Научная статья на тему 'СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
страховые взносы / налоговые обязанности / система обязательного страхования / искусственный интеллект / роботизированная система (робот) / insurance premiums / tax obligations / compulsory insurance system / artificial intelligence / robotic system (robot)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лютова Ольга Игоревна

Прослеживается цифровая трансформация обязанности по уплате страховых взносов, происходящая в результате активизации применения технологии искусственного интеллекта и перспективной возможности замены роботизированными системами (роботами), функционирующими с применением такой технологии, отдельных профессий и/или категорий работников. Определяются основные проблемы обеспечения реализации современной модели обложения страховыми взносами, вызванные развитием искусственного интеллекта. Сделан вывод о необходимости уточнения объекта обложения страховыми взносами, а также о совершенствовании правового регулирования порядка определения их размера в условиях дальнейшего развития технологии искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE PREMIUMS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: ONGOING CHANGES AND CONTOURS OF THE FUTURE

The digital transformation of the obligation to pay insurance premiums is traced, which occurs as a result of the intensification of the use of artificial intelligence technology and the promising possibility of replacing certain professions and/or categories of employees with robotic systems (robots) operating using such technology. The main problems of ensuring the implementation of the modern model of insurance premiums taxation caused by the development of artificial intelligence are determined. The conclusion is made about the stages of evolution of the tax legislation of the Russian Federation, which implies the gradual adaptation of artificial intelligence technology to the system of compulsory social insurance. A promising model of tax and legal regulation of the obligation to pay insurance premiums in the conditions of further development of artificial intelligence technology has been developed.

Текст научной работы на тему «СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Вопросы конституционного, муниципального, административного и финансового права

Научная статья Научная специальность

5.1.2 «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» УДК 347.73

DOI https://doi.Org/10.26516/2071-8136.2023.4.23

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Лютова О. И., 2023

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

Прослеживается цифровая трансформация обязанности по уплате страховых взносов, происходящая в результате активизации применения технологии искусственного интеллекта и перспективной возможности замены роботизированными системами (роботами), функционирующими с применением такой технологии, отдельных профессий и/или категорий работников. Определяются основные проблемы обеспечения реализации современной модели обложения страховыми взносами, вызванные развитием искусственного интеллекта. Сделан вывод о необходимости уточнения объекта обложения страховыми взносами, а также о совершенствовании правового регулирования порядка определения их размера в условиях дальнейшего развития технологии искусственного интеллекта.

Ключевые слова: страховые взносы, налоговые обязанности, система обязательного страхования, искусственный интеллект, роботизированная система (робот).

INSURANCE PREMIUMS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: ONGOING CHANGES AND CONTOURS OF THE FUTURE

© Lyutova O. I., 2023

National Research University "Higher School of Economics'; Moscow, Russian Federation

The digital transformation of the obligation to pay insurance premiums is traced, which occurs as a result of the intensification of the use of artificial intelligence technology and the promising possibility of replacing certain professions and/or categories of employees with robotic systems (robots) operating using such technology. The main problems of ensuring the implementation of the modern model of insurance premiums taxation caused by the development of artificial intelligence are determined. The conclusion is made about the stages of evolution of the tax legislation of the Russian Federation, which implies the gradual adaptation of artificial intelligence technology to the system of compulsory social insurance. A promising model of tax and legal regulation of the obligation to pay insurance premiums in the conditions of further development of artificial intelligence technology has been developed.

Keywords: insurance premiums, tax obligations, compulsory insurance system, artificial intelligence, robotic system (robot).

Введение

Актуальный этап цифрового развития экономики, общества и государства характеризуется появлением новых вызовов всем сферам общественной жизни, связанных с необходимостью создания эффективного механизма правового регулирования искусственного интеллекта. Например, в этой связи профессор М. А. Егорова отмечает, что «в контексте глобальной цифровизации технологии искусственного интеллекта все больше оказывают влияние на различные сферы деятельности человека» [2, с. 74], становятся объектом перспективных научных изысканий [8], а также располагают колоссальным положительным

потенциалом для применения во многих сферах общественных отношений и производства [15, с. 24].

Как известно, под влиянием развития цифровых технологий налоговая система Российского государства подвержена существенным преобразованиям, в результате чего для государства и налогоплательщиков обозначаются новые вызовы как на международном, так и на внутригосударственном уровнях [6, с. 57]. Одним из таких вызовов является развитие технологии искусственного интеллекта, а также создание роботов и/или роботизированных систем, основой функционирования которых является искусственный интеллект.

По справедливому замечанию А. В. Тихоновой, в контексте налогового регулирования в условиях четвертой промышленной революции целесообразно выделить, в частности, роботизацию производства, которая привела в первую очередь к замене машинным трудом рутинной человеческой работы по сборке и упаковке промышленной продукции [13]. Отметим, что подобная проблема существует в настоящее время в условиях отсутствия правового регулирования налогообложения роботов.

