Научная статья на тему 'Страницы истории поляков Молдавии'

Страницы истории поляков Молдавии Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
1188
76
Поделиться
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
поляк / молдова

Текст научной работы на тему «Страницы истории поляков Молдавии»

Василий КАЗИМИРОВИЧ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ

Молдавия на протяжении всей своей истории была полиэтничной. В силу естественных социально-демографических процессов, политических катастроф, государственных мер, нацеленных на изменение этнического состава населения, здесь сформировалось современное поликультурное общество. После распада СССР в Молдавии возникла проблема совместного проживания граждан различного этнического происхождения в принципиально новых условиях. Хотя молдаване и прежде были мажоритарным этносом, представители других народов (украинского, русского, гагаузского, болгарского, польского и других), кажется, только после перехода республики к независимости действительно ощутили себя этническими меньшинствами. Наша задача

- дать очерк истории поляков, проживающих в Бессарабии уже более 200 лет.

В ХУШ в. польское присутствие на территории между Прутом и Днестром было эпизодическим. В 1709 - 1713 гг. имела место так называемая «Бендерская эмиграция». Тогда после поражения в Полтавской битве сторонники Станислава Лещинского, одного из претендентов на польский престол, собрались в лагере шведского короля Карла XII на территории Молдавии - в турецкой крепости Бендеры.

В 1807 г., когда шла война с Османской империей, буджакские татары по договоренности с русским военным командованием откочевали в Крым. Поэтому в 1812 г., когда Бессарабия была присоединена к Российской империи, область состояла из двух сильно отличавшихся регионов: южный - почти пустынный, перспективный для колонизации, и среднесеверный - густо заселенный, имевший устоявшееся феодальное устройство, характерное для Молдавского княжества того периода. Осваивая новые территории, Россия поощряла русское дворянство к переселению на льготных условиях. С другой стороны, правительство России избегало введения в Бессарабии крепостного права. К переселению на юг Бессарабии правительство привлекло людей разных национальностей - в том числе проживавших на территории Османской империи. Численность населения Бессарабии росла быст-

ро. Если в 1812 г. она составляла 240 тыс., то в 1830 - 470 тыс., в 1850

- 873 тысячи, в 1856 - 990 тыс. В ее административном центре Кишиневе в 1812 г. проживало 7 тыс. чел., а в 1844 году уже 40 тыс. жителей1 . Российская администрация начала привлекать в Бессарабию и поляков из западных губерний. Образованные люди из поляков оказались очень востребованными. Второй причиной появления поляков в Бессарабии был запрет покупки земли в западных губерниях. В связи с этим они начали переселяться и покупать поместья. При покупке земли они получали льготы. Таким образом в Бессарабии появилось и польское население.

Первое упоминание о поляках датируется 1820 годом. Оно касалось зажиточных польских шляхтичей, поселившихся в Бендерах. Местная власть трактовала их как людей низшего класса. В своей жалобе шляхта высказывалась о недопущении считать их простыми людьми. Причиной всего этого было требование местной администрации о предъявлении документов, подтверждающих их статус, которые были утеряны. Положение российских аристократов признавалось тоже при наличии соответствующих документов. Легализация шляхты иногда длилась довольно долго. Учитывая потребность заселения Бессарабии, власти довольно позитивно относились к подобным делам и уменьшали налоги, а вопрос о легализации иногда рассматривался достаточно быстро.

Общественное положение части шляхты, которая не могла подтвердить документально свой статус, ухудшилось в 1831 г., после ноябрьского восстания в Польше, когда царь значительно повысил налоги на доходы этой группы шляхтичей. В 1835 г. на основании указа Российского сената от 11 сентября было решено, что не легализованные местными депутатами шляхтичи, проживающие в городе, имели право называться мещанами, а проживающие в селах - сельской шляхтой или вольными крестьянами1. Поляки были довольно многочисленны. «Местное население, - отметил, побывав в Бессарабии в 1843 г., польский дворянин Юзеф Игнаци Крашевски, - состоит из молдаван, польской шляхты, малороссов и великороссов свободных и независимых. Основная часть крестьян работала по контракту, и за это они платили налоги с десятины земли или обрабатывали ее. По окончании контракта - были свободными и могли переехать в другое место»2.

