Научная статья на тему 'Странные знаки в пиктографии Саймалы-Таш'

Странные знаки в пиктографии Саймалы-Таш Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИКТОГРАФИЯ / МЕТАМОРФОЗА / ЗНАКИ / МИФОСЕМИОТИКА / СЕМИОТИКА / СУБСТАНТ / МИФЫ / СОБАКА / ПИКТОГРАММА / PICTOGRAPHY / METAMORPHOSIS / SIGNS / MYTHOSEMIOTICS / SEMIOTICS / SUBSTANTS / MYTHS / DOG / PICTOGRAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абышева Айгуль Орозовна, Досматова Джамиля Нишановна, Шаимкулова Омуркан Раимбердиевна, Эргешбай Кызы Миргуль

Исследование посвящено пиктографии петроглифов Саймалы Таша. Изучение наскальных изображений помогает исследователям понять ту или иную культуру. Изобразительные памятники на Саймалы Таш являются одним из главных объектов исследований, предпринимаемых для реконструкции древних верований. Отсюда актуальность темы настоящей статьи, в которой авторами сделана попытка на основании анализа Жусупакматова Л.Ж. провести анализ петроглифов в плане лингвистического текста, как пиктографического письма первобытных людей. Предметом анализа в статье является метаморфоза, связанная с пернатой собакой. Обладая критериями языка, древние люди получили возможность пространственно-временных и коммуникативных отношений и выразили их в знаках, которые не исследованы в науке до конца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRANGE SIGNS IN SAIMALY TASH PICTOGRAPHY

The study is devoted to the pictography of Saimaly Tasha petroglyphs. The study of rock art helps researchers understand a particular culture. Pictorial monuments on Saimaly Tash are one of the main objects of research undertaken for the reconstruction of ancient beliefs. Hence, the relevance of the topic of this article, in which the authors made an attempt based on the analysis of Zhusupakmatova L.Zh. and an analysis of petroglyphs in terms of linguistic text, as a pictographic letter of primitive people. The subject of analysis in the article is the metamorphosis associated with the feathered dog. Possessing the criteria of the language, the ancient people got the opportunity of space-time and communicative relations and expressed them in signs that were not studied in science to the end.

Текст научной работы на тему «Странные знаки в пиктографии Саймалы-Таш»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТРАННЫЕ ЗНАКИ В ПИКТОГРАФИИ САЙМАЛЫ-ТАШ Абышева А.О.1, Досматова Дж.Н.2, Шаимкулова О.Р.3, Эргешбай К.М.4 Email: [email protected]

'Абышева Айгуль Орозовна — старший преподаватель, заведующий кафедрой;

2Досматова Джамиля Нишановна — доцент;

3Шаимкулова Омуркан Раимбердиевна - старший преподаватель;

4Эргешбай кызы Миргуль — преподаватель, кафедра теории и методики обучения языкам и литературе, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: исследование посвящено пиктографии петроглифов Саймалы - Таша. Изучение наскальных изображений помогает исследователям понять ту или иную культуру. Изобразительные памятники на Саймалы - Таш являются одним из главных объектов исследований, предпринимаемых для реконструкции древних верований. Отсюда актуальность темы настоящей статьи, в которой авторами сделана попытка на основании анализа Жусупакматова Л.Ж. провести анализ петроглифов в плане лингвистического текста, как пиктографического письма первобытных людей. Предметом анализа в статье является метаморфоза, связанная с пернатой собакой. Обладая критериями языка, древние люди получили возможность пространственно-временных и коммуникативных отношений и выразили их в знаках, которые не исследованы в науке до конца.

Ключевые слова: пиктография, метаморфоза, знаки, мифосемиотика, семиотика, субстант, мифы, собака, пиктограмма.

STRANGE SIGNS IN SAIMALY TASH PICTOGRAPHY Abysheva A.O.1, Dosmatova J.N.2, Shaimkulova O.R.3, Ergeshbay KM.4

'Abysheva Aigul Orozovna - Senior Lecturer, Head of Department;

2Dosmatova Jamilya Nishanovna - Associate Professor;

3Shaimkulova Omurkan Raimberdievna - Senior Lecturer;

4Ergeshbay kyzy Mirgul — Teacher, DEPARTMENT THEORIES AND METHODS OF TEACHING LANGUAGES AND LITERATURE "

OSHSTATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN,

Abstract: the study is devoted to the pictography of Saimaly - Tasha petroglyphs. The study of rock art helps researchers understand a particular culture. Pictorial monuments on Saimaly - Tash are one of the main objects of research undertaken for the reconstruction of ancient beliefs. Hence, the relevance of the topic of this article, in which the authors made an attempt based on the analysis of Zhusupakmatova L.Zh. and an analysis of petroglyphs in terms of linguistic text, as a pictographic letter of primitive people. The subject of analysis in the article is the metamorphosis associated with the feathered dog. Possessing the criteria of the language, the ancient people got the opportunity of space-time and communicative relations and expressed them in signs that were not studied in science to the end.

