СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 05.04.2023 г
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
V А.Р. Кулов,
профессор РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник,
ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»
Л.К. Гуриева,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента факультета экономики и управления, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова
Ключевые слова: масла, сельскохозяйственные удобрения, поставки, дефицит, ценовой рост, мировой рынок, страны, Ближний Восток, Северная Африка, нехватка продовольствия, угрозы, продовольственная безопасность
Key words: oils, agricultural fertilizers, supplies, shortages, price growth, world market, countries, Middle East, North Africa, food shortages, threats, food security
1. Актуальность. Важнейшим условием обеспечения экономического развития общества является формирование эффективной инновационной системы, позволяющей своевременно и в наиболее полном объеме удовлетворять потребности участников воспроизводственного процесса в последних достижениях науки и техники. Это, как известно, предполагает наличие комплекса взаимосвязанных элементов научно-производственной системы «фундаментальные исследования - прикладные исследования - экспериментальные разработки - опытно-промышленное производство и сертификация - производство», функционирующей в рамках единой общенациональной парадигмы стратегии развития и располагающей необходимыми и достаточными материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами для выработки стратегии и реализации необходимых мер достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Однако, такое теоретическое допущение, как показывает практика хозяйственной деятельности в различных государственных образованиях, упирается в отсутствие или неразвитости тех или иных ключевых составляющих научно-производственной системы, что требует поиска вариантов и направлений включения недостающих элементов или звеньев в единый процесс формирования и развития народнохозяйственного комплекса. Это
может быть достигнуто на основе выработки стратегических направлений инновационного развития экономики и её отдельных отраслей, в том числе аграрного и агропродовольствен-ного секторов. Если по образному выражению Й. Шумпетера «капитал - это фонд покупательной силы» [11], то, по нашему мнению, стратегия инновационного развития - это основные ключевые долгосрочные меры, инструменты и механизмы для воплощения этой покупательной силы в различные инновационные решения в процессе производства материальных благ. В этой связи, в Республике Южная Осетия направления стратегий развития инновационной системы необходимо выстраивать с учетом особенностей сформировавшейся финансово-экономической модели экономики, а также специфики аграрных отношений, сложившихся в данном регионе.
2. Цель исследования состоит в обосновании ключевых направлений стратегии развития инновационной системы сельского хозяйства Республики Южная Осетия в условиях вызовов геополитической нестабильности.
3. Методы. В процессе исследования применялись традиционные методы изучения экономических явлений и процессов, такие как: монографический, аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктив-ный и другие. Также в отдельных случаях авторы сочли обоснованным применение тако-
го метода, как бенчмаркинг в качестве одного из перспективных инструментов аргументации в построении доказательной базы.
При подготовке статьи использовались материалы государственных органов статистики Республики Южная Осетия, нормативно-правовые акты Правительства Республики Южная Осетия. В отдельных случаях привлекалась нормативно-правовая база РФ, включая документы Министерства иностранных дел РФ, а также аналитические и статистические материалы Российской таможенной службы. Также использовались результаты научно-исследовательской деятельности СКНИИ ГПСХ - филиала Владикавказского научного центра и других исследовательских центров и институтов соответствующего профиля Российской Федерации.
