МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 334.702:338.24
А. Н. Булатов
Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации
В статье предлагается стратегическая матрица перспектив межрегиональной торгово-промышленной кооперации, на основе которой были выделены наиболее привлекательные регионы с точки зрения кооперационных связей и обоснованы мероприятия по устранению квазикооперации и совершенствованию форм промышленной кооперации в разрезе конкретных товаров.
In the article the strategic matrix of prospects of interregional trade and industrial cooperation is developed. On the basis of the matrix the most attractive from the standpoint of cooperative ties regions are identified, and justified measures to eliminate quasi-cooperation and improve forms of industrial cooperation in the context of specific commodities are given prove.
Ключевые слова: промышленная кооперация, портфельный анализ, стратегическая матрица перспектив, квазикооперация.
Key words: industrial cooperation, portfolio analysis, strategic matrix of prospects, quasi-cooperation.
В теории и практике стратегического управления широко применяется метод построения стратегических матриц (т. н. «портфельный анализ»). Данный метод может быть плодотворно использован и для исследования определенных аспектов функционирования и развития отношений промышленной кооперации.
Подчеркнем, что методология стратегического «портфельного» анализа может быть использована для анализа и управления промышленной кооперацией не только на микроуровне, но и на уровне экономики государства или региона [1].
На базе методологии «портфельного» анализа нами разработана стратегическая матрица перспектив межрегиональной торговопромышленной кооперации. Ее общий вид показан на рис. 1. Каждая стратегическая матрица может быть использована для одного товара и одного региона - региона, в котором этот товар производится и из которого он вывозится в другие регионы.
В качестве исходных параметров стратегической матрицы использованы показатели коэффициента корреляции объема вывоза исследуемого товара из региона и объема ввоза в другой исследуемый регион, а также темп роста ввоза данного товара в соответствующий регион. В качестве дополнительного параметра стратегической матрицы используется соотношение объема ввоза товара в соответствующий регион из анализируемого региона (данный параметр условно прямо пропорционален диаметру круга, соответствующего конкретному региону).
Если использование показателя темпа роста рынка сбыта в стратегических «портфельных» матрицах различного типа является достаточно традиционным, то статистический оценочный параметр, такой как коэффициент корреляции (Я), в них практически не применяется. Экономически высокий коэффициент корреляции означает совпадение колебания темпов ввоза и вывоза товара из исследуемых регионов, совпадение региональных циклов спроса и предложения и, соответственно, стратегическую совместимость региональных рынков по данному товару [2].
и
к
о
к
и
и
^ 1-Т
И
ей к (Р (Р сЗ
й С
° 35
сч £ К 2 К и <и ^
ч «
Ю
іц Ч
^ Я ь Ц о к
С сз ей
Н ч° О 6^ О Л
и
Н
К
и
о
о
3
ю
I квадрант -перспективный
активизация долгосрочных торговых связей
II квадрант оптимальный
IV квадрант -депрессивный
низкии
Качественная, в т.ч. институциональная, реформа двусторонних торговопромышленных связеИ
X
III квадрант -проблемный
высокии
Коэффициент парноИ корреляции темпов вывоза из региона и ввоза в регион
Рис. 1. Общий вид стратегической матрицы перспектив межрегиональной промышленно-торговой кооперации
Высокий темп роста регионального рынка сбыта (ось ординат стратегической матрицы) предполагает необходимость активного развития промышленно-торговой кооперации. Высокий уровень коэффициента корреляции означает целесообразность формирования совместного интеррегионального производства продукции, полуфабрикатов и комплектующих, совместных согласованных и долгосрочных, т. е., по сути, также кооперированных программ развития персонала, и т. п.
Оптимальным является нахождение региона во втором квадранте стратегической матрицы. В этом случае следует максимально укреплять существующее сотрудничество, развивать как на уровне региональных властей, так и на уровне соответствующих региональных саморегулируемых организаций межрегиональные кооперативные связи и т. п. По сути, одной из главных задач построения стратегической матрицы данного типа является именно определение тех регионов, значения которых попадают во второй квадрант регионов, наиболее предпочтительных с точки зрения дальнейшего наращивания и качественного совершенствования кооперационных связей и отношений.
