Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта'

Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршикова Наталья Владимировна, Изаак Светлана Ивановна, Малиц Владимир Николаевич

В статье показано, что развитие массового спорта в Российской Федерации в настоящее время направлено на создание инфраструктурных условий для вовлечения различных возрастных групп в физкультурно-спортивную деятельность; совершенствование финансового, организационно-управленческого, кадрового, медико-биологического, информационно-пропагандистского обеспечения; разработку механизмов эффективного взаимодействия между субъектами спортивной сферы; формирование благоприятной среды для международного сотрудничества. Конечная цель сохранение и укрепление здоровья человека, развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic priorities of state policy in the field of mass sports

The article shows that the development of mass sports in the Russian Federation is currently aimed at creating infrastructural conditions for involving various age groups in physical culture and sports activities; improvement of financial, organizational and managerial, personnel, medical and biological, information and propaganda support; development of mechanisms for effective interaction between subjects of the sports sphere; creating an enabling environment for international cooperation. The ultimate goal is to preserve and strengthen human health, develop human potential, and improve the quality of life.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта»

УДК 796

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В

ОБЛАСТИ МАССОВОГО СПОРТА

Наталья Владимировна Паршикова, доктор педагогических наук, профессор, Статс-секретарь - зам. министра Минспорта России, Минспорт России, г. Москва, Светлана Ивановна Изаак, доктор педагогических наук, профессор, Институт мировых цивилизации, Москва, Владимир Николаевич Малиц, кандидат исторических наук, Директор Департамента развития физической культуры и массового спорта, Минспорт России, г. Москва

Аннотация

В статье показано, что развитие массового спорта в Российской Федерации в настоящее время направлено на создание инфраструктурных условий для вовлечения различных возрастных групп в физкультурно-спортивную деятельность; совершенствование финансового, организационно-управленческого, кадрового, медико-биологического, информационно-пропагандистского обеспечения; разработку механизмов эффективного взаимодействия между субъектами спортивной сферы; формирование благоприятной среды для международного сотрудничества. Конечная цель -сохранение и укрепление здоровья человека, развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни.

Ключевые слова: государственная политика, массовый спорт, здоровье, человеческий потенциал, спортивные сооружения, некоммерческие организации.

STRATEGIC PRIORITIES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF MASS SPORTS

Natalya Vladimirovna Parshikova, the doctor of pedagogical sciences, professor, the Secretary of state - the deputy minister of the Ministry of Sport of the Russian Federation, Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow, Svetlana Ivanovna Izaak, doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of world civilizations, Moscow, Vladimir Nikolaevich Malits, candidate of historical sciences, Director of the department of development ofphysical culture and mass sport, Ministry of Sport of the Russian Federation,

Moscow

Annotation

The article shows that the development of mass sports in the Russian Federation is currently aimed at creating infrastructural conditions for involving various age groups in physical culture and sports activities; improvement of financial, organizational and managerial, personnel, medical and biological, information and propaganda support; development of mechanisms for effective interaction between subjects of the sports sphere; creating an enabling environment for international cooperation. The ultimate goal is to preserve and strengthen human health, develop human potential, and improve the quality of life.

Keywords: state policy, mass sport, health, human potential, sports facilities, non-profit organizations.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный путь развития экономики, определенный в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает инвестиции в развитие человеческого потенциала, основными составляющими элементами которого служат здоровье, образование, качество жизни [1]. Развитие человека достигается посредством расширения спектра выбора. Наиболее важный элемент выбора - жить долгой и здоровой жизнью.

Претворение в жизнь процесса расширения спектра выбора человека осуществляется через разработку и реализацию государственной политики, представляющую собой

комплекс целей, задач, принципов, стратегических приоритетов, программ и мероприятий. Государственная политика призвана ориентировать органы государственной власти, предпринимательские структуры, институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и тактических задач, поддерживать поступательное развитие социально-экономической системы и всех ее составных элементов, а также развивать взаимосвязи как внутри системы, так и вне ее.

