Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий'

Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / MISSION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / "ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА" / "UNIVERSITY IDEA"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Никитична

Статья по типу исследовательская. Методологической основой статьи являются теоретические представления о социальных функциях классического университета, выказанные классиками «идеи университета». Основным методом исследования стал контент-анализ миссий. Выборку составили миссии 47 вузов, членов ассоциации классических университетов. Контент-анализ выполнял две взаимосвязанные задачи. Первая задача определение удельного веса основных функций классического университета: обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной, воспитательной. Вторая задача заключалась в выделении стратегических приоритетов в процессе реализации университетами обозначенных функций. Результаты исследования выявили лидирующие позиции обучающей, исследовательской функций, высокий удельный вес профессиональной функции и существенное отставание воспитательной функции. Наиболее выраженным стратегическим приоритетом в сфере реализации обучающей функции является функционирование университета в качестве образовательного центра региона. Развитие и реализация профессиональной функции устойчиво связана с социально-экономическим развитием региона. Реализуя исследовательскую функцию, классический университет развивается в сторону прагматизации науки, ориентируется на инновацион-ность результатов научного исследования. Социально-культурная функция направлена в первую очередь на сохранение культурных и духовных традиций. Воспитательная функция реализуется традиционно опосредованно, через реализацию других основных функций университета. Устойчиво обозначилась стратегия, ориентированная на личностный и интеллектуальный рост, лидерство и конкурентоспособность студентов. Слабым местом стратегической политики классических университетов является реализация сервисной функции, которая позволяет университету оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практически не обозначена в качестве стратегического приоритета экспертная деятельность университета, которая позволяет университету расширять поле своего влияния на развитие экономики, политики, социальной жизни региона и страны. Дальнейшего развития требует предпринимательская функция. Стратегия развития предпринимательской функции связана с созданием условий для интеллектуально одаренных и мобильных преподавателей. В области межкультурного сотрудничества не развита в достаточной степени стратегия культурного обмена, межкультурное сотрудничество зачастую ограничивается культурным диалогом. Значительно ослаблена в области воспитания стратегия нравственного развития личности студента. Тема нравственности должна вернуться в университет, найти новое современное звучание. Областью применения результатов проведенного исследования является возможность пересмотра функции университета в соответствии с вызовами времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic priorities of a classical university: mission content analysis

The article falls under research category. Methodologically it is based on theoretical image of classical university social functions formulated by "university idea". The main research method was mission content analysis. Research covered missions of 47 universities members of classical universities association. Content analysis performed two interrelated functions. The first task is to define the share of classical university main functions: teaching, research, professional, social, cultural and didactic. The second task is identifying strategic priorities on the stage of implementing abovementioned functions. The results of research demonstrated leading positions of teaching and research functions, significant role of professional function and considerable lag of didactic function. The most pronounced strategic priority in implementing teaching function is university functioning as an educational center of the region. By implementing research function university classical university is developing towards science pragmatization, innovative results of academic research. Social and cultural function is aimed at preserving cultural and spiritual traditions. Didactic function is implemented via other university functions. There is a stable tendency oriented towards personal and intellectual growth, leadership and competitiveness of students. The weak point of classical university strategic policy is service function implementation allowing university to remain competitive at educational services market. University expert activities which allow university to expand its influence over development of economic, political and social life of the country are almost unseen. Entrepreneurial function should also be developed. Entrepreneurial function development strategy is related to creating environment for intellectually gifted and mobile lecturers. In terms of cross-cultural cooperation attention should be paid to strategy of cultural exchange, as it is frequently limited to cultural dialogue. Moral development of students is not sufficiently emphasized in didactic sphere. The topic of morals should come back to the university and find its modern interpretation. This research results can be applied in reviewing university functions according to the challenges of time.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВУЗОВ

DOI 10.15826/^.2016.105.039

И. Н. Емельянова*

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТы КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МИССИй*

Ключевые слова: миссия; стратегия; функция; контент-анализ; «идея университета».

