DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10011
О. В. Косик
Страшный и ответственный путь служения Христу в сане епископа... (Служение епископа Иринарха (Синеокова-Андреевского) в Тобольской епархии)
Аннотация
Статья посвящена событиям, связанным со служением епископа Иринарха (Си-неокова-Андреевского*) в Тобольской епархии в первый год его архиерейства — с 1917 по 1918 г. Преосвященный Иринарх, помощник священномученика епископа Гермогена (Долганева), после перехода власти в руки большевиков встал на защиту епископа в переговорах с революционными властями, рискуя быть арестованным, и находился в центре событий, связанных с обретением мощей, отпеванием и погребением священномученика епископа Гермогена. Статья добавляет новые страницы в жизнеописание епископа Иринарха (Синеокова-Ан-дреевского), житие священномученика Гермогена (Долганева) и исследование церковных событий в Тобольске в 1917-1918 гг.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, гонения на Церковь, епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), священномученик Гермоген (Долганев), Тобольская епархия
На фоне яркой, величественной фигуры священномученика Тобольского и Сибирского епископа Гермогена (Долганева) был не слишком заметен его верный помощник епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), викарий Березовский, которому Бог судил в первый год его епископства оказаться рядом с епископом Гермогеном и помочь ему (как Симон Киринеянин Христу) нести крест на Голгофу.
В следственном деле № Д-7116 УФСБ по Тюменской области, касающемся епископа Иринарха (Синеокова-Андреевского), арестованного в 1931 г. в бытность его архиепископом Пермским, имеется много ценной информации о событиях, предшествовавших его аресту, в том числе о фактах служения архиерея в Тобольской епархии. Многие сведения из этого дела опубликованы в статье А. А. Петрушина «Епископ Иринарх Синеоков-Анд-риевский: "Я терпимо относился ко всякой гражданской власти, в том числе
* Вариант написания фамилии: Синеоков-Андриевский.
и к советской"» [12, с. 30-40]. В архиве ПСТГУ хранится ряд не известных ранее документов, которые были использованы в настоящей статье.
Иринарх (Иван* Дамианович) Синеоков-Андреевский родился в 1871 г. в Екатеринославе в семье дворянина, служащего госбанка. В 1897 г. Иван Дамианович окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году он был рукоположен во иерея к домовому храму Екатеринославского арестантского исправительного отделения**. Состоял также членом Екатеринославской консистории и преподавателем Закона Божия.
11 августа 1898 г. начал служить в должности законоучителя Закавказской учительской гимназии*** и Анастасиинской женской гимназии в городе Гори Тифлисской губернии. Во время поездок в Тифлис о. Иоанн останавливался у инспектора семинарии иеромонаха Димитрия (Абашидзе), будущего замечательного святителя схиархиепископа Антония****, однокурсника о. Иоанна по Киевской духовной академии. Здесь же произошла первая встреча о. Иоанна с будущим епископом, а тогда архимандритом, ректором Тифлисской семинарии Гермогеном (Долганевым). Тифлисская семинария, знаменитая тем, что в ней в эти годы учился Иосиф Джугашвили, будущий Генеральный секретарь Коммунистической партии СССР Иосиф Сталин, отличалась особо строгим режимом, чему во многом способствовал характер ее ректора, отчислившего непокорного студента Джугашвили. Как писал впоследствии епископ Иринарх, «твердой рукой он направлял жизнь учебного заведения, вкореняя и в питомцах, и в преподавателях дух сильной церковности» [14, т. 3, л. 171-173].
Молодой пастырь, «горячий и впечатлительный», «был приятно поражен» талантами архимандрита и «сильной, цельной и мощной его натурой». Ректор также обратил внимание на о. Иоанна. Инспектору семинарии о. Димитрию (Абашидзе) ректор сказал: «Этот — будет наш, мы его не отпустим: устроим его миссионером» [14, т. 3, л. 174-178]. Отец Иоанн, покоренный волей и обаянием о. Гермогена, «не рассуждая, оставил свою законоучительную службу и перешел в Тифлис настоятелем Покровской миссионерской церкви» [14, т. 3, л. 174-178], а в 1898 г. был назначен
* В статье о епископе Иринархе (Синеокове-Андриевском) в «Православной энциклопедии» ошибочно указывается, что при постриге имя не было сменено [8, с. 416].
** По действовавшему уложению помещение в арестантское отделение являлось высшим исправительным наказанием для лиц, не освобожденных от телесных наказаний, и всегда влекло за собой лишение осужденного всех особых прав и преимуществ.
*** Закавказская учительская семинария — крупный центр подготовки педагогических кадров для народов, населявших Южный Кавказ, четырехлетняя специализированная школа в Российской империи в Гори (Грузия), действовавшая в 1876-1917 гг. и готовившая учителей начальных классов.
**** 22 апреля 2012 г. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии.
учителем Министерства просвещения в Закавказскую учительскую семинарию и женскую гимназию.
Впоследствии епископ Иринарх говорил, что отношения с епископом Гермогеном имели для него огромное значение «в смысле выработки и определения... духовной личности» [14, т. 3, л. 174-178]. Он вспоминал: «...в общении с почившим я от него и научился твердо веровать в Промысл Божий, всегда ведущий нас ко благу и спасению, здесь же я и утвердил себя в том радостно бодром настроении, которое столь сродным оказалось моему духу и которое помогло мне с легкостью перенести много жизненных невзгод и скорбей и ощущать отраду там, где иные бывают близки к отчаянию» [14, т. 3, л. 174-178].
Священник Иоанн помогал архимандриту Гермогену в его работе по благоустройству Тифлиса. Отец Иринарх писал: «Не довольствуясь деятельностью по управлению семинарией, он был неутомим в трудах по созданию церковных школ и миссионерству среди окраин населения. В сотрудничестве с пишущим эти строки архимандрит проповедовал, служил и неустанно трудился в местности, именуемой Колючая Балка. Это — окраина города, где жили подонки общества, "бывшие люди", в большинстве испившиеся пьяницы. Плодотворная работа архимандрита Гермогена преобразила эту местность: во множестве стал стекаться народ на богослужения и собеседования. Сперва молитвенный дом, а затем и прекрасный храм со множеством колоколов украсил собою то место, где раньше были лишь слышны песни пьяного разгула» [14, т. 1, л. 519].