Государственная политика, как план действий органов государственной власти, направлена на решение важных проблем в различных сферах общественной жизни. Она включает следующие взаимосвязанные элементы: 1) анализ проблемной ситуации и определение целей и стратегических приоритетов; 2) разработку программ с использованием метода программно-целевого планирования; 3) оценку альтернативных программ; 4) выбор и принятие государственных решений; 5) мониторинг хода реализации и оценку результативности программ. Одним из приоритетов государственной политики в последние годы является развитие массового спорта, в том числе создание инфраструктурных условий для массовых занятий спортом различных контингентов населения в пределах шаговой доступности от мест работы, проживания, учебы.

Цель исследования - изучить основные положения и некоторые стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целевая направленность государственной политики в области массового спорта -оздоровление нации; формирование здорового образа жизни и приобщение к физкуль-турно-спортивной деятельности различных слоев населения; гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения и профилактика негативных явлений [3, 6]. В соответствии с Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» «массовый спорт - это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [11]. Реализовать государственную политику, а также обеспечить устойчивое развитие элементов системы массового спорта, позволяют имеющиеся ресурсы (нормативно-правовой, организационно-управленческий, материально-технический, медико-биологический, информационный и др.) [5, 6].

Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а также в федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [10]. В аспекте развития массового спорта ФЦП направлена на создание необходимых инфраструктурных условий для достижения целевых показателей Стратегии, обеспечивающих приобщение граждан к физкультурно-оздоровительным занятиям на постоянной основе посредством развития спортивной инфраструктуры, строительства объектов шаговой доступности. Один из индикаторов программы - эффективность использования объектов спорта, - планируется увеличить с 60% в 2015 году до 80% в 2020 году [8].

Благодаря принимаемым мерам по поддержке физической культуры и спорта отмечается неуклонный рост ряда основных показателей, характеризующих потенциал отрасли. Неоспоримым является тот факт, что в последние годы в целом по стране наблюдается положительная динамика таких основных показателей как количество занимающихся в спортивных секциях и группах, количество спортивных сооружений (рис). Так, численность занимающихся в спортивных секциях и группах, характеризующих развитие массовых видах спорта, изменилась с 12338,7 тыс. человек (2003 г.) до 24255,6 тыс. человек (2015 г.) [9]. По данным официальной статистики положительная динамика численности занимающихся в период с 2010 г. по 2015 г. наблюдается практически во всех

спортивных секциях и группах: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, настольный теннис, шахматы, хоккей (рис.). Наиболее востребованными видами спорта в рассматриваемый период являются футбол, волейбол.

Общее количество спортивных сооружений изменилось с 216 тысяч единиц (2003 г.) до 281,8 тысяч единиц (2015 г.). При этом по статистическим данным за 2015 г. 78% (219938 единиц) спортивных сооружений находятся в муниципальной собственности, 11% (30827 единиц) - в собственности субъектов РФ, 4% (11826 единиц) является федеральной собственностью. Одна из приоритетных задач - это выстроить всю работу со спортивными сооружениями таким образом, чтобы эффективно решать задачи именно массового спорта наряду с задачами спорта высших достижений.

Деятельность, направленная на реализацию стратегических приоритетов в области массового спорта (завершение внедрения комплекса «Готов к труду и обороне», развитие студенческого и школьного спорта, совершенствование системы подготовки спортивного резерва и др.), предполагает решение вопросов внебюджетного финансирования. Государственная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы ее эффективная реализация на федеральном, региональном, муниципальном уровнях управления была не только связана с увеличением затрат на развитие массового спорта со стороны государственных структур, но и с активным привлечением частных инвестиций. В этой связи возрастает потребность развития отношений между государством и частным бизнесом.

Рисунок - Численность занимающихся по видам спорта (2010-2015 гг.); динамика числа спортивных сооружений (2003-2015 гг.); процентное соотношение спортивных сооружений по формам собственности (2015 г.)

Немаловажное значение имеет процесс, направленный на дальнейшее выстраивание отношений между государством и общественным сектором. Развитие массового спорта в настоящее время предусматривает привлечение к работе социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), которые являются важным инструментом реализации социальных услуг. В связи с этим назрела необходимость со-

здания в области физической культуры и спорта реестра СО НКО.

Необходимо также сосредоточить внимание на таком направлении как развитие стратегических партнерских связей в целях содействия процессу совершенствования государственной политики в области массового спорта; международного сотрудничества на принципах миротворчества и мирного соперничества [2, 7]. В этой связи актуальным является подготовка и проведение в России Международной конференции министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт (МИНЕПС) (г. Казань, 2017). МИНЕПС является мероприятием ЮНЕСКО, объединяющим правительства, межправительственные организации, спортивные движения, образовательные и научные сообщества с целью проработки стратегических вопросов международной спортивной политики и выработки согласованной стратегии в сфере физического воспитания и спорта на основе оценки и анализа международных тенденций.

