Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216).
История. Вып. 43. С. 17-22.
И. В. Антонов
СТРАНА БАШКИР И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ВЕЛИКОЙ ВЕНГРИЕЙ
В статье анализируются сведения средневековых письменных источников о стране башкир и ее соседях. Показано, что географические координаты страны башкир совпадают с географическими координатами Великой Венгрии, так как эти страны находились в окружении одних и тех же народов.
Ключевые слова: башкиры, венгры, мадьяры, страна башкир, Великая Венгрия, письменные источники, эпоха средневековья.
Данная статья представляет собой попытку определить географические координаты страны башкир в эпоху средневековья на основании сведений письменных источников о башкирах и соседних с ними народах. В связи с имеющим место в источниках фактом отождествления территории Башкирии с Великой Венгрией представляется целесообразным одновременно рассмотреть вопрос об ареале обитания венгров и башкир. Вопрос о длительности пребывания венгров на Южном Урале в историографии обычно связывается с определением времени их появления к западу от Волги. М. И. Артамонов констатирует, что «никаких сведений о мадьярах-венграх в Причерноморье ранее IX в. нет»1. Из этих же данных исходил Р. Г. Кузеев, который отвергал гипотезу о проживании венгров в У-УШ вв. на Северном Кавказе2. Гипотеза «кубанской прародины» венгров подверглась критике и в зарубежной историографии3. Напротив, Н. А. Мажитов и А. Н. Султанова считают, что мадьярские племена появились в степях Восточной Европы не позднее начала VI в.4 В то же время авторы отмечают: «Следы пребывания венгерских племен в степях Восточной Европы У1-1Х вв. и более ранних веков остаются пока не выявленными, и ограничивать их поиски только территорией Южного Урала нет никаких оснований»5. К сказанному следует добавить, что отрицать факт проживания венгров на Южном Урале до IX в. тоже нет никаких оснований.
Выражение «страна башкир» впервые было употреблено посетившим ее в середине IX в. арабским путешественником Салламом ат-Тарджуманом6. В 922 г. страну башкир посетил Ибн Фадлан7. Он попал «в страну народа турок, называемого аль-Башгирд»8. Это скорее название страны, нежели народа. Крупнейший арабский географ XII в.
ал-Идриси использует выражения «страна басджиртов»9, «земля басджиртов»10, «область басджиртов»11. К шестой секции шестого климата он относит «часть страны Басджирт»12, а к седьмой секции того же климата - «территории стран внутренних и внешних басджиртов»13. Вместе эти две страны образуют страну басджиртов, занимающую большую, но редконаселенную территорию. Расстояние между центрами этих двух стран определяется в одиннадцать дней или переходов14. Продолжение описания страны Басджирт содержит седьмая секция седьмого климата15. Такая разбросанность в описании этой страны сама по себе свидетельствует о большой протяженности Башкирии. Наименование «страна басджиртов» было воспринято Ибн Саидом и Абу-л-Фидой16.
Юлиан (XIII в.) сообщает о «стране венгров», найденной им на востоке17. Эту страну он называет Великой Венгрией18. В «Тайной истории монголов» термин ‘Бачжигит’ используется одновременно в значении ‘страна’ и ‘народ’19. Плано Карпини знает землю или страну под названием «Баскарт, то есть великая Венгрия»20. Бенедикт Полоний, спутник Плано Карпини, пишет о стране Баскурд, также отождествляя ее с Великой Венгрией21. Рубрук в числе стран северной стороны называет Паскатир (Башкирию), то есть Великую Венгрию22. Он же говорит «о земле Паскатир»23. Рашид ад-Дин (начало XIV в.) пишет о стране башкир24 или об области башкир25. Иоганка венгр шесть лет прожил в Баскардии26. Ал-Омари (первая половина XIV в.) знает область Башкирд27. Он же пишет о «земле Башкырдов»28. Шереф ад-Дин Али Йезди (первая половина XV в.) упоминает землю башкирдов в числе областей и мест «того края», т. е. Дешт-и Хазара или Дешт-и Кыпчака29. Страна башкир упомина-
ется в «Родословии тюрков» (не ранее середины XV в.)30. В русской летописи Башкирская земля впервые упоминается под 1469 г.31 Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» (1517 г.) упоминает область (или страну) под названием Башкирия32. Лубсан Данзан (XVII в.) в «Алтан тобчи» («Золотом сказании») упоминает страну народа баш-мир (башкир)33. Абу-л-Гази в «Родословном древе тюрков» упоминает государство баш-курдов34. Таким образом, такие понятия, как ‘страна башкир’, ‘область башкир’, ‘земля башкир’, ‘государство башкир’, ‘Башкирия’ в представлении средневековых авторов были столь же реальными, как и народ башкиры35.
