Научная статья на тему 'СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ'

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ / КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / ТЕОРИИ МОЛОДЕЖИ / KEYWORD: REVIVAL OF SOCIOLOGY / KOMSOMOL / YOUTH PROBLEMS / YOUTH RESEARCH / SOCIOLOGY OF YOUTH / THEORIES OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чупров В.И.

Статья посвящена 50-летней годовщине создания Института социологии РАН и 100-летию комсомола. В ней рассматриваются события, связанные с возрождением социологии в 60е -80-е годы, в которых комсомол сыграл заметную роль. Они позволяют современному читателю лучше понять условия, в которых происходил процесс возрождения социологической науки. В статье показано, как этому процессу способствовал энтузиазм ученых, как на его основе создавались общественные социологические центры и научные подразделения, в т.ч. Институт социологии АН СССР, как формировались кадры социологов в отсутствии в стране социологического образования, как идеологические доктрины трансформировались в исследование реальных социальных проблем.Не случайным в тот период оказалось доминирование в социологических исследованиях молодежной проблематики, и активное развитие отечественной социологии молодежи.Это свидетельствует, что возрождение социологии сопровождалось становлением отраслевых социологических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGES OF HISTORY OF REVIVAL OF SOCIOLOGY

The article is devoted to the 50th anniversary of the Institute of sociology of RAS and 100th anniversary of Komsomol. It examines the events associated with the revival of sociology in the 60s-80s, in which the Komsomol played a significant role. It assists to better understanding the conditions in which the process of the revival of sociological science in Russia took place. The article shows how the enthusiasm of soviet scientists contributed to this process, and how public sociological centers and scientific units were created on its basis. The Institute of sociology of the USSR Academy of Sciences was one of them. Article also describes how the staff of sociologists was formed in the absence of sociological education in the country, and how ideological doctrines were transformed into the study of real social problems. It was no accident that the dominance of youth issues in sociological research and the active development of the national sociology of youth turned out to be at that time. This indicates that the revival of sociology was accompanied by the formation of different sociological disciplines.

Текст научной работы на тему «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ»

Чупров В.И.

Отмечая 100-летие комсомола и 50-летие института социологии

Celebrating the 100 anniversary of Komsomol and the 50 anniversary of institute of sociology

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

PAGES OF HISTORY OF REVIVAL OF SOCIOLOGY

Чупров В.И., доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, Заслуженный деятель науки РФ, Москва, Россия, chuprov443@yandex.ru

Chuprov Vladimir, doctor of sociological sciences, professor, chief researcher of department of sociology of youth Institute of socio-political researches of RAS, Honored worker of science Russian Federation, Moscow, Russia, chuprov443@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена 50-летней годовщине создания Института социологии РАН и 100-летию комсомола. В ней рассматриваются события, связанные с возрождением социологии в 60е-80-е годы, в которых комсомол сыграл заметную роль. Они позволяют современному читателю лучше понять условия, в которых происходил процесс возрождения социологической науки. В статье показано, как этому процессу способствовал энтузиазм ученых, как на его основе создавались общественные социологические центры и научные подразделения, в т. ч. Институт социологии АН СССР, как формировались кадры социологов в отсутствии в стране социологического образования, как идеологические доктрины трансформировались в исследование реальных социальных проблем. Не случайным в тот период оказалось доминирование в социологических исследованиях молодежной проблематики, и активное развитие отечественной социологии молодежи. Это свидетельствует, что возрождение социологии сопровождалось становлением отраслевых социологических дисциплин.

Abstract. The article is devoted to the 50th anniversary of the Institute of sociology of RAS and 100th anniversary of Komsomol. It examines the events associated with the revival of sociology in the 60s-80s, in which the Komsomol played a significant role. It assists to better understanding the conditions in which the process of the revival of sociological science in Russia took place. The article shows how the enthusiasm of soviet scientists contributed to this process, and how public sociological centers and scientific units were created on its basis. The Institute of sociology of the USSR Academy of Sciences was one of them. Article

also describes how the staff of sociologists was formed in the absence of sociological education in the country, and how ideological doctrines were transformed into the study of real social problems. It was no accident that the dominance of youth issues in sociological research and the active development of the national sociology of youth turned out to be at that time. This indicates that the revival of sociology was accompanied by the formation of different sociological disciplines.