В соответствии с постулатами Всеобщей декларации прав человека «каждый человек должен обладать всеми провозглашенными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия по расовому признаку, социально-экономическому признаку, по уровню здоровья» [4]. В основу государственной политики в области массового спорта заложены следующие положения: его доступность для каждого человека (в связи с законным правом повышать уровень своего физического, психического, социального здоровья посредством вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность); наличие развитой спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря; осуществление квалифицированными специалистами администрирования, обучения, педагогического воздействия в процессе проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий; актуальность научных исследований и разработок, как необходимого элемента его развития; обеспечение качества услуг в безопасной и экологически чистой среде; достижение целей, направленных на развитие человеческого потенциала; международное сотрудничество и социальное партнерство и др.

ВЫВОДЫ

Таким образом, развитие массового спорта в Российской Федерации в настоящее время направлено, в частности, на создание инфраструктурных условий для вовлечения различных возрастных групп в физкультурно-спортивную деятельность; совершенствование финансового, организационно-управленческого, кадрового, медико-биологического, информационно-пропагандистского обеспечения; разработку механизмов эффективного взаимодействия между субъектами спортивной сферы; формирование благоприятной среды для международного сотрудничества. Конечная цель - сохранение и укрепление здоровья человека, развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изаак, С.И. Социально-экономические, демографические аспекты развития человеческого потенциала Российской Федерации и Турецкой Республики / С. И. Изаак // Человеческий капитал. - 2016. - № 2 (86). - С. 74-77.

2. Изаак, С.И. Международные коммуникации в научно-образовательной среде / С.И. Изаак // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 35-40.

3. Изаак, С.И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии / С.И. Изаак, С.Л. Володкович // Человеческий капитал. - 2016. - № 5 (89). -С. 8-10.

4. Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf (дата обращения: 1.06.2017).

5. Паршикова, Н.В. Нормативно-правовое обеспечение организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани / Н.В. Паршикова // Теория и практика

физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 3-4.

6. Паршикова, Н.В. Физкультурио-спортивная деятельность в реализации антинаркотической политики / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак // Вестник спортивной науки. - 2017. -№ 2. - C. 60-63.

7. Паршикова, Н.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, Г.В. Коваленко // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 94-96.

8. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf (дата обращения: 1.06.2017).

9. Российский статистический ежегодник -2016 : Стат. сб. - М. : Росстат, 2016. - 725 с.

10. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения: 1.06.2017).

11. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o (дата обращения: 1.06.2017).

REFERENCES

1. Izaak, S.I. (2016), "Social and economic, demographic aspects of human development

of the Russian Federation and Republic of Turkey", Human capital, No. 2 (86), pp. 7477.

2. Izaak, S.I. (2017), "The international communications in the scientific and educational environment", Research and development. Modern kommunikativistika, Vol. 6, No. 2, pp. 35-40 (DOI: 10.12737/24874).

3. Izaak, S.I. and Volodkovich, S.L. (2016), "Current problems of maintaining health of student's youth in Russia and Belarus", Human capital, No. 5 (89), pp. 8-10.

4. International charter of physical training, physical activity and sport, available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf.

5. Parshikova, N.V. (2014), "Standard legal support of the organization and holding the XXVII World summer Universidad of 2013 in Kazan", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 3-4.

6. Parshikova, N.V. and Izaak, S.I. (2017), "Sports activity in realization of counter-narcotics policy", Messenger of sports science, No. 2, pp. 60-63.

7. Parshikova, N.V., Izaak, S.I. and Kovalenko, G.V. (2017), "Sport in the international system of coordinates: new calls and opportunities", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 94-96.

8. The federal target program "Development of physical culture and sport in the Russian Federation for 2016-2020, available at:: http://government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf.

9. Russian statistical year-book (2016), Stat. collection, Rosstat, Moscow.

10. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_90500/.

11. The federal law from 12/4/2007 No. 329-FZ (an edition from 11/22/2016) "About physical culture and sport in the Russian Federation", available at: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.