Научная статья на тему 'Стратегические альянсы в современном бизнесе'

Стратегические альянсы в современном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
238
Поделиться

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шемануева А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Стратегические альянсы в современном бизнесе»

обучение, имитация, развитие нового знания, защита материнской компании от утечки информации. На мой взгляд, главным здесь является - получение и развитие нового знания.

Библиографический список

1. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1992

3. Гарретт Б., Дюссож П., Стратегические альянсы: пер. с анг. Серия «Менеджмент для лидера». — М.: РШФРА- М, 2002

4. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. — М.: ДиС, 2004

5. www.lukoil.ru

УДК 338.487:659.1

А.П. Шемануева СКД 4-1

Научный руководитель — к.э.н., доцент Комаров Н.М.

ГОУВПО «МГУС»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ

Альянс - это компромисс, между тем, чтобы тебя одолели соперники в борьбе или друзья задушили в объятиях [1]

Что такое стратегический альянс?

Стратегический альянс - это партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и стержневые компетенции фирм объединяются для достижения наилучшего результата. Альянс означает сотрудничество между группами, которое дает лучшие результаты по сравнению с теми, которые могли бы быть получены от простой сделки. . Каждый из партнеров по альянсу является отдельным лицом, в отличие от слияния, при котором объединяются активы лиц. Настоящим преимуществом альянса является не его продолжительность, а получаемая каждым партнером выгода от него.

Основные формы стратегических альянсов:

- прямое сотрудничество - наиболее распространенная форма без взаимного долевого участия;

- совместные предприятия - создание партнерами отдельного бизнеса, которым они владеют и управляют совместно.

Причины, побуждающие к созданию стратегических альянсов Причины различны и порой включают комбинацию различных факторов. В обобщенном виде эти причины сводятся к следующему:

- потребность в объединении усилий и ресурсов на НИОКР;

- необходимость привлечь дополнительный капитал;

- сокращение издержек;

- получение новой технологии;

- доступ на новый рынок;

- разделение рисков

- решение задачи привлечения команды менеджеров с опытом реализации определенных проектов;

- предоставление возможности малой компании использовать управленческий

опыт и место на рынке более крупной компании.

Преимущества стратегических альянсов:

- альянсы могут представлять собой эффективный способ противостоять росту издержек и рисков технологических инноваций, открывая партнерам доступ к знаниям и ресурсам при совместном развитии активном технологическом обмене;

- позволяют отслеживать развитие технологий и избегать внедрения технологий, которые впоследствии могут оказаться устаревшими или неэффективными;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- также компания может использовать в качестве альтернативного источника технологии с целью уменьшить свою зависимость от «знаний» (патентов, ноу-хау) поставщиков (или компенсировать их отсутствие);

- и компания обеспечивает себе постоянный доступ к новейшим ноу-хау. Недостатки стратегических альянсов:

- большинство стратегических альянсов базируется на товарах и рынках, вовлеченных в ключевые (или основные) виды коммерческой деятельности партнеров альянса

- альянсы, как правило, объединяют компании, являющиеся реальными или потенциальными конкурентами, следовательно, компания, вступившая в стратегический альянс, может попасть в зависимость от партнеров по ключевым видам своей деятельности и может рисковать нежелательной утечкой технологической информации в компании, которые в отсутствие альянса являются конкурентами.

Примеры стратегических альянсов:

1. примеры стратегических альянсов в гостиничном бизнесе:

1.1. в августе 2000 г. был создан крупный стратегический альянс под названием «Роскошный альянс», которые объединил в себе все необходимые субъекты гостиничного бизнеса, для того, чтобы предлагать своим клиентам богатый выбор роскошных гостиниц в мире в сопровождении безукоризненного сервиса в лучших традициях мирового

обслуживания и путешествия. На данный момент альянс насчитывает 800 отелей класса «Люкс» в 100 странах мира, а также 7 круизных кораблей и 6 поездов класса «Люкс»;

- в 2001 г. в мировом гостиничном бизнесе появляется крупный глобальный альянс Great Hotels Organization (GHO), который образовался на базе двух других альянсов: «Великие отели мира» и «Специальные отели мира», каждый из которых нацелен на различные

сегменты рынка. «Великие отели мира» и «Специальные отели мира» представляют собой всемирные альянсы роскошных гостиниц и в отличие от других ассоциаций позволяют гостиницам выбрать то членство, которое им наиболее подходит;

1.2. следом ответная реакция последовала от другой известной гостиничной цепочки Le Meridien, которая в августе 2003 г. объявила о создании долгосрочного стратегического альянса с Visa International. Цель -проведение совместных кампаний

по продвижению торговых марок, а также обеспечение дополнительных преимуществ держателям карточек Visa при выборе гостиниц Le Meridien по всему миру. Тем самым образованный стратегический альянс «Visa и Le Meridien» стал сильным союзом в индустрии туризма и может представлять значительную угрозу для отелей-конкурентов;

1.3. классическим примером стратегического альянса в гостиничном бизнесе принято считать альянсы между отелями и авиакомпаниями. Сейчас практически все ведущие отели мира работают с определенными авиакомпаниями, поскольку данная маркетинговая стратегия подразумевает предоставление взаимных скидок и комиссионных;

1.4. еще одним примером в создании гостиничных альянсов могут служить специальные альянсы по поддержанию имиджа и торговой марки. Отели заключают «имиджевые альянсы» с известными дизайнерскими линиями, что дает право клиентам двух партнеров на специальные скидки и обслуживания в любых отелях данной цепочки и бутиках определенной марки. Примером такого альянса служит гостиничная группа отелей Marriott и компания Bulgari.

Вывод: динамика и масштабы вновь создаваемых стратегических альянсов в последние годы увеличивается, что объясняется перспективностью и взаимовыгодностью такой формы сотрудничества в гостиничном бизнесе.

Стратегические альянсы в 21 веке превратятся в важнейшее оружие конкурентной борьбы, возможно, они приведут к образованию новых форм организации корпораций.

В последние годы стратегические альянсы получают широкое распространение в туристском и гостиничном бизнесе, поскольку такая форма объединения организаций индустрии гостеприимства является наиболее эффективной и не требует значительных капиталовложений.

Стратегические альянсы могут позволить бизнесу достичь своих целей, сохраняя при этом гибкость за счет быстрой смены партнеров, в случае необходимости. Однако, когда корпоративной стратегии нужна долгосрочная

определенность, такие альянсы могут оказаться слишком неформальными, и в этом

случае совместные предприятия, слияния и поглощения выглядят предпочтительней.

Библиографический список

1. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1992

3. Гарретт Б., Дюссож П., Стратегические альянсы: пер. с анг. Серия

4. «Менеджмент для лидера». — М.: РШФРА- М, 2002

5. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. — М.: ДиС, 2004

6. Моисеева Н.К., Стратегическое управление туристской фирмой. — М.: Финансы и статистика, 2000

7. Иванов Ю. Слияние, поглащение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.: 2001.

8. Долгорукова А.М. стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе,

разработка стратагем, воплощение, М.: ООО «1С - Паблишинг», 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дручевская Л. Е. Формирование стратегических альянсов в гостиничном бизнесе. — Дисс. канд. экон. наук. — М., 2005

10. www.cecsi.ru

11. www.iournal.vlsu. ги

12. http://news.elteh.ru

13. www.lukoil.ru

14. http://mevriz.ru/articles/2002/6/1011.html

15. http://dissertation2.narod.ru/Diss2006/18-1.htm