Статья по типу исследовательская. Методологической основой статьи являются теоретические представления о социальных функциях классического университета, выказанные классиками «идеи университета». Основным методом исследования стал контент-анализ миссий. Выборку составили миссии 47 вузов, членов ассоциации классических университетов. Контент-анализ выполнял две взаимосвязанные задачи. Первая задача - определение удельного веса основных функций классического университета: обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной, воспитательной. Вторая задача заключалась в выделении стратегических приоритетов в процессе реализации университетами обозначенных функций. Результаты исследования выявили лидирующие позиции обучающей, исследовательской функций, высокий удельный вес профессиональной функции и существенное отставание воспитательной функции. Наиболее выраженным стратегическим приоритетом в сфере реализации обучающей функции является функционирование университета в качестве образовательного центра региона. Развитие и реализация профессиональной функции устойчиво связана с социально-экономическим развитием региона. Реализуя исследовательскую функцию, классический университет развивается в сторону прагматизации науки, ориентируется на инновацион-ность результатов научного исследования. Социально-культурная функция направлена в первую очередь на сохранение культурных и духовных традиций. Воспитательная функция реализуется традиционно опосредованно, через реализацию других основных функций университета. Устойчиво обозначилась стратегия, ориентированная на личностный и интеллектуальный рост, лидерство и конкурентоспособность студентов. Слабым местом стратегической политики классических университетов является реализация сервисной функции, которая позволяет университету оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практически не обозначена в качестве стратегического приоритета экспертная деятельность университета, которая позволяет университету расширять поле своего влияния на развитие экономики, политики, социальной жизни региона и страны. Дальнейшего развития требует предпринимательская функция. Стратегия развития предпринимательской функции связана с созданием условий для интеллектуально одаренных и мобильных преподавателей. В области межкультурного сотрудничества не развита в достаточной степени стратегия культурного обмена, межкультурное сотрудничество зачастую ограничивается культурным диалогом. Значительно ослаблена в области воспитания стратегия нравственного развития личности студента. Тема нравственности должна вернуться в университет, найти новое современное звучание. Областью применения результатов проведенного исследования является возможность пересмотра функции университета в соответствии с вызовами времени.

ч) широком общецивилизационном смысле по- обусловленные принципы, функции и цели разви-

-Р нятие «миссия университета» согласуется тия университета. Миссия в данном аспекте явля-

с классическим понятием «идея университета». ется смыслообразующим ядром университетской

Идея университета - это целостный социокультур- идеи и отражает социально-историческое пред-

ный образ, который включает в себя исторически назначение университета как особого института

* Емельянова Ирина Никитична - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, 625007, Тюмень, пр-д 9 Мая, 5, +7 (3452) 36-96-42; matra2005@yandex.ru.

** Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ «Формирование практико-ориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании». Регистрационный номер НИР: 114071440036.

общества. В общецивилизационном смысле миссия содержит в себе то, что объединяет университеты на каждом этапе развития цивилизации.

Миссия университета содержит в себе также и более узкий корпоративный смысл, который вытекает из идеи стратегического управления. В данном смысле миссия воспринимается как самоидентификация среди других университетов и обнаруживает неповторимую уникальность вуза, то есть то, что принципиально отличает одно учебное заведение от другого. Специфика университета как социального института заключается в том, что университет не просто реализует государственный заказ, а сам формирует смыслы своего существования, которые он находит в общественной жизни: «Он видит свою собственную судьбу в судьбе целого и снова узнает себя в ней, когда излучает на него силу просветительской установки» [1].

Мы рассмотрим миссию в аспекте стратегического управления университетом в соответствии с функциями, которые классики идеи университета (В. Гумбольдт, Д. Ньюмен, М. Вебер, К. Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет, Ж. Деррида и др.) относили к числу основных. Это обучающая, исследовательская, профессиональная, социально-культурная, воспитательная функции.

Для того чтобы ответить на вопрос: как современные университеты понимают свое социальное назначение, мы предприняли контент-анализ текстов миссий классических университетов. Нашу выборку составили миссии 47 классических университетов, членов ассоциации классических университетов. Миссии представлены на официальных сайтах университетов в двух видах: общие сведения об университете (видение), официальные документы (миссия, политика, стратегия, программа развития).

На первом этапе проводился анализ текстов миссий на соответствие общей стратегии управления университетами функциям классического университета. Второй этап состоял в определение стратегических приоритетов в реализации обучающей, исследовательской, профессиональной, социально-культурной, воспитательной функций на современном этапе развития классического университетского образования.

Реализуя исследовательскую задачу первого этапа, мы определили удельный вес основных функций классического университета (табл. 1), который рассчитывался по формуле:

число смысловых фрагментов, фиксирующих функцию

общее число текстов миссий

Таблица 1

Удельный вес функции

Функции Удельный вес

Обучающая 0,87

Исследовательская 0,83

Профессиональная 0,74

С оциально -культурная 0,62

Воспитательная 0,51

Исследование показало следующее:

- Современные классические университеты отдают приоритет обучающей и исследовательской функциям. Это общемировая тенденция, которая свидетельствует о приверженности современных университетов традициям классического университетского образования. Обучение в процессе исследования - это то, что объединило университеты на заре их становления и остается показателем классического университетского образования.

- Уверенно выходит на приоритетные позиции профессиональная функция. Следует отметить, что профессиональная функция заметно опережает социокультурную, что уже само по себе является определенным отступлением от классической идеи университета. На современном этапе профессиональная функция укрепляется и развивается в связи с реализацией идеи практико-ориентированности вузовского образования.

- Значимость социально-культурной функции исторически объясняется высокими социальными смыслами, которые реализовывались в российских классических университетах. Ярко и образно на заре становления российских университетов миссию классического университета обозначил Н. И. Пирогов: быть «барометром общества», «разливать свет на большие пространства», «стоять высоко и светить» [2, с. 346]. Данная тема устойчиво представлена в текстах миссий.