4. Результаты исследования. В процессе проведения настоящего исследования нами был предложен подход к определению понятия стратегии развития инновационной системы, под которым понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов, определяющих долгосрочную политику в сфере формирования инфраструктуры, создания, финансирования, распространения и использования передовых достижений науки и техники, а также передового опыта в производстве. Такой подход определен имеющимися вызовами и угрозами перед Республикой Южная Осетия, возникшими, в том числе, в сфере временного фактора ускорения интеграции с Российской Федерацией в связи с усилением геополитической нестабильности в мире, обусловленной провокационной политикой со стороны недружественных стран Запада. Эти вызовы и угрозы можно объединить в следующие группы:
- усиление геополитической нестабильности и углубление экономической конфронтации (вплоть до прекращения каких-либо торговых связей) с недружественными государствами, которые в 2022 г. ввели санкции против России и с 2008 г. не признают легитимность независимости Республики Южная Осетия, в том числе в качестве субъекта международного права;
- формирование новой технологической базы производства аграрной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в основе которой лежат применение цифровых технологий, биотехнологий и других достижений науки и техники;
- значительная активизация человеческого капитала как фактора экономического развития сельского хозяйства;
- необходимость развития сельской локальной экономики и сопряженных с ней сфер деятельности на уровне районов и республики в целом;
- необходимость пересмотра финансово-экономической модели развития РЮО в связи с возможными ограничениями финансовой поддержки республики со стороны РФ вследствие возможного увеличения дефицита бюджета и внедрения системы лимита выделяемых ресурсов;
- возможная корректировка программ поддержки РЮО со стороны России вследствие резкого сужения потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития России из-за введения санкций и установления нерыночных инструментов установления цены на российские энергоносители со стороны недружественных государств;
- изменение подходов к финансированию различных масштабных проектов с применением инструментов государственно-частного партнерства, расширения мер по привлечению средств населения посредством вовлечения в приобретение инвестиционных инструментов;
- необходимость развития системы негосударственной пенсионной системы и частных инвестиционных фондов РСО для формирования системы фондирования долгосрочной программы строительства транспортной и инженерной инфраструктуры;
- дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров и диспропорция на рынке рабочей силы при высоком уровне реальной фактической безработицы.
К сожалению, данные вызовы и угрозы лишь вскользь нашли свое отражение в Законе Республики Южная Осетия от декабря 2013 г. «О стратегии социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года» и Государственной программы социально-экономического развития Республики Южная Осетия на 2022-2025 гг., принятой Парламентом РЮО 31.12.2021, хотя предположить обострение политической ситуации в мире не представляется возможным и соответственно предусмотреть соответствующие риски и вызовы. Но большинство из приведенных выше вызовов обусловлены не только изменением положения в мире и санк-ционным давлением на Россию. Они являются, прежде всего, результатом проводимой политики государственного регулирования экономики РЮО. Достаточно привести пример использования пастбищ и сенокосов аг-
рарными товаропроизводителями республики и практическое отсутствие механизма государственной поддержки освоения неиспользуемых данных видов сельскохозяйственных угодий. Так, располагая 9211 га сенокосов, в 2022 г. использовано было всего 3284 га (или 35,6%), в 2018 г. - 2523 га (27,4%). Небольшой рост площади используемых сенокосов за прошедшие пять лет сложно характеризовать
Имеющиеся в республике сельскохозяйственные угодья закреплены (находятся в собственности или в аренде) и обрабатывают 56 сельскохозяйственных организаций, 65 фермерских хозяйств и 8632 личных подсобных хозяйств. Сложившаяся в настоящее время доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте, которая составила в 2018 г. всего 0,43% и в 2022 г. - 1,06%, не отражает ту роль, которую отрасль может иметь при оптимальной загрузке вовлекаемых в производство неиспользуемых производственных и трудовых ресурсов. Более того, располагая значительными площадями пашни, пастбищами и сенокосами, республика обеспечивает себя продовольствием только на уровне 3738%, остальная доля приходится на ввозимые из Российской Федерации продукты питания.
По нашему убеждению, аграрный сектор экономики РЮО может быть существенным драйвером экономического роста региона при вовлечении в процесс производства всей имеющейся площади сельскохозяйственных угодий. В основу стратегических направлений инновационного развития аграрной отрасли Южной Осетии необходимо закладывать принцип рационального размещения производства сельскохозяйственной продукции с учетом природно-климатических факторов. Если в Знаурском и Цхинвальском районах РЮО доля пашни составляет соответственно 43,4% и 41,7% площади сельскохозяйственных угодий, то в Ленингорском районе - всего 4,3%, Дзауском районе - 0,86%. Ленин-горский и Дзауский районы отличает преобладание пастбищ, площадь которых составляет 42752 га и 47042 га, т.е. 92,4% и 88,5% соответственно площади сельскохозяйственных
положительной динамикой, если подавляющая часть не участвует в решении проблем продовольственного обеспечения собственного производства для населения республики. Такое же положение и с уровнем использования пашни всеми хозяйствующими субъектами села: в 2018 г. было вовлечено в процесс производства продукции растениеводства всего 17,5% пашни, в 2022 г. - 22,3%.
