Библиографический список
1. Лисовик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002 - 340с.
2. Ремчуков К.В. Россия и ВТО: правда и вымыслы. - М.: Международные отношения, 2002 - 270с.
3. Фаминский И.П., Международные экономические отношения; 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004 - 880с.
4. Ьйр//шшш.а11теё1а.ги - ИА «Альянс - Медиа» по материалам РИА «Новости»
5. ЬИ;р//:шшш.пап.ги/есопоту / - РИА «Новости». Раздел экономики.
6. ИНр//:шшш.У7.ги - Деловая газета «Взгляд».
7. Ьйр/Ашшш^уевйа.ги/есопотю / - Информационный портал об экономике.
8. ЬИ;р//:шшшЖаЬапк.щ - Оффициальный сайт Альфа-Банка
УКД 338.487:659.1
А.А. Шайцанс ГРУППА СКД 4-1 Научный руководитель — к.э.н., доцент Комаров Н.М.
ГОУВПО «МГУС»
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ
Стратегический альянс - это деловые отношения между организациями, в рамках которых они разделяют риски, объединяют свои сильные стороны и интегрируют бизнес функции для достижения взаимной выгоды. Каждый из партнеров по альянсу является отдельным лицом, в отличие от слияния, при котором объединяются активы лиц.
Настоящим преимуществом альянса является не его продолжительность, а получаемая каждым партнером выгода от него. Стратегия создания стратегических альянсов - это один из четырех способов распространения деятельности на новые рынки, приобретения технического ноу-хау и улучшения конкурентной позиции.
Причины, побуждающие к созданию стратегических альянсов, весьма различны и порой включают комбинацию различных факторов. В обобщенном виде эти причины сводятся к следующему:
- потребность в объединении усилий и ресурсов на НИОКР;
- необходимость привлечь дополнительный капитал;
- решение задачи привлечения команды менеджеров с опытом реализации определенных проектов;
- предоставление возможности малой компании использовать управленческий опыт и место на рынке более крупной компании.
Основные подходы к созданию стратегических альянсов
Основными подходами к созданию стратегического альянса являются интеграция и диверсификация.
«В результате поглощения "поглощающая" компания либо начинает новый вид деятельности (это диверсификация), либо усиливает свои позиции в традиционном бизнесе (это интеграция). На практике границы между двумя процессами оказываются условными, и слияние или поглощение включает элементы интеграции и диверсификации.
Основные этапы сделки по слиянию или поглощению - это:
- разработка стратегии слияний и поглощений;
- анализ потенциального объекта слияния или поглощения;
- переговорный процесс и заключение соглашения;
- оценка и стабилизация положения;
- интеграция;
- пост-интеграция.
В зависимости от целей и способов (перекупка, выкуп контрольного пакета акций) приобретение бывает:
Дружественное - официальное предложение о приобретении поддерживается руководством поглощаемой компании, например стратегическое поглощение (strategic buyout);
Враждебное (агрессивное) - недружественная перекупка (hostile takeover) -компания-поглотитель (рейдер) делает акционерам приобретаемой компании тендерное предложение о скупке за наличные обычно 95-100% акций.
В мировой практике различают следующие тактики реализации подхода интеграции к созданию стратегического альянса:
Внезапное поглощение (blitzkreig tender offer) - быстрая скупка акций (bust-up takeover), выкуп контрольного пакета акций с привлечением залога (leveraged buyout).
Медвежьи объятия (bear hug) - очень выгодное предложение о поглощении компании, сделанное ее директорам, против которого не возражают акционеры;
Навязанная сделка (cram-down deal) - покупка компании через заемные средства, когда у акционера нет другой альтернативы как принять невыгодные для себя условия.
«Стратегия леди Макбет» (Lady Macbeth Strategy) - тактика поглощения, когда компания сначала выступает в роли «белого рыцаря», а затем объединяется с враждебным поглотителем.
