В настоящее время из-за экономических санкций по отношению к России со стороны западных стран остро встал вопрос импортозамещения, в том числе полного обеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и её продовольственной независимости от импорта из-за рубежа, а также импортозамещения на рынке сельхозтехники России. Дальнейший рост производства продукции растениеводства возможно обеспечить, применяя минеральные и органические удобрения, а также средства защиты растений на основе современных агротехнологий и современной техники для агрохимических работ. Поэтому для обеспечения продовольственной независимости России большое значение имеет импортозамещение на рынке техники для агрохимических работ.
В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года, разработанной Минпромторгом России совместно с Ассоциацией «Росспецмаш» и утвержденной распоряжением правительства РФ от 7 июля 2017 г. №1455-р подчеркивается, что объем рынка машин для внесения удобрений и химической защиты растений составляет 8 млрд. руб. При этом сельскохозяйственная техника российского производства представлена в основном в низком ценовом сегменте (например, легкие опрыскиватели).
Но парк машин для механизации процессов применения агрохимикатов продолжает снижаться. Кроме того, он значительно изношен. Например, износ парка разбрасывателей минеральных удобрений составляет в настоящее время более 70%, а разбрасывателей органических удобрений - 85% [1].
По данным Росстата, наибольшее снижение сельскохозяйственной техники для ухода за посевами и защиты растений в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2011 г. было в 2016 г. по машинам для внесения в почву твердых органических удобрений - на 23%, машинам для внесения в почву жидких органических удобрений - на 6,3% и разбрасывателей твердых минеральных удобрений - 4,8% (табл. 1).
Таблица 1 - Наличие основных видов сельскохозяйственной техники для ухода за посевами и защиты растений в сельскохозяйственных организациях в России по годам, тыс. шт. [2]
п/п 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016 в% к 2011
Дождевальные и поливные машины и установки 5,3 5,2 5,2 5,7 5,9 6,0 113,2
Разбрасыватели твердых минеральных удобрений 16,5 16,3 15,8 15,8 15,5 15,7 95,2
Машины для внесения в почву:
твердых органических удобрений 6, 1 5, 6 5, 2 5, 1 4, 8 4, 7 77 ,0
жидких органических удобрений 3,8 3,7 3,6 3,7 3,6 3,6 94,7
Опрыскиватели и опыливатели тракторные -всего 23,2 23,1 22,7 23,1 22,4 22,8 98,3
Протравливатели семян 7,6 7,5 7,5 7,6 7,6 7,6 100,0
В Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» показано, что основное количество сельскохозяйственной техники для ухода за посевами и защиты растений находится в сельскохозяйственных организациях по производству сельскохозяйственной продукции (табл. 2).
При этом количество отечественной техники для агрохимических работ на российском рынке значительно меньше количества такой техники, поступающей из зарубежных стран. За 2011-2014 гг. доля отечественных машин для внесения минеральных удобрений на российском рынке уменьшилась с 37,9% в 2011 г. до 8,7% в 2014 г., а доля импорта увеличилась соответственно с 62,1 до 91,3%. В то же время доля опрыскивателей российского производства возросла с 15,6% в 2011 г. до 25,4% в 2014 г., а доля импорта снизилась соответственно с 84,4 до 74,8% (табл. 3) [1].
Таблица 2. Наличие основных видов сельскохозяйственной техники для ухода за посевами и защиты растений в сельскохозяйственных организациях России в 2016 г., шт. [3]
п/п Сельскохозяйственные организации В том числе:
по производству сельскохозяйственной продукции по предоставлению услуг в области сельского хозяйства
Дождевальные и поливные машины и установки 5983 5728 255
Разбрасыватели твердых минеральных удобрений 15653 15564 89
Машины для внесения в почву:
твердых органических удобрений 4669 4645 24
жидких органических удобрений 3634 3631 3
Опрыскиватели и опыливатели тракторные 22806 22674 132
Протравливатели семян 7598 7553 45
Таблица 3 - Российское производство и импорт техники для агрохимических работ [1]
Виды техники 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
шт. % шт. % шт. % шт. % шт. %
Машины для внесения минеральных удобрений, всего 2095 100 1821 100 1456 100 2564 100 5552 100
в том числе: российское производство (продажа) 794 37,9 657 36,1 638 43,8 222 8,7 386 7,0
импорт 1301 62,1 1164 63,9 818 56,2 2342 91,3 5166 93,0
Опрыскиватели, всего 2475 100 2659 100 2462 100 3221 100 2100 100
в том числе: российское производство (продажа) 385 15,6 608 22,9 633 24 813 25,2 509 24,2
импорт 2090 84,4 2051 77,1 2009 76 2406 74,8 1591 75,8
* составлено по данным Росагромаш.
