Научная статья на тему 'Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий'

Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов Константин Юрьевич

Статья посвящена роли малых инновационных предпринимательских структур в современной экономике. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий, а именно проанализированы стратегические альтернативы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic alternatives to enhance the competitiveness of native small innovative enterprises

This paper discusses the role of small innovative businesses in the modern economy. Special attention is paid to consideration of questions of increasing the competitiveness of small innovative enterprises, namely analyzed strategic alternatives for their further development

Текст научной работы на тему «Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий»

Бизнес в законе

4’2014

16. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

16.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Решетов Константин Юрьевич, к.э.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

Место работы: НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

[email protected]

Аннотация: статья посвящена роли малых инновационных предпринимательских структур в современной экономике. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий, а именно проанализированы стратегические альтернативы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, малые предпринимательские структуры, конкурентоспособность, стратегия развития

STRATEGIC ALTERNATIVES TO ENHANCE THE

COMPETITIVENESS OF NATIVE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Reshetov Konstantin Yuryevich, PhD of economics, associate professor. Position; head of accounting, analysis and audit chair.

Work place: National Institute of Business

[email protected]

Annotation: This paper discusses the role of small innovative businesses in the modern economy. Special attention is paid to consideration of questions of increasing the competitiveness of small innovative enterprises, namely analyzed strategic alternatives for their further development

Keywords: innovation, entrepreneurship, small business structures, competitiveness, development strategy

Неотъемлемым элементом инновационного развития экономики любой страны является малый инновационный бизнес. Его роль определяется, прежде всего, уникальной способностью к преодолению своего рода разрыва в инновационном процессе, который возникает между стадиями научных исследований и использованием их результатов в практической деятельности Данное свойство малых инновационных предприятий предопределяет их весомую роль в процессах продуцирования инновационных идей, использования и распространения технологий современных технологических процессов, создания на их базе мощных корпораций и обеспечения, тем самым, основной части новых рабочих мест в экономике1.

1 См.: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

В соответствии с мнением ряда исследователей полноценное удовлетворение потребительских запросов в области инноваций на сегодняшний день в значительной степени можно определить уровнем эффективности функционирования небольших предприятий2. Высокие темпы освоения инноваций, мобильность технологических изменений и внедрения изобретений, быстрый рост сферы услуг, острая неценовая и ценовая конкуренция, которая приводит, с одной стороны, к уменьшению цен, а с другой - к тому, что потребители получают услуги (продукцию) высокого качества, все это обеспечивают малые предприятия. Это также дает возможность государству получать значительные средства от налоговых поступлений -все это составляет вклад малых инновационных предприятий в экономику.

Можно согласиться с мнением А.М. Мухамедьярова о том, что малые предприятия являются очень важной составляющей инновационных процессов в экономике страны, т.к. именно для них характерным является сокращение длительности инновационного цикла, что достигается благодаря минимальной управленческой иерархии в принятии решений и низкому уровню накладных затрат3 4 * *. Повышению инновационной активности малых предприятий способствует их стремление к выживанию: отсутствие бюрократических барьеров, быстрые апробации нововведений и то, что инновационная деятельность - это единственная возможность для предпринимателей упрочить свое рыночное положение. Из-за ограниченности ресурсов малые предприятия заинтересованы в ускоренных разработках и использованиях новых технологий и разного рода нововведений, доведения новых продуктов до стадии промышленного образца, которые передаются затем на коммерческих основах для использований крупным предприятиям.

Малые инновационные предприятия являются промежуточным звеном между наукой и производством. От уровня их развития зависит, насколько быстро новая технология или разработка будет реально внедрена.

В большинстве развитых западных государств более 60% ВВП создается малыми предприятиями, которые там являются локомотивом развития экономики. Причем успешность малых предприятий в конкурентной борьбе находится в прямой зависимости от степени их инновационного развития, мобильности и гибкости во

4

всех управленческих процессах .