В отношении регионов первого квадранта наблюдается перспективный рост рынков сбыта продукции, но несовпадение экономических циклов интеррегионального ввоза - вывоза (т. е., по сути, спроса и предложения). Для регионов данного квадранта целесообразна стратегия максимально возможного наращивания торговых отношений, усиления кооперационной составляющей в промышленно-сбытовых отношениях. Для этого должен быть использован весь имеющийся спектр сформированных межрегиональных отношений и конкретного маркетингового инструментария предприятия-производителя.
Регионы третьего квадранта характеризуются высоким уровнем совпадения циклов колебания спроса и предложения товаров на региональном рынке, но низкими темпа роста последнего. Для развития данных регионов, названных нами (только в контексте соответствующих товаров, разумеется) проблемными, целесообразен широкий спектр методов кооперации, таких как долгосрочное стимулирование спроса в сопряженных отраслях, совместные межрегиональные меры по развитию рынков, совместное межрегиональное производство модифицированной продукции, в большей степени удовлетворяющей потребностям рынка, и т. п. Конкретные меры, в том числе и в сфере промышленной кооперации, должны быть дифференцированы в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного товара.
Наконец, в четвертом квадранте стратегической матрицы располагаются наиболее депрессивные регионы, характеризуемые как низкими темпами роста рынков сбыта, так и несовпадением циклов спроса и предложения с регионом-производителем. В отношении данных регионов целесообразен качественный пересмотр институциональной базы промышленной кооперации либо даже отказ в обозримой перспективе от активной реализации схем кооперации (затраты даже на организацию такого рода схем могут не окупить себя).
Коэффициент парной корреляции темпов вывоза из региона и ввоза в регион
Рис. 2. Оптимальное распределение позиций товаров в рамках стратегической матрицы перспектив межрегиональной промышленно-торговой кооперации
Оптимальным является распределение регионов, показанное на рис. 2: максимальная концентрация регионов-потребителей во втором квадранте стратегической матрицы при некотором количестве регионов в квадрантах I и III с убыванием параметров их доли по мере ухудшения оценочных параметров стратегической матрицы. Как будет показано ниже, фактическое распределение регионов по параметру перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации существенно отличается от оптимального.
42
Отдельную проблему для всех стратегических матриц представляет собой количественное разграничение квадрантов модели: данная проблема окончательно методологически корректно не разрешена даже в классических матрицах типа БКГ [3]. Мы предлагаем дифференцировать ось абсцисс матрицы по параметру коэффициента корреляции темпов, равному 0,5 - меньшие значения данного статистического оценочного параметра свидетельствуют о крайне низком уровне взаимосвязи факторного (темп вывоза) и результативного (темп ввоза) признаков. Ось ординат предлагается разделять на квадранты в зависимости от темпа роста объема вывоза из исследуемого региона за исследуемый период. В том же случае, если темп роста менее 100 % (т. е. вывоз сокращается), за границу квадрантов принимается значение, равное 100 %.
Стратегическая матрица апробирована на примере таких товаров, относящихся к различным видам экономической деятельности промышленных предприятий, как топочный мазут, полиэтилен, полистирол, полимеры стирола и грузовые автомобили, производимым в Республике Татарстан. Взяты те товары, которые производятся на территории республики (а не проходят через нее транзитом) и объемы ежегодного производства которых в 2003-
2008 гг. были относительно велики (т. е. товары в определенной степени составляют основу промышленно-производственной специализации республиканской экономики).
В качестве регионов ввоза данных товаров (потенциальных ре-гионов-кооперантов) в рамках данного стратегического анализа приняты регионы Поволжского федерального округа (ПФО). Их совместное рассмотрение целесообразно вследствие сопоставимости расходов на транспортировку продукции в случае организации отношений промышленно-сбытовой кооперации.