14 января 1901 г. о. Гермоген был переведен в Саратов и хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. С 21 марта 1903 г. он епископ Саратовский [10, с. 654]. Вновь встретиться о. Иринарху с епископом Гермогеном удалось лишь в 1905 г. Когда в Закавказской учительской семинарии начались беспорядки, директор предложил преподавателям разъехаться в длительный отпуск. Отец Иринарх выбрал Саратов, желая увидеться с епископом Гермогеном. Владыка радушно встретил своего бывшего помощника и предложил остаться в Саратове. Епископ Иринарх сообщал в показаниях на следствии, что владыка Гермоген ему сказал: «Дела много. а настоящих работников мало, так что из Саратова Вам уже выезжать нельзя, здесь Вас устроим и дадим 99 дел, только 100-го не дадим: необходимо пожалеть и здоровье Ваше» [14, т. 3, л. 174-178]. Отец Иоанн был зачислен соборным священником и приступил к выполнению многочисленных и самых разнообразных поручений владыки. «Как соработник епископа и его приближенное лицо, я разделял с ним в Саратове радость и скорби, [которые] как в изобилии сыпались на беззащитную от злобы людской, но мощно охраняемую Богом, главу честного борца за правду, ревностного обличителя житейских компромиссов и приспособлений» [14, т. 3, л. 174-178].
Финансовые дела епархии были крайне запутаны. При выполнении одного из поручений епископа Гермогена отец Иоанн был вовлечен в некую неприятную ситуацию, в связи с чем оставил службу в Саратовской епархии и 1 ноября 1906 г. вернулся на должность законоучителя в Закавказскую семинарию и женскую гимназию. В 1910 г. он принял монашеский постриг с именем Иринарх. В 1911 г. был возведен в сан игумена, в 1911 г. назначен инспектором Якутской духовной семинарии, где служил до 23 августа 1913 г. [14, т. 3, л. 174-178].
8 августа 1913 г. отец Иринарх был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Таврической духовной семинарии, сменив на посту будущего известного архиерея Вениамина (Федченкова). На этой должности он находился четыре года.
В 1917 г. архимандрит Иринарх оказался в Тобольске, где встретил своего бывшего учителя и наставника епископа Гермогена, который 8 марта 1917 г. был утвержден епископом Тобольским и Сибирским. Епископ Иринарх вспоминал: «Знаменательна была эта по счету третья и для меня также роковая встреча с почившим владыкой. Со всегдашней приветливостью и радушием встретил он меня как давнего приятеля, не скрыв при этом высказать и особую радость по поводу моего приезда. Оказалось, что с первых же дней своего прибытия в Тобольск владыка мечтал иметь себе помощника в лице викарного архиерея. Однако кандидаты на пост викария, которых владыка знал и перебирал в уме, оказывались не вполне подходящими. Тогда владыка положился на Промысл Божий, веря, что сам Господь укажет ему будущего викария. И вот, едва я переступил порог и принял положенное приветственное благословение архипастыря, владыка воскликнул: "Как я рад Вашему приезду, сам Господь послал Вас мне; я последние дни особенно в беспокойстве предавался мыслям, кого избрать себе в викарии, и чувствовал, что мне кого-то не хватает, а кого именно — не знал; теперь для меня ясно: мне недоставало именно Вас". Тотчас закипела работа с представлением в Синод. Напутствованный молитвенными благопо-желаниями, я отправился в Петроград, где воспринял благодать архиерей-ства, в том самом Казанском соборе, в котором 17 1/2 лет тому назад был хиротонисан и почивший владыка» [14, т. 3, л. 171-173].
Так началось совместное служение в последний, трагический год жизни епископа Гермогена.
Архимандрит Иринарх выехал в Петроград, где был хиротонисан в сан епископа и назначен епископом Березовским, викарием Тобольской епархии с местожительством в г. Тобольске. Причем, будучи викарием, он исполнял обязанности правящего епископа Тобольского и Сибирского.
В речи, произнесенной 12 июля 1917 г. при наречении его во епископа, владыка возблагодарил Господа за то, что он, «по происхождению своему
не принадлежащий к духовному сословию, промыслительно десницею Божиею соделался» служителем алтаря Господня. Возблагодарил он Бога и за то, что «после многих житейских испытаний, семь лет тому назад воспринял ангельский образ» [7]. Он говорил: «Опытом предыдущей жизни я был научен во всем беспрекословно подчиняться водительству Божию, а в важнейших событиях своей жизни — усматривать промышляющую о мне десницу Божественную. Если мой Тобольский святитель избрал меня своим помощником, если Ваше Святейшество утвердили это избрание и назначили меня епископом г. Березова, то крепко верю, что и на это избрание и на назначение меня епископом последовала воля Божия; твердо уповаю при этом и усердно молю Господа, чтобы Он помог моей худости незазорно и успешно проходить предстоящее мне святительское служение» [7].
Предчувствуя испытания, предстоящие ему, будущий епископ решился, как он говорил, «вступить на сей страшный и ответственный путь служения Христу в сане епископа». Он говорил: «Я (воспринимая омофор) вместе с тем изъявляю совершенную готовность принять вся благая и вся злая, — будет ожидать меня на сем пути служения святительского. Вас же, бого-мудрые архипастыри, усердно умоляю и прошу поддержать меня своею любовию и споспешествовать мне, слабому и недостойному, вашими святительскими к Богу молитвами» [7].
