Научная статья на тему 'Стратегическая матрица — инструмент позиционирования производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети'

Стратегическая матрица — инструмент позиционирования производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТРИЦА / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / MATRIX / POSITIONING / ENTERPRISE NETWORK / POTENTIAL / PRODUCTION AND ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боженко Татьяна Александровна

Рассматриваются вопросы использования стратегической матрицы для обоснованного выбора решения об определении места и позиции производственно-предпринимательской структуры в предпринимательской сети в условиях нестабильной внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic matrix — the instrument of positioning of production and enterprise structures in an enterprise network

Questions of the use of a strategic matrix for a reasonable choice of the decision on definition of a place and a position of production and enterprise structure in an enterprise network in the conditions of unstable environment are considered.

Текст научной работы на тему «Стратегическая матрица — инструмент позиционирования производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

Дальнейшее развитие ресурсной теории актуализирует интерес не только к понятийному аппарату применительно к ресурсам предприятий, но и к ресурсной стратегии, как основному стратегическому плану, способствующему повышению конкурентоспособности предприятия за счет эффективного применения всех видов ресурсов, идентификации стратегических ресурсов, обеспечивающих развитие динамических компетенций и расстановке приоритетов в области определения направлений использования ресурсов.

Библиографический список

1. Клейнер, Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики / Г. Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - № 3. - С. 3-28.

2. Бобрышев, С. Ю. Управление организационным знанием как стратегическим активом [Электронный ресурс] / С. Ю. Бобрышев. - Режим доступа: http://www. cfin. ru/ management/ strategy/ knowledge_asset.shtml (дата обращения: 11.02.2013).

3. Катькало, В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий / В.С. Катькало // Вестник СПбГУ. Сер. 8. - 2002. - Вып. 4 (№ 32). -С. 20-42.

4. Вернерфельт, Б. Ресурсная трактовка фирмы / Б. Вер-нерфельт // Вестник СПбГУ. Сер. 8. - 2006. - Вып. 1. -С. 103-118.

5. Годпастер, К. Е. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc / К. Е. Годпастер,

Т. Е. Холлоран // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Т. 4. - № 4. - С. 99-118.

6. Чепелева, Н. Н. Методические основы разработки ресурсной стратегии АТП / Н. Н. Чепелева // Вестник Инжэкона. Сер. Экономика. — 2008. — Вып. 6 (25). — С. 326-328.

7. Чепелева, Н. Н. Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования / Н. Н. Чепелева // Вестник Томского государственного университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 330. - С. 142146.

8. Amit, R. Strategic assets and organizational rent / R. Amit, P. J. H. Shoemaker // Strategic Management Journal, 1993, Vol. 14. - P. 33-46.

9. Прангишвили, И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами / И. Прангиш-вили // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 2. - С. 24-31.

ЧЕПЕЛЕВА Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирской автомобильно-дорожной академии, докторант Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Адрес для переписки: chepelevann@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2013 г.

© Н. Н. Чепелева

УДК 658 Т. А. БОЖЕНКО

Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского, филиал в г. Омске

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА — ИНСТРУМЕНТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

Рассматриваются вопросы использования стратегической матрицы для обоснованного выбора решения об определении места и позиции производственно-предпринимательской структуры в предпринимательской сети в условиях нестабильной внешней среды.

Ключевые слова: матрица, позиционирование, предпринимательская сеть, потенциал, производственно-предпринимательские структуры.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение ин-

формации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [1, 2].

В настоящее время в хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что

Низкий

Незначительный

Высокий

1 ; 1 У2 ! У4 1 Неэффективное Р2 ! Р4 1 1 Состояние —

У1 ! УЗ 1 1 Р1 роста \ РЗ 1 1

1 1 Н2 ! Н4 1 К2 1 1 ! К4 1

Состояние Конкурентное

упадка состояние

Н1 ! ТВ 1 1 К1 ' КЗ 1 1

1 1 1 1 —►

0 Низкий Незначительный Умеренный Высокий 1С

Уровень финансово-экономическго развития Рис. 1. Стратегическая матрица позиционирования производственных предпринимательских структур в предпринимательской сети

10

российский рынок вступил в ту стадию, когда необходимо использовать для устойчивого развития производственно-предпринимательских структур в условиях нестабильной внешней среды новые, нетрадиционные формы их взаимодействия [3].