По данным Федеральной таможенной службы России, в первом квартале 2016 г. объем импортных поставок по разбрасывателям твердых минеральных удобрений по сравнению с первым кварталом 2015 г. на 66% в натуральном выражении и на 111% в стоимостном выражении, а по опрыскивателям соответственно на 118 и 272%. При этом в первую пятерку стран, из которых эта техника поставлялась в Россию, входят Германия (32,5% поставок в стоимостном выражении), Республика Беларусь (20,3%), Польша (12,2%), Нидерланды (10,1%) и Дания (7,9%) [1].
Основные производители опрыскивателей и разбрасыватели минеральных удобрений, а также объемы их реализации в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, показаны в таблице 4.
Из этой таблицы видно, что основным производителем опрыскивателей и разбрасывателей минеральных удобрений является АО «Евротехника».
Наибольший рост отечественного производства опрыскивателей в первом квартале 2016 г. по сравнению с первым кварталом 2015 г. показали следующие предприятия: ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш» (Ростовская область) - 300%, АО «Евротехника» (Самарская область) - 272%, ООО «Пегас-Агро» (Самарская область) - 131% [1].
Таблица 4. Производители и объемы реализации опрыскивателей и разбрасывателей минеральных удобрений в рамках мероприятий Госпрограммы 2013-2020 гг. в России [3]
Производители сельскохозяйственной техники Наименование техники Фактический суммарный объем субсидий, тыс. руб. Реализовано техники, ед.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
АО «Евротехника» Опрыскиватели, разбрасыватели, сеялки 50314,7 224310,3 558079,8 122 251 403
ООО НПФ «Белагроспецмаш» Опрыскиватели, сеялки, разбрасыватели минеральных удобрений - - 16785,3 - - 38
ООО «Пегас-Агро» Опрыскиватели, разбрасыватели 6044,95 32256,2 15176,0 14 65 17
ООО «Сальсксельмаш» Опрыскиватели - - 802,4 - - 13
ОАО «Таоспектр» Опрыскиватели - - - - - -
Одними из основных условий успешного решения задачи импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники является государственная поддержка разработки, создания, испытания и внедрения новой техники, а также государственная поддержка стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
Таблица 5 - Объем инвестиций в модернизацию, разработку и освоение новых образцов производителями опрыскивателей в 2016 г. [3]
Объем инвестиций в
разработку и освоение % общего
Наименование производителя Объем инвестиций в основное производство, тыс. руб. новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной Перечислено субсидий в 2016 г., тыс. руб. объема инвестиций к объему перечисленных
техники, тыс. руб. субсидий
план факт % исп. план факт % исп.
