СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Дальнейшее развитие ресурсной теории актуализирует интерес не только к понятийному аппарату применительно к ресурсам предприятий, но и к ресурсной стратегии, как основному стратегическому плану, способствующему повышению конкурентоспособности предприятия за счет эффективного применения всех видов ресурсов, идентификации стратегических ресурсов, обеспечивающих развитие динамических компетенций и расстановке приоритетов в области определения направлений использования ресурсов.
Библиографический список
1. Клейнер, Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики / Г. Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - № 3. - С. 3-28.
2. Бобрышев, С. Ю. Управление организационным знанием как стратегическим активом [Электронный ресурс] / С. Ю. Бобрышев. - Режим доступа: http://www. cfin. ru/ management/ strategy/ knowledge_asset.shtml (дата обращения: 11.02.2013).
3. Катькало, В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий / В.С. Катькало // Вестник СПбГУ. Сер. 8. - 2002. - Вып. 4 (№ 32). -С. 20-42.
4. Вернерфельт, Б. Ресурсная трактовка фирмы / Б. Вер-нерфельт // Вестник СПбГУ. Сер. 8. - 2006. - Вып. 1. -С. 103-118.
5. Годпастер, К. Е. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc / К. Е. Годпастер,
Т. Е. Холлоран // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Т. 4. - № 4. - С. 99-118.
6. Чепелева, Н. Н. Методические основы разработки ресурсной стратегии АТП / Н. Н. Чепелева // Вестник Инжэкона. Сер. Экономика. — 2008. — Вып. 6 (25). — С. 326-328.
7. Чепелева, Н. Н. Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования / Н. Н. Чепелева // Вестник Томского государственного университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 330. - С. 142146.
8. Amit, R. Strategic assets and organizational rent / R. Amit, P. J. H. Shoemaker // Strategic Management Journal, 1993, Vol. 14. - P. 33-46.
9. Прангишвили, И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами / И. Прангиш-вили // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 2. - С. 24-31.
ЧЕПЕЛЕВА Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирской автомобильно-дорожной академии, докторант Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2013 г.
© Н. Н. Чепелева
УДК 658 Т. А. БОЖЕНКО
Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского, филиал в г. Омске
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА — ИНСТРУМЕНТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ
Рассматриваются вопросы использования стратегической матрицы для обоснованного выбора решения об определении места и позиции производственно-предпринимательской структуры в предпринимательской сети в условиях нестабильной внешней среды.
Ключевые слова: матрица, позиционирование, предпринимательская сеть, потенциал, производственно-предпринимательские структуры.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение ин-
формации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [1, 2].
В настоящее время в хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что
Низкий
Незначительный
Высокий
1 ; 1 У2 ! У4 1 Неэффективное Р2 ! Р4 1 1 Состояние —
У1 ! УЗ 1 1 Р1 роста \ РЗ 1 1
1 1 Н2 ! Н4 1 К2 1 1 ! К4 1
Состояние Конкурентное
упадка состояние
Н1 ! ТВ 1 1 К1 ' КЗ 1 1
1 1 1 1 —►
0 Низкий Незначительный Умеренный Высокий 1С
Уровень финансово-экономическго развития Рис. 1. Стратегическая матрица позиционирования производственных предпринимательских структур в предпринимательской сети
10
российский рынок вступил в ту стадию, когда необходимо использовать для устойчивого развития производственно-предпринимательских структур в условиях нестабильной внешней среды новые, нетрадиционные формы их взаимодействия [3].
Предпринимательская сеть является новой формой организации взаимодействия производственно-предпринимательских структур, позволяющей быстро, инновационно адаптировать внутренние элементы и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся неопределенности внешней среды.
При этом одним из основных инструментов при определении позиции конкретной производственнопредпринимательской структуры в предпринимательской сети может стать стратегическая матрица.
Для построения стратегической матрицы, в целях определения позиции производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети предлагается использовать подход, основанный на системе матричных координат.
В качестве параметров, лежащих в основе построения матрицы, предлагается использовать четыре группы показателей, представляющих, соответственно, четыре подсистемы, характеризующие возможности успешного позиционирования производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети: конкурентные преимущества; уровень развития внутреннего потенциала; уровень финансово-экономической устойчивости; уровень развития потенциала взаимодействия производственно-предпринимательских структур с внешним деловым окружением.
В целом показатели должны характеризовать:
— эффективность деятельности производственно-предпринимательских структур при сложившейся рыночной структуре;
— рыночную долю, отражающую фактическое рыночное положение;
— возможность оказывать значительное влияние на функционирование других производственно-предпринимательских структур;
— рыночную структуру в целом;
— эффективность производственно-хозяйственной деятельности (рентабельность активов, капитала, отрасли в целом);
— ресурсные возможности производственнопредпринимательских структур, направленные на обеспечение производства конкурентоспособной продукции;
— конкурентные преимущества производимой продукции.
При таком подходе стратегическое поле матрицы будет образовано четырьмя осями, две из которых относятся к характеристике внутреннего потенциала производственно-предпринимательских структур и потенциала их взаимодействия с внешним деловым окружением, две другие оси определяют положение производственно-предпринимательских структур на рынке относительно развития конкурентных преимуществ и финансово-экономической устойчивости (рис. 1).
Полученные поля могут быть охарактеризованы следующим образом. В целом поле матрицы разделено, в зависимости от уровня градации осей, на 16 квадрантов, где каждому отдельному уровню развития производственно-предпринимательской структуры соответствует 4 квадранта, характеризующих возможные различия в положении в рамках одного и того же состояния.
