Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / САДОВОДСТВО / МИР / РЫНОК ЯБЛОК / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузичева Наталия Юрьевна

В статье представлен анализ рынка яблок в основных странах-производителях этого вида продукции садоводства, показавший практическую неэластичность их спроса и предложения по цене. Такая особенность характерна всем странам, вошедших в круг исследования. Проведено сравнение производственных баз в Канаде и Российской Федерации, выявлено, что в России площадь яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте, в 12,9 раз больше, а урожайность плодов в 2,8 раза ниже, чем в Канаде. Обозначены основные направления стимулирования развития садоводства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC GUIDELINES FOR GARDENING DEVELOPMENT

The article presents an analysis of the apple market in the main producing countries of this type of horticultural product, which showed the practical inelasticity of their demand and supply in terms of price. This feature is typical for all countries included in the scope of the study. A comparison of production bases in Canada and the Russian Federation was made, it was revealed that in Russia the area of apple orchards that are in fruiting age is 12.9 times larger, and the fruit yield is 2.8 times lower than in Canada. The main directions of stimulating the development of horticulture in Russia are outlined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА»

УДК 338.1:654.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА

Наталия Юрьевна Кузичева

Кандидат экономических наук, доцент kuzicheva.natalia@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ рынка яблок в основных странах-производителях этого вида продукции садоводства, показавший практическую неэластичность их спроса и предложения по цене. Такая особенность характерна всем странам, вошедших в круг исследования. Проведено сравнение производственных баз в Канаде и Российской Федерации, выявлено, что в России площадь яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте, в 12,9 раз больше, а урожайность плодов в 2,8 раза ниже, чем в Канаде. Обозначены основные направления стимулирования развития садоводства в России.

Ключевые слова: стратегия развития, садоводство, мир, рынок яблок, перспективы.

Одной из широко развитых отраслей сельского хозяйства в мире является садоводство. Оно ориентировано на удовлетворение потребностей жителей планеты в высоковитаминизированном продовольствии с высокими вкусовыми качествами. Особо важное значение такие продукты имеют при производстве детского и диетического питания.

Одним из наиболее распространенных видов фруктов в мире являются яблоки.

В 2016-2020 годах в среднем в мире ежегодно производилось 77,5 тыс. т яблок, среднегодовое потребление этого вида фруктов составляло 10,1 кг/человека.

Наиболее крупными производителями яблок в мире являются Китай, Европейский Союз, США, Индия, Иран, Российская Федерация, Украина и Чили. Они произвели в среднем в 2016-2021годах более 90% общемирового производства этих плодов.

В мире сформировались 4 группы стран, реализующих специфические стратегии развития плодоводства (подотрасль садоводства):

1) не осуществляющие производство яблок в силу отсутствия благоприятных природно-климатических условий, но удовлетворяющие потребность населения за счет импорта (Алжир, Бангладеш, Египет, Ирак, Израиль, Ливия, Малайзия, Пакистан, Филиппины);

2) обеспечивающие полное самообеспечение яблоками, осуществляющие импорт-экспорт в размере не более 5% объема внутреннего потребления (Бразилия, Япония, Украина);

3) имеющие ограниченное самообеспечение (доля импорта 25% и более в структуре внутреннего потребления) (Белорусь, Казахстан, Канада, Норвегия, Российская Федерация);

4) ориентированные на экспорт (Новая Зеландия, Польша, Чили, ЮАР).

Формирование таких стратегических групп стран мира в садоводстве

стало результатом стратегического управления развитием отрасли в них.

В таблице 1 представлены основные параметры развития рынка яблок и обеспечения продовольственной безопасности яблоками в Российской Федерации, США, Китае, Канаде и странах Европейского союза. Наибольшее среднедушевое потребление яблок в 2016-2020 годы наблюдалось в Китае (28,1 кг/человека в год), наименьшее - в США (12,4 кг/человека в год). Наиболее емким среди исследованных стран обладает общий рынок яблок США, обеспечивающий фактический спрос в размере 39,3 т в расчете на 1 га яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте. В России мощность общего рынка яблок оценивалась в 2016-2020 годах в размере 12,7 т, то есть более чем в 3 раза меньше, чем в стране-лидере. Во многом это объясняется низкой покупательной способностью россиян.

Следует отметить, что в Российской Федерации за счет собственного производства и импорта удовлетворяется 30% объема потенциального спроса на яблоки, что косвенно подтверждает низкую экономическую доступность яблок для широких масс населения. В свою очередь, это становится одним из факторов неэластичности спроса по цене, которая наблюдается как в России, так и других странах мира.

Таблица 1.

