Поселянова Е.А.
СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩИМИСЯ РЫНКАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Poselyanova E.A.
COUNTRIES WITH EMERGING MARKETS AT THE PRESENT STAGE OF THE DEVELOPMENT OF WORLD ECONOMY
Ключевые слова: формирующийся рынок, мировая экономика, глобальный кризис.
Keywords: emerging market, world economy, global crisis.
Аннотация: в статье рассказывается о современном положении стран с формирующимися рынками в мировой экономике.
Abstract
The article deals with the present state of the countries with emerging markets in world economy.
В мире происходят стремительные преобразования, быстро меняющие глобальный экономический ландшафт. Со времен промышленной революции и до начала текущего столетия, включая первые несколько лет, развитые страны занимали доминирующую позицию в торговых потоках и торговых отношениях. На протяжении этого периода развивающиеся страны постоянно зависели от своих более крупных и гораздо более богатых собратьев, ведь туда направлялся практически весь их экспорт. Однако всего лишь за несколько последних лет эти страны нашли новую и быстро растущую группу покупателей - друг друга. И хотя эта «новая география» мировой торговли стала еще одним свидетельством того, что Соединенные Штаты и другие развитые страны утрачивают свою глобальную мощь, прекрасный новый мир обещает стать позитивной силой, которая будет способствовать всеобщему процветанию в предстоящие годы и десятилетия.
В научной литературе как российской, так и западноевропейской переходный рынок рассматривается как один из разновидностей формирующегося рынка, свойственная странам, где до недавнего времени господствовала административно-командная система управления экономикой, и одновременно отвечающий вышеописанным признакам формирующегося рынка.
Термин "формирующийся рынок" - применительно к риску - чаще всего употребляется для обозначения самых разнообразных рынков, в зависимости от природы и конкретного типа инвестиций и сопряженных с ними рисков.
Чаще всего при определении понятия "формирующегося рынка" в научной литературе встречаются ссылки на определение, данное Всемирным банком, который считает формирующимися рынки развивающихся стран, то есть тех, где объем валового национального продукта (ВНП) на душу населения лежит в пределах от 635 до 7 909 долларов США. Конечно, в некоторых случаях использование в качестве критерия ВНП, а не валового внутреннего продукта (ВВП), может привести к искаженному представлению о благосостоянии страны (скажем, в случае с Гонконгом).
Низкий ВВП также часто упоминается в качестве признака формирующейся экономики. Хотя некоторые богатые нефтью ближневосточные страны имеют более чем высокий ВВП на душу населения, но их национальные рынки по-прежнему можно классифицировать как формирующиеся. Такие показатели, как высокая доля ВВП, расходуемая на строительство и развитие инфраструктуры, лишь подтверждают, что экономика указанного региона по-прежнему лишь "формируется".
Распределение доходов, инвестирование в производство товаров первой необходимости в ущерб высокотехнологичным производствам, концентрация основной экономической деятельности в отдельных отраслях, - всё это критерии того, можно ли назвать национальную экономику развитой или, напротив, лишь формирующейся. Методы управления экономикой и стоящая за ними структура политической власти служат для определения степени экономической развитости государства в не меньшей степени, чем экономическая статистика.
На национальную экономику той или иной страны могут влиять общеполитические соображения, стабильность политического устройства, решение расовых и межнациональных проблем, степень демократизации, - всё это играет существенную роль, и прежде всего для инвестора. Отношение, скажем, к Таиланду или Греции будет зависеть от типа инвестиций. Для одних инвесторов определяющим является членство в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и при таком подходе даже Мексика будет отнесена в разряд развитых стран.
В промежуточном состоянии пребывают Греция и Португалия. Для многих инвесторов достаточно членства в Европейском Союзе (ЕС), чтобы считать их развитыми странами, в то время как другие продолжают рассматривать их рынки как формирующиеся и соответствующим образом строить политику своих капиталовложений. В научной литературе широко распространен следующий общепринятый критерий, позволяющий отличить развивающуюся экономику от развитой: прямые инвестиции в местные рынки активов или фиксированных доходов стран с формирующейся экономикой требуют анализа дополнительных факторов, помимо чисто экономических.
Формирующимся рынкам обычно свойственны, как минимум, несколько из нижеперечисленных недостатков:
1. Нехватка общедоступной информации о работающих в стране компаниях: чаще всего информацию можно получить только на местах.
