Научная статья на тему 'Стратегические альтернативы реорганизации негосударственных пенсионных фондов'

Стратегические альтернативы реорганизации негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS / ИМУЩЕСТВО ФОНДА / PROPERTY FUND / СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / OWN FUNDS / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / АКЦИОНИРОВАНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ / LIQUIDATION / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / STRATEGIC ALTERNATIVES / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / INVESTMENT ACTIVITY / AUCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна

До недавнего времени все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в Российской Федерации осуществляли свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера. Учредители не имели имущественных прав на имущество Фонда. Руководство Фонда осуществлялось в процессе участия учредителей в Совете фонда, являющимся высшим органом управления НПФ. С 1 января 2014 года в России протекает процесс смены организационно-правовой формы НПФ. В настоящее время создание новых НПФ возможно только в форме акционерных обществ. Действующие НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны преобразоваться в акционерные общества или ликвидироваться. Предполагается, что акционирование позволит повысить привлекательность для инвесторов, облегчит процесс слияний и поглощений, поскольку для учредителей будет понятен принцип входа/выхода, передачи вклада между ними. Акционерная форма НПФ позволит перейти к системе рыночной оценки их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ALTERNATIVES REORGANIZATION OF NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS

Until recently, all non-governmental pension funds (NPF) in the Russian Federation carry out their activities in the form of non-profit organizations unitary character. The founders had no property rights on the assets of the Fund. The Fund is in the process of participation in the founding board of the fund, which is the supreme governing body of the NPF. From 1 January 2014 in Russia is the process of changing the legal form of NPF. Currently, the creation of new NPF can only be in the form of joint-stock companies. Current NPF, which are non-profit organizations are required to be transformed into joint-stock companies or liquidated. It is assumed that auctioning will increase the attractiveness for investors, facilitate the process of mergers and acquisitions, as will be clear to the founding principle of the input / output transfer contributions between them. Joint-stock form will allow NPF to move to a system of market evaluation of their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Стратегические альтернативы реорганизации негосударственных пенсионных фондов»

экономическое развитие хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 41-44. 25. Антохина Ю.А., Путихин Ю.Е., Грицаева М.В. //

Влияние институциональных факторов размера предприятия на результаты хозяйственной деятельности. Управленческое консультирование. 2014. № 10 (70). С. 21-28.

THE PATTERNS OF THE INVESTMENT FUNDS AND THE IMPERATIVES OF COMPETITIVENESS OF ECONOMIC ENTITY

© 2015

V.V. Shnaider, candidate of economic sciences, assistant professor of chair "Accounting, analysis and audit"

Samara Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Samara (Russia)

Abstract. The nature of the Economic category "investment" is to build relations between participants of investment process on formation and use of investment resources in order to expand and improve production. Process, reflecting the movement in the value of fixed assets reproduction can be viewed as the process of investment. It is an economic category, the system of economic relations connected with the movement of the value, paid in fixed assets from the date of mobilization of funds until their reimbursement. In General, investments are understood as investment of capital with the aim of amplifying it in the future. In the global economy is dominated by this approach to the definition. One of the main objectives of an economic subject is the use of existing resources and maximum efficiency in the production process. Hence, the need for information about the availability of such resources is a priority. The definition of investment attractiveness of faces forming the objective targeted information for making investment decisions. Investment attractiveness is characterized by a state of an object, the prospects for its further development, profitability and growth. Analyzing the investment attractiveness of this or that object of investment, the investor determines not only the stability and profitability of this facility, but all possible risks associated with it. Development of investment attractiveness is based on the determination of the stage of the life cycle of the entity based on its actual financial condition.

Keywords: accounting, investments, competitiveness, profit, economic entity.

УДК 330.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

© 2015

И.А. Юрьева, соискатель кафедры экономики и менеджмента, контролер НПФ «Муниципальный» Н.Н. Масюк, профессор кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Аннотация. До недавнего времени все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в Российской Федерации осуществляли свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера. Учредители не имели имущественных прав на имущество Фонда. Руководство Фонда осуществлялось в процессе участия учредителей в Совете фонда, являющимся высшим органом управления НПФ. С 1 января 2014 года в России протекает процесс смены организационно-правовой формы НПФ. В настоящее время создание новых НПФ возможно только в форме акционерных обществ. Действующие НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны преобразоваться в акционерные общества или ликвидироваться. Предполагается, что акционирование позволит повысить привлекательность для инвесторов, облегчит процесс слияний и поглощений, поскольку для учредителей будет понятен принцип входа/выхода, передачи вклада между ними. Акционерная форма НПФ позволит перейти к системе рыночной оценки их эффективности.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, имущество фонда, собственные средства, некоммерческие организации, акционирование, ликвидация, стратегические альтернативы, реорганизация.