Предпринимательская сеть является новой формой организации взаимодействия производственно-предпринимательских структур, позволяющей быстро, инновационно адаптировать внутренние элементы и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся неопределенности внешней среды.

При этом одним из основных инструментов при определении позиции конкретной производственнопредпринимательской структуры в предпринимательской сети может стать стратегическая матрица.

Для построения стратегической матрицы, в целях определения позиции производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети предлагается использовать подход, основанный на системе матричных координат.

В качестве параметров, лежащих в основе построения матрицы, предлагается использовать четыре группы показателей, представляющих, соответственно, четыре подсистемы, характеризующие возможности успешного позиционирования производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети: конкурентные преимущества; уровень развития внутреннего потенциала; уровень финансово-экономической устойчивости; уровень развития потенциала взаимодействия производственно-предпринимательских структур с внешним деловым окружением.

В целом показатели должны характеризовать:

— эффективность деятельности производственно-предпринимательских структур при сложившейся рыночной структуре;

— рыночную долю, отражающую фактическое рыночное положение;

— возможность оказывать значительное влияние на функционирование других производственно-предпринимательских структур;

— рыночную структуру в целом;

— эффективность производственно-хозяйственной деятельности (рентабельность активов, капитала, отрасли в целом);

— ресурсные возможности производственнопредпринимательских структур, направленные на обеспечение производства конкурентоспособной продукции;

— конкурентные преимущества производимой продукции.

При таком подходе стратегическое поле матрицы будет образовано четырьмя осями, две из которых относятся к характеристике внутреннего потенциала производственно-предпринимательских структур и потенциала их взаимодействия с внешним деловым окружением, две другие оси определяют положение производственно-предпринимательских структур на рынке относительно развития конкурентных преимуществ и финансово-экономической устойчивости (рис. 1).

Полученные поля могут быть охарактеризованы следующим образом. В целом поле матрицы разделено, в зависимости от уровня градации осей, на 16 квадрантов, где каждому отдельному уровню развития производственно-предпринимательской структуры соответствует 4 квадранта, характеризующих возможные различия в положении в рамках одного и того же состояния.

В целях определения позиции производственно-предпринимательских структур необходимо: определить фактические значения уровня развития внутреннего потенциала, развития конкурентных преимуществ, уровня развития потенциала взаимодействия с внешним окружением, состояния финансово-экономической прочности; выбрать зоны, в которые попадают рассчитанные значения показателей по исследуемым зонам, провести линии, соединяющие параллельные оси в выбранных точках (зонах); найти их точку пересечения, которая и будет определять позицию конкретной производственно-предпринимательской структуры на стратегическом поле матрицы.

Показатели, лежащие в основе построения матрицы, не являются однородными. В качестве инструмента, позволяющего осуществлять их объединение, предлагается использовать методический подход, включающий несколько этапов.

Этап 1. Анализируются показатели в неоднородной системе единиц измерения. Этап необходим для

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

подтверждения достоверности проведения исследования.

Этап 2. Осуществляется экспертная оценка показателей на основе результатов, полученных на этапе 1.

Этап 3. Определяется средняя оценка, аккумулирующая мнения экспертов, по формуле 1:

ь,

, ш

где Р. — средняя оценка показателя;

Р^. — оценка каждого эксперта;

т — число экспертов.

Оценки экспертов по каждому показателю (Р.) могут принимать целочисленные значения от 0 (наихудшая оценка) до 10 (наилучшая). В случае средней оценки, а также при отсутствии сформированного мнения эксперты выставляют оценку 5. При отсутствии у экспертной группы необходимых для ответа сведений, показатель можно не принимать в расчет, но тогда необходимо распределить все показатели между весами других показателей пропорционально их значению.

