Стратегические направления совершенствования качества управления устойчивым эколого-экономическим
развитием в России
В начале третьего тысячелетия общество столкнулось с серьезнейшими проблемами развития, среди которых особое место занимает нарастание экологической напряженности как на локальном, так и на глобальном уровнях. В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Иными словами, перед человечеством встают принципиально новые проблемы, которые в перспективе должны сгруппироваться вокруг одной комплексной задачи - обеспечения устойчивого развития
С.Р. МОВСЕСОВ,
старший менеджер проекта ООО «Экспопроект»
условиях развития конкуренции, расширения многообразия форм собственности, реформирования инфраструктурных отраслей, введения платности природопользования, институциональных преобразований, направленных на гибкую интеграцию в мировую экономику и создание благоприятного инвестиционного климата, особенно важно выработать рациональную политику и правильно определить приоритеты государственного административного и экономического регулирования в рамках перехода на инновационный путь развития, а также в рамках общей стратегии устойчивого развития и обеспечения эколого-экономи-ческой стабилизации.
Понятно, что частное предпринимательство по определению (по крайней мере, в сфере непосредственной производственной деятельности) не направлено на реализацию общенациональных, социальных целей. Отсюда следует, что государственное вмешательство в целях обеспечения экологической безопасности страны и каждого из ее регионов, компенсации вреда, нанесенно-
26 Век Качества < 6
го природе, в том числе здоровью людей, является абсолютно необходимым. В то же время государство заинтересовано в росте экономической эффективности и развитии экономики страны в целом. Следовательно, меры государственного регулирования экологическими процессами должны быть во всех случаях обоснованными и рациональными.
В системе мер, направленных на совершенствование административных и экономических рычагов управления природоохранной деятель-
ностью, особое значение имеет механизм формирования платы за загрязнение окружающей среды. В 1992 г. в Государственную думу был внесен законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», целью которого является установление правовых основ, а также новых, более эффективных методов экономического стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
График распределения предельных издержек
Таблица 1
Сравнительные данные (Предприятие А)
Объем сбросов, т Издержки на сокращение Равная ставка платы за каждую последующую единицу сбросов Плата за Экономия, Возрастающая ставка платы за каждую последующую единицу сбросов Плата за Экономия,
сбросов, руб. сбросы, руб. руб. сбросы, руб. руб.
10 7058 321 -4839 160 -153
20 5173 643 -3276 533 1359
30 3580 964 -2004 1118 2367
40 2279 1286 -1025 1917 2869
44 1841 1414 -715 2296 2928**
50 1271 1607 -338 2928 2866
58 675 1865 0* 3891 2499
60 555 1929 56 4153 2357
69 161 2218 161 5436 1468
70 132 2250 158 5590 1343
79 0 2540 0 7065 0
Таблица 2 | Сравнительные данные (Предприятие Б)
Объем сбросов, т Издержки на сокращение Равная ставка платы за каждую последующую единицу сбросов Плата за Экономия, Возрастающая ставка платы за каждую последующую единицу сбросов Плата за Экономия,
сбросов, руб. сбросы, руб. руб. сбросы, руб. руб.
10 9477 321 -7258 160 -2572
20 7069 643 -5172 533 -537
30 5012 964 -3436 1118 935
40 3305 1286 -2051 1917 1843
50 1949 1607 -1016 2928 2188
53 1602 1704 -766 3273 2190**
60 944 1929 -333 4153 1968
70 290 2250 0* 5590 1185
73 161 2346 33 6062 842
75 94 2411 35 6388 583
78 18 2507 15 6892 155
79 0 2540 0 7065 0
‘Предельные издержки на сокращение сбросов равны предельным общественным издержкам. “Предельные издержки на сокращение сбросов равны предельным общественным издержкам, при этом в данной точке достигается максимальная экономическая эффективность от внедрения природоохранных мероприятий.