В связи с вступлением в силу федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» все НПФ должны пройти процедуру преобразования в акционерные общества.

Рассмотрим требования, предъявляемые к акционерным пенсионным фондам:

1) НПФ в форме акционерных пенсионных фондов может являться как публичным (открытым) так и непубличным (закрытым) обществом, по выбору учредителей или Совета фонда;

2) уставный капитал (формируемый за счет собственных средств) акционерного пенсионного фонда должен составлять не менее 120 млн. рублей, но не более размера собственных средств, определенного по данным бухгалтерского отчета на последний календарный день месяца, предшествующего дате принятия решения СФ о реорганизации, а с 1 января 2020 года - не менее 150 млн. рублей;

3) собственные средства акционерного пенсионного фонда должны составлять не менее 150 млн. рублей, а с 1 января 2020 года не менее 200 млн. рублей;

4) акционерные пенсионные фонды обязаны раскрывать «контролирующих лиц» (владение прямо/косвенно более 50 %): вплоть до конечных бенефициаров;

5) акционерные пенсионные фонды не вправе выплачивать дивиденды по акциям в течение 5 лет;

6) акционерные пенсионные фонды не вправе выдавать займы и осуществлять операции с векселями [2].

По состоянию на 1 июля 2015 года по данным Банка России лицензию имеют 118 НПФ. На 01 августа 2015г. 61 НПФ реорганизованы, из них 29 НПФ прошли все проверки Банка России и вступили в систему гарантирования, 15 НПФ находятся в процессе акционирования [3].

Данная статья посвящена анализу выбора возможных вариантов реорганизации НПФ. При осуществлении такого выбора необходимо рассмотреть все положительные и отрицательные стороны последствий принимаемого решения.

На сегодняшний день для НПФ существует четыре варианта развития:

- преобразование НПФ в акционерное общество;

- объединение с другим НПФ;

- отчуждение НПФ в пользу другого НПФ путем приобретения контроля или присоединения;

- ликвидация НПФ.

Акционирование фонда.

В соответствии с законом от 28.12.2013г. №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, некоммерческие НПФ подлежат преобразованию в акционерные НПФ,либо ликвидируются. Для НПФ «Муниципальный», не участвующего в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливается срок акционирования - до 01.01.2019.

Минимальный размер уставного капитала фонда на момент акционирования должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 млн. рублей, а минимальный размер собственных средств не менее 150 и 200 млн. рублей соответственно [1].

Акции НПФ в форме акционерного общества, распределяются между учредителями при его создании. Первое получение прибыли акционерами не ранее, чем через пять лет. В фонде создается совет директоров. Появляется возможность работы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Прибыль от деятельности фонда направляется его учредителю. Фонд продолжает выполнять обязательства перед своими прежними участниками.

Усложняется управление фондом, т. к. регулирование деятельности НПФ осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность акционерных обществ. Необходимо ввести службу риск-менеджмента, синхронизировать базы данных фонда с базой Пенсионного Фонда России и т.д. Необходимо также получение у Банка России разрешение на приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ. Требуется согласование с Банком России кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера. Позитивные и негативные последствия акционирования сведены в таблице 1.

Таблица 1 - Позитивные и негативные последствия

акционирования

Позитивные последствия Негативные последствия

- возможность сохранения фонда и продолжения его развития; - акции при его создании распределяются между учредителями; - прибыль от деятельности фонда направляется его учредителю; - фонд продолжает выполнять обязательства перед своими прежними участниками. - необходимость изыскать средства до капитализации уставного капитала фонда (не менее 120 млн. рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 млн. рублей) и размера собственных средств (не менее 150 и 200 млн. рублей соответственно); - получение у Банка России разрешения на приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ; - согласование с Банком России кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера; - введение службы риск-менеджмента, - синхронизация базы данных фонда с базой Пенсионного фонда России; - и др.

Объединение с другим НПФ.

Фонд реорганизуется путем присоединения к НПФ сравнимого размера с целью соответствия достаточности собственных средств нормативным требованиям для акционирования. Если в результате присоединения сумма собственных средств у поглощающего фонда должна быть 200 млн. рублей и более, фонд может не только акционироваться, но и заниматься деятельностью по ОПС.

НПФ будет обязан в срочном порядке найти вкладчиков, имеющих личные средства в фонде, чтобы получить от них заявление о переводе средств в поглощающий фонд или о выплате им выкупной суммы. При этом возврата собственных средств фонда его учредителю не будет [4]. Акции НПФ в форме акционерного общества, распределяются между учредителями при его создании. В фонде создается совет директоров. Появляется возможность активизации работы по ОПС. Прибыль от деятельности фонда направляется его учредителям. Поглощающий фонд продолжает выполнять обязательства перед участниками. Для поглощающего фонда будут присутствовать негативные последствия, приведённые ранее при акционировании фонда. Позитивные и негативные последствия объединения с другим НПФ сведены в таблице 2.