2. Изменчивость экономических условий.
3. «Скудость» процедур урегулирования финансовых споров в банковском деле и финансово-кредитной системе.
4. Недостаточное нормативно-правовое регулирование финансово-экономических отношений.
5. Большая, по сравнению с развитыми рынками, степень чувствительности к политическим факторам влияния, по сравнению с экономическими.
6. Большая, по сравнению с развитыми рынками, зависимость от других сторонних соображений, поток товаров.
По общему уровню экономического развития страны и территории мира до развала мировой социалистической системы хозяйства подразделялись международными организациями, прежде всего ООН, на развитые, развивающиеся и с централизованно планируемой экономикой. Сначала 1990-х годов применяется новое деление: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой (транзитивные). С осени 2004 г. ведущая мировая экономическая организация - Международный валютный фонд (МВФ) -отказалась от такой классификации (исходя из того, что «переход» от директивной экономики к рыночной в целом произошел) и теперь классифицирует страны по двум группам: развитые и прочие страны с формирующимися рынками и развивающиеся (other emerging market and developing countries).
Всего в базе данных МВФ для расчета обобщающих показателей находится 175 стран и территорий. В соответствии с этим делением в группу развитых стран и территорий (29) попали в том числе новые индустриальные страны (НИСы) Азии:
Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань, а также Израиль. Во второй группе (146) находятся все остальные страны. В свою очередь, внутри каждой группы могут выделяться подгруппы по географическому или иному признаку. В число 175 стран и территорий не попали страны - не члены МВФ, а также страны, по которым у фонда нет достаточных данных, например Афганистан, Эритрея, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Бруней, Либерия, Сомали, Восточный Тимор и карликовые государства, такие как Сан -Мариино, Монако, Лихтенштейн, Кирибати, Тувалу и Науру.
Впрочем, полного соответствия данных нет и здесь. Так, например, по классификации МВФ к развитым странам относятся новые индустриальные страны Азии, Израиль и Греция, в то время как в других документах того же фонда, в частности «Докладе о мировой финансовой системе» (Global Finanial Stability Report), Корея, Тайвань, Израиль упоминаются как страны с формирующимися рынками.
За основу в прошлом часто принимали классификацию Международной финансовой корпорации (МФК) (International Finance Corporation), которая с 1981 г. вела информационную базу по формирующимся рынкам, причем рассматривала только рынки акций. Но и по классификации последней (сейчас Standard & Poor's) такие НИСы, как Сингапур и Гонконг, относятся к развитым странам, а Корея и Тайвань - к формирующимся (см. табл. 1). Естественно, по мере развития, какие-то страны переходят из группы формирующихся в группу развитых.
Таблица 1 - Классификация стран международным валютным с ондом
Формирующиеся рынки Развитые
Аргентина Мексика Украина Греция
Армения Марокко Уругвай Дания
Бангладеш Монголия Фиджи Ирландия
Барбадос Намибия Филиппины Исландия
Болгария Непал Хорватия Испания
Боливия Нигерия Чехия Италия
Ботсвана Оман Чили Канада
Египет Пакистан Шри Ланка Каймановы о-
Замбия Палестинская автономия Эквадор Катар
Зимбабве Панама Эстония Кипр
Израиль Парагвай ЮАР Люксембург
Индия Перу Ямайка Нидерланды
Индонезия Польша Новая
Кения Россия Нор вегия
Киргизия Румыния ОАЭ
Китай Сальвадор Португалия
Колумбия Саудовская Сингапур
Корея Свазиленд США
Коста-Рика Словакия Финляндия
Кот-д'Ивуар Словения Франция
Кувейт Таиланд Швейцария
Латвия Тайвань Швеция
Ливан Тринидади
Литва Тунис
Маврикий Турция
Малайзия Узбекистан
S&P в своей базе данных по формирующимся рынкам (S&P Emerging Markets Database - EMDB) классифицирует рынки как формирующийся, если он отвечает по крайней мере одному из двух основных критериев:
1) страна относится к группе государств с низким или средним душевым доходом по версии Мирового банка (ВНП, определяемый по методу Атласа Мирового банка) и
2) страна с низким отношением капитализации к ВВП. В данном случае учитывается не вся капитализация, а лишь ее часть, доступная для иностранных инвесторов (в основном т.н. free float, т.е. находящиеся в свободном обращении акции). Высокий душевой доход (по методу Атласа Мирового банка) в 2003 г. составлял 9386 долл. Кроме того, S&P использует и неколичественные характеристики, например наличие (отсутствие) ограничений на портфельные иностранные инвестиции.