В день Преображения Господня, 6 августа 1917 г., епископ Иринарх прибыл в Тобольск и приступил к своим обязанностям. Его пребывание в Тобольске совпало со временем ссылки в этот город по распоряжению Временного правительства членов Царской семьи. Они прибыли 13 августа 1917 г. на пароходе «Русь», где оставались еще несколько дней. Для проживания членов Царской семьи был приведен в порядок губернаторский дом. Первые месяцы прошли относительно спокойно. В праздник Рождества Богородицы, 8 сентября, членам Царской семьи разрешили посетить Благовещенскую церковь. Начиная с 7 января 1918 г. посещение городского храма было запрещено. Причиной явилось провозглашение диаконом церкви многолетия с титулованием императора и императрицы величествами, а царских детей высочествами. Службы стали проводиться в губернаторском доме. Служил священник Благовещенской церкви о. Алексий Васильев [17].
После Успения, когда епископ Гермоген выехал в Москву, владыка Иринарх вступил в управление епархией. По его словам, он фактически управлял Тобольской епархией, так как епископ Гермоген большую часть 1917 г. провел за ее пределами. Владыка работал в 1-й сессии Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., был заместителем председателя соборного отдела Высшего Церковного Управления. Он погрузился в текущие дела, работая порой до 3 часов ночи. Духовенству Тобольска
епископ внушал: «Берегите церкви, берегите храмы, берегите и себя» [14, т. 1, л. 324].
В Москве владыка Гермоген оказался свидетелем большевистского переворота и связанных с ним бесчинств. В начале декабря 1917 г. он выехал из Москвы в Тобольск. Как писал в своих показаниях епископ Иринарх, «владыка вернулся угрюмый, недовольный» [14, т. 1, л. 521]. Это было неудивительно, учитывая увиденное и пережитое в Москве осенью 1917 г.
Не принимая дел, епископ Тобольский сразу выехал в Абалакский монастырь, а по возвращении оттуда приступил к изучению резолюций своего помощника. Примечательно его высказывание, приведенное епископом Иринархом: «Вот, все говорили, что вы мягкий архиерей, а оказывается, вы действовали довольно круто и решительно». Епископ Иринарх возразил: «Какой бы я ни был по натуре, но я не забывал, что я викарный Гер-могена, и старался взять курс, соответствующий настроениям своего хозяина» [14, т. 1, с. 521].
Это очень хорошо характеризует епископа Иринарха, умевшего быть верным и в делах, и в подвиге. Сам епископ Иринарх действительно был по характеру противоположностью преосвященного Тобольского. Он писал: «.Я уважал духовную физиономию собеседника, приноравливался к ней и соответственно раскрывал ему не весь свой духовный багаж, а лишь часть его, именно ту часть, которая всего более подходила индивидуальным особенностям собеседника» [14, т. 1, л. 525]. Умаляя себя, быть может, с целью не выглядеть перед следователем лидером контрреволюционной организации, он признавался: «Но все же должен сознаться, что рядом с столь сильной фигурой, каким был епископ Гермоген, я для окружающих казался слабым, бесцветным и по молодости своей более левым, чем епископ Гермоген» [14, т. 1, л. 525]. За ровный и выдержанный характер даже представители советской власти в Тобольске не питали к епископу Иринарху неприязни. Владыка приводит следующий эпизод: «Достойная внимания картинка: в 1918 году, в день Крещения, еп[ископ] Гермоген служил обедню в Богоявленском храме, а я в Воскресенском — Захарьевском. Староста последнего А. М. Корнилов обратился к зав. электростанцией большевику Новицкому с просьбой отпустить энергию на время служения. Сперва Новицкий в грубой форме — дал отказ, но, когда А. М. Корнилов заметил: "Вы, вероятно, думаете, что у нас служит Гермоген; нет, у нас служит Иринарх", Новицкий переменился в тоне и сказал: "Вы бы так и сказали, для Иринарха нет отказа". Энергия была отпущена» [14, т. 1, л. 525].
При всей мягкости и миролюбивости характера епископ Иринарх отнюдь не был малодушен и труслив. Дальнейшие события показали, что он был способен бестрепетно последовать за преосвященным Гермогеном в самых угрожающих обстоятельствах.
После революционных событий в Москве епископу Гермогену пребывание в Тобольске казалось неким отдохновением. В письме к Патриарху от 9 февраля 1918 г. он писал: «Я искренне от глубины души благодарю всемилостиваго Господа за пребывание и устроение меня именно в г. Тобольске. Это поистине город-скит, окутанный тишиною и спокойствием, по крайней мере в настоящее время» [14, т. 3, с. 174-178].
И епископу Иринарху первые недели служение в Тобольской епархии вместе с владыкой Гермогеном показались праздником. «Коротко зная почившего владыку еще по Саратову, я не только понимал мысли его, не только разделял взгляды его на вещи и людей, но подчас постигал и внутренние мотивы тех или иных его действий» [14, т. 3, л. 174-178].
Но недолго Тобольску оставалось быть городом-скитом: 26 марта 1918 г. там установилась советская власть. В город вошли десятки красноармейцев. Председателем исполкома совета рабочих и солдатских депутатов был избран революционный матрос П. Д. Хохряков. Городская дума и земские учреждения были расформированы, окружной суд заменен ревтрибуналом и народным судом [16].
Прибывший в Тобольск комиссар Яковлев, имевший мандат на вывоз Царской семьи из Тобольска, в связи с обострением тяжелой болезни царевича принял решение вывести из Тобольска императора Николая, императрицу Александру Федоровну и Великую княжну Марию. Остальные члены Царской семьи остались в Тобольске. 20 мая 1918 г. Великих княжон Татьяну, Ольгу, Анастасию, цесаревича Алексея и слуг посадили на пароход «Русь» и отправили сначала в Тюмень, а затем в Екатеринбург, на верную смерть. С Царской семьей владыка Иринарх, судя по имеющимся сведениям, не соприкасался.
Великим постом 1918 г. епископ Гермоген, зная любовь владыки Ири-нарха к уединенной молитве, предложил ему до дней Пасхи отправиться в Абалакский Знаменский монастырь в 20 км от Тобольска. Одиночество владыки Гермогена использовали его враги.