угодий. В соответствии с рекомендациями российского отраслевого министерства [7] (для условий, соответствующих природно-климатическим условиям Северо-Кавказского экономического района России), например, на 1000 голов овец (с ягнятами) необходимо не менее 120 га пастбищ при продолжительности пастбищного периода около 200-240 дней в году. Расчеты показывают, что потенциально только на пастбищах Ленингорского и Дзауского районов РЮО при соблюдении технологических норм выпаса могут пастись около 600 тыс. голов овец с ягнятами. С этого поголовья ежегодно можно получать чистой шерсти 1200 тонн (до 2 кг с одной головы овец), по минимальным оценкам до 10 000 тонн баранины. В целом на пастбищах только двух данных районов республики может пастись около 78-80 тыс. условных голов скота, тогда как по состоянию на 01.01.2023 г. во всех хозяйствах РЮО (сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах, хозяйствах населения) общая численность сельскохозяйственных животных составила, как показывают расчеты по данным Государственной службы статистики РЮО, всего 13,8 тыс. условных голов скота [8].
Учитывая природно-климатические условия и сложившуюся на момент подготовки настоящего исследования структуру экономики республики, инновационная система региона носит декомпозиционный характер. В перспективе необходимо предусматривать размещение её отдельных элементов как самостоятельных подразделений в различных зонально обособленных и удаленных местах, но объединенных посредством современных цифровых платформ в единый технологиче-
Таблица 1
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Южная Осетия, га
Пашня Сенокосы
всего использовано уровень использования, % всего использовано уровень использования, %
2018 г. 14481 2540,2 17,5 9211 2523 27,4
2022 г. 14481 3226,9 22,3 9211 3284 35,7
ский комплекс, но не замыкаясь на территории РЮО и не ограничиваясь ею, а образуя единую сеть с инновационной системой Российской Федерации. При этом, под инновационной системой аграрной экономики следует понимать, по нашему мнению, взаимосвязанную совокупность институциональных субъектов, связанных с воспроизводством знаний, научной информации и нововведений в различных сферах на основе интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и научно-исследовательских центров (научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений) аграрного профиля Республики Южная Осетия и Российской Федерации, которые объединены в различные кооперативные, корпоративные, отраслевые и межотраслевые научно-производственные коллаборации. Правовой основой для такого понимания инновационной системы аграрной экономики является заключенный в 2008 г. между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия (РЮО) Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором один из разделов посвящен научной и научно-технической сфере.
В целях активизации экономического развития РЮО на новой технологической базе важнейшим направлением выступает формирование в регионе многоотраслевого научно-исследовательского института РЮО (МНИИ РЮО), в котором одно из подразделений (департамент) необходимо ориентировать на исследования в области сельского хозяйства. Представляется, что ускорить формирование такого МНИИ РЮО может подключение к этому процессу научных учреждений России, таких как Владикавказский научный центр и один из его филиалов - Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства. Другими непосредственными участниками формирования МНИИ РЮО могут быть: со стороны Республики Южная Осетия - Министерство сельского хозяйства РЮО, Юго-Осетинский государственный университет; со стороны Российской Федерации - Горский государственный аграрный университет, Северо-Осе-тинский государственный университет и другие высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры, которые занимаются в том числе вопросами сельского хозяйства горных и предгорных территорий.
