УДК 332.146.2
DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51827
БОРОВИНСКАЯ Дарья Николаевна доктор философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» E-mail: sweetharddk@mail.ru
ЗАЛЕВСКАЯ Мария Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических и учетных дисциплин БУ ВО «Сургутский государственный университет»
МОРДАНОВ Максим Андреевич преподаватель кафедры экономических и учетных дисциплин БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Стратегические инструменты развития креативных индустрий в регионе
В настоящее время растет значимость креативного капитала, одного из основных факторов экономического роста территорий. Исследователи и представители бизнес-среды сходятся во мнении о высокой роли креативности как источника конкурентного преимущества на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. Результаты исследований, связанные с устойчивым развитием креативных индустрий на определённой территории, обсуждаются в разных аспектах: в контексте предприятий, городов, регионов, на международном уровне и с различными временными точками. В статье авторы на основе исследования региональных особенностей субъекта России определили и раскрыли содержание стратегических инструментов развития креативных индустрий и креативного капитала. Авторами предпринята попытка определения новых эффективных инструментов создания условий для качественной трансформации креативной среды региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие, креативные индустрии, социально-экономическое развитие региона, зональное развитие.
Концепция креативных индустрий напрямую связана с региональной и национальной спецификой. В настоящее время проблемы устойчивого развития территорий приобрели особую значимость, так как стабильное развитие экономических систем регионов является необходимым условием социально-экономического роста современного общества. Содержание обозначенного вида деятельности отличается в различных странах; в мире отсутствует универсальное прикладное понимание применения креативных индустрий. Как следствие, не существует общих и простых критериев для идентификации хозяйствующих субъектов, относящихся к креативному сегменту экономики [2, с. 3725]. Сегодня становление креативных индустрий носит разрозненный и бессистемный характер, отсутствует алгоритм взаимодействия бизнеса и органов власти, не сформирована нормативно-методологическая основа, условия для осуществления деятельности представителей креативного бизнеса. За последние годы важность креативной индустрии значительно возросло. Сегодня обозначенный сектор являются движущим фактором экономического роста определённой территории.
Современное состояние креативных индустрий в России характеризуется тем, что органами региональной и федеральной власти данная концепция рассматривается не в полной мере в качестве потенциального и эффективного инструмента экономического развития. Одна из основных характеристик креативных индустрий - принципиальная взаимозависимость, обеспечивающая синергию различных видов экономической деятельности, основанных на индивидуальном таланте и творческих способностях индивидов, - оказывается барьером для комплексного формирования и вовлечения данного сектора в развитие территорий. Российская система управления экономикой исходит из возможности и необходимости взаимодействия с отдельной отраслью или совокупностью отраслей, обладающих единой производственной логикой. Такой подход оправдан исключительно в рамках индустриального подхода, однако неприменим в случае с новой экономикой, базовый ресурс которой, знание, трансформируется в результаты производственной деятельности наряду с иными отраслями промышленности. В целях создания условий устойчивого развития регионов и удовлетворения растущих потребностей общества необходимо использовать комплексный подход, объединяющий социальные, экологические, промышленные и общественные
интересы, особенно в условиях изменчивой, неопределенной, сложной и неоднозначной среды ^иСА-мира).
Целью исследование является характеристика перспективных стратегических инструментов развитии креативных индустрий в субъекте Российской Федерации с учетом региональных особенностей.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра представляет собой один из ключевых драйверов социально-экономического и финансового развития России. Данный тезис подтверждается следующими результатами регионального развития. В частности, значения валового продукта в расчете на душу населения в автономном округе более чем в 4 раза превышают аналогичные среднероссийские показатели (например, в Югре - 2 715,8 и 2 733,6 тыс. руб., в России в целом - 614,3 и 646,1 тыс. руб. по итогам 2018 и 2019 гг. соответственно). Анализ темпов роста валового продукта в сопоставимом исчислении также показывает, что глобальные процессы начинают оказывать усиливающееся воздействие на ключевые макроэкономические параметры развития территории (среднегодовой темп прироста ВРП Югры в период с 2014 по 2019 гг. - 10%). Это повлияло на формирование добавленной стоимости практически по всем видам экономической деятельности (за исключением следующих отраслей: торговля, строительство, финансовая деятельность, образование, научная и техническая деятельность, а также деятельность в области культуры, спорта и досуга). В современных социально-экономических условиях представляется целесообразным повышение внимания развитию обрабатывающих производств, на которые в наибольшей степени влияют макроэкономические показатели.