По товару «топочный мазут» ни один из исследуемых регионов ПФО не попал в наиболее привлекательный с точки зрения перспектив промышленно-торговой кооперации второй квадрант стратегической матрицы. Более того, во многих регионах ПФО потребление топочного мазута в исследуемый период сокращалось - в значительной мере, по нашему мнению, это обусловлено тем, что данный вид топлива не является вполне экономичным и имеет более экономичные и экологичные заменители (например, природный газ). Следует отметить, что объемы производства данного вида продукции в Республике Татарстан также сокращаются: в 2008 г. вывоз топочного мазута из территории республики составил лишь 74,8 % к уровню 2004 г. (табл. 1).
Исходные данные для построения стратегической матрицы перспектив промышленно-торговой кооперации по товару «топочный мазут», тыс. т
Вывоз из РТ 2004 2005 2006 2007 2008 Корреляция объемов вывоза и ввоза Темп роста, 2008 к 2004 г., % Отношение ввоза в региона и вывоза из РТ, %
874 1492 1525 1054 654
Регионы ввоза товара
Республика Башкортостан 48,6 18,4 16,7 4,7 4,6 -0,03 9,47 0,70
Республика Марий Эл 29,4 17,1 23,2 9,1 14,5 0,10 49,32 2,22
Республика Мордовия 43,4 9,3 13,9 1,4 39,9 -0,70 91,94 6,10
Республика Татарстан 51,1 99 41,5 13,6 62,1 0,24 121,53 9,50
Удмуртская Республика 89,8 62,4 69,5 45 62,2 -0,11 69,27 9,51
Чувашская Республика 32,8 46,8 20,3 3,7 78,9 -0,45 240,55 12,06
Пермский край 173 105 26,1 26,6 31,3 -0,09 18,09 4,79
Кировская область 324 304 237 225 273 -0,19 84,26 41,74
Нижегородская область 697 254 241 181 334 -0,47 47,92 51,07
Оренбургская область 11,1 19,6 20 20,4 47,7 -0,51 429,73 7,29
Пензенская область 22,7 38,4 34,9 28,8 43,5 0,06 191,63 6,65
Самарская область 327 111 20,9 54,8 15 -0,21 4,59 2,29
Саратовская область 81,5 89,8 79,6 91,5 230 -0,68 282,21 35,17
Ульяновская область 382 85,2 138 67,1 156 -0,43 40,84 23,85
Матрица промышленной кооперации по товару "Топочный мазут"
т
к
11 ю <0
а 5
1 *
" 1 О О
° 5 а <5 с а
2 ф
600,00
I квадрант Оренбургская об-сть
--------------- / 500,00
Саратовская
об-сть ( )
-1,00IV квадрант -0,50 0,1
----------------------------100,00
Коэфициент корреляции
II квадрант
У становленияе кооперационных связей в наиболее привлекательными потребителями
Рис. 3. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации по товару «топочный мазут»
Тем не менее, как следует из стратегической матрицы, показанной на рис. 3, достаточно потенциально перспективными регионами промышленно-торговой кооперации с Республикой Татарстан по исследуемому товару выступают Пензенская область, Оренбургская область, Саратовская область и Ульяновская область. Следует отметить, что коэффициент парной корреляции темпов вывоза топочного мазута из РТ с ввозом этого товара в данные регионы ПФО является крайне низким или вовсе отрицательным. Отрицательное значение коэффициента парной корреляции временных рядов свидетельствует о крайнем несовпадении циклов производства мазута в РТ и потребления даже в относительно перспективных (с точки зрения темпов роста ввоза) регионах ПФО.
Соответственно, такие регионы ПФО, как Оренбургская область, Саратовская область и Ульяновская область, потребляют топочный мазут в основном из других регионов, нежели Республика Татарстан. Следовательно, производителям мазута из РТ следует активизировать долгосрочные кооперационные связи с потребите-
лями мазута из данных регионов параллельно с активизацией мероприятий по повышению конкурентоспособности производимой продукции (повышению качества мазута и относительному снижению его реальной, то есть растущей с учетом инфляции, себестоимости и цены).