Определяется средневзвешенная оценка для каждого элемента (Рэдвзвеш) в блоке по формуле 2:

ЕГС-яП

, (2)

Й.ЭВШ д

1=1

где Raд. — вес каждого показателя в оценке элемента;

п — число показателей.

Находится средневзвешенная оценка для каждого блока (Р6д ) по формуле 3:

' взвеш' 11./

Ж.**,61)

(3)

I*,6*

¿=1

где Rбд. — вес каждого элемента в оценке блока.

Этап 4. На основе значений оценок делаются выводы о показателе уровня:

— низкая оценка (от 0 до 4);

— средняя оценка (от 4 до 7);

— высокая оценка (от 7 до 9);

— очень высокая оценка (от 9 до 10).

Далее можно строить матрицу в соответствии с полученными значениями по блокам.

Базируясь на данных комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности ООО «Дести» и проведя экспертную оценку потенциальных составляющих стратегического развития, построена матрица определения позиции в предпринимательской сети (рис. 2).

Исходя из результатов проведенных расчетов позиция ООО «Дести» на матрице соответствует размещению в квадратах Р3-Р4, что характеризует очень сильную конкурентную позицию, близкую к лидерству. Для упрочения позиций ООО «Дести» целесообразны дальнейшее увеличение объемов производства, дополнительное инвестирование, что возможно в условиях объединения его с другими производственно-предпринимательскими структурами отрасли легкой промышленности

Таким образом, построение стратегической матрицы позволяет получить достаточно простой и эффективный инструмент определения позиции производственно-предпринимательских структур в предпринимательской сети, основываясь на базе внутренней информации конкретно рассматриваемой производственно-предпринимательской структуры. Что значительно упрощает процедуру включения производственно-предпринимательских структур в предпринимательскую сеть и объективное определение роли каждого участника сети.

Разумеется, такого рода построение стратегической матрицы не является единственно возможным инструментом и не может заменить другие методы определения позиции производственно-предпринимательской структуры в предпринимательской сети. Но для производственно-предпринимательских структур легкой промышленности использование предлагаемой матрицы является самым оптимальным инструментом, который отражает фактическое состояние производственно-хозяйственной деятельности данных структур и позволяет принимать объективные управленческие решения в условиях их взаимодействия, преследуя достижения общих целей. Применение стратегической матрицы, может помочь и другим предпринимательским структурам,

Уровень развития конкурентных преимуществ Низкий Незначительный Умеренный Высокий

5

ей

5

>5

и

Ч

О

сч

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

К

ш

8

Он

л

X

ш

о

Уровень финансово-экономического развития Рис. 2. Положение ООО «Дести» в предпринимательской сети

в условиях расширения стратегического видения

своего бизнеса.

Библиографический список

1. Бирюков, В. В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности / В. В. Бирюков, В. В. Бирюкова. — Омск : СибАДИ, 2010. — 13 с.

2. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление : учебник / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М. : Омега-Л, 2004. — 472 с.

3. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : Дело, 2005. — 448 с.

БОЖЕНКО Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры экономических наук.

Адрес для переписки: tbogenko@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2013 г.

© Т. А. Боженко

Информация

Гранты 2014-2015 гг. для обучения в магистратуре университета Лозанны (Швейцария)

Университет Лозанны ( University of Lausanne , UNIL) сообщает о приеме заявок от молодых специалистов на участие в конкурсе грантов (стипендий) для обучения в магистратуре университета.

Гранты присуждаются на конкурсной основе для обучения по программам, предлагаемым UNIL. Планируется выделение примерно 10 грантов.

К участию в конкурсе приглашаются специалисты, имеющие диплом бакалавра (или его эквивалент), полученный в зарубежном вузе.

Размер гранта CHF 1,600 в месяц, выплаты предусмотрены в период с 15 сентября по 15 июля; общая продолжительность стипендиального периода не превышает срок, установленный для обучения в университете по выбранной магистерской программе (полтора или два года).

Заявки принимаются до 15 декабря 2013 года.

Подробная информация об участии в конкурсе представлена на сайте UNIL: http://www.unil.ch/intemational/ page82856.html

Адрес публикации в Интернет http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234514.php Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234514.php (дата обращения: 11.06.2013).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.