Формирование инфраструктуры инновационной системы РЮО исходит из предпосылки необходимости полномасштабного вовлече-
ния действующих и будущих аграрных товаропроизводителей в процесс проведения научно-исследовательских работ и внедрения полученных положительных результатов достижений науки непосредственно в производство. Помимо предлагаемого к созданию МНИИ РЮО для эффективного функционирования инновационной системы необходимо предусмотреть возможность организации опытных подразделений на базе уже действующих общественных хозяйств (или фермерских хозяйств) по одному на каждый из районов республики. Все расходы по организации таких подразделений в выбранных хозяйствах (по согласованию с собственниками) целесообразно осуществлять за счет средств республиканского бюджета в рамках государственной поддержки аграрного производства (подпрограммы научно-исследовательских работ).
Важнейшими элементами республиканской инновационной системы региона, которые необходимо формировать и совершенствовать для встраивания в сложившуюся структуру агропромышленного производства являются:
- селекционная семеноводческая станция;
- племенная ферма;
- информационно-консультационный центр фермерских хозяйств и аграрных товаропроизводителей.
Данные институциональные образования во взаимодействии с многоотраслевым научно-исследовательским институтом РЮО могут стать участниками сельскохозяйственной технологической платформы, созданной странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как следует из нормативных документов ЕАЭС, основная цель евразийской сельскохозяйственной технологической платформы состоит «... в проведении системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития в сфере агропромышленного комплекса; мобилизация научного потенциала государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) для совместного решения прикладных задач в сельском хозяйстве Евразийского экономического союза; разработка инновационных продуктов и их внедрение в агропромышленный комплекс» [12]. Это позволит создать необходимые предпосылки для повышения доступности аграрных товаропроизводителей РЮО к инновациям содружества государств-членов ЕАЭС, не вступая в саму организацию на первых порах. В дальней-
шем, по мере становления государственности, РЮО может быть полноправным участником данной сельскохозяйственной технологической платформы.
Учитывая, что инновационная система представляет собой не только институты, но и, что не менее важно, внешнюю среду, в которой они функционируют, то с позиции стратегии развития необходимо предусмотреть и перспективные направления становления ключевых составляющих этой среды в Республике Южная Осетия. Наиболее слабым звеном внешней среды инновационной системы в регионе выступает инвестиционно-финансовый блок инфраструктуры, представленный кредитным учреждением и республиканским казначейством. Поэтому необходимо формировать элементы соответствующей инвестиционной инфраструктуры и расширять спектр финансово-кредитных учреждений для обеспечения достаточными долгосрочными денежными ресурсами создаваемую в РЮО инновационную систему. В частности, учитывая масштабы сложившейся производственной структуры аграрной экономики перспективным является, на наш взгляд, формирование таких институтов, как: инвестиционно-инновационное товарищество; микрофинансовые организации (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, др.), сельскохозяйственные производственные и сбытовые кооперативы.
Важнейшим направлением стратегии развития инновационной системы в РЮО является решение проблемы долговых обязательств субъектов хозяйствования, причем не только на селе. Прежде всего, необходимо изыскать ресурсы для погашения задолженности за поставленный в регион российский газ, сумма долга которого, по данным РФ на 23.04.2023 год, достигла 1 млрд руб., что составляет 20% от объема материальной помощи, заложенной в принятой парламентом республики Государственной программы социально-экономического развития Республики Южная Осетия 2022-2025 гг. [4]. Одним из возможных решений проблемы может быть достижение соглашения о заморозке указанной суммы с оформлением данного долга в виде, например, ценных бумаг, так называемых зеленых облигаций, сроком на 10 лет с доходностью 3-5% годовых. Такое решение позволит, с одной стороны, не ущемлять интересы ПАО «Газпром», с другой стороны -направить средства для осуществления про-
изводственной деятельности пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Южная Осетия без угрозы остановки поставок газа, а населению гарантировать стабильные поставки голубого топлива. Только переключение части средств материальной помощи в 1 млрд руб. на стимулирование производства продукции сельского хозяйства под заказ государства способно существенно активизировать выращивание продукции растениеводства и откорма скота в сельхозорга-низациях, фермерских хозяйствах и хозяйствах населения. Эта сумма может быть распределена среди товаропроизводителей как в виде денежных средств, так и в виде, например, приобретения необходимой техники для запуска процесса восстановления отрасли, покупки зерна для откорма КРС, выращивания птицы, закупки минеральных удобрений. Также часть этих средств может быть направлена на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на нужды сельскохозяйственного производства, развитие лизинга, компенсации товаропроизводителям части затрат на технико-технологическую модернизацию на инновационной основе и другие аналогичные инновационные нужды.