Б. Н. Заходер выделяет два некритически смешавшихся слоя сведений в характеристике мадьяр арабо-персидскими авторами IX-X вв. К старому слою сведений относится определение границ мадьяр «между страною печенегов и страною а.с.(ш)к.л из булгар», а к новому
- их локализация у Черного моря и Дуная, в соседстве со славянами и русами, болгарами и моравами36. Ибн Русте сообщает: «Между землею Печенегов и землею болгарских Эсегель лежит первый из краев мадьярских»37. Из Ибн Русте и Гардизи известно, что волжские булгары состоят из трех классов: Барсул, Аскал и Булкар, «и они все живут в одном месте»38. Если «болгарские эсегели» «были племенами или жившими в пределах Волжской Болгарии, или непосредственно с ней граничившими», а территория «Заволжской Печенегии», простиравшаяся до Южноуральских гор и Мугоджар на востоке, включала «и южные, степные районы современного Башкортостана», то «первый из краев Мадьярских» - это «современный Башкортостан в его приуральской лесостепной части»39. Распространенные там могильники караякуповского типа (VIII-IX вв.) обнаруживают высокое сходство с могильниками венгров периода завоевания Родины на Дунае, что позволяет сделать вывод об этнокультурном родстве их носителей40.
Однако на рубеже IX-X вв. ситуация была уже иной. Она и получила отражение в позднем слое сведений о мадьярах. А на их прежнем месте уже жил другой народ. Джейхани (900 г.) помещает внутренних башкир в 10 днях от гор и в 25 днях от булгар41. Известно. что труд Джейхани послужил одним из источников Идриси, у которого слово «горы» заменено именем печенегов42. Горы печенегов, по мнению Б. А. Рыбакова, следует ви-
деть в Жигулевских горах по правому берегу Волги у Самарской Луки43. Но где же в таком случае жили башкиры: на правом или на левом берегу Волги? Вопрос проясняют сведения Ибн Фадлана, который помещает башкир в Заволжье, между печенегами, жившими у оз. Челкар, к северу от гузов, и булгарами44. Ал-Балхи (850-934) пишет, что «от внутренних Башджардов до Болгара 25 дней»45. Одно из их племен «живет на самой границе Гуззия
- то есть, Гузов-Куман - близ Болгар»46. Упоминание куман, очевидно, является позднейшей вставкой, но оно показательно в том плане, что южная граница башкир не изменилась, а их соседями вместо гузов стали кып-чаки, которые на южных отрогах Уральских гор проводили лето47.
Таким образом, соседями башкир последовательно были печенеги, гузы и кыпчаки, место обитания которых связывается с горами. В этих горах гораздо логичнее видеть Уральские, а не Жигулевские горы, так как
об обитании башкир в Предволжье сведений нет. Печенеги и пришедшие им на смену другие кочевые народы, расселявшиеся близко к Уралу, использовали предгорья Урала в качестве летних пастбищ48. Арабский автор XIII в. ал-Казвини отмечает, что седьмой климат «проходит по горам Башкырт, к пределам ал-Баджанак»49. Горы башкир здесь, таким образом, упоминаются поблизости от страны печенегов. Ибн Саид ал-Магриби (XIII в.) упоминает «гору Аскасийа, простирающуюся с севера на юг». «В окрестностях этой горы находится страна ал-Куманиййа». Главный город этой страны находится на горе Тагура50. Абу-л-Фида (XIII-XIУ вв.) повторяет эти сведения с той лишь разницей, что у него названа «страна ал-Каманиййа»51. Б. Е. Кумеков гору Аскасийа отождествляет с Уральскими горами, а гору Тагура с Мугоджарами, находящимися на незначительном отдалении к юго-востоку от Урала. По этим сведениям, датируемым IX-X вв., «куманы расселялись в пространстве между северными приаральски-ми степями и предгорьями Южного Урала. К югу от них находились огузы, на западе
- печенеги, на северо-западе - булгары, на северо-востоке - кыпчаки»52. К сказанному можно добавить, что к северу от куманов находились башкиры, область расселения которых совпадала с Уральскими горами.