Степень развитости финансового рынка определяется целым рядом количественных и качественных показателей, среди которых: финансовая глубина экономики (отношение денежной массы к ВВП, внутреннего кредита к ВВП), отношение капитализации акций к ВВП, задолженности по ценным бумагам к ВВП, наличие и уровень развития рынка производных финансовых инструментов, количество и надежность финансовых институтов, эффективность системы регулирования финансовых рынков (включая наличие адекватного законодательства).
Страны с формирующимися рынками представляют неоднородную группу. Некоторые из них имеют крупные рынки, масштабы которых превосходят рынки малых и средних развитых стран (Китай, Бразилия, Мексика, Корея) с достаточно жесткой системой регулирования и иногда высокой степенью прозрачности (Польша, Венгрия). В других размеры рынка весьма скромны (Венгрия, Чехия, Болгария, Хорватия, не говоря уже о Маврикии или Кипре), а прозрачность рынка низка (Россия, Китай, Нигерия). Некоторые рынки имеют долгую историю (Индия, рынки стран Латинской Америки), другие не насчитывают и 15 лет (страны Восточной и Центральной Европы).
Таким образом, у этих стран различий больше, чем общих черт. Единственное, что сближает эти страны, - большая неустойчивость их финансовых рынков по сравнению с рынками развитых стран и соответственно высокий уровень ценовых рисков. Волатильность формирующихся рынков, выраженная показателем среднеквадратического отклонения (standard deviation) курсов акций, в расчете на год в 3 - 4 раза выше, чем развитых.
Во всех странах с формирующимся рынком относительные размеры финансовых рынков (по отношению к ВВП) в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Хотя по отдельным показателям бывают и исключения. Во всех странах с формирующимся рынком банковский кредит заметно превышает такой источник финансирования предприятий, как ценные бумаги. В отличие от развитых стран здесь институциональные инвесторы, особенно пенсионные фонды и страховые компании, играют малозаметную роль на рынке капиталов.
Формирующиеся рынки, как правило, отличаются высоким уровнем концентрации. На долю 10 крупнейших эмитентов акций приходится 50% и выше всей капитализации и оборота (15% в США, 17% в Японии и 24% в Великобритании). Для банковских систем этих стран характерен высокий уровень концентрации активов у нескольких крупнейших финансовых учреждений. Так, в Китае на долю четырех крупнейших банков (все -государственные) приходится примерно 70% всех активов.
Впрочем, высокий уровень концентрации характерен не только для формирующихся рынков. Аналогичные показатели свойственны банковским системам Великобритании, Бельгии, Канады, Франции, Нидерландов и Швеции. Лишь в США и ФРГ рынок банковских услуг отличается низкой концентрацией (в США, например, 10 крупнейших американских банков, таких как Citigroup, Bank of America, Bank of New York и др., контролируют только 36% всех банковских активов в стране).
Показатели стран с формирующимся рынком - группы стран со средними доходами, которые быстро интегрировались в глобальные рынки с середины 1980-х годов, -составляли историю роста последнего десятилетия. После столкновений с разного рода кризисами в 1980-е и 1990-е годы формирующиеся рынки обрели свое лицо в 2000-е годы, демонстрируя выдающиеся темпы роста и в то же время удерживая инфляцию и другие потенциальные проблемы в значительной степени под контролем.
До глобального финансового кризиса 2008-2009-х годов среди инвесторов и директивных органов росло ощущение того, что страны с формирующимся рынком, с их новой экономической мощью, стали более устойчивыми к шокам, возникающим в странах с развитой экономикой. Действительно, эмпирические данные показывают, что в последние два десятилетия происходила конвергенция экономических циклов стран с формирующимся рынком и конвергенция среди стран с развитой экономикой, а также наблюдалась постепенная дивергенция циклов между этими двумя группами, называемая расхождением траекторий экономического цикла. Колебания на финансовых рынках стали более взаимосвязанными между этими двумя совокупностями стран, но это не привело к более сильным вторичным эффектам в реальной экономике, производящей товары и услуги.