Keywords: pictography, metamorphosis, signs, mythosemiotics, semiotics, substants, myths, dog, pictogram.

УДК 81

В пиктографию Саймалы-Таш вселилась еще одна таинственная загадка - собака в пернатом изображении.

Собака в пернатом изображении - сложное понятие, принятие микрофилософского мира нашим древним народом, находящимся там, в непостоянной этнопсихологической и мифологической информации, как знак метаморфозы.

У каждой пиктографии должна быть определенная форма, потому что она материализует разные понятия. Одна из них, например, восприятие собаки в пернатом изображении.

Таким образом, будем считать, что основной разговор будет о встрече странных знаков в пиктографии Саймалы-Таш и об их появлении.

Как коня считают крыльями человека, так и собаку - другом и верным спутником человека. Потому древние люди предпочтение отдавали собаке. Следовательно, они считали, что собака: «.. .ясновидящая, держит ухо востро, заранее предчувствует что-то плохое, оберегает человека, двор от нечистой силы». В связи с этим наши предки (в том числе и кыргызы) из собачьей шерсти изготавливали рубашки детям, особенно младенцам, а клыки пришивали к одежде грудного ребенка. Древние люди думали: «Что собака оберегает детей от разных болезней и нечистой силы» [1].

Этому могут послужить примеры, встречающиеся в произведениях народных эпосов, особенно в эпосе «Эр Тоштук» характерным является одежда (бит (ит) койнок) Жоодарбешим-баатыра, которую он носил в детстве, этому доказательство «вшивая рубашка», по-нашему «собачья рубашка».

Понятие о собаке было связано с хозяйственными делами. Ведь у древних животноводство, охотничество без собаки не проходило. В связи с этим они высоко ценили хваткую, сторожевую и охотничью собаку.

Понятие о мире собак было широко развито и создано в связи с их восприятием. Это -философское понятие проявляется в обычаях, традициях, пословицах, поговорках, загадках, сказках, легендах, сказаниях о собаке.

Одно из них - сказание о пернатой собаке - Кумайык. Святость собаки древние люди широко прославляли, иногда собаку считали тотемом своего племени. Например, свое основное происхождение римляне относят к волку, большинство турко-монголов считают свое происхождение от собаки, и в том числе и кыргызы [2, 7, 10].

В древние времена кыргызы думали, что собака - человек [1]. А вот монголы в "красный собаке" видели отца, в "дереве" - мать, по-могольски "одун" [6]. "Собака" - по-монгольски "нокой". Такая тотемная этнородовитость монголов до сих пор встречается у кыргызов. Это -племена ногой (нокой) и их историческое деление набелый, черный, красный, синий живущих в Кара-Кульдже, Ошской области КР. Происхождение монголов от собаки и дерева особенно интересно [8]. Это понятие связано с народным образом собаки, которая сохранилась в памяти древних людей и центральных азиатов о древней мифической птице вселенного дерева. По-видимому, древние тюрко-монголы свое этнородовитое происхождение, относят именно к сказочной птице, сидящей на макушке вселенного дерева. Ведь это было ее мифической патронимей. Этому свидетельствует слово «птица», ее связь с волком доказывает сказанное «собака-птица» и достоверные образы, встречающиеся в пиктографии Саймалы-Таш.

В пиктографии Саймалы-Таша образ пернатой собаки (из всех культурных наследий тюркских народов), прежде всего, характерен отцу собак - собаке Кумайык.

Мы думаем, что понятие санжира - родословие - о родовитости собаки, появилось у тюрко-монгольских народов. Это создано мифофилософским признанием вселенной с его священностью, благодатностью, а не из разных сказок и приданий, которые они рассказывают в настоящее время. Например, эту же священность и благодатность, которую несут гриф и собака, можно объединить мифической связью. Гриф, так же как и орел отражает мифическую птицу, которая олицетворяет Солнце, Луну, небо, собаку, в частности, предки собак - собаку Кумайык. В мифах древних индоиранцев, скифов собака дается в представлении белой птицы, в античной литературе описывается и трактуется образ - с крыльями на спине, копыта как у льва, орлиная голова [3]. Например, этому свидетельствует запись ученого А.Ю. Зуева: «Этноним кыргыз» толкуется, как «народ грифов» из индоиранского каркаса, а этноним «бурут - орел» (по кыргызкому языку «буркут») [5] и это еще раз доказывает о связи орла с грифом.

