Научная статья на тему 'Страницы жизни кафедры всеобщей истории: как все начиналось'

Страницы жизни кафедры всеобщей истории: как все начиналось Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
37
25
Поделиться

Текст научной работы на тему «Страницы жизни кафедры всеобщей истории: как все начиналось»

15 ЛЕТ ФАКУЛЬТЕТУ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК РУДН

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

Е.Г. Зуева, А.А. Куделин, О.Л. Солодкова

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Университет дружбы народов был основан в 1960 г. и с самого начала своей истории представлял собой уникальное учебное заведение, нацеленное на развитие взаимопонимания между людьми разных этносов и культур и исповедующих разные религии. В связи с этим особую важность приобрело изучение истории, поскольку только оно позволяет глубоко понять культуру, менталитет, традиции и ценности различных народов.

В 1961 г. на историко-филологическом факультете изначально были созданы две исторические кафедры: кафедра истории нового и новейшего времени, которой заведовал Николай Николаевич Молчанов, декан историко-филологического факультета, и кафедра всеобщей истории, первым заведующим которой стал доктор исторических наук, профессор П.В. Милогра-дов. Он руководил кафедрой с 1961 по 1965 г. Именно он начал формировать ее коллектив и пригласил для работы преподавателей из ведущих учебных и научных заведений Москвы, в том числе из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института археологии, Института этнографии, Московского государственного историко-архивного института и др. Сам П.В. Милоградов являлся специалистом в области международных отношений и политики СССР на Ближнем и Среднем Востоке, а также новой и новейшей истории Ирана и Египта. Он опубликовал более 80 научных работ, на кафедре читал курсы «Новая и новейшая история стран Ближнего и Среднего Востока», «Государственное право стран Арабского Востока», «Внешняя политика стран Арабского Востока». П.В. Милоградов был великолепным педагогом и отличным руководителем, обладал искрометным чувством юмора. При нем

начал складываться дружный преподавательский коллектив, именно ему во многом кафедра обязана своими будущими достижениями.

Хотя кафедра всеобщей истории, созданная в 1961 г. (1), являлась одной из старейших исторических кафедр историко-филологического факультета (с 1996 г. - факультета гуманитарных и социальных наук РУДН), она прошла достаточно длительный этап своего становления. В 1972 г. обе кафедры - кафедра истории нового и новейшего времени и кафедра всеобщей истории - были слиты в одну, но до объединения на обеих кафедрах уже сформировался основной костяк преподавателей.

1960-е гг. - это годы поисков, проб и ошибок, годы, полные энтузиазма и кропотливой работы по созданию факультета, становлению и формированию учебного процесса. На кафедре всеобщей истории после ухода П.В. Милогра-дова сменилось несколько заведующих: их направляли на помощь кафедре, а потом переводили на другую работу, или они уходили в другие вузы. Дело в том, что кафедра, осуществлявшая преподавание множества учебных курсов, охватывающих историю разных исторических эпох, стран и народов всех обитаемых континентов, - явление исключительное даже в московском научно-педагогическом мире. Создание университета было связано с эпохой слома колониальной системы, национально-освободительной борьбы и создания молодых независимых государств. Преподавание на основной исторической кафедре должно было отвечать задачам времени и современному уровню науки. Поэтому заведование кафедрой было делом весьма сложным и требовало большой широты научных интересов и серьезной ответственности. В 1965/1966 уч. году кафедрой заведовал В.А. Шварев, в 1966/1967 уч. году - М.С. Восленский, а в 1967/1968 уч. году - А.С. Протопопов. После ухода из университета Н.Н. Молчанова кафедру в 1967/ 1968 уч. году возглавил Н.И. Лебедев. С 1969 по 1972 г. кафедрой заведовал Н.Ф. Колесниц-кий, а в 1972/1973 уч. году - Н.С. Елманова.

Созидательный процесс по строительству университета, кафедр, разработке учебных программ только начинался, но уже сложился костяк будущих научно-преподавательских коллективов. Включились в работу индолог Г.Б. Горошко, Л.Л. Зарина, занимавшаяся новой и новейшей историей Европы и Северной Америки, специалист по методике преподавания истории Т.Н. Матулис, Т.В. Батаева, читавшая курсы по новейшей истории России, медиевист А.Н. Чистозвонов, этнограф П.И. Пучков.

Располагался историко-филологический факультет в окраинном районе города, близ платформы «Новая» Казанской железной дороги, на 4-й Кабельной ул. В одном здании находились учебные аудитории, общежитие, столовая. Две кафедры размещались в одной большой комнате, которая служила кабинетом заведующих, преподавательской, кабинетом истории, аудиторией для индивидуальных занятий. Там же проходили заседания кафедры и конференции. Вначале занятия на историко-филологическом факультете проводились в весьма своеобразной обстановке: в аудиториях шли

занятия, а по соседству кто-то готовил еду, кто-то мылся или прохаживался по коридору в тапочках и бигуди.