АО «Евротехника» 10000 12717,7 127,18 - - - 558079,8 2,28
ООО НПФ «Белагроспецмаш» 60000 17192,5 28,65 30000 10700,4 35,67 16785,3 166,17
ООО «Пегас-Агро» 40000 50968,9 127,42 500 852,5 170,51 15176,0 341,47
ОАО «Таоспектр» 250 - 0,00 50 - 0,00 - -
ООО «Сальсксельмаш» 20000 - 0,00 6000 802,4 13,37 802,4 100,00
Развитие научно-технического прогресса требует периодического обновления конструкций машин в соответствии с необходимостью роста производительности труда, изменяющимися технологиями сельскохозяйственного производства, появления новых требований к качеству выполнения механизированных работ. Поэтому необходима разработка, т.е. проектирование, создание, испытание и внедрение новой техники. Разработку простой техники, например, почвообрабатывающих, посевных и других машин могут и должны осуществлять за счет собственных средств предприятия-изготовители. Но разработка сложных машин нового поколения, например, тракторов и агрегатов к ним (двигателей, трансмиссии и др.), требует большего финансирования, и отечественные предприятия-изготовители не могут её осуществить в связи с недостаточной величиной собственных финансовых средств. Из-за этого предприятия осуществляют, в основном, модернизацию выпускаемой техники, которая по своим технико-экономическим параметрам практически не отличается от базовых моделей. В связи с этим отечественные машины по своей
конструкции отстали от западных аналогов. Поэтому необходима финансовая поддержка со стороны государства.
Объем инвестиций в модернизацию разработку и освоение новых образцов производителями опрыскивателей в 2016 г. показан в таблице 5.
Из этой таблицы видно, что только ООО «Пегас-Агро» из пяти отечественных производителей опрыскивателей в 2016 г. наращивал объем инвестиций как в основное производство, так и объем инвестиций в разработку и освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники, а также имеет большой процент общего объема инвестиций к объему перечисленных субсидий. АО «Евротехника» наращивала только объем инвестиций в основное производство, инвестированием разработок и освоением новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацией моделей сельскохозяйственной техники не занималась. ООО НПФ «Белагроспецмаш» намного недовыполнила планы как по объему инвестиций как в основное производство, так и объему инвестиций в разработку и освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники; но имеет большой процент общего объема инвестиций к объему перечисленных субсидий.
Федеральные власти осуществляют финансирование разработки современной высокопроизводительной сельхозтехники. Например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. №957 « О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям сельскохозяйственного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам» предоставляются из федерального бюджета в 2016 г. субсидии из федерального бюджета организациям сельскохозяйственного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам в размере 1,5 млрд. руб. Под омологацией и подтверждением соответствия продукции международным стандартам понимается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сельскохозяйственного машиностроения, в том числе доработка ее конструкции, в целях обеспечения соответствия продукции международным техническим требованиям. Компенсируется до 90% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сельскохозяйственного машиностроения, доработку, адаптацию техники и до 100% расходов по ее сертификации для зарубежных рынков [4].
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов» (с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2016 г.) устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии на компенсацию части затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. На совещании «Об организации проведения в 2017 году весенних полевых работ», которое состоялось в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Морозов А.Н. сообщил, что в рамках постановления №1312 и с привлечением займов Фонда развития
промышленности реализуется 14 проектов по разработке и серийному производству современной техники, в том числе тракторов, высокопроизводительных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, техники для растениеводства и оборудования для животноводства.
В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года, разработанной Минпромторгом России совместно с Ассоциацией «Росспецмаш» и утвержденной распоряжением правительства РФ от 7 июля 2017 г. №1455-р подчеркивается, что в рамках действия данного постановления Правительства Российской Федерации российскими производителями реализовано 7 проектов на общую сумму 566,26 млн. руб. Все разработанные машины поставлены на серийное производство. Кроме того, Фонд развития промышленности разработал механизм льготного финансирования, который позволил предприятиям реализовать инвестиционные проекты на общую сумму 760 млн. руб. Всего в 2016 году российские производители представили на рынок 278 новых моделей и модификаций сельскохозяйственной техники. Одной из основных задач Стратегии является стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и разработка новых видов конкурентоспособных сельскохозяйственных машин, планируется увеличение объема инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 10 млрд. руб. Доля объема расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме выручки предприятий сельскохозяйственного машиностроения должна вырасти с 0,7% в 2017 г. до 3,2% в 2030 г. Для совершенствования технического уровня выпускаемой продукции сельскохозяйственного машиностроения и повышения ее привлекательности для потребителя необходимо стимулировать увеличение отраслевых расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также создание условий для непосредственного взаимодействия предприятий отрасли сельскохозяйственного машиностроения с научными организациями для разработок новых технических решений, продуктов и технологий.
