УДК 338.1:654.1
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА
Наталия Юрьевна Кузичева
Кандидат экономических наук, доцент kuzicheva.natalia@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье представлен анализ рынка яблок в основных странах-производителях этого вида продукции садоводства, показавший практическую неэластичность их спроса и предложения по цене. Такая особенность характерна всем странам, вошедших в круг исследования. Проведено сравнение производственных баз в Канаде и Российской Федерации, выявлено, что в России площадь яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте, в 12,9 раз больше, а урожайность плодов в 2,8 раза ниже, чем в Канаде. Обозначены основные направления стимулирования развития садоводства в России.
Ключевые слова: стратегия развития, садоводство, мир, рынок яблок, перспективы.
Одной из широко развитых отраслей сельского хозяйства в мире является садоводство. Оно ориентировано на удовлетворение потребностей жителей планеты в высоковитаминизированном продовольствии с высокими вкусовыми качествами. Особо важное значение такие продукты имеют при производстве детского и диетического питания.
Одним из наиболее распространенных видов фруктов в мире являются яблоки.
В 2016-2020 годах в среднем в мире ежегодно производилось 77,5 тыс. т яблок, среднегодовое потребление этого вида фруктов составляло 10,1 кг/человека.
Наиболее крупными производителями яблок в мире являются Китай, Европейский Союз, США, Индия, Иран, Российская Федерация, Украина и Чили. Они произвели в среднем в 2016-2021годах более 90% общемирового производства этих плодов.
В мире сформировались 4 группы стран, реализующих специфические стратегии развития плодоводства (подотрасль садоводства):
1) не осуществляющие производство яблок в силу отсутствия благоприятных природно-климатических условий, но удовлетворяющие потребность населения за счет импорта (Алжир, Бангладеш, Египет, Ирак, Израиль, Ливия, Малайзия, Пакистан, Филиппины);
2) обеспечивающие полное самообеспечение яблоками, осуществляющие импорт-экспорт в размере не более 5% объема внутреннего потребления (Бразилия, Япония, Украина);
3) имеющие ограниченное самообеспечение (доля импорта 25% и более в структуре внутреннего потребления) (Белорусь, Казахстан, Канада, Норвегия, Российская Федерация);
4) ориентированные на экспорт (Новая Зеландия, Польша, Чили, ЮАР).
Формирование таких стратегических групп стран мира в садоводстве
стало результатом стратегического управления развитием отрасли в них.
В таблице 1 представлены основные параметры развития рынка яблок и обеспечения продовольственной безопасности яблоками в Российской Федерации, США, Китае, Канаде и странах Европейского союза. Наибольшее среднедушевое потребление яблок в 2016-2020 годы наблюдалось в Китае (28,1 кг/человека в год), наименьшее - в США (12,4 кг/человека в год). Наиболее емким среди исследованных стран обладает общий рынок яблок США, обеспечивающий фактический спрос в размере 39,3 т в расчете на 1 га яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте. В России мощность общего рынка яблок оценивалась в 2016-2020 годах в размере 12,7 т, то есть более чем в 3 раза меньше, чем в стране-лидере. Во многом это объясняется низкой покупательной способностью россиян.
Следует отметить, что в Российской Федерации за счет собственного производства и импорта удовлетворяется 30% объема потенциального спроса на яблоки, что косвенно подтверждает низкую экономическую доступность яблок для широких масс населения. В свою очередь, это становится одним из факторов неэластичности спроса по цене, которая наблюдается как в России, так и других странах мира.
Таблица 1.
Характеристика рынка яблок в Российской Федерации, США, Китае, Канаде и странах
Европейского союза в среднем в 2016-2021 годах
Показатели Россия США ЕС Китай Канада
Характеристика спроса
Потребление яблок в расчете на 1
жителя, кг 14,9 12,4 22,0 28,1 15,0
Емкость внутреннего рынка яблок
(потенциальная), тыс. т 7340,275 23917,94 36940,32 69873,01 2719,341
Емкость внутреннего рынка яблок
(фактическая) , тыс. т 2190,8 4065,8 11137,6 39211 560,4
Мощность внутреннего рынка (в
расчете на 1 га площадей садов,
находящихся в плодоносящем
возрасте), т 12,7 33,8 н.д. 20,0 36,8
Емкость общего рынка яблок
страны, тыс. т 2190,8 4715,6 11327,5 39375,6 560,4
Мощность общего рынка (в расчете
на 1 га площадей садов,
находящихся в плодоносящем
возрасте), т 12,7 39,3 н.д. 20,0 36,8
Соотношение фактического спроса к
потенциальному, % 0,3 0,2 0,3 0,6 0,2
Коэффициент эластичности спроса
яблок по цене 0,925 0,980 0,999 н.д. 0,958
Характеристика предложения
Валовой сбор, тыс. т 155 9,8 4783,2 12057,2 40254,8 387,8
в т.ч. в расчете на 1 жителя, кг 10,6 14,6 23,8 28,8 10,4
Среднегодовая цена реализации
яблок сельскохозяйственными
производителями, долл. США./т 594,9 803,4 697,0 н.д. 468,8
Эластичность предложения яблок по
цене 0,939 0,968 0,997 н.д. 0,969
Неэластичным в исследованных странах является предложение яблок по
цене, то есть сельскохозяйственные производители не стремятся нарастить производство плодов при увеличении цен их реализации.