Как вполне справедливо утверждают некоторые исследователи, развитие малых инновационных предприятий является необходимым условием перехода всей экономики в стадию «умной экономики», эффективной реструктуризации производства и предприятий,

2 См.: Зюрина О.А. Роль малого инновационного бизнеса в формировании среднего класса // Материалы к конференции «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение» http://www.econ.msu.ru/departments/politec/science/ conferences/ds1430/; Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Проспект, 2010. и др.

3 См.: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

4 См.: Фияксель Э.А. Роль инновационного кластера в форми-

ровании РИС (региональной инновационной системы) / Э.А. Фи-

яксель, М.Г. Назаров // Инновации. 2009. № 6 (128). С. 86-88.

144

Решетов К. Ю.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

решения проблем занятости, роста уровня благосостояния населения5. Малый бизнес имеет самые низкие инвестиционные потребности, характеризуется самым быстрым оборотом капитала. Мировой опыт показывает, что он обеспечивает в два-три раза большую эффективность производственных капиталовложений и по объему средств, и по срокам отдачи.

Современные рыночные принципы хозяйствования требуют использования инновационных моделей развития с целью ускорения темпов роста страны, достижения высокой конкурентоспособности на мировом рынке путем увеличения доли экспорта высокотехнологичной продукции в его общей структуре, постепенного обеспечения необходимых темпов импортозамещения, рационального использования всех ресурсов6.

Быстрому распространению нововведений способствуют разнообразные формы контактов и сотрудничества между малыми предприятиями-инноваторами и крупными корпорациями, причем последние на начальной стадии разработки нововведения часто дают малым инновационным предприятиям ссуды или оказывают какую-либо другую помощь в обмен на последующую подробную информацию об их разработках. Для выполнения государственных заказов иногда создаются объединения малых предприятий - пулы, где одна из компаний становится прямым подрядчиком государства, а другие - субподрядчиками. Ориентация в поддержку малых инновационных предприятий является признаком инновационных моделей Европы, и особенно Франции и Германии. Доля таких организаций в странах Европы колеблется от 60% до 90 %. Преимуществом малых инновационных предприятий является то, что они имеют производственную гибкость и повышенную адаптацию к переменчивым запросам потребителей7.

Малое инновационное предпринимательство наиболее мобильно реагирует на изменения во внешней среде не только на рынках промышленно развитых западных стран, но и в отечественной экономике. Это происходит, в основном, благодаря фактору малой масштабности, более гибкой организационной структуре и отсутствию бюрократии в управлении. Как свидетельствует мировая практика, инновационное предпринимательство формируется преимущественно за счет малых инновационных предприятий - лидеров рынка, которые участвуют в создании новых секторов, развитии новых производств, улучшении конкурентоспособности и наукоемкости производств, оптимизации формирования новых технологических процессов.

Глобализация экономики, условия открытого рынка и непосредственное вступление государства в ВТО влияют на конкурентоспособность, возможности развития исследуемой категории предприятий. Зададимся вопросом, каковы стратегические альтернативы развития отечественного малого инновационного предпринимательства в условиях глобализации и открытого рынка. Спектр альтернатив развития этой сферы биз-

5 См.: Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Проспект, 2010.

6 См.: Решетов К.Ю. Инновационные модели технологического развития предпринимательских структур и их применимость к условиям современной России // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 202-205.

7 См.: Mazzarol T. W. A Model of Small Business HR Growth Management // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2003. № 9(1). Р. 27-49

неса в данных условиях достаточно узкий8. Не теряя свою юридическую самостоятельность, эти предприятия могут выбрать направление из следующих пяти стратегических альтернатив:

1) «Стать большим» - один из первых и безальтернативных направлений развития данных предприятий, который был пройден многими компаниями (Microsoft9, Ford10 и др.). Данная стратегия основана на классической стратегии «роста»11. Следует отметить, что сегодня в условиях, когда рынки традиционной и инновационной продукции разделены между крупными компаниями, реализация указанной стратегии малыми предприятиями видится недостаточно успешной и в целом малоэффективной.

