Научная статья на тему 'Стратегические аспекты экономического развития муниципального образования (на примере Собинского района Владимирской области)'

Стратегические аспекты экономического развития муниципального образования (на примере Собинского района Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / трудовые ресурсы / структура хозяйства / экономическое развитие / сельское хозяйство / промышленность / инвестиции / municipality / labour resources / structure of the economy / economic development / agriculture / industry / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасян Гурген Левонович

В статье рассматриваются проблемы улучшения уровня жизни населения и стимулирования динамичного развития муниципального образования в долгосрочной перспективе. Основное внимание уделяется анализу сельскохозяйственных отраслей и отраслей промышленности района с целью выявления инвестиционной привлекательности района. Кроме того, уделяется внимание рассмотрению роли местной власти для реализации потенциала района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION BY THE EXAMPLE OF SOBINSKY DISTRICT OF VLADIMIR REGION

The article deals with the problem of improving the living standards and stimulates a dynamic development of the municipality in the long term. The main attention is paid to the analysis of the agricultural sectors and industries in order to identify the area of investment attractiveness of the district. In addition, this article touches on a role of local authorities to realize a potential of the area.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты экономического развития муниципального образования (на примере Собинского района Владимирской области)»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Г.Л. Гукасян

Центр арабских и исламских исследований Институт Востоковедения РАН ул. Рождественка, 12, Москва, Россия, 107031

Н.А. Шубина

Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются проблемы улучшения уровня жизни населения и стимулирования динамичного развития муниципального образования в долгосрочной перспективе. Основное внимание уделяется анализу сельскохозяйственных отраслей и отраслей промышленности района с целью выявления инвестиционной привлекательности района. Кроме того, уделяется внимание рассмотрению роли местной власти для реализации потенциала района.

Ключевые слова: муниципальное образование, трудовые ресурсы, структура хозяйства, экономическое развитие, сельское хозяйство, промышленность, инвестиции.

В настоящее время необходимость развития муниципальных образований России все в большей степени становится одной из первоочередных задач для страны в целом. В первую очередь это связано с тем, что главной целью муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения данного муниципального образования, а также динамичное развитие его экономики в долгосрочной перспективе.

Для достижения данной цели необходимо основываться на двух основных принципах. Это:

• принцип баланса интересов, который предполагает нахождение консенсуса между всеми участниками социально-экономических отношений в районе относительно стратегических целей власти района и страны в целом;

• принцип самодостаточности, т.к. местное сообщество должно иметь способность решать своими силами вопросы, затрагивающие жизненные интересы местного населения [2].

В качестве примера для анализа экономической составляющей муниципального образования рассмотрим Собинский район Владимирской области по следующим критериям: обеспеченность трудовыми ресурсами, структура хозяйства, особенности развития сфер промышленности и сельского хозяйства, транспорт и дорожная инфраструктура, бизнес и экономическая привлекательность района в целом. Критерии основаны на методологических материалах Федеральной службы государственной статистики, в которых представлены методики, отражающие вопросы по организации социально-экономической статистики при оценке развития административно-территориальных единиц [11]. При проведении анализа в первую очередь обратимся к динамике численности населения муниципального образования.

Таблица 1

Население муниципальных образований Владимирской области в динамике (2010-2013 гг) [8]

Все В том числе Удельный вес в общей

население, численности населения, %

человек городское сельское городское сельское

2010

Владимирская область 1443693 1120671 323022 77,6 22,4

Владимир 348031 345373 2658 99,2 0,8

Собинский р-н 58801 42997 15804 73,1 26,9

2011

Владимирская область 1441129 1119314 321815 77,7 22,3

Владимир 348585 345948 2637 99,2 0,8

Собинский р-н 58618 42879 15739 73,1 26,9

2012

Владимирская область 1431932 1111078 320854 77,6 22,4

Владимир 348520 435907 2613 99,3 0,7

Собинский р-н 58011 42430 15581 73,1 26,9

2013

Владимирская область 1421742 1103833 317909 77,6 22,4

Владимир 350529 347930 2599 99,3 0,7

Собинский р-н 57388 41945 15443 73,1 26,9

По данным таблицы можно увидеть, что население как области в целом, так и Собинского района в отдельности сокращается, что в дальнейшем может привести к нехватке трудовых ресурсов, от которых зависит потенциал развития региона, и к повышенной демографической нагрузке.