Отметим, что во времена инновационного развития ранее применяемые методы совершенствования теряют свою актуальность и ценность. Они не могут защитить традиционные категории продуктов или бизнес-модели, не являются эффективными методами при разработке новых услуг или товаров. Преимущества, которыми обладает Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по сравнению с другими субъектами России, более значимы и выгодны. В частности, глобальная сеть распределения продуктов нефтегазового комплекса, узнаваемый бренд автономного округа на внутреннем и международном рынках, обширная экосистема региональных и федеральных партнеров, финансовая устойчивость и прогнозируемая положительная динамика денежного потока - все обозначенные факторы могут выступать в качестве конкурентных
преимуществ в рамках социально-экономического развития Югры.
В качестве приоритетных конкурентных преимуществ Югры можно выделить следующие.
Во-первых, имеющиеся в регионе богатые природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал, способствующий повышению уровня деловой активности и включающий крупнейшие в России и в мире месторождения углеводородов (практически половина общероссийских запасов нефти и конденсата), наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов, определяет высокие показатели уровня социальной защиты и здравоохранения в округе, перспективные условия для развития предпринимательства, увеличения инвестиций в основной капитал.
Во-вторых, высокая энергетическая насыщенность региона также является его значимым преимуществом. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующие позиции по ряду важных параметров экономического развития, в том числе по производству электроэнергии. Структура потребления электроэнергии характеризуемого субъекта обладает следующей спецификой: значительная доля потребления электроэнергии приходится на добычу полезных ископаемых - более 85%. В связи с этим стабильно высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики округа для частных инвесторов обусловлен стабильным спросом на топливно-энергетические ресурсы, добываемые в регионе. В то же время в рамках развития возобновляемой энергетики, экономически целесообразным является соответствие обозначенному мировому тренду в Югре - повышение значимости совершенствования альтернативной «зеленой» энергетики.
В качестве иного конкурентного преимущества автономного округа можно рассмотреть специфику его бюджетной политики. Стабильно высокий уровень собственной бюджетной обеспеченности (по итогам 2020 г. доля безвозмездных поступлений в составе доходов бюджета Югры составила 10% [4], в объеме доходов консолидированных бюджетов регионов в целом по России - более 27%) и отсутствие зависимости регионального бюджета от федеральных трансфертов представляют широкие возможности для всестороннего комплексного совершенствования социальной и экономической сфер населения округа. В частности, обозначенные преимущества бюджета Югры могут выступать эффективным инструментом развития предпринимательского сектора, создать условия успешной реализации
инвестиционных программ, ключевых социальных инициатив (особенно в области здравоохранения, социальной защиты и поддержки), что подтверждается, в том числе, успешным развитием и реализацией проектов в области социального предпринимательства Югры.
Также следует обозначить высокие темпы социально-экономического развития автономного округа. В частности, положительная динамика объема инвестиций в основной капитал (5,5% в 2020 г.), высокая величина инвестиций на душу населения (превышение показателя в целом по России более чем в 5,5 раз), низкий уровень безработицы (3% в округе, 3,7%
- российский уровень по итогам 2020 г.), значительное преобладание доли городского населения (удельный вес городского населения в ХМАО-Югре - более 92%, в целом по России
- 75%) [5]. Высокий уровень валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал формирует основу для наращения мультипликативного эффекта в экономике Югры, который выражается, в частности, в росте доходов населения и потребления выпускаемых товаров. По уровню благосостояния и размеру средней заработной платы автономный округ входит не только в число лидеров по УрФО, но и по Российской Федерации.