Таблица 2 - Позитивные и негативные последствия объединения с другим НПФ

Позитивные последствия Негативные последствия

- возможность сохранения фонда и продолжения его развития в кооперации с другим НПФ; - акции при его создании распределяются между учредителями; - прибыль от деятельности фонда направляется его учредителю; - фонд продолжает выполнять обязательства перед своими прежними участниками. - необходимость получение заявлений от вкладчиков о переводе средств в поглощающий фонд или о выплате им выкупной суммы; - зависимость от другого фонда; -отсутствие возможности компенсации ликвидных собственные средства фонда его учредителю. Для поглощающего фонда: - получение у Банка России разрешения на приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ; - согласование с Банком России кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера; - введение службы риск-менеджмента, - синхронизация базы данных фонда с базой Пенсионного Фонда России; - и др.

Присоединение к крупному фонду.

Фонд реорганизуется присоединением к крупному иногороднему фонду типа «Благосостояние», «Регионфонд» и т.п. Присоединение должно произойти до момента акционирования поглощающего фонда.

При присоединении к крупному фонду возврат собственных средств учредителю присоединяемого фонда возможен, но вызывает определённые вопросы и сложности [5]. Акции НПФ в форме акционерного общества, распределяются между учредителями при его создании. В

случае отказа учредителя от соответствующей доли прав и обязанностей, определяемую соотношением собственных средств (у крупных фондов она составляет 0,5...3,0 млрд. руб.), возможен возврат учредителю собственных средств фонда. Для поглощающего фонда будут присутствовать негативные последствия, приведённые ранее при варианте развития в виде объединения с другим НПФ. Позитивные и негативные последствия присоединение к крупному фонду сведены в таблице 3.

Таблица 3 - Позитивные и негативные последствия присоединение к крупному фонду

Позитивные последствия Негативные последствия

- акции при его создании распределяются между учредителями; - прибыль от деятельности фонда направляется его учредителю; - фонд продолжает выполнять обязательства перед своими прежними участниками; - возможность получения учредителем компенсации ликвидных активов собственных средств фонда; - возможность быстрой реализации проекта. - сложности правового сопровождения возврата собственных средств учредителю. - потеря контроля над фондом. Для поглощающего фонда: - получение у Банка России разрешение на приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ; - согласование с Банком России кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера; - введение службы риск-менеджмента; - синхронизация базы данных фонда с базой Пенсионного Фонда России; - и др.

Ликвидация НПФ

НПФ может сам выступить с заявлением об отказе от лицензии. Решение об аннулировании лицензии принимается только при условии отсутствия у фонда обязательств по пенсионным договорам и договорам об обязательном пенсионном страховании. При этом заявление об отказе от лицензии не лишает Банк России права аннулировать указанную лицензию по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Решение об аннулировании лицензии НПФ может быть срочным, может представлять собой плановое сворачивание деятельности (в статусе некоммерческой организации - Фонда) до полного её прекращения, обеспечивая при этом доходность работы. Законодательством Фонду на это дано время до 1 января 2019 г. В течение двух лет разыскиваются вкладчики, имеющие личные средства в фонде, им выплачиваются выкупные суммы, или, по их заявлению, переводятся средства в другой НПФ. За это же время Фонд осуществляет перевод обязательств перед участниками, имеющими на пенсионных счетах средства, перечисленные работодателями, в другой НПФ.

По окончании перевода средств Фонд обращается Банк России с заявлением об отказе от лицензии. После сдачи лицензии Фонд перерегистрируется в другой фонд с указанием в его Уставе целей. После перерегистрации эта некоммерческая организация может быть ликвидирована, при этом все ее имущество будет направлено на цели, указанные в ее последнем Уставе. Позитивные и негативные последствия ликвидации НПФ по заявлению об отказе от лицензии сведены в таблице 4.

Таблица 4 - Позитивные и негативные последствия ликвидации фонда по заявлению об отказе от лицензии

Позитивные последствия Негативные последствия

- фонд выполнит свои обязательства перед своими участниками, вкладчиками; - минимизируются негативные социальные последствия сворачивания деятельности фонда; -собственные средства будут направлены по факту завершения ликвидации на указанные в его Уставе цели. -необходимость получения заявлений от вкладчиков о переводе средств в поглощающий фонд или о выплате им выкупной суммы; - ликвидация некоммерческой организации возможна только по решению суда; - длительность процесса; - большие трудозатраты сотрудников - прекращение деятельности по пенсионному обеспечению.