Вторая волна миграции поляков в Бессарабию приходится на 40-е гг. XIX в. Она связана с политическими репрессиями в Польше. В 1844 г. в документах бессарабской администрации впервые появилась национальность - поляки. 50% поляков Бессарабии проживало в Хотине и его окрестностях, 25% - в Кишиневе и близлежащих селах, 5%

- в Рени, Измаиле и Килии. Царские власти политически не доверяли

полякам. В 1846-1847 гг. была проведена перепись католиков в Измаиле. Были случаи ареста поляков по политическим мотивам. В 1856 г., после Крымской войны, южная часть Бессарабии отошла Молдавскому княжеству, зависимому от Турции. Таким образом, поляки, проживавшие в городах Измаил, Килия, Рени, Кагул, оказались за пределами Российской империи, и общая их численность в области сократилась. Из переписи 1863 года следует, что в Бессарабии проживали всего 2,5-

3 тысячи поляков.

По ряду причин для поляков Бессарабии оказался знаменательным 1863 год. Во-первых, поляки не могли быть безразличны к предпринятой тогда попытке восстановления независимости Польши. Во-вторых, в связи с этим усилился «интерес» полиции к полякам Бессарабии, и царская власть предприняла некоторые шаги, направленные на нейтрализацию возможных действий местных поляков в поддержку восставших. Был составлен именной Список поляков, проживавших в Бессарабии. В него были внесены 916 польских семей. В списке указывалась следующая информация: откуда прибыли, в каком году, куда, профессия и т.д. Было установлено, что большая часть поляков прибыла в Бессарабию после 1840 года и происходила из польской шляхты. Из списка следовало, что более 50% семей были шляхтичи, 40% всех семей проживали в Хотине и окрестностях, 20% польских семей проживали в Кишиневе и окрестностях и 15% в Сороках и окрестностях. Более 60% поляков проживало в селах.

Как правило, в Бессарабии поляки добивались высокого социального положения. Большая часть их занимались частным предпринимательством. Более 10% из них занимали должности чиновников, 20% имели свое дело, 15% работали в сельском хозяйстве, 1,5% стали землевладельцами (помещиками), 2% были арендаторами, 6% были занято в торговле и ремеслах, 20 % составляли люди не установленных профессий, 6% были управляющими поместий. В Сорокском и Орге-евском уездах были поляки, имевшие поместья, арендаторы и управляющие поместьями. В то же время в уездах Кишиневском, Белгородском, Измаильском, Бендерском население было преимущественно городским и работало в городских учреждениях. При всем этом многие поляки участвовали в оппозиционных движениях, и царские власти им не доверяли. После подавления польского восстания 1863 г. были составлены списки неблагонадежных чиновников и всех поляков, проживавших в Бессарабии. Некоторые поляки по политическим причинам были сосланы в Сибирь. Следует отметить, что бессарабских поляков высылали преимущественно не в Сибирь, а в Центральную Россию3.

На численности поляков в Бессарабии сказались также восстание в Польше, начавшееся в январе 1863 г., и русско-турецкая война 1877-

1878 гг. Политическое положение на польских землях после восстания, а также желание поляков поправить свое материальное положение способствовали усилению миграции из Польши. В Бессарабию в основном переселялись беднейшая шляхта и крестьяне, причем не только из Польши, но и из Литвы и Галиции. Наибольший наплыв поляков имел место в Бельцах. Тогда же были основаны польские села Стырча, Новые Дуруиторы, Новые Бельцы4. В этих населенных пунктах численность поляков возросла от нескольких десятков в 1863 г. до

4 тыс. в 1897 г. В Бендерском уезде поляки осели в селе Крецоая. Перепись населения, проведенная в 1897 г., показала, что в Бессарабии проживали 11696 поляков, из них мужчин - 7432, женщин - 4264. Поляки составляли 0,6% населения Бессарабии5. Таким образом, за полвека численность поляков возросла почти в четыре раза.

