2024 / № 2
УДК 811.161.1'374:811.161.1'373. 2 DOI: 10.18384/2949-5008-2024-2-55-63
МОДЕЛИ НОМИНАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЕТЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Гридина Т. А.1, Коновалова Н. И.1,2
1Уральский государственный педагогический университет
620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, Российская Федерация
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Выявление лингвокреативного континуума эргонимических номинаций как особой зоны воздействия на сознание современного городского социума.
Процедура и методы. Описание эргонимических лингвокреатем осуществляется на основе структурно-семантического и мотивационного анализа, что позволяет декодировать интенцию номина-тора, репрезентированную в нестандартной языковой форме. Для верификации восприятия аксиологической установки эргонима используются данные пилотных ассоциативных экспериментов. Результаты. Представлены типология моделей и лингвокреативная техника образования эрго-нимов тематической сферы «Номинации образовательных учреждений» в свете ценностных доминант разностороннего развития личности ребёнка. Обоснована продуктивность практик языковой игры в данном кластере современного эргонимикона.
Теоретическая и/или практическая значимость. В русле лингвокогнитивного и психолингвистического подходов обосновывается имиджевая прагматическая составляющая эргонимических лингвокреатем.
Ключевые слова: аксиологические доминанты, лингвокреативная деятельность, модели номинации, эргонимы, языковая игра
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда и Правительства Свердловской области, грант № 22-28-20075 (https://rscf.ru/ project/22-28-20075).
MODELS FOR NOMINATING EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE LIGHT OF VALUE GUIDELINES OF MODERN SOCIETY
T. Gridina, N. Konovalova
Ural State Pedagogical University
ul. Kosmonavtov 26, Ekaterinburg 620091, Russian Federation
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin
620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51, Российская Федерация
prosp. Lenina 51, Еkaterinburg 620075, Russian Federation
Abstract
Aim. To identify the linguocreative continuum of ergonymic nominations as a special zone of influence on the consciousness of modern urban society.
Methodology. The description of ergonymic linguistic createmes is carried out on the basis of structural, semantic and motivational analysis, which makes it possible to decode the intention of the nominator, represented in a non-standard linguistic form. To verify the perception of the axiological setting of the ergonym, data from pilot associative experiments are used.
© CC BY Гридина Т. А . , Коновалова Н . И 2024.
Results. The typology of models and linguocreative technique of creating ergonyms of the thematic sphere "Nominations of educational institutions" in the light of the value dominants of the versatile development of the child's personality is presented. The productivity of language game practices in this cluster of modern ergonymicon is substantiated.
Research implications. In line with the linguocognitive and psycholinguistic approaches, the image-based pragmatic component of ergonymic linguistic concepts is substantiated.
Keywords: axiological dominants, linguistic creative activity, nomination models, ergonyms, language game
Acknowledgments: The current research was carried out with the financial support of the Russian Science Foundation and the Government of the Sverdlovsk Region, grant no. 22-28-20075 (https://rscf. ru/project/22-28-20075).
Введение
Эргонимическое пространство современного города представляет собой поликодовый культурный текст, своеобразно транслирующий ценностные ориентиры общественного сознания. Моделирование мировоззренческих (аксиологических) установок городского социума осуществляется, в частности, созданием целого спектра эргономинаций, «... благодаря которым активный и сознательный homo ludens был бы вовлечён в креативную деятельность по осмыслению приёма и средства <такого> воздействия» [8, с . 167]. Ср . показательное в этом отношении определение современной языковой ситуации как эпохи «массового лингво-креатива» [10, с . 83-89], что находит отражение в разного рода дискурсивных практиках социума, в том числе - в сфере номинаций, организующих пространство современного города (см., например: [1; 3; 5; 13]). При этом сам феномен лингво-креативности предполагает двухфокусную интерпретацию: как творческий процесс, запускаемый нереализованным потенциалом языка, и как проявление инициативы говорящего, связанной с преодолением языкового стандарта, что, в частности, выражается в использовании кодов языковой игры См определение языковой игры как «. особой формы лингвокреативного мышления, основанного на актуализации и ломке, переключении ассоциативных стереотипов порождения, употребления и восприятия вербальных знаков Дискурсивные практики языковой игры
моделируют особую "оптику" восприятия передаваемой информации, включая прежде всего эмоционально-оценочный вектор рефлексии адресата над дешифровкой игровой трансформы» [4, с. 246].
