Научная статья на тему 'Стратегические и тактические приемы брачного выбора'

Стратегические и тактические приемы брачного выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
646
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / БРАК / MARRIAGE / СЕМЬЯ / FAMILY / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / REPRODUCTIVE ATTITUDES / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIP / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ НА БРАЧНОМ РЫНКЕ / PATTERNS OF BEHAVIOR IN THE MARRIAGE MARKET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каштанова Ольга Владимировна

Цель: описать особенности добрачного и брачного поведения россиян, применяемые ими стратегические и тактические приемы; оценить их эффективность. Методы: использован системно-структурный метод. Эмпирической базой послужили результаты проведенных исследований: вторичного анализа данных Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг., глубинного полуформализованного интервью (43 человека в возрасте 16-75 лет, 2012 г.); дискурс-анализа Интернет-форумов (2675 сообщений, представленных 893 участниками форумов, 2004-2013 гг.) и сайтов Интернет-знакомств (проанализированы 243 анкеты на сайте «Рамблер-знакомства» и 124 анкеты «Маил-знакомства», 2016 г.). Результаты: выделены типичные образцы поведения и правила, ориентирующие респондентов на создание добрачных или брачных отношений. Научная новизна : стратегические и тактические приемы брачного выбора рассмотрены сквозь призму влияния социальных стереотипов на выбор определенной формы взаимоотношений (брака или сожительства). Практическая значимость : полученные результаты, изложенные в данной статье, могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов воспроизводства населения и развития семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC AND TACTICAL RECEPTIONS OF MARRIAGE SELECTION

Purpose: to describe the features of premarital and marital behavior of Russians, their strategic and tactical methods; Evaluate their effectiveness. Methods: the system-structural method is used. The empirical base was the results of the conducted studies: a secondary analysis of the data of the All-Russian Censuses of 2002 and 2010, a deep semi-formalized interview (43 people aged 16-75 years, 2012); Discourse analysis of Internet forums (2675 messages submitted by 893 forum participants, 2004-2013) and Internet dating sites (243 questionnaires on the "Rambler-Dating" site and 124 "Mail-Dating" questionnaires, 2016). Results: typical patterns of behavior and rules that guide respondents to the formation of pre-marital or marital relations are highlighted. Scientific novelty: the strategic and tactical methods of marriage choice are examined through the prism of the influence of social stereotypes on the choice of a certain form of relationships (marriage or cohabitation). Practical significance: the results obtained in this article can be used in scientific and pedagogical activities when considering issues of population reproduction and family development.

Текст научной работы на тему «Стратегические и тактические приемы брачного выбора»

Каштанова Ольга Владимировна СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ...

УДК 316.621

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ БРАЧНОГО ВЫБОРА

© 2017

Каштанова Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальная и политическая конфликтология» Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет (420015, Российская Федерация, Казань, К. Маркса, 68, e-mail: olgak2002@rambler.ru)

Аннотация. Цель: описать особенности добрачного и брачного поведения россиян, применяемые ими стратегические и тактические приемы; оценить их эффективность. Методы: использован системно-структурный метод. Эмпирической базой послужили результаты проведенных исследований: вторичного анализа данных Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг., глубинного полуформализованного интервью (43 человека в возрасте 16-75 лет, 2012 г.); дискурс-анализа Интернет-форумов (2675 сообщений, представленных 893 участниками форумов, 2004-2013 гг.) и сайтов Интернет-знакомств (проанализированы 243 анкеты на сайте «Рамблер-знакомства» и 124 анкеты «Маил-знакомства», 2016 г.). Результаты: выделены типичные образцы поведения и правила, ориентирующие респондентов на создание добрачных или брачных отношений. Научная новизна: стратегические и тактические приемы брачного выбора рассмотрены сквозь призму влияния социальных стереотипов на выбор определенной формы взаимоотношений (брака или сожительства). Практическая значимость: полученные результаты, изложенные в данной статье, могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов воспроизводства населения и развития семьи.

Ключевые слова: одиночество, брак, семья, репродуктивные установки, партнерские отношения, модели поведения на брачном рынке.