- Слабо выражена воспитательная функция. Данная тенденция традиционна. Как правило, воспитательная функция реализовывалась в российских классических университетах опосредованно, через реализацию других функций.

Реализуя задачу второго этапа, по каждой из функций мы выделили стратегические приоритеты, которые современные университеты определили в качестве основных. Картина вырисовалась следующая.

Обучающая функция

Обучающая функция, как общеизвестно, изначально была направлена на передачу и присвоение нового знания, которое студенты получали в процессе исследования под руководством профессоров. Смысл совместной деятельности студентов и профессоров классики «идеи университета» видели в поиске истины. Университет, по мнению Д. Ньюмена, должен был создавать особую атмосферу, которая бы в полной мере способствовала развитию мысли и эрудиции.

Современное университетское образование далеко ушло от идеи чистого служения истине. Знание в современном мире стало ресурсом, использование которого существенно продвигает общество. Современные исследователи в качестве новых образовательных ресурсов выделяют «интегрирующие возможности» университета [3, с. 79]. Именно интеграция знаний «дает возможность университету занять принципиально новое положение в обществе» [4, с. 26]. Новый социальный статус классических университетов связан с позиционированием себя в качестве образовательных центров региона.

Глобализирующееся образовательное пространство требует учета в национальных системах мировых ориентиров в образовании. В противном случае национальные университеты окажутся в ситуации утраты конкурентоспособности. Данная стратегия рассматривается как одно из условий продвижения университета на рынке образовательных услуг. Но стратегия, направленная на воспроизведение элементов и достижений зарубежных вузов, имеет свои ограничения, она по сути своей является «догоняющей» [5, с. 5].

Тем не менее мировые ориентиры в образовании должны находить и находят отражение в текстах миссий классических университетов.

Принципиальным отличием классических университетов от других вузов является академическая среда. Именно академическая среда, по мнению ряда исследователей, является фактором, который способствует «институциональной стабильности университета в современных условиях» [6, с. 12]. Университет должен иметь «академическое лицо» [5, с. 6] - это достояние классических университетов, недостижимое для многих новых вузов. В текстах миссий данная тема обозначена.

В процессе анализа содержания обучающей функции в текстах миссий выявились следующие стратегические приоритеты (табл. 2).

Как показывает исследование, наиболее выраженной стратегией в области реализации обучающей функции является стратегия, направленная на формирование образовательной политики региона. Современные классические университеты видят свое социальное назначение в том, чтобы быть «системообразующим центром образования, науки и культуры региона» [7], вести работу в направлении «предоставления качественного многопрофильного дополнительного образования населению региона» [8], решая задачи саморазвития своего региона.

Несмотря на то, что российские университеты стремятся интегрироваться «в мировое образовательное пространство» [9], развивают прежде всего свои образовательные тренды на основе российской культуры. Российские классические университеты стремятся прежде всего сохранить

Стратегические Частота

приоритеты в области присутствия признака %

реализации обучающей функции

Мировые 19,1

ориентиры в образовании

Образователь- 76,5

ный центр

региона

Академическая 4,2

среда

40 35 30 25 20 15 10 5 0

мировые ориентиры образовательный акдемическая среда в образовании центр региона

Таблица 2

Стратегические приоритеты в области реализации обучающей функции

лидирующие позиции в своей стране и развиваться в плане повышения своей конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Частота присутствия в текстах миссий признака - мировые ориентиры в образовании - составляет всего 19,1 %.

Академическая среда, которая качественно отличала классический университет, от профессиональных образовательных учреждений постепенно теряет свою ценность (частота присутствия признака - 4,2 %). Осознавая важность задачи -оставаться центрами «академического, научного и ресурсного превосходства» [10] - классические университеты все меньше ставят данную стратегическую цель в своих миссиях.

Следует сказать, что классические университеты практические не определяют в текстах миссий такой стратегический приоритет, как развитие и реализации сервисной функции. Данную ситуацию можно объяснить следующим образом: конкуренция университета - это не расширение и «упаковка» услуг, а формирование и обогащение образовательной среды как в самом университете, так и в регионе.

Для того чтобы удержать и укрепить свои позиции, университеты должны участвовать в развитии индустрии по производству и предложению знания, развивать сервисные услуги. У университетов на образовательном поле достаточно конкурентов: онлайн-курсы с доступом к библиотекам международного значения; форумы и краудсорсинговые платформы; различные формы корпоративной подготовки: корпоративные университеты, тренинговые компании, службы внутрифирменной подготовки кадров. Сферой рыночной конкуренции стала борьба за студентов. Доступ потребителей образовательных услуг к различным образовательным ресурсам сопровождается вытеснением с рынка образовательных услуг университетов.

Исследовательская функция

По мнению классиков, само по себе приобщение к науке, в силу ее культуробразующей мощи, способствует духовному воспитанию человека. Но наука, как пишет в своих работах Хосе Ортега-и-Гассет, не самоцель - наука дает материал, который позволяет поставить человека вровень с культурой, со своим временем, для того чтобы он это время понимал и ориентировался в нем.

