

н н

ю ю

о о

3

и

о

к

н о S о

к й

s я

S н

а ^

* м

CS t^

о

100,00

10,00

1,00

0,10

0,01

Рис. 5. Туристический поток и количество мероприятий в регионах (городах)

Fig. 5. Tourist traffic and events in Russian regions and cities

0

мероприятия и насладиться их атмосферой. Мероприятия могут добавить разнообразие в туристический продукт региона, а также предоставить туристам дополнительные возможности для развлечений, впечатлений и знакомства с местной культурой.

тт -40,41,42,43

На рисунке 5 продемонстрировано кол-

ичество культурно-массовых мероприятий в различных регионах России, включая Приморский край, а также показан туристический поток за 2022 г. Однако невозможно провести прямую корреляцию между количеством мероприятий и количеством туристов: чем больше мероприятий доступно для туристов, тем более привлекательным становится регион в их глазах, т. к. некоторые регионы имеют разрыв между двумя графиками. Для более точного построения двух графиков

на одной координатной плоскости были прологарифмированы данные. Наибольшее количество крупных культурно-массовых мероприятий за 2022 г. было проведено в Москве - 496, что почти в 7 раз больше, чем во втором по этому показателю регионе - Санкт-Петербурге (175). Наибольший туристический поток за 2022 г. был зафиксирован в Краснодарском крае - 20,12 млн человек, что почти в 1,5 раза больше, чем в Москве (14,31 млн человек). Наименьшее количество крупных культурно-массовых мероприятий за 2022 г. было проведено в Калининградской и Смоленской областях, Забайкальском крае, Сахалине и Дагестане. Наименьший туристический поток за 2022 г. был зафиксирован в Якутии - 0,24 млн человек, что почти в 85 раз меньше, чем в Краснодарском крае. Наибольшее соотношение туристического потока

40 Регионы России подписали декларацию о сотрудничестве в сфере образовательного туризма. URL: https://mosday.ru/news/item.php?1996524 (дата обращения: 11.12.2023).

41 Туризм. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm...

42 Статистика туризма по данным АТОР и Росстата...

43 Туризм в Приморском крае.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

к количеству крупных культурно-массовых мероприятий за 2022 г. было зафиксировано в Республике Татарстан - 411 тыс. человек. Как показывают данные с сайтов мероприятий, такого количества человек не было на данных мероприятиях как в Татарстане, так и в других регионах, в которых идет разрыв количества мероприятий и объема туристического потока. Следовательно, люди едут за другими впечатлениями, которые можно получить в регионах и которые тяжело отследить в цифрах: походы, отдых «дикарями», гастротуры, посещение культурных достопримечательностей городов и регионов. Сюда входит Приморский край. Регион притягивает туристов, которые желают получить эскапистские и эстетические впечатления от отдыха, а именно посещение пляжей, фортов,

44,45,46,47,48

маяков, островов, походы в горы и т. д. .

Туристический сектор остается под влиянием различных факторов, включая политическую обстановку, экономическую стабильность и меж-

49,50 т-т

дународные отношения . Поэтому прогнозирование точных изменений в туристическом потоке за счет применения принципов экономики впечатлений на долгосрочной основе является сложной задачей.

Однако с постепенным восстановлением и развитием туристической индустрии ожидается, что Россия в целом и Приморский край в частности продолжат привлекать внимание как внутрен-

них, так и иностранных туристов, которые желают получить впечатления.

ВЫВОДЫ

В работе подчеркнута важность развития образовательного туризма в регионах России, особенно в Приморском крае, где созданы уникальные образовательные маршруты для разных возрастных групп. Рассмотренный объем рынка образовательного туризма в крае подтверждает потенциал данного направления даже при учете стабильности его малой доли в общем туристическом рынке.

Выделили три ключевых направления в экономике впечатлений: эскапистский, эстетический и развлекательный туризм. Приморский край с его природными «сценами» и разнообразными мероприятиями предоставляет уникальные возможности для каждого из этих направлений.