Подводя итог, можно сказать, что тотем собаки у древних тюрко-монголов священен и благодатен. По нашему мнению, это - белая птица. Это взято не из художественно-эпических образов, которые широко рассказываются в народе, а исходя древнего тотема. По-нашему Чинар-Дерево, по-монгольски Одун (эне), в связи с этим и возникло дерево вселенной. Этим хотим сказать, что два народа свое родство связывают с синим небом и вселенной. Затем здесь доказано о мифическом родстве орла и грифа и их древнем единстве с луной, солнцем. Вот в этом есть причина принятия кыргызами собаки в образе человека. Доказательством этого является система «Кун-Туу» (рождение Солнца) в древней пиктографии Саймалы-Таша. Об этом свидетельствуют, находящиеся там, в сочетании, образы мужчины, женщина и беременной матери. По-нашему мнению, учитывая, что в понятии кыргызов женщины по-монгольски Оду эне, образ мужчины воспринимают так, будто собака-человек, мужественный человек. Отсюда следует, что образ орла является дополнением данной пиктографии, а его всемирно мифологическое название «кома» является доказательством. Из этого следует, что это слово - основа толкования вышеизложенной нами пиктографии, в понятии Кумайык. Которая

свидетельствует о появлении образа пернатой собаки, появившейся в мышлении нашего народа. Например, в народной культуре Средней Азии широко встречаются любопытные рассказы о пернатой собаке [9]. Они встречаются и в народной культуре Южной Сибири. Одна из них - пиктография пернатой собаки, которая создана древними людьми и встречается в галерее «Саймалы-Таша». Такое положение собаки в пиктографической галерее Саймалы-Таша имеет большое значение. В основном эти собаки, нарисованные во время занятия охотой, их виды встречаются в регионах Центральной и Средней Азии: тайганы, гончие дворняжки, дангыты, мангыты.

Пока пиктографическая галерея Саймалы-Таш полностью не собрана. На сегодняшний день с нашей стороны [4] на бумагу перенесена только одна четвертая часть прорисовок. В связи с этим количество изображенных собак, вычеканенных на камнях, не определено. Несмотря на это, исследование таких знаков-картин превосходно и они служат основой для толкования других пиктограмм.

Пиктограмма, которую мы будем обсуждать - древнее писание. Это - письмо древних, живших в эпоху бронзы. По нашему мнению, древние предки кыргызов такое письмо чеканили на камнях или на лицевой стороне какой-то вещи, которые относились к тысячному, двухтысячному или трехтысячным годам до нашей эры. Ведь в древней цивилизации Востока, абсолютно все картины были таковыми. Одна из них - сокровищница афганской культуры «Тилля-Тепе», которая была завершена II - I в.в. до н. эры. Например, это - инталия (резной камень с углубленным изображением), описывающая грифа с рогом на голове, туловище как у борзой, с птичьим клювом [8]. По нашему мнению, на этот образ похожи образы пернатых собак в пиктограммах, о которых мы собираемся рассказывать дальше. Таким образом, предположим, что они зародились из одного рода.Кроме этого, перекликаются любопытные рассказы о Кумайыке, сказки свидетельствуют, что он родился от грифа. Главное, что это пернатые собаки, и что они выбиты на камнях.Действительно, в древней пиктографии Саймалы-Таша существует несколько образов пернатых собак. Это следующие:

1. В найденной инталии афганской сокровищницы «Тилля-Тепе», нарисована пернатая собака в виде грифа, хвост кольцом, туловище как у борзой, птичий клюв, перья в один обхват;

2. Волчьи уши, волчья голова, пернатые дангыты и другие под типы; Например, если взять в первую группу, наши топографические отметки, можно встретить в пиктографии Саймалы-Таш-1 в середине восьмого, шестом десятке седьмого квадрата. А вот второй вид встречается в этой же галерее в середине пятого. Например, эта картина - знак, можно назвать ее 84ая картина - образ, который дается в книге Г.А. Помаскиной. [6] Образ пернатой собаки в пиктограммах Саймалы-Таша встречается не случайно, это соразмерное явление законов. Эта -находка характерна пиктограммам древних среднеазиатов. Ведь обо всех таких пиктограммах региона древнего Алая и первую информацию для науки можно было встретить в пиктограммах Терген-Та [4]. Такая картина - знак - здесь встретилась всего лишь один раз. По образу это пернатая собака - широкое место соединения ног, широкая грудь, горбатая шея, хвост кольцом, спина статная как у борзой, веки слегка опущены, на голове один рог, вертикально продолбленные спаренные крылья. Кроме этого в книге Г.А. Помаскиной, подобно пернатой собаке нарисован знак характерный звезде [6]. Об этом сообщает, нарисованная свастика на обратной стороне картины-знака, и идет в нем трактовка обо всех знаках зодиака.

