Научная статья на тему 'Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона'

Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
958
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Трысячный Владимир Иванович

Рассматриваются теоретические аспекты управления экономической безопасностью на региональном уровне, раскрыта система принципов управления и стратегия совершенствования данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of management by economic safety at regional level are considered, the system of principles of management and strategy of perfection of the given process is opened.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона»

4-

УДК 338.4:621.2

Бабкин А.В., Трысячный В.И.

стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона

Экономическая система страны основывается на совершенствовании управления безопасностью регионов. Если под регионом понимать некоторую совокупность субъектов, например, Северо-Кавказский экономический район или образованный Указом Президента Южный федеральный округ, то в этом случае не будет реализован в полной мере один из основных принципов выделения региона - наличие сформировавшихся и действующих органов управления социально-экономическими процессами.

Относительная юридическая самостоятельность регионов как субъектов Федерации проявляется в том, что, согласно ст. 76 Конституции РФ, они вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, не противоречащих федеральному законодательству. В свою очередь, относительная экономическая самостоятельность реализуется через принцип обеспеченности ресурсами, согласно которому при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий. Таким образом, субъекты Федерации для осуществления своих прав и обязанностей обеспечиваются необходимыми ресурсами, т.е. имеют в наличии материальную основу управления.

Целесообразно рассматривать регион как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, определенной специализацией и управляемостью, т.е. наличием материальной основы управления и политико-административных органов управления. Целостность территории предполагает рациональное использование ее природно-ресурсного потенциала, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных технологических и производственных связей, пропорциональное сочетание различных

отраслей, наличие определенного сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность означает сбалансированность, пропорциональное и согласованное развитие производительных сил.

На основании вышеизложенного в настоящем исследовании под регионом будем понимать субъект Федерации (край) и понятие его экономической безопасности будем рассматривать на уровне субъекта Федерации.

Экономическая безопасность многих субъектов РФ в значительной мере зависит от стабильных условий существования городов, структурообразующая база которых держится на одном - двух предприятиях. В России таких городов более 250, в том числе около 65 закрытых, специализированных на производстве или исследованиях в оборонной сфере. Кроме того, очень многие территории узкоспециализированны на отдельных отраслях и производствах. Финансовое и экономическое состояние районо-, градообразующего предприятия является основой экономического благополучия территории, где оно расположено, и источником угроз экономической безопасности образования более высокого уровня (края, республики).

Экономическая безопасность региона должна рассматриваться как проекция общей проблемы национальной экономической безопасности на региональный уровень в плане обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различного рода внутренних и внешних угроз. Таким образом, экономическая безопасность на территориальном уровне обеспечивается путем выявления и предотвращения действия внешних и внутренних угроз в различных сферах жизни региона; социально-экономической, экологической, информационной, общественной и других.

Особенности России на современном этапе требуют более активной, относительно типичной мировой практики, деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех субъектов и страны в целом [5].

Управление социально-экономическим развитием регионов России должно осуществляться, как правительством Российской Федерации, так и ее субъектами. Иными словами управление социально-экономическим развитием территорий имеет два уровня: федеральный и субфедеральный. Предметом управления на федеральном уровне являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе и межрегиональные), отношения Центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов, влияющих на социально-экономическое развитие. При этом федеральные органы власти могут включаться в решение проблем "малых" районов, являющихся частями субъектов федерации, если они имеют федеральную значимость (ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождений стратегического сырья и др.). Предметом управления на субфедеральном уровне является социально-экономическое развитие, отношения субъекта федерации с муниципальными образованиями. Различия между уровнями управления безопасностью регионов заключаются не только в масштабах решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, участвующих институтах, финансовых источниках, экономических регуляторах и пр.