Отношение бессарабской общественности к полякам было вполне положительным. «Кроме селян, ремесленников и чиновников, - отмечал в 1903 г. известный писатель и журналист П. Крушеван, - Бессарабия в начале 40-х годов XIX столетия начала заселяться обедневшей шляхтой. Получив землю в аренду, они сами обрабатывали ее и ухитрялись при небольших заработках и знаниях в сельском хозяйстве организовывать свое хозяйство лучше, чем соседние русские и молдавские. Поляки живут прежде всего в Хотинском уезде, селах: Нелипов-цы, Марковцы, Балковцы, Тырново, Бульбока, Волчинец, Михалково, Ломацинцы и др. В этих селах проживает около 2 тысяч человек, большая часть которых состоит из греко-католиков. Всего в Бессарабии проживает не менее 15 тысяч поляков»6.

Каких-либо законодательных ограничений национально-культурной деятельности не существовало, и поляки располагали возможностью сохранить свой язык, традиции и религию. Для этого строили костелы, часовни и школы. Поляки, проживавшие в Бессарабии, помогали друг другу, а особенно бедным семьям и одиноким старикам. В Кишиневе поляками в 1899 г. было создано благотворительное общество, насчитывавшее более 200 членов. В 1901 г. в городе была открыта польская школа, в которой через год насчитывалось 90 учащихся. В 1912 г. поляки в Кишиневе открыли дом престарелых, а в Бендерах - приют для детей. Открывались польские приходские школы в других местностях. Существование костела в Кишиневе способствовало сохранению местными поляками польского языка и народных традиций3.

Февральская революция 1917 г. в России изменила и судьбы поляков Бессарабии. Их представитель Феликс Дудкевич был включен в состав Сфатул Цэрий (Краевого Совета), состоявшего из 120 представителей общественных организаций. 2 декабря 1917 г. этот орган провозгласил Молдавскую Демократическую Республику. 24 января

1918 г., когда Бессарабия была занята румынскими войсками, Сфатул Цэрий провозгласил независимость МДР, а 27 марта 1918 г. проголосовал за объединение Бессарабиии с Румынией5.

В объединенной Румынии бессарабские поляки стали второй по численности польской группой после поляков Буковины. Правовое положение их оказалось более трудным, потому что в Бессарабии на протяжении 22 лет действовал режим чрезвычайного положения. В

1919 г. Румыния подписала трактат «О международной охране прав национальных меньшинств», однако на деле ее правительство проводило политику ассимиляции национальных меньшинств. Под давлением властей в 1918-1924 гг. происходила массовая репатриация поляков из Румынии в Польшу. При этом только из Бессарабии выехало около 2 тыс. поляков. Однако в 1926 г. в Бессарабии проживало около 8 тысяч поляков, в том числе в Хотине - 1500 человек, в Сороках -1000 человек, Измаиле - 700, Оргееве - 300, Бельцах - 2000, Кишиневе - 2000, Четатя Албэ (Белгород-Днестровский) - 100, Тигине (Бендеры) - 250. Согласно переписи от 29 декабря 1930 года, в Бессарабии проживали 8104 поляка5.

Поляки по-прежнему стремились сохранить свой язык и культуру. Ими был создан ряд национально-культурных организаций. Самое большое общество поляков было в Кишиневе, и называлось оно «Wisia». Действовали также культурно-спортивное общество «Warta» и спортивный клуб «Polonia». При обществе действовала польская библиотека. Общества поляков были созданы также в Бельцах, Бендерах, Хотине, Сороках7. В 1922 г. в Бессарабии действовало 12 частных польских школ. Под давлением властей десять из них к 1926 г. были закрыты, но две школы - в Кишиневе и Бельцах - польской общественности удалось отстоять. Позднее, после состоявшегося в 1932 г. рабочего визита в Кишинев главы Польского государства Юзефа Пил-судского, в Бессарабии были открыты еще две польские школы, - в Хотине и Белгороде, а в Бендерах, Белгороде, Хотине и Сороках - курсы польского языка3. Но все эти национально-культурные учреждения были запрещены румынским правительством в феврале 1938 г.