Примеры стратегических альянсов
1.1 июля 2005 года начало работу совместное предприятие компаний «Лукойл» и «КонокоФиллипс. Приобретение КонокоФиллипс доли участия в ЛУКОЙЛе является стратегически важным для обеих компаний. Это партнерство получило поддержку со стороны правительств России и США и способствует развитию российско-американского энергетического диалога, включая поставки российской нефти в США.
Этот альянс дает возможность ЛУКОЙЛу укрепить свой статус ведущей международной нефтегазовой компании и глобального участника мирового энергетического рынка.
Со своей стороны КонокоФиллипс получил дополнительные возможности для участия в освоении обширных запасов углеводородов в России, где ЛУКОЙЛ занимает ведущие позиции по запасам и добыче.
2. Японская “Фуджитсу” поставляет многопроцессорные устройства (МРи) американской “Сан Микросистемс”, а получает от последней технологию рабочих станций. Намерение “Фуджитсу” при вступлении в альянс заключается в совершенствовании ее продуктовых линий. Аналогичные условия существуют у альянса японской “Хитачи” с американской компанией “Тексас инструментс” “Хитачи” поставляет БЯЛМ “Тексас инструментс”, а получает от американского партнера технологию производства полупроводников. Менеджмент как “Фуджитсу”, так и “Хитачи” направлен на успешную интернационализацию операционных знаний.
“Хитачи” вступила в альянс с “Тексас инструментс”, чтобы расширить свой опыт в разработке оперативной памяти 64М и 256М ЭЯЛМ. Обе компании объединили свой опыт при проведении НИОКР для разработки новой продукции. “Хитачи” также вступила в альянсы для сокращения расходов на НИОКР и снижения рисков с американской компанией “Моторола”. “Хитачи” стремится получить стратегические знания от этих альянсов.
В сравнении с другими фирмами “НЕК” занимает сильные позиции в получении знаний, относящихся к основным внутренним ценностям (специфическим знаниям). Так, в созданном альянсе с “ЭйТиТи” она получает знания не только от продукции и патентов, но также и от персонала. “НЕК” посылала своих специалистов в другие компании. “НЕК” охотилась на самых полезных людей из других компаний. Поступая подобным образом, “НЕК” обучалась тому, как создаются знания в других местах. Американский подход к фундаментальным исследованиям передавался японской компании. Таким путем “НЕК” получала специфические знания.
Также компания “НЕК” наладила сотрудничество с американской фирмой “Хониуэлл” и французской “Балл” с целью получения навыков своих партнеров, в частности — технологий.
В данной работе были приведены примеры международных стратегических альянсов. Альянсы образовываются для различных целей. Такими целями являются:
обучение, имитация, развитие нового знания, защита материнской компании от утечки информации. На мой взгляд, главным здесь является - получение и развитие нового знания.
Библиографический список
1. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1992
3. Гарретт Б., Дюссож П., Стратегические альянсы: пер. с анг. Серия «Менеджмент для лидера». — М.: РШФРА- М, 2002
4. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. — М.: ДиС, 2004
5. www.1ukoi1.ru
УДК 338.487:659.1
А.П. Шемануева СКД 4-1
Научный руководитель — к.э.н., доцент Комаров Н.М.
ГОУВПО «МГУС»
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ
Альянс - это компромисс, между тем, чтобы тебя одолели соперники в борьбе или друзья задушили в объятиях [1]
Что такое стратегический альянс?
Стратегический альянс - это партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и стержневые компетенции фирм объединяются для достижения наилучшего результата. Альянс означает сотрудничество между группами, которое дает лучшие результаты по сравнению с теми, которые могли бы быть получены от простой сделки. . Каждый из партнеров по альянсу является отдельным лицом, в отличие от слияния, при котором объединяются активы лиц. Настоящим преимуществом альянса является не его продолжительность, а получаемая каждым партнером выгода от него.