Сопоставление среднегодовых цен реализации 1 т яблок по исследованным странам показало, что наиболее качественная плодовая продукция производится в США, садоводческие хозяйства в которых имеют возможность продать ее по цене на 15,6% выше, чем в ЕС, на 35,0% - , чем в Российской Федерации и на 71,6% - , чем в Канаде.
Умеренно-континентальный климат, характерный России и Канаде позволяет проводить более адекватный анализ развития плодоводства между этими странами. Так, Канада обладает более мощным рынком яблок, на который поставляется до 50,0% товарной массы яблок по импорту из США, Мексики и других стран Латинской Америки, при этом в национальных масштабах обеспечивается производство в расчете на 1 жителя всего 10,4 кг яблок. В России при сопоставимых параметрах формирования предложения этой продукции садоводства, в том числе за счет импорта, в расчете на 1 га садов емкость рынка яблок в 2016-2021 годах была меньше в 2,9 раза. При практически одинаковом потреблении и производстве яблок в расчете на 1 жителя, такая разница в мощности рынка (спроса) свидетельствует лишь о низкой интенсивности отрасли при формировании садов. В России площадь яблоневых садов, находящихся в плодоносящем возрасте, в 12,9 раз больше, а урожайность плодов в 2,8 раза ниже, чем в Канаде.
Однако ограниченность темпов развития российского садоводства является следствием ряда проблем, существующих в отрасли. В их числе следует назвать:
- дефицитное состояние ресурсной базы воспроизводства садов;
- недоиспользование потенциала организационно-экономических форм разделения труда в садоводстве (концентрация и специализация производства);
- возрастающая острота межвидовой конкурентной борьбы на потребительском сегменте рынка фруктов, в основе которой лежит ценовой фактор (между яблоками и бананами).
Как итог вышесказанного:
1) рынок фруктов неэластичен как по спросу, так и предложению;
2) существует объективная потребность людей в высоковитаминизированных продуктах питания, т.е. спрос не может быть нулевым;
3) предложение ограничено производственными возможностями сельскохозяйственных производителей.
В свете итогов развития рынка фруктов в России должны быть предприняты на системной основе меры по:
- повышению эффективности производства фруктов при нормировании его доходности при конъюнктурном росте цен реализации свыше 20%, что позволит сохранить, с одной стороны, экономическую заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а, с другой - экономическую доступность фруктов для широких масс населения;
- увеличению предложения фруктов на потребительском и сырьевом рынках за счет повышения интенсивности производства;
- неэластичность спроса и предложения фруктов определяет необходимость участия государства как регулирующей стороны.
В данных условиях должны быть реализованы следующие направления стимулирования развития садоводства:
1. Выравнивание экономических условий ведения специализированного агробизнеса по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства (со стороны государства).
2. Расширение доступа к инновационным технологиям формирования садов [2, 3].
3. Реализация инвестиционных проектов по развитию «узких мест» в производственной цепочке отрасли [1, 4].
4. Перемещение садоводства в организованный сектор экономики сельского хозяйства через экономическую поддержку садооборота в сельскохозяйственых организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Реализация мер по преобразованию этих направлений в постоянные процессы позволит кардинальным образом перенаправить стратегию развития садоводства от ограниченного к полному самообеспечению страны продуктами отрасли.
Таким образом, в России с учетом мирового опыта может быть создано эффективно развивающееся садоводство.
Список литературы:
1. Соломахин М.А. Перспективы развития садоводства России // Перспективы развития интенсивного садоводства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-садовода, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР В.И. Будаговского, г. Мичуринск, 21-22 декабря 2016 г. Мичуринск: ООО «БИС», 2016. С. 172-177.
2. Соломахин М.А., Оперенова М.А., Макарова Д.А. Технологические аспекты развития садоводства // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред Н.В. Карамновой. Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019. С. 236-240.
3. Шаляпина И.П., Соломахин М.А. Совершенствование системы ведения садоводства // Достижения науки и техники АПК. 2006. №6. С. 14-16.
4. Шпаковская В.С. Современные подходы к развитию садоводства // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, г. Мичуринск, 26 ноября 2021 г. Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2021. С. 291-295.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.