БИОГРАФИКА
УДК 94 (4) [653]:303.446.4Стам
СТРАНИЦА ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ С.М. СТАМА
А.Н. Галямичев
Саратовский государственный университет, Институт истории и международных отношений, кафедра истории Средних веков E-mail: [email protected]
В статье рассматривается важная страница творческой биографии видного российского исследователя истории средних веков и культуры Возрождения С.М. Стама - история создания первой специальной работы в области ренессанси-стики. Публикуется текст статьи С.М. Стама о Леонардо да Винчи.
Ключевые слова: С.М. Стам, Леонардо да Винчи, культура Возрождения, историческая наука в Саратовском университете.
PAGE OF THE CREATIVE BIOGRAPHY OF S.M. STAM
A.N. Galymichev
Saratov state university
The article considers important page of the creative biography of the prominent Russian researcher of history of middle ages and the Renaissance culture S.M. Stam - history of creation of the first special work in the field of renaissancestyle. Is published the text of article of S.M. Stam about Leonardo da Vinci.
Key words: S.M. Stam, Leonardo da Vinci, Renaissance culture, science of history at Saratov University.
Настоящая публикация призвана пролить свет на один из важных эпизодов творческой биографии видного российского историка, Заслуженного профессора Саратовского государственного университета, в течение сорока двух лет заведовавшего кафедрой истории средних веков — Соломона Моисеевича Стама (1913-2000).
Значение этого эпизода сам С.М. Стам на страницах своих воспоминаний определяет как «поворотная веха, которая поведёт меня на трудный, но неудержимо влекущий путь научной ренес-
сансистики»1. Посвятив этому эпизоду специальный раздел воспоминаний, С.М. Стам подробно рассказывает об истории написания им статьи о творчестве Леонардо да Винчи2, увидевшей свет на страницах саратовской областной газеты «Коммунист» 15 апреля 1952 г. — в день 500-летия со дня рождения Великого Флорентийца.
Как вспоминает историк, статья была написана «в порядке партийной дисциплины», по настоятельной просьбе тогдашнего парторга кафедры истории средних веков Саратовского университета, видного историка-британиста Марии Моисеевны Ябровой, отвечавшей за выполнение плана «юбилейных мероприятий».
Это был тот самый Его Величество Случай, который помог историку определить направление своих научных исканий, освободиться от невольной робости и сомнений. С.М. Стам вспоминал: «Живейший интерес к изобразительному искусству возник у меня ещё в мальчишеские годы, когда я больше всего полюбил школьные уроки рисования. А когда в 1926 году я впервые приехал на неделю в Москву, меня пленила Третьяковка, и совершенно околдовал Музей изобразительных искусств. Но всё это оставалось где-то в глубине сознания, в запасниках памяти и негас-нущего интереса»3.
Получив предложение написать статью о Леонардо да Винчи, С.М. Стам попытался возразить парторгу кафедры: «Мария Моисеевна, я очень ценю творчество этого гениального художника, я люблю его, но научно я его не знаю. Я могу то же сказать о всей культуре Возрождения: я люблю её, меня к ней влечёт, но необходимыми знаниями, чтобы писать о ней научно я, к сожалению, не обладаю»4.
Однако настойчивость М.М. Ябровой оказалась сильнее сомнений С.М. Стама. «Пришлось на время отказаться от моей урбанистики5 и погрузиться в проблематику ренессансного гуманизма, искусства Высокого Возрождения и, главное, попытаться раскрыть идейное содержание искусства великого Леонардо, -
1 Стам С.М. Моя жизнь, учителя, друзья и наука. Саратов, 2009. С. 228.
2 Там же. С. 226229 (раздел «Ещё один поворот»).
3 Стам С.М. Отчёт историка-медиевиста о моих великих учителях и моих трудах на научном поприще / / Средневековый город. Саратов, 2007. Вып. 18. С. 32-33.
4 Стам С.М. Моя жизнь, учителя, друзья и наука. С. 227.
5 В начале 1950 гг. С.М. Стам начинал работу над докторской диссертацией. См.: Стам С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза Х1-ХШ вв.). Саратов, 1969.
вспоминал историк. - Я постарался сделать всё, что мог. Через неделю появилась статья. Достаточно популярная, но моя»6.
Статья С.М. Стама была опубликована на страницах областной газеты, хотя в распоряжении редколлегии имелась другая статья к юбилею Леонардо да Винчи, присланная из Москвы7. С тех пор она ни разу не переиздавалась и даже ни разу не упоминалась в списках его трудов. В связи с этим представляется уместным опубликовать её в специальном научном издании.