Ключевые слова: возрождение социологии, комсомол, молодежные проблемы социология молодежи, теории молодежи, Key words: revival of sociology, Komsomol, youth problems, youth research, sociology of youth, theories of youth

В 2018 году отмечаются две круглые даты — пятидесятилетие института социологии и столетие комсомола. Поводом связать эти даты послужили события, которые сопутствовали возрождению социологии в 60-е-80-е годы. Так случилось, что комсомол сыграл в них заметную роль.

В эти годы политическая «оттепель», наступившая после ХХ съезда КПСС, все больше распространялась во всех сферах общественной жизни, в т. ч. и в науке. После длительного периода непризнания социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины появились первые попытки проведения социологических исследований: в Москве (Б.А. Грушин, Ю.А. Замошкин, Г.В. Осипов), в Ленинграде (А.Г. Здравомыслов, В.Т. Лисовский, В.А. Ядов), в Свердловске, (Ю.Е. Волков, Л.Н. Коган, В.Г. Морд-кович, М.Н. Руткевич), в Новосибирске (В.Н. Шубкин, В.А. Устинов), в Перми (З.И. Файнбург). Появились первые труды, содержащие результаты этих исследований. В научных журналах велась дискуссия о предмете социологии. Эти первые шаги ознаменовали начало нового периода, названного впоследствии ренессансом отечественной социологии [1].

Однако препятствий в проведении исследований, особенно в регионах, было еще много. Партийные руководители, хотя на словах и провозглашали необходимость открытости, решительной борьбы с недостатками, на деле готовы были объявить любого в ревизионизме, если он, по их мнению, откланялся от линии партии. Допускалась критика так называемых отдельных недостатков, но пресекались любые попытки их обобщения, в том числе и социологическими методами. И, уж конечно, выстраивались всяческие препоны при попытках создания структурных социологических подразделений.

В этих условиях в сентябре 1964 г. группа молодых ученых и аспирантов в составе В. Васильева, А. Кулагина, В. Мордкови-ча, В. Чупрова, В. Шубкина обратилась в ЦК ВЛКСМ с предложе-

нием поддержать их инициативу о возрождении отечественной социологии. Под руководством секретаря ЦК ВЛКСМ Ю.В. Торсуева было подготовлено письмо на имя Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева с обоснованием важности развития социологических исследований в стране и об использовании их для практики воспитательной работы с молодежью. Со слов Первого секретаря ЦК ВЛКСМ С.П. Павлова, вручившего письмо Н.С. Хрущеву, «Никита Сергеевич, прочитав ваше письмо, сказал, — не знаю нужна ли социология, но пусть комсомол попробует. Ваше дело молодое, получится, распространим Ваш опыт». В декабре 1964 года, в ЦК ВЛКСМ была создана группа социологии.

Сам факт создания в структуре центрального органа в Москве социологического подразделения имел громадный эффект, т. к. послужил важным прецедентом для институционализации социологии. В разных городах, преимущественно на базе вузовских кафедр общественных наук, стали создаваться общественные институты, лаборатории, центры для проведения социологических исследований.

Социологическая группа ЦК ВЛКСМ первоначально состояла из трех человек: В. Васильева (руководитель), А. Кулагина и В. Чу-прова. В дальнейшем, примерно через два года, в нее включились, сначала Э. Абгарян, В. Григорьев, Т. Порфирьева, а позднее В. Бовкун, Б. Владимиров и Г Журавлев, впоследствии, возглавивший эту группу.

Были обозначены первоочередные направления в ее работе: разработка в сотрудничестве с учеными методического обеспечения и проведения социологических исследований проблем молодежи; организация региональных социологических служб по молодежной проблематике и координация их работы; подготовка кадров социологов для этих служб.