Численность постоянного населения района по состоянию на 01.01.2014 года составляет 56967 человек. Из всего населения занято в экономике 48,1%, пенсионеров 33,5%, дети до 18 лет - 18%, незанятые граждане, состоящие на учете в органах занятости населения - 0,4% [3].

Далее важно обратить внимание на уровень жизни и доходов населения (табл. 2).

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по муниципальным образованиям Владимирской области [8]

Март 2014 Март 2014 в % к марту 2013

Владимирская область 23762,3 113,1

Муниципальные образования, имеющие статус городского округа

г. Владимир 26354,9 113,2

г. Гусь-Хрустальный 22563,9 114,0

г. Ковров 25326,9 114,4

округ Муром 21978,2 113,7

Муниципальные образования, имеющие статус муниципального района

Александровский 24579,1 118,0

Вязниковский 19405,1 122,1

Гороховецкий 20154,3 116,8

Гусь-Хрустальный 19551,2 105,0

Камешковский 21689,1 132,6

Киржачский 22542,3 105,0

Ковровский 17936,9 106,6

Кольчугинский 20767,3 105,4

Меленковский 17648,6 112,3

Муромский 15417,9 116,2

Петушинский 24884,9 112,4

Селивановский 18030,6 108,1

Собинский 25692,5 110,9

Судогодский 19227,0 113,5

Суздальский 18544,4 105,0

Юрьев-Польский 18516,4 110,6

Согласно данным таблицы, Собинский район по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате занимает 2 место в регионе после областного центра - г. Владимира, однако темп увеличения заработной платы ниже, чем в среднем по области.

В структуре хозяйства ведущими отраслями являются обрабатывающая промышленность (доля в экономическом секторе - 89,3%), сельское хозяй-

ство (доля в экономическом секторе - 4,4%), торговля и общественное питание (доля в экономическом секторе - 3%) [3].

Структура хочяпства

1] | ■ Обрабатывающая промышленность ■ сельское хозяйство ■ Торговля и общ. питание

89% ■ Другое

Рис. 1. Структура хозяйства Собинского района Владимирской области

Таблица 3

Производство продуктов животноводства в сельхозорганизациях за январь-апрель 2014 г. [10]

Мясо (скот и птица на убой в живом весе) Молоко Яйца

тонн в % к 2013 тонн в % к 2013 тыс. штук в % к 2013

Владимирская область 20757,6 101,1 106295,4 100,2 162813 96,2

Собинский район 1392,6 101,4 18494,9 105,2 80044 89,2

По данным таблицы 3 можно отметить тенденцию увеличения производства мяса и молока в сельхозорганизациях при уменьшающейся доли производства яиц. Производство мяса составляет 6,7% от общего показателя по области, молока - 17,4%, яиц - 49,2%. Второе место - мясо, третье место -молоко, первое место - яйца.

По реализации сельскохозяйственной родукции сельскохозяйственными организациями за январь-апрель 2014 г. Собинский район занимает следующие места:

• по реализации зерна - 4 место, что составляет 2,4% от общего показателя области;

• по реализации картофеля - 7 место, что составляет 0,3% от общего показателя области;

• по реализации овощей - 3 место, что составляет 6,7% от общего показателя области;

• по реализации скота и птицы - 3 место, что составляет 6,6% от общего показателя области;

• по реализации молока - 3 место, что составляет 17,2% от общего показателя области;

• по реализации яиц - 1 место, что составляет 48,7% от общего показателя области.