Однако представляется, что глобальный финансовый кризис отмел такие понятия о расхождении траекторий экономического цикла. Он бросил тень сомнения на способность стран с формирующимся рынком защитить себя от изменений в странах с развитой экономикой. вместе с тем, когда самый худший период кризиса начал проходить, стало очевидно, что страны с формирующимся рынком как группа выдержали глобальную рецессию лучше, чем страны с развитой экономикой. За последний год во многих странах с формирующимся рынком темпы роста быстро вернулись к прежним уровням, и представляется, что эти страны как группа готовы показать высокие темпы роста в течение последующих нескольких лет (см. рис. 1).
Это не означает, что все страны с формирующимся рынком одинаково хорошо справлялись с глобальной рецессией. Существует значительный разброс в степени устойчивости, продемонстрированной ими во время финансового кризиса. И в этом заключаются некоторые важные уроки относительно будущих траекторий роста в этих странах и проблем, с которыми они могут столкнуться.
По мере роста стран с формирующимся рынком их значение в мировой экономике будет продолжать увеличиваться. Это экономическое восхождение позволит им играть более важную роль в совершенствовании глобального экономического управления, до тех пор пока они будут применять надлежащие меры экономической политики и активизировать реформы, которые способствовали их устойчивости во время глобальной рецессии. В общем и целом, страны с формирующимся рынком - хозяева своей собственной судьбы.
Меняющиеся факторы глобального роста в последние пять десятилетий наблюдались существенные изменения в распределении мирового валового внутреннего продукта (ВВП) между различными группами стран. в 1960-1985 годы на страны с развитой экономикой приходилось в среднем примерно три четверти глобального ВВП при измерении в текущих долларах с поправкой на различия в покупательной способности по странам. со временем эта доля постепенно уменьшалась, и к 2008-2009 годам она сократилась до 57 процентов. Напротив, доля стран с формирующимся рынком постоянно увеличивалась - с почти 17 процентов в 1960-х годах до в среднем 31 процента в период быстрой глобальной торговой и финансовой интеграции, которая началась в середине 1990-х годов. К 2008-2009 годам она приближалась к 40 процентам (см. рис. 2).
Рисунок 2
Растущая значимость
Доля стран с формирующимся рынком в мировом ВВП устойчиво возрастала на протяжении последних пяти десятилетии [6 процентах глобального ОБП)
1960-72 '973-35 1986-2009 2008-09
Источник “грсон-^л; МВФ
Примвчание. Приведенный значения соптввтгтвукп пезиэ^
: процентном отношении < ЬЕ'I рассчитанным с испопьаоавнивм обменных гуэсэв -г сс-эве "ар/тета покупательной способности. Сумма "эказатЕЛЕЙ не ггв-г £С процентам таи к;< ■> эеоеты включались не страны е с^ог-э с развитий экономикой / гтраны с формирующимся рэнного
Растущее значение стран с формирующимся рынком становится еще более очевидным, если рассмотреть их вклад в рост мирового объема производства.
В 1973-1985 годах на долю стран с развитой экономикой приходилось примерно 60 процентов годового роста мирового ВВП в размере 3,4 процента. Вклад стран с формирующимся рынком составлял одну треть (оставшаяся часть приходится на другие развивающиеся страны). В период глобализации (1986-2007 годы) темп роста мирового ВВП составлял в среднем 3,7 процента в год, а вклад стран с формирующимся рынком возрос до приблизительно 47 процентов. доля стран с развитой экономикой упала примерно до 49 процентов.
За два года финансового кризиса произошел ошеломляющий сдвиг в этих относительных вкладах. В 2008-2009 годах страны с формирующимся рынком стали одиночным локомотивом роста мирового ВВП, в то время как страны с развитой экономикой испытали значительное замедление роста. Прямой вклад стран с формирующимся рынком в глобальный рост продолжал увеличиваться с течением времени и был еще более интенсивным в период финансового кризиса, тогда как для стран с развитой экономикой было верно обратное.
Хотя страны с формирующимся рынком как группа демонстрировали хорошие показатели во время глобальной рецессии 2009 года, между этими странами, а также по регионам существовали резкие различия. Наиболее благоприятные результаты отмечались в странах Азии с формирующимся рынком, которые выдержали разрушительное воздействие глобального кризиса с относительно умеренным снижением темпов роста. Индия и Китай, две крупнейшие страны с формирующимся рынком в Азии, поддерживали устойчивые темпы роста во время кризиса и играли важную роль в общих результатах этого региона. Если исключить Индию и Китай, общие показатели стран Азии с формирующимся рынком становятся менее впечатляющими (см. таблицу 2).