В методологическом плане для анализа конкретных механизмов и результатов лингвокреативной деятельности представляется существенным разграничение понятий «лингвокреатема» и «игрема» (в частности, применительно к сфере эргоно-минаций).
Как эргонимическая лингвокреатема рассматривается любая непрямая номинация городского объекта, хотя бы в своей исходной «точке» отвечающая критерию нестандартности, экспрессивности. При этом название актуализирует уже заложенный в нём ассоциативно-прагматический потенциал применительно к новому референту, моделируя имидж обозначаемого объекта в глазах потребителя. См . , например, «Вселенная талантов» (компания по организации праздников) - эргони-мическая метафора, гиперболизирующая масштаб деятельности заведения Ср компонент эргонима вселенная, в исходном значении которого уже заключён квантор всеобщности «всё мироздание, весь мир, вся земля»1; «Привереда» (магазин детской одежды) - эргонимическая лингвокреа-тема, содержащая в себе прагматическую пресуппозицию «здесь найдётся одежда на любой вкус, даже для удовлетворения
1 Вселенная // Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв . ред . Н . Ю . Шведова. М . : Азбуковник, 2007. С. 119 .
vv
2024 / № 2
капризов самого разборчивого ребёнка-привереды» .
Эргонимическая игрема - разновидность лингвокреатемы с использованием особой лингвистической техники, что требует от адресата соответствующего уровня языковой компетенции . Этот процесс представляет собой рефлексивный акт, заключающийся в соотнесении ассоциативных параметров игровой трансформы с прототипом и в декодировании / считывании импликатур, определяемых нестандартной интерпретацией словесных знаков . При этом в игровом эргониме в фокусе внимания адресата с неизбежностью оказывается парадоксальный (нестандартный) вектор его восприятия, обусловленный «наведёнными» ассоциациями. Например, «ГаврошиЯ» (магазин детских игрушек) - название, в котором использован словообразовательный код языковой игры, требующий ассоциирования слова с моделью топонимов на -ия (ср. Франция). Графическое выделение в игреме сегмента Я, соотносительного с личным местоимением, как бы включает адресата-ребёнка в круг «своих» (Гаврош и Я), ср . также возможность прочтения названия как указания на участие взрослого в совместном с ребёнком выборе игрушек
Совокупность такого рода лингвокре-атем и игрем транслирует характерную для современной языковой ситуации специфику имиджевой стратегии организации городского пространства
Один из тематических кластеров городского номинативного континуума данного типа - эргонимические лингвокреатемы и игремы, отражающие широкий вариативный репертуар развития ребёнка, характерный для современной системы основного и дополнительного образования
Рассмотрим наиболее продуктивные в этом отношении модели порождения эр-гонимических лингвокреатем и игрем на материале названий специализированных школ, центров дополнительного образования и развития г. Екатеринбурга .
Предлагаемая типология лингвокреа-тивных эргономинаций анализируемого
тематического кластера «Образовательные учреждения» включает в себя три группы, соотносительные с базовыми языковыми единицами разных уровней: лексико-се-мантического, словообразовательного, синтаксического (с учётом специфики их семантической и формальной структуры)1 [см . , например, 3; 10]. Внутри каждой группы выделяются вариативные модели эрго-нимов в зависимости от характера используемой номинатором лингвокреативной техники [5; 6].
Декодирование аксиологической установки, репрезентированной эргонимом, осуществлялось с использованием процедур структурно-семантического и моти-вационного анализа - при сопоставлении ассоциативного контекста лингвокреате-мы / игремы с узуальным прототипом В качестве дополнительного «интерпретационного инструментария» использовались данные пилотных ассоциативных экспериментов (свободного и направленного), верифицирующих восприятие эргонимов представителями разных страт городского населения (см подробное описание таких экспериментов в [2; 6; 7; 11]).
1. Лексико-семантическая модель креативных эргономинаций
Применительно к рассматриваемому кластеру «Образовательные учреждения» данная модель реализуется с использованием в качестве номинаций узуальных лексем в прямом и переносном значениях с вынесением в зону актуального смысла семантических параметров оценки организации и результативности / успешности образовательного процесса Лингвокреативная техника создания таких номинаций включает в себя следующие варианты:
- символическое употребление оценочно коннотированных слов: «Аксиома» - школа развития для детей старшего
1 См . , например, [9]; Герасименко Н . А . , Леденёва В . В ., Шаповалова Т. Е . Русский язык: простое и сложное: учебное пособие для образовательных учреждений с углублённым изучением русского языка и литературы. М. : Диона, 2014. 564 с .
