Научная статья на тему 'Стратегические аспекты обеспечения экономической безопасности в условиях новой волны кризиса'

Стратегические аспекты обеспечения экономической безопасности в условиях новой волны кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2040
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ / УГРО-ЗЫ / ЗАЩИТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИМУЩЕ-СТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попюк В.И.

В статье сформированы методологические под-ходы и основы определения стратегии экономической безо-пасности социально-экономических систем, предприятий и организаций. Теоретический анализ. Определены основные направления формирования стратегии экономической безопас-ности хозяйствующих субъектов и условия ее реализации, обо-снована необходимость включения в стратегию экономической безопасности такой важной составляющей, как имущественная безопасность предприятий и организаций. Эмпирический анализ. Рассмотрены практические случаи обеспечения эко-номической и имущественной безопасности функционирования промышленных предприятий по инициативе «сверху». Резуль-таты. Доказано, что без соблюдения предприятиями модели действий, обусловленной необходимостью обеспечения эконо-мической безопасности, в новую волну кризиса их ждут лишь ухудшение финансового состояния и упущенные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты обеспечения экономической безопасности в условиях новой волны кризиса»

issues of economic security of Russia, which in turn will not only identify problems but also to find a way out of them. Key words: economic security, threats to economic security, institutional Wednesday, risk, entrepreneurship.

References

1. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Fede-ratsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 (red. ot 01.07.2014) (On the Russian Federation National Security Strategy through 2020. Presidential Decree of12.05.2009 № 537 (an edition of 01.07.2014)). ATP «Consultant» [electronic resource].

2. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do

2020 goda (vmeste s «Kontseptsiei dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda»): rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) (On the Concept of the Russian Federation long-term socioeconomic development for the period till 2020 (with the «Concept of the Russian Federation long-term socioeconomic development until 2020»). Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 № 1662-r (an edition of 08.08.2009)). ATP «Consultant» [electronic resource].

3. Populiarnaia ekonomicheskaia entsiklopediia [Popular Economic Encyclopedia. Ans. ed. A. D. Neki-pelov]. Moscow, Big Russian encyclopedia Publ., 2003. 368 p.

УДК 330.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ВОЛНЫ КРИЗИСА

В. И. Попюк

кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: popyuk-vi@mail.ru

Введение. В статье сформированы методологические подходы и основы определения стратегии экономической безопасности социально-экономических систем, предприятий и организаций. Теоретический анализ. Определены основные направления формирования стратегии экономической безопасности хозяйствующих субъектов и условия ее реализации, обоснована необходимость включения в стратегию экономической безопасности такой важной составляющей, как имущественная безопасность предприятий и организаций. Эмпирический анализ. Рассмотрены практические случаи обеспечения экономической и имущественной безопасности функционирования промышленных предприятий по инициативе «сверху». Результаты. Доказано, что без соблюдения предприятиями модели действий, обусловленной необходимостью обеспечения экономической безопасности, в новую волну кризиса их ждут лишь ухудшение финансового состояния и упущенные возможности. Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности, ограниченность ресурсов, угрозы, защита, обеспечение экономической безопасности, имущественная безопасность.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-275-281 Введение

В настоящее время центр внимания экономических исследований концентрируется на различных аспектах кризисного развития социально-экономических систем, под которыми

понимаются не только макроэкономическая система или экономика регионов, но и хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, крупные корпорации). По-прежнему не теряют своей актуальности стратегические элементы развития хозяйствующих субъектов в условиях кризиса и тем более вопросы их экономической безопасности.