Леонардо да Винчи.
К 500-летию со дня рождения
Гениальный итальянский художник, учёный и мыслитель Леонардо да Винчи принадлежит к той замечательной плеяде великих деятелей культуры прошлого, чьё бессмертное наследие близко и дорого всему прогрессивному человечеству. Вот почему Всемирный Совет Мира решил наряду с другими знаменательными датами отметить во всех странах мира 500-летие со дня рождения Леонардо да Винчи.
Великий художник творил в переломную для Европы эпоху. Это было время, когда заколебалось мрачное господство феодализма, когда человечество стало сбрасывать тяжёлые путы средневековья, сковывавшие его экономическое и культурное развитие. Экономические сдвиги вызвали широкое культурное движение, вошедшее в историю под названием Возрождения.
Эпоха Возрождения характерна переворотом во всех областях культуры - в литературе, искусстве и науке. На место аскетического равнодушия и презрения к «греховному» человеку Возрождение выдвинуло горячий интерес к человеку, к здоровому и прекрасному человеческому телу, к человеческим переживаниям. На место схоластического догматизма и пренебрежения к природе оно выдвинуло живую любознательность художника, пытливую мысль экспериментатора и учёного. Против мистики, суеверия и невежества средневековья Возрождение выступало под знаменем реализма и рационализма. Борьба нового, передового против старого, реакционного пронизывала всю культуру. «Это
6 Стам С.М. Моя жизнь, учителя, друзья и наука. С. 227.
7 Стам С.М. Отчёт историка-медиевиста о моих великих учителях... С. 33.
был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...», - указывал Ф. Энгельс.
Хотя в основе этого переворота лежало зарождение капиталистического способа производства, великие деятели эпохи Возрождения отнюдь не были буржуазно-ограниченными людьми. Они стремились не к буржуазной корысти, а к свободе, широкому развитию всех творческих способностей человека. Это была «.эпоха, -писал Ф. Энгельс, - которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».
Крупнейший из таких титанов - Леонардо да Винчи. Его творческая деятельность отличалась необычайной разносторонностью. Великий художник, создавший шедевры реалистической живописи, был одновременно и скульптором, и архитектором, и замечательным учёным, давшим человечеству гениальные мысли в самых различных областях науки и техники, во многом предвосхитившим более поздние открытия.
Леонардо да Винчи родился в 1452 году в деревне Анкиано близ городка Винчи, неподалёку от Флоренции. Он был сыном нотариуса и простой крестьянки.
В 1466 году семья да Винчи переехала во Флоренцию - крупнейший промышленный город Италии, которая являлась в то время самой передовой страной Европы.
Здесь с рисунками подростка Леонардо познакомился виднейший живописец и скульптор тогдашней Флоренции Веррок-кио. Он был поражён их выразительностью и верностью. На редкость талантливый мальчик стал его учеником. Годы учения у Верроккио были весьма плодотворны. Следует иметь в виду, что средневековая живопись, развившаяся в тесных канонах иконописи, стояла страшно далеко от жизни, не знала перспективы, не умела правильно изображать натуру. Передовые художники раннего Возрождения, стремясь приблизить искусство к жизни, старались познать законы перспективы, выработать рациональные принципы реалистического искусства. Особенно много этим занимались тогда в мастерской Верроккио.
Юный Леонардо жадно наблюдал жизнь Флоренции и её людей, много рисовал и лепил. И когда Верроккио поручил написать ему фигуру ангела в его картине «Крещение», ангел оказался выразительнее остальных фигур картины. Ученик превзошёл своего учителя.
С первых же шагов самостоятельного творчества Леонардо да Винчи прокладывает в живописи новые пути. Он стремится полнее и глубже отразить в искусстве человека. Линейная перспектива получает в его картинах наиболее полное выражение. Намечается и воздушная перспектива: далёкие тела обволакиваются дымкой. Реализм поднимается на новую высоту, становится более глубоким и пласичным.
Леонардо создаёт двух своих замечательных «Мадонн»: «Мадонну с цветком» и «Мадонну Литта» (картины находятся в нашей сокровищнице искусства - Государственном Эрмитаже в Ленинграде). Они изображают юную мать - молодую флорентийку с младенцем на руках. Фигуры освободились от скованности и условности, которые были характерны для аналогичных изображений прежде. Правдиво переданы в этих картинах простые и глубокие человеческие чувства.