События, связанные с арестом епископа Гермогена, изложил епископ Иринарх в донесении Патриарху Тихону. Одновременно были посланы две телеграммы. В Петроград 17 (30) апреля 1918 г. к Патриарху Тихону пришла телеграмма: «Сегодня четыре часа дня распоряжением председателя мест-наго совдепа арестован и заключен помещение штаба Красной армии епископ Тобольский Гермоген. Вступаю временное управление епархией. Пршу указаний и поддержки моего ходатайства совнаркомом замены заключения домашним арестом. Епископ Березовский Иринарх» [8].
Почти одновременно получена другая телеграмма: «Тюменский союз православного духовенства и мирян скорбно молят Ваше Святейшество выяснить положение преосвященного Гермогена, арестованного и увезенного
из епархии неизвестно куда. Совет» (3). На бланке телеграммы есть резолюция Святейшего Патриарха Тихона: «В Комиссию*. О. протопресвитеру**. П[атриарх] Тихон. 2 мая» [15].
В отправленном почти одновременно донесении Святейшему Патриарху Тихону от 21 апреля (3 мая) епископ Иринарх писал более подробно о происшедших событиях: «8 апреля по распоряжению владыки во всех церквах Тобольска раздавались листки с статьей по поводу декрета об отделении Церкви от государства. В листках проводилась мысль, что декрет этот антихристианский и на Церковь воздвигается новое гонение. Эти листки вызвали злобу большевиков. В какой-то "рабочей" газете появилась заметка "Снова листки", в ней предлагалось "разыскать корень зла" и пресечь деятельность погромщиков» [7]. 12 (25) апреля епископ Иринарх узнал, что против владыки готовится серьезная неприятность. В городе говорили о том, что красногвардейцы реквизировали 30 лошадей, заготовили три повозки.
Той же ночью владыка Гермоген прибыл в Знаменский монастырь к епископу Иринарху. А ранним утром из Тобольска были тайно отправлены по поручению Ленина и Свердлова император Николай, императрица Александра и Великая княжна Мария.
Утром епископ Гермоген, совершенно больной из-за бессонных ночей, уехал из монастыря. 13 (26) апреля 1918 г. к епископу Иринарху явились председатель местного совета рабочих депутатов Хохряков и председатель революционного трибунала Дегтярев. Владыка узнал, что в 23 часа накануне эти люди искали владыку Гермогена в архиерейском доме, но, вовремя предупрежденный верными людьми, владыка скрылся. Тогда красногвардейцы, бесцеремонно обшарив дом, забрали бумаги, переписку, заходили в храм, где сдвинули престол, заглядывая под него.
В Лазареву субботу епископ Иринарх, отслужив литургию, отправился в архиерейский дом. Он экстренно вызвал на совещание членов епархиального совета и консистории. Примерно в это же время в архиерейский дом явились председатель совета рабочих депутатов Хохряков, его товарищ Писаревский и секретарь. Они выразили желание говорить с епископом Иринархом. Преосвященный Иринарх высказал свой протест по поводу «оскорбления» всей Тобольской Церкви и насилия над епископом — «фактом ночного бесчинства». Красногвардейцы объяснили свои действия необходимостью выемки документов, а бесчинства — побегом епископа
* Вероятно, имеется в виду комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь, созданная на Священном Соборе 15 (28) марта 1918 г.
** Вероятно, имеется в виду протопресвитер Николай Александрович Любимов, настоятель Успенского собора, член Священного Собора 1917-1918 гг., член Священного Собора, Товарищ Председателя Священного Собора, член Соборного Совета.
Гермогена. В вину ему ставили раздачу листков (в чем видели покушение на советскую власть путем возбуждения толпы против существующего строя), а также факт «укрывания». Епископ Иринарх спросил, не угрожает ли епископу Гермогену арест. Хохряков заверил, что преосвященному Гермогену не угрожает ни арест, ни насилие, ни увоз куда-нибудь. Самое большее — у него могут потребовать подписку о невыезде. По требованию епископа Иринарха, после некоторого колебания, Хохряков в присутствии Дегтярева повторил свое обещание перед членами епархиального совета, заверив, что епископа Гермогена ожидает лишь допрос.
14 апреля ст. ст. епископ Гермоген, невзирая на просьбы членов епархиального совета, явился в собор и служил всенощную Входа Господня в Иерусалим. Он произнес проповедь, в которой упомянул о бесчинствах в храме, и уверил паству, что терпит он не за политические убеждения, а исключительно как пастырь, как служитель слова истины.
Эту «безобидную», по словам епископа Иринарха, проповедь объявили агитационной. На следующий день, в Неделю ваий (Вербное воскресенье), владыка Гермоген распорядился провести всеобщий крестный ход по улицам Тобольска. Крестный ход собрал громадное количество народа. С высокой горы, на которой располагался кремль, епископ Гермоген, обратившись к архиерейскому дому, благословил Царскую семью (к этому времени царь, царица и Великая княжна Мария уже были отправлены в Екатеринбург)*.
В тот день епископ Иринарх служил литургию в Абалакском Знаменском монастыре и во главе процессии из пяти храмов прибыл в Михай-ло-Архангельскую церковь. Туда же прибыл из собора епископ Гермоген. Близ церкви Рождества владыки простились. «Епископ Гермоген выглядел бодрым и довольным. На прощание он поблагодарил меня за сочувственное к нему отношение, а я пожелал ему от Господа благополучия в будущем» [7].
«Хотя в городе уже начинался красный террор, — писал епископ Иринарх, — и лучших людей хватали и сажали в тюрьму, все же я не ожидал, что столь близка роковая развязка» [7].
Владыка Иринарх установил, что «в 4 У часа епископ Гермоген (после окончания крестного хода), страшно утомленный и мокрый, проходил из собора в свои покои. Его по обыкновению провожала толпа богомольцев. У входа в покои к владыке подошел один безоружный красногвардеец
* Некоторые исследователи ошибочно полагают, что благословение могли видеть император и императрица. Ошибка имеет источником книгу протопр. М. Польского «Новые мученики Российские», где говорилось: «Тобольский кремль возвышается над городом, дом Государя и Царской семьи ниже кремля. Со стены хорошо видны окна Тобольского дома и за окнами узники: Государь, Государыня, царевны, цесаревич [11, с. 66].