Разрушение хозяйственных связей, резкое увеличение числа социальных и политических конфликтов, нарастание напряженности в общественной жизни, кризис на макро- и микроуровнях систем власти и управления порождают все новые виды угроз для отдельных регионов и России в целом. Перерастание факторов дестабилизации в угрозы безопасности предопределяет потребность в разработке механизмов управления, предотвращающих кризис. О необходимости управления национальной экономической безопасностью в Российской Федерации заговорили одновременно с введением этого понятия. Однако приходится констатировать, что действенная система управления данным процессом до настоящего времени не создана. Если на национальном уровне в 1996г. принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ, а затем в 1997г. (с изменениями в 2000г.) - концепция национальной безопасности РФ, где важнейшее место уделено социально-экономическому аспекту, то на уровне отдельных регионов подходы к ее управлению практически не разработаны.

Необходимость управления экономической безопасностью на региональном уровне объясняется и доказывается не только федеративным

устройством РФ, но и реально существующей возможностью недопущения перерастания факторов дестабилизации в угрозы безопасности и тем самым сохранения безопасного состояния объекта безопасности.

Подход к управлению как к процессу целенаправленного воздействия на объект управления с целью обеспечения его эффективного, стабильного функционирования и развития определяет координацию экономической безопасности как совокупность непрерывных, взаимосвязанных и последовательных действий, направленных на достижение целевых установок, и образующих определенный алгоритм. В исследованиях ряда авторов выделяются и рассматриваются различные функции данного процесса [1]. На наш взгляд, применительно к процессу управления экономической безопасностью необходимо учитывать следующие основные функции: планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль и анализ.

Совершенствование процесса обеспечения региональной экономической безопасности заключается: во-первых, в структурировании факторов, оказывающих влияние на состояние экономической безопасности, и организации контроля над ними; во-вторых, в идентификации угрозы, если фактор вышел из-под контроля; в-третьих, в разработке мер по ее преодолению и, наконец, в осуществлении этих мер.

На уровне отдельных регионов действует множество социальных, экологических, производственных и других факторов дестабилизации безопасности. Многие из них можно устранить при эффективном управлении социально-экономическими процессами на уровне страны, региона, отдельно взятых субъектов хозяйствования. Некоторые внешние по отношению к экономике региона факторы, нейтрализация которых должна осуществляться на уровне Российской Федерации, активизируют действие внутренних, которые и становятся угрозами экономической безопасности региона. Нейтрализация данных факторов дестабилизации может и должна осуществляться в региональном экономическом пространстве, что обуславливает необходимость формирования действенной системы управления этим процессом на территориальном уровне.

Качественное управление экономической безопасностью зависит от того, насколько учтены и правильно реализованы принципы управления, т.е. основные правила, общепризнанные положения и нормы, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении управленческой деятельности.

4-

Соблюдение этих принципов является необходимым условием формирования и функционирования любой системы, в том числе региональной.

Принимая за основу систему принципов управления, предложенную в исследованиях Райзберга Б.Л., Уткина Э.А., Шамова А.А. и др., мы считаем, что управление экономической безопасностью региона должно строиться на системе следующих принципов [2,3,4]:

- системности, предполагающий рассмотрение организации процесса обеспечения экономической безопасности региона как совокупности взаимосвязанных функциональных элементов и мероприятий, ориентированных на достижение намеченных целей в условиях изменяющейся внешней среды;

- целеполагания, предполагающий определение целей, ведущих к обеспечению экономической безопасности региона и стратегии их реализации на ближайшую и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей и обеспеченности соответствующими ресурсами;

- устойчивости по отношению к внешней среде. При дестабилизирующем воздействии отдельных элементов внешней среды система управления экономической безопасностью должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели без каких-либо коренных изменений;

- социальной ориентации, основанной на том, что конечной целью управления экономической безопасностью региона должно быть повышение благосостояния населения, качества жизни, гармоничное развитие личности;

- воспроизводства системы жизнеобеспечения, подразумевающий, что функционирование и развитие экономики региона должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех ее компонентов;

- научности, т.е. достаточной теоретической обоснованности принимаемых решений и предлагаемых мер, способствующих достижению намеченных целей;