В те годы в университете учились в основном иностранные студенты, а советских студентов были единицы. Вместе жили и учились носители самых разных культур, что требовало уважения и терпения. Иногда дело доходило до курьезов: однажды студент поставил посреди комнаты юрту, в ней и жил.

При этом контингент иностранных студентов был весьма неоднороден: большинство из них приезжало учиться по рекомендации коммунистических и рабочих партий и других организаций. Подчас базовый уровень знаний абитуриентов нельзя было считать достаточным: некоторые из них не имели законченного среднего образования. Ко второй группе относились студенты, приехавшие по рекомендации посольств. У них уровень подготовки обычно оказывался намного выше. Это могли быть студенты со средним достатком, среди них встречались дети вождей племен, представители местных элит. В одной группе оказывались иностранные студенты с разным базовым образованием и наши выпускники советских школ. Преподавателям приходилось работать на два, а иногда и три разных уровня подготовки студентов.

Университет возник в советский период, и неудивительно, что преподавание в нем имело особую направленность. Помимо того, что ставилась задача дать бесплатное высшее образование, подготовить квалифицированных специалистов из порой изначально слабо подготовленных студентов, стояла также задача дать это образование на основе марксистско-ленинской идеологии.

Постепенно складывалась особая научно-педагогическая направленность кафедры, определявшаяся спецификой самого Университета дружбы народов. Обычно на кафедрах всеобщей истории в других вузах страны читались в основном курсы, охватывавшие историю докапиталистической формации. Университет дружбы народов имел ярко выраженную международную направленность, готовил кадры, прежде всего для освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. Развивающиеся страны ощущали острую нехватку не только инженеров, математиков, аграриев, медиков, но и специалистов гуманитарного профиля, в том числе историков, так как эти государства хотели сами писать свою историю, свободную от идей дискриминации. Отсюда и вытекала необходимость строить учебный процесс на историческом отделении в условиях слияния кафедр всеобщей истории и новой и новейшей истории по-особому.

С одной стороны, учащимся необходимо было давать весь комплекс знаний по историческим наукам, охватывая все исторические эпохи. Преподавание велось не только на основных курсах, но и в силу специфики Университета преподавать всеобщую историю начинали уже на подготовительном факультете. На подготовительном факультете студенты изучали основные базовые исторические понятия и лексический минимум по всеобщей истории, необходимый для усвоения материала на первом курсе. Это требо-

вало написания специализированных пособий, рассчитанных на иностранную аудиторию, создания необходимых лексических минимумов по каждому разделу истории. Преподаватели нашей кафедры успешно справились с этой задачей. С другой стороны, требовалось ввести в учебные планы историю развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, историю национально-освободительного движения.

На этом этапе большой вклад в развитие кафедры внес доктор исторических наук, профессор Анатолий Сергеевич Протопопов, возглавлявший ее в 1968/1969 уч. году Круг научных интересов А.С. Протопопова - выпускника Московского государственного института международных отношений 1950 г. - всегда был широк. Он является видным ученым в области истории международных отношений, истории внешней политики отдельных стран (прежде всего Италии и Франции), становления и деятельности ООН. Его монографии «Советский Союз в Организации Объединенных Наций», «Внешняя политика Италии после Второй мировой войны», «Советский Союз и Суэцкий кризис» и другие получили высокую оценку в отечественной и зарубежной исторической литературе. С 1968 г. А.С. Протопопов стал заниматься преподавательской деятельностью в УДН им. П. Лумумбы, возглавив кафедру всеобщей истории, а затем работая в качестве профессора кафедры (с 1997 г. - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН).

За годы работы в Университете он читал курсы «Новейшая история стран Западной Европы», «История международных отношений», «Внешняя политика Франции», «Внешняя политика Италии» и др. Особой заслугой А.С. Протопопова в развитии кафедры всеобщей истории является то, что именно он первым стал привлекать для работы ученых из институтов Академии наук, обеспечивая учебный процесс ведущими специалистами в разных областях исторического знания (2). Анатолий Сергеевич до сих пор работает в университете, оставаясь одним из самых уважаемых наших профессоров.

