Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
278
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона РФ / Арктика / Архангельская область / государственно-частное партнерство / взаимодействие государства и бизнеса / Аляска / санкции / Arctic zone of the Russian Federation / the Arctic / Arkhangelsk region / public-private partnership / interaction between the state and business / Alaska / sanctions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

Скворцова А. С.

студент РАНХиГС при Президенте РФ

alinaskvor24@gmail.com

Воротников А.М.

к.х.м., доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук

РАНХиГС при Президенте РФ, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики

vdep14@yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

КАК АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, Арктика, Архангельская область, государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, Аляска, санкции.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, the Arctic, Arkhangelsk region, public-private partnership, interaction between the state and business, Alaska, sanctions.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации является важным и перспективным направлением для самого арктического региона и для развития экономики и страны в целом. Арктика богата огромными запасами нефти и газа, и на них претендуют помимо России также и другие арктические государства. На сегодняшний день Архангельская область играет исключительно важную роль в развитии арктической зоны.

Архангельская область находится на Севере европейской части Российской Федерации. Порядка 45% относящейся к области территории представлено муниципалитетами, входящими в Арктическую зону России. Число жителей соответствующих муниципальных образований превышает 650 тысяч человек, доля жителей области, проживающих в данных муниципалитетах, составляет 57% от населения области в целом. Регион является развитым научным, образовательным, промышленным центром. Основные присущие региону достоинства представлены в виде наличия уникальных достопримечательностей (исторических, культурных, природных), что обусловливает наличие хороших возможностей с точки зрения развития туризма; выгодного положения в географическом отношении, т.к. у области имеется выход в Мировой океан, и высокоразвитая транспортная инфраструктура; наличие развитой образовательной и научной платформы, поставляющей кадры высокой квалификации для всего Северо-Западного федерального округа1.

Архангельская область относится к потенциальным регионам-лидерам в Арктической зоне РФ по различным социально-экономическим показателям и обладает весомым инвестиционным потенциалом. Развитие Арктики не представляется возможным или по крайней мере продуктивным без участия и содействия Архангельской области. Однако и развитие Архангельской области труднодостижимо без Арктики, так как для этой области Арктика - это наиболее потенциально перспективное направление для развития.

Архангельская область в АЗРФ

Главная стратегическая цель в развитии Архангельской области как Арктического региона - это привлечение и объединение людей в центре Русского Севера с целью комфортного проживания, всестороннего развития и реализации передовых идей. Таким образом, главной ценностью этой стратегии является человек2.

Необходимо отметить нормативные требования, содержащиеся в ФЗ № 193-ФЗ, регламентирующем содействие со стороны государства в отношении осуществляемой в Арктической зоне РФ деятельности предпринимательского характера3. Указанным ФЗ определен правовой режим, действующий применительно к Арктической зоне. Определен состав мер содействия со стороны государства, а также осуществления деятельности предпринимательского характера в данной зоне.

Предусмотренные ФЗ № 193-ФЗ положения ориентированы на обеспечение:

1) развития Арктической зоны в экономическом отношении;

2) активизации деятельности предпринимательского характера и привлечение инвестиций в указанную зону;

3) формирования экономических основ для повышения уровня жизни и развития социальной сферы в указанной зоне.

1 Распоряжение Правительства Архангельской области «Об Инвестиционной стратегии Архангельской области на период

до 2025 года» от 25.02.2016 № 46-рп.

2

Областной закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года» от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ.

з

Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 № 193-ФЗ.

Согласно ФЗ № 193-ФЗ, формирование и модернизация в Арктической зоне инфраструктурных объектов обеспечивается из бюджетных и внебюджетных источников.