дошкольного возраста . Название символически транслирует идею получения необходимых для дальнейшего развития личности азов знаний См : аксиома «исходное положение, лежащее в основе доказательств истинности других положений»1 Ср. названия школ развития «Кругозор», «Максимум», «Перфект», несущие символику высокого качества знаний и стремления к самосовершенствованию. Так, в ходе пилотных экспериментов по восприятию данных эргонимов респондентами учительской аудитории нами были получены, в частности, ассоциаты мышление, незаурядный, энциклопедический, широта, интеллект, ум - на стимул кругозор; интенсивность, убедительность, абсолют, достигать, возрастать, высший уровень -на стимул максимум; совершенный, самый лучший, без ошибок, идеальный, идеал - на стимул перфект
К данной группе лексико-семантиче-ских лингвокреатем можно отнести и эрго-нимы, в составе которых отмеченная выше символика получает конкретное воплощение в виде номинаций лиц, обладающих выдающимися умственными способностями и широким кругозором Таковы, например, названия центров работы с одарёнными детьми: «Вундеркинд», «Отличники», «Первооткрыватели», «Эрудит», «Гений», «Корифей» и др ;
- обыгрывание многозначности слова, в том числе в метафорическом регистре: например, «Классики» (школа развития) -эргоним, отсылающий одновременно к пресуппозициям «детская игра в классики», «переход из класса в класс» и к значению слова классик - «признанный деятель науки, литературы, культуры и т п »2 Эргонимом метафорически намечена перспектива развития ребёнка в процессе обучения. Аналогичный мотив несут в себе эргонимические метафоры типа «Лесенка
1 Аксиома // Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв ред Н Ю Шведова М : Азбуковник, 2007 С 9
2 Классик // Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв ред . Н . Ю . Шведова. М. : Азбуковник, 2007. С. 338.
успеха», «Пять ступенек», «Ключ личности», «Точка роста» и т. п . Отдельно выделим группу эргонимических метафор, маркирующих детские образовательные учреждения как особую зону (территорию) развития ребёнка: «Школа знаний», «Школа Екатеринбург - Париж» (работа по программе академической мобильности, в рамках которой школьники могут проходить обучение в странах-партнёрах), «Мастерская Знаек», «Академия от А до Я», «Академия маленьких интеллектуалов», «Резиденция детства», «Технополис», «Корпорация гениев», «Остров достижений», «Королевство детства», «Планета знаний», «Созвездие XXI века» и др . Совокупность таких названий в эргони-миконе Екатеринбурга «выстраивается» в своеобразный градационный ряд, расширяющий образовательное пространство до планетарных масштабов Среди таких номинаций представлены как уже во многом «стёртые», растиражированные, «отработанные» эргонимические метафоры, так и более современные, отвечающие «языковому вкусу эпохи» [7, с. 11]: корпорация, технополис, резиденция и др . ;
- обыгрывание разного рода прецедентных феноменов (имён, высказываний, ситуаций): «Одиссея успеха» (школа развития) - отсылка к известному мифологическому сюжету, связанному с идеей преодоления трудностей на пути к достижению поставленной цели; «Эврика» (школа развития интеллекта) - отсылка к ситуации научного открытия, восклицание, ставшее общеупотребительным для выражения радости или удовлетворения в случае нахождения выхода, разрешения трудной задачи или возникновения удачной идеи; «Лукоморье» (частная школа с 1 по 11 класс); «Кот учёный» (талант-клуб: скорочтение, ментальная арифметика) - отсылка к известной цитате из произведения А. С . Пушкина, имеющей символический смысл вхождения в сказочное пространство неизведанного, что применительно к сфере образования приобретает функцию вовлечения ребёнка в процесс познания; «Обыкновенное чудо» (центр развития ре-
vssy
ISSN 2949-5016
Отечественная филология
2024 / № 2
бёнка) - буквализация значения прецедента, названия пьесы Е. Шварца, в свете его референтной привязки к обозначению заложенной в каждом ребёнке гениальности Ср игровую квазиантонимическую трансформу «Необыкновенное чудо» (о неординарных способностях ребёнка как название школы развития): в данном эргониме при обыгрывании метафорического оксюморона «Обыкновенное чудо» намеренно отождествляются оппозиты обыкновенный - необыкновенный, при этом имеется в виду мысль о заложенном в каждом ребёнке потенциале гениальности; «Щ-007» (центр интеллектуального развития для старшеклассников) - игрема, содержащая аллюзию на детективный сюжет с известным персонажем, агентом 007, обладающим высоким интеллектом и способным принимать нестандартные решения в самых невероятных ситуациях Считывание заданной импликатуры делает эргоним интересным для ребёнка, увлечённого подобного рода литературой и склонного к решению «запутанных задач» В пилотном эксперименте с учащимися 9-11 классов представлены, например, показательные в плане опознания прототипа и мотивации этого эргонима ассоциаты: секретный агент, разведка, шпионский, расследовать, быстро соображать, учат решать сложные задачки.