Реализация исследовательской функции долгое время позволяла университетам претендовать на роль форпоста науки, лидера

высшего образования, обеспечивающего расширение воспроизводства интеллектуальной элиты. Современная университетская наука развивается в сторону прагматизации результатов исследования. Принципиальное значение для университетской науки стали иметь инновации, которые могут быть внедрены в промышленность, экономику, социальную жизнь. Инновационность - это показатель результативности и условие материального стимулирования научных исследований. Инновации по сути дела стали условием социального выживания университета, ресурсом, который позволяет вести научную и образовательную деятельность. Только наличие успешных инновационных хорошо финансируемых научных проектов дает возможность реализовываться неутилитарной науке. Поэтому у современных исследователей необходимо «формировать социальные установки, обеспечивающие готовность к новаторству», стремление к инновациям [3, с. 81].

Современная наука - это наука, ориентированная на мировые тренды. Поэтому российский классический университет в области реализации исследовательской функции должен «принять мировую форму существования». По мнению современных исследователей, для того чтобы развивать науку в мировом пространстве, университет вынужден трансформировать «национальную форму» научного исследования [11, с. 60]. Следуя международным приоритетам исследования, которые ведутся российскими вузами, должны быть «более интернациональными» [12, с. 4].

Стратегические приоритеты в реализации исследовательской функции, обозначенные в текстах миссий, представлены в табл. 3.

Как показано в таблице, основные усилия современные классические университеты направляют на организацию и проведение передовых исследований. К передовым исследованиям относят прежде всего междисциплинарные, кросс-дисциплинарные исследования.

Инновационные продукты как результаты исследования все более входят в сферу научной деятельности современных классических университетов (частота присутствия данного признака 34 %).

Современные университеты не в полной мере готовы к международному сотрудничеству на основе взаимного обмена информацией и документацией для «решения исследовательских задач международного и общенационального масштаба» [13]. Международные исследовательские тренды не являются для российских университетов первостепенными.

Таблица 3

Стратегические приоритеты в области реализации исследовательской функции

Стратегические Частота

приоритеты в области присутствия признака %

реализации обучающей функции

Передовые 51,0

исследования

Инновационные 34,0

продукты

Международ- 8,5

ные

исследователь-

ские тренды

25

20

15

10

передовые инновационные международные

исследования продукты исследовательские

тренды

5

0

Не нашла отражение в миссиях экспертная функция. Актуальность данной функции отмечается в университетской доктрине «Новые университеты для новой России»: «Благодаря высокому интеллектуальному потенциалу все более востребованной становится экспертная миссия университетов, способных давать профессиональные оценки и строить научно-обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности» [14].

Профессиональная функция

Т. Веблен, М. Вебер, К. Манхейм рассматривали университет как социальной институт, который неразрывно связан с развитием экономики и поэтому должен отвечать особенностям развивающегося рыночного производства. Университетское образование, по мнению классиков, должно давать профессию, которая будет востребована на рынке труда. По Максу Веберу, только обучение, отвечающее «"требованию дня" как человечески, так и профессионально» помогает адаптироваться в современной социальной системе [15, с. 735].

«Историческая миссия классических университетов сегодня - готовить в интересах государства высококвалифицированных специалистов» [14]. Квалифицированные специалисты с классическим университетским образованием необходимы для наращивания интеллектуального потенциала страны, ее научно-технологического развития, позволяют обеспечивать обществу приток постоянно мыслящих профессионалов. Профессионализм кадров был и остается одной из задач университета. Одной из приоритетных

тенденций развития классических университетов является «функционирование в интересах своего региона» [16, с. 274]. Особое место занимает тема подготовки специалистов к решению глобальных проблем современного общества [3, с. 77].

Современный классический университет устойчиво реализует профессиональную функцию, конкурируя с профессиональными вузами. В табл. 4 представлены стратегические ориентиры в области реализации профессиональной функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первое место в реализации профессиональной функции выступает участие университетов в социально-экономической жизни регионов. Современный классический университет оказывается в центре развития региона, более того, университет не может развиваться и жить вне регионального социума. Университеты, благодаря деятельности научных школ, связанных с жизнью региона, выполняют роль посредников в решении конкретных проблем и задач регионального значения, берут курс на эффективное решение «социальных и экономических проблем современного общества» [17].

Подготовка кадров рассматривается как условие конкурентоспособности в глобальном со-циоэкономическом пространстве [13]. При этом слабо выражена тема подготовки специалистов, ориентированных на решение социально-экономических проблем региона и страны (частота присутствия признака - 4,2 %).