и настойчиво просил принять его» [3, с. 194]. Владыка долго отказывался, ссылаясь на усталость. Однако назойливость солдата побудила владыку вступить в разговор. Он предположил, что его хотят арестовать, на что солдат заверил, что насилие не будет применено. Сразу после этого он махнул рукой, из-за дров выбежала группа красногвардейцев, «которые прикладами разогнали богомольцев, как коршуны набросились в квартире на епископа; обходясь с ним очень грубо, они не дали ему возможности наедине снять мокрое белье, запретили принять лекарство, не допускали никого в квартиру, произвели в последней бесчинство, унеся немалое количество дел, а быть может, и вещей, затем велели запрячь лошадь и под конвоем увезли в помещение штаба Красной армии» [3, с. 194]. С колокольни архиерейского дома пытались ударить в набат, но красногвардейцы произвели два выстрела по звонящим. Одна монахиня побежала на соборную колокольню, но красногвардейцы догнали ее и прикладами сбросили со ступенек.
Далее епископ Иринарх писал: «Около 7 часов я отправился в исполнительный комитет совета рабочих и солд[атских] депутатов. Не без трений и после настойчивых требований я был допущен к председателю трибунала г. Дегтереву. В качестве сведущего лица г. Дегтерев вызвал дежурного члена г. Крекова. С первых же слов я высказал недоумение, на каких основаниях подвергнут заключению христианский епископ, да еще после обещания не беспокоить его в течение двух дней даже допросами? Мне сообщили, что епископ за всенощной 14 апреля произнес в соборе вызывающе-агитационную проповедь» [7].
Епископ Иринарх ответил, что проповедь не заключала в себе ничего криминального и отличалась умеренностью тона. Тогда Креков добавил, что владыка арестован за крестный ход. Епископ Иринарх возразил, что крестный ход был средством для успокоения народных масс: верующие увидели, что епископ Гермоген цел и невредим. Доводы были бесполезны, за участвовавшими в разговоре красноармейцами стояла сила, направляющая их действия.
Епископ Иринарх узнал, что 15 апреля, в самый день Вербного воскресенья, утром, состоялось постановление совета рабочих и солдатских депутатов подвергнуть епископа Гермогена домашнему аресту. На вопросы, почему вместо домашнего ареста преосвященный Гермоген подвергся заключению, удовлетворительного ответа не последовало. Далее епископ Иринарх спросил, от кого последовало распоряжение. Вызванный по телефону Хохряков заявил, что распоряжение исходило от него. В этих словах можно усомниться.
Преосвященный Иринарх попросил свидания с епископом Гермогеном. Но и здесь получил отказ. После этого преосвященный отправил телеграммы
в Омск — в Западно-Сибирский совет рабочих и солдатских народных депутатов с просьбой заменить заключение домашним арестом, в Москву — в совет народных комиссаров и Святейшему Патриарху Тихону.
Утром в Великий Понедельник выяснилось, что в час ночи епископа Гермогена незаметно увезли из Тобольска по Тюменскому тракту. Пожилому владыке пришлось свыше версты идти по глубокой наледи, он промочил ноги. В донесении епископ Иринарх сообщал Святейшему Патриарху Тихону: «В расчете предупредить народные эксцессы красногвардейцы усиленно стали распространять слухи о том, 1) что они намерены вскоре освидетельствовать мощи святителя Иоанна, и если найдут "непорядок", то перебьют всех попов-обманщиков; 2) что не позволят торжественных служб в соборе, в котором оставят лишь одного попа, а архиерея при первой его попытке служить в соборе они арестуют и 3) что они устроят православным "знатную Пасху", особенно если те непочтительно отнесутся к их Пасхе (т. е. празднику 1-го Мая по новому стилю)» [7].
Владыка писал Патриарху: «Когда верующие окружили меня в понедельник утром в церкви и стали упрашивать не ездить на нагорную часть и не служить в соборе, чтобы не лишиться и последнего архиерея, я успокоил их упованием на милость Божию и заявил, что, наоборот, в столь лютые дни наше спасение только в молитве — наше утешение и наша крепость [7]. На великой и сугубой ектении по распоряжению владыки Иринарха возносились особые моления об освобождении заключенного епископа Гермогена. Всю страстную седмицу владыка Иринарх служил в соборе. Он писал: «Красный террор настолько парализовал верующих, что за все время лишь два человека (кафедральный протоиерей да член собора А. А. Васильев*) побывали у меня по поводу происходящего с епископом Гермогеном». В своем бесстрашии в эти роковые дни епископ Иринарх поднялся до духовного уровня епископа Гермогена. На донесении стоит резолюция Патриарха Тихона: «6/19 мая 1918. В комиссию о. протопресвитеру. Запросить, куда увезли пр[еосвященного] Гермогена» [7].
Позднее выяснилось, что преосвященный Гермоген был увезен в Екатеринбург, где был заключен в тюрьму. В мае 1918 г. в Екатеринбург прибыла делегация от епархиального съезда в составе члена Священного Собора К. Минятова, протоиерея Ефрема Долганева и тюменского священника М. Макарова ходатайствовать об освобождении епископа Гермогена [11, с. 67]. От них потребовали огромную сумму денег, которая была собрана.
* Инициалы члена Собора Васильева — А. В. (Афанасий Васильевич). Упоминание в брошюре «Архипастырь-мученик» члена собора А. Васильева заставляют предполагать, что епископом Иринархом допущена ошибка во втором инициале («А.») и в Тобольск действительно прибыл Афанасий Васильевич Васильев. По другой версии, имелся в виду тобольский священник Алексей Васильев.
После передачи собранного денежного залога за освобождение епископа члены делегации были арестованы и вскоре расстреляны.