2. Словообразовательные эргонимические лингвокреатемы и игремы
Это самый продуктивный тип эргони-мов данного тематического кластера, реализующий как традиционные, так и новые игровые модели эргонимического лингво-креатива:
- эргонимические диминутивы с
уменьшительно-ласкательными формантами -к- / -ичк- / -ёнок- / -ик- / -инк-: «Умничка», «Вундеркиндики», «Полиглотики», «Глаголики», «Умнёнок», «Буковка», «Успешка», «Успешинка» (школы развития); «Айтишка» (центр обучения 1Т-технологиям); «Пифагорка» - дери-
ват прецедентного характера как название образовательного центра, где изучают ментальную арифметику;
- онимизация апеллятива с использованием антропонимического форманта, представленного в гипокористиках (уменьшительных формах имён собственных): «LogoША» (центр развития речи) -графодериват [9] от усечённой основы латинского logos («слово») с присоединением русского антропоформанта -ш(а); «Акадеша» - от академик, в игровом ключе имитирующее гипокористики типа Аркаша, Алёша и т. п . ;
- омофоническое переразложение морфемной структуры узуального слова, придающее ему новую игровую мотивацию: «ЛогопедиЯ», «ПсихологиЯ» (центры развития речи и психологического сопровождения ребёнка в процессе обучения). Графическое выделение в составе этих эргонимов сегмента Я, соотносимого с личным местоимением, позволяет прочитывать слово как Логопед и Я, Психолог и Я, акцентируя мотив совместной деятельности специалиста и ребёнка на пути к успеху; ср окказиональные графодери-ваты с использованием того же принципа игрового омофонического прочтения слова: «ТалантиУМ» - центр развития ребёнка, «СтартУМ» - центр дополнительного образования, «ОлимпиЯ» - школа развития. В такого рода эргонимических игремах транслируется идея интеллектуального и физического развития ребёнка как условия достижения поставленной цели . К этой группе примыкают и эргони-мы типа «Навыкум», «Униум» (школы развития), не являющиеся графодериватами, однако потенциально содержащие в себе возможность восприятия финали -ум как существительного (навык + ум; уникальный + ум). Подобная модель обыгрывания морфемной структуры слова с использованием графических средств актуализации словообразовательного значения префикса представлена и в эргонимах типа «Со-творение» (центр развития ребёнка), «Со-дружество» (семейная школа), где педалируется идея работы в команде, дости-
жения результата коллективными усилиями как условия успешной социализации и формирования личности ребёнка
Ещё одним вариантом эргонимов рассматриваемой модели является омофоническое обыгрывание имён собственных, в том числе прецедентных. Например: «Эйн&Штейн» - детский клуб, где углублённо изучаются технические дисциплины - физика, химия, математика. В данном эргониме, расчленённом на две псевдофамилии амперсандом (в значении соединительного союза и), легко прочитывается прототип - имя известного физика Альберта Эйнштейна, которое выступает эталоном гениальности . Очевидно, по замыслу номинаторов, это должно привлечь одарённых детей к занятиям в данном учреждении и «выступает залогом» высокого качества получаемых знаний;
- эргонимические модели сложения и контаминации представлены разными лингвокреативными техниками:
а) сращение и субстантивация разговорных форм повелительного наклонения с частицей -ка как приём прямой мотивации адресата к активному действию - овладению знаниями: «Познавайка», «Познайка», «Развивайка» (школы развития). К данным эргонимическим игремам примыкают названия, образованные способом сращения двух словоформ императива: «Пишичитайка» (пиши + читай-ка), «ЧитайДумай», а также номинации, образованные соединением субстантивированного императива и оценочного существительного, подчёркивающего высокое качество услуг образовательного учреждения «Чудо-обучайка»;
б) сложение слов: «Мега&Мозг», «Супермозг» (центры интеллектуального развития), «Арт-этюд» (общеобразовательное учреждение интегрированного типа, многопрофильный центр общего и художественного образования для детей), «Смарт-школа» (частная школа полного дня), ср. англ. smart - «сделанный с умом, удобный», что применительно к обозначению данного объекта постулирует идею хорошо организованного, комфортного