В условиях отсутствия социологического образования в стране реализация этих направлений работы упиралась, прежде всего, в недостаток профессиональных кадров и социологической литературы, особенно по методике и технике социологических исследований. Для решения этих проблем, по линии бюро международного молодежного туризма «Спутник» были направлены специализированные туристические группы молодых ученых в крупнейшие университетские и социологические центры в Англии, Болгарии, Германии, Италии, Польше, во Франции для изучения опыта проведения социологических исследований. Перевод на русский язык привезенной ими социологической литературы осуществлялся студентами Института иностранных языков под руководством пре-

подавателей. Эта работа была включена в учебный план. Возглавил ее С.Н. Плотников. Размноженные переводы распространялись среди социологов.

В феврале 1965 г, Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «Об участии комсомольских организаций в проведении конкретных социальных исследований по вопросам воспитания молодежи». В нем, в частности, содержалась рекомендация создать при ЦК ВЛКСМ союзных республик, обкомах и горкомах комсомола общественные институты молодежных проблем на базе существующих кафедр и лабораторий высших учебных заведений. Это не могло не дать свои результаты и явилось мощным стимулом для организации в стране сети социологических подразделений по исследованию молодежных проблем. Организация и координация этой работы осуществлялась группой социологии ЦК ВЛКСМ.

Группа сразу же стала центром вокруг которого объединились многие ученые — энтузиасты социологии. Они активно участвовали в подготовке социологических кадров в регионах, в проведении социологических исследований, в обобщении их результатов и в подготовке информационных материалов, направляемых в партийные и государственные органы, в организации семинаров, круглых столов, конференций. Уже через год в стране насчитывалось более 40 общественных институтов, занимающихся в сотрудничестве с комсомольскими органами изучением проблем молодежи. Наиболее активная работа проводилась в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Перми, Иркутске, Красноярске, Воронеже. К концу 60-х гг. только в системе комсомольских органов в 120 городах страны действовало более 400 социологических лабораторий, отделов, групп, изучающих проблемы молодежи. Над молодежной тематикой работали около 2 тыс. преподавателей кафедр общественных наук ВУЗов, научных и практических работников. Ежегодно проводилось до 300 социологических исследований по самым разным проблемам молодежи.

Широкое распространение получили исследования жизненных планов молодежи. В Белоруссии, в Литве и в нескольких городах России Н.В. Андреенковой были проведены исследования проблем социализации подростков. На Украине изучались проблемы общественной активности молодежи (А.С. Капто). В Новосибирске — проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи (В.Н. Шубкин). В Свердловске исследовались проблемы молодежной культуры (Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Коган), досуга молодежи (Г. Е. Зборовский), ее социально-политической активности (В.Г. Мордкович). В Ленинграде были проведены исследова-

ния добрачной половой морали молодежи (И.С. Кон, С.И. Голод). В Ростовской области проводились исследования среди студенчества (Г. И. Герасимов, Ю.С. Колесников, Б.Г Рубин). Результаты социологических исследований публиковались в центральных и местных молодежных газетах, журналах, в издательстве «Молодая гвардия».

Одно из первых комплексных исследований социального облика молодежи, было проведено в 1966 году к XIV съезду ВЛКСМ на основе всесоюзной выборки в 15 союзных республиках (Ю.В. Торсу-ев, В.Г. Васильев, А.С. Кулагин, В.И. Чупров). Оно позволило получить обоснованное представление о социальном составе этой социально-демографической группы, определить специфику различных категорий молодежи. Результаты этого и других исследований легли в основу централизованной системы сбора и анализа социологической информации в стране по проблемам молодежи. Этому во многом способствовало создание вычислительного центра на базе Высшей комсомольской школы.