Тема собственной экономической или предпринимательской деятельности в текстах миссий практически не выражена. При этом «идея предпринимательства» в научных исследованиях называется одной из перспективных в развитии

Таблица 4

Стратегические приоритеты в области реализации профессиональной функции

Стратегические приоритеты в области реализации обучающей функции Частота присутствия признака %

Ориентация на социально-экономические проблемы 4,2

Подготовка квалифицированных специалистов 38,3

Социально-экономическое развитие региона 51,0

60

50

40

30

20

10

Ориентация на социально -экономические проблемы

Подготовка квалифицированных специалистов

Социально-экономическое развитие региона

0

классического университетского образования [18, с. 188]. Сложности развития и реализации предпринимательской функции в условиях классического университета современные исследователи видят в разных институциональных традициях экономики и образования. Традиционное рыночное плавание, по мнению ученых, скорее всего, приведет к разрушению университета [4, с. 31]. Развиваться предпринимательская функция может не столько на развитии всеобъемлющей организационной предпринимательской культуры университетских структур, сколько на основе развития главного ресурса «интеллекта сотрудников» и формирования у них «предпринимательских и лидерских качеств» [4, с. 30].

Социально-культурная функция

Идея социального служения была обозначена еще М. В. Ломоносовым. Великий ученый писал о том, что деятельность университета должна быть направлена к истинной пользе и славе Отечества. Стремясь сохранить и приумножить свое высокое социально-культурное назначение, классические университеты направляют свои усилия на просвещение народов к пользе общего жития человеческого.

Университеты, как в свое время отметил Б. Ридингс, должны выступать в роли творца, защитника и распространителя идеи национальной культуры [19].

Современные исследователи отмечают, что университеты производят «некоторые неформальные институты, системы ценностей

и поведенческих установок, которые затем через тот или иной промежуток времени превращаются в формализованные институты - в системы экономики, политики, торговли и т. д.» [20, с. 270].

Университеты должны «расширять свое коммуникативное пространство и поддерживать внутри него междисциплинарный и межкультурный диалог» [3, с. 81]. На повестку дня выходит стратегия расширения межкультурного сотрудничества. Современные университеты ориентированы на развитие культурного многообразия, национальной самобытности, взаимодействия культур и толерантности. Межкультурное сотрудничество рассматривается университетами как условие национально-культурного развития регионального сообщества. Стратегические приоритеты на пути реализации социально-культурной функции представлены в табл. 5.

Как показывает проведенное исследование, ни один из обозначенных в текстах миссий стратегических приоритетов, не выражен достаточно явно.

В большей степени классические университеты ориентированы на развитие и преумножение ценностей духовной культуры страны (частота присутствия признака - 34 %). В текстах миссий культурно-исторические ценности получают следующее звучание: «утверждение созидательных традиций и продвижение позитивных новаций в духовной и материальной культуре» [21]; развитие и сохранение «духовных ценностей и культурных традиций народа» [22].

Тема межкультурного сотрудничества заявлена, но не получила развернутого развития.

Таблица 5

Стратегические приоритеты классических университетов в области реализации социально-культурной функции

Стратегические Частота

приоритеты в области присутствия признака %

реализации обучающей функции

Служение обществу 23,4

Межкультурное 12,7

сотрудничество (межкультурный диалог)

Культурные 34,0

и духовные

традиции

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

служение обществу межкультурное сотрудничество

культурные и духовные традиции

К примеру, такая актуальная для классических университетов тема, как культурный обмен, в текстах миссий не обозначается.

Воспитательная функция

К. Ясперс считает, что школа и воспитание с центром в университете «выращивают людей будущего». Студент в ходе своей учебы в университете должен «воспринять и зажечь в своей душе» «огни духа». Для этого он должен постоянно работать «под своим собственным духовным руководством» [1].

Следует сказать об особом месте воспитательной функции. На протяжении всего развития классического университетского образования в России воспитательная функция реализовывалась опосредованно, через реализацию других функций. В целом отношение к воспитательной функции на протяжении всего исторического развития классического университета изменилось мало. Воспитательные задачи не входят в рейтинговые подцели [23].

Воспитание современные исследователи связывают прежде всего с формированием системы ценностей. Современные выпускники классического университета должны быть носителями гражданских ценностей, обладать социальной ответственностью, быть способными воспринимать, осваивать и создавать значимые для общества ресурсы, быть готовыми к самореализации в социально значимой деятельности.

Правильным направлением современные исследователи называют движение «ко все

большему предпочтению ценности самореализации» [20, с. 278]. «Университет в своей миссии берет на себя заботу подготовить человека, способного к самоопределению, активной и желаемой самопрезентации» [11, с. 60]. Личностный и карьерный рост становится темой сегодняшнего дня как в теории, так и в практике профессиональной подготовки, вхождения в профессию и профессионального становления. Формирование стремления к личностному и интеллектуальному росту рассматривается как условие социальной успешности выпускников, которое позволяет личности продуктивно взаимодействовать с различными социальными партнерами, решать значимые для них личностные, социальные и профессиональные задачи.

Новая тенденция, которая четко просматривается в текстах миссий и декларативных документах - подготовка конкурентоспособных выпускников. Именно способность к конкуренции рассматривается как условие социальной успешности личности. В университетской доктрине сказано: «Определяющей чертой современности стало развитие высоких технологий, а ее главной ценностью и ресурсом - интеллектуальный капитал» [14]. Стратегические приоритеты воспитательной функции представлены в табл. 6.