Уже стало привычным, что правовое оформление происходящих в экономической жизни процессов осуществляется с некоторым запозданием, но случай с законопроектом 1992 года, который до сих пор не стал законом, «побил» все рекорды скорости. Безусловно, любые практические действия должны основываться на научных разработках, получать необходимую оценку и экспертизу. Однако очевидно, что затягивать с практическими действиями нельзя, и реальная возможность перехода на путь устойчивого разви-
с с с
тия появится только тогда, когда высшей государственной властью в лице всех ее ветвей будут приняты основополагающие документы в области достижения устойчивого развития.
В рамках вышеуказанного законопроекта (аналогично с действующими на сегодняшний день Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г. (с изменениями от 12.02.2003 г.), регламентирующим порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, и Постановлением
Правительства РФ №344 от 12.06.03 г., определяющим нормативы платы) базовые ставки платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) и не изменяются с ростом объема выбросов.
Предлагается внести ряд поправок в отношении механизма формирования ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом мы исходим из известных теоретических посылов, что фактически для всех объемов загрязнения более равновесной точки (общественные издержки от загрязнения равны издержкам на внедрение природоохранных мероприятий) затраты на внедрение природоохранных мероприятий меньше, чем плата за загрязнение. Вот почему уменьшать уровень негативного воздействия на окружающую среду выгодно. В связи с этим представляется целесообразным установить возрастающую ставку платы за каждую последующую единицу объема выбросов/сбросов от базового норматива, то есть от ставки платы за выброс/сброс 1 тонны по каждому ингредиенту загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов.
Проведем расчет экономической эффективности от внедрения комплекса природоохранных мероприятий с использованием предлагаемой модели на примере двух предприятий, расположенных в бассейне реки Енисей, с равными предельными общественными издержками от загрязнения и различными предельными издержками на сокращение сбросов. Предположим, что концентрация загрязняющих веществ у предприятий одинакова и соответственно равна ставка платы по каждому загрязнителю. Объем выбросов у предприятий одинаковый и равен 79 т.
Предложенная модель рассматривает два варианта:
1. Суммарная ставка платы по всем загрязнителям при данной концентрации за каждую последующую единицу объема сбросов не изменяется и равна 32,14 руб./т.
2. Суммарная ставка платы по всем загрязнителям при данной концентрации за каждую последующую единицу объема сбросов возрастает. При этом 1 ед. сбросов = 10 000 т.
Распределение предельных издержек и экономическая эффективность от внедрения природоохранных мероприятий при возникновении загрязнения окружающей среды отражены на рис. 1-4.
В табл. 1 приведены сравнительные данные общей платы за сбросы, платы на сокращение сбросов и экономической эффективности в условиях равной и возрастающей ставок
Ноябрь-декабрь 2009 г.
а
Экономическая эффективность от внедрения природоохранных мероприятий (Предприятие А)
Возрастающая плата за ед сбросов
Равная плата за ед. сбросов
плат за каждую последующую единицу сбросов соответственно (на примере Предприятия А).
Такая же зависимость наблюдается на исследуемом Предприятии Б (табл. 2).
Представленные графики и таблицы позволяют сделать следующий вывод: при заданном объеме сбросов и возрастающей ставке платы за каждую последующую единицу сбросов экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий выше, чем при единой ставке платы за каждую единицу сбросов. Внедрение природоохранных технологий с учетом возрастающей ставки платы за каждую последующую единицу сбросов на предприятиях, обеспечивает не только экономический и экологический эффекты, но и социальный эффект вследствие значительного снижения давления на окружающую среду.
Помимо регулирования ставки платы за загрязнение окружающей среды крайне необходимо использовать такие рыночно-ориентированные и финансово-кредитные инструменты, как:
^ продажа квот на выбросы, когда предприятия с низкими предельными издержками на уменьшение загрязнения могут сокращать выбросы/сбросы больше остальных и продавать разрешения на выбросы/сбросы фирмам с высокими предельными издержками. Администрация, управляющая системой, определяет общее количество разрешений и, следовательно, общий объем выбросов/сбросов, а возможность торговли разрешениями позволяет достичь уменьшения загрязнения при минимальных издержках;
^ предоставление субсидий и низкопроцентных кредитов на приобретение очистных сооружений, а также применение режима ускоренной амортизации природоохранного оборудования.