Формирование Арктической зоны в наши дни характеризуется рядом особенностей:

- создание указанной зоны обусловлено внешними факторами и национальными интересами. С начала текущего столетия Арктический регион стал объектом интересов геоэкономического и геополитического характера. Интерес к использованию Северного морского пути в качестве альтернативы обычных маршрутов, связывающих Европу и Азию, активизировался в связи с изменением климата;

- определяющая роль принадлежит государству, представленному федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ. Также следует отметить значимость участия в данном процессе госкорпораций. При этом роль некоммерческих организаций, частных компаний, властей муниципального уровня является минимальной. Так, в Госкомиссии, занимающейся вопросами, связанными с развитием Арктики, отсутствуют представители общественных организаций, муниципальных образований Арктической зоны, а число представителей частных компаний является весьма незначительным;

- технократический подход (приоритеты - освоение ресурсов и национальная безопасность);

- проектный подход (национальный мегапроект«Арктика» состоит из множества региональных проектов, которые могут быть не связаны друг с другом);

- неравномерность развития Арктической зоны РФ;

- сильная межрегиональная конкуренция.

Архангельская область обладает рядом особенностей, которые являются определяющими для ее развития:

1) в относящейся к Арктике части области имеется высокоразвитая инфраструктура науки, образования, транспорта;

2) область характеризуется богатой историей освоения и исследования Арктического региона;

3) семь муниципалитетов из двадцати одного являются арктическими. Регион входит в связи с этим в состав Арктической зоны лишь отчасти. Арктическая зона включает территории архипелага Новая земля, Архангельска, Онежского, Мезенского, Приморского районов, Новодвинска и Северодвинска. При этом данные муниципальные образования с точки зрения научно-образовательных, экономических и демографических показателей являются весьма значимыми.1

Статус области, частично относящейся к Арктической зоне, влияет на многообразные сферы деятельности:

1) экономическую (влияние с точки зрения развития туризма, инфраструктуры, создания новых организаций и предприятий, привлечения инвестиционных ресурсов).

2) социальную (влияние на развитие местных территорий, престижность отдельных профессий, отраслей, региональную идентичность);

3) политическую (формирование имиджа, внешних связей, наличие арктического положения).

Сегодня область стремится занять лидирующие позиции в качестве:

- транспортно-логистического центра Арктической зоны;

- образовательного и научного центра Арктической зоны;

- центра проведения форумов и мероприятий по связанной с Арктикой тематике2.

В Архангельской области действуют три кластера: судостроительный, лесопромышленный и социальный. В настоящее время создаются еще два: биотехнологический и рыбопромышленный3.

Средства содействия развитию области и активного взаимодействия субъектов РФ в Арктическом регионе представлены в виде:

- формирования единого оператора Севморпути для государственных заказчиков, способного обеспечить повышение надежности доставки грузов в регион, сократить затраты муниципалитетов, субъектов РФ, федеральных госорганов;

- государственной программы по развитию Арктического региона;

- формирования банка развития Арктики с международным статусом и привлечением различных государств. Реализация инвестиционного механизма позволит осуществлять в российской Арктической зоне, в зонах, относящихся к зарубежной Арктике, проектное финансирование. Соответствующий банк может функционировать аналогично Банку развития БРИКС, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций и ЕБРР;

- создания финансового института, сходного с Фондом развития дальневосточных территорий;

- распространения на Арктический регион опыта реализации мер содействия населению и бизнесу дальневосточного региона.

Взаимодействие государства и бизнеса с целью развития Архангельской области

Применение механизма государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) весьма перспективно для развития Архангельской области как Арктического региона. В сфере относящихся к развитию транспортной и автодорожной

1 Каторин И. В. Формирование Арктической зоны РФ как фактор развития региона: постановка вопросов (на примере Архангельской области) // Арктика и Север. 2018. - № 31. - С. 28-40.

2 Там же.

3 Развитие Архангельской области как арктического региона-лидера // Правительство Архангельской области. -https://dvinaland.ru/news/578762

отраслей проектов ГЧП основное место принадлежит концессионным проектам. Данные проекты обеспечивают возможность покрытия связанных с осуществлением проектов бюджетных расходов.

