Научная статья на тему 'СТРАНА, МИР, ПЛАНЕТА: МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЭРГОНИМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА'

СТРАНА, МИР, ПЛАНЕТА: МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЭРГОНИМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафоры / метафорические конструкции / эргонимия / эргонимы / ассоциативные эксперименты / языковое сознание / уральские города / metaphors / metaphorical constructions / ergonymy / ergonyms / association experiments / linguistic consciousness / Ural cities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваулина Ирина Александровна, Красноперова Евгения Сергеевна

В статье анализируются особенности функционирования метафорических конструкций «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.» в эргонимических номинациях Екатеринбурга. Для выявления стереотипов восприятия метафор такого рода разработан и проведен психолингвистический эксперимент. В результате экспериментального исследования выявлены основания для положительной или отрицательной оценки эргонимов; описаны особенности лексикосемантического наполнения каждой из стимульных конструкций, выделены ассоциативные доминанты восприятия таких метафор в аспекте формирования образа заведения. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в номинативной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRY, WORLD, PLANET: METAPHORICAL CONSTRUCTIONS IN THE ERGONYMIC SPACE OF EKATERINBURG

The article analyzes the features of the functioning of metaphorical constructions “world, country, planet + entity in the R.P.” in the ergonymic nominations of Ekaterinburg. A psycholinguistic experiment was developed and conducted to identify stereotypes of perception of metaphors of this kind. As a result of the experimental study, the grounds for a positive or negative evaluation of ergonyms are revealed; the features of the lexical and semantic content of each of the stimulus structures are described, the associative dominants of the perception of such metaphors in the aspect of the formation of the image of the institution are highlighted. The practical significance of the study is determined by the possibility of using its results in nominative practice.

Текст научной работы на тему «СТРАНА, МИР, ПЛАНЕТА: МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЭРГОНИМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА»

УДК 811.161.1'373.2

ГРНТИ 16.21.27

Код ВАК 5.9.8

И. А. Ваулина

Екатеринбург, Россия SPIN-код: 5743-9477

Е. С. Красноперова

Екатеринбург, Россия SPIN-код: 8894-3330

СТРАНА, МИР, ПЛАНЕТА: МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЭРГОНИМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА1

АННОТАЦИЯ. В статье анализируются особенности функционирования метафорических конструкций «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.» в эргонимических номинациях Екатеринбурга. Для выявления стереотипов восприятия метафор такого рода разработан и проведен психолингвистический эксперимент. В результате экспериментального исследования выявлены основания для положительной или отрицательной оценки эргонимов; описаны особенности лексико-семантического наполнения каждой из стимульных конструкций, выделены ассоциативные доминанты восприятия таких метафор в аспекте формирования образа заведения. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в номинативной практике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метафоры; метафорические конструкции; эрго-нимия; эргонимы; ассоциативные эксперименты; языковое сознание; уральские города

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Ваулина Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: phonosemant@mail.ru

Красноперова Евгения Сергеевна, ассистент кафедры общего языкознания и русского языка, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lingva281@mail.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда и Правительства Свердловской области, грант № 22-28-20075, https://rscf.ru/project/22-28-20075.

© Ваулина И. А., 52

Красноперова Е. С., 2023

I. A. Vaulina, E. S. Krasnoperova

Ekaterinburg, Russia

COUNTRY, WORLD, PLANET: METAPHORICAL

CONSTRUCTIONS IN THE ERGONYMIC SPACE OF EKATERINBURG

ABSTRACT. The article analyzes the features of the functioning of metaphorical constructions "world, country, planet + entity in the R.P." in the er-gonymic nominations of Ekaterinburg. A psycholinguistic experiment was developed and conducted to identify stereotypes of perception of metaphors of this kind. As a result of the experimental study, the grounds for a positive or negative evaluation of ergonyms are revealed; the features of the lexical and semantic content of each of the stimulus structures are described, the associative dominants of the perception of such metaphors in the aspect of the formation of the image of the institution are highlighted. The practical significance of the study is determined by the possibility of using its results in nominative practice.