В день Святого Духа красноармейцы разрешили епископу Гермогену совершить молебен. Вместе с ним молились почти все заключенные. В брошюре «Архипастырь-мученик», вышедшей в 1919 г.*, говорилось: «Преосвященный служил с необыкновенным молитвенным подъемом, который передался всем присутствующим. Молились со слезами, особенно трогателен был тот момент, когда епископ Гермоген (Долганов) по окончании молебна, преподавая благословение, допускал всех ко Святому Кресту и прощался. Камера вся рыдала.» [2, т. 2, с. 538-539].
На следующий день епископ Гермоген и с ним несколько заключенных (в том числе священник Тобольской епархии Петр Карелин**) были доставлены на вокзал, откуда поездом под конвоем направлены в Тюмень. В Тюмени епископа Гермогена пересадили на пароход «Петроград» для отправки в Тобольск.
Однако вскоре красные под напором белых войск оставили Тобольск. Вынужденные бежать красногвардейцы учинили расправу над арестованными. Их подвергали издевательствам, заставляли таскать песок и доски на пароход. Потом вывели на палубу и приказали раздеться. Затем, связав руки, с глумлением бросили в реку Туру. 16 (29) июня в половине первого часа страдалец епископ с привязанным к рукам камнем также был брошен с парохода в реку Туру, недалеко от села Покровского. 3 июля честные останки святителя были обретены на берегу реки Тобол, в которую впадает Тура, близ деревни Усалки, в 12 верстах от места потопления и погребены на месте обретения [4, кн. 4, с. 162].
Далее в брошюре «Архипастырь-мученик» было написано: «По окончании осмотра останки епископа Гермогена с крестным ходом перенесены были в церковную ограду при Покровском храме и здесь положены во временную могилу, в коей и почивали до 27 июля (ст. ст.) — дня отправки в г. Тобольск. Над могилой непрерывно читалось Святое Евангелие и каждодневно совершались заупокойные всенощные бдения и литургии. Пелись литии и панихиды. Все богослужения отправлялись соборным духовенством местного благочиния, при участии протоиереев следственной комиссии; с вечера же 25 июля [7 августа] служение возглавлял управляющий Тобольской епархией епископ Березовский Иринарх [Синеоков-Андреев-ский], прибывший из Тобольска за прахом мученика на пароходе "Алтай". [.]
* Поскольку автор не имеет в своем распоряжении оригинального экземпляра брошюры 1919 г., она цитируется по двум источникам, дополняющим друг друга: Губонин, М. Е. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне: в 2-х ч. / сост. и авт. коммент. М. Е. Губонин. Т. 2 (М., 2007) и РУ ФСБ по Тюменской обл. Т. 3. Д. 7116.
** Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г.
Во время следования парохода в Тобольск при гробе читалось непрерывно Святое Евангелие и многократно епископом Иринархом [Синеоковым-Ан-дреевским] соборне служились панихиды. Первая панихида была совершена в то время, когда пароход, замедлив ход, шел мимо пристани "Ка-рабан", где был утоплен епископ Гермоген.
Подойдя к Заполоустному острову, пароход пристал к берегу в том месте, где были обретены честные останки святителя. Снова совершена была панихида, на высоком гребне берега, где против первой временной могилы был поставлен большой деревянный крест с надписью: "Здесь 3 [16] июля 1918 года обретены честные останки мученика епископа Гер-могена Долганова, убиенного (16 [29] июня 1918 г.) за веру, родину и Церковь". На следующий день, 28-го июля [10 августа], около 5 часов вечера пароход "Алтай" подошел к городу Тобольску. На пристани гроб мученика-епископа встречен был крестными ходами из всех градских церквей, представителями местной гражданской и военной власти, делегациями от разных общественных организаций и тысячными толпами народа, собравшегося, чтобы выполнить последний сыновний долг пред почившим великим архипастырем.
Председатель] комиссии пр[отоиерей] Ременников.
Прот[оиерей] каф[едрального] собора г. Тутолмин.
Член Всероссийского Церк[овного] Собора А. Васильев...» [2, т. 2, с. 542].
2 августа 1918 г. в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольска была совершена торжественная заупокойная литургия и после нее отпевание тела епископа Гермогена, привезенного сюда 28 июля (10 августа) и установленного на середине собора на помосте, утопающем в венках. Народ всю литургию непрерывно прикладывался к останкам мученика. Погребение началось в половине первого часа. В нем участвовало более 50 священников.
В речи на панихиде в кафедральном соборе, 24 июля 1918 г., при первом извещении о мученической кончине епископа Гермогена владыка Ири-нарх говорил: «То, о чем случайно, тревожно и неуверенно передавалось, как предположения и слухи, то, к несчастью, стало действительностью, страшною действительностью. Небывалое злодеяние совершилось в Церкви Православной: зверски убит через потопление доблестный святитель Христов, епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. Совершился великий грех: сердце содрогается при мысли о содеянном. За что, за что так трагически пресеклась жизнь праведного? Однако в размышлении о сей мученической кончине нашего святителя мы не должны забывать, что он скончал дни свои на посту, что он пострадал архиереем; следовательно, столь ужасающий конец его земного бытия должен быть принимаем как искупительный подвиг, как жертва его за всю паству. Владыка Гермоген
пострадал как архипастырь, душу свою полагающий за овцы своя. В страдальческой мученической кончине нашего архипастыря мы должны оплакать многие свои грехи, неправды и беззакония. Быть может, через эту праведную страдальческую кончину святителя Божия мы избавились многих напастей житейских и непосильных испытаний. .Мученически пострадал наш святитель; но мы не вправе восклицать: за что, за чьи грехи. Мы должны размышлять: для чего это совершилось. Для нашего вразумления, для нашего покаяния. Мы были глухи, бесчувственны, совершилось нечто потрясающее. Вместо многих жертв, пострадал один; но этим дается вразумление всем нам, ибо, если не покаемся и теперь, все столь же люто погибнем. Будем еще надеяться, что светлая мученическая кончина великого архиерея Божия поможет торжеству правды и добра, которым почивший нелицемерно служил и ради которых душу свою предал; будем надеяться, что в освобождении от злодеев истерзанной родины нашей, которую беззаветно любил почивший, наступил теперь заметный поворот успеха и в этом успехе не последнее место сыграет содеянное злодеяние. И так, в покаянно-сокрушенном настроении, вознесем едиными усты и единым сердцем свои искренние теплые молитвы о мученически за нас погибшем святителе, чтобы милосердый Господь упокоил чистую, честную и геройски доблестную душу его в лоне праведников. Аминь» [14, т. 3, л. 169-170].