Это, в свою очередь, позволит решить проблемы с низкой загруженностью предприятий пищевой промышленности республики и создаст предпосылки для насыщения регионального рынка продовольственных товаров отечественного (местного) производства. И одним из возможных решений стимулирования региональных участников оптового рынка сельскохозяйственного сырья и агропродо-вольствия на переход использования продукции республики может быть поэтапное введение таможенных пошлин на ввозимые продукты питания из России. Безусловно, этому должно предшествовать не только насыщение республиканского рынка, но и подготовка самой экономической системы к такому ограничению и введение инструментов таможенного регулирования на те виды сельскохозяйственной продукции, которые можно производить на территории Южной Осетии, что потребует применения не только технологических инноваций, но и использования организационных, маркетинговых, управленческих, инновационных решений, и соответственно, выведение на уровень стратегических задач при разработке долгосрочных программ развития РЮО.
Высокий износ действующих предприятий пищевой промышленности не позволяет обе-
спечивать эффективное производство, гарантировать качество продукции, требует постоянного ремонта, а отсутствие прибыли не создает предпосылок для привлечения инвесторов с целью модернизации производства на новой технико-технологической основе. Нам видится решение проблемы по следующим возможным направлениям:
а) по линии межгосударственного соглашения запрашивать от имени республики инвестиционный долгосрочный кредит целевого финансирования для обновления основных средств аграрных товаропроизводителей, пищевой и перерабатывающей промышленности;
б) создание условий для привлечения крупного частного инвестора под гарантии Правительства Республики Южная Осетия;
в) стимулирование создания так называемых «инвестиционных товариществ» для привлечения долгосрочных средств в модернизацию имеющихся производственных мощностей предприятий малого и среднего бизнеса пищевой промышленности, транспортно-ло-гистического звена продовольственного комплекса и других;
г) проведение аукциона по продаже неиспользуемых производственных мощностей с последующей господдержкой из республиканского бюджета потенциальным инвесторам с обязательным и единственным условием сохранения рабочих мест и расширения действующих производственных мощностей (сохранение рабочих мест и расширение действующих производственных мощностей - это параметры, касающиеся конкретного предприятия и отрасли) в течение пяти (десяти) лет.
Внедрение новых технологий, автоматизация и роботизация технологических процессов, безусловно, сопровождается сокращением потребности в рабочей силе, но, как известно, возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов по обслуживанию передовой техники, особенно в сфере программирования и информационных технологий. Это ставит вопрос о необходимости внедрения в регионе передовых систем переподготовки кадров для работы на высокопроизводительной технике и её технического обслуживания.
5. Заключение. Стратегические направления развития инновационной системы АПК выступают во взаимосвязи со стратегиями в других сферах хозяйственного комплекса РЮО, а также являются краеугольным камнем достижения поставленных целей и задач повышения благосостояния населения респу-
блики. В складывающихся реалиях роста геополитической напряженности важно укреплять интеграцию экономики Республики Южная Осетия в народнохозяйственный комплекс России по всем направлениям и, прежде всего, в инновационной сфере. И решение этой проблемы необходимо начинать с выделения особого раздела в Государственной программе социально-экономического развития РЮО как при краткосрочном, так и при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, посвященном стратегическим направлениям развития инновационной системы, интегрированной как в экономику России, так и в перспективе встраиваемой в рамках единой системы со странами членами ЕАЭС (а, возможно в рамках стран БРИКС или Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)). Особенное значение приобретает постепенная и устойчивая интеграция в инновационную цепочку России аграрных товаропроизводителей, предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой и текстильной промышленности Республики Южная Осетия.