Бизнесу, связанному с жилищно-коммунальным хозяйством, также оказывается поддержка в рамках ГЧП. К примеру, в период экономической нестабильности осуществляется предоставление субсидий на процентную ставку по кредитам на осуществляемые в сфере ЖКХ проекты. Реализуются механизмы, связанные с прямым софинансиро-ванием обновления имеющейся на территории малых городов инфраструктуры. В регламентирующее концессии законодательство внесены изменения, предусматривающие наличие целевых показателей для инвесторов в каждом концессионном соглашении. Для изменения ситуации в сфере ЖКХ реализуется ГЧП, предполагающее привлечение в целях оптимизации расходов государства частных инвестиционных ресурсов1.

За счет передачи объектов ЖКХ на концессионных условиях обеспечивается возможность решения задач, связанных с:

1) реализацией присущего коммунальной сфере экономического потенциала;

2) обеспечением граждан коммунальными услугами высокого качества с сохранением уровня стоимости данных услуг.

ГЧП используется и при реализации проектов социальной сферы. У проектов создания социальной инфраструктуры чаще всего низкая окупаемость, в связи с чем у инвесторов нет заинтересованности в их реализации. В этой связи распространенной является практика, при которой осуществляющему проект частному лицу предоставляются гарантированные выплаты. Применение подобного механизма возможно в значительном числе сфер (социальной защиты, здравоохранения, спорта, культуры и образования).

В качестве публичного партнера при реализации небольших проектов, имеющих локальное значение, могут выступать органы местного самоуправления. В случае реализации масштабных проектов публичным партнером может быть областной орган государственной власти.

Кластерная политика направлена на поддержку и стимулирование внутрикластерного и межкластерного воздействия, развитие кластеров межрегионального характера, таких как арктический рыбопромышленный и судостроительный. Данные кластеры интегрируют относящиеся к шести регионам РФ предприятия. За счет тесного взаимодействия между ними обеспечивается достижение существенных экономических результатов. На основе развития межрегиональных кластеров возможна реализация проектов в рыбопромышленной и судостроительной отраслях. Предусматривается также государственная поддержка в виде субсидирования приобретения сырья, высокотехнологичного оборудования для рыбопромышленных предприятий, а также субсидирования ремонта существующих и строительства новых судов.

К основным направлениям взаимодействия на международном и межрегиональном уровне относятся:

1) сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры (морского порта «Архангельск» и железнодорожной магистрали «Белкомур»);

2) развитие логистических и транспортных центров в целях обеспечения судоходства в арктическом регионе и развития Севморпути;

3) сотрудничество в области культуры, событийного туризма на основе проведения мероприятий всероссийского и межрегионального уровня - спортивных и культурных;

4) научное сотрудничество, в том числе ориентированное на создание технологий и оборудования для машиностроения (промышленного, нефтегазового) в целях освоения имеющихся в Арктической зоне минерально-сырьевых ресурсов;

5) межрегиональное сотрудничество в рамках проекта «Серебряное ожерелье России»;

6) сотрудничество в рамках экспортно-ориентированных проектов, относящихся к судостроению, химической, рыбной, добывающей отраслям, а также к переработке леса;

7) развитие туристического кластера;

8) сотрудничество с отечественными и зарубежными вузами в области научных исследований2.

Российский опыт развития Арктического региона на примере Архангельской области

Архангельская область приглашает регионы РФ к сотрудничеству в рамках проекта построения железнодорожной магистрали от Перми до Архангельска «Белкомур». Эта магистраль свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью и может использоваться для перевозки грузов из Китая в Европу. Проект одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован на основе частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов развития Российской Арктики3. Эффективность реализации проекта «Белкомур» зависит от его сопряжения с проектом строительства глубоководного района Архангельского морского порта. Благодаря этому можно будет обеспечить экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, недорогим и высокоэффективным современ-

1 Областной закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года»

от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ.

2

3

2 Там же.

Развитие Архангельской области как арктического региона-лидера // Правительство Архангельской области. - ИЦ^/Мута land.ru/news/578762

ным портом с выходом в Атлантику. Будет создан транзитный коридор Юг-Север для продвижения экспортно-импортных грузов из азиатско-дальневосточного региона.

