Научная статья на тему 'Стратегические направления развития России'

Стратегические направления развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3396
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД / LONG-TERM PERIOD. / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / CHIEF STRATEGIC AIMS / DEVELOPMENT SCENARIOS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович

Рассмотрены стратегические направления социально-экономического развития России на долгосрочный период. Определены цели разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, предложенной Министерством экономического развития и торговли РФ. Дана оценка приведенных в Концепции сценариев социально-экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chief strategic aims of Russia development

The paper deals with the chief strategic aims of long-term social and economic development of Russia. The author defines the goals of designing the conception of long-term social and economic development of Russian Federation, which was suggested by the Ministry of economic development and commerce of RF. He also assesses the scenarios of social and economic development given in the conception.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития России»

В.И. САМАРУХА

УДК 338.2(47) В И. САМАРУХА

ББК 65 9(2)23 проректор по научной работе

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук,

профессор, г. Иркутск e-mail: vis@isea.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ*

Рассмотрены стратегические направления социально-экономического развития России на долгосрочный период. Определены цели разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, предложенной Министерством экономического развития и торговли РФ. Дана оценка приведенных в Концепции сценариев социально-экономического развития России.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегические направления, сценарии развития, долгосрочный период.

За все время социально-экономического реформирования страны (с 1992 г.) в 2000 г. впервые фонд «Центр стратегических разработок» под руководством Г.О. Грефа разработал Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, которую представил в Правительство РФ. Однако официально данная стратегия не была утверждена. Это свидетельствует о том, что реформы проводили, основываясь на методе проб и ошибок.

Первая Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р и затем трансформирована в Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Следующим шагом стала разработка Министерством экономического развития и торговли РФ Программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 г. Министерством экономического развития и торговли РФ

была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее — Концепция), которая является первым долгосрочным стратегическим документом. Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (в 2008-2020 гг.).

В соответствии с данной целью в Концепции дается оценка достигнутого уровня развития российской экономики, характеризуются цели долгосрочного социально-экономического развития и способы их достижения, определяются основные факторы, ограничения и риски развития российской экономики, предлагаются основные варианты социально-экономического развития России, определяются задачи и целевые индикаторы долгосрочного развития.

В предложенной в Концепции стратегии социально-экономического развития России намечаются стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития, оцениваются условия развития российской экономики в долгосрочной перспективе

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© В.И. Самаруха, 2008

и рассматриваются сценарии долгосрочного социально-экономического развития.

В развитии отдельных сфер экономики в Концепции выделяется несколько направлений:

- развитие человеческого капитала;

- развитие предпринимательства и улучшение инвестиционного климата;

- совершенствование национальной инновационной системы и поддержка технологического развития;

- повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей;

- развитие производственной инфраструктуры;

- наращивание ресурсного потенциала экономики.

В отдельный раздел в Концепции выделена внешнеэкономическая политика, основной целью которой является возвращение России статуса великой мировой державы.

Завершает Концепцию раздел «Пространственное развитие российской экономики», в состав которого входят следующие подразделы: «Основные тенденции регионального развития», «Формирование региональных зон опережающего развития», «Пространственная составляющая сценариев долгосрочного развития», «Многополярная стратегия регионального развития».

Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития России состоят в превращении страны в одного из лидеров мировой экономики, в выходе ее по показателям социально-экономического развития на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта. Следует отметить, что такая амбициозная цель на обозримую перспективу поставлена перед нашей страной впервые.

Достижение этой цели предполагает:

- повышение благосостояния населения России до уровня, соответствующего таковому в развитых странах мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности — 20-30 тыс. дол. США);

- достижение Россией научного и технологического лидерства по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе использования передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10%, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по четырем-шести и более позициям;

- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, который должен обладать независимой национальной финансовой инфраструктурой и упрочить лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

В Концепции отмечается, что в середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе, восстановлен уровень производства и потребления начала 1990-х гг. На наш взгляд, здесь нужно оговориться, что, несмотря на достигнутые успехи, уровень производства продукции машиностроительного комплекса страны по отношению к 1990 г. составляет не более 60%. В этой связи следует заметить, что Россия входит в число развивающихся стран, зависимых от импорта машин и оборудования. Это, наряду с кризисным состоянием сельского хозяйства, наносит существенный вред ее экономической безопасности.

В Концепции отмечается также, что коренным образом изменилась структура экономики страны в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос. В то же время объем промышленного производства составляет лишь 85% от уровня 1991 г., сельского хозяйства — 79%. Валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности) превысил 1,6 трлн дол. США (в 2006 г.). По этому показателю Россия заняла прочное положение в первой десятке ведущих стран мира.