- ранжирования объектов управления по их важности, позволяющий определить ранг проблемы по степени актуальности, масштабности, эффективности. Ресурсы всегда ограничены, поэтому средства должны, в первую очередь, вкладываться в решение наиболее важной проблемы;

- иерархичности управления. Создание системы управления должно происходить с учетом синтеза иерархических систем, для которых характерны отношения частичной регламентации

поведения нижестоящего звена вышестоящим с оставлением у первого значительных степеней свободы для самостоятельного выбора конкретного решения в установленных ресурсных рамках и в объеме имеющихся полномочий;

- демократического централизма, непос -редственно связанный с предыдущим, т.к. его учет позволяет рационально сочетать интересы общества в целом и отдельных регионов, экономический и природный потенциал народного хозяйства в целом с резервами и возможностями его региональных подразделений, централизованное руководство с инициативой нижестоящего звена. При реализации данного принципа происходит оптимальное сочетание интересов Центра и регионов, т.к. в этом случае решение проблем социально-экономического развития региона идет, прежде всего, с позиции народного хозяйства страны в целом при учете интересов развития регионов;

- информатизации, реализуемый в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Ввиду неопределенности и быстрого изменения условий осуществления социально-экономических процессов в регионе возрастает потребность в оперативной обработке информации для принятия решений. Основой реализации данного принципа является организация всестороннего мониторинга состояния экономической безопасности территории;

- вариантности. Эффективность управленческого решения обеспечивается выбором рационального решения из множества альтернатив на основе оптимизации;

- доминирования экономических методов в управлении. В основу управления в регионе должны быть положены правила соизмерения затрат с результатами, а также воздействия на элементы системы через их экономические интересы с целью рационального сочетания интересов всех функциональных элементов формируемой системы управления;

- опережающего управления. Система управления, реализующая этот принцип, обладает высокой адаптационной мобильностью и возможностью заблаговременно вырабатывать управленческие решения целью обеспечения стабильности и предсказуемости социальных и экономических процессов. Данный принцип в современных условиях является основополагающим, на котором должна строиться любая система управления и, в том числе, региональная.

Согласно "Государственной стратегии экономической безопасности РФ" и "Основным положениям государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности РФ" объектами безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений государственного регулирования. Вследствие того, что экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов безопасности выступают отношения разного уровня. Стратегия обеспечения безопасности должна основываться на учете всего многообразия угроз и дестабилизирующих факторов. Контролируя ее состояние, в первую очередь, необходимо определить все существующие и возможные угрозы безопасности.

Под стратегией обеспечения экономической безопасности понимается рассчитанная на перспективу программа действий, обеспечивающая достижение намеченных целей. Данную стратегию необходимо разрабатывать и реализовывать в рамках проводимой органами власти экономической политики, основными приоритетами которой должны являться комплексное развитие территории и ее интеграция в единую экономическую систему государства. На сегодняшний день выделяют следующие типы стратегий обеспечения экономической безопасности:

- во-первых, направленная на недопущение перерастания факторов дестабилизации в угрозу безопасности;

- во-вторых, направленная на прекращение действия уже существующих угроз на объект безопасности;

- в-третьих, предусматривающая усилия, направленные на восстановление безопасного состояния объектов.

Первый тип стратегии можно также назвать профилактическим, так как он предусматривает меры "профилактики" возникновения опасного состояния, второй тип направлен на уменьшение времени и силы воздействия угроз на объект безопасности. Следовательно, первые два типа стратегии предполагают деятельность по обеспечению безопасности, в результате которой угроза или вообще не возникает (первый тип), или ее действию создается заслон (второй тип). При реализации стратегии третьего типа ущерб объектам экономической безопасности возникает, но предполагается его компенсация действиями и соответствующими механизмами. При выборе

типа стратегии преимущество должно быть отдано первому или второму варианту. Третий тип используются, когда невозможно использовать первые два или когда ущерб восполним.