STRATEGIC AND TACTICAL RECEPTIONS OF MARRIAGE SELECTION

© 2017

Kashtanova Olga Vladimirovna, candidate of sociological Sciences, associate Professor

«Social and political conflictology» Kazan National Research Technological University

(420015, Russian Federation, Kazan, K. Marksa, 68, e-mail: olgak2002@rambler.ru)

Abstract. Purpose: to describe the features of premarital and marital behavior of Russians, their strategic and tactical methods; Evaluate their effectiveness. Methods: the system-structural method is used. The empirical base was the results of the conducted studies: a secondary analysis of the data of the All-Russian Censuses of 2002 and 2010, a deep semi-formalized interview (43 people aged 16-75 years, 2012); Discourse analysis of Internet forums (2675 messages submitted by 893 forum participants, 2004-2013) and Internet dating sites (243 questionnaires on the "Rambler-Dating" site and 124 "Mail-Dating" questionnaires, 2016). Results: typical patterns of behavior and rules that guide respondents to the formation of pre-marital or marital relations are highlighted. Scientific novelty: the strategic and tactical methods of marriage choice are examined through the prism of the influence of social stereotypes on the choice of a certain form of relationships (marriage or cohabitation). Practical significance: the results obtained in this article can be used in scientific and pedagogical activities when considering issues of population reproduction and family development.

Keywords: loneliness, marriage, family, reproductive attitudes, partnership, patterns of behavior in the marriage market.

По данным переписи 2010 г. в России насчитывается 14.018.754 одиноко проживающих людей (или 9,8% от общей численности населения) [1]. Среди них отметим тех, кто отдельно проживает от своих близких и родственников, либо их вообще не имеет. И среди тех и среди других выделим «идейных одиночек» или син-глтонов [2], а также тех, кто сосредотачивается на поиске «партнера и/или спутника жизни». Для нас особый интерес вызывает последняя группа, сформированная нами с целью представить ее в качестве объекта исследования и научного изучения. Она обладает следующими характеристиками, позволяющими, хотя и условно, считать ее социальной группой:

1. Структура и состав группы. В данной группе отсутствуют половозрастные (за исключением лиц, младше 16 лет), классовые, профессиональные, статусные и территориальные ограничения.

2. Особенности группы. Хотя в процессе их описания нельзя применить характеризующие группу понятия «сплоченность», «тесное», «постоянное контактирование», «соперничество в процессе совместной деятельности», тем не менее, данную группу можно охарактеризовать с позиции использования таких понятий, как «привлекательность», «влечение», «восприятие себя и других». Это позволяет нам выделить специфику данной группы и проанализировать особенности поведения ее участников.

3. Принцип объединения в группу: стремление реализовать потребность в «наличии партнера и/или спутника жизни».

4. Общая (групповая) цель деятельности. Безусловно, поведением данной группы «движет» желание изменить существующий социальный статус, реализовать потребность в наличии близкого человека, сосредоточить вни-

мание на поиске «партнера и/или спутника жизни». В первом случае имеется в виду поиск того, кто мог бы либо существенно облегчить жизнь и быть другом, советчиком, покровителем или кем-то другим, во втором - поиск потенциального мужа/жены. При этом традиционно желаемая форма взаимоотношений - дружба и проведение совместного досуга, брак, либо сожительство. Последнее высказывание также требует уточнения. В традиционном понимании данные понятия могли быть синонимами в том случае, если под браком понимался союз мужчины и женщины, не зарегистрированный в «сакральных» организациях, ведающих религиозной жизнью (церкви, мечети, синагоге и т.д.). В современной трактовке брак как добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, хотя по-прежнему существует, но постепенно изживает себя и заменяется продолжительным сожительством.

Подобная цель позволяет представителям данной группы активизировать собственные намерения и действовать в определенно заданном направлении.

5. Образцы (модели) групповой деятельности: как таковые отсутствуют, поскольку действия людей, хотя и преследуют одну цель, но единства в их поведении не наблюдается.

6. Используемые при этом стратегии и тактики. Прежде, чем приступить к их описанию и анализу, необходимо отметить следующее. Под понятием «стратегия» мы понимаем общую «схему поведения» людей в социальной среде, некий общий план действий с ориентировкой на конечную цель: преодоление «зыбкости» своего духовного (одиночество) и материального состояния (например, временных и постоянных денежных

Каштанова Ольга Владимировна социологические

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ... науки

затруднений). Используемый при этом девиз: «Одному/ одной хуже». Тактикой мы считаем совокупность моделей поведения и правил, необходимых для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата.

Для раскрытия темы автор статьи использовал результаты проведенных исследований (вторичного анализа данных Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг., глубинного полуформализованного интервью (43 человека в возрасте 16-75 лет, 2012 г.); дискурс-анализа Интернет-форумов (2675 сообщений, представленных 893 участниками форумов, 2004-2013 гг.) и сайтов Интернет-знакомств (проанализированы 243 анкеты на сайте «Рамблер-знакомства» и 124 анкеты «Маил-знакомства», 2016 г.) и сконцентрировал внимание на вопросах, касающихся [3]:

1. Предпочитаемой формы ранее приведенных взаимоотношений и мотивировки выбора данной формы.