KEYWORDS: metaphors; metaphorical constructions; ergonymy; ergonyms; association experiments; linguistic consciousness; Ural cities

ABOUT THE AUTHORS: Vaulina Irina Alexandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of General Linguistics and Russian, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Krasnoperova Evgeniya Sergeevna, Assistant Professor of Department of General Linguistics and Russian, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Эргонимическое пространство города представляет собой поле конкуренции за внимание потребителя. В данном аспекте интересно проследить, каким образом вступают в конкуренцию эргонимические конструкции, которые являются не самыми яркими, креативными, образными, но при этом остаются частотными и популярными. В основе многих названий - стертые метафоры (утратившие семантически мотивированные связи значений [Жеребило 2010: 215]), в частности высокой популярностью пользуются такие конструкции, как «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.»: Мир игрушек, Планета авто, Страна столов и др. В структуре данных номинаций существительные мир, планета, страна используются со значением «чего. Какая-л. отдельная область, сфера воспринимаемой действительности;

совокупность каких-л. явлений, предметов, окружающих человека. Мир красок. Мир звуков»1.

Использование стертой метафоры в номинативной практике может быть обусловлено такими ее свойствами, как «готовая образность», «закрепившееся значение»: такая метафора является устойчивой, понятной для всех и не требует контекста [Гребенникова 2012: 145].

Для того чтобы выявить языковые и внеязыковые факторы, определяющие частотное обращение предпринимателей к названиям подобного рода, нами был проведен психолингвистический эксперимент.

Направленный ассоциативный эксперимент включал в себя три этапа:

1. Исследование общего оценочного впечатления респондентов от предложенных в качестве стимульного материала названий.

2. Определение границ лексико-грамматической сочетаемости конструкций.

3. Выявление воздействующего потенциала названий со стертой метафорой в аспекте формирования образа заведения.

В качестве стимульного материала были предложены три группы типовых эргонимов с заявленными конструкциями:

1. Мир очков, Мир обуви, Мир игрушек.

2. Планета здоровья, Планета авто.

3. Страна столов, Страна улыбок.

При этом эргонимы были подобраны таким образом, чтобы конструкция включала в себя существительные разных разрядов: конкретные, собирательные, абстрактные.

В соответствии с обозначенными этапами инструкция состояла из трех вопросов [см. аналог эксперимента: Гридина, Коновалова 2022]:

1. Представляются ли вам эти названия удачными? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Придумайте как можно больше названий городских заведений, продолжающих этот ряд.

3. Выберите одно из придуманных вами названий и опишите это заведение. Нравится ли оно вам? Какой в нем ассортимент, какие покупатели, какая обстановка, атмосфера?

1 Словарь русского языка в 4-х томах / Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). - М., 2005.

В результате анализа данных, полученных на первом этапе эксперимента, было установлено, что в ассоциативных полях положительно и отрицательно оценочные реакции представлены в приблизительно равном соотношении: «мир + сущ. в Р. п.» -60/40%, «планета + сущ. в Р. п.» - 40/60%, «страна + сущ. в Р. п.» - 30/70%. При этом большее количество положительных оценок набрала конструкция «мир + сущ. в Р. п.», которая, согласно данным нашей картотеки эргонимов Екатеринбурга, является наиболее частотной из всех трех. Отрицательная оценка доминирует в ассоциативном поле конструкции «страна + сущ. в Р. п.». Это может быть обусловлено рядом факторов, в частности спецификой лексического значения слов мир, планета, страна. Так, существительное мир, согласно данным МАС, обладает самым большим количеством лексико-семантических вариантов (всего 8), значение, связанное с определенной сферой жизни, закреплено в словаре: «Какая-л. сфера жизни или область явлений в природе» (мир уток). Страна - это прежде всего государство, определенная форма общественного устройства, и поэтому сочетания данного слова с предметными существительными не всегда представляются респондентам уместными и логичными: глупое, нелогичное сочетание; мне не совсем понятно, почему страна, ведь страна это общество, причем тут стулья, звучит как-то глупо и др. Кроме того, можем предположить, что в контексте мировых событий слово страна может обрастать новыми коннотациями и восприниматься более эмоционально.

Положительная и отрицательная оценка всех трех конструкций опиралась на следующие параметры (с этой точки зрения существенных различий в восприятии конструкций не было установлено):

Положительная оценка

1. Содержащийся в названии намек на большой размер и богатый ассортимент заведения, большое количество товаров: заставляет думать, что заведение огромное, большой ассортимент, огромный выбор, большой выбор товаров, ощущение полноты ассортимента, много данного товара, большой выбор, ассоциация с большим разнообразием товаров.

2. Простота и ясность названий: простое и сразу понятен ассортимент заведения, знакомое, простые и понятные, ясно, что там продается; сразу понятно, что за заведения, легко запомнить; простые и понятные, прямое представле-

ние о том, что это за объект; раскрывает направленность заведения.

Отрицательная оценка

1. Отсутствие новизны, креативности: некреативное (2), заезженно (2), обыденное, избито, банально, неинтересно, колхозное, распространенные, скучные, повседневное, слишком часто встречается, слишком примитивные.