Кроме того, в качестве преимущества ХМАО-Югры можно рассматривать развитую систему социальной защиты и поддержки в регионе. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из передовых субъектов России по предоставлению мер социальной поддержки нуждающимся слоям населения (по итогам 2020 года доля инвестиций в социальную сферу составила 2,5%) [5]. Одной из сильных сторон является финансовое обеспечение социальной сферы, что положительно сказывается на своевременном обеспечении получателей соответствующих мер. В 2020 году было направлено 224,2 млрд руб. на развитие здравоохранения, образования, социальной политики, физкультуры и спорта, культуры (67% от общего объема расходов бюджета округа) [5]. В то же время среди возможностей округа отмечено привлечение дополнительных инвестиций в целях диверсификации рисков государства и перераспределении их между государственным и коммерческим сектором.
Наличие социальной стабильности также определяет выгодное положение Югры в рамках регионального развития. Конкурентные преимущества субъекта Российской Федерации
в виде стабильных и высоких доходов населения, наличия северных льгот, высокого уровня жизни и высокого платёжеспособного спроса способствуют улучшению социальных условий и благосостояния населения округа, а также обеспечивают стабильность общества. В целях сохранения социальной устойчивости в автономно округе принимается комплекс мер, способствующий сокращению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В данном контексте особое значение приобретает один из базовых элементов стратегии социально-экономического развития -принцип инклюзивности, который предполагает не только повышение величины доходов, но и равномерности их распределения между различными слоями населения.
Миграция и возрастное соотношение различных категорий населения выступают в качестве важнейших факторов регионального развития. Преимуществами Югры в данном контексте являются более молодой средний возраст населения и низкая миграционная активность. Несмотря на имеющиеся признаки дисбаланса между населением молодого, среднего и пожилого возраста, половозрастная структура населения округа является относительно «молодой» по сравнению с общероссийском (по итогам 2020 г. доля населения в округе в возрасте до 49 лет составила 72,4 %, в России - 50,5 %). В последние годы в Югре зафиксировано снижение миграционной активности, с 2019 г. отмечен миграционный прирост (0,2 и 5,5 тыс. чел. по итогам 2019 и 2020 гг. соответственно) [5]. В целях реализации эффективных мер по стабилизации миграционной активности и потенциала мигрантов представляется целесообразным усиление конкурентоспособности в данном направлении по сравнению как с соседними регионами, так и с иными центрами притяжения населения в России.
Значительное количество природных и историко-культурных ресурсов выступает в качестве перспективного конкурентного преимущества рекреационного комплекса Югры. В целях комплексного развития внутреннего и въездного туризма имеющиеся возможности округа могут быть трансформированы в инновационные туристские продукты. Отметим, что обозначенная трансформация способствует созданию условий для дальнейшего развития туристской инфраструктуры, приоритетных и перспективных видов туризма, формирования и продвижения конкурентоспособных и креативных туристских продуктов с учетом этнических особенностей населения региона на российском и международном рынках.
Наиболее значимые результаты социально-экономические развития возникают в тех территориальных зонах, где получает импульс креативный капитал. Именно поэтому в целях комплексного социально-экономического развития Югры необходимы разработка и реализация плана мероприятий не только по мобилизации и эффективному использованию имеющихся в округе преимуществ, но и инструментов, направленных на создание необходимых условий трансформации креативной среды.
Важным и экономически эффективным инструментом комплексного развития территории является зональное управление - деление управлением региона на четыре зоны. В каждой зоне наблюдается отчетливая выраженная динамика конкретного типа: достижение цели коммерческой деятельности - получение прибыли, поддержание и ускорение результативности операций, генерирование инноваций и их масштабирование. Каждая зона функционирует по своему гибкому плану. Все четыре зоны взаимодействуют, чтобы регион мог внедрить новую товарную категорию и продолжить выпуск прежних продуктов.
И здесь как никогда становится актуальным умение принимать нестандартные решения и создавать уникальные продукты и услуги. При этом именно креативность является ключевым фактором развития экономической и социальной сфер общества, и в этом заключается ее движущая сила всех процессов.