В России в последние годы есть небольшие подвижки в проектировании, создании, испытании и внедрении новой техники для агрономических работ. Например, Поволжской машинно-испытательной станцией проведены сравнительные испытания разбрасывателей минеральных удобрений «Туман-2» (ООО «Пегас-Агро») и ZAM-1500 (АО «Евротехника») на полях Самарской области; MDS-935 (Rauch, Германия) и МВУ-900 (ООО «АГРО-ТЕХ», Ростовская область) на полях Краснодарского края. Лучшие эксплуатационно-экономические показатели получены у нового самоходного разбрасывателя минеральных удобрений «Туман-2», который по производительности, удельному расходу топлива превосходит все сравниваемые с ним машины, в том числе зарубежный аналог [1].
Основным мероприятием в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство сельскохозяйственной техники, реализуемой сельхозтоваропроизводителям со скидкой. Для сохранения субсидий на закупку отечественной сельхозтехники было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. №1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», в реализации которой непосредственно участвует АО «Росагролизинг».
Правительство Российской Федерации определило меры помощи производителям сельскохозяйственной техники, которые применялись в 2016 году (распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2016 г. №501-р). На реализацию соответствующей программы было выделено 9,9 млрд. руб. На субсидирование организаций, производящих тракторы, зерноуборочные комбайны и прочую технику сельскохозяйственного назначения, общий объем дополнительных субсидий составил
8 млрд. руб. Еще 500 млн. руб. было направлено на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов.
Спрос на отечественную технику был настолько велик, что объем субсидий составил 15 млрд. руб. В 2016 г. российские предприятия, используя этот инструмент, смогли дополнительно реализовать техники на 35 млрд. руб. За время действия программы (2013-2016 гг.) сумма предоставленной субсидии превысила 18,4 млрд. руб., что позволило дополнительно поставить сельхозпроизводителям техники на сумму 81,5 млрд. руб. [5]
В результате успешной реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. №1432 за период 2013-2016 гг. выросло количество реализованных отечественных тракторов, а также прицепной и навесной техники, к которой относится и машины для внесения удобрений и химической защиты растений, что нашло отражение в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (табл. 6).
Таблица 6. Эффективность стимулирования спроса на российском рынке сельскохозяйственной техники [3]
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (план)
Реализовано сельхозтехники в рамках госпрограммы
Тракторы, шт. 37 191 979 1263 2960
Прицепная и навесная техника, шт. 192 1209 3125 10767 12687
Из таблицы видно, что реализация отечественных тракторов выросла с 37 штук в2013 г. до 1263 штук в 2016 г., или в 34 раза, а прицепной и навесной техники -соответственно с 192 штук до 10767 штук или в 56 раз. На 2017 г. запланировано увеличение реализации тракторов по сравнению с 2016 г. в 2,3 раза, а по прицепной и навесной технике - в 1,2 раза.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов», утвержденном 19 декабря 2016 года, предусмотрено финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2017 год. На Развитие сельскохозяйственного машиностроения (субсидии российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями и части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники) выделено 9,38 млрд. руб.
Также в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №715-р от 17.04.2017 г. в целях обеспечения дополнительного производства сельхозтехники выделяются Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году бюджетные ассигнования в размере 13,7 млрд. руб. на предоставление субсидий производителям сельхозтехники.
В 2017 году количество производителей сельхозтехники, которые реализуют свою продукцию со скидкой, выросло до 80. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. №261 внесены изменения в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации №1432. С 17.03.2017 г. снижена ставка с 30 до 20% для регионов Сибирского и Дальневосточного округов, а также Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области; а для остальных регионов России - с 25 до 15%. Основной причиной снижения размера субсидии и скидки являются ограниченность бюджетных средств и невозможность расширения списка участников программы - российских производителей сельхозтехники [5].