При этом глобальное влияние процесса циф-ровизации в части активизации внедрения использования роботов и развития технологии искусственного интеллекта испытывают на себе не только налогообложение [5] как система установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, но и общественные отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, правовая природа которых на сегодняшний день вызывает дискуссии [11].

Например, как отмечает Е. Ю. Князева [3, с. 3], страховые взносы имеют смешанный характер по причине сочетания ими признаков как налога, так и сбора. Содержательно сходной точки зрения придерживается М. Л. Захаров: по его мнению, «в действительности страховыми взносами являются только 16 % из 22 %, остальное - дополнительные налоговые платежи, а не страховые взносы» [Цит. по: 1]. В свою очередь, поддерживая идею налогово-правовой природы страховых взносов, Д. В. Тютин указывает на исходящую от государства «замаскированность» этих платежей, фактически являющихся налогами с точки зрения их признаков [14].

Соответственно, наличие подобных подходов к содержанию понятия «страховые взносы» порождает необходимость анализа трансформации налоговых обязанностей и системы налогообложения Российской Федерации с учетом особенностей цифрового развития правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе оценки влияния технологии искусственного интеллекта на правовое регулирование обязанности по уплате страховых взносов.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующее исчисление и уплату страховых взносов, программные документы, содержание которых связано с развитием на территории Российской Федерации технологии искусственного интеллекта, интернет-источни-

ки, в которых в настоящий момент отражается концепция развития искусственного интеллекта в России, а также труды российских ученых в области трудового и налогового права.

В целях изучения рассматриваемого вопроса были использованы диалектический, формально-юридический, системно-структурный методы, а также методы анализа и синтеза.

Результаты исследования

Как известно, суть обложения страховыми взносами состоит в том, что их плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели и иные лица, выплачивающие вознаграждения по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам, а также по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 419, 420 НК РФ1). Кроме того, обязанность уплачивать страховые взносы определена в отношении лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица) (ст. 419 НК РФ2).

Страховые взносы на сегодняшний день представляют собой основу и ключевой фактор функционирования системы социального обеспечения, основанной на концепции государственного социального страхования. Несмотря на разнообразие объектов обложения страховыми взносами и соответствующую им множественность плательщиков, базисной идеей введения таких платежей являются классические трудовые отношения, ориентированные на промышленный труд и предполагающие выполнение работником своих обязанностей на основании трудового договора, а также оказание услуг и выполнение работ по гражданско-правовым договорам.

Кроме того, очевидно, что правовая конструкция страховых взносов отражает межотраслевой характер этого института налогового права, что предполагает исследование тенденций его развития при учете результатов поиска перспектив адаптации правового регулирования трудовых отношений в условиях цифровизации.

Так, специалисты в области трудового права неоднократно отмечали глобальность влияния

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 авг. 2000 г. // Собр. законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

2 Там же.

робототехники и искусственного интеллекта на рынок труда в целом, а также на формирование тенденций развития трудовых отношений в частности. Например, по справедливому замечанию профессора Н. Л. Лютова, «переход экономики из индустриальной стадии развития в постиндустриальную оказывает определяющее влияние на отношения между работниками и работодателями» [4]. Анализируя перспективы замены труда работников новейшими разработками инженеров-робототехников в виде роботов, функционирующих с использованием технологии искусственного интеллекта, И. А. Фи-липова отмечает тенденции снижения гарантий занятости для работников и негативное влияние на заработную плату, имеющие место в результате расширяющегося использования робототехники [16], что, в свою очередь, обусловливает появление рисков замены роботами отдельных категорий работников и/или профессий и существенное сокращение рабочих мест.

Указанная авторами тенденция прослеживается в программных документах об искусственном интеллекте, основным из которых, как отмечает И. А. Филипова [17], является Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»1. Параллельно с принятием этого документа на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ были опубликованы дорожные карты развития на ближайшие пять лет в отношении семи сквозных технологий, в том числе «сквозной» цифровой технологии «Нейротех-нологии и искусственный интеллект», в которой можно увидеть, что искусственный интеллект планируется сделать «новым электричеством», освобождающим человека от монотонной работы путем автоматического создания программного обеспечения, поддержки в принятии решений, автоматизации опасных видов работ и поддержки коммуникаций между людьми, для чего применение искусственного интеллекта необходимо во всех экономических и социальных отношениях2. Аналогичная логика постепенной замены человеческого труда машинным заложе-

1 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 окт. 2019 г. № 490 // Собр. законодательства РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.

2 Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии

«Нейротехнологии и искусственный интеллект» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/ files/07102019ii.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

на, к примеру, в дорожной карте «Компоненты робототехники и сенсорика»: она предусматривает разработку роботов, предназначенных для «замены человека при выполнении рутинных, грязных, опасных работ, а также там, где требуется высокая точность и повторяемость»3.

Реализация мероприятий по внедрению технологии искусственного интеллекта в ближайшей перспективе приведет к роботизации отдельных отраслей и/или профессий, например, в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, и обусловливает необходимость пересмотра юридической конструкции страховых взносов.