Живший в одно время с ал-Балхи ал-Истахри тоже помещает башкир между
гузами и булгарами53. Он же отмечает, что «от Бажгирд до внутренних булгар 25 остановок»54. Ситуацию более раннего времени отражает автор второй половины Х в. Ибн Хаукал: «От печенегов внутренних к области башкирдов - десять дней, а от башкир-дов к булгарам - двадцать пять переходов»55. На карте мира из труда Ибн Хаукала к юго-востоку от башджиртов указаны печенеги, а к северо-западу - булгары56. Этот автор также отмечает, что гузы, живущие между Хазарским (Каспийским) морем и Хорезмским (Аральским) озером, соседят на севере с народом башкард57. Противоречивая информация содержится и в сочинении ал-Идриси, который в шестой секции шестого климата пишет: «От баджанаков [печенегов. - И. А.] до внутренних басджиртов десять дней, а от последних до Булгара [название города. - И. А.] двадцать пять дней»58. Якут (XIII в.) расстояние «от Булгара до Башджирд» исчисляет в «двадцать пять переездов»59. В предании «Булгары и башкиры» дорога от башкир до булгар определяется в «пятнадцать-двадцать дней»60. Но в седьмой секции шестого климата ал-Идриси отмечает, что басджирты «живут у края страны гузов, недалеко от булгар». При этом «они имеют убежище в неприступных горах»61. В предании «Бурзяне во времена ханов» при описании событий монгольского нашествия сказано: «Местные жители скрывались от ханских воинов в горных ущельях»62. В предании «Жизнь Салавата» отмечается, что, потерпев поражение, Салават «долго скрывался в горах и ущельях»63. Очевидно, в горах Южного Урала башкиры скрывались в случае нападения врагов, но нет оснований полагать, что они там постоянно жили. Таким образом, на границах страны башкир находились гузы, булгары и горы. Где же находился «край страны гузов»? В пятом климате Идриси пишет о реке Мора, находящейся севернее Аральского моря и разделяющей страны башкир и гузов64. Речь, несомненно, идет
о реке Яик, ныне называемой Урал. Из Ибн Фадлана также следует, что между гузами и башкирами находилась река Урал65. Итак, местом обитания внутренних башкир было лесостепное Приуралье.
Венгерский миссионер Юлиан в 30-х гг. XIII в. нашел венгерскую прародину, где жили его соплеменники, говорившие на чистом венгерском языке, в двух дневках пути от одного большого булгарского города, по
всей видимости, столицы страны66. Одна дневка соответствует двум с половиной дням пути67. Значит, Юлиан находился в пути 7-8 дней. О восточных венграх он пишет, что татары живут по соседству с ними. Татарское войско находилось «тогда там же по соседству, в пяти дневках оттуда»68. Это составляет примерно 15 дней пути. Отсюда следует, что координаты расселения восточных венгров и башкир не вполне совпадают. Башкиры живут в 25 днях (или даже переходах) от булгар, тогда как венгры к ним значительно ближе. В то же время башкиры живут в 10 днях от обитателей степной полосы, а венгры несколько дальше. Если перевести эти расстояния в километры (3 дня пути = 100 км), то получится, что башкиры находились почти на 600 км дальше от булгар, чем венгры, а венгры находились на 160-170 км дальше от обитателей степной полосы, чем башкиры. В таком случае юлиановских «венгров» можно считать носителями чияликской культуры, памятники которой расположены в Камско-Бельско-Икском междуречье69, т. е. довольно близко от ареала расселения булгар, а башкиры находились где-то южнее или восточнее. При этом те и другие находились в одинаковых географических рамках: между булгарами и татарами, т. е. золотоордынским населением степной полосы, где раньше последовательно жили печенеги, огузы и кыпчаки. Конечно, носители чияликской культуры не сознавали себя «венграми», как их умышленно называли сами венгры, и не называли свою страну «Великой Венгрией»70, но, поскольку их угорскую этническую принадлежность можно считать установленной71, вполне вероятно, что язык, на котором они говорили, мог быть понятен Юлиану.
Плано Карпини упоминает о баскар-тах (башкирах), то есть Великой Венгрии72. Никакого отождествления башкир с венграми здесь нет, так как последние не упоминаются. Баскарт - понятие этническое, а Великая Венгрия - географическое. Таким образом, башкиры живут в стране, имеющей название Великая Венгрия.