ф
е;
(О
я
п
V?
о4
СВ
к
о
о
а
с
ш
ф
Матрица перспектив кооперации по товару "Полиэтилен"
I квадрант
2500.00
2000.00 1500,00
Чувашская
Республика
II квадрант
Повышение удального веса долгосрочных кооперационных контрактов в "портфеле" заказов предприятия
-1,00IV квадрант -0,
квадрант 00
Коэффициент корреляции
Рис. 4. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации по товару «полиэтилен»
Стратегическая матрица перспектив межрегиональной промышленно-торговой кооперации по такому стратегически важному для промышленности Республики Татарстан товару, как полиэтилен, также далека от оптимального вида, показанного на рис. 4. В оптимальном - втором квадранте матрицы - находится только Пензенская область, характеризующаяся, впрочем, крайне низким сравнительным уровнем потребления полиэтилена (всего 0,24 % от общего объема вывоза из РТ) (табл. 2).
Исходные данные для построения стратегической матрицы перспектив промышленно-торговой кооперации по товару «полиэтилен», т
Вывоз из РТ 2004 2005 2006 2007 2008 Корреляция объемов вывоза и ввоза Темп роста, 2008 к 2004 г., % Отношение ввоза в региона и вывоза из РТ, %
182573 232444 234443 187709 226616 124,12
Регионы ввоза товара
Республика Башкорто- стан 3713 776 1108 1410 7450 -0,02 200,65 3,29
Республика Марий Эл 952 203 210 258 191 -0,71 20,06 0,08
Республика Мордовия 1944 71 1326 1592 900 -0,76 46,30 0,40
Республика Татарстан 1286 43 541 2222 4565 -0,10 354,98 2,01
Удмуртская Республика 2075 716 4160 5276 3777 -0,21 182,02 1,67
Чувашская Республика 809 584 5608 10471 14776 0,08 1826,45 6,52
Пермский край 1623 1622 7846 11282 9881 0,02 608,81 4,36
Кировская область 725 238 741 690 246 -0,56 33,93 0,11
Нижегородская область 9070 12241 17901 17482 13374 0,27 147,45 5,90
Пензенская область 277 218 698 151 550 0,63 198,56 0,24
Самарская область 13636 5021 21035 31703 20356 -0,37 149,28 8,98
Саратовская область 638 764 933 363 5323 0,38 834,33 2,35
Ульяновская область 818 963 67,7 0,9 20,2 -0,08 2,47 0,01
Потенциально перспективными регионами с точки зрения организации долгосрочных отношений промышленно-торговой кооперации по товару «полиэтилен» как с точки зрения темпов роста потребления, так и доли потребления выступают Оренбургская область, Пермский край и Самарская область. В отношении данных регионов целесообразны активные мероприятия по активизации отношений промышленно-торговой кооперации, в том числе и с участием региональных властей - дело в том, что относительно
большие объемы полиэтилена неэффективно закупаются отдельными регионами ПФО не в Республике Татарстан, несмотря на то полиэтилен производства ОАО «Оргсинтез» (г. Казань) вполне конкурентоспособен и по качеству, и по цене.