К числу позитивных моментов проводимых реформ следует отнести и формирование системы базовых правовых норм и институтов, обеспечивающих установление рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, что создало условия для функционирования конкурентных рынков товаров и услуг,

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

В.И. САМАРУХА

капитала и трудовых ресурсов как в стране в целом, так и в регионах. Внешнеторговый оборот России составил 47,6% ВВП (в 2006 г.), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой и свидетельствует о значительной степени открытости экономики страны.

Достигнута макроэкономическая стабильность. Инфляция снизилась до 9% в 2006 г. против 18,6% в начале десятилетия. Российская экономика надежно защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации, превысившими 400 млрд дол. США.

В Концепции отмечается, что стратегическими угрозами (рисками) предстоящего периода могут быть следующие угрозы:

- усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы;

- возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров;

- исчерпание источников ресурсов экспортно-сырьевого развития, базирующихся на интенсивном наращивании экспорта топлива и сырья и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. При этом усиление глобальной конкуренции сопровождается структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между его экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).

В российской экономике такая перестройка создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций России на мировых рынках. Одновременно возрастают требования к конкурентоспособности субъектов Федерации, к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инно-

вационному типу развития. Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира.

В программных документах, определяющих стратегические направления развития регионов, необходимо учитывать сценарии долгосрочного социально-экономического развития страны. В Концепции отмечается, что при разработке таких сценариев должны приниматься во внимание несколько ключевых факторов:

- степень развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, сфере высоких технологий и других сферах;

- интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

- уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- интенсивность процессов повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграция евроазиатского экономического пространства.

В зависимости от объема реализации этих факторов предлагаются три качественных сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного развития.

В основе первого сценария лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития страны при уменьшении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств.

В сценарии энерго-сырьевого развития предполагается частичное снятие ограничений инерционного развития за счет использования конкурентных преимуществ России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

В сценарии инновационного развития предусматривается использование инновационных источников роста за счет реализации конкурентных преимуществ российской

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

экономики как в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний.

В Концепции предусматривается, что в течение 2008-2020 гг. реальные располагаемые доходы населения вырастут в рамках инновационного сценария примерно в 2,4 раза, энерго-сырьевого — в 2,1 раза, инерционного — в 1,8 раза.

В развитии бюджетной системы предполагается, что порядок взимания основных налогов и сборов в долгосрочной перспективе останется в целом неизменным. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия для разработки стратегий субъектами Федерации.

Одной из главных задач реформирования экономики России является подавление инфляции. В таблице представлены сравнительные данные о выполнении прогноза Министерства экономического развития и торговли РФ об уровне инфляции в стране на 2004-2007 гг. для двух сценарных вариантов.

Из приведенных данных видно, что фактически ни за один анализируемый год и ни

по одному из вариантов прогнозный показатель не совпадает с фактическим. При этом динамика отклонения фактического уровня инфляции от прогнозируемого имеет тенденцию к увеличению для обоих вариантов.

Данные о выполнении прогноза Минэкономразвития России об уровне инфляции в стране на 2004—2007 гг.

Год Вари- Прогноз Фактичес- Отклонение

ант Минэко- кие данные прогнозных

про- номраз- органов данных от

гноза вития статистики, фактических,

России, % % проц. пункты

2004 1 10,0 11,7 1,7

2 10,0 1,7

2005 1 6,5 10,9 4,4

2 8,5 2,4

2006 1 5,5 9,0 3,5

2 7,5 1,5

2007 1 4,0 11,9 7,9

2 6,0 5,9

Таким образом, для подавления инфляции в среднесрочном и долгосрочном периодах необходимо разработать реальные показатели уровня инфляции и обеспечить их постоянный мониторинг.

Е.А. КОЛОДИНА

доктор экономических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: kolodina@bk.ru

ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

УДК 332.14(47) ББК 65.050.9(2)1

Дается анализ региональной политики России в постсоветский период. Обсуждается проблема соответствия региональной политики территориальному устройству государства. Рассматриваются основные черты современной парадигмы регионального развития, ориентированного на создание точек роста.

Ключевые слова: региональная политика, региональное развитие, федерация, вертикаль власти.

В настоящее время не только ученые, но и наиболее влиятельные представители центральной исполнительной власти осознали, что кризис регионального развития достиг своего пика и стал тормозом для движения вперед. В своем выступлении перед Госсо-

ветом В.В. Путин заявил о необходимости модернизации региональной политики1. А глава Министерства регионального развития РФ Д.Н. Козак на экономическом форуме «Россия» (февраль 2008 г.) откровенно признал полный крах сегодняшней региональной

© ЕА. Колодина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.