Особенно интересна следующая цитата из Плано Карпини: «С севера же к Комании, непосредственно за Руссией, Мордвинами и Билерами, то есть великой Булгарией, прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия; за Баскартами Паросситы»73, жившие от них «дальше к северу»74. И здесь Великая Венгрия
Географические координаты страны башкир - «Великой Венгрии»
Автор Расположение страны башкир - «Великой Венгрии»
Ибн Русте Между печенегами и булгарскими эсегелями
Джейхани Между горами и булгарами
Ибн Фадлан Между печенегами и булгарами
Ал-Балхи Между гузами (куманами) и булгарами
Ал-Истахри Между гузами и булгарами
Ибн Хаукал Между печенегами и булгарами
Ал-Идриси (шестая секция шестого климата) Между печенегами и Булгаром
Ал-Идриси (седьмая секция шестого климата) Между гузами, булгарами и горами
Юлиан Между булгарами и татарами
Плано Карпини Между Команией, Булгарией и паросситами
Рубрук Между Булгарией, татарами и Западной Сибирью
Ибн Халдун Между Булгаром и Джулыманом
помещена между булгарами и обитателями степного Заволжья, хотя появляется третий ориентир - паросситы, соотносимые с этнонимом ‘пор’75. Угорское население фратрии пор преобладало в Удмуртском Прикамье, где находятся святилище Чумайтло и другие памятники76.
Рубрук называет Моксель, великую Булгарию и Паскатир, т. е. великую Венгрию, в числе стран северной стороны, которые повинуются татарам77. Страна Паскатир «соприкасается с запада с Великой Булгарией»78. В то же время некие бедные народы, живущие в северной стороне, соприкасаются на западе «с землею Паскатир, а это - Великая Венгрия»79. Таким образом, появляется еще и четвертый ориентир, в котором можно видеть угорское население Западной Сибири. Этот ориентир находит подтверждение у ал-Омари, который, со ссылкой на Хасана Эрруми, пишет, что страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам80. Ибн Халдун (XIV-XV вв.) область Башгирд помещает между Булгаром и Джулыманом81.
На карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. под заголовком Hungaria Magna сделано пояснение: «.. .те, кто живут здесь, зовутся Башкиры и входят в империю Татар, они не испытывают недостатка пищи». Еще ниже, под пояснением, сделана надпись «Bastarci», т. е. башкиры82. Таким образом, Великой Венгрией называлась венгерская прародина, которую венгры покинули в IX в. Это название закрепилось за страной башкир, которые к венграм никакого отношения не имели. Вместе с тем в лесостепном Приуралье дол-
гое время сохранялся угорский компонент населения. Угры, которых Юлиан принял за оставшихся на прежней родине венгров, жили рядом с башкирами, но отдельно от них. Впоследствии они были исламизирова-ны и тюркизированы и влились в состав татарского и башкирского этносов.
Примечания
1 Артамонов, М. И. История хазар. СПб., 2001. С. 458.
2 См.: Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа : этнический состав, история расселения. М., 1974. С. 403-404.
3 См.: Мольнар, Э. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа // Studia Historica Academia Scientiarum Hungarica. 13. Budapestini, 1955. С. 96-97.
4 См.: Мажитов, Н. А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века / Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова. Уфа, 1994. С.133.
5 Там же. С. 134.
6 Пантусов, Н. Н. Сведения арабских географов о средней Азии // Изв. О-ва археологии, истории и этнографии при Императ. Казан. ун-те. Т. XXV, вып. 5. Казань, 1909. С. 96.
7 См.: Ковалевский, А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922 гг. Харьков, 1956. С. 121.
8 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М. ; Л., 1939. С. 65.
9 Кузеев, Р. Г. Указ. соч. С. 135.
10 Бейлис, В. М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраи-
не русских земель // Древнейшие государства на территории СССР : материалы и исслед. 1982 г. М., 1984. С. 217.
11 Коновалова, И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М., 1999. С. 84.
12 Коновалова, И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М., 2006. С. 117.
13 Там же. С. 122.
14 См.: Macartney, C. A. The Magyars in the Ninth Century. Cambridge, 1930. P. 222-223; Коновалова, И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. С. 124.
15 См.: Коновалова, И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. С. 128.
16 Коновалова, И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М., 2009.С. 174.
17 Аннинский, С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Ист. арх. Т. III. М. ; Л., 1940. С. 81.
18 Там же. С. 83.
19 Козин, С. А. Сокровенное сказание : монгольская хроника 1240 г. М. ; Л., 1941. С. 188189.
20 Плано Карпини, Иоанн де. История монголов. СПб., 1911. С. 35-36.
21 См.: Гарипов, Т. М. «Башкиро-мадьярская» проблема : (Краткий обзор основных источников) // Ареология и этнография Башкирии. Т. I / Т. М. Гарипов, Р. Г. Кузеев. Уфа, 1962. С. 337.
22 См.: Рубрук, Вильгельм де. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911. С. 76.
23 Там же. С. 101.