Век Качества N° 6
Конечно, даже тогда, когда предприятие готово платить штрафы за наносимый природе вред, государство должно позаботиться о том, чтобы взимаемые штрафы были адресными и использовались на проведение мероприятий по устранению негативных воздействий на окружающую среду. В большинстве случаев, однако, этого не происходит. Более того, после ликвидации федерального Экологического фонда целевой характер использования поступающих в бюджет средств на реализацию природоохранных мероприятий был полностью утрачен.
Следует также отметить, что сама практика получения разрешений на выбросы страдает теми же недостатками, что и экономическая система в целом. Имеется в виду коррупция, из-за которой административные методы в сфере управления охраной окружающей среды, как и экономические методы, работают недостаточно эффективно.
В настоящее время по решению Министерства природных ресурсов в России разрабатывается Экологический кодекс, который призван усилить методы регулирования природоохранной деятельностью. Но принятие этого документа, как и
упомянутого выше законопроекта «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», неоправданно затягивается на бюрократическом уровне. Необходима его скорейшая доработка, так как Экологический кодекс имеет системообразующий характер. Он позволяет восполнить существующий правовой пробел и решить задачу введения рыночных регуляторов для поощрения предпринимательских экологических инициатив при сохранении государственного контроля и нормирования.
В целях экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов необходим следующий комплекс практических мероприятий:
^ развитие и поддержка экологического предпринимательства, повсеместное создание и развитие экологического бизнеса (экологический аудит, консалтинг, мониторинг, менеджмент, повышение квалификации персонала, подготовка и ведение экологической документации, расчет экологических платежей, бизнес по утилизации отходов, продажа квот на бирже);
^ введение и законодательное оформление обязательного экологического страхования как основы создания единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления окружающей среды;
^ возврат к практике функционирования целевых экологических фондов, позволяющих аккумулировать и целевым образом использовать природоресурсные и природоохранные налоги, сборы и платежи;
^ обеспечение полного учета при-родопользователей (включая индивидуальных предпринимателей), а также ведение непрерывного сплошного мониторинга загрязнителей;
Экономическая эффективность от внедрения природоохранных мероприятий (Предприятие Б)
Бдормсмдещым шимы ж* «д иСдадог РАПНАЯ ПЛАТА ЯЛ АЛ С.ПрОГ.Г1й
Объем сбросов, Т.
Рис. 2
Рис. 3
Сравнение экономической эффективности от внедрения природоохранных мероприятий (Предприятия А и Б)
i
| —■— Предприятие А -
^ существенное увеличение налогов и платежей за загрязнение окружающей среды при компенсирующем снижении других налогов, а также при одновременной государственной поддержке проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Поставленная и реализуемая в России задача кардинального роста основных макроэкономических показателей на основе инновационного характера развития экономики, активные усилия по интеграции в мировое экономическое простран-
- Предприятие Б
ство выдвигают новые, более высокие требования к социально-экологическим стандартам. Как показывает международный опыт, растущая экономика имеет возможность отвечать критериям устойчивого развития и повышать благосостояние населения только тогда, когда все субъекты экономической деятельности -бизнес и общество в целом, федеральные, региональные и местные власти - работают совместно над поиском новых, дополнительных, наиболее эффективных инструментов и методов решения экологических проблем. ^
РЕГУЛИРОВАНИЕ I Макроэкономика Литература
1. Постановление Правительства РФ от 12.06.03 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» // Главбух. 2005. № 14.
2. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // СПС Консультант Плюс.
3. Акимова Т.А. Экономика устойчивого развития: учебное пособие /
Т.А. Акимова, Ю.Н. Мосейкин. М.: Экономика, 2009. 430 с.