Ликвидация фонда может быть инициирована со стороны Банка России - регулятора НПФ. Так, если величина собственных средств фонда меньше установленных требований, Банк России направляет НПФ предписание о приведении величины собственных средств в соответствие с требованиями законодательства. Фонду будет отведен месяц на устранение нарушения. В случае повторного направления подобного предписания на НПФ накладывается запрет на проведение всех или части операций. Далее, за неоднократное неисполнение предписания Банка России об устранении нарушения лицензия Фонда аннулируется.

Информация о принятии решения об аннулировании лицензии Фонда раскрывается на официальном сайте уполномоченного федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Лицензия считается аннулированной с даты принятия решения уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии.

С даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе заключать пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем, а также распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в изложенном ниже порядке.

В случае принятия уполномоченным федеральным органом решения об аннулировании лицензии фонд в течение трех месяцев с даты принятия указанного решения:

- в письменной форме уведомляет своих вкладчиков, участников, а также их правопреемников, подавших в фонд соответствующее заявление не позднее даты аннулирования лицензии, об аннулировании у него лицензии;

- определяет обязательства по пенсионным договорам, включая обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий;

- определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности;

- определяет рыночную стоимость пенсионных резервов фонда;

- принимает меры к погашению дебиторской задолженности по операциям со средствами пенсионных резервов [1].

Если средств пенсионных резервов достаточно для исполнения фондом обязательств перед вкладчиками и (или) участниками фонда, а также перед иными кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет указанных средств, фонд в течение восьми месяцев со дня вступления в силу решения уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии

обеспечивает:

- прекращение пенсионных договоров и выплату (перевод в другие фонды) выкупных сумм или передачу выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий со страховыми организациями;

- передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому фонду по согласованию с уполномоченным федеральным органом. При этом указанные обязанность и средства пенсионных резервов в отношении всех участников, которым назначена негосударственная пенсия, могут быть переданы в один фонд.

В течение восьми месяцев с даты аннулирования лицензии, в случае, если фонд не ликвидируется, Фонд вносит в устав изменения, касающиеся наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности. При ликвидации Фонда средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации. [1].

Средства, оставшиеся от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, после удовлетворения требований всех кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с Уставом Фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Таким образом, процесс акционирования НПФ сделает для Банка России как главного регулятора и контролирующих ведомств деятельность НПФ еще более прозрачной. В результате чего возрастёт для регулятора возможность контроля и влияния на НПФ. Так, акционерные НПФ должны согласовывать с регулятором кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера. Банк России оценивает предложенные кандидатуры с точки зрения соответствия квалификационным требованиям и нормам деловой репутации. У Банка России необходимо получать разрешения на

приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ. Акции НПФ в форме акционерного общества, распределенные между учредителями при его создании, должны будут полностью оплачены до представления в Банк России заявления о получении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. В целом, акционерные НПФ в силу того, что должны будут удовлетворять более жестким требованиям, будут более надежны. Такие меры должны повысить и уровень доверия граждан к негосударственной системе пенсионного обеспечения.

Отметим также, что акционерные общества, как форма организации, более понятна как для инвесторов, так и вкладчиков, участников и застрахованных лиц. Права акционеров при такой форме оформлены и защищены надлежащим образом. В целом, акционирование позволит решить противоречие между правовой сущностью реальной деятельности НПФ, соответствующей всем критериям коммерческой и некоммерческой формой организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Веб-сайт Центробанк РФ Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.cbrm/finmarkets/?PrtЫ=sv_ coU_invest.

4. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Формы и методы управления финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда как одним из стратегических ресурсов развития национальной экономики. - В сборнике «Экономика предпринимательства: теория и практика». -Сборник материалов международного научного е-симпозиума. - Москва. -2014. - С. 287-300.

5. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов как финансового института России // Научное обозрение. - 2012. - № 5.- С. 686-690.

STRATEGIC ALTERNATIVES REORGANIZATION OF NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS

© 2015

I.A. Yureva, applicant of chair of Economics and Management, controller of "Munitsipalniy" non-governmental pension fund N.N. Masyuk, Professor of chair of Economics and Management

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)

Abstract. Until recently, all non-governmental pension funds (NPF) in the Russian Federation carry out their activities in the form of non-profit organizations unitary character. The founders had no property rights on the assets of the Fund. The Fund is in the process of participation in the founding board of the fund, which is the supreme governing body of the NPF. From 1 January 2014 in Russia is the process of changing the legal form of NPF. Currently, the creation of new NPF can only be in the form of joint-stock companies. Current NPF, which are non-profit organizations are required to be transformed into joint-stock companies or liquidated. It is assumed that auctioning will increase the attractiveness for investors, facilitate the process of mergers and acquisitions, as will be clear to the founding principle of the input / output transfer contributions between them. Joint-stock form will allow NPF to move to a system of market evaluation of their effectiveness.

Keywords: non-governmental pension funds, property fund, own funds, investment activity, non-profit organizations, auctioning, liquidation, strategic alternatives, reorganization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.