Сложность прогнозирования долгосрочных изменений в туристическом секторе подчеркивает необходимость гибкости стратегий развития, учитывая различные факторы, которые воздействуют на туристический поток. Однако с ожидаемым восстановлением индустрии туризма можно предположить, что Приморский край продолжит привлекать внимание как внутренних, так и иностранных туристов, предоставляя им возможность насладиться впечатлениями от разнообразных туристических возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет,

2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Квинт В. Л. О выборе приоритетов // Бюджет. 2016. № 11. С. 78-81.

44 Expomap. URL: https://expomap.ru (дата обращения: 11.12.2023).

45 Минэкономразвития изменило методику подсчета туристов в России. URL: https://www.atorus.ru/node/52182 (дата обращения: 11.12.2023).

46 Хворостяная А. С. Стратегирование национальных брендов молодежной инновационной экосистемы креативной экономики (опыт Южной Кореи) // Управленческое консультирование. 2023. Т. 171. № 3. С. 46-56. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-46-56

47 Фестивали России. URL: https://allfest.ru/r/festivali-v-rossii (дата обращения: 11.12.2023).

48 Экотуризм в России вырос на 40%. Какие регионы, заповедники и нацпарки России вошли в Т0П-10 в 2022 году? URL: https://www.atorus.ru/ node/50962 (дата обращения: 11.12.2023).

49 Хворостяная А. С. Стратегирование национальных брендов.

50 Козырев А. А. Регионально-отраслевое стратегирование экономического и социального развития // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 78-85.

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-73-84

Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Теория и практика взаимосвязи категорий «хорошая жизнь» и «качество жизни» // Экономика качества. 2013. № 4. С. 1-16.

Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 434-447. https://doi.org/10.17073/ 2072-1634-2020-4-434-447

Козырев А. А. Регионально-отраслевое стратегирование экономического и социального развития // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 78-85.

Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте. М.: Издательство Юрайт, 2019. 326 с.

Пайн II Б. Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие. М.: Альпина Паблишер, 2018. 381 с.

Сасаев Н. И. Первичная оценка эффективности отраслевых стратегических приоритетов // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 299-311. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-299-311

Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339-347. https://doi.org/ 10.17073/2072-1633-2020-3-339-347

Хворостяная А. С. Использование методики финансовой стратегии в управлении активами креативной экономики // Экономика и управление. 2017. Т. 142. № 8. С. 67-74.

Хворостяная А. С. Стратегирование национальных брендов молодежной инновационной экосистемы креативной экономики (опыт Южной Кореи) // Управленческое консультирование. 2023. Т. 171. № 3. С. 46-56. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-46-56

Хворостяная А. С. Стратегическая роль центров трансфера технологии в развитии креативных индуст-рий экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 7. С. 1221-1238. https://doi.org/10.18334/ce. 14.7.110546

Черников И. А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. Т. 96. № 4. С. 59-68. https://doi.org/ 10.24412/1997-0803-2020-10406

Чхотуа И. З., Хворостяная А. С. Стратегические приоритеты разработки коммуникационной стратегии туристского бренда // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 2. С. 172-183. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2021-2-172-183

Шапинская Е. Н. Массовая культура: теории и практики. М.: Согласие, 2017. 384 с.

Шмитт Б., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу: маркетинг в культуре впечатлений. М.: Вильямс, 2005. 399 с.

Bille T. The Nordic approach to the experience economy: Does it make sense? Frederiksberg: CBS, 2010. 24 p.

Pine II B. J., Gilmore J. H. The experience economy: Work is theater and every business a stage. Boston: Harvard Business Press, 1999. 254 p.

Sieczko A., Parzonko A. J., Bienkowska-Golasa W. Principles of the experience economy in designing an agritourism product // Agricultural Economics. 2020. Vol. 66. № 4. P. 175-182. https://doi.org/ 10.17221/209/2019-AGRICEC0N