Епископ Иринарх принял свое служение вместе с епископом Гермоге-ном в конце поистине лютого 1917 г., в преддверии разгула сатанинских сил, обрушившихся на духовенство. Он стал неизменной опорой на пути к мученичеству священномученика Гермогена (Долганева).
С 1918 г. епископ Иринарх управлял Тобольской и Сибирской епархией. В 1919 г. отступил с белыми до Семипалатинска, где был зачислен в Сербский эвакуировочный отряд, и доехал до Иркутска. Из Иркутска вернулся в Тюмень, получил от Патриарха Тихона назначение на Тобольскую кафедру (временно управляющим). С 1921 г. управлял Тюменской епархией. Поочередно занимал Якутскую, Великоустюжскую, Ставропольскую и Пермскую кафедры, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1931 г. епископ Иринарх назначен епископом Пермским. 23 декабря 1931 г. был арестован в Перми. Обвинялся в активном членстве в контрреволюционной церков-но-монархической повстанческой организации «Союз Спасения России». 14 мая 1932 г. был приговорен к пяти годам концлагерей. С 1932 г. находился в заключении в городе Бийске Кемеровской области. Умер в заключении. Д. Н. Никитин предполагает, что владыка скончался не в лагере, а в ссылке, так как о его кончине было официально сообщено в «Журнале Московской Патриархии» [3, с. 194], «что не делалось при кончине архиерея в заключении, но допускалось при нахождении в ссылке» [9, с. 416]. Однако, как это ни удивительно, владыка, скончавшийся в лагере, не был похоронен
в общей могиле, а сподобился христианского погребения. Его похоронил схииеромонах Андроник (Лукаш)*, который в лагере служил санитаром в тюремной больнице. «Он ухаживал за больными с искренним состраданием и любовью, сам мыл их. Все его любили, а сосланные узбеки даже звали "мамой". Однажды в больницу привезли умершего епископа Иринарха (Си-неокова) (умер в лагере 1 марта 1933 г.). Отец Андроник омыл его и упросил врача, чтобы тот отдал для погребения епископа большой гроб, который несколько лет стоял в больнице. Затем застелил гроб простыней, из полотенца сделал омофор, надел на епископа свою шапку и в руки дал четки. Отец Андроник написал епископу Павлину, что Господь сподобил его похоронить епископа Иринарха»**. В «Журнале Московской Патриархии» № 16-17 за 1933 г. появилось краткое сообщение: «1 марта сего года [скончался] архиепископ Пермский Иринарх (Синеоков)» [3, с. 194]. За этот подвиг преподобный Андроник (Лукаш) был награжден золотым крестом. Так завершился «страшный и ответственный путь служения Христу в сане епископа» [7] преосвященного Иринарха (Синеокова-Андреевского).
Источники и литература
1. Архипастырь-мученик. Жизнь, страдания и смерть Преосвященнейшего Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского // Архив РУ ФСБ РФ по Тюменской обл. Тобольск, 1919. Д. 7116.
2. Губонин, М. Е. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне / сост. и авт. коммент. М. Е. Губонин. М., 2007. Т. 2.
3. Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы. М., 2001.
4. За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. М., 2017. Кн. 4: Г.
5. Иоанн (Маслов), архим. Схиархимандрит Андроник / архимандрит Иоанн (Мас-лов) // ЖМП. 1974. № 8. С. 45-46.
6. Иринарх, еп. Березовский, вик. Тобольской еп. Донесение об аресте епископа Гермогена и об обстановке в епархии / епископ Березовский Иринарх, викарий Тобольской епархии // Архив ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона.
7. Иринарх, еп. Березовский. Речь при наречении во епископа Березовского 12 июля 1917 года / епископ Березовский Иринарх // Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 31. Оттиск. Типография Епархиального братства.
* Андроник (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархимандрит, старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. В 1921 г. принял монашеский постриг. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к епископу Рыльскому, викарию Курской епархии Павлину (Крошечкину), был рукоположен во иеродиакона. В 1927 г. рукоположен во иеромонаха, вместе с епископом Павлином (Крошечкиным) переехал в Пермь. Принял великую схиму. В 1931 г. арестован. В 1931-1935 гг. находился в Мариинском лагере. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь, открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим монастыря. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2017 г.
** Фамилия епископа указана ошибочно: «Синьков». Ошибка повторена в статье Н. В. Маслова в «Православной энциклопедии» [9, с. 416].
8. Иринарх, еп. Березовский, вик. Тобольской еп. Телеграмма об аресте епископа Гермогена от 28.04.1918 / епископ Иринарх, викарий Тобольской епархии // Архив ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона.
9. Маслов, Н. В. Андроник / Н. В. Маслов // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 415-416.
10. Мраморнов, А. И. Ермоген / А. И. Мраморнов // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 654-658.
11. Никитин, Д. Н. Иринарх / Д. Н. Никитин // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 416.
12. Петрушин, А. А. Епископ Иринарх Синеоков-Андриевский: «Я терпимо относился ко всякой гражданской власти, в том числе и к советской» / А. А. Петрушин // Религия и церковь в Сибири. Тюмень. 1994. Вып. 4. С. 30-40.
13. Польский, М., протопр. Новые мученики Российские / протопресвитер М. Польский. М., [б. г.]. Ч. 1. С. 67. Репр. воспр. изд. 1949 г.
14. Архив РУ ФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 7116. Т. 1, 3. Л. 169-170, 171-173, 174-178. Машинописная копия.
15. Телеграмма от Тюменского Союза Православного духовенства с вопросом о судьбе епископа Гермогена от 1 (14).05.1918 // Архив ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона.