для ребёнка и удобного для родителей режима работы с детьми в течение всего дня;
в) сложение по модели «основа (в том числе усечённая) + слово» при помощи соединительных гласных: «Англокроха» (школа раннего обучения английскому языку) -в названии представлен положительно окрашенный разговорный коррелят обозначения маленького ребёнка; «Робокод», «Робоарт» (технополисы с обучением робототехнике). Приведённые примеры акцентируют актуальные для современного образования тенденции ранней специализации ребёнка и возможностей выбора разнообразных занятий по интересам;
г) сложение с аббревиацией: «IQ-центр» (центр подготовки к ОГЭ и ЕГЭ), «РЯйдетство» (детский развивающий центр). Мотивация первой части эргони-ма допускает вариативную дешифровку: восприятие PRO как части латинского выражения pro et contra «за и против» и как русского разговорного предлога про в значении «о ком-чём-л . ». Соответственно мотивация данной эргонимической игре-мы отсылает к ассоциативной доминанте всестороннего охвата детства как времени формирования личности, заботы о физическом, познавательном и духовном развитии ребёнка;
- игровые модели эргонимической номинации с использованием суффиксальных топоформантов: «Ла-ла-виль» (центр развития речи), «Смайлвиль» (клуб детского творчества) - стилизация структуры английских топонимов с финалью Ville, обозначающей место, небольшой населённый пункт. В данном случае лексическое наполнение модели (звукоподражательный мотиватор ла-ла-ла и эмотив смайл «улыбка») придаёт эргонимам смысл «место, где создана комфортная образовательная среда для общения с ребёнком»; «Говоринбург» (центр развития речи) - игровой эргоним, созданный с использованием иноязычного топоформанта -бург;
- игровая антонимическая модель префиксальной эргономинации: «НЕментальная арифметика» (студия каллиграфии и скорочтения), «НЕшкола»
V6V
2024 / № 2
(сеть детских музыкальных образовательных центров), «НЕлагерь» (группа продлённого дня) . Данные названия фокусируют внимание на противопоставленности указанных образовательных учреждений освоению только обязательной школьной программы, привлекая ребёнка к расширению сферы его познавательных интересов и увлечений;
- словообразовательные эргонимы, созданные по принципу рифмовок-отзвучий, имитирующие особенности игрового детского фольклора и молодёжного жаргона: «Галка-обучалка» (центр развития ребёнка). Эргономинации такого типа вписываются в жанровый регистр считалок, шутливых дразнилок, потешек Интересен в этом отношении игровой эр-гоним «СдамЭкзам» (школа подготовки к ОГЭ и ЕГЭ), который, в частности, имитирует сокращения, принятые в регистре неформального общения интернет-коммуникации
3. Синтаксические модели номинаций образовательных учреждений
Новый, активно развивающийся ресурс современного игрового эргоними-кона. Например: «Смекай», «Стань умнее», «Учусь учиться» (школы развития); «Говори легко», «А поговорить?», «Говорю и слушаю», «Говорить интересно!» (центры развития речи); «Думай как инженер» (техношкола) и т. п . Такого рода модели представляют собой «лексикализацию коммуникативных структур» [12], игровая экспрессия которых определяется их номинативной нестандартностью: дискурсивной привязкой, характеризующей не сам обозначаемый объект, а интенцию но-минатора, переданную как некий императив или реплика потенциального достраиваемого диалога Типичный же эргоним традиционно соотносится с указанием на свойства обозначаемого объекта или с их оценкой
Заключение
Анализ эргонимического контента в свете его воздействующего потенциала на городской социум со всей очевидностью передаёт динамику современной языковой ситуации, в которой ярко выражено лингвокреативное начало . Представленный тематический кластер «Номинации образовательных учреждений г Екатеринбурга» весьма показателен в этом отношении: эргонимы данной сферы в большинстве своём имеют характер линг-вокреатем и игрем (игровых трансформ), которые фокусируют актуальные аспекты воздействия названия объекта на адресата