В последние годы многие российские предприятия и организации всерьез столкнулись с необходимостью направления значительных усилий на преодоление того, что можно назвать «новым видом кризиса», имеющим существенно иную природу и требующим иных подходов к разрешению его проявлений, превентивному управлению и предупреждению угроз экономической безопасности. Принципы, методы, структуры и процедуры современного, традиционного менеджмента, которые ранее себя достаточно хорошо зарекомендовали, в настоящий момент не отвечают требованиям эффективного менеджмента и обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, новый вид кризиса российской экономики (новая волна кризиса) во многом инспирирован извне, связан с так называемыми антироссийскими санкциями (субъективный фактор) и низкими ценами на энергоносители, прежде всего на нефть, на мировом рынке (объективный фактор). Действие этих двух негативных тенденций в совокупности приводит к ухудшению ликвидности и финансо-

вой устойчивости как российской экономической системы в целом, так и отдельных предприятий и организаций.

В последние годы резко меняются как внешние, так и внутренние факторы развития социально-экономических систем. Это - быстрое изменение внешних условий, усиление внутренней конкуренции, выход на рынок новых игроков, усиливающаяся регулирующая роль различных государственных органов управления, обострение конкурентной борьбы со стороны зарубежных товаропроизводителей, и прежде всего со стороны развивающихся стран, а также необходимость адекватного развития различных элементов системы управления предприятиями, а именно инноваций, кадрового потенциала, информационной базы, компьютеризации и др. В этой связи весьма актуальным представляется исследование специфики стратегических аспектов экономической безопасности в условиях нового вида кризиса, формирование механизма реализации комплексного подхода в управлении собственностью и обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

Весьма значимым в условиях кризиса для хозяйствующего субъекта является правильная оценка уровня экономической безопасности. Однако оценка экономической безопасности может не совпадать с ее реальным уровнем, ибо величина такого расхождения зависит от полноты и качества информации о кризисной ситуации, от степени влияния кризисных явлений на состояние экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Следует понимать, что в условиях новой волны кризиса обеспечение экономической безопасности должно представлять систему защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов, которая позволит поддерживать нормальные условия их функционирования, вырабатывать и проводить в жизнь стратегические решения, направленные на их динамичное, устойчивое и эффективное развитие.

Теоретический анализ

Как категория экономическая безопасность имеет сложную структуру, которая представлена тремя важнейшими элементами:

1) экономическая независимость хозяйствующих субъектов, которая в современных условиях носит относительный характер и означает достижение такого уровня операционной деятельности, эффективности и качества продукции (услуг), который обеспечивает их конкурентоспособность и конкурентные преимущества;

2) стабильность и устойчивость хозяйствующих субъектов, обеспечивающие защиту и эф-

фективное управление собственностью, надежные условия и гарантии для предпринимательской деятельности, справедливое распределение доходов, а также борьбу с криминальными структурами, недопущение коррупции, действие иных факторов, способных вызвать социальные потрясения, и т. д.;

3) способность хозяйствующих субъектов к саморазвитию, обновлению, самосовершенствованию и прогрессу, обеспечивающая инновации и модернизацию экономики, благоприятный инвестиционный и инновационный климат, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.

Отсюда можно заключить, что обеспечение экономической безопасности становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения социально-экономических систем.

При этом важным аспектом становится комплексный системный подход к решению стратегических вопросов экономической безопасности в кризисных ситуациях [1]. На наш взгляд, сама жизнедеятельность хозяйствующих субъектов представляет собой циклический процесс. В этой связи для жизнедеятельности любой социально-экономической системы характерна закономерность подъемов и спадов, наступления и разрешения различных видов кризисов.

По сути, любому хозяйствующему субъекту как социально-экономической системе присущи две основные тенденции в жизнедеятельности - функционирование и развитие. Под функционированием понимается поддержание жизнедеятельности, сохранение процессов, функций и операций, определяющих целостность хозяйствующего субъекта и его сущностные характеристики. Развитие, в свою очередь, означает приобретение нового качества, осуществление прогрессивных изменений, адаптацию хозяйствующего субъекта к новым условиям внешней и внутренней среды. В сущности, развитие характеризует стратегические изменения в основных факторах операционной деятельности, в применяемой технике и технологиях, а также в самом человеке [2].