Слева направо: проф. А. С. Протопопов, Н.Т. Лазарева, Н.С. Елманова, акад. С.Д. Сказкин, акад. М.А. Коростовцев, Г.В. Шарапов, Л.Л. Зарина

С 1969 по 1976 г. сотрудником кафедры был выдающийся советский ученый-египтолог, действительный член АН СССР, доктор исторических наук, профессор М.А. Коростовцев - крупнейший специалист в области истории Древнего Египта. Он занимался разработкой научного направления, связанного с изучением культуры Древнего Египта, древнеегипетского языка и системы письменности. Значение его научно-педагогического наследия определяется, прежде всего, тем, что им разработана концепция преподавания древней истории, которую он считал фундаментом гуманитарного образования. М. А. Коростовцев был инициатором и организатором многих начинаний в области изучения древних цивилизаций. В частности, под его руководством в отделе Древнего Востока Института востоковедения АН СССР была начата подготовка многотомного труда по истории древнего Востока, который по охвату фактического материала и уровню его научно-теоретического осмысления не имел аналогов. Научные труды М.А. Коро-стовцева являют собой неоценимый вклад в отечественную и мировую египтологию. Среди них монографии, статьи по истории исторической науки, истории религии, культуре и филологии Древнего Египта (3).

Особо хотелось бы вспомнить о П.И. Пучкове, который преподавал на кафедре с 1962 по 2002 г. П.И. Пучков - действительный член РАЕН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, крупнейший специалист в области этногенеза и демографии, этнических процессов в регионе Австралии и Океании, этнолингвистической и этнокультурной классификаций народов мира, лингвистического, конфессионального и расового картографирования. П.И. Пучков являлся автором монографий, словарных статей в различных научных энциклопедиях, автором-составителем исторических карт, редактором многих научных изданий по изучению рас и народов Земли; был заместителем ответственного редактора ежегодника «Расы и народы» и заместителем председателя главной редколлегии 20-томной этногра-фо-географической серии «Страны и народы» (4). Для нас же, рядовых членов

Слева направо: П.И. Пучков, Н.С. Елманова, Г.Б. Горошко

кафедры, Павел Иванович всегда оставался исключительно интеллигентным, энциклопедически образованным и милым в общении человеком. К нему всегда можно было обратиться за любой информацией, он обладал уникальной памятью и в годы, когда еще не было Интернета, легко заменял «Википе-дию». Студенты уважали его и всегда немного побаивались. Профессор Пучков никогда не шел на компромиссы и требовал от студентов глубоких знаний по предмету, сдать ему экзамен всегда было очень непросто.

Уже в период становления кафедры большое внимание уделялось археологической практике. В июне 1962 г. группа студентов-историков приняла участие в археологической экспедиции, которую возглавлял академик А.В. Архицовский, руководивший раскопками памятников древнего Новгорода (5). В 1965 г. на кафедру пришел работать И.Е. Никонов, который многие годы был руководителем археологической практики на историко-филологическом факультете. Под его руководством наши студенты принимали участие в раскопках курганных групп под Истрой, в Замостье на реке Дубне, на Красной площади в Москве, на Старом Арбате (6).

Особо хотелось бы рассказать о двух наших преподавателях, более 40 лет работавших на кафедре практически с основания университета и выпустивших в жизнь сотни и сотни студентов из разных стран. В 1965 г. на кафедру пришли Н.С. Елманова и А.И. Кардаш.

Н. С. Елманова, заслуженный работник высшей школы, работала на кафедре более 40 лет. С 1965 г. - доцент кафедры всеобщей истории, с 1995 г. -профессор, Н. С. Елманова является автором ряда научных работ по истории Франции ХУ11 в., учебных пособий по истории средних веков, учебника для вузов «История международных отношений и внешней политике России (1648—2000)», составителем и одним из авторов Энциклопедического словаря юного историка. Многие годы она была ученым секретарем диссертационного совета по всеобщей истории, и не сосчитать числа аспирантов и докторантов, которым она помогла войти в мир большой науки.

Наталия Сергеевна закончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова и аспирантуру МГУ по кафедре новой и новейшей истории. До прихода в Университет она несколько лет проработала в ИМЭМО. Она писала диссертацию под руководством знаменитого профессора, Б. Ф. Поршнева, доктора исторических и философских наук, крупнейшего специалиста по истории Европы раннего нового времени.

Н.С. Елманова защитила диссертацию на тему «Восстание в Бретани в 1675 г.». На кафедре она читала курсы лекций по истории средних веков Западной Европы и стран Востока (одно время это был единый лекционный курс), истории общественной мысли эпохи Возрождения, зарубежной историографии истории средних веков и исторической текстологии. Ей разработан авторский курс «Средневековье и современное развитие Европы».

Наталия Сергеевна всегда поражала своей эрудицией. Она владеет французским и английским языками, со школьных лет углубленно изучала латынь,

что в том числе позволило ей, специалисту по истории XVII в., разработать и преподавать курс Западного Средневековья.

Профессор Н.С. Елманова несомненно была лучшим методистом на кафедре. На ее лекции мы ходили учиться методике преподавания истории. Наталия Сергеевна была и сейчас остается для членов кафедры «живым справочником» по любым процедурным и методическим вопросам. Студенты и аспиранты всегда относились к ней с огромным уважением, а к ее занятиям - с огромным интересом. Научное руководство, которое считалось своеобразным «знаком качества» выпускаемых работ, получить у нее было непросто. Преподаватели нашей кафедры до сих пор регулярно обращаются к ней за советом по тому или иному вопросу и просто с удовольствием общаются с этим замечательным человеком.