Таблица 4

Реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями за январь-апрель 2014 г. (тонн) [6]

Зерно Картофель Овощи Скот и птица Молоко Яйца, тыс. штук

Владимирская область 4606,5 9279,3 4396,4 22482,1 100193,9 158648

Собинский район 223,3 28,6 294,1 1487,4 17261,3 77190

Таким образом, можно отметить, что в целом сельскохозяйственное производство в районе развито на достаточном уровне по сравнению с другими муниципальными образованиями Владимирской области, район является передовым лидером по производству яиц, мяса, молока, а также по их реализации. Однако следует отметить и тенденцию сокращения производства яиц как в целом по области, так и в районе.

Отметим, что в первую очередь это связано с устареванием парка сельскохозяйственной техники, который требует обновления. Причинами убыточности также являются плохие погодные условия и, как следствие, гибель сельскохозяйственных культур, снижение объемов заготовок кормов, снижение валового надоя молока. Убыточными предприятиями стали ООО «Фети-нино», основным направлением деятельности которого является овцеводство и мясное направление КРС, ООО «Куриловское сельхозуправление МЭС» и ООО «УПХ «Ставровское». Район не имеет средств для достаточного финансирования сельского хозяйства, поэтому власти должны уделить внимание привлечению частных инвестиций.

Перечень продукции, производимой предприятиями Собинского района, достаточно велик. Сюда можно отнести электродвигатели и генераторы постоянного тока, приборы освещения, стеклоочистители, фанеру клееную, хлопчатобумажную пряжу, спецодежду, комплекты и костюмы, макаронные изделия, пиво, воду минеральную и газированные напитки, напитки безалкогольные, напитки квасные, кондитерские изделия, шоколад, стеклопакеты, премиксы, комбикорма [3].

Таблица 5

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в действующих ценах [9]

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

млн руб. январь-апрель 2014 в % к январю-апрелю 2013 млн руб. январь-апрель 2014 в % к январю-апрелю 2013 млн руб. январь-апрель 2014 в % к январю-апрелю 2013

Владимирская область 423,1 111,5 72401,8 108,0 11391,4 104,8

Собинский район - - 10764,2 116,7 242,0 109,2

По данным таблицы 5 можно увидеть, что, хотя недра района располагают запасами общераспространенных полезных ископаемых, а именно запасами глины, строительных песков и торфа, их добыча на данный момент не производится, основным природным богатством и сырьевым ресурсом является лес, занимающий более половины площади территории района.

Таблица 6

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций обрабатывающих производств (в фактически действовавших ценах; млн руб.) [9]

2008 2009 2010 2011 2012

Владимирская область 145678,3 126690,1 164094,0 198409,3 214398,3

Владимир 37320,6 33102,5 43082,1 48764,5 49132,8

Собинский район 2971,2 3737,9 9481,9 15442,0 21229,1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций обрабатывающих производств (в фактически действовавших ценах) составил в 2008 году 2% от общего показателя области, в 2009 - 3%, в 2010 - 5,8%, в 2011 - 7,8%, а в 2012 составил уже 9,9%.

Таким образом, мы видим, что за 5 лет значение Собинского района в обрабатывающем производстве возрасло более чем в 4 раза и сохраняет тенденцию к увеличению.

Лидирующую позицию в обрабатывающем производстве по объему отгруженных товаров собственного производства занимает производство пищевых продуктов, на долю которого приходится 88,9% общего объема производимой продукции [3].

Одной из основных проблем района, которые препятствуют его экономическому развитию, является неразвитость дорожной инфраструктуры. Это, в свою очередь, уменьшает приток инвестиции в район. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования всех муниципальных образований Собинского района на 01.01.2014 года составляет 556,34 км., в том числе с твердым покрытием 187,9 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района на 01.01.2014 года составила 196,2 км., в том числе дороги с твердым покрытием 14,5 км., из них с усовершенствованным покрытием 7,9 км., дороги с грунтовым покрытием 181,7 км. [3]. Из вышеуказанных показателей можно сделать вывод, что более 90% дорог в районе имеют грунтовое покрытие, при этом в основном такие дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают нормативным требованиям.