На первый план, как наглядно показывают результаты нашего исследования, выходит тема лидерства и конкурентоспособности. Выражена данная тема в следующих формулировках: «формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала» [24].

Стратегические приоритеты в области реализации воспитательной функции

Таблица 6

Стратегические Частота

приоритеты в области присутствия признака %

реализации обучающей функции

Гражданский 23,4

ценности

Личностный 10,6

и интеллектуаль-

ный рост

Лидерство, конкурентоспособ- 29,7

ность

гражданские ценности личностным и лидерство,

интеллектуальный рост конткурентоспособность

Слабым местом в обновленных текстах миссий, на наш взгляд, является тема нравственного развития личности, формирования нравственных качеств. В то время как в работах классиков данная тема находится в числе приоритетных. Так, Б. Дерек считает, что в университетах необходима «всесторонняя программа нравственного образования» [25, с. 92]. «Университет должен помочь студентам определить свою нравственную сущность». Университет должен стремиться создавать нравственный климат, «готовить студентов для реальной жизни и помогать восприимчивому человеку приобрести нравственные принципы, гораздо более глубокие и более укоренившиеся в лабиринтах современной жизни, чем простые догмы, выраженные в гомогенной и искусственно контролируемой среде» [26, с. 94].

Обозначившуюся тенденцию следует оценить как сдвиг с гуманистического взгляда на личность и ее социальное предназначение на прагматический. Наблюдается отношение к личности как ресурсу, а не как к самостоятельной ценности, что принципиально меняет весь воспитательный контекст университета.

Выводы

1. Наиболее выраженным стратегическим приоритетом в сфере реализации обучающей функции является стремление классических университетов развиваться в качестве образовательного центра региона. При этом следует более активно согласовывать национальную образовательную политики с мировыми ориентирами в области обучения и образования. Слабым местом классических

университетов является сервисная функция, которую университет вынужден развивать в целях сохранения возможности оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

2. Реализуя исследовательскую функцию, классический университет развивается в сторону прагматизации науки, ориентируется на ин-новационность результатов научного исследования. Широкое поле возможностей остается для работы классического университета в области развития международных исследовательских трендов. Перед классическими университетами стоит важная задача - вписаться в мировое исследовательское поле, сохраняя и развивая при этом национальную науку. Практически не обозначена в качестве стратегического приоритета экспертная деятельность университета. Необходимо использовать уникальную возможность классического университета быть экспертом в области экономики, политики, социальной жизни общества. Данная функция является прерогативой классического университета и достаточно четко выявляет его преимущество по отношению к другим образовательным учреждениям.

3. Развитие и реализация профессиональной функции устойчиво связано с социально-экономическим развитием региона. Университеты заняли прочное место в регионе. Поле дальнейшего развития - это понимание насущных проблем и готовность включаться в их решение. Собственная предпринимательская деятельность для классических университетов не является самоцелью. Как показывает исследование экономика и предпринимательство институционально не согласуется с сущностью университета. Дальнейшее развитие

данной сферы может и должно быть связано с созданием условий для продвинутых в сфере предпринимательства интеллектуально одаренных и мобильных сотрудников.

4. Социально-культурная функция связана в первую очередь с сохранением культурных и духовных традиций. Новой актуальной областью стратегического развития университеты является сфера культурного сотрудничества. Но при этом межкультурное сотрудничество зачастую ограничивается культурным диалогом, в то время как должно выходить в сферу активного культурного обмена.

5. Воспитательная функция реализуется традиционно опосредованно, через реализацию других основных функций университета. Устойчиво обозначилась стратегия, ориентированная на личностный и интеллектуальный рост, лидерство и конкурентоспособность. Следует помнить, что университет долгое время был нравственной колыбелью нации. Тема нравственности должна вернуться в университет, найти новое современное звучание.

Список литературы

1. Ясперс К. Идея университета. URL: http://www. belintellectuals.com (дата обращения: 29.04.2016).

2. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

3. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопр. образования. 2009. № 4. С. 67-81.

4. Стронгин Р. Грудзинский А. Проектно-ориентированное управление инновационным университетом // Высш. образование в России. 2008. № 4. С. 26-31.

5. Как будет меняться управление университетами. Интервью главного редактора Алексея Клюева с экспертом Алексом Ашером // Университет. управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 4-8.

6. НалетоваМ. В. Университет Гумбольдта в динамике развития университетского образования // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2010. Вып. 9 (89). С. 7-12.

7. Миссия Воронежского государственного университета. URL: http://www.tqm.vsu.ru/polit (дата обращения: 29.04.2016).

8. Программа стратегического развития ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» 20122016 гг. URL: http://ivanovo.ac.ru/index.php?option=com_k2 &view=item&layout=item&id=926&Itemid=136# (дата обращения: 29.04.2016).