В ходе мотивационной интерпретации структурно-семантических особенностей единиц описываемой группы были выделены три основных модели порождения лингвокреативных эргономинаций (лек-сико-семантическая, словообразовательная и синтаксическая) и их вариативные разновидности. Каждая из этих моделей транслирует интенцию номинатора с помощью специфических средств новой когнитивной обработки некоего «опознаваемого» прототипа, что моделирует его нестандартный (в том числе игровой) ассоциативный контекст
Лингвокреативная техника создания рассмотренных эргонимов акцентирует актуальные для современной сферы образования «тренды» Названия развивающих центров, детских клубов по интересам, технополисов и др отражают ценностные ориентиры личностного роста ребёнка: развитие интеллекта (см , например, «ТалантиУМ», «СтартУМ», «Навыкум»); игровое начало обучения («Галка-обучалка», «Чудо-обучайка»); ранняя специализация («Англокроха», «Айтишка»), мультимодальность развития детей («Арт-этюд», «Робоарт», «Эйн&Штейн») и т. д.
Информативно-ориентировочная функция эргонимических лингвокреатем и игрем теснейшим образом взаимодействует с их аттрактивной функцией, имеющей во многом рекламный характер
Статья поступила в редакцию 29.01.2024.
2024 / № 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекасова Е. Н . Языковое пространство Оренбуржья . Brno: Tribun EU, 2022. 255 с .
2 . Ваулина И . А. , Краснопёрова Е. С. Прагматические векторы эргонимической номинации: экспе-
риментальные данные // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система . Личность: Лингвистика креатива . 2022. № 2 . С. 458-468.
3 . Голомидова М. В . Современная урбанонимическая номинация: стратегические подходы и прак-
тические решения // Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 3 . С. 185-203. 4. Гридина Т. А . Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 1. С. 243-257. 5 . Гридина Т. А . , Коновалова Н . И . Лингвокреативный потенциал эргономинаций в аспекте их порождения и восприятия: экспериментальное исследование // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2 (52). С. 30-45.
6. Коновалова Н . И . Перцептивные образы сознания в свете данных «Русского ассоциативного словаря» // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: материалы Международной научной конференции, Екатеринбург, 28-30 сентября 2016 г. М. ; Екатеринбург: Фабрика комиксов: Кабинетный учёный, 2016 . С. 130-136.
7 . Костомаров В . Г. Языковой вкус эпохи . М . : Педагогика-пресс, 1994. 247 с .
8 . Леденёва В. В . Норма как мерило лингвокреативности // Уральский филологический вестник.
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2022. № 2 . С. 167-176.
9 Попова Т В Новое в изучении графодеривации // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / под ред Т А Гридиной Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018 С 229-269
10 . Ремчукова Е. Н . Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта // Вестник Российского уни-
верситета дружбы народов . Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013 . № 2 . С. 83-89.
11 . Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021) / науч . ред. Е. Ю. Мягкова,
И . А . Стернин, Н . В. Уфимцева. М . : Институт языкознания Российской академии наук, 2021. 626 с.
12 . Шмелёва Т. В. Коммуникативные единицы на городских вывесках // Русский язык за рубежом.
2017. № 5 . С. 14-18 .
13 . Шмелёва Т. В. Стилистика городского ономастикона как фактор креативности // Лингвистика
креатива-5 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022 С 342-362
REFERENCES
1. Bekasova E. N . Yazykovoe prostranstvo Orenburzh'ya [Language Space of the Orenburg Region]. Brno, Tribun EU Publ., 2022. 255 p .
2 . Vaulina I . A . , Krasnoperova E. S . [Pragmatic Vectors of Ergonymic Nomination: Experimental Data]. In:
Ural'skij filologicheskij vestnik. Seriya: YAzyk. Sistema. Lichnost': Lingvistika kreativa [Ural Philological Herald. Series Language . System . Personality: the Linguistics of Creativity], 2022, no . 2, pp. 458-468.