Для решения данной проблемы необходим капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также установка твердого покрытия. Это также представляет сложность для муниципального образования, т.к. требует больших вложений.

При рассмотрении страгических аспектов экономического развития муниципального образования необходимо обратить внимание на показатели деятельности организаций, которые приведены в таблице 7 и 8.

Представляется целесообразным начать с рассмотрения сальдированного финансового результата деятельности организаций Собинского района.

Таблица 7

Финансовые результаты деятельности организаций по муниципальным образованиям, имеющим статус городского округа и муниципального района, за январь-март 2014 г. [7]

Количество организаций, всего Балансовая прибыль (убыток), тыс. руб. Количество убыточных организаций Сумма полученного убытка, тыс. руб. Количество прибыльных организаций Сумма полученной прибыли, тыс. руб.

Владимирская область 629 5542285 240 2640403 389 8182688

Собинский район 35 620152 11 146329 24 766481

Собинский район занимает следующие места: по количеству организаций - 4 место; по величине балансовой прибыли - 2 место (после областного центра); по количеству убыточных организаций - 7 место; по сумме полу-

ченного убытка - 7 место; количество прибыльных организаций - 6 место; сумма полученной прибыли - 3 место.

Таблица 8

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций (млн рублей) [7]

2008 2009 2010 2011 2012

Владимирская область 5750,6 9720,0 15972,4 19408,7 23098,1

Владимир 1964,9 3536,8 5087,6 6451,6 5051,9

Собинский район 155,6 763,0 2396,5 747,4 3068,7

Значение Собинского района для области по сальдированному финансовому результату достаточно велико и имеет тенденцию к увеличению. Доля Собинского района по этому показателю от областного составила в 2008 -2,7%, 2009 - 7,9%, 2010 - 15%, 2011 - 3,9%, 2012 - 13,3%.

В 2014 г. за период с января по март по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. доля инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличилась на 17,8% (в среднем по области увеличение на 5,5%), при этом инвестиции преимущественно были направлены на замену и закупку оборудования.

В целом можно отметить, что Собинский район занимается одно из лидирующих положений в структуре экономики области, а деятельность его организаций приносит значительную прибыль.

В заключение важно отметить, что в целом Собинский район имеет большую перспективу развития. По многим отраслям сельского и промышленного производства Собинский район занимает передовое положение среди муниципальных образований Владимирской области. Однако для более полной реализации природно-ресурсного и социально-экономического потенциала региона требуется привлечение инвестиций в основной капитал. Экономика региона должна избавиться от устаревших энергоемких производств и технологий, разработать и внедрить новые энергосберегающие технологии, что позволит использовать высвободившиеся энергомощности для новых производств [6]. Это, в свою очередь, приведет к увеличению прибыли района в целом, что освободит средства для решения социальных проблем населения.

Следует иметь в виду, что для достижения максимального эффекта решение проблем муниципального образования должно проводиться в комплексе. Для этого требуется детальная разработка и принятие отдельных программ по каждому направлению деятельности, имеющему определяющее значение для развития определенного муниципального образования.

Для реализации потенциала Собинского района муниципальная власть принимает и реализует такие программы развития. Данные программы со-

ставляются в соответствии с федеральными программами, а также программами развития субъекта федерации - Владимирской области [5]. К наиболее значимым программам можно отнести [4]:

• Муниципальная программа «Развитие агропромышленного комплекса Собинского района на 2014-2020 годы» (на основании государственной программы РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717; а также программы «Развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Губернатора Владимирской обл. от 25.09.2012 N 1065);

• Муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Собинском районе на 2014-2020 годы» (на основании государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328; на основании государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316);

• Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Собинский район на период до 2020 года» (на основании долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности во Владимирской области на период до 2020 года»);

• Муниципальная программа «Дорожное хозяйство Собинского района на 2014-2020 годы» (на основании государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 319 от 15.04.2014; на основании государственной программы «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014-2025 годы», утвержденной Постановлением Губернатора Владимирской области от 17 октября 2013 г. № 1155).