16. Фирсов, И. Ф. Роль красной гвардии в борьбе за власть в Тобольской губернии [Электронный ресурс] / И. Ф. Фирсов // Гуманитарные научные исследования: электрон. науч.-практ. журн. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7561 (дата обращения: 22.03.2020).
17. Царская семья в Тобольске [Электронный ресурс] // Тобольская митрополия: официальный сайт. URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t06_7 (дата обращения: 21.02.2020).
References
1. Arkhipastyr'-muchenik. Zhizn' stradaniia i smert' Presviashchenneishego Germogena, episkopa Tobol'skogo iSibirskogo [Archpastor-Martyr. Life, Sufferings and Death of the Most Holy Hermogenes, Bishop of Tobolsk and Siberia]. Tobolsk, 1919.
2. Gubonin M. E. Sovremenniki o Sviateishem Patriarkhe Tikhone [Contemporaries about His Holiness Patriarch Tikhon]. Moscow, 2007. Vol. 2.
3. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii v 1931-1935 gody [Journal of the Moscow Patriarchate in 1931-1935]. Moscow, 2001.
4. Za Khrista postradavshie: Goneniia na Russkuiu Pravoslavnuiu Tserkov' 1917-1956 [For Christ, Victims: Persecution of the Russian Orthodox Church. 1917-1956]. Moscow, 2017. Book 4. P. 160-162.
5. loann (Maslov), archim. [John (Maslov), archimandrite]. Skhiarkhimandrit Andronik [Archimandrite Andronik]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate. 1974. № 8. P. 45-46.
6. Irinarkh, ep. Berezovskii, vik. Tobol'skoi ep. [Bishop of Berezovsky Irinarch, vicar of the Tobolsk diocese]. Donesenie ob areste episkopa Germogena i ob obstanovke v eparkhii [Report on the Arrest of Bishop Hermogenes and the Situation in the Diocese]. Arhiv PSTGU [Archive of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities].
7. Irinarkh, ep. Berezovskii [Bishop of Berezovsky Irinarch]. Rech'prinarecheniivoepiskopa Berezovskogo 12 iiulia 1917 goda [Speech at the Naming of Bishop Berezovsky
on July 12, 1917]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti — Tobolsk Diocesan Vedomost. Tobolsk, 1917. № 31.
8. Irinarkh, ep. Berezovskii [Bishop of Berezovsky Irinarch]. Telegrammaobaresteepisko-pa Germogena ot 28.04.1918 [Telegram on the Arrest of Bishop Hermogenes Dated 28.04.1918]. Arhiv PSTGU [Archive of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities].
9. Maslov N. V. Andronik[Andronik]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2001. Vol. 2. P. 415-416.
10. Mramornov A. I. Ermogen [Germogen]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2008. T. 18. P. 654-658.
11. Nikitin D. N. Irinarkh [Irinarch]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2011. Vol. 26. P. 416.
12. Petrushin A. A. Episkop Irinarkh Sineokov-Andrievskii: "la terpimo otnosilsia ko vsiakoi grazhdanskoi vlasti, v tom chisle i k sovetskoi" [Bishop Irinarch Sineokov-Andrievsky: I Tolerates All Civil Authorities, Including the Soviet One]. Religiia i tserkov' v Sibiri — Religion and Church in Tyumen. Tyumen, 1994.
13. Pol'skii M., protopr. [Protopresbyter M. Polskii]. Novye muchenikiRossiiskie [New Russian Martyrs]. 1949. Vol. 1. P. 67.
14. Arkhiv Regional'nogo upravleniia Federal'noi sluzhby bezopasnosti po Tiumenskoi oblasti [Archive of the Regional Department of the Federal Security Service for the Tyumen Region]. Vol. 1-3. Doc. 7116.
15. Telegramma ot Tiumenskogo Soiuza Pravoslavnogo dukhovenstva s voprosom o sud'be episkopa Germogena ot 1 (14).05.1918 [Telegram from the Tyumen Union of Orthodox Clergy with a Question about the Fate of Bishop Hermogenes from 1 (14).05.1918]. Arhiv PSTGU [Archive of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities].
16. Firsov I. F. Rol' krasnoi gvardii v bor'be za vlast' v Tobol'skoi gubernii [The Role of the Red Guard in the Struggle for Power in Tobolsk Province]. Gumanitarnye nauchnye issledovanija: jelektron. nauch.-prakt. zhurn. — Humanitarian research: an electronic scientific and practical journal. Available at: http://human.snauka.ru/2014/08/7561 (accessed: 01.02.2020).
17. Tsarskaiasem'ia v Tobol'ske [The Royal Family in Tobolsk]. Tobol'skaja mitropolija [Tobolsk Metropolia]. Available at: http://www.tobolsk (accessed: 22.03.2020).
O. V. Kosik
strashnyi i otvetstvennyi put' sluzheniia khristu v sane episkopa... (sluzhenie episkopa irinarha (sineokova-andreevskogo) v tobol'skoj eparhii)
[The Terrible and Responsible Way of Serving Christ in the Dignity of the Bishop. (Ministry of Bishop Irinarch (Sineokov-Andreevsky) in the Tobolsk Diocese)]
Abstract
The article is devoted to the events connected with the ministry of Bishop Irinarch (Sineokov-Andreevsky) in the Tobolsk diocese in the first year of his bishopric service from 1917 to 1918. His Grace Irinarch, assistant of the martyr bishop Germogen (Dolganev),
after the transfer of power into the hands of the Bolsheviks, defended the bishop in negotiations with the revolutionary authorities, risking being arrested. He was also at the center of events related to the acquisition of relics and the burial of the holy martyr Bishop Hermogenes. The article adds a new page to the biography of Bishop Irinarch (Sineokov-Andreevsky), the life of the holy martyr Germogen (Dolganev) and the study of church events in Tobolsk in 1917-1918.
Keywords: Russian Orthodox Church, persecution of the Church, Bishop Irinarch (Sineokov-Andreevsky), Holy Martyr Hermogenes (Dolganev), Tobolsk diocese