REFERENCE

Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2024. Том 4. № 1

Kvint VL. O vybore prioritetov [Prioritizing]. Byudzhet [Budget]. 2016;(11):78-81. (In Russ.) Kvint VL, Okrepilov VV. Teoriya i praktika vzaimosvyazi kategoriy "khoroshaya zhizn"' i "kachestvo zhizni" [Theory and practice of the relationship between the categories of "good life" and "quality of life"]. Ehkonomika kachestva [Quality Economics]. 2013;(4):1-16. (In Russ.) Kozyrev AA. Study of methodological basis of strategizing of social and economic development. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(4):434-447. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/ 2072-1634-2020-4-434-447 Kozyrev AA. Regional and sectoral strategizing of economic and social development. Strategizing: Theory and Practice: Collection of selected research articles and proceedings of the Fourth International Research-to-Practice Conference; 2021; Moscow. Moscow: Moscow University Press; 2021. p. 78-85. (In Russ.) Kolodiy NA. Ehkonomika oshchushcheniy i vpechatleniy v turizme i menedzhmente [Economy of sensations and experience in tourism and management]. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt; 2019. 326 p. (In Russ.) Pine II BD, Gilmore DKh. Ehkonomika vpechatleniy: Kak prevratit' pokupku v zakhvatyvayushchee deyst-

vie [Field Guide for the Experience Economy]. Moscow: Al'pina Pablisher; 2018. 381 p. (In Russ.) Sasaev NI. The primary assessment of the industrial strategic priorities effectiveness. Russian Journal of IndustrialEconomics.2023;16(3):299-311.(InRuss.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-299-311 Pyatovskiy AA, Sadovnichaya AV, Chkhotua IZ, Yumatov KV. Strategic priorities of development of tourism and exhibition and fair activities in Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020; 13(3):339-347. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347 Khvorostyanaya AS. Using financial strategy techniques to manage creative economic assets. Economics

and Management. 2017;142(8):67-74. (In Russ.) Khvorostyanaya AS. Strategizing of the creative economy youth innovation ecosystem national brands (South Korean experience). Administrative Consulting. 2023;171(3):46-56. (In Russ.) https://doi.org/ 10.22394/1726-1139-2023-3-46-56 Khvorostyanaya AS. Strategic role of the technology transfer centers in the development of creative industries of the economy. Creative Economy. 2020;14(7):1221-1238. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/ ce.14.7.110546

Chernikov IA. Economy of experience in the dynamics of modern culture. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2020;96(4):59-68. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10406 Chkhotua IZ, Khvorostyanaya AS. Strategic priorities of developing a communication strategy for a tourist brand. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(2):172-183. (In Russ.) https://doi.org/ 10.17073/2072-1633-2021-2-172-183 Shapinskaya EN. Massovaya kul'tura: teorii i praktiki [Mass culture in theory and practice]. Moscow:

Soglasie; 2017. 384 p. (In Russ.) Shmitt B, Rodzhers D, Vrotsos K. Biznes v stile shou: marketing v kul'ture vpechatleniy [Business in show

style: Marketing in experience culture]. Moscow: Vil'yams; 2005. 399 p. (In Russ.) Bille T. The Nordic approach to the experience economy: Does it make sense? Frederiksberg: CBS; 2010. 24 p.

Pine II BJ, Gilmore JH. The experience economy: Work is theater and every business a stage. Boston:

Harvard Business Press; 1999. 254 p. Sieczko A, Parzonko AJ, Bienkowska-Golasa W. Principles of the experience economy in designing an agritourism product. Agricultural Economics. 2020;66(4):175-182. https://doi.org/10.17221/209/ 2019-AGRICEC0N

THEORY AND PRACTICE

2024. Vol 4. No 1

Beletskiy AA. et al. Experience Economy as... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2Q24-4-1-73-84

КРИТЕРИИ АВТОРСТВА: Все авторы внесли равный вклад в исследование и подготовку публикации.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Белецкий Андрей Альфредович, канд. экон. наук, доцент департамента инноваций политехнического института, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9846-0715

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пахомов Вячеслав Александрович, магистр департамента инноваций политехнического института, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия; [email protected]

CONTRIBUTION: Both authors made equal contributions to the research and publication. CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHORS: Andrey A. Beletskiy, Cand.Sc.(Econ.), Associate Professor of the Department of Innovation of the Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; 016499@mail. ru; https://orcid.org/0000-0001-9846-0715

Vacheslav A. Pakhomov, Master of the Department of Innovation of the Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.