9. Миссия Орловского государственного университета. URL: http://iace-edu.com/orlovskij-gosudarstvennyj-universitet (дата обращения: 29.04.2016).

10. Программа развития Санкт-Петербургского государственного университета (проект). URL: http://csr.spbu.

ru/wpcontent/uploads/2010/10/programma_razvitiya.pdf (дата обращения: 25.02.2016).

11. Петрова Г. И., Ершова И. А., Зоткин А. О. Исследовательский университет versus университет классический? // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2014. № 386. С. 59-63.

12. Как будет меняться управление университетами: интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминовым, с ректором Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина В. А. Кокшаровым // Университет. управление: практика и анализ. 2016. № 2. С. 5-8.

13. Миссия и Политика Белгородского государственного национального исследовательского университета в области качества. URL: http://www.bsu.edu.ru/bsu/ resource/officialdocs/sections.php? ID=160 (дата обращения: 29.04.2016).

14. Об университетской доктрине «Новые университеты для новой России» : Постановление Х Съезда Российского Союза ректоров от 30 октября 2014 г. № 1. URL: http://www.rsr-onlme.ru/doc/!2014/10/30/201410_p1.pdf (дата обращения: 29.02.2016).

15. ВеберМ. Избранные произведения / пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

16. Прохоров А. В. Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2011. Вып. 11 (103). С. 271-274.

17. Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. URL: http://www. novsu.ru/doc/official/i.1032369/?id=2912 (дата обращения: 29.04.2016).

18. Паньковская Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Изв. Томск. политех. ун-та. 2008. Т. 312. № 5. С. 185-189.

19. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Изд. дом гос. ун-та - Высш. школы экономики, 2010. 304 с.

20. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопр. образования. 2013. № 3. С. 266-286.

21. Миссия Волгоградского государственного университета http://www.volsu.ru/activities/training/ (дата обращения: 29.04.2016).

22. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» на 2010-2019. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/ documents/2013/2010-06-28_prikaz_718_sgu_1.pdf (дата обращения: 29.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Клюев Ю. Б., СандлерД. Г. Анализ стратегических целей вуза // Университет. управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 6-17.

24. Миссия Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова). URL: http://narfu. ru/upload/other/final.pdf (дата обращения: 29.04.2016).

25. Дерек Б. Университеты и будущее Америки / пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 128 с.

DOI 10.15826/umj.2016.105.039

I. N. Emelyanova*

Tyumen State University, Tyumen, Russia

strategic priorities of a classical university: mission content analysis

Key words: mission, strategy, function, content analysis, "university idea".

The article falls under research category. Methodologically it is based on theoretical image of classical university social functions formulated by "university idea". The main research method was mission content analysis. Research covered missions of 47 universities members of classical universities association. Content analysis performed two interrelated functions. The first task is to define the share of classical university main functions: teaching, research, professional, social, cultural and didactic. The second task is identifying strategic priorities on the stage of implementing abovementioned functions. The results of research demonstrated leading positions of teaching and research functions, significant role of professional function and considerable lag of didactic function. The most pronounced strategic priority in implementing teaching function is university functioning as an educational center of the region. By implementing research function university classical university is developing towards science pragmatization, innovative results of academic research. Social and cultural function is aimed at preserving cultural and spiritual traditions. Didactic function is implemented via other university functions. There is a stable tendency oriented towards personal and intellectual growth, leadership and competitiveness of students. The weak point of classical university strategic policy is service function implementation allowing university to remain competitive at educational services market. University expert activities which allow university to expand its influence over development of economic, political and social life of the country are almost unseen. Entrepreneurial function should also be developed. Entrepreneurial function development strategy is related to creating environment for intellectually gifted and mobile lecturers. In terms of cross-cultural cooperation attention should be paid to strategy of cultural exchange, as it is frequently limited to cultural dialogue. Moral development of students is not sufficiently emphasized in didactic sphere. The topic of morals should come back to the university and find its modern interpretation.

This research results can be applied in reviewing university functions according to the challenges of time.

References

1. Yaspers K. Ideya universiteta [Ideas of university]. URL: http://www.belintellectuals.com (accessed 29.04.2016).

2. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineni-ya [Selected pedagogical works]. M.: Pedagogika, 1985, 496 p.

3. Strogeckaya E. V. Ideya i missiya sovremennogo universiteta [Meaning and mission of a modern university]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues], 2009, no. 4, pp. 67-81.

4. Strongin R. Grudzinskij A. Proektno-orientirovannoe upravlenie innovacionnym universitetom [Project-oriented management of innovative university]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2008, no. 4, pp. 26-31.

5. Kak budet menyat'sya upravlenie universitetami. Interv'yu glavnogo redaktora Alekseya Klyueva s ekspertom Aleksom Asherom [The way the management of universities will change. Editor in chief A. Klyuev's interview with the expert A. Asher]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2015, no. 6, pp. 4-8.