Поляки проживали также восточнее Днестра. По данным переписи населения, проведенной 17 декабря 1926 г., в Молдавской АССР, в основном в Каменском и Рыбницком районах, проживали 4853 поляка. Многие из них были высланы в другие места в период коллективиза-ции9. Из-за напряженных отношений между СССР и Польшей советские власти не доверяли полякам. Кроме того, поляки участвовали в политической жизни страны, некоторые из них подвергались репрессиям по политическим мотивам. В период индустриализации многие поляки переселились в большие города. В итоге польское население

Молдавской автономии сократилось. По данным Всесоюзной переписи от 17 января 1939 г. в МАССР проживали уже 3390 поляков, в том числе в городах - 1201 человек, в сельской местности - 2189 человек5.

28 июня 1940 г. Бессарабия была воссоединена с Россией/СССР. По политическим и социальным мотивам многие поляки вынуждены были уехать в Румынию. В июне 1941 г. некоторые поляки оказались в числе лиц, депортированных из Молдавии по политическим мотивам. Поляки-собственники, как и собственники других национальностей, пострадали в результате национализации промышленности, утратили часть земли. Была национализирована и кишиневская польская библиотека. Впоследствии польская литература была передана в библиотеку Научно-исследовательского института в Кишиневе. Поскольку образование было только государственным, частные польские школы, закрытые в 1938 г., свою работу не возобновили8.

Во время второй мировой войны поляки Молдавии наряду с молдаванами, русскими, украинцами и другими гражданами мужественно сражались с фашистской Германией, освобождая свою Родину и другие страны Европы. Воевали они в рядах Красной Армии, в дивизии имени Тадеуша Костюшко, сформированной летом 1943 г.7 Многие из них погибли. В оккупированной Молдавии поляки подверглись особым гонениям. В 1942 г. румынские власти вывезли в Галицию более 1400 поляков, поселившихся на юге Бессарабии накануне войны, главным образом, осенью 1940 г., и готовили депортацию остальных. Подготовка депортации продолжалась до весны 1944 г.

После окончания войны поредевшее польское сообщество Молдавии было вновь затронуто репрессиями. В 1949 г., когда подверглись высылке зажиточные крестьяне, среди них оказались и поляки10. Поляки-католики, проживавшие в Молдавии, разделили участь православных верующих. Из 8 приходов, действовавших в 1946 г. на территории республики, к 1962 г. остался только один - Кишиневский. Все католические храмы к середине 60-х гг. были закрыты, некоторые из них разрушены (Рыбница, Крецоая). В Кишиневе в здании костела разместили студию звукозаписи, в Бендерах - спортивный зал, в Сороках -школу, в Первомайске - склад зерна3. Среди поляков, проживающих ныне в Молдавии, есть католики и православные. Судьбу католиков разделили и православные поляки. Были закрыты церкви в местах проживания православных поляков: села Новые Дуруиторы, Куконеш-ты и др. Многие из родителей, для которых польский язык был родной, к великому сожалению, не передали его своим детям и внукам. Таким образом, польский язык в польских семьях постепенно стал исчезать даже из бытового общения.

Вместе с тем политически, этнически или иным образом мотивированных препятствий профессиональной самореализации и социальному продвижению поляков не существовало, и они внесли значительный вклад в науку, культуру, искусство и образование Молдавии. Гордостью республики были и остаются академик АН РМ, профессор, дважды лауреат Государственной премии Республики Молдова Тадеуш Малиновский; профессор, доктор архитектуры, заслуженный деятель искусств Молдавии Валентин Войцеховский; профессор, проректор Государственного университета медицины и фармации им. Н.Те-стемицану, заведующий кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии, главный микробиолог Министерства здравоохранения МССР Петр Галецкий; художник Вениамин Слободзинский; доктор физико-математических наук, директор астрофизической обсерватории при Молдавском государственном университете Василий Чернобай; лауреат Государственной премии России им. К. Станиславского, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист Армении Ян Цициновский; доктор технических наук, заведующий кафедрой Кишиневского политехнического института Иосиф Цвицин-ский; заслуженный деятель искусств Республики Молдова, поэт и музыкант Юлия Цибульская.