2. Нелогичность названия, оценка лексического сочетания как неудачного: ассоциируется с чем-то глобальным, масштабным, а не с обычными товарами, не уместное, не логичное словосочетание, глупое, не логичное, звучит глупо, звучит комично, само сочетание не уместное.

Таким образом, в полученных ассоциативных полях находит выражение прагматическая составляющая эргонимов, которая связана прежде всего с указанием на большой размер заведения и широкий ассортимент товара, следовательно, образ, положенный в основу стертой метафоры, оказывается «рабочим».

Анализ данных второго этапа эксперимента включал в себя составление ассоциативных полей с подсчетом повторяющихся реакций и выделение тематических групп в соответствии с разрядами и типом денотата существительных, предложенных респондентами в качестве структурного элемента стимульных конструкций.

Конструкция «мир + сущ. в Р. п.» обладает самой широкой лексико-грамматической сочетаемостью из всех трех (дано 113 реакций), ср. планета - 86, страна - 83. В зонах ядра и ближней периферии всех ассоциативных полей - конкретно-предметные и собирательные существительные: мир / одежды (16), планета / игрушек (13), страна /сладостей (11).

Продемонстрируем выделенные группы:

Эргонимы с конкретно-предметными существительными, в том числе

с одушевленными (5%): мир детей (3), маленьких ученых, зверей; страна детей (2), ученых; планета волшебников, зверей, птиц;

с неодушевленными (35%): мир книг (6), игрушек (4), сказок (3), тортов (2), развлечений (2), ручек (2), подарков, карандашей, пирогов, компьютерных технологий, десертов, стульев, батутов, игр, тетрадей, диванов, портфелей, торшеров, самоцветов; страна сладостей (7), книг (3), сказок (3), тортов (2), развлечений (2), игрушек (2), ручек (2), подарков,

карандашей, пирогов, компьютерных технологий, десертов, стульев, батутов, игр, тетрадей, диванов, портфелей, торшеров, самоцветов; планета игрушек (8), животных (4), цветов (2), сумок (2), марок, шаров, зверюшек, развлечений, сладостей, очков, книг, зверей, пиццы, красок, ковров, костюмов.

Эргонимы с собирательными существительными (30%): мир сладостей (11), мебели (2), обуви (2), одежды (6), техники, овощей; страна мебели (2), обуви (2), одежды (2), техники, овощей; планета обуви (7), мебели (6), одежды (4), еды (2), техники, овощей, техники, краски, кормов.

Эргонимы с вещественными существительными (5%): мир кофе, пива; страна красок, кофе, лекарств; планета кофе, молока.

Эргонимы с отвлеченными существительными (25%):

мир красоты (4), здоровья (4), любви (2), музыки (2), рока, искусства, радости, везения, снов, детства; страна свободы

(2), движения (2), музыки (3), любви (2), счастья, веселья (2), красоты, мечты, детства (5), здоровья (2), планета спорта

(3), счастья (2), детства (2), радости, красоты, дизайна, комфорта, кино, моды, музыки, стиля, творчества.

Представленные результаты свидетельствуют об однотипной сочетаемости стимульных существительных.

Результаты третьего этапа эксперимента коррелируют с оценочными доминантами восприятия эргонимов, выделенными на первом этапе. В частности, описанные ассоциативные доминанты находят выражение в приведенных текстах в виде следующих лексических маркеров:

1. Намек на большой размер и богатый ассортимент заведения, большое количество товаров:

- Мир книг - большой выбор книг разных жанров, множество читающих покупателей посещают это заведение, там современная обстановка и уютная атмосфера;

- Планета красоты - салон красоты с большим количеством косметических услуг;

- Страна сказок - нравится, в ней большой ассортимент товаров для детей, приятные покупатели, милая обстановка.

2. Простота и ясность названий:

- Планета стиля - там вряд ли можно найти одежду последних коллекций, но можно найти дешевую альтернативу.

Все висит аккуратно, в соответствии с названиями и ценниками. Покупателей много;

- Страна сказок - магазин детской литературы. Много увлекательной художественной литературы для детей. Книги красиво расставлены на полочках, легко найти то, что нужно. Атмосфера уютная и беззаботная.