Любой хозяйствующий субъект в течение всего жизненного цикла, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут создать кризисную ситуацию, характеризующуюся ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. При этом в условиях жесткой конкуренции рыночные формы хозяйствования приводят к несостоятельности отдельных хозяйствующих субъектов или к их временной неплатежеспособности.

Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла хозяйствующих субъектов: возникновение идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, ликвидация или реорганизация. Любая социально-экономическая система может пройти эти циклические этапы полностью, а может остановиться в своем развитии, не достигнув надлежащих результатов, прекратить свое существование и уйти с рынка [3].

С позиций обеспечения экономической безопасности в условиях постоянно возникающих кризисных ситуаций особенно актуальным становится стратегическое планирование на различных уровнях управления развитием хозяйствующих субъектов. Проецируя весь накопленный опыт в области стратегического менеджмента на реалии ситуации в нашей стране, следует подчеркнуть, что разработка и реализация стратегии экономической безопасности становится необходимостью для хозяйствующих субъектов, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Именно процесс стратегического планирования обеспечивает основу для эффективного управления и обеспечения безопасности любой социально-экономической системы. Более того, разработка и реализация стратегии экономической безопасности может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для развития социально-экономических систем [4].

Современные темпы изменения и увеличения информации, генерации знаний в различных областях деятельности настолько велики, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей как текущего функционирования, так и будущего развития хозяйствующих субъектов, обеспечения их безопасности. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой политики экономической безопасности. При этом на всех уровнях управления, во всех звеньях экономики возрастает роль специалистов, умеющих принимать грамотные решения, относящиеся к обеспечению экономической безопасности, постоянно согласовывать текущую деятельность предприятий с их стратегическими целями.

Стратегическое планирование представляет собой один из самых действенных инструментов современного системного менеджмента. Именно менеджментом всех уровней принимаются стратегические решения по выбору оптимального варианта будущего развития хозяйствующего

субъекта. Принятие оптимальных решений, уров-невое планирование и прогнозирование не позволят втянуть предприятие в долговременный тренд неудач и угроз безопасности.

Современный менеджмент развития имеет по своей природе стратегический характер, поэтому его основные формы связаны с разработкой и реализацией стратегического плана развития управляемой системы, стратегического бизнес-планирования, стратегического планирования инновационного развития, роста качества, стратегического управления развитием организационной культуры (в том числе и образовательной), обеспечивающих экономическую безопасность [5].

Стратегия экономической безопасности основывается на разработке долгосрочного плана развития хозяйствующего субъекта, внедрения комплекса мер и конкретных действий, с помощью которых достигаются высокоэффективные результаты и индикаторы безопасности системы. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта является комплексное противодействие потенциальным и реальным угрозам, устранение или минимизация которых должны гарантировать субъекту успешность функционирования и развития в условиях нестабильности и неопределенности внешней и внутренней среды. Достижение вышеуказанной цели становится возможным при условии формирования и реализации политики безопасности как общего ориентира для действий и принятия стратегических решений.

Стратегия экономической безопасности является важнейшим звеном комплексной системы и сложного многоэтапного процесса реализации стратегического управления хозяйствующим субъектом. Она определяет объекты, индикаторы, показатели, опасности и угрозы, основные механизмы и меры их предотвращения или ликвидации с учетом реальных ограничений ресурсов. Основными положениями данной стратегии являются:

1) определение экономических интересов, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности хозяйствующих субъектов;

2) выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и жизненно важным экономическим интересам человека;

3) определение и мониторинг условий и факторов, подрывающих устойчивость развития хозяйствующих субъектов в перспективе;

4) формирование эффективных механизмов по предотвращению или ликвидации опасностей и угроз экономической безопасности с учетом реальных ограничений ресурсов, а также предложений по разработке и корректировке конкретных мер, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость развития хозяйствующих субъектов.

Реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей уровня безопасности хозяйствующих субъектов. Эффективная система экономической безопасности хозяйствующих субъектов, как правило, должна обеспечиваться по таким основным и взаимосвязанным направлениям, как:

- защита от криминальных и коррупционных действий,

- защита от нарушений законодательства в целях непопадания под его же санкции,

- защита от недобросовестной конкуренции,

- защита от противоправных и неблаговидных действий самих сотрудников организаций.

При этом следует учитывать, что последнее направление обеспечения экономической безопасности должно реализовываться в таких важнейших областях деятельности предприятия, как: производственная (защита имущества, сохранение материальных ценностей); коммерческая (оценка действий партнеров, юридическая защита интересов руководства и работников); информационная (оценка значимости информации, порядок ее поступления, использования, передачи, защита от утечки); кадровая (оценка персонала, профессиональной пригодности, качества менеджмента).

Именно системный подход позволяет учитывать многообразие факторов, представляющих угрозу для хозяйствующих субъектов, и координировать всю работу по обеспечению экономической безопасности из единого исполнительно-распорядительного органа «службы безопасности» («эдилом»), который обязан проводить в жизнь хозяйствующих субъектов эффективные меры противодействия дестабилизирующим факторам. Здесь целесообразно задействовать все имеющиеся методы, инструменты, приемы, используя не только собственные силы, но и силы всей организации, а если необходимо, то и силы внешних партнеров.

Экономическая безопасность современной социально-экономической системы, коими являются и коммерческие предприятия и организации, обеспечивается с помощью следующих режимов: обеспечение физической безопасности имуще-

ства; обеспечение конфиденциальности информации; защита коммерческой тайны; защита нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности; обеспечение физической охраны персонала, а также обеспечение технической защиты. При этом возрастает спрос на услуги обеспечения защиты от риска в коммерческой деятельности, т. е. на такие специфические навыки, как навыки «контрразведчиков, разведчиков и аналитиков коммерческих служб безопасности».

Вместе с этим при выборе стратегии экономической безопасности имеют значение основные характеристики имущественной безопасности, определяющие первопричины, условия и показатели национальной безопасности [2]. В современных условиях проблема формирования законодательной базы, средств имущественной безопасности имеет большое научное и практическое значение, ибо имущественная безопасность важна, в первую очередь, для правового развития экономических отношений в области управления собственностью.

По сути, имущественная безопасность является средством сохранения, стремления к защите приобретенного хозяйственного имущества, объектов недвижимости, регулирования самых насущных стимулов невмешательства в собственность. В этой связи основными принципами реализации имущественной безопасности являются соблюдение требований законодательства, правовая связанность развития рынка недвижимости, гарантии прав собственника, сдерживание неправомерных действий относительно недвижимости, повышение ответственности органов власти в регулировании отношений собственности. При этом целесообразно выделять в качестве составной органической части стратегии экономической безопасности процесс материализации управленческих отношений в сфере недвижимости наряду с информационными, интеллектуальными, управленческими и научно-техническими ресурсами.

Следует подчеркнуть, что приоритетной задачей имущественной безопасности должно быть ресурсосберегаемое развитие объектов недвижимости, которое обеспечило бы благоприятные условия для жизнедеятельности (функционирования и развития) хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь путем отказа от ряда нерациональных потребностей, от не оправдавших себя традиционных технологий и подходов использования недвижимости, тем самым обеспечив устойчивое развитие системы управления недвижимостью, а также режим имущественной безопасности хозяйствующих субъектов. При этом субъекты имущественной безопасности становятся активной действующей силой только

в том случае, если от них исходит эффективное воздействие на приоритеты в регулировании отношений в сфере управления недвижимостью.