6. Благодарности. Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ проекта №20510-07003 МОН РЮО «Развитие аграрного сектора как фактора повышения уровня жизни и миграционной привлекательности Республики Южная Осетия»
Библиографический список
1. Абаев, А. А. Горные территории и склоновые земли : пути предотвращения деградации и повышение плодородия / А. А. Тедеева, Д. М. Мамиев, С. С. Басиев, Э.А. Лагкуева. -Владикавказ, 2019. - 150 с. - Текст : непосредственный.
2. Басаев, Б. Б. Организационно-экономические и технико-технологические механизмы воспроизводства земельных ресурсов регионального агропромышленного производства / Б. Б. Басаев. - Владикавказ : Горский гос-агроуниверситет, 2019. - 184 с. - Текст : непосредственный.
3. Гнатюк, С. Н. Образование как фактор устойчивого развития сельского хозяйства / С. Н. Гнатюк, Н. А. Пекерт. - Текст : непосредственный // Russian Economic Bulletin. - 2018. - Том 1. - №3. - С. 18-27.
4. Трехлетний план соцэкономразвития Южной Осетии : Государственная программа социально-экономического развития Республики Южная Осетия на 2022-2025 гг. : сайт. -URL : https://sputnik-ossetia.ru/20220121/ trekhletniy-plan-sotsekonomrazvitiya-yuzhnoy-
osetii-15280094.html (дата обращения: 07.05.2023). - Текст : электронный.
5. Джибилов, С. М. Новые технологии и устройства для горных лугов и пастбищ / С. М. Джибилов, Л. Р Гулуева. - Текст : непосредственный // Горное сельское хозяйство.
- 2019. - № 2. - С. 63-68.
6. Кузьмина, В. М. Анализ экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза / В. М. Кузьмина, А. В. Михайлюк, Т. А. Аширова. - Текст : непосредственный // Modern Economy Success. - 2017.
- №1. - С. 101.
7. Нормы технологического проектирования овцеводческих предприятий НТП-АПК 1.10.03.001-00 (утв. Минсельхозом РФ 15 сентября 2000 г.). - Текст : непосредственный.
8. Статистический сборник Республики Южная Осетия 2022. Государственная служба статистики Республики Южная Осетия. 2023.
- Текст : непосредственный.
9. Тотрова, И. К. Государственное регулирование формирования системы продовольственной независимости региона (на материалах РСО - Алания) : монография / И. К. Тотрова. - Владикавказ : Горский госагроунивер-ситет, 2016. - 168 с. - Текст : непосредственный.
10. Цхурбаева, Ф. Х. Механизм повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе : монография / Ф. Х. Цхурбаева, С. С. Гуг-каева. - Владикавказ : Горский госагроунивер-ситет, 2016. - 168 с. - Текст непосредственный.
11. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия (Антология экономической мысли) / Й. А. Шумпетер. - Москва : Эксмо, 2007. - 864 с.
- С. 192. - Текст : непосредственный.
12. Паспорт евразийской технологической платформы. - URL : https://eec.eaeunion.org/ upload/medialibrary/1f4/Selhoz.pdf (дата обращения: 07.05.2023). - Текст : электронный.
Reference
1. Abaev, A. A. Gornye territorii i sklonovye zemli : puti predotvrashcheniya degradacii i povyshenie plodorodiya / A. A. Tedeeva, D. M. Mamiev, S. S. Basiev, E.A. Lagkueva. - Vladikavkaz, 2019. - 150 s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Basaev, B. B. Organizacionno-ekonomi-cheskie i tekhniko-tekhnologicheskie mekha-nizmy vosproizvodstva zemel'nyh resursov regional'nogo agropromyshlennogo proizvodstva / B. B. Basaev. - Vladikavkaz : Gorskij
gosagrouniversitet, 2019. - 184 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Gnatyuk, S. N. Obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya sel'skogo hozyajstva / S. N. Gnatyuk, N. A. Pekert. - Tekst : neposredstvennyj // Russian Economic Bulletin. - 2018. -Tom 1. - №3. - S. 18-27.