Наибольшего расцвета искусство Леонардо да Винчи достигает в Милане, куда он переехал в 1482 году, надеясь найти там более благоприятные условия для своего творчества. Здесь художник создаёт свою знаменитую фреску «Тайная вечеря». На картине не апостолы, - а простые, живые люди, разнообразные по облику и характерам. Их движения исполнены драматизма. Вся картина звучит как гневное осуждение чёрному делу измены.
В 1499 году, когда в Милан вторглись французские войска, художник покидает город. Начался длительный период его скитаний. Он живёт во Флоренции, в Риме, снова в Милане. Слава его гремит по всей Италии.
В 1503-1506 годах Леонардо да Винчи написал во Флоренции портрет Моны Лизы Джоконды. Эта картина - шедевр портретного искусства.
В отличие от портретов предшествующих художников, Леонардо да Винчи сумел не только точно передать индивидуальные черты, но и раскрыть через них внутренний мир человека, придать индивидуальному портрету широкую человеческую значимость.
В те же годы во Флоренции Леонардо да Винчи начал писать фреску «Битва при Ангиари». Ему удалось с потрясающей силой показать страшную ярость сражения, отвратительный лик войны, которую он ненавидел и называл «зверским занятием». Великий гуманист всю жизнь работал для мирного процветания человечества.
Последние три года своей жизни Леонардо да Винчи прожил во Франции. Он ещё работал, но силы оставляли его. Умер он 2 мая 1519 года.
Творчество Леонардо да Винчи явилось крупнейшим этапом в развитии искусства Возрождения и вошло в сокровищницу культурных достижений человечества. Оно помогло искусству освободиться от остатков средневековья, заложило основы нового стиля, получившего название «Высокого Возрождения». Оно подняло реализм в живописи на новую высоту, необычайно углубило его. Великий художник заложил основы психологического портрета, впервые ввёл реалистический пейзаж.
У Леонардо да Винчи многое взяли такие корифеи искусства Возрождения, как Рафаэль, Тициан, Корреджио. Его влияние вышло далеко за пределы Италии. К нему тянулись наиболее передовые художники того времени в Германии, Нидерландах, Испании. Его творениями восхищались, их тщательно изучали такие великие живописцы, как Рубенс и Рембрандт.
Но значение Леонардо да Винчи не ограничивается областью искусства. Он «был не только великим художником, - писал Ф. Энгельс, - но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
Леонардо да Винчи был неустанным наблюдателем жизни, природы и людей, пытливым экспериментатором. В совершенном знании законов перспективы, анатомии человека и животных, строения растений - один из источников удивительной жизненности, правдивости его искусства.
Великий художник являлся врагом схоластической «учёности». Основой знания он считал опыт. «Мудрость, - по его определению, есть дочь опыта».
Леонардо да Винчи решительно опровергал всё сверхъестественное, всякую мистику и чертовщину, которую под видом «науки» насаждала и поддерживала католическая церковь.
В своих философских воззрениях Леонардо да Винчи был материалистом. Но в силу условий времени и зачаточного состояния наук его материализм оставался ещё метафизическим. Тем не менее, у него порой встречаются поразительно глубокие диалектические догадки. Так, изучая живые существа, он приходит к выводу: «Тело всякого питающегося существа беспрерывно умирает и беспрерывно возрождается.». В явлениях природы он усмат-
ривал действие внутренней необходимости. С таких прогрессивных философских позиций он и подходил к изучению явлений природы, к отдельным наукам.
Научное наследие Леонардо да Винчи огромно. С юношеских лет он заносил в свои тетради наблюдения, результаты опытов, чертежи. После его смерти многие ценные бумаги оказались расхищенными, и всё-таки до нас дошло семь тысяч листов его записей, поражающих необычайной широтой научных интересов и глубиной мысли.
Более всего Леонардо да Винчи работал в области механики, самой передовой науки того времени, непосредственно связанной с развивавшимся тогда мануфактурным производством.
Особенно усиленно учёный трудился в области гидростатики, гидродинамики, астрономии. Он был зачинателем аэродинамики. Ему принадлежат также необычайно глубокие и верные мысли в области геологии. Леонардо да Винчи много работал и в области анатомии, глубоко изучая строение человеческого организма.
Теоретические исследования для Леонардо да Винчи не служили самоцелью. «Наука - командир, практика - солдаты», - говорил учёный. Он всегда стремился использовать науку для развития техники, для блага людей. «Лучше быть лишённым движения, - писал великий гуманист, - чем перестать приносить пользу». Ему принадлежит изобретение самопрялки и усовершенствованного ткацкого станка. Много изобретатель думал об использовании воды на пользу человеку. Он предложил построить канал, который соединил бы города Флоренцию и Пизу, проектировал систему шлюзов со створчатыми воротами, землечерпалки и механизмы для рытья каналов.