6. Naletova M. V. Universitet Gumbol'dta v dinamike raz-vitiya universitetskogo obrazovaniya [Humboldt University in the dynamics of university education's development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2010, vol. 9 (89), pp. 7-12.

7. Missiya Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. [Mission of Voronezh State University]. URL: http://www. tqm.vsu.ru/polit (accessed 29.04.2016).

8. Programma strategicheskogo razvitiya FGBOU VPO «Ivanovskii gosudarstvennyi universitet» 2012-2016 gg. [Strategic Development Program of HPE's FSBEI Ivanov State University 2012-2016]. URL: http://ivanovo.ac.ru/index. php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=926&Ite mid=136# (accessed 29.04.2016).

9. Missiya Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Mission of Orlov State University]. URL: http://iace-edu.com/orlovskij-gosudarstvennyj-universitet (accessed 29.04.2016).

10. Programma razvitiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta (proekt) [Development Program of S-Petersburg State University (project)]. URL: http://csr. spbu.ru/wpcontent/uploads/2010/10/programma_razvitiya.pdf (accessed 25.02.2016).

11. Petrova G. I., Ershova I. A., Zotkin A. O. Issledovatel'skii universitet versus universitet klassi-cheskii? [Research university versus university classical?] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2014, no. 386, pp. 59-63.

*Irina N. Emelyanova - doctor of sciences in pedagogics, associate professor, Professor, Chair of general and social pedagogics, Tyumen State University, 625007, Tyumen, May 9th passage, 5, 8 (3452) 36-96-42; matra2005@yandex.ru

12. Kak budet menyat'sya upravlenie universiteta-mi. Interv'yu glavnogo redaktora A. K. Klyueva s rek-torom natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola ekonomiki» Ya. I. Kuzminovym s rek-torom Ural'skogo federal'nogo universiteta im. Pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina V. A. Koksharovym [The way the management of universities will change. Editor in chief A. Klyuev's interview with the national research university "High School of Economics"'s rector Ya. Kuzminov with B. Elcin Ural Federal University's rector V. Koshkarov]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2016, no. 2. pp. 5-8.

13. Missiya i Politika Belgorodskogo gosudarstvennogo natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta v oblasti kachestva [Mission and Policy of Belgorod State National Research University in the field of quality] URL: http://www. bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php? ID=160 (accessed 29.04.2016).

14. Ob Universitetskoi doktrine «Novye universitety dlya novoi Rossii» : Postanovlenie Kh S"ezd Rossiiskogo Soyuza rektorov ot 30 oktyabrya 2014 g. № 1. [About university doctrine "New universities for Russia". Resolution of the X Congress of the Russian Union of Rectors from the 30th of October 2014, № 1]. URL: http://www.rsr-online.ru/ doc/!2014/10/30/201410_p1.pdf (accessed 29.02.2016).

15. Veber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works], per. s nem. M.: Progress, 1990, 808 p.

16. Prohorov A. V. Missiya kak osnovnoj ehlement korpo-rativnoj kul'tury universiteta [Mission as basic element of a corporate culture of university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2011, vol. 11 (103), pp. 271-274.

17. Missiya Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Mission of N. I. Lobachevski Nizhni Nivgorog State University]. URL: http://www.novsu.ru/ doc/official/i. 1032369/?id=2912 (data obrashcheniya 29.04.2016).

18. Pan'kovskaya N. M. Missiya universiteta v sovremen-nyh koncepciyah vysshego universitetskogo obrazovani-ya [Mission of university in modern concepts of high university education]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 2008, vol. 312, no. 5, pp. 185-189.

19. Ridings B. Universitet v ruinakh, per. s angl. A. M. Korbuta [University in ruins] / per. s angl. A. M. Korbuta. M.: Izd. dom gos. Universiteta- Vysshej shkoly ehkonomiki, 2010, 304 p.

20. Auzan A.A. Missiya universiteta: vzglyad ehkono-mista [Mission of university: view of economist]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues], 2013, no. 3. pp. 266-286.

21. Missiya Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Mission of Volgograd State University]. URL: http://www. volsu.ru/activities/training/ (accessed 29.04.2016).

22. P rogramma razvitiya gosudarstvennogo obrazovatel>nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Saratovskij gosudarstvennyj universitet im. N. G. Chernyshevskogo» na 2010-2019. [Development Program of HE's SEI N. G. Chernishevski Saratov State University 2010-2019]. URL: http://www.sgu.ru/sites/de-fault/files/documents/2013/2010-06-28_prikaz_718_sgu_1. pdf (29.02.2016).

23. Klyuev Yu.B., Sandler D. G. Analiz strate-gicheskikh tselei vuza [Analysis of the strategic aims of university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2014, no. 1, pp. 6-17.

24. Missiya Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta imeni M. V. Lomonosova [Mission of M. V. Lomonosov Federal University of the Arctic] http:// narfu.ru/upload/other/final.pdf (accessed 29.04.2016).

25. Derek B. Universitety i budushchee Ameriki [Universities and future of America], per. s angl. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1993, 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.