В условиях новой волны кризиса рассчитывать на реализацию стратегии безопасности и эффективную защиту своих жизненно важных интересов хозяйствующие субъекты могут только в следующих случаях:

1) при способности организовать процедурно ориентированный процесс, направленный на лишение потенциального противника информации о производственных и коммерческих возможностях хозяйствующего субъекта, о его стратегических намерениях;

2) при способности выявлять и устранять индикаторы, демаскирующие признаки каналов утечки информации, которые связаны с планированием развития и осуществлением текущей деятельности хозяйствующего субъекта;

3) при условии, что в этих процессах будут задействованы и руководство, и все сотрудники организации, а не только служба безопасности.

В этом случае комплексный подход к проблемам обеспечения экономической безопасности позволит прекратить, сократить или ограничить утечку той ценной информации, которая может дать конкурентам возможность заранее выявить стратегические цели и намерения менеджмента в развитии хозяйствующего субъекта. При этом в целях реализации стратегии должны решаться следующие задачи в области обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов:

1) повышение конкурентоспособности продукции/услуг и обеспечение конкурентных преимуществ;

2) защита законных прав и интересов руководителей и персонала;

3) формирование и защита научно-производственного и интеллектуального потенциала;

4) защита имущественных интересов и прав собственности;

5) укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;

6) информационное обеспечение деятельности организаций;

7) внедрение мировых стандартов и освоение новых технологий производства;

8) защита от криминальных структур и недобросовестной конкуренции;

9) недопущение или минимизация зависимости хозяйствующих субъектов от случайных и недобросовестных партнеров.

При этом важны и такие составляющие системного подхода в реализации стратегии, как нормативно-правовая база, отработанный механизм управления собственностью, технологии

антикризисного управления, проведение антикоррупционной политики, включение общества в процессы экономических преобразований, эффективная национальная статистика и контроль.

Эмпирический анализ

В качестве примера целесообразно рассмотреть конкретные случаи из хозяйственной практики, касающиеся формирования эффективного механизма преодоления угроз экономической безопасности предприятия и обеспечения его развития как целостной имущественной системы. По поводу первого фактора необходимо отметить, что в настоящее время подобные механизмы часто формируются не «сами по себе», внутри предприятий и корпораций, даже несмотря на наличие в структуре предприятия служб экономической безопасности, а с помощью внешнего воздействия, различных государственных органов (МВД, ФСБ, прокуратура). В особо редких случаях, когда дело касается стратегических, оборонных предприятий или особых населенных пунктов (моногорода), в формирование такого механизма вмешиваются более высокие инстанции: Правительство России, Администрация Президента РФ или же сам президент. В случае действия как первого, так и второго факторов, когда речь идет о защите законных прав и интересов персонала предприятия и об обеспечении деятельности как единого имущественного комплекса, можно привести нашумевший случай в г. Пикалево Ленинградской области, когда собственники интегрированных предприятий - крупные российские предприниматели - решили из-за кризиса 2008-2009 гг. остановить производство сразу на нескольких заводах, в результате чего город оказался на грани гуманитарной катастрофы. В этом случае в ситуацию вынужден был вмешаться бывший тогда премьер-министром РФ В. В. Путин, устроивший «разбор полетов» прямо на месте [6]. В результате подобного вмешательства деятельность промышленных предприятий удалось сохранить без остановок, однако решение оказалось, по сути, половинчатым, так как предприятия, находящиеся в собственности частных лиц, не были объединены в один технологический комплекс, как того требовала бы логика производственно-сбытового процесса. Необходимо отметить, что многие решения российского бизнеса и органов государственного управления и регулирования в последние годы действительно носили половинчатый характер, и это вызвано определенной невнятностью внутренней экономической политики. Второй подобный случай - с вольфрамовым комбинатом в пос. Светлогорье Приморского края, когда работников предприятия уволили и

комбинат был все же остановлен, но по инициативе федерального центра против действующих владельцев было возбуждено уголовное дело, и краевые власти стали искать для предприятия нового собственника [7]. Отметим, что в обоих случаях власть и правоохранительная система вставали на сторону трудовых коллективов, работников предприятия и их семей, что в очередной раз говорит о том, что интересы бизнеса и интересы трудового коллектива, общества (в широком смысле слова) в нашей стране очень часто расходятся, а службы экономической безопасности предприятий работают в интересах прежде всего собственников, а уже потом - трудовых коллективов.