24 См.: Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I, кн. 1. М. ; Л., 1952. С. 66.
25 Там же. С. 73.
26 См.: Аннинский, С. А. Указ. соч. С. 92.
27 См.: Золотая Орда в источниках. Т. I. М., 2003.С. 106.
28 Там же. С. 107.
29 Там же. С. 363.
30 Там же. С. 387-388.
31 См.: Полное собрание русских летописей. Т. 25. М. ; Л., 1949. С. 282.
32 См.: Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. М. ; Л., 1936. С. 117.
33 См.: Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973. С. 228.
34 См.: Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, Хивинского хана. Казань, 1906. С. 158.
35 См.: Антонов, И. В. Башкиры как народ в средневековых письменных источниках //
Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. Уфа, 2008. С. 70-91.
36 Заходер, Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе // Гумилев, Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1996. С. 298, 347-348.
37 Хвольсон, Д. А. Известия о хозарах, бур-тасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журн. М-ва нар. просвещения. Ч. 140. СПб., 1868 г. Дек. С. 669.
38 Macartney, C. A. Op. cit. P. 192.
39 Иванов, В. А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999. С. 82.
40 Там же. С. 80.
41 См.: Рыбаков, Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 года // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. Вып. XLIII. М., 1952. С. 27.
42 Там же. С. 29.
43 Там же. С. 28, рис. 10; С. 29, прим. 2.
44 См.: Ковалевский, А. П. Указ. соч. С. 130131.
45 Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века, по рукописи Британского музея, в первый раз издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон, профессор С.-Петербургского университета. СПб., 1869.С. 83.
46 Там же. С. 105.
47 См.: Ахинжанов, С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С.242.
48 См.: Мажитов, Н. А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. С. 198.
49 Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб Талхис ал-асар вааджаиб ал-малик ал-каххар («Сокращение [книги о] «Памятниках» и чудеса царя могучего»). М., 1971. С. 111.
50 Коновалова, И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. С. 33.
51 Там же. С. 118.
52 Кумеков, Б. Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков VIII-XIV вв. Алма-Ата, 1987. С. 21.
53 См.: Булатов, А. Б. Восточные средневековые авторы о башкирах // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа, 1971. С. 324.
54 Macartney, C. A. Op. cit. P. 221.
55 Каспийское море в арабских источниках // Изв. АН Азербайдж. ССР. Сер. истории,
философии и права. Баку, 1988. № 3. С. 123124.
56 См.: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. III. М., 2009. С. 91.
57 См.: Пантусов, Н. Н. Указ. соч. С. 152.
58 Бейлис, В. М. Указ. соч. С. 216.
59 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. С. 104, коммент. 295.
60 Башкирское народное творчество. Т. 2. Уфа, 1987. С. 164.
61 Macartney, C. A. Op. cit. P. 222.
62 Башкирское народное творчество. С. 165.
63 Там же. С. 258.
64 См.: Macartney, C. A. Op. cit. Р. 222, note 2.
65 См.: Мажитов, Н. А. Историческая Башкирия по данным письменных источников и археологии // Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа, 1988. С. 89-93.
66 См.: Аннинский, С. А. Указ. соч. С. 81; Дьени, Г. Где нашел монах Юлиан восточных венгров? // От древности к новому времени : (Проблемы истории и археологии). Вып. Х. Уфа, 2007. С. 68.
67 См.: Рыбаков, Б. А. Указ. соч. С. 30.
68 Аннинский, С. А. Указ. соч. С. 81.
69 См.: Гарустович, Г. Н. Ареал расселения угров на Южном Урале и в Приуралье
во второй половине I - начале II тыс. н. э. // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья / Г. Н. Гарустович,
B. А. Иванов. Ижевск, 1992. С. 25-27.
70 См.: Иванов, В. А. Указ. соч. С. 84.
71 См.: История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. Уфа, 1996.
C. 86, 94.
72 См.: Плано Карпини, Ионанн де. Указ. соч. С. 25-26, 35-36, 50.
73 Там же. С. 50.
74 Там же. С. 25.
75 См.: Казаков, Е. П. Волжская Булгария и финно-угорский мир // Fmno-Ugrica. Казань, 1997. № 1. С. 43.
76 Там же. С. 39-40.
77 См.: Рубрук, Вильгельм де. Указ. соч. С. 76.
78 Там же. С. 101.
79 Там же. С. 134.
80 См.: Золотая Орда в источниках. С. 107.
81 Там же. С. 169.
82 Псянчин, А. В. Башкортостан на старых картах : история географического изучения и картографирования. Уфа, 2001. С. 72-73; Альбом карт. VII.