Матрица перспектив кооперации по товару "Полистирол и полимеры стирола"
т
к
5 «
1 Ч
о о С Ї1 ю ^
п П н « О С
П вТ
|[ И
О. 1_
О
а
Активная торговопромышленная кооперация нецелесообразна ввиду отсутствия крупных рынков сбыта
Поддержание и развитие ситсем торговой кооперации, логистики и аутсорсинга
-------О--150,00
Кировская об-сть
О*—500
о______°
-1,50
-1,00
—і---------000
-0,50 -50,0(Р,00
э
О
Пермский край
0,50
1,00
150
-100,00
Коэффициент корреляции
Рис. 5. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации по товарной группе «полистирол и полимеры стирола»
Вид матрицы, показанный на рис. 5, весьма любопытен с точки зрения теории стратегического анализа промышленной кооперации. Дело в том, что все имеющиеся регионы ПФО не попали ни в первый, ни во второй квадранты матрицы. Это связано с довольно высокой планкой разграничения квадрантов стратегической матрицы, параллельной оси абсцисс - темп роста вывоза полистрирола и полимеров стирола в 2005-2008 гг. составил 463,85 %. Вполне естественно, что промышленные товары данной группы товаров химии и нефтехимии - одни из ключевых продуктов промышленной специализации Республики Татарстан - ориентированы не только на потребление внутри Поволжского федерального округа.
Тем не менее и в рамках ПФО существуют регионы, относительно перспективные с точки зрения организации долгосрочных
48
отношений промышленной кооперации. Это, в первую очередь, Нижегородская область, характеризующаяся как относительно высоким темпом роста объемов потребления полистирола, так и сравнительно высоким коэффициентом корреляции ввоза и вывоза из РТ, составившим за исследуемый период 0,46 (табл. 3).
Таблица 3
Исходные данные для построения матрицы перспектив промышленно-торговой кооперации по товарной группе «полистирол и полимеры стирола», т
Вывоз из РТ 2004 2005 2006 2007 2008 Корреляция объемов вывоза и ввоза Темп роста, 2008 к 2004 г., %1 Отношение ввоза в региона и вывоза из РТ, %
н/д 14608 38572 61825 67759 463,85
Регионы ввоза товара
Республика Башкорто- стан 29,3 68,2 3 7,9 41,5 -0,49 141,64 0,06
Республика Марий Эл 88,3 16,5 357 565 272 0,73 308,04 0,40
Республика Мордовия 94,8 44,8 41,7 45 33,9 -0,57 35,76 0,05
Республика Татарстан 917 777 606 108 399 -0,86 43,51 0,59
Удмуртская Республика 1132 215 283 238 282 0,56 24,91 0,42
Чувашская Республика 196 227 216 250 211 0,08 107,65 0,31
Пермский край 1184 279 264 460 560 0,88 47,30 0,83
Кировская область 331 400 379 373 123 -0,67 37,16 0,18
Нижегородская область 1297 1875 1933 1409 3996 0,46 308,10 5,90
Оренбургская область 296 181 479 77,5 48,5 -0,47 16,39 0,07
Пензенская область 871 259 214 68,9 6,2 -0,96 0,71 0,01
Самарская область 5305 3286 2563 2040 4204 0,08 79,25 6,20
Саратовская область 776 916 88 68,3 58 -0,87 7,47 0,09
Ульяновская область 322 35,5 46 84,3 947 0,64 294,10 1,40
1 По строке «вывоз из РТ» темп роста 2008 к 2005 г.
49
Матрица оценки перспектив кооперации по товару "Грузовые автомобили"
т
к
I
Ф
Ф
ю (О 1 % 5 £
* I
о о ° ? а ей
С £1 5
1400,00
1200,00
1000,00
800,00
600,00
400,00
200,00
0,00
I квадрант II квадрант Ульяновская об-сть
Основное направление кооперации - повышение удельного ^ веса долгосрочных устойчивых контрактов, 1 1 институционализация отношений, в т.ч. с участием властей у регионов Саратовская об-сть
^ Лч о
о '
Оренбургская об-сть
1 ) ) IV квадрант 1 к V СП і
0,00
0,20 0,40 0,60
Коэффициент корреляции
,00
квадрант
Рис. 6. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации по товару «грузовые автомобили»
Показанная на рис. 6 стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации по товару «грузовые автомобили» в наибольшей степени соответствует идеальному для данного типа инструментов «портфельного» анализа виду. В частности, наиболее крупные среди регионов ПФО потребители данного товара (в частности, Ульяновская, Саратовская, Нижегородская области) расположены во втором квадранте стратегической матрицы. Соответственно с данными регионами, с которыми и без того у ОАО «Камаз» существуют устойчивые долговременные торговые отношения, следует совершенствовать налаженные отношения промышленно-сбытовой кооперации, в частности, не допустить их разрыва в условиях кризиса.