4. Голуб А.А. Упр авл е ни е о кружаю-щей средой на основе методологии анализа риска. М.: ТЕИС, 2008.
5. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред.С.Н. Бобылева, П.А. Макеева. М.: ЦПРП, 2001.
6. Папенов К.В. Экономические про-
блемы природопользования на рубеже 21 века. М.: ТЕИС, 2003. С. 493. '
7. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 62.
Рис. 4
ХРОНИКА I Новости ^
Юбилейная встреча IT-лидеров в отрасли связи 24-25 ноября в Москве под девизом «От теории к практике» прошел X Международный IT-Форум Billing and OSS Telecom Forum-2009. Ставший юбилейным, BOSS-2009 собрал более 300 участников, экспертов телекоммуникационной отрасли. Девиз «От теории к практике» был выбран для B0SS-2009 неслучайно -одной из главных задач, стоявших перед организаторами, было создание экспертной площадки для обмена накопленным опытом успешных проектов, а также диалога и сотрудничества участников форума. Гостям предлагалось посетить конференцию «Поддержка бизнеса и операций в телекоммуникационных компаниях» и ознакомиться с экспозициями выставки «Биллинговые и информационные системы для бизнеса связи». «X Форум B0SS-2009 прошел при большем количестве посетителей. Это однозначно подчеркивает интерес к заявленной тематике. Также отмечу сложность поднимаемых проблем, которая все время возрастает», - отметил Кирилл Кушнарев, начальник управления разработки и реализации проектов «Техносерв». Особенностью конференции стала насыщенность и практическая направленность - обзорные доклады перемежались лучшими кейсами внедрения биллин- га и OSS/BSS-систем крупнейших игроков рынка. Свои сообщения представили более 40 экспертов компаний-лидеров, в том числе потребителей биллинговых и OSS/BSS-решений: «Дальсвязь», «Межрегиональный ТранзитТелеком», АКАДО, France Telecom, TTK, Группа компаний «Вымпелком», а также представители «МегаФон», МГТС, НСС, МТС, «СевероЗападный Телеком» и др. Выставка «Биллинговые и информационные системы для бизнеса связи» расположилась на площади свыше 400 м2, свои стенды презентовали ведущие российские и зарубежные компании, в числе которых - TTI Telecom, Oracle, «Техносерв», Amdocs, «Фаст-ком», ФОРС, «Экран-Аргус СевенТест», NetCracker и Orange System. J http://boss-forum.ru/2009 География финансовых услуг Почты России расширяется Почта России предприняла очередной шаг в направлении расширения географии обмена электронными денежными переводами: 10 декабря 2009 г. на заседании Комитета по международным вопросам Ассоциации государственных почтовых операторов Европы (ПостЕвропа)* была одобрена инициатива России по организации работы по развитию почтовофинансовых услуг на европейском уровне, а 11 декабря соответствующее решение было утверждено Управляющим комитетом ассоциации. Благодаря этому перед Почтой России открываются новые перспективы с точки зрения налаживания обмена электронными денежными переводами с европейскими странами (в настоящее время эта услуга российского федерального почтового оператора распространяется в основном на постсоветское пространство). Курировать развитее почтово-финансовых услуг на европейском уровне поручено возглавляемой Россией рабочей группе «Расширенная Европа» Комитета по международным вопросам Ассоциации ПостЕвропа. В рамках работы по новому направлению группой в целях определения приоритетов и формирования плана мероприятий запланирована встреча провайдеров финансовых услуг европейского региона, которая пройдет в г. Варшаве в марте 2010 г. * Ассоциация ПостЕвропа является официально признанным региональным союзом Всемирного почтового союза. В настоящее время членами Ассоциации являются 48 стран, в том числе Российская Федерация. Целью создания ассоциации было объединение государственных почтовых операторов Европы для координации их деятельности в области развития почтовых сетей, универсальных почтовых служб, улучшения качества службы. «»