Алла Иосифовна Кардаш пришла на кафедру также в 1965 г. Она закончила Историко-архивный институт, после которого несколько лет проработала в Московском историческом архиве. Защитила диссертацию на тему «Научные и научно-технические общества в России в 1866-1966 гг.».

А.И. Кардаш со студенткой из Японии И. Такаяма

Алла Иосифовна является автором ряда статей по античной сфрагистике и восточной геральдике. Она много лет плодотворно сотрудничала с журналами «Вестник Древней Истории» и «Вопросы истории». Многие годы она читала курс по вспомогательным историческим дисциплинам и вела источниковедческую практику. С приходом на кафедру в 1969 г. академика М. А. Коростовцева Алла Иосифовна стала вести семинары по античности. Общение и совместная с ним работа по разработке курса по истории Древнего мира во многом сформировали Аллу Иосифовну как ученого. Неудивительно, что свои размышления о великих педагогах и ученых, работавших на нашей кафедре, она посвятила М.А. Коростовцеву. Курс по истории Древней Греции и Древнего Рима А.И. Кардаш читает до сих пор. Алла Ио-

сифовна - удивительно милый и приятный в общении человек, одно ее присутствие на кафедре создает атмосферу тепла и сердечности. Она пользуется заслуженной любовью и уважением в коллективе, и мы рады, что она продолжает сотрудничать с нами, молодыми педагогами, подавая пример удивительной научной корректности и человеческой интеллигентности.

Факультет развивался, появлялись новые кафедры, кафедры делились, объединялись, шел естественный процесс становления историко-филологического факультета университета. Преподавание отечественной истории стало самостоятельным направлением, и из состава кафедры всеобщей истории в 1971 г. выделилась новая кафедра - истории СССР (с 1992 г. - истории России). А в 1973 г. кафедра всеобщей истории была объединена с кафедрой новой и новейшей истории, которую возглавил член-корреспондент АН СССР, профессор А. А. Искендеров.

Возвращаясь к истокам создания кафедры всеобщей истории, невозможно написать обо всех, каждый достоин отдельной статьи, отдельного упоминания. П.В. Милоградов, В. А. Шварев, М.С. Восленский, Н.Ф. Колесницкий, Н.Н. Молчанов, Н.И. Лебедев, А.Н. Чистозвонов, М.А. Коростовцев, А.С. Протопопов, Т.Д. Крупина, Т.В. Батаева, М.В. Фейгина, И.Е. Никонов, Г.Б. Го-рошко, С.С. Соловьева, П.И. Пучков, Л.Л. Зарина, Т.Н. Матулис, Н.С. Елма-нова, А.И. Кардаш - все они внесли свой вклад в создание кафедры. Они были первыми, они писали первые учебные программы, создавали методики по преподаванию истории иностранцам и лексические минимумы, работали на подготовительном факультете и на основных курсах, дневали и ночевали в Университете, поводили творческие вечера, знакомили иностранных студентов с русской культурой. Благодаря им студенты со всего мира чувствовали себя на факультете одной семьей. Все они заслуживают огромной благодарности за свой вклад в становление университета.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) До создания кафедры всеобщей истории преподавание исторических дисциплин велось кафедрой историко-экономического цикла, которой заведовал П.В. Милоградов. О начальном этапе развития преподавания истории в УДН см.: Керов В.Л. Первая кафедра истории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История, философия». - 1995. - № 2. - С. 58-60.

(2) Подробнее о научно-педагогической деятельности А.С. Протопопова см.: Воло-сюк О.В., Борзова А.Ю. Наши великие педагоги: Анатолий Сергеевич Протопопов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Всеобщая история». - 2009. - № 3. - С. 88-93.

(3) О М.А. Коростовцеве см.: Наши великие педагоги: академик Михаил Александрович Коростовцев (10(23).04.1900-21.10.1980) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Всеобщая история». - 2009. - № 1. - С. 92-97.

(4) См.: Баринова Е.Б. Памяти профессора Павла Ивановича Пучкова (1930-2008) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Всеобщая история». -2009. - № 4. - С. 74-76.

(5) Марчук Н.Н., Волосюк О.В. РУДН и Латинская Америка - 50 лет сотрудничества. -М., 2010. - С. 26.

(6) Солодкова О.Л. Наши великие педагоги: Игорь Ефимович Никонов (1930-2010). Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Всеобщая история». -2010. - № 3. - С. 101.

PAGES FROM THE LIFE OF THE UNIVERSAL HISTORY DEPARTMENT: THE WAY IT ALL BEGAN...

E. Zueva, A. Kudelin, O. Solodkova

World History Chair Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198