Креативность всё чаще соотносится с экономическим сознанием человека, его хозяйственной деятельностью. «Формирование современного представления о креативности - это процесс, обусловленный сущностным характером структурных трансформаций в обществе, проистекающих из меняющейся природы экономики и социальной сферы. Стремление к получению прибыли, удовлетворению потребностей и интересов провоцирует рациональное, осмысленное поведение людей в пользу экономически выгодного положения, что обуславливает развитие и доминирование экономической составляющей феномена понятия «креативность [1, с. 68].
В свою очередь, творческая активность рассматривается как решающий фактор конкурентного преимущества совершенствования не только личности, но и различных территорий. В последние годы произошли кардинальные изменения в подходе к креативному капиталу в экономике и менеджменте, все чаще упоминается начало времени экономики творчества.
Становится заметной особая роль демографических и социокультурных факторов как стимуляторов развития креативного капитала. В данном контексте не менее значимым направлением исследований является устойчивое развитие территорий. Именно поэтому приоритетным является решение задач по достижению подобного развития, принимая во внимание региональные особенности, специфику социально-демографических аспектов.
В качестве новых рекомендаций, в дополнение к существующим особенностям зонального управления, можно предложить следующее. Во-первых, четкое распределение руководящими звеньями операций между четырьмя зонами и достижение поставленных целей, во-вторых, представители креативного класса должны действовать в отведенных им зонах в соответствии с планом, одобренным для каждой из них. При этом им следует конструктивно взаимодействовать с коллегами, реализующими планы в других зонах. Бизнес, как и хоккей - командный вид спорта: успех зависит от взаимопонимания между участниками, и играть следует в соответствии со своим амплуа.
Годовой план представляет собой основу успешной реализации поставленных целей. В нем фиксируются решения по портфелю продуктов, которые определяют, в пределах какой из четырех зон будут финансироваться проекты. Отнесение проекта к той или иной зоне определяет характер работ, которые будут выполняться в рамках этого проекта, а также набор показателей, по которым будут оцениваться результаты. Ответственность за реализацию поставленных целей несут представители креативного класса [3]. Контролирующими лицами в данном случае выступает Правительство региона и руководители департаментов. В круг обязанностей включаются следующие активности: решение вопросов распределения ресурсов между зонами, организация и контроль конкуренции проектов в каждой зоне, а также координация взаимодействия между ними.
Зональное управление гарантирует, что распределение ресурсов, организационная структура, окупаемость инвестиций, операционный цикл, ключевые показатели, а также совокупность преимуществ для руководителей будут согласованы с установленными приоритетами и ожидаемыми результатами, уникальными для каждой зоны. Перечисленные инструменты весьма действенны. В настоящее время в большинстве регионов России, в том числе в Ханты-Мансийском авто-
номном округе - Югре, их используют для реализации достаточно противоречивых целей, что не всегда понятны условия и инструменты их функционирования. Напротив, в случае ликвидации внутренних конфликтов и выделения сферы применение каждого инструмента, возможно получение импульса развития творческой энергии [3].
Зональное управление решает проблемы, которые возникают при появлении новых бизнес-моделей. Стратегическое планирование - хороший стартовый механизм, особенно если оно заточено под максимально эффективное распределение ресурсов между тремя горизонтами инвестирования. Каждый горизонт определяется сроками окупаемости инвестиций.
- Горизонт 1: грядущий финансовый год. Инвестиции нацелены на рост показателей операционной деятельности.
- Горизонт 2: два - три года. В начале периода ожидается отрицательный денежный поток, что негативно влияет на показатели операционной деятельности.
- Горизонт 3: от трех до пяти лет. Инвестиции направляются преимущественно на исследования и разработки без ущерба для показателей операционной деятельности.
В этой модели значимую прибыль обеспечивает только горизонт 1. Все остальные - намерения, которые могут быть реализованы и принести результаты на уровне горизонта 1 в будущем. С этой точки зрения горизонт 3 сосредоточен на создании портфеля стратегических опций, а горизонт 2 - на трансформации одной или нескольких опций в высокоэффективный актив на горизонте 1. Далеко не каждый проект горизонтов 2 и 3 будет реализован в полном объеме в условиях горизонта 1. Пока хотя бы одному проекту это не удастся, капитализация региона существенно не изменится.