2) «Кооперация с большим бизнесом» - данное направление развития малых предприятий достаточно эффективно в нынешних условиях, когда малые предприятия, оставаясь юридически независимыми, функционируют в тесных контактах с крупными предприятиями и считаются независимыми производственными единицами. Данная стратегия основана на стратегии интегративного (интеграционного) роста12.

Необходимо подчеркнуть, что здесь не может идти речь о конкуренции малого бизнеса с крупным в связи с очевидностью результатов такого противостояния. Наиболее ярким примером крупной компании, которая сотрудничает с малым бизнесом, является корпорация Boeing13. Причем взаимодействие, в основном, происходит с помощью системы аутсорсинга.

Аутсорсинг (от англ. Outsourcing - внешний источник) - это передача части задач обслуживания процесса функционирования предприятий посторонним поставщиками или подрядчикам с условием гарантирования ими необходимого качества, эффективности их выполнения на основе обновлений или трансформаций бизнес-процессов (технологий) и с возможностями перехода определенного количества персонала предприятия к поставщику (аутсорсеру) 14

Целью аутсорсинга является увеличение рыночных стоимостей предприятий с помощью оптимизации результатов их функционирования, снижения рисков и расходов, повышения конкурентоспособности с помощью привлечений внешних контрагентов, которые ориентированы на выполнение определенных, непрофильных для предприятий, производственнохозяйственных функций.

8 См.: Костров А.В. Как привлечь малые предприятия в инновационную сферу // Инновации. 2009. № 10 (132). С. 7-10; Савченко

О.В., Соников А.А., Шкуратов С.Е. Управление малым инновационным предприятием. Обнинск: Артифекс, 2007; Шаров А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства -необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. 2010. № 5 (139). С. 21-27 и др.

9 История компании Microsoft [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reeed.ru/info_microsoft-kompanii.php

10 История марки Ford [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ford.infocar.com.ua/history_ford.html

11 См.: Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

12 См.: Ляшко Ф.Е., Приходько В.И., Тютюшкина Г.С. Стратегический менеджмент в авиастроении: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003.

13 См.: Черемисин Д.В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2005.

14 См.: Outsourcing - What is Outsourcing? [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.sourcingmag.com/content/what_is_outsourcing.asp

145

Бизнес в законе

4’2014

Исследование научных подходов позволило сформулировать основные преимущества аутсорсинга15:

- повышение уровня прибыльности бизнеса - аутсорсинг позволяет осуществить меры по уменьшению расходов на обслуживание бизнес-процессов;

- возможность концентрации всех усилий на ведении основного направления бизнеса. Сопутствующие бизнеспроцессы передаются на аутсорсинг, что позволяет не осуществлять ту деятельность, которая не является профильной, но требует определенных затрат;

- привлечение чужого опыта - аутсорсинговые компании специализируются на определенных видах деятельности, обслуживают большое количество предприятий, и это позволяет им детально ознакомиться с технологиями, методами деятельности, применять лучший приобретенный опыт;

- надежность и стабильность - аутсорсинговые компании несут ответственность за работу, которую выполняют согласно заключенным догорам на обслуживание;

- высокая степень гибкости бизнеса - при уменьшении (росте) масштабов бизнеса предприятиям требуется осуществлять сокращение (наем) персонала, нести расходы по его обучению, необходимо оборудовать рабочие места, оплачивать дополнительные компенсации, налоги. Все это требует дополнительных затрат времени, расходов и, часто влияет на уменьшение мобильности бизнес-процессов. Аутсорсинговым компаниям для сокращении или увеличения масштабов необходимо просто пересмотреть цены на работы, услуги, которые они передают на аутсорсинг.