3 . Golomidova M. V. [Modern Urban Naming Practices: Strategic Approaches and Practical Solutions]. In:
Voprosy onomastiki [Problems of Onomastics], 2017, vol. 14, no. 3, pp. 185-203. 4. Gridina T. A . [Language Game in Ergonymic Nominations: Provocativeness and Emotional and Communicative Reception]. In: Quaestio Rossica, 2023, vol . 11, no . 1, pp. 243-257.
5 . Gridina T. A . , Konovalova N . I . [Linguocreative Potential of Ergonominations in the Aspect of
Their Generation and Perception: an Experimental Study]. In: Voprosy psiholingvistiki [Questions of Psycholinguistics], 2022, no . 2 (52), pp. 30-45.
6 . Konovalova N . I . [Perceptive Images of Consciousness according tothe "Russian Associative Dictionary"].
In: Novaya Rossiya: tradicii i innovacii v yazyke i nauke o yazyke: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Ekaterinburg, 28-30 sentyabrya 2016 g. [New Russia: Traditions and Innovations in Language and the Science of Language: Materials of the International Scientific Conference, Yekaterinburg, September 28-30, 2016]. Moscow, Ekaterinburg, Fabrika komiksov Publ. , Kabinetnyj uchyonyj Publ. , 2016, pp. 130-136.
7 . Kostomarov V. G . Yazykovoj vkus epohi [Language Taste of the Era]. Moscow, Pedagogika-press Publ. ,
1994 247 p
8 . Ledeneva V V. [Norm as a Yardstick of Linguocreativity]. In: Ural'skij filologicheskij vestnik. Seriya: Yazyk.
Sistema. Lichnost': Lingvistika kreativa [Ural Philological Bulletin . Series: Language . System . Personality:
2024 / № 2
Linguistics of Creativity], 2022, no. 2, pp. 167-176.
9 . Popova T. V. [New in the Study of Graph Derivation]. In: Gridina T. A. , ed. Lingvistika kreativa-4
[Creative Linguistics-4]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ. , 2018, pp. 229-269.
10 . Remchukova E. N. [Mass Linguocreativity: Surmounting Standards]. In: Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya
yazyka. Semiotika. Semantika [RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics], 2013, no . 2, pp . 83-89.
11. Myagkova E. Yu. , Sternin I . A. , Ufimceva N. V. , eds. Rossijskaya psiholingvistika: itogi iperspektivy (19662021) [Russian Psycholinguistics: Results and Prospects (1966-2021)]. Moscow, Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences Publ. , 2021. 626 p .
12 . Shmeleva T. V. [Communicative Units on City Signs]. In: Russkij yazyk za rubezhom [Russian Language
Abroad], 2017, no. 5, pp. 14-18 .
13 . Shmelyova T. V. [Stylistics of the Urban Onomasticon as a Factor of Creativity]. In: Gridina T. A . , ed.
Lingvistika kreativa-5 [Creative Linguistics-5]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ . , 2022, pp 342-362
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гридина Татьяна Александровна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета; e-mail: tatyana_gridina@mail. ru
Коновалова Надежда Ильинична - доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета, профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся Уральского федерального университета имени первого Президента России Б . Н . Ельцина; e-mail: sakralist@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tatiana A. Gridina - Dr. Sci. (Philological Sciences), Prof. , Head of the Department of General Linguistics and the Russian Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia e-mail: tatyana_gridina@mail. ru
Nadezhda I. Konovalova - Dr. Sci. (Philological Sciences), Prof. , Prof. , Department of General Linguistics and the Russian Language, Ural State Pedagogical University; Prof, of Department of Russian for Foreign Students, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N . Yeltsin; e-mail: sakralist@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Гридина Т. А . , Коновалова Н . И. Модели номинации образовательных учреждений в свете ценностных ориентиров современного общества // Отечественная филология . 2024. № 2 . С. 55-63. DOI: 10.18384/2949-5008-2024-2-55-63
FOR CITATION
Gridina T. A . , Konovalova N. I . Models for Nominating Educational Institutions in the Light of Value Guidelines of Modern Society. In: Russian Studies in Philology, 2024, no . 2, pp . 55-63. DOI: 10.18384/2949-5008-2024-2-55-63