Как было обозначено ранее, в современных социально-экономических условиях эффективным инструментом комплексного регионального развития становится трансформация подходов и условий для стимулирования инноваций и качественных изменений. Для трансформации определенной территории в лидера необходимо исключить «внутренние конфликты», которые мешают фокусироваться на приоритетах.
Руководящим звеньям и креативному классу необходимо искать новые способы выполнения традиционных задач, которые могли бы принести выгоды в будущем. Недостаточно привлекать людей с технологическими навыками, необходимо самостоятельно создавать культуру инноваций внутри
региона. Креативная экономика должна стимулировать инновации и быстрые качественные преобразования, развивать «технологию любопытства». Креативному классу следует продвигать корпоративную культуру, позволяющую экспериментировать с возможными технологическими решениями для понимания потенциальных будущих результатов.
Для формирования различных форм креативности необходима определенная социокультурная среда [6]. Культура поддерживает бизнес-стратегию и должна быть управляемой и понимаемой. Риски для культуры возникают, когда существует несоответствие между ценностями региона и действиями лидеров, а также между поведением креативного класса или организационными системами. Культура также стала ключом к успеху и эффективности и источником правовых и репута-ционных рисков. Эта тенденция показывает, как креативный класс может помочь руководству региона сформировать правильную культуру, что крайне важно в условиях сегодняшней непрерывной цифровизации и интенсивного контроля со стороны средств массовой информации.
Иным современным и значимым инструментом регионального развития является прогнозирующая аналитика данных -неотъемлемый инструмент стратегического планирования. Представители креативного класса все чаще используют прогностическую аналитику, которая включает в себя различные статистические методы, такие как интеллектуальный анализ данных, сценарное моделирование и машинное обучение, для анализа текущих и прошлых событий с целью прогнозирования будущих тенденций и потенциальных рисков. Необходимость качественных статистических исследований позволить заинтересованным секторам владеть информацией о том, как и в каком направлении нужно использовать новые технологии, а также продвигать технологические инновации.
Кроме того, широкая область, требующая модернизации со стороны руководства региона, управление талантливыми сотрудниками, связана с привлечением и управлением навыками сотрудников. Многие исследования свидетельствует о дефиците квалифицированных кадров, поэтому заполнение соответствующих вакансий компетентными сотрудниками часто превращается в настоящую «войну за талант». Такая ситуация означает, что для Югры, в частности, крайне важно иметь продуманную надежную программу подбора и удержания персонала.
Безусловно, стоит расширить пул поиска специалистов по развитию креативной экономики за пределы традиционных подходов к решению тех или иных задач. Такая тактика поможет не только решить проблему с нехваткой кадров, но также стимулирует превращение региональных и муниципальных представителей креативного класса в ценного партнера и советника региону благодаря привнесению знаний и навыков из смежных отраслей.
Чтобы активно развивать креативную экономику необходимо сформировать менталитет новатора. Нужно трансформировать регион так, чтобы двигаться одновременно в нескольких направлениях, используя конкурентные преимущества. Особенно важно определить условия в области прорывных инноваций от усилий в сфере поддерживающих инноваций, направив первые на создание новых направлений бизнеса и операционных моделей, а вторые на расширение и совершенствование существующих продуктов.
После такой трансформации возникают четыре зоны управленческой активности. Каждая из них связана с одним и только одним инвестиционным горизонтом и требует особого стиля управления для достижения поставленных целей (см. рисунок 1).
Прорывные Поддерживающие
инновации инновации
Зона Зона основного
Доходы трансформации производства
Горизонт 2 Горизонт 1
Зона Зона
Инвестиции инкубации продуктивности
Горизонт 3 Горизонт 1
Рис. 1. Четыре зоны управленческой активности Зоны существенно отличаются друг от друга: по связи с конкретным инвестиционным горизонтом, по показателям результативности и характеристикам операционного цикла. Для каждой зоны требуется индивидуальный план действий, причем план, разработанный для одной зоны, должен быть гибким и неприменим к трем другим. Все четыре зоны должны гибко взаимодействовать, при этом необходим глобальный план для их координации.