3) «Объединения с малыми предприятиями» - этот вариант развития малых инновационных предприятий предусматривает высокий уровень интеграции предприятий для преодолений общих внешних угроз. Наиболее активно объединения малых инновационных предприятий создаются и функционируют в развитых регионах и территориях (осуществляется по принципу «снизу-вверх»). Попытки государственной власти создавать кластеры, базирующиеся исключительно на малом инновационном бизнесе, «сверху-вниз», как правило, оказываются малоэффективными. Отметим, что по мнению ведущих экспертов, в России на сегодняшний день уровень развития инновационного малого бизнеса и его горизонтальных взаимодействий еще недостаточен для улучшения процессов кластеризации.

4) «Создание малых инновационных предприятий для получения высоких результатов с высокими рисками». Эта стратегия используется венчурными малыми инновационными предприятиями с временными организационными структурами, занятыми разработками научных идей и превращением их в новые продукты, технологии16. Данная категория предприятий создается для доработок, апробаций, доведений до промышленной реализации «рисковых» инноваций. Малые венчурные инновационные предприятия создают на договорных основах на финансовые средства, которые получают от объединений средств нескольких физических или юридических лиц, или на кредиты и вложения больших предприятий, банковских учреждений, государства или частных фондов.

15 См.: Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009; Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ-аутсорсинга: организационно-технологические решения: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008; Черемисин Д.В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2005.

16 См.: Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство: фран-

чайзинг: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр. ЁАОИ, 2008.

5) «Создание инновационных малых предприятий на основе капитала неформальных инвесторов». Эта стратегия связана с финансированием данных предприятия на этапе создания бизнес-ангелами. К бизнес-ангелам относят неформальных венчурных инвесторов, которые так же, как и венчурные инвесторы, вкладывают средства в рисковый бизнес17. В отличие от венчурных инвесторов, бизнес-ангелы инвестируют в данные предприятия свои средства. Это направление финансирования, как и предыдущее, является сегодня очень перспективным. Оно способно повысить интерес к малым инновационным предприятиям.

Таким образом, анализ стратегических альтернатив развития малых инновационных предприятий показывает, что в России в современных условиях наиболее распространенным вариантом является использование стратегии «Кооперация с большим бизнесом». Учитывая низкий уровень развития инновационных предприятий, вышеназванный вариант может стать эффективным решением стимулирования развития инновационных предприятий с помощью крупного бизнеса.

Перспективным, но более рисковым, по мнению автора, является использование четвертой и пятой стратегии, связанных с созданием венчурных малых инновационных предприятий и созданием малых инновационных предприятий на основе капитала бизнес-ангелов.

Список литературы:

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. М.: ИН-ФРА-М, 2009.

2. Зюрина О.А. Роль малого инновационного бизнеса в

формировании среднего класса // Материалы к конференции «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение»

http://www.econ.msu.ru/departments/politec/science/conferenc es/ds1430.

3. История компании Microsoft [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reeed.ru/info_microsoft-kompanii.php.

4. История марки Ford [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ford.infocar.com.ua/history_ford.html.

5. Костров А.В. Как привлечь малые предприятия в инновационную сферу // Инновации. 2009. № 10 (132). С. 7-10.

6. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

7. Ляшко Ф.Е., Приходько В.И., Тютюшкина Г.С. Стратегический менеджмент в авиастроении: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003.

8. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ-

аутсорсинга: организационно-технологические решения:

учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.

9. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Решетов К.Ю. Инновационные модели технологического развития предпринимательских структур и их применимость к условиям современной России // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 202-205.

11. Савченко О.В., Соников А.А., Шкуратов С.Е. Управление малым инновационным предприятием. Обнинск: Артифекс, 2007.

12. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Проспект, 2010.

13. Фияксель Э.А. Роль инновационного кластера в формировании РИС (региональной инновационной системы) / Э.А. Фияксель, М.Г. Назаров // Инновации. 2009. № 6 (128). С. 86-88.