В производственно-технологической сфере Архангельской областью были предложены к реализации проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, а также позволит использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект, повысит национальную конкурентоспособность.

Одним из важных проектов в научно-образовательной сфере является Арктический плавучий университет. Это флагманский проект Росгидромета и Северного Арктического федерального университета, в реализации которого участвует несколько российских и зарубежных университетов.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности большое значение имеет поставка рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада. Архангельск обладает необходимой для этого инфраструктурой и кратчайшим транспортным плечом до Москвы.

Арктика предоставляет также уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах -семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре. Архангельская область готова к сотрудничеству с другими регионами в области производства продуктов питания.

В социальной сфере открыты широкие возможности для межмуниципального сотрудничества благодаря ассоциации «Арктические муниципалитеты» и Союзу городов Заполярья и Крайнего Севера. Их работа сосредоточена на повышении качества жизни населения Арктики.

Сравнение деятельности РФ и США по развитию Арктики

При сравнении деятельности Российской Федерацией по развитию Архангельской области как Арктического региона и деятельности Соединенных Штатов Америки по развитию Аляски можно сделать несколько выводов:

1) В США Аляска рассматривается как составная часть государства. В Российской Федерации Арктическая зона рассматривается в качестве особого объекта, применительно к которому необходимы особое госрегулирование, проведение исследований, особое статистическое наблюдение;

2) В США предусмотрены конкретные должностные лица, ответственные за осуществление стратегии развития Аляски. В Российской Федерации ответственность за реализацию стратегии развития Арктической зоны несет Правительство в целом, а не определенные должностные лица;

3) В Соединенных Штатах финансирование развития осуществляется за счет ассигнований, применительно к которым предусмотрено четкое бюджетирование. В Российской Федерации финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных, частных средств, иностранных инвестиций.

4) В США предусмотрены цели, необходимые результаты, при этом определение этапов и сроков отсутствует. В Российской Федерации имеется четкий план развития - Стратегия развития Арктической зоны, утвержденная главой государства в 2020 г.1

5) В США к приоритетным направлениям развития Аляски относятся военное, международное, сохранение природных ресурсов и природной среды, использование шельфа, обеспечение энергетической и экономической безопасности, транспортное, научное. В Российской Федерации приоритетные направления развития Арктической зоны связаны с международным взаимодействием, развитием социально-экономической сферы, наукой, экологией, образованием, политикой, медициной, транспортом, информацией.

6) В Соединенных Штатах применительно к каждой из проблем предусмотрены определенные цели и определенные рекомендации. В отечественной Стратегии развития предусмотрены вопросы общего характера, а также соответствующие общие цели2.

Влияние санкционной политики на развитие Арктической зоны

Для реализации большинства проектов в Арктической зоне необходимы расходные материалы, техника, различные приборы, оборудование и технологии. Введенные санкции вызвали существенный рост цен на товары и услуги, что может увеличить стоимость проектов, расходы государственного бюджета, привести к перенесению сроков реализации проектов и возможному отказу от реализации некоторых проектов.

Тем не менее, по заявлению президента нашей страны реализация проектов не будет отложена, а количество реализуемых проектов будет даже наращиваться3. Президент поручил ответственным ведомствам перераспределить работу и поставки в Арктическую зону. Жители, вахтовики, социальные объекты и предприятия не почувствуют перемен, их продолжат обеспечивать всем необходимым для жизнедеятельности и развития регионов с соблюдением стабильности цен4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Стратегия развития Арктики до 2035 года утверждена! - https://www.arctic2035.ru

2 Морозов Н. А. Сравнительный анализ российской и американской стратегии развития Арктики // Арктика и Север. 2013. -№ 13. - С. 1-7.

3 Совещание по вопросам развития Арктической зоны // Президент России. - http://kremlin.ru/events/president/news/68188

4 Как Россия занимается развитием Арктики // РЕН.ТВ России. - https://ren.tv/longread/962894-kak-rossiia-razvivaet-arktiku

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.