3. Отсутствие новизны, креативности:

- Мир канцтоваров - полки, на которых лежит много дешевых ручек, пахнет плесенью, ворчливый продавец; Мир книг - много освещения, старый и душный; Мир окон - кажется, будто в этом магазине есть все возможные виды окон, но общая обстановка и атмосфера для меня скучная и унылая;

- Планета игрушек: большой магазин, но игрушки старые, подделанные; Планета одежды - обычное заведение, с множеством дешевой одежды, покупатели - обычные небогатые люди; Планета обуви - большое помещение с большим выбором товара, недорогая обувь, деревенщина и рынок;

- Страна сумок - очень много разных сумок, но все они устаревших моделей и тусклых расцветок (как у бабушек); Страна сказок - развлекательный центр для детей, но там скучно и уныло, никогда нет посетителей.

4. Нелогичность названия, оценка лексического сочетания как неудачного:

- Планета сумок - не нравится, большой, но беспорядочно расставленный ассортимент; Страна одежды - эко-ном-маркет, где очень много всего, но валяется как попало.

Поставленная гипотеза подтвердилась. Метафорическая модель «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.», несмотря на «стертую» образность, продуктивна в эргонимии прежде всего потому, что способствует созданию у потенциальных посетителей представления о большом размере заведения, широком ассортименте товаров и разнообразии услуг - образ оказывается «рабочим», мотивировка названия простая и прозрачная.

ЛИТЕРАТУРА

Васильева, Ю. А. Прагматический потенциал регионального эр-гонимикона / Ю. А. Васильева, Е. М. Маркова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2023. - № 4. - С. 170-174. -DOI: 10.52452/19931778 2023 4 170. - EDN VCEWZN.

Вепрева, И. Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения / И. Т. Вепрева // Вопросы ономастики. - 2019. - Т. 16, № 4. -С. 168-179. - DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051. - EDN NLQEAS.

Горшкова, Т. М. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления смыслового наполнения концепта в современном национальном сознании / Т. М. Горшкова, Л. И. Ручина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2021. - № 19. - С. 109-120. - DOI: 10.26170/2411 -5827_2021_19_10. - EDN XJBPKV.

Гребенникова, Д. Е. «Живые» и «стертые» метафоры в языке публицистики / Д. Е. Гребенникова // Вестник МГУП. - 2012. - № 5. -С. 142-145.

Гридина, Т. А. Аксиологические доминанты восприятия эргони-мических номинаций: по данным ассоциативных экспериментов / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Аксиологические аспекты современных филологических исследований : тезисы докладов международной научной конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2022 г.). - Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2022. - С. 22-25.

Гридина, Т. А. Психолингвистические аспекты интерпретации игровых эргонимических феноменов / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. -

2022. - № 20. - С. 31-50. - EDN JICOYW.

Джиоева, В. П. Раскрытие этноментальной специфики языкового сознания в материалах ассоциативного эксперимента как способ исследования вербальной креативности / В. П. Джиоева // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. - 2022. - № 2. - С. 248-254. - EDN KDVTMH.

Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Же-ребило. - Изд-е 5-е, испр. и доп. - Назрань : Пилигрим, 2010. - 486 с.

Захарова-Саровская, М. В. К вопросу об эргономии / М. В. Заха-рова-Саровская // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 3 (75). - С. 187-191. - DOI: 10.21603/2078-8975-2018-3187-191. - EDN YLHLNR.

Кулакова, Н. В. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления многоплановости лексических репрезентаций окказиональных слов / Н. В. Кулакова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. - 2021. - № 2. -С. 166-174. - DOI: 10.26170/23067462_2021_02_14. - EDN COHTUJ.

Пономаренко, И. Н. Креативный потенциал эргонимов в городском ономастическом пространстве / И. Н. Пономаренко // Русский язык в образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа. II Намитоковские чтения : материалы Международной научной конференции по общей и региональной ономастике, Майкоп, 22-24 мая 2023 года. - Майкоп : ООО «Электронные издательские технологии»,

2023. - С. 160-163. - EDN JVJRPV.

Светкина, А. А. Направленный ассоциативный эксперимент как способ выявления показаний языкового сознания / А. А. Светкина // Linguistica Juvenis. - 2021. - № 23. - С. 99-111. - EDN ILMGDO.

Соколова, Т. П. Проблемы описания городского ономастикона / Т. П. Соколова // Вопросы ономастики. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 196206. - DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.1.011. - EDN YRHGVB.

Узаков, А. Х. Психолингвистическое описание семантики слова / А. Х. Узаков, Н. Р. Хакимова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2022. - № 20. - С. 355-362. - EDN APGIXS.

Хохлова, А. А. Особенности языковой игры в современных самарских эргонимах сферы «Отдых и развлечения» / А. А. Хохлова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 16, № 11. - С. 3903-3908. - DOI: 10.30853ф11Н20230596. - EDN HIXPXH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.