Неодинаковые результаты
Страны Азии с формирующимся рынком испытали умеренное замедлен и е роста во время кризиса, тогда как в странах Европы с формирующимся рынком набюлюдалось его резкое снижение (Рост ВВП, процентное изменение по сравнению с преды лущим гадом)
2007 2003 2009 Прогноз 2010
Страна А^ии с формирующимся рынком 10,6 6,8 5,8 9,3
Страна А^ии с формирующимся рынком, фонте Китая, Индии и САР Гонконг 5,9 3,0 0,6 7.1
Страна Европы с формирующимся рынком 7.6 4,7 -6,3 3,1
Страны Латинской Америки с формирующимся рынком 5.7 4,2 -2,0 6,0
Ближний Восток и Северная Африка 6,0 4,8 1,9 4.1
Аорики к юг/ ст Сахары 7.1 5,6 2.7 4,9
Источит персонала МВФ. Даььые за 2010 сснсвгьы ьг гэсг-сэак, эсцрергаии>:"п
■■ издан™ УНТ яПарсггактгаы развития мировой эганомими !ол=Ёр=, 23'С горл ' 1римечание 'е'чП=, х,;га го гт?угг;ч гадм/тл-ы с использованием темпов эоста эзгл^о'з ВВП по огдегьным странам. взвешенных по паритет>' покупательной способности
В то время как у стран Азии с формирующимся рынком дела шли хорошо, страны Европы с формирующимся рынком имели низкие показатели и испытали самое резкое падение совокупного объема производства в 2009 году. Латинская Америка также претерпела сильный удар. Но многие страны с формирующимся рынком в Латинской Америке оправились от него относительно уверенно - в отличие от более ранних эпизодов глобальных финансовых потрясений, во время которых страны Латинской Америки оказались уязвимыми к тяжелым валютным и долговым кризисам.
Страны с формирующимся рынком в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), а также в Африке к югу от Сахары выдержали кризис лучше, чем Латинская Америка, испытав лишь небольшое сокращение объема производства. Причина относительно хороших результатов стран Африки к югу от Сахары и БВСА, возможно, заключается в их умеренной подверженности воздействию торговых и финансовых потоков из стран с развитой экономикой, которая ограничивала масштабы вторичных эффектов глобального шока.
Относительная устойчивость стран с формирующимся рынком как группы во время глобального финансового кризиса объясняется многими факторами. Некоторые из них относятся к решениям в области экономической политики, принятым этими странами, тогда как другие связаны с основополагающими структурными изменениями в их экономике. Эти факторы также помогают объяснить различия в степени устойчивости между разными группами стран с формирующимся рынком.
Факторы относительной устойчивости стран с формирующимся рынком во время глобального кризиса:
Благодаря более совершенным мерам экономической политики большинству стран с формирующимся рынком в последнее десятилетие удалось поставить инфляцию под контроль при помощи сочетания более строгих мер налогово-бюджетной и денежнокредитной политики. действительно, в настоящее время многие страны с формирующимся рынком применяют, в той или иной форме, таргетирование инфляции - явное или неявное, мягкое или жесткое - наряду с гибкими обменными курсами, что помогает
амортизировать внешние шоки. Пруденциальная налогово-бюджетная политика, результатом которой были низкие уровни бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечила странам с формирующимся рынком возможность для решительной ответной реакции при помощи контрциклических мер налогово-бюджетной политики в целях нейтрализации ограничительных эффектов кризиса. Кроме того, страны с формирующимся рынком, имевшие низкий уровень инфляции, имели возможность применять политику денежно-кредитной экспансии для стимулирования внутреннего спроса.
Меньшая зависимость от внешнего финансирования и изменения в структуре внешнего долга понизили уязвимость этих стран к резким колебаниям потоков капитала. В течение прошедшего десятилетия страны с формирующимся рынком как группа были чистыми экспортерами капитала. Страны Азии с формирующимся рынком, в особенности Китай, в последние годы имели значительный профицит по счету текущих операций. Разумеется, существуют и другие страны с формирующимся рынком (особенно в Европе), которые до кризиса имели крупный дефицит по текущим операциям. Эта последняя группа оказалась наиболее уязвимой к кризису, так как кредитные бумы в этих странах финансировались в основном за счет иностранного капитала, а не внутренних. Однако изменения в характере потоков капитала в страны с формирующимся рынком уменьшили их общую уязвимость к внезапным прекращениям притока капитала. в последнее десятилетие дисциплинированная макроэкономическая политика способствовала переходу к более стабильным формам притока капитала в ряд стран с формирующимся рынком: от долга к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) и инвестициям в инструменты участия в капитале. В частности, ПИИ обычно сопряжены с меньшим риском для принимающей страны.