В то же время у некоторых крупных регионов-потребителей (например, Республики Башкортостан) в 2004-2008 гг. наблюдался относительно небольшой рост потребления данного промышленного товара, а в период кризиса темпы роста, соответственно, даже стали менее ста процентов. Это, естественно, представляет стратеги-
ческую угрозу и с учетом важности исследуемого товара для всей жизнедеятельности г. Набережные Челны требует кардинального разрешения на уровне межрегиональных политико-экономических связей1.
В целом разработанная стратегическая матрица перспектив межрегиональной промышленно-торговой кооперации позволяет выделить наиболее привлекательные с точки зрения текущих и потенциальных кооперационных связей и отношений регионы, обосновать мероприятия по совершенствованию форм промышленной кооперации в разрезе конкретных товаров.
Таблица 4
Исходные данные для построения стратегической матрицы перспектив промышленно-торговой кооперации по товару «грузовые автомобили», штук
Вывоз из РТ 2004 2005 2006 2007 2008 Корреляция объемов вывозаи ввоза Темп роста, 2008 к 2004 г., % Отношение ввоза в региона и вывоза из РТ, %
13802 17964 18562 20690 27864 201,88
Регионы ввоза товара
Республика Башкортостан 3093 2867 1380 2940 3570 0,36 115,42 12,81
Республика Марий Эл 54 112 181 255 335 0,95 620,37 1,20
Республика Мордовия 561 796 283 370 624 0,06 111,23 2,24
Республика Татарстан 1220 2598 1131 1849 2499 0,60 204,84 8,97
Удмуртская Республика 93 51 279 87 332 0,67 356,99 1,19
Чувашская Республика 293 379 262 348 662 0,89 225,94 2,38
Пермский край 1991 1387 1473 1965 3275 0,77 164,49 11,75
Кировская область 113 645 283 508 444 0,44 392,92 1,59
Нижегородская область 1095 1170 2510 3731 4292 0,88 391,96 15,40
1 Следует отметить, что в настоящее время взаимоотношения руководства РТ и РБ не являются идеальными, абсолютно согласованными.
51
Продолжение табл. 4
Оренбургская область 576 447 914 1056 564 0,03 97,92 2,02
Пензенская область 519 738 238 758 845 0,55 162,81 3,03
Самарская область 1906 2201 1736 3012 4388 0,92 230,22 15,75
Саратовская область 354 1139 447 1656 1815 0,83 512,71 6,51
Ульяновская область 107 216 378 731 1131 0,96 1057,01 4,06
Кроме того, стратегическая матрица позволяет косвенным образом оценить и тенденции квазикооперации. Так, по товару «грузовые автомобили» ввоз в РТ составляет 8,97 % от вывоза (табл. 4) или 2499 штук. Понятно, что частично ввозятся импортные и малоформатные грузовые автомобили, но если ввозятся аналоги вполне конкурентопособной продукции ОАО «Камаз» (да еще и по завышенным ценам, то едва ли не преступление перед экономикой республики, особенно находящейся в условиях кризиса (за 6 мес.
2009 г. объем производства ОАО «Камаз» сократился в натуральном выражении более чем в два раза, что чревато серьезными негативными социальными последствиями в монопромышленном городе Набережные Челны). Соответственно, все факты ввоза грузовиков на территорию РТ должны быть подвергнуты жесткому аудиту, в том числе и на предмет выявления коррупционных схем квазикооперации. В дальнейшем такого рода экономическая практика, по нашему мнению, должна быть полностью прекращена.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. - М.: Дашков и К, 2007. - 380 с.
3. Якимов А.В. Проблемы кооперативного взаимодействия // Принципы экономической науки. - 2008. - № 5. - С. 7-14.