Результаты

В связи с вышеизложенными теоретическими выводами и тенденциями развития бизнеса, особенностями обеспечения его безопасности в кризисный период развития экономики, случаями из хозяйственной практики можно сделать вывод о том, что любое игнорирование особенностей новой волны кризиса, законов рыночной экономики и потребностей экономической безопасности предприятий приведет к такой ситуации, что финансовое состояние предприятий неминуемо ухудшится, а возможности эффективного обеспечения устойчивого развития и функционирования предприятий и корпораций, путем достижения наилучшего экономического эффекта и социальных целей трудовых коллективов, будут просто упущены.

Список литературы

1. Теория систем и системный анализ в управлении организациями : учеб. пособие / под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. М. : Финансы и статистика, 2006. 848 с. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1100100/ (дата обращения: 01.03.2016).

2. Еремин С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью : учеб. пособие. Юстицинформ, 2014. 236 с. URL: http://bookz. ru/authors/sergei-eremin/aktual_n_092/1-aktual_n_092. html (дата обращения: 01.03.2016).

3. Коноплева И. А., Богданов И. А. Управление безопасностью и безопасность бизнеса : учеб. пособие. М. : ИНФРА-M, 2012. 448 с.

4. Современные технологии менеджмента : учебник / под ред. В. И. Королева. М. : ИНФРА-М Магистр, 2015. 640 с.

5. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. М. : Дашков и Ко, 2011. 468 с. URL: http://mybrary.ru/users/personal/read/strategicheskiy-menedjment/ (дата обращения: 02.03.2016).

6. Малый В. И., Гусев В. В. Современная российская моногородская модель : перманентный кризис и тренды будущего развития. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennaya-rossiyskaya-monogorodskaaya-model-permanentnyy-krizis-i-trendy-buduschego-razvitiya (дата обращения: 02.03.2016).

7. Гусев В. В. Российские моногорода : акторы влияния и тренды социального развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 37-41.

Strategic Aspects of Economic Security in the New Wave of Crisis

V. I. Popyuk

Stolypin Volga Region Institute of Administration

of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia

E-mail: popyuk-vi@mail.ru

Introduction. This article formed the methodological approaches and the basis of the definition of economic security strategy for socio-economic systems, enterprises and organizations. Theoretical analysis. The basic directions of formation of economic security of business entities and the conditions of its implementation strategy, the necessity of inclusion in the strategy of economic security such an important component, as the property safety of enterprises and organizations. Empirical analysis. «Top» consider the practical cases to ensure the economic and property safety of functioning of industrial enterprises on the initiative. Results. It is proved that without respect for the enterprises action model, due to the need to ensure economic security, a new wave of crisis, they are waiting for a deterioration in the financial condition and missed opportunities. Key words: economic safety, strategy of economic safety, limitation of resource, threats, protection, ensuring economic safety, property safety.

References

1. Teoriia sistem i sistemnyi analiz v upravlenii organi-zatsiiami (Systems theory and systems analysis in management of organizations. Education quidance. Ed. by V. N. Volkovaand A. A. Emelyanov). Moscow, Finance and statistics, 2006. 848 p. Available at: http://www. studfiles.ru/preview/1100100/ (assessed 1 March 2016).

2. Eremin S. G. Aktual'nye voprosy upravleniia gosu-darstvennoi i munitsipal'noi sobstvennost'iu (Topical issues of management of state and municipal property [electronic resource. Education quidance). Yusticinform, 2014. 236 p. Available at: http://bookz.ru/authors/sergei-eremin/aktual_n_092/1-aktual_n_092.html (assessed 1 March 2016).