В целях определения позиции производственно-предпринимательских структур необходимо: определить фактические значения уровня развития внутреннего потенциала, развития конкурентных преимуществ, уровня развития потенциала взаимодействия с внешним окружением, состояния финансово-экономической прочности; выбрать зоны, в которые попадают рассчитанные значения показателей по исследуемым зонам, провести линии, соединяющие параллельные оси в выбранных точках (зонах); найти их точку пересечения, которая и будет определять позицию конкретной производственно-предпринимательской структуры на стратегическом поле матрицы.
Показатели, лежащие в основе построения матрицы, не являются однородными. В качестве инструмента, позволяющего осуществлять их объединение, предлагается использовать методический подход, включающий несколько этапов.
Этап 1. Анализируются показатели в неоднородной системе единиц измерения. Этап необходим для
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
подтверждения достоверности проведения исследования.
Этап 2. Осуществляется экспертная оценка показателей на основе результатов, полученных на этапе 1.
Этап 3. Определяется средняя оценка, аккумулирующая мнения экспертов, по формуле 1:
ь,
, ш
где Р. — средняя оценка показателя;
Р^. — оценка каждого эксперта;
т — число экспертов.
Оценки экспертов по каждому показателю (Р.) могут принимать целочисленные значения от 0 (наихудшая оценка) до 10 (наилучшая). В случае средней оценки, а также при отсутствии сформированного мнения эксперты выставляют оценку 5. При отсутствии у экспертной группы необходимых для ответа сведений, показатель можно не принимать в расчет, но тогда необходимо распределить все показатели между весами других показателей пропорционально их значению.
Определяется средневзвешенная оценка для каждого элемента (Рэдвзвеш) в блоке по формуле 2:
ЕГС-яП
, (2)
Й.ЭВШ д
1=1
где Raд. — вес каждого показателя в оценке элемента;
п — число показателей.
Находится средневзвешенная оценка для каждого блока (Р6д ) по формуле 3:
' взвеш' 11./
Ж.**,61)
(3)
I*,6*
¿=1
где Rбд. — вес каждого элемента в оценке блока.
Этап 4. На основе значений оценок делаются выводы о показателе уровня:
— низкая оценка (от 0 до 4);
— средняя оценка (от 4 до 7);
— высокая оценка (от 7 до 9);
— очень высокая оценка (от 9 до 10).
Далее можно строить матрицу в соответствии с полученными значениями по блокам.
Базируясь на данных комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности ООО «Дести» и проведя экспертную оценку потенциальных составляющих стратегического развития, построена матрица определения позиции в предпринимательской сети (рис. 2).
Исходя из результатов проведенных расчетов позиция ООО «Дести» на матрице соответствует размещению в квадратах Р3-Р4, что характеризует очень сильную конкурентную позицию, близкую к лидерству. Для упрочения позиций ООО «Дести» целесообразны дальнейшее увеличение объемов производства, дополнительное инвестирование, что возможно в условиях объединения его с другими производственно-предпринимательскими структурами отрасли легкой промышленности
Таким образом, построение стратегической матрицы позволяет получить достаточно простой и эффективный инструмент определения позиции производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети, основываясь на базе внутренней информации конкретно рассматриваемой производственно-предпринимательской структуры. Что значительно упрощает процедуру включения производственно-предпринимательских структур в предпринимательскую сеть и объективное определение роли каждого участника сети.
Разумеется, такого рода построение стратегической матрицы не является единственно возможным инструментом и не может заменить другие методы определения позиции производственно-предпринимательской структуры в предпринимательской сети. Но для производственно-предпринимательских структур легкой промышленности использование предлагаемой матрицы является самым оптимальным инструментом, который отражает фактическое состояние производственно-хозяйственной деятельности данных структур и позволяет принимать объективные управленческие решения в условиях их взаимодействия, преследуя достижения общих целей. Применение стратегической матрицы, может помочь и другим предпринимательским структурам,
Уровень развития конкурентных преимуществ Низкий Незначительный Умеренный Высокий
5
ей
5
>5
и
Ч
О
сч
5
Н
К
ш
8
Он
л
X
<и
ш
о
Уровень финансово-экономического развития Рис. 2. Положение ООО «Дести» в предпринимательской сети
в условиях расширения стратегического видения
своего бизнеса.
Библиографический список
1. Бирюков, В. В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности / В. В. Бирюков, В. В. Бирюкова. — Омск : СибАДИ, 2010. — 13 с.
2. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление : учебник / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М. : Омега-Л, 2004. — 472 с.
3. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : Дело, 2005. — 448 с.
БОЖЕНКО Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры экономических наук.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.02.2013 г.
© Т. А. Боженко
Информация
Гранты 2014-2015 гг. для обучения в магистратуре университета Лозанны (Швейцария)
Университет Лозанны ( University of Lausanne , UNIL) сообщает о приеме заявок от молодых специалистов на участие в конкурсе грантов (стипендий) для обучения в магистратуре университета.
Гранты присуждаются на конкурсной основе для обучения по программам, предлагаемым UNIL. Планируется выделение примерно 10 грантов.
К участию в конкурсе приглашаются специалисты, имеющие диплом бакалавра (или его эквивалент), полученный в зарубежном вузе.
Размер гранта CHF 1,600 в месяц, выплаты предусмотрены в период с 15 сентября по 15 июля; общая продолжительность стипендиального периода не превышает срок, установленный для обучения в университете по выбранной магистерской программе (полтора или два года).
Заявки принимаются до 15 декабря 2013 года.
Подробная информация об участии в конкурсе представлена на сайте UNIL: http://www.unil.ch/intemational/ page82856.html
Адрес публикации в Интернет http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234514.php Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234514.php (дата обращения: 11.06.2013).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