Кроме того, крупные буферные запасы валютных резервов обеспечивали защиту от внезапных резких изменений в настроениях инвесторов. После азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов страны с формирующимся рынком во всем мире создали крупные валютные резервы частично как результат стратегий экономического роста, ориентированных на экспорт, а частично как средство самозащиты от кризисов, связанных с внезапным прекращением или радикальным изменением направления притоков капитала. страны с формирующимся рынком накопили валютные резервы в размере приблизительно 5,5 трлн долл. США, почти половина из которых приходится на долю Китая. Эти резервы пригодились во время кризиса, но, как обсуждается позднее, выгоды от них необходимо сопоставлять с издержками, связанными с накоплением таких резервов.
Характер производства и экспорта стран с формирующимся рынком стал значительно более диверсифицированным, хотя это в значительной степени нейтрализовалось вертикальной специализацией, в рамках которой одни страны поставляют комплектующие детали, а другие - промежуточную продукцию стране, являющейся конечным экспортером. Эта специализация приводила, особенно в Азии, к формированию региональных цепей поставок. диверсификация предоставляет лишь ограниченную защиту от крупных глобальных шоков, но при условии, что макроэкономические эффекты шоков неодинаковы для всех экспортных рынков стран с формирующимся рынком, она может помогать им справляться с шоками, возникающими в ходе нормального экономического цикла.
Более тесные торговые и финансовые связи между странами с формирующимся рынком укрепили их устойчивость как группы стран (см. рис. 3). Высокие темпы роста в странах с формирующимся рынком оградили страны-экспортеры биржевых товаров от
спадов в странах с развитой экономикой. Продолжающийся быстрый экономический рост Китая во время кризиса, поддерживаемый резким приростом инвестиций, активизировал спрос на биржевые товары со стороны стран с формирующимся рынком, таких как Бразилия и Чили, и повысил спрос на сырьевые товары и промежуточные вводимые ресурсы со стороны других стран Азии с формирующимся рынком. Расширение торговых потоков между странами с формирующимся рынком сопровождалось увеличением финансовых потоков внутри этой группы.
Рисунок 3
Торговля друг с другом
Страны с формирующимся рынком все больше торгуют друг с другом, а не со странами с развитой экономикой.
(Н апра эг эн нсс ть ~ор гобли с ~ра н: форм иру ющи мся рынко ч в процентах от общего объема)
1950-е годы 1980-е годы 2000-05
Источник: р;>еты терсонзла МВФ.
Примечание ' оэгойые готіки ра">,1Т.з-1э ту-зг^ і'ре™;в.л-і/!= ;;аньы* не экспорту / ингпрту страь ; формирующимся ры нксч на двусторонней осі-оїз Сумма показателей не р-^нг ІСи т:;сі_,зь~аг,>, тї-< <:ак ■; расчзты включень нз :жс_?аі-=., а только страны ; развитей экономикой и с_гаі-= с формирующимся га ь-ак*
Более широкая дивергенция экономических циклов в странах с формирующимся рынком и соответствующих циклов в странах с развитой экономикой также повысила устойчивость. Растущие торговые и финансовые связи внутри группы, которые обсуждались выше, укрепили эту тенденцию. Кроме того, региональные инициативы содействовали финансовой интеграции и финансовому развитию среди некоторых стран Азии, хотя охват и масштабы этих инициатив остаются ограниченными.
Повышающиеся уровни доходов на душу населения и быстро растущий средний класс привели к увеличению размеров внутренних рынков, что сделало страны с формирующимся рынком потенциально менее зависимыми от внешней торговли для получения выгод от экономии при увеличении масштабов в структуре их производства, а также менее подверженными обвалам экспорта. Однако частное потребление не всегда может быть в состоянии восполнить недогрузку производственных мощностей в случае негативных шоков для роста экспорта.