2. Сложившихся в обществе (в результате длительной практической деятельности людей) конкретных социальных норм и стереотипов поведения, повлиявших на подобный выбор.

3. Моделей поведения (конкретных действий) и правил (в соответствии с которыми осуществляются подобные действия).

Попытаемся разобраться. Для этого обратимся к результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.

В 2002 г. общее число незарегистрированных браков не превышало 10% [4], тогда как в 2010 г. их число увеличилось до 13% [5]. При сравнении данных городского и сельского населения выяснилось, что среди жителей села количество подобных браков чуть больше, чем среди горожан (в 2002 г. 12% против 9%, в 2010 г. - 15% против 13%).

Как дополнение к сказанному. Анализ статистических данных привел нас к довольно спорным, но интересным и заслуживающим внимания моментам:

1. Показатели «состояния в браке» в описываемые периоды существенно не изменились и включали 63% мужчин и 52% женщин бракоспособного возраста (указавших брачное состояние), из них 90% в 2002 г. и 87% в 2010 г. официально регистрировали свои отношения.

2. В 2002 г. количество женщин, указывающих на то, что они состоят в зарегистрированном браке, превышало число признавшихся в этом же мужчин на 82.042, тогда как в 2010 - на 65.029. В отношении партнерских союзов ситуация иная. Здесь уже количество мужчин, заявляющих о подобных отношениях, превышает число женщин на 14.610 в 2002 г. и на 13.831 в 2010 г.

Это может свидетельствовать о некотором искаженном восприятии понятия «брак», стирании грани между его официальным и неофициальным статусом. Кроме того, это может говорить о влиянии существующего в обществе стереотипа, свидетельствующего о том, что женщина, вступающая в продолжительные регистрируемые или ложно регистрируемые (тогда, когда предпринимаются все возможные действия, вводящие окружающих в заблуждение.) отношения с мужчиной, более почитаема и уважаема в обществе, считается, что она «выполняет свое предназначение» (матери-хранительницы домашнего очага). Женщина, зная это, автоматически старается таким образом повысить свой социальный статус и приобрести одобрение среди своего окружения. Почему? Возможно потому, что в российском обществе до сих пор бытует мнение о том, что статус незамужней женщины ниже замужней и соответственно первая, преодолевая некий возрастной предел автоматически приобретает статус «никому не нужной».

Безусловно, в последние годы от данного стереотипа постепенно отходят, но если обратиться к статистике [6], а также к данным о предпочтениях мужчин, то необходимо заметить до сих пор существующий факт выбора женщин моложе своего возраста, ну или, в крайнем случае, ровесниц. Пожалуй, исключением являются не-316

значительные показатели, свидетельствующие о выборе мужчинами дам старше их самих.

3. В 2002 г. и в 20lO г. соотношение состоящих в браке и расставшихся со своей второй половинкой составляло 6:1.

Лидерами среди разведенных, как и в предыдущем случае, стали женщины. В 2002 г. количество разошедшихся женщин превышало аналогичное количество мужчин на 3.007.196, а в 2010 - на 3.592.805. Почему так? Возможно опять влияние социального стереотипа. Поскольку мужчина не считает «гражданские отношения» браком, то и о расставании не говорит как о разводе.

Женщина, расставаясь со своим мужем-партнером-другом, приводит ряд стандартных причин (например, не сошлись характерами) и в случае возникновения вопросов по данному поводу, либо при появлении новых отношений у нее всегда есть оправдание типа: «была замужем... не получилось». В любом случае, женщина неохотно раскрывает истинное положение вещей: Была ли она замужем? Если да, то официально или не официально. Если нет, почему утверждает всем обратное?

Кроме того, в российском обществе до сих пор влиятелен стереотип: «лучше быть разведенной, чем ни разу не побывавшей замужем», так же как другой «лучше родить ребенка, будучи замужем, а потом развестись, чем вообще рожать без мужа».

4. В категории «состоящие в браке» наиболее многочисленными являются возрастные группы (вне зависимости от пола и анализируемого периода): 30-54 лет, тогда как в категории «расставшихся»: 30-59 лет.

Получается, что возрастной период с 30 до 60 лет и у мужчины и у женщины можно считать наиболее «подвижным». Именно в этот момент принимается обдуманное и взвешенное решение о заключении брака, либо о его прекращении.