Некоторые польские села, существовавшие в начале ХХ в., не сохранились. В связи со строительством ГЭС «Костешты-Стынка» на реке Прут в 70-х гг. польское село Новые Дуруиторы Рышканского района было перемещено и превратилось в польско-молдавское11. В настоящее время преимущественно польскими по составу населения остаются села Слобозия-Рашков Каменского района и Стырча Глодян-ского района. Группы поляков проживают также в селе Крецоая (Но-воаненский р-н), в городах Бричаны, Липканы, Единцы, Купчино и селах Алексеевка, Александрены, Братушаны, Новые Куконешты, Ру-сены, Столничены, Тырнова, Шофрынканы Единецкого района, в городе Каменка и селе Рашков Каменского района, городе Резина и селе Чинишеуцы Резинского района, городах Рышканы, Костешты, Сынд-жерей и селах Александрены, Григоровка, Драганешты, Кишкарены, Коада Язулуй, Липованка, Петропавловка Сынжерейского района, селах Мусаит и Будей Тараклийского района, селе Тыршицей Теленеш-тского района, городе Фалешты и селах Пырлица, Хыртоп, Логофте-ны Фалештского района, в городе Флорешты и селе Сырбешты Фло-рештского района, селах Троицкое и Ялпуг Чимишлийского района, селе Семеновка района Штефан Водэ, в городе Унгены и селах этого района Новые Зозулены, Старые Зозулены, Новые Негурены, Старые Негурены, Пырлица, в городах Глодяны, Григориополь, Дондюшаны, Дрокия, Дубоссары, Кагул, Криуляны, Комрат, Калараш, Леово, Ок-

ница, Оргеев, Атаки, Сорока, Стрэшены, Хынчешты, Чадыр-Лунга, Яловены11. Большими группами проживают поляки также в городах Бельцы, Бендеры, Кишинев, Рыбница,Тирасполь.

Помимо поляков в Молдавии проживают также помнящие о своем польском происхождении выходцы из полиэтничных семей, в составе которых были поляки. Есть также поляки, по различным причинам согласно документам значащиеся как украинцы, русские, молдаване и др. Например, все жители села Новые Дуруиторы записаны украинцами. Некоторые поляки перешли к иной национальной самоидентификации под давлением политических обстоятельств. Общая численность поляков и граждан польского происхождения, проживающих на территории Республики Молдова, в настоящее время составляет более 20 тыс. чел.11

Таким образом, сложившееся в XIX в. польское сообщество Бессарабии сохранилось и в бурях ХХ столетия. В настоящее время оно достаточно многочисленно и находится на пути к национальному возрождению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Polacy w Moldawii. Pod redakj ks. Edwarda Walewandra. Lublin, 1995.

2. Kraszewski J.I. Wspomnienia z Odessy, Jedyssanu i Budïaku. Warszawa, 1885.

3. Саганова Н. Летопись Римско-католической церкви в Республике Молдова. 1987-2002 гг. // Analecta catholica. Episcopia Romano-Catolicâ de Chiçinâu; Colegiul de redactie: E.S. Anton Coça (red.-çef.)-Chiçinâu, 2006. Vol.1.

4. Котулевич К. История Стырчи (к 100-летию села). Бельцы, 2000.

5. Степанюк В. Государственность молдавского народа: Исторические, политические и правовые аспекты. Кишинев, 2006.

6. Бессарабия. Под ред. П. Крушевана. М., 1903

7. Polacy w Moldowie mowi^ o sobie. Wybor i wstçp ks. Edward Walewander. Lublin, 1995.

8. СагановаН. Римско-католическая церковь в Молдавской ССР в 19401960 гг. // Analecta catholica. Episcopia Romano-Catolicâ de Chiçinâu; Colegiul de redactie: E.S. Anton Coça (red.-çef.)-Chiçinâu, 2006. Vol.2.

9. Андон В. Библиотека Щенслава Мелабдзенского. // Независимая Молдова, №1 (3479) от 4 января 2005 г.

10. Царанов В.И. Операция «Юг». О судьбе зажиточного крестьянства Молдавии. Кишинев, 1998.

11. Казимирович В.Г. Информация о поляках и гражданах польского происхождения Республики Молдова. Кишинев, 2005.

12. Пожар С. Польский виртуоз в Кишиневе // Capitala-Столица №78 (738) от 8 ноября 2006 г.