3. Konoplyova I. A., Bogdanov I. A. Upravlenie bezopas-nost'iu i bezopasnost' biznesa [Security management and security business. Education quidance]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012. 448 p.

4. Sovremennye tekhnologii menedzhmenta [Modern management technologies. Textbook. Ed. by V. I. Korolev]. Moscow, INFRA-M Magister Publ., 2015. 640 p.

5. Fomichev A. N. Strategicheskii menedzhment (Strategic management. Textbook). Moscow, Dashkov and Ko Publ. 469 p. Available at: http://mybrary.ru/users/personal/ read/strategicheskiy-menedjment (assessed 1 March 2016).

6. Malyi V. I, Gusev V. V. Sovremennaia rossiiskaia monogorodskaia model': permanentnyi krizis i trendy budushchego razvitiia (Modern Russian monogorods-kaya model: permanent crisis and the future development

trends). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-rossiyskaya-monogorodskaaya-model-permanentnyy-krizis-i-trendy-buduschego-razvitiya (assessed 2 March 2016).

7. Gusev V. V. Rossiiskie monogoroda: aktory vliianiia i trendy sotsial'nogo razvitiia [Russian company towns: actors influence and social development trends]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Sociology. Politology, 2014, vol. 14, iss. 2, pp. 37-41.

УДК 316.34/.35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М. А. Каткова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и экономика труда», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: mkatkova@mail.ru

В. О. Коротин

аспирант кафедры «Философия», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: korotinvo@rambler.ru

Введение. Актуальность проблемы межнационального взаимодействия связана с обострением национального самосознания, усилением нетерпимости к нарушениям национального равноправия и искаженному освещению в СМИ конфликтов на национальной почве. Теоретический анализ. Цель статьи -выявить системообразующие факторы формирования национальной идентичности. Формирование национальной идентичности детерминировано пространственными характеристиками - границами территорий. Еще одним фактором, тесно связанным с предыдущим, становится земля. Особенностью двух вышеназванных факторов является то, что они не подвержены влиянию процессов глобализации. В формировании национальной идентичности важна роль не только государства, но и государствообразующего народа. Результаты. В процессе анализа установлено, что наибольшим трансформационным преобразованиям подвержены язык, культура и хозяйство, составляющие каркас национальной идентичности любого государства. Поэтому на самом высоком уровне следует уделять внимание системе мер и мероприятий по институциональному регулированию влияния глобализационных процессов и выработке защитных механизмов для сохранения наиболее уязвимых мест в формировании национальной идентичности. Ключевые слова: национальная идентичность, глобализация, государство, неформальные институты.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-281 -287

Введение

Российская Федерация сегодня относится к числу скорее благополучных регионов планеты в

вопросах национальной и религиозной толерантности, тем не менее, возможность возникновения конфликтов все-таки существует. «Проблема ци-вилизационной принадлежности России, начиная с первой половины XIX в., с исторического спора западников и славянофилов, оказалась предметом дискуссии, которая, то затухая, то обостряясь, продолжается до настоящего времени» [1, с. 47]. Проблема межнационального взаимодействия связана с обострением национального самосознания, усилением нетерпимости к нарушениям национального равноправия и искаженным освещением в СМИ конфликтов на национальной почве. В обществе сохраняются негативные факторы, обусловленные ослаблением государственности в 1990-е гг. радикальными общественными трансформациями по формированию свободного и открытого общества. Высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе и региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности являются факторами непосредственно усиливающими конфликтный потенциал межнациональных отношений, что создает угрозу дезинтеграции страны. Актуальность изучения проблем формирования национальной идентичности отмечается в Соборном слове, которое было принято по итогам работы XIX Всемирного русского народного собора (10 ноября 2015 г.): «В наши дни особенно актуально уважение национальной самобытности, которая отрицает концепцию " плавильного котла"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.