5. Число мужчин, никогда на состоявших в браке в 2002 г. превышало количество женщин (бракоспособно-го возраста и предоставляющих информацию о брачном состоянии) в аналогичной категории на 2.281.200, тогда как в 2010 г. уже на 2.446.332 человек.

О чем это говорит? Возможно о том, что:

- Увеличивающееся количество убежденных одиночек может быть отмечено среди «закоренелых» холостяков, не вступавших в продолжительные регистрируемые и нерегистрируемые отношения.

- Большая их часть входит в возрастную группу: 1629 лет.

Примерно к таким же выводам пришли А.А. Шабунова и О.Н. Калачикова [7, с. 184]. Указанные авторы при ссылке на ранее опубликованные данные отмечали, что при ответе на вопрос о добрачных отношениях (точнее: Если Ваш брак не зарегистрирован, то собираетесь ли Вы регистрировать его и в каких случаях?) респонденты не всегда говорили о том, что готовы их узаконить или вообще возможно ли это. В качестве первостепенных причин, побуждающих партнеров к совершению подобных действий отвечавшие отмечали, например, беременность и рождение ребенка. Кроме того, А.А. Шабунова и О.Н. Калачикова утверждали, что мужчины чаще высказываются в пользу добрачных отношений, обосновывая свой выбор проверкой чувств, достижением социально-экономической зрелости [7, с. 185-186], поиском постоянного партнера для стабильных сексуальных отношений, либо откровенным нежеланием создания семьи и рождения детей или как-то иначе. Для женщин добрачные отношения становятся, вероятно, нечто большим, чем простое узнавание, приобретение опыта или что - то еще. И как уместно будет здесь отметить, женщиной сожительство воспринимается как прелюдия брака, тогда как мужчиной - как удобная возможность уйти от сложностей и ответственности. Следовательно, у представителей каждой группы при всей схожести причин вступления в незарегистрирован-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

Каштанова Ольга Владимировна СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ...

ные отношения, будут существовать свои цели и применяться специфичные средства их достижения.

Охарактеризуем стратегии и тактики поведения мужчин и женщин. Еще раз:

- Напомним, что для автора стратегия - комплекс совершаемых (в силу каких-либо причин) действий, направленных на достижение поставленной цели, например, на преодоление одиночества. Тактика - типичные образцы поведения и правила, ориентирующие на получение ожидаемого (в большинстве случаев кратковременного) результата.

- Уточним, что в рамках данной статьи автора интересуют не любые возможные действия представителей выше описанной социальной группы, но только те, которые они совершают для создания добрачных или брачных отношений.

Выделим стратегии активного и пассивного поиска. Последняя предполагает случайное, заранее не планируемое поведение членов одной группы при вступлении в другую группу, связанную, например, с трудовой (так сказать «на рабочем месте»), общественно-политической или какой-либо иной деятельностью. Подобная стратегия включает тактики «выжидания» и «отступления». Первая может быть охарактеризована как поиск удобного момента для демонстрации своих наиболее привлекательных качеств.

«Отступление» - тактика, при которой желаемый претендент сам начинает предпринимать активные действия по завоеванию «руки и сердца». Обе тактики могут как совмещаться, так и применяться отдельно.

Правила поведения при использовании подобных тактик:

1. Выгодная самоподача, преувеличение достоинств и скрытие недостатков.

2. Демонстрация слабости/силы, определенных черт характера.

3. Налаживание доверительных отношений с потенциальным партнером, проявление интереса к его увлечениям и сочувствия к его слабостям.

Активный поиск заключается в конкретизации и активизации своего поведения среди прохожих на улице и в транспорте, в Интернет пространстве (авторизация на форумах, чатах, в социальных сетях), в «пешем путешествии» (посещение различных мероприятий, в том числе развлекательных; «Клубов встреч для тех, кому за...» и т.д.), в «подключении к решению проблемы» друзей и знакомых (поиск незамужних мужчин или женщин, например, среди их родственников). Данная стратегия, как правило, включает тактики поиска «по заранее сконструированному образу» и «по параметрам».

«Образ» нежен и романтичен, либо груб и мужественен. Тот, кто выбирает подобную тактику, при каждой встрече сравнивает сконструированный идеал с претендентом, каждый раз сомневается и ищет поддержки в собственном окружении. Он ориентируется либо на любовь и нежность в отношениях, либо на страсть и «новые ощущения».