Отрицательные и положительные факторы отчетливее выявляются при более тщательном рассмотрении опыта двух групп стран с формирующимся рынком, между которыми существует явный контраст с точки зрения их устойчивости к глобальному финансовому кризису. До кризиса средний рост ВВП на душу населения был самым высоким в странах с формирующимся рынком в Азии и Европе. Но с тех пор судьбы этих стран разошлись. В то время как страны Азии с формирующимся рынком, в частности
Индия и Китай, были одними из наиболее устойчивых в период кризиса, некоторые из стран Европы с формирующимся рынком понесли самый тяжелый урон.
Страны Азии с формирующимся рынком были относительно хорошо защищены от последствий финансового кризиса, возможно, по нижеследующим причинам:
Финансовые рынки имеют относительно ограниченную зависимость от внешнего банковского финансирования, что сужало каналы распространения цепной реакции в финансовой сфере, а также предохраняло финансирование торговли от краха.
Высокие и растущие нормы сбережения опережали растущие нормы инвестирования, что приводило к профицитам по счету текущих операций и росту запасов валютных резервов и тем самым ограждало регион в целом от последствий внезапного прекращения притока капитала из стран с развитой экономикой.
Пруденциальная макроэкономическая политика, проводимая в ряде этих стран, обеспечивала гибкость в налогово-бюджетной сфере, позволявшую принимать решительные меры в ответ на вторичные эффекты кризиса.
Напротив, страны Европы с формирующимся рынком были особенно уязвимыми к шокам, вызванным кризисом. Они сильно зависели от внешнего финансирования, что находило отражение в крупных дефицитах по счету текущих операций; имели значительные открытые позиции с иностранными банками, что давало множество преимуществ, но также служило каналом для передачи воздействия кризиса; и проводили быстрое расширение кредита в годы, предшествовавшие кризису, которое стало трудно поддерживать после прекращения внешнего банковского финансирования.
Проведенный анализ указывает на ряд важных уроков, а также представляет несколько примеров ситуаций, в которых директивные органы могут быть склонны сделать неправильные выводы.
Во-первых, в благоприятные времена директивные органы должны стремиться создавать более широкое пространство для принятия мер макроэкономической политики в ответ на негативные шоки. Страны с формирующимся рынком, в которых отмечались более низкие уровни государственного долга (по отношению к ВВП), имели больше возможностей для принятия решительных контрциклических мер налогово-бюджетной политики в ответ на глобальный финансовый кризис и меньше поводов для озабоченности относительно ухудшения условий для выполнения их обязательств по обслуживанию долга.
Во-вторых, стратегия экономического роста, обеспечивающая хороший баланс между внутренним и внешним спросом, может приводить к более устойчивым результатам.
В-третьих - и это отнюдь не ново, - страны с формирующимся рынком могут извлечь значительные косвенные выгоды из открытости экономики для иностранного капитала, но должны проявлять осторожность относительно зависимости от некоторых форм капитала, в частности, краткосрочного внешнего долга.
В-четвертых, емкая и хорошо регулируемая финансовая система может способствовать более эффективному освоению притоков капитала и снижению уязвимости по отношению к изменчивым притокам капитала. Кроме того, она может усиливать передачу воздействия денежно-кредитной политики и расширять ее возможности как контрциклического инструмента. Это означает, что развитие и реформы финансового рынка являются важным приоритетом в большинстве стран с формирующимся рынком. Хотя некоторые страны с формирующимся рынком не были сильно затронуты кризисом именно потому, что их финансовые рынки были недостаточно
развиты, это имеет потенциально негативные долгосрочные последствия для роста, а также распределения благ, создаваемых ростом.
Кроме того, хотя большие буферные запасы валютных резервов могут уменьшить факторы уязвимости, создаваемые кризисом, существуют также значительные издержки, связанные с накоплением крупных сумм резервов. Одной из издержек являются процентные платежи по государственным облигациям, которые используются для поглощения ликвидности, создаваемой этими притоками (когда они конвертируются в национальную валюту). Без такой стерилизации возникли бы риски инфляционной спирали во внутренней экономике. Менее ощутимыми, но столь же важными издержками являются ограничения на внутренние меры экономической политики, используемые для поддержания фиксированных обменных курсов; такие ограничения часто включают государственную собственность на банки, жесткие ограничения на потоки капитала и государственный контроль за процентными ставками.