4. Trekhletnij plan socekonomrazvitiya YUzhnoj Osetii : Gosudarstvennaya programma social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki YUzhnaya Osetiya na 2022-2025 gg. : sajt. - URL : https:// sputnik-ossetia.ru/20220121/trekhletniy-plan-sotsekonomrazvitiya-yuzhnoy-osetii-15280094. html (data obrashcheniya: 07.05.2023). - Tekst : elektronnyj.
5. Dzhibilov, S. M. Novye tekhnologii i ustrojstva dlya gornyh lugov i pastbishch / S. M. Dzhibilov, L. R. Gulueva. - Tekst : neposredstvennyj // Go-rnoe sel'skoe hozyajstvo. - 2019. - № 2. - S. 63-68.
6. Kuz'mina, V. M. Analiz ekonomicheskogo sotrudnichestva v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza / V. M. Kuz'mina, A. V. Mihaj-lyuk, T. A. Ashirova. - Tekst : neposredstvennyj // Modern Economy Success. - 2017. - №1. - S. 101.
7. Normy tekhnologicheskogo proektirovaniya ovcevodcheskih predpriyatij NTP-APK 1.10.03.001-00 (utv. Minsel'hozom RF 15 sentyabrya 2000 g.). - Tekst : neposredstvennyj.
8. Statisticheskij sbornik Respubliki YUzhnaya Osetiya 2022. Gosudarstvennaya sluzhba statistiki Respubliki YUzhnaya Osetiya. 2023. -Tekst : neposredstvennyj.
9. Totrova, I. K. Gosudarstvennoe regulirovanie formirovaniya sistemy prodovol'stvennoj neza-visimosti regiona (na materialah RSO - Alaniya) : monografiya / I. K. Totrova. - Vladikavkaz : Gorskij gosagrouniversitet, 2016. - 168 s. -Tekst : neposredstvennyj.
10. Ckhurbaeva, F. H. Mekhanizm povysheniya effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennogo proizvodstva v regione : monografiya / F. H. Ckhurbaeva, S. S. Gugkaeva. - Vladikavkaz : Gorskij gosagrouniversitet, 2016. - 168 s. - Tekst neposredstvennyj.
11. SHumpeter, J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm i demokratiya (Antologiya ekonomicheskoj mysli) / J. A. SHumpeter. - Moskva : Eksmo, 2007. - 864 s. - S. 192. - Tekst : neposredstvennyj.
12. Pasport evrazijskoj tekhnologicheskoj platformy. - URL : https://eec.eaeunion.org/ upload/medialibrary/1f4/Selhoz.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2023). - Tekst : elektronnyj.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Контактная информация: Кулов Аслан Ростиславович
профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», 123007, Москва, Россия, Хорошевское шоссе 35/2. E-mail: prof_kulov@mail.ru
Гуриева Лира Константиновна
профессор кафедры менеджмента факультета экономики и управления, Северо-Осетинский госуниверситет им. К.Л. Хетагурова,
362025, Россия, Владикавказ, Ватутина 44-46. E-mail: prof_kulov@mail.ru
Contact Information: Kulov Asian Rostislavovich
professor, Chief Researcher, FSBSI "Federal Scientific Center for Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics", 35/2 Khoroshevskoe highway, 123007, Moscow, Russian Federation. E-mail: prof_kulov@mail.ru
Gurieva Lira Konstantinovna
Professor of the Department of Management of the Faculty of Economics and Management of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, K.L. Khetagurov North Ossetian State University, 44-46 Vatutina st, 362025, Vladikavkaz, Russian Federation E-mail: prof_kulov@mail.ru