Характеристика рынка яблок в Российской Федерации, США, Китае, Канаде и странах

Европейского союза в среднем в 2016-2021 годах

Показатели Россия США ЕС Китай Канада

Характеристика спроса

Потребление яблок в расчете на 1

жителя, кг 14,9 12,4 22,0 28,1 15,0

Емкость внутреннего рынка яблок

(потенциальная), тыс. т 7340,275 23917,94 36940,32 69873,01 2719,341

Емкость внутреннего рынка яблок

(фактическая) , тыс. т 2190,8 4065,8 11137,6 39211 560,4

Мощность внутреннего рынка (в

расчете на 1 га площадей садов,

находящихся в плодоносящем

возрасте), т 12,7 33,8 н.д. 20,0 36,8

Емкость общего рынка яблок

страны, тыс. т 2190,8 4715,6 11327,5 39375,6 560,4

Мощность общего рынка (в расчете

на 1 га площадей садов,

находящихся в плодоносящем

возрасте), т 12,7 39,3 н.д. 20,0 36,8

Соотношение фактического спроса к

потенциальному, % 0,3 0,2 0,3 0,6 0,2

Коэффициент эластичности спроса

яблок по цене 0,925 0,980 0,999 н.д. 0,958

Характеристика предложения

Валовой сбор, тыс. т 155 9,8 4783,2 12057,2 40254,8 387,8

в т.ч. в расчете на 1 жителя, кг 10,6 14,6 23,8 28,8 10,4

Среднегодовая цена реализации

яблок сельскохозяйственными

производителями, долл. США./т 594,9 803,4 697,0 н.д. 468,8

Эластичность предложения яблок по

цене 0,939 0,968 0,997 н.д. 0,969

Неэластичным в исследованных странах является предложение яблок по

цене, то есть сельскохозяйственные производители не стремятся нарастить производство плодов при увеличении цен их реализации.

Сопоставление среднегодовых цен реализации 1 т яблок по исследованным странам показало, что наиболее качественная плодовая продукция производится в США, садоводческие хозяйства в которых имеют возможность продать ее по цене на 15,6% выше, чем в ЕС, на 35,0% - , чем в Российской Федерации и на 71,6% - , чем в Канаде.

Умеренно-континентальный климат, характерный России и Канаде позволяет проводить более адекватный анализ развития плодоводства между этими странами. Так, Канада обладает более мощным рынком яблок, на который поставляется до 50,0% товарной массы яблок по импорту из США, Мексики и других стран Латинской Америки, при этом в национальных масштабах обеспечивается производство в расчете на 1 жителя всего 10,4 кг яблок. В России при сопоставимых параметрах формирования предложения этой продукции садоводства, в том числе за счет импорта, в расчете на 1 га садов емкость рынка яблок в 2016-2021 годах была меньше в 2,9 раза. При практически одинаковом потреблении и производстве яблок в расчете на 1 жителя, такая разница в мощности рынка (спроса) свидетельствует лишь о низкой интенсивности отрасли при формировании садов. В России площадь яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте, в 12,9 раз больше, а урожайность плодов в 2,8 раза ниже, чем в Канаде.

Однако ограниченность темпов развития российского садоводства является следствием ряда проблем, существующих в отрасли. В их числе следует назвать:

- дефицитное состояние ресурсной базы воспроизводства садов;

- недоиспользование потенциала организационно-экономических форм разделения труда в садоводстве (концентрация и специализация производства);

- возрастающая острота межвидовой конкурентной борьбы на потребительском сегменте рынка фруктов, в основе которой лежит ценовой фактор (между яблоками и бананами).

Как итог вышесказанного:

1) рынок фруктов неэластичен как по спросу, так и предложению;

2) существует объективная потребность людей в высоковитаминизированных продуктах питания, т.е. спрос не может быть нулевым;

3) предложение ограничено производственными возможностями сельскохозяйственных производителей.

В свете итогов развития рынка фруктов в России должны быть предприняты на системной основе меры по:

- повышению эффективности производства фруктов при нормировании его доходности при конъюнктурном росте цен реализации свыше 20%, что позволит сохранить, с одной стороны, экономическую заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а, с другой - экономическую доступность фруктов для широких масс населения;

- увеличению предложения фруктов на потребительском и сырьевом рынках за счет повышения интенсивности производства;

- неэластичность спроса и предложения фруктов определяет необходимость участия государства как регулирующей стороны.

В данных условиях должны быть реализованы следующие направления стимулирования развития садоводства:

1. Выравнивание экономических условий ведения специализированного агробизнеса по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства (со стороны государства).

2. Расширение доступа к инновационным технологиям формирования садов [2, 3].

3. Реализация инвестиционных проектов по развитию «узких мест» в производственной цепочке отрасли [1, 4].

4. Перемещение садоводства в организованный сектор экономики сельского хозяйства через экономическую поддержку садооборота в сельскохозяйственых организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Реализация мер по преобразованию этих направлений в постоянные процессы позволит кардинальным образом перенаправить стратегию развития садоводства от ограниченного к полному самообеспечению страны продуктами отрасли.

Таким образом, в России с учетом мирового опыта может быть создано эффективно развивающееся садоводство.

Список литературы:

1. Соломахин М.А. Перспективы развития садоводства России // Перспективы развития интенсивного садоводства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-садовода, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР В.И. Будаговского, г. Мичуринск, 21-22 декабря 2016 г. Мичуринск: ООО «БИС», 2016. С. 172-177.

2. Соломахин М.А., Оперенова М.А., Макарова Д.А. Технологические аспекты развития садоводства // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред Н.В. Карамновой. Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019. С. 236-240.

3. Шаляпина И.П., Соломахин М.А. Совершенствование системы ведения садоводства // Достижения науки и техники АПК. 2006. №6. С. 14-16.

4. Шпаковская В.С. Современные подходы к развитию садоводства // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, г. Мичуринск, 26 ноября 2021 г. Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2021. С. 291-295.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.