При реализации долгосрочных планов развития Собинского района следует отметить высокую заинтересованность власти субъекта федерации, в частности касательно привлечения инвестиций в Собинский район. Данный интерес был отражен в постановлении Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 г. № 1289 «О Комплексном плане мероприятий социально-экономического развития Владимирской области на 2013-2016 годы и механизме его реализации», в котором особое внимание уделялось повышению конкурентных преимуществ владимирских товаров и услуг посредством использования потенциала государственно-частного партнерства, монопрофильных территорий, развития транспортно-логистического комплекса. Касательно Со-бинского района в данном плане социально-экономического развития были отмечены следующие мероприятия [1]:

• К 2016 г. строительство индустриального и логистического комплекса «Парк Владимир» в Собинском районе (объем привлеченных инвестиций -370 млн рублей);

• К 2016 году строительство Производственного транспортно-логистического комплекса (объём привлеченных инвестиций - 200 млн рублей);

• К 2015 г. в посёлке Ставрово Собинского района создание Агропромышленного парка, в его состав войдут комбинат по переработке овощей, завод по производству хлебобулочных изделий, комплекс по продаже и обслуживанию сельхозтехники и маслосырзавод.

• расширение Агропромпарка, что включает в себя строительство мас-лосырзавода с созданием 70 рабочих мест. Все предприятия будут работать на местном сырье.

Среди уже реализованных проектов следует отметить открытие в 2014 г. завода по производству почвогрунтов, органно-минеральных удобрений, средств защиты растений на основе торфа (объём привлеченных инвестиций - более 500 млн рублей). Закуплено высокотехнологичное автоматизированное европейское оборудование из Голландии, Германии и Дании.

Следует отметить, что данные проекты реализуются при содействии губернатора Владимирской области. Немалую роль играют и местные власти. Например, в Ставрово муниципальная власть к 2014 году завершила реконструкцию очистных сооружений - важнейшего элемента инфраструктуры, финансирование которой производилось частично из федерального бюджета (39 млн рублей) и областного (68 млн рублей).

Необходимо также отметить важную роль участия населения в жизни своего муниципального образования. Не только создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, но и выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения и организация его участия в решении местных вопросов социально-экономического развития относятся к первоочередным задачам, решаемым с помощью местного самоуправления.

Только при условии конструктивного диалога между представителями власти, бизнеса и общественности возможно наиболее продуктивное развитие муниципального образования в целом. При этом муниципальная власть должна выступать связующим звеном для достижения баланса интересов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Администрация Владимирской области // Новости администрации области и региона / О Комплексном плане мероприятий социально-экономического развития Владимирской области на 2013-2016 годы и механизме его реализации». - URL: http://www.avo.ru/news/12776-1

[2] Гукасян Г.Л. Управление муниципальным хозяйством: учебное пособие. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.

[3] Доклад главы района В.Ю. Аникина на районном экономическом совещании «Итоги социально-экономического развития МО Собинский район в 2013 году и задачи на 2014 год». - URL: http://www.sbnray.ru/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=184&Itemid=175

[4] Муниципальное образование Собинский район - официальный сайт органов управления // Перечень муниципальных программ. - URL: http://www.sbnray.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=1078&Itemid=163

[5] Портал государственных программ Российской Федерации. - URL: http://programs. gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=8E8A63BC-3B7C-484D-B9F2-38C3A9E 65151&pgpId=345D4BB8-AD14-4DC9-A4E5-A4AF6C892FEE

[6] Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года. - URL: http://job.vlsu.ru/files/pressa/sr%20V0%202027.pdf

[7] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области // Муниципальная статистика / Муниципальные финансы. -URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/78a3 a88041d53d55ba8afe2d59c15b71finansi.htm