В 60-е гг. в системе Академии наук и Министерства высшего и среднего специального образования СССР создаются научные подразделения для изучения различных молодежных проблем. В 1962 г. — в Институте истории, философии и филологии Сибирского отделения АН СССР — сектор по проблемам профессиональной ориентации учащейся молодежи (зав. сектором В.Н. Шубкин). В 1965 г. — в Уральском университете — лаборатория по исследованию жизненных планов молодежи (зав. лабораторией декан философского факультета М.Н. Руткевич). В 1968 г. — в Институте комплексных социальных исследований Ленинградского государственного университета — лаборатория по проблемам воспитания студенчества (зав. лабораторией В.Т. Лисовский). В 1969 г. — в реорганизованной на базе ЦКШ Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (ректор Н.В. Трущенко) — кафедра конкретных социологических исследований (заведующий В.А. Смирнов), социологическая лаборатория (заведующий В.П. Култыгин), а также три научных отдела: труда молодежи (В.И. Мухачев), истории комсомола (В.К. Криворученко), международного молодежного движения (В.П. Мошняга). Результатом тесного сотрудничества группы социологии ЦК ВЛКСМ с этими подразделениями стала разработка новых теоретических подходов к изучению молодежи.

Большую роль в организации творческих контактов между социологами и в координации исследований играли многочисленные научные и научно-практические конференции, проводимые комсомольскими органами, совместно с научными учреждени-

ями. Например, международная конференция «Молодежь и социализм» (май 1967 г.), проведенная ЦК ВЛКСМ, Академией наук СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ставшая по общему признанию ее участников, заметной вехой в развитии отечественной социологии молодежи. Она позволила обобщить существующие теоретические подходы к изучению молодежи, определить дальнейшие направления социологических исследований ее актуальных проблем: формирования мировоззрения молодежи; всестороннего развития личности молодого человека; общественно-политической активности и отношения к труду; расширения прав и участия ее в управлении делами общества и государства; досуга и физического развития; реализации жизненных планов рабочей, сельской, учащейся и студенческой молодежи.

Своим становлением в это период социология молодежи во многом обязана ГМ. Андреевой, В.К. Бакшутову, Н.М. Блинову, В.Н. Борязу, Ю.Е. Волкову, Б.А. Грушину, А.В. Дмитриеву, А.Г. Здравомыслову, Ю.А. Замошкину, С.Н. Иконниковой,

A.С. Капто, В.М. Квачахия, Л.Н. Когану, И.С. Кону, Г.Г. Квасову,

B.Т. Лисовскому, Н.С. Мансурову, В.Г Мордковичу, В.Б. Ольшанскому, А.Г. Спиркину, В.А. Устинову, 3. И. Файнбургу, Ф.Р. Филиппову, А.Г Харчеву, В.И. Староверову, В.П. Тугаринову, Г И. Хмаре, А.И. Шендрику, В.Н. Шубкину, В.А. Ядову и многим другим социологам, которые тесно сотрудничая с группой, способствовали развитию теории и методики этой отрасли социологического знания.

Сформировался взгляд на молодежь как относительно самостоятельную социальную группу, разрабатываются различные концептуальные подходы к социологическому определению ее сущности. В них выделяются в качестве группообразующих признаков: прохождение стадии социализаци (В.Т Лисовский); социально-демографические и социально-психологические характеристики (С.Н. Иконникова); особенности социального положения, обусловленные возрастом (И.С. Кон); субкультурные характеристики (А.И. Шендрик).

Существенно расширились в эти годы международные связи в изучении молодежной проблематики. Этому способствовали творческие контакты с такими зарубежными социологами, как Леопольд Розенмайер (Австрия), Иван Велев, Петр Митев, Минчо Семов, Коста Господинов (Болгария), Вальтер Фридрих, Курт Штарке, Ута Штар-ке, Хельмут Шельский, Рудольф Майер, Инго Рихтер (Германия), Золтан Бекели (Венгрия), Джеймс Риордан, Кристофер Вильямс (Великобритания), Владислав Адамски, Рычард Дыонизяк (Польша),

Владимир Дубский (Чехия), Ладислав Махачек (Словакия), Овидиу Бадина, Фред Малер (Румыния). Важное значение для развития социологии молодежи в те годы имели международные конференции, семинары, круглые столы, проводимые с социологами Болгарии, ГДР, Венгрии, Румынии, Чехословакии, ставших регулярными. Ежегодно проводились международные симпозиумы в Варне и в При-морско (Болгария), на которых обсуждались актуальные проблемы молодежи. Доклады и выступления публиковались в сборниках, которые распространялись в странах участниках.