Вследствие кризиса возникло резкое разделение между странами с развитой экономикой и странами с формирующимся рынком с точки зрения краткосрочных рисков и задач политики, с которыми они сталкиваются. В странах с развитой экономикой главной проблемой являются низкие темпы роста и дефляционное давление. Традиционная денежно-кредитная политика достигла своих пределов, и долг возрос до настолько высоких уровней, что он ограничивает возможности налоговобюджетной политики. Напротив, во многих странах с формирующимся рынком темпы роста вновь резко повысились, и некоторые из этих стран сталкиваются с растущей инфляцией, активным усилением притоков капитала и сопутствующим ему риском вздутия цен на рынках активов и кредита, а также угрозой быстрого повышения валютных курсов.
Наряду с увеличением их экономического веса, страны с формирующимся рынком становятся более важными участниками процесса определения глобальных приоритетов. Неофициальное признание Группы 20-ти крупных стран в качестве основного органа, определяющего глобальную экономическую программу, предоставило странам с формирующимся рынком видное место за столом переговоров. То же справедливо и в отношении международных организаций, таких как новый Совет по вопросам финансовой стабильности и существующий 65 лет Междунарнодный Валютный Фонд, в которых страны с формирующимся рынком получают гораздо более широкие права голоса, чем раньше.
Хотя страны с формирующимся рынком достигли хорошего уровня зрелости во многих отношениях, они по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами внутренней экономической политики, которые могут ограничить потенциал их роста. Развитие финансового рынка имеет существенное значение для более эффективного направления внутренних и внешних сбережений на цели производительных инвестиций. Это, в сочетании с тщательно проработанными системами социальной защиты, имеет важное значение для более равномерного распределения результатов экономического роста. Следует уделять основное внимание более сбалансированному росту, а не придерживаться узкой направленности на увеличение общего объема ВВП без учета последствий для распределения и окружающей среды.
Глобальный финансовый кризис предоставляет странам с формирующимся рынком уникальную возможность достичь зрелости еще в одном отношении - принятии более высокой ответственности за глобальную экономическую и финансовую стабильность. При том что страны с формирующимся рынком, такие как Индия и Китай, остаются относительно бедными с точки зрения доходов на душу населения, в силу одного только общего размера их экономики важно, чтобы эти страны учитывали региональные и
глобальные последствия принимаемых ими решений в области экономической политики. Поэтому им необходимо будет играть активную роль в определении направления международных дискуссий по ключевым вопросам экономической политики, включая укрепление глобального экономического управления. Их долгосрочным интересам служит принятие на себя инициативы в решении глобальных задач - от устранения торговых барьеров до борьбы с изменением климата, вместо того чтобы узко сосредоточиваться на своих собственных, по их представлениям, краткосрочных интересах.
В настоящее время мир переживает новый этап глобализации. Его движущими силами стали развивающиеся страны, и на этом фоне мировой ландшафт меняется самыми быстрыми темпами со времен «позолоченного века» - конца девятнадцатого столетия.
Быстрая экономическая интеграция Юга, которая фактически началась лишь примерно пять лет назад, означает, что развивающийся мир, в особенности крупные формирующиеся рынки Китая, Индии и Бразилии, все больше зависят друг от друга и все меньше - от развитых стран Запада. Радикальный сдвиг в структуре торговли ощущается уже и на политической арене. Страны с развивающейся экономикой отказались подписывать документы Дохийского раунда многосторонних переговоров ВТО и заключают между собой собственные соглашения о свободной торговле. И вот в чем ирония полной смены мировоззрений, которую казалось невозможным представить лишь несколько лет назад: именно крупные развивающиеся страны сегодня чувствуют себя наиболее комфортно в условиях глобализации, и именно они убеждают Запад не отказываться от свободной торговли.
Библиографический список
1. Айхан М. Кёсе и Эсвар С. Прасад. Формирующиеся рынки вступают в эпоху зрелости // Финансы & Развитие, 2010. - № 4. - С. 6-10.
2. Саншайн Тайлер Хоканс. Особенности управления риском в условиях развивающихся стран и формирующихся рынков : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10, 08.00.14 : Москва, 2000 200 с. РГБ ОД, 61:01-8/718-2
3. Уильям Т. Уилсон, Пэйхун Ян. Как страны с формирующимся рынком быстро меняют мировую торговлю // Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО, март 2010. - С. 5-21.