[8] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области // Муниципальная статистика / Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований. - URL: http://vladimir-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/municipal_sta tistics/main_indicators/

[9] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области // Муниципальная статистика / Обрабатывающие производства. - URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/ 6fa1bd80441a12118a72ef20d5236cbc/ДОБЫВАЮЩИЕ%2C+ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ +ПРОИЗВОДСТВА.Ыш

[10] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области // Муниципальная статистика / Сельское хозяйство. - URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladim irstat/resources/32022780441 a1a908cfaed20d5236cbc/СЕЛЬСКОЕ++ХОЗЯЙСТВО.htm

[11] Федеральная служба государственной статистики // Методологические положения по статистике. - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/Main.htm

REFERENCES

[1] Administracija Vladimirskoj oblasti // Novosti administracii oblasti i regiona / O Kom-pleksnom plane meroprijatij social'no-jekonomicheskogo razvitija Vladimirskoj oblasti na 2013-2016gody i mehanizme ego realizacii. Available at: http://www.avo.ru/news/12776-1

[2] Gukasjan G.L. Upravlenie municipal'nym hozjajstvom: uchebnoe posobie / G. L. Gukas-jan. - M.: Rossijskij universitet druzhby narodov, 2010.

[3] Doklad glavy rajona V.Ju. Anikina na rajonnom jekonomicheskom soveshhanii «Itogi social'no-jekonomicheskogo razvitija MO Sobinskij rajon v 2013 godu i zadachi na 2014 god». Available at: http://www.sbnray.ru/index.php?option=com_content&view=category& layout= blog&id= 184&Itemid=175

[4] Municipal'noe obrazovanie Sobinskij rajon - oficial'nyj sajt organov upravlenija // Available at: http ://www. sbnray.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 1078&Itemid=163

[5] Portal gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii. Available at: http://programs. gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=8E8A63BC-3B7C-484D-B9F2-38C3A9E 65151&pgpId=345D4BB8-AD14-4DC9-A4E5-A4AF6C892FEE

[6] Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Vladimirskoj oblasti do 2027 goda. Available at:http://job.vlsu.ru/files/pressa/sr%20VO%202027.pdf

[7] Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Vladimirskoj oblasti // Municipal'naja statistika / Municipal'nye finansy. Available at: http://vladimir-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/78a3a88041d53d55ba8afe 2d59c15b71fmansi.htm

[8] Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Vladimirskoj oblasti // Municipal'naja statistika / Osnovnye pokazateli social'no-jekonomicheskogo polozhenija municipal'nyh obrazovanij. Available at: http://vladimirstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/municipal_sta tistics/main_indicators/

[9] Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Vladimirskoj ob-lasti // Municipal'naja statistika / Obrabatyvajushhie proizvodstva. Available at: http:// vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/6fa1bd80441a12

118a72ef20d5236cbc/DOBYVAJuShhIE%2C+OBRABATYVAJuShhIE+PROIZVODS TVA.htm

[10] Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Vladimirskoj oblasti // Municipal'naja statistika / Sel'skoe hozjajstvo. Available at: http://vladimirstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladim

irstat/resources/32022780441a1a908cfaed20d5236cbc/SEL''SKOE++HOZJaJSTVO.htm

[11] Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki // Metodologicheskie polozhenija po sta-tistike. Available at: http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/Main.htm

STRATEGIC ASPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION BY THE EXAMPLE OF SOBINSKY DISTRICT OF VLADIMIR REGION

Gurgen L. Gukasyan

Center of Arab and Islamic Studies Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences Rojdestvenka st., 12, Moscow, Russia, 107031

Nadejda A. Shubina

Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the problem of improving the living standards and stimulates a dynamic development of the municipality in the long term. The main attention is paid to the analysis of the agricultural sectors and industries in order to identify the area of investment attractiveness of the district. In addition, this article touches on a role of local authorities to realize a potential of the area.

Key words: municipality, labour resources, structure of the economy, economic development, agriculture, industry, investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.