Таким образом, одной из ролей трансформации условий регионального развития территорий должно быть создание
соответствующих условий для совершенствования среды, в которой будут развиваться креативный потенциал, повышаться конкурентные преимущества региона: в виде привлечения креативного класса или создания новых рабочих мест.
Литература:
1. Боровинская Д.Н., Захарова Л.Н. Концептуальное представление о креативности: материалистический взгляд // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 10. - С. 62-69.
2. Морданов М.А. Креативные индустрии как драйвер экономического роста // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 10. -С. 3725-3740.
3. Мур Д. Зона победы. Управление в эпоху цифровой трансформации / Джеффри Мур; пер. с англ. Э. Кондуковой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 272 с.
4. Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2020 год: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 41-оз от 16 июня 2021. - URL: https://dep-fin.admhmao.ru/budget/report/5694731/ispolnenie-byudzheta-avtonom-nogo-okruga-za-2020-god-proekt/ (дата обращения 27.03.2022). -Режим доступа свободный.
5. Об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2020: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 247-рп от 28 мая 2021 года. - URL: https://depeconom.admhmao.ru/up-load/iblock/829/Itogi-sotsialno_ekonomicheskogo-razvitiya-KHanty_Mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-_-YUgry-yanvar_sentyabr-2020-_2_.pdf (дата обращения 27.03.2022). - Режим доступа свободный.
6. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Ричард Флорида / Пер. с англ. Н. Яцюк; [науч. Ред. Р. Хусаинов]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 384 с.
BOROVNSKAYA D.N.
Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Education Surgut State Pedagogical University
ZALEVSKAYA M.A.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic and Accounting Disciplines of the Surgut State University
MORDANOV M.A.
Lecturer of the Department of Economic and
Accounting Disciplines of the Surgut State University
Strategic tools for the development of creative industries in the region
Nowadays the importance of creative capital, one of the main factors of economic growth of territories, is growing. Researchers and representatives of the business environment agree on the high role of creativity as a source of competitive advantage at the micro-, meso- and macroeconomic levels. The research results related to the sustainable development of creative industries in a particular territory are discussed in different aspects: in the context of enterprises, cities, regions, internationally and with different time points. In the article the authors have defined and disclosed the content of strategic tools for the development of creative industries and creative capital on the basis of the study of regional characteristics of the subject of Russia. The authors have attempted to identify new effective tools to create conditions for the qualitative transformation of the creative environment of the region.
Keywords: sustainable development, creative industries, socioeconomic development of the region, zonal development.
References
1. Borovinskaya D.N., Zaharova L.N. Conceptual idea of creativity: a materialistic view // Social and humanitarian knowledge. - 2017. - No. 10. -P. 62-69.
2. Mordanov M.A. Creative industries as a driver of economic growth // Creative Economy. - 2021. - Volume 15. - No. 10. - S. 3725-3740.
3. . Moore D. Zone of victory. Management in the Age of Digital Transformation / Geoffrey Moore; per. from English. E. Kondukova. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2020. - 272 p.
4. On the execution of the budget of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2020: Law of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra No. 41-oz of June 16, 2021. - URL: https://depfin.admhmao.ru/budget/report/ 5694731/ispolnenie-byudzheta-avtonomnogo-okruga-za-2020-god-proekt/ (accessed 03/27/2022). -Access mode is free.
5. On the results of the socio-economic development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2020: Decree of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra No. 247-rp dated May 28, 2021. - URL: https://depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/829/Itogi-sotsialno_ekonomicheskogo-razvitiya-KHanty_Mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-_-YUgry-yanvar_sentyabr-2020-_2_.pdf (accessed 03/27/2022). - Access mode is free.
6. Florida R. Creative class. People who create the future / Richard Florida; per. from English. N. Yatsyuk; [scient. Ed. R. Khusainov]. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2016. - 384 p.