Почти 30 лет Леонардо да Винчи работал над проблемой полёта. Он был убеждён, что летать по воздуху так же возможно, как плавать по воде. Считая, что «птица - это аппарат, работающий на основании математических законов», он тщательнейшим образом изучал полёт птиц и сделал немало верных наблюдений и выводов. Ему же принадлежит первоначальная идея парашюта.
Великий гуманист близок советским людям, всему прогрессивному человечеству своим новаторством, смелой борьбой против всего старого, реакционного, своей глубокой верой в силу разума, своим творческим дерзанием. Его искусство дорого нам глубоким реализмом, жизнеутверждающей силой, благородной гуманистической сущностью.
Буржуазия давно утратила право на наследие великих художников Возрождения. Она испоганила искусство, превратила его в орудие одурманивания людей, в средство разжигания человеконенавистнических чувств и подготовки новой войны. Мазня современных американских, английских и прочих буржуазных «художников» не имеет права называться живописью.
Искусство Леонардо да Винчи принадлежит народу, передовому человечеству, борющемуся за свободу и мир.
В то время, когда зловещие силы американского империализма грозят огнём и чумой истребить плоды многовековой человеческой культуры, прогрессивное человечество видит в светлом творческом гении Леонардо да Винчи символ борьбы против тёмных сил реакции и равнодушия, символ утверждения жизни и созидания.
Имя великого сына итальянского народа, благородного гуманиста Леонардо да Винчи дорого и близко всем тем, кто защищает творческий труд и мир.
С. Стам, доцент Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, кандидат исторических наук8.
Как можно заметить, статья, особенно в своей заключительной части, несёт на себе глубокую печать своего времени (насколько этот текст принадлежит автору, насколько является результатом редактирования, сказать сегодня трудно). В силу этого она представляет интерес не только как источник для изучения творческой биографии С.М. Стама, но и как памятник эпохи.
В ней ярко проявились многие достоинства исследовательского почерка С.М. Стама - смелость обобщений, выразительность языка, тщательная логическая выстроенность и пропорциональность изложения материала. И очень знаменательной представляется история создания первой работы историка о культуре Возрождения, написанной в гуще повседневной жизни послевоенных лет. Годы спустя С.М. Стам вспоминал: «Как я стал историком Возрождения? Меня подтолкнула, несомненно, жизнь. Она текла не в лёгкой лодочке по водной глади, она сплеталась из
8 Коммунист. 1952. 15 апр. № 90 (5264). С. 2.
212
разных струй, насыщенная, противоречивая, увлекательная. И всё время шагалось вперёд»9.
Путь С.М. Стама к постижению загадок великих мастеров Возрождения был непрост и более чем неспешен. Важнейшими шагами на этом пути была разработка спецкурса по истории искусства Возрождения (он вошёл в преподавательскую практику по настоятельной просьбе студентов, имевших возможность беседовать с С.М. Стамом об этих сюжетах во внеаудиторной обстановке или слушать его просветительские лекции о великих художниках Воз-рождения)10, постановка спецсеминара и руководство дипломными работами11. Лишь в 1975 г. появилась первая научная статья С.М. Стама об искусстве Ренессанса, которая (видимо, не случайно) была посвящена творчеству Леонардо да Винчи12.
Многолетний труд учёного был обобщён в монографии «Корифеи Возрождения», увидевшей свет в двух изданиях13. Всесторонняя оценка его вклада в изучение великой культуры Возрождения - задача будущих историографических исследований.
9 Стам С.М. Моя жизнь, учителя, друзья и наука. С. 268.
10 См.: Негуляева Т.М. Первый спецсеминар С.М. Стама по истории города / / Средневековый город. Саратов, 2006. Вып. 17. С. 71-72.
11 См. Эльфонд И.Я. Изучение проблем культуры Возрождения в отечественной науке 60-80-х гг. ХХ в. // Средневековый город. Саратов, 2006. Вып. 17. С. 148-149.
12 Стам С.М. К вопросу об идейном содержании творчества Леонардо да Винчи («Иоанн Креститель») // Средневековый город. Саратов, 1975. Вып. 3. С. 107-141. Статья была опубликована в США: Stam S.M. On Ideological Content in the Work of Leonardo da Vinci («John the Baptist») / / Soviet studies in history. New York, 1980. Vol. XIX. № 2. P. 66-114.
13 Стам С.М. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991. Кн. 1; 1993. Кн. 2 (2-е изд. М., 2006).