Предпринимались меры, направленные на совершенствование законодательства о молодежи. В 1968 г. ЦК ВЛКСМ вышел с инициативой принятия Закона о молодежи. Под руководством секретаря ЦК ВЛКСМ Ю. В. Торсуева и доктора юридических наук, проф. М.Г Кириченко был подготовлен проект закона. Хотя он не был принят в полном объеме, получили поддержку содержащиеся в нем статьи о Комиссиях по делам молодежи Верховного Совета Союза ССР и Верховных Советов союзных республик. Учреждение таких комиссий стало важным шагом в создании в дальнейшем служб государственной молодежной политики.

Знаковым событием, повлиявшим на дальнейшее развитие отечественной социологии, стало создание в 1968 г Института конкретных социальных исследований АН СССР (директор академик

A.М. Румянцев). Это стало возможным, в том числе, благодаря энтузиазму его основателей. ЦК ВЛКСМ был в числе организаций, поддержавших идею создания института. Молодежная проблематика была представлена в исследованиях, проводимых учеными института: Н.М. Блиновым — проблемы труда, С.Н. Быковой, В.А. Мансуровым, В.Ф. Сбытовым — проблемы молодой интеллигенции;

B.И. Староверовым — проблемы сельской молодежи; Д.Л. Кон-стантиновским — проблемы образования, Ф.Р. Филипповым — проблемы социальной мобильности молодежи. В 1973 г в институте социологических исследований АН СССР создается лаборатория по изучению социальных проблем студенческой молодежи (зав. лаб. В.И. Чупров, с 1976 г В.А. Мансуров). На основе накопленного эмпирического материала разрабатывались частные социологические теории молодежи, а также других отраслей социологии.

В середине 70-х гг. был создан Совет по координации научных исследований проблем молодежи ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР. Практическая работа по обеспечению деятельности Совета сосредоточилась в НИЦ ВКШ (И. М. Ильинский).

В начале 1980-х гг. наметился переход от разрозненных исследований различных проблем молодежи к осуществлению фунда-

ментального социологического изучения этой социальной группы. Конкретные меры, направленные на решение данной задачи, содержались в принятом в 1984 г. постановлении Секции общественных наук Президиума АН СССР «О развитии научных исследований проблем молодежи». Важно подчеркнуть, что данное постановление было направлено на исполнение постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышения его роли в коммунистическом воспитании молодежи», принятое в 1984 г. В институте социологических исследований АН СССР (переименованным в 1972 г. ИКСИ) создается сектор социальных проблем молодежи (заведующий сектором В.И. Чу-пров). Разработанная в секторе концепция социального развития молодежи получила одобрение в результате обсуждения на расширенном заседании Отделения философии и права АН СССР под председательством академика В.Н. Кудрявцева Совместное заседание Отделения философии и права АН СССР, Ученых советов академических институтов: Института философии, Института государства и права, Института психологии, Института социологических исследований, а также НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ состоялось 14 января 1985. г. Обсуждался доклад заведующего сектором ИСИ АН СССР Чупрова В.И. на тему: «Актуальные проблемы социального развития советской молодежи»). Дальнейшая разработка теоретических основ социологии молодежи в секторе была связана с переходом от монопарадигмального подхода, в соответствии с которым молодежь рассматривалась как пассивный объект воздействия со стороны общества, к полипарадигмальному, когда предметом исследования становилась ее социальная субъект-ность. Разрабатываемые в этот период частные социологические теории молодежи способствовали развитию общей социологии.

Таким образом, творческое сотрудничество ученых с комсомольскими организациями в эти годы в исследовании молодежных проблем и в становлении отечественной социологии молодежи сыграло важную роль в возрождении социологической науки в стране.

Библиографический список

1. Капто А.С. Социологический ренессанс: о том, как на самом деле это было и как не было. Изд-во: «У Никитских ворот», 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.