В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года, разработанной Минпромторгом России совместно с Ассоциацией «Росспецмаш» и утвержденной распоряжением правительства РФ от 7 июля 2017 г. №1455-р, в рамках первого этапа (2018-2021 годы) планируется внедрение финансовых мер господдержки, направленных на ускоренное обновление парка техники, что должно привести к резкому спросу на отечественную технику. Для этого Минпромторг России предлагает продлить действия постановления Правительства Российской Федерации №1432 до 2021 г., предусмотрев постепенное снижение скидок с 15% в 2017 г. до 5% к 2021 г. На программу в 2018-2021 гг. планируется направить 45 млрд. руб. бюджетных субсидий. По итогам первого этапа (запланирована масштабная господдержка, инвестиции в НИОКР и в рост узнаваемости продукции на внешних рынках) к 2023 году отечественные производители должны занять 80% рынка. По итогам второго этапа к 2025 году экспорт должен составить 50% от отгрузок, что позволит загрузить мощности до 80-90%. По итогам третьего этапа годовое производство должно вырасти втрое, примерно до 300 млрд. руб., а доля расходов на НИОКР в выручке достичь 3%. При этом ужесточаются критерии выдачи господдержки (основная мера — субсидируемые из бюджета скидки). На третьем этапе планируется вообще убрать прямое финансовое стимулирование отрасли. Но и до этого предполагается уменьшение количества импортных компонентов и технологических операций: в 719-е постановление правительства, где прописаны операции, при выполнении которых продукция считается российской, будут вводить новые требования, в частности стимулирующие производство компонентов. В итоге к 2030 году доля импортных компонентов в себестоимости продукции снизится с 35% до 10%. Другим важным условием получения госсубсидий станут обязательства по объемам производства и экспорта.
По данным Ассоциации «Росспецмаш» от 25 июля 2017 г., в этом месяце общая сумма субсидий по заключенным контрактам превысила выделенные 13,7 млрд. руб. Поэтому заводы остановили реализацию техники по Программе №1432. Для сохранения темпов производства в текущем году на субсидии нужно еще 4,4 млрд. руб. Если объем финансирования по Программе №1432 в 2017 году не увеличится, то рост производства сельхозтехники в России сократится и к концу 2017 года составит 12%. Также субсидирование производителей сельхозтехники в 2018-2020 годах в федеральном бюджете не предусмотрено.
По нашему мнению, такое снижение скидок и недостаточное финансирование программы в 2017 г., а также отказ от её финансирования в 2018-2020 годах может уменьшить положительный эффект от реализации данного постановления, который был достигнут в 2016 г.
Стратегические направления импортозамещения на российском рынке техники для защиты растений и внесения удобрений: повышение доли российской техники на рынке, особенно в сегментах с высокой импортозависимостью, таких как техника для защиты растений и внесения удобрений; обеспечение роста объемов производства и реализации российской техники посредством повышения конкурентных преимуществ и государственной поддержки; повышение наукоёмкости машиностроения России посредством государственного стимулирование инвестирования в научные разработки; занятие новых ниш на мировом рынке сельскохозяйственной техники.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Евстропов, А.С. Импортозамещение техники для агрохимических работ / А.С. Евстропов // Сельский механизатор. - 2017. - №8. С. 2, 3, 7.
2. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. // Бюллетени о состоянии сельского хозяйства (электронные версии). Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru
3. Сайт Минсельхоза Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». - Режим доступа: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/
4. Кайшев, В.Г., Алексеев, К.И. Государственное стимулирование технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне / В.Г. Кайшев, К.И. Алексеев // Прикладные экономические исследования. - 2017. -№3 (19). С. 4-26.
5. Сайт Ассоциации «Росагромаш» [Электронный ресурс]. // Внесены изменения в программу субсидирования производителей сельхозтехники. Пресс-релиз от 17.03.2017 г. - Режим доступа: http: //www.rosagromash.ru/32-uncategorised/1046-vneseny-izmeneniya-v-programmu-subsidirovaniya-proizvoditelej-selkhoztekhniki
6. Полухин А.А. Траектория развития рынка сельхозтехники стран - членов ЕАЭС // АПК: Экономика, управление. 2015. №10. С. 80-84.