Поиск по «параметрам», напротив, расчетлив и рассудителен. Он не рассчитан на чувства и на «слепую веру в авось..». Данная тактика схожа, по нашему мнению, с рациональной стратегией, предложенной Т.С. Чистяковой и А.В. Курамшевым, которую исследователи трактуют как целенаправленный рациональный выбор с целью максимизации «эффективности брака» [8, с. 44]. Основанием для выделения стратегии у Т.С. Чистяковой и А.В. Курамшева послужило определение цели вступления в брак: ради брака как такового (самоцель) или же ради достижения недоступных ранее благ. Эта характеристика понятна и логична. Однако ее отличием от предложенной нами тактики будет направленность движения и охват. Мы считаем, что указанную нами тактику могут использовать также и те, кто не ориентирован на брак, стремится найти союзника-спонсора-партнера в решении ряда неотложных проблем. Как

бы это жестко не звучало, но с каждым годом увеличивается число мужчин и женщин, открыто заявляющих о своем поиске и его конечной цели. Кто-то называет их циничными и расчетливыми, тогда как они сами говорят об открытости и честности своих намерений.

Правила поведения при использовании подобных тактик:

1. Конструирование идеала и поиск его в каждом претенденте.

2. Сопоставление личных качеств с качествами будущего партнера.

3. Налаживание доверительных отношений с потенциальным избранником, проявление интереса к его увлечениям и сочувствия к его слабостям.

4. Концентрация внимания на собственном образе, поиск и «прививание» качеств, привлекающих партнера.

5. Демонстрация собственной привлекательности и преимущественного положения по отношению к другим.

Дополнительно можно выделить тактические приемы, используемые (в зависимости от обстоятельств) как при активном, так и при пассивном поиске:

1. Тактика «обвинитель». Ее используют те, кто не смог в желаемый момент своей жизни найти партнера/ спутника жизни. Они постоянно ищут тех, на кого можно «возложить» вину за собственную неудачу. Как правило, виновными оказываются близкие родственники, например, родители, либо неблагоприятные обстоятельства.

Как ни парадоксально, но при поиске партнера/спутника жизни они, осознанно или неосознанно, стремятся заручиться поддержкой и помощью тех, кого обвиняют.

2. Тактика «льстец». Ее применяют те, кто в процессе общения стремится занять выгодную для себя позицию путем угождения и демонстрации собственной беспомощности и зависимости от других.

В процессе поиска партнера акцент ставится на принятых в обществе личных качествах, таких, например, как женственность, нежность, кротость (для женщин), работоспособность и любознательность (для мужчин).

3. Тактика «выбор поле боя». К ней прибегают в случаях, когда относятся к окружающей их реальности как к полю боя. Для сторонника подобной стратегии жизнь -борьба, а окружающие люди - соперники или враги, как минимум мешающие и как максимум угрожающие или приносящие реальный вред. Для таких людей оказаться в одиночестве - естественное состояние и следствие отношения к окружающим. Тем не менее, и подобная категория людей стремится найти партнера - единомышленника. При его поиске они предпочитают «игру на своем поле»: продолжительные встречи на «удобной им территории» с установленными ими «правилами игры».

Подводя итог всему сказанному выше, отметим следующее. Не существует образцов и единых правил достижения успеха, но если есть четкая цель и большое желание ее достигнуть, то это уже наполовину успех. Выделенные стратегические и тактические приемы достаточно условны. Их возможные достоинства и недостатки будут отражены автором в последующих публикациях, ориентированных на анализ особенностей поведения конкретных возрастных категорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всероссийская перепись населения - 2010. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 28.04.13).

2. Каштанова О.В. Синглтоны - специфическая категория российских граждан // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №11. - С.206-212.

3. Каштанова О.В. Феномен социального одиночества в современном российском обществе: дисс ... к.с.н.: 22.00.04 / Каштанова Ольга Владимировна. - Казань, 2014.

4. Всероссийская перепись населения 2002 г. Насе-

Каштанова Ольга Владимировна СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ..

ление по полу, возрастным группам и состоянию в браке

- Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/_02-03_.xls (дата обращения: 04.01.2017).

5. Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по возрастным группам, полу и состоянию в браке - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/ Documents/Vol2/pub-02-05 (дата обращения: 04.01.2017).

6. Браки по возрастам жениха и невесты. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ demo/demo33.xls (дата обращения: 04.01.2017).

7. Шабунова А.А., Калачикова О.Н. Незарегистрированные союзы - привычное новое /А.А. Шабунова, О.Н. Калачикова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.

- 2015. - №1(37). - С. 183-191.

8. Чистякова Т.С, Курамшев А.В. Стратегии добрачных практик современной молодежи / Т.С. Чистякова, А.В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.

- 2010. - №3. - С. 43-49.

Статья поступила в редакцию 06.05.2017. Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.