17 Там же.

146

Решетов К. Ю.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

14. Черемисин Д.В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2о05.

15. Шаров А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. 2010. № 5 (139). С. 21-27.

16. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство: франчайзинг: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр. ЕАОИ, 2008.

17. Mazzarol T. W. A Model of Small Business HR Growth Management // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2003. № 9(1). Р. 27-49.

18. Outsourcing - What is Outsourcing? [Электронный

ресурс]. Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.sourcingmag.com/content/what_is_outsourcing.asp.

Reference list:

1. Anikin B.A., Rudaya I.L. Outsourcing and outstaffing: high technologies of management: a training manual. M.: INFRA-M, 2009.

2. Surina O.A. Role of small business innovation in the formation of the middle class // Materials of the conference "Innovative development of the Russian economy: resources" http://www.econ.msu.ru/departments/politec/science/conferenc es/ds1430.

3. History of Microsoft company [Electronic resource]. Mode of access: http://reeed.ru/info_microsoft-kompanii.php.

4. History Ford company [Electronic resource]. Mode of access: http://ford.infocar.com.ua/history_ford.html.

5. Kostrov A.V. How to attract small businesses in the innovation area // Innovations. 2009. № 10 (132). P. 7-10.

6. Lyasco V.I. Strategic planning enterprise development: a training manual. M., 2005.

7. Lyashko F.E., Prikhod'ko V.I., Tutyshkina G.S. Strategic management in the aviation industry: a training manual. Ulyanovsk: UlSTU, 2003.

8. Molotkova N.V., Saharov I.S. Quality of services IT-outsourcing: the organizational and technological solutions: a training manual. Tambow, 2008.

9. Mukhamedyarov A.M. Innovation management: a training manual. M.: INFRA-M, 2008.

10. Reshetov K.Y. Innovative models of technological development of business structures and their applicability to the conditions of modern Russia // Business in law. 2012. №6. P. 202205.

11. Savchenko O.V., Sonicov A.A., Shkuratov S.E. Managing a small innovative company. Obninsk: Artifex, 2007.

12. Sergeyev I.V., Veretennikova I.I. Economics of organizations (enterprises): training manual. M.: Prospect, 2010.

13. Fiyaksel E.A. The role of the innovation cluster in the formation of RIS (regional innovation system) // The innovation. 2009. № 6 (128). P. 86-88.

14. Cheremisin D.V. Outsourcing as an element of modern economic mechanism: theoretical aspect. M., 2005.

15. Sharov A.V. Development of small and medium-sized innovation enterprises is a necessary condition for the modernization of the Russian economy // Innovations. 2010. № 5 (139). P. 21-27.

16. Yagudin S.Y. Venture entrepreneurship: franchise. M., 2008.

17. Mazzarol T. W. A Model of Small Business HR Growth Management // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2003. № 9(1). Р. 27-49.

18. Outsourcing - What is Outsourcing? [Electronic resource].

Mode of access:

http://www.sourcingmag.com/content/what_is_outsourcing.asp.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Решетова Константина Юрьевича «Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий» Статья Решетова К.Ю. является актуальной, т.к. посвящена очень важной экономической проблеме отечественного бизнеса - проблеме повышения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур.

Автор провел большую исследовательскую работу по данной теме. В данной статье рассматриваются основные варианты стратегий развития российских малых инновационных предпринимательских структур, а также показаны преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Решетов К.Ю. владеет глубокими знаниями по исследуемой проблеме. Степень профессиональной подготовленности, проявившаяся в содержании работы, - очень высокая. В статье обоснованно приведены ссылки на использованные источники, раскрывающие суть изучаемого вопроса. Также следует отметить, что весь материал исследования представлен в систематизированном виде, имеется четкая логика изложения.

Данная статья написана на должном научном уровне и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Рецензент

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики

и управления на предприятии

НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

Миронова Н.Н.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.