Обеспечение безопасности требует, прежде всего, укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также формирования и рационализации механизмов ее обеспечения. Достижение целей в данной области предполагает разработку соответствующих механизмов реализации стратегии. Механизм обеспечения экономической безопасности региона представляет собой систему организационно-экономических мер и должен содержать:

- выявление и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

- определение критериев и параметров оценки состояния экономики и общества, отвечающих требованиям экономической безопасности;

- прогнозирование состояния экономической безопасности региона;

- деятельность региональных органов власти по выявлению, предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности экономики и общества, оценка возможных результатов их осуществления;

- формирование стратегии экономической безопасности региона в рамках общегосударственной стратегии.

Формирование данного механизма является частью организации как функции алгоритма управления, под которой понимается деятельность по упорядочению, налаживанию, координации, формированию и рациональному функционированию целостной системы. Организация предполагает обеспечение достижения поставленных целей, т.е. определение особых действий и ресурсов, необходимых для воплощения разработанной стратегии, а также принятие решений о распределении обязанностей, полномочий и ответственности.

При невозможности реализации стратегии первого или второго типа возникает ущерб (потери) от действия угроз экономической безопасности, возмещение которого обусловливает необходимость создания региональными органами власти так называемых компенсационных ресурсов (финансовых ресурсов в виде Резервного фонда краевого бюджета для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; материальных запасов; резервов производственного и непроизводственного назначения;

дополнительных транспортных возможностей для переброски материальных ресурсов в зоны критических ситуаций и т.п.).

В целях эффективной реализации стратегии экономической безопасности должна быть сформирована отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять регулирование важнейших экономических процессов, а также способная взять на себя функции поддержания экономики территории на безопасном уровне.

Однако, как показывает практика, в современных условиях ограниченности государственного вмешательства в экономику, управление экономической безопасностью на региональном уровне сводится к реализации функции регулирования. Данная функция в рамках управления этим процессом рассматривается нами как целенаправленное воздействие местных органов власти на основные экономические параметры для достижения устойчивости региона путем сбалансирования интересов хозяйствующих субъектов.

В условиях рыночной экономики государство не может директивными методами управлять

деятельностью всех субъектов хозяйствования и, следовательно, необходимо обеспечить оптимальное воздействие федеральных, региональных и местных органов власти на социально-экономическую ситуацию путем использования мотива-ционных механизмов и необходимых косвенных экономических регуляторов. Для обеспечения экономической безопасности необходимо согласование взаимных интересов всех функциональных элементов системы управления экономической безопасностью на основе функции мотивации.

При рассмотрении взаимоотношений центральных и региональных органов власти планирование и регулирование как основные функции управления носят относительный характер. По отношению к стратегии экономической безопасности РФ деятельность региональных органов управления сводится к составлению программы устойчивого развития территории и выработке мер, механизмов ее реализации. Данный процесс представляет собой регулирование, т.к. происходит конкретизация программы, разработанной федеральными органами власти, ее адаптация к конкретным условиям региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. М.: 1995. С. 74.

2. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 784 с.

3. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во

ЭКМОС. 1997. 300 с.

4. Шамов А.А. Территориальное управление народным хозяйством. Уч. пособ. для студентов экон. спец. вузов. М.: Экономика, 1984. 176 с.

5. Экономическая безопасность РФ: Учебник для вузов. Ч. 1. / Под общ. ред. С.В. Степашина. Всероссийская государственная налоговая академия. СПб. Унив. МВД России: Изд-во "Лань", 2001. 608 с.

УДК 338.4

Дронов Р.В.

классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода

Коррупция поражает различные уровни социальных связей и отношений и может проявляться в различных формах. Попытаемся представить анализ различных подходов к классификации видов коррупционной деятельности и сформировать классификационные конструкции по критериям экономико-правового подхода.

С точки зрения Дж. Скотта, коррупция бывает двух видов: Органическая (нерыночная) коррупция, представляющая собой систему, при которой благосклонность, власть предержащих определяется узами родства, кастовыми связями и т.д. Рыночная коррупция, являющаяся деперсо-нифицированным процессом, в рамках которого влияние принадлежит тем (вне зависимости от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.