В итоге, эта пиктограмма в понятии древних среднеазиатов пернатая собака и этому доказательство то, что она выбита на камнях.

Исследование приведенной пиктограммы - сложная и ответственная работа, которая заключается в ее многосторонности. Например, голова может быть птичьей или собачьей. Кроме этого есть еще одна сложность: определить ареал распространения ареал и найти в нем мифофилософскую основу, показать основные проявления, отметить эволюционное развитие, а также определить их древнее название. Например, с мифологической точки зрения они должны точно различать связь собаки с орлом или грифом. Чтобы показать их логические особенности, в исследовании рекомендуется определить их древнее название. Кроме этого в исследовании таких пиктограмм есть еще одна сложность - толкование их народно-этнографических значений и определение развития с эпической стороны. Такие положения еще не исследованы.

В пиктограммах Саймалы-Таша по-разному встречается образ пернатой собаки: пернатые собаки с птичьей головой, клюв как у орла, туловище как у борзой, грудь как у тигра, хвост кольцом; пернатые дангыты имеют голову как у собаки, волчьи уши, хвост.

Вообще, эта мысль сообщает о пиктограммах с крылатыми собаками и о их происхождении, в трактовках тюркских народов повествуется связь с грифом. В мифофилософии у древних связь с вселенной птицей показывает ее создание. Ведь такое понятие в древние времена

прежде было известно древне - иранскому народу [8], а в античной литературе он известен под названием «грифон» по-кыргызски «жору» [3].

Притом, сказанное о пернатой собаке, встречающаяся в пиктограммах, еще далеко от точного определения. Но, несмотря на это, оно раскрывает миропонимание древних азиатов, в том числе скифов. Ведь древние скифы, как и другие народы мира, знали вселенную в эмпирическом виде и в плане мифофилософии. Вот на этой основе заключается мысль о восприятии пернатой собаки. Иначе говоря, собака с крыльями в пиктограммах, о которых мы рассказывали, - это понятие древних людей.

Кроме этого это - как мы уже отмечали выше, их восприятие вселенной, неба, луны, солнца связано в целом с их мифофилософским происхождением. Этому доказательством являются слова, которые уже выше отмечены нами и широко применяются - кыргызов, «лунный гриф», «солнечный гриф».

Список литературы / References

1. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки. Ф.,1972: 20.

2. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в пяти томах. Т. 1:343, Алма-Ата.

3. Геродот. История. М. Кн. 1, 111, 116.

4. Жусупакматов Л. Загадки знаков Саймалы-Таша, 1998 - 1999.

5. ЗуеваА.Ю. «Этноним кыргыз»,1967:14.

6. Помаскина Г.А. Наскальная галерея Саймалы-Таша. Ф., 1976:31.

7. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. СПб., 1881. Вып. 2.

8. Пьянков И.В. История и культура народов Средней Азии. М: Наука, 1976:22.

9. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.

10. СыдыковА.С. Родовое деление киргизов // в кн.: В.В.Бартольд. Таш.,1927.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КУБИНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ Игнашина З.Н. Email: [email protected]

Игнашина Зоя Николаевна - старший преподаватель, департамент языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные исторические периоды становления кубинского государства, анализируются особенности лексической системы кубинского национального варианта испанского языка как одного из наиболее ярких национальных вариантов карибской диалектной зоны, анализируются особенности языковых контактов в различные этапы развития кубинского национального варианта испанского языка, а также лексические заимствования, появившиеся в результате этого взаимодействия, причины их появления и закрепления в описываемом национальном варианте.

Ключевые слова: национальный вариант, языковые контакты, лексические заимствования.

LEXICAL BORROWINGS IN THE CUBAN NATIONAL VARIANT: LINGUOCULTURAL ANALYSIS Ignashina Z.N.

Ignashina Zoya Nikolaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF LANGUAGE TRAINING, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article focuses on the main historical periods of the formation of the Cuban state, analyzes the features of the lexical system of the Cuban national variant of the Spanish language as one of the most specific national variants of the Caribbean dialect zone, analyzes the features of language contacts at various stages of the development of the Cuban national variant of the Spanish

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.