7. Неуймин, Д.С. Управление конкурентоспособностью сельскохозяйственного предприятия [Текст] / Д.С. Неуймин // Аграрный вестник Урала. 2011. № 1. С. 82-84.
8. Солопов, В.А. Развитие научной и инновационной деятельности МичГАУ как сокоординатора технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» [Текст] / В.А. Солопов, Д.С. Неуймин // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 8-12.
9. Неуймин, С.К. Сельскохозяйственная освоенность как фактор устойчивого развития сельских территорий [Текст] / С.К. Неуймин, Д.С. Неуймин // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 1. С. 121-126.
10. Неуймин, С.К. Социально-экономический каркас территории региона: расчет и анализ [Текст] / С.К. Неуймин, Д.С. Неуймин // Биотика. 2015. Т. 7. № 6. С. 226-231.
11. Неуймин, Д.С. Особенности государственной поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в условиях импортозамещения [Текст] / Д.С. Неуймин, А.В. Бекетов, В.А. Кувшинов, А.И. Трунов // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т. 30. № 5. С. 12-15.
DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-11.05
THE IMPACT OF GOVERNMENT POLICY IMPLEMENTATION ON THE LIMITATION OF IMPORT CATTLE TO COMPANY'S STRATEGY IN THE FRAMEWORK OF MAINTAINING COMPANY PERFORMANCE
Marhendra Audio Valentino Himawan*, Arifin Zainul, Handayani Siti Ragil
Faculty of Administrative Science, University of Brawijaya, Indonesia *E-mail: [email protected]
ABSTRACT
This research aims to determine the company's strategy in order to maintain the company's performance as a result of import cattle quota restriction. The policy of import cattle restriction imposed by the Indonesian government certainly has a significant impact on cattle importing companies, especially PT Karunia Alam Sentosa Abadi (KASA), Lampung -Indonesia. PT Karunia Alam Sentosa Abadi (KASA) enforces various-new business strategies to maintain the company performance from quota import policy. The results of the study show that there are several strategies applied by the company such as Volume to Performance Strategy, Average Daily Gain (ADG) improvement, Marketing Network Evaluation, Leasing Company Facilities, and Daily Workforce Reduction.
KEY WORDS
Performance, policy, strategic, business.
The inability of local farmers to meet the needs of national meat market makes the government open towards imported cattle and meat. In Indonesia, the main supplier of imported cattle is its neighboring country, Australia. With the introduction of imported cattle and meat, the demand for meat can be met. The level of growth and development of imported cattle in Indonesia is positive from year to year. By that, it is no doubt that Indonesian people become very dependent towards the existence of imported cattle and meat.
The existence of imported cattle then raises the pros and cons in cattle breeding business. The development, growth, and competitiveness of local cattleman tend to be decreased both in the quality and quantity. It happened because Indonesian people rely and dependent more on imported cattle and meat. Besides the price is cheaper, they also have an assumption that imported meat and cattle have better quality than the local.
To solve that dilemma, the government has regulated a policy concerning restriction of imported cattle quota in order to regain competitiveness and development of local cattle through the national beef swasebada (self-sufficiency) in 2012. The policy was established not only to reduce Indonesia's dependence on imported meat but also to improve the performance and competitiveness of local farmers in order to compete with import cattle to export cattle overseas.
The restriction policy of imported cattle quota made by Indonesian government became a controversy and raised some pros and cons. Local cattle was predicted to increase and develop its production, however, it has not been able to balance the needs of the national beef market. The price of national beef is soaring due to its scarcity. In addition, problems also came from cattle importing companies which then experienced a decrease in the performance due to the quota restrictions.
Therefore, the government revised and enforced the policy to become more suitable for the business climate in Indonesia because of the complexity of the problems raised after the implementation of the quota restrictions. The policy of price stability is the next thing enacted by the Indonesian government. In that case, the government is no longer limit cattle import quotas but imposes a benchmark of price to analyze the required amount of imports. Last policy is then enforced by the Indonesian government through President Joko Widodo in which he opened the quota of imported beef up to 220 thousand/cattle per year.