Прежде всего, отметим имеющую в настоящее время большое значение для налогообложения, в том числе для обложения страховыми взносами, принципиально важную проблему неоднозначности правового статуса искусственного интеллекта, основывающуюся на неоднозначности содержания и размытости границ понятия самого искусственного интеллекта. Немалую сложность при этом представляет вопрос отнесения искусственного интеллекта и его носителей к объектам права и правоотношений либо признания их субъектами, т. е. реальными участниками общественных отношений, регулируемых нормами права.

Можно согласиться с высказываемым в научной литературе мнением о том, что на сегодняшний день объективно затруднительно с правовой точки зрения признание систем искусственного интеллекта и функционирующих на его основании роботов субъектами права, поскольку они не наделяются «по аналогии» с иными субъектами права такими правовыми качествами, как правовая воля, правовое сознание и т. п. [20], равно как и отсутствуют критерий определения и способ фиксации достижения роботами «разумности» [20, с. 198]. Соответственно, технология искусственного интеллекта, имеющая возможность заместить работника, а также функционирующий на ее основе робот с правовой точки зрения являются объектом, в отличие от работника - субъекта права и правоотношений.

При рассмотрении систем искусственного интеллекта, а также функционирующих на его основе устройств в качестве объекта права в

3 Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019robototehnika-i-sensorika.pdf?utm_referrer=https%3a%2i%2iWww.google.com%2f (дата обращения: 11.05.2023).

контексте налогово-правового регулирования принципиальную важность имеет факт отсутствия необходимости уплаты роботам вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами. Последствия замены отдельных профессий и/или категорий работников для страховых взносов как вида обязательных платежей могут быть весьма масштабными и повлекут постановку вопроса о целесообразности существования такого платежа.

В случае вытеснения роботами значительного количества работников для государства актуализируется проблема замещения выпадающих доходов иными видами платежей. Это связано с тем, что в настоящее время для реализации социальной функции государству требуется внушительный объем финансовых ресурсов, в числе которых страховые взносы играют существенную роль. Минимизация ряда социальных рисков в связи с функционированием систем искусственного интеллекта, а также переход к новым формам организации труда потребуют пересмотра системы и видов таких платежей, при которых государство пытается отыскать все возможные и наиболее оптимальные пути для повышения эффективности функционирования системы социального обеспечения, основанной на государственной системе социального страхования [7; 12].

Как известно, российская система социального страхования является смешанной, поскольку финансируется как государством, так и за счет уплаты страховых взносов частными субъектами. В сложившихся условиях для обеспечения устойчивости очевидна необходимость большего финансирования государством. В любом случае решение о дополнительном публичном финансировании или о введении нового платежа будет носить яркий политический окрас.

Развитие искусственного интеллекта предполагает критически значимое рассогласование реалий, создаваемых такими технологиями, с законодательными требованиями. Для налогового права в этой связи актуален вопрос трансформации объекта обложения страховыми взносами при условии перспективной возможности замены роботами, функционирующими с использованием технологии искусственного интеллекта, некоторых категорий работников и/или профессий. В литературе по налоговому праву имеются отдельные идеи по этой проблеме. Например, Е. В. Рябова отмечает возможность «смещения объекта страховых взносов с фонда оплаты труда на рабочее место» [10].

На наш взгляд, подобный подход требует, как минимум, дополнительных пояснений. Так, объектом страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованных лиц, а базой для исчисления страховых взносов признаются соответствующие суммы вознаграждений. Являясь объектом права, робот не получает каких-либо вознаграждений, однако его использование предполагает для работодателя необходимость осуществления финансирования, связанного с приобретением и эксплуатацией системы искусственного интеллекта, осуществляемого в отношении лиц, обеспечивающих функционирование систем искусственного интеллекта.

Как известно, содержание понятия объекта страховых взносов за последние 20 лет уже многократно менялось [18; 19]. В условиях замены роботами отдельных категорий работников, надо полагать, оно станет максимально широким за всю историю правового регулирования института обязательного страхования, поскольку будет включать не только реальные выплаты работодателей по всем предусмотренным на сегодняшний день основаниям, но и его расходы в связи с содержанием искусственного интеллекта. Это означает актуализацию подхода, ранее содержащегося в разъяснениях Минфина России и решениях арбитражных судов (в период с 2002 до 2009 г.)1, в соответствии с которым объектом страховых взносов целесообразно признавать любые выплаты, которые включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем (расчетном) налоговом периоде, а не только предусмотренные трудовыми договорами.

В этой связи для целей определения возможности отнесения выплат к облагаемым страховыми взносами считаем целесообразным разделить роботов на виды, обусловленные выполняемыми ими функциями и назначением - промышленные роботы или оказывающие услуги (сервисные) роботы. Подобное деление осуществляется на основании положений ГОСТ Р 60.0.0.2-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Классификация», в соответствии с которым промышленные роботы выполняют задачи по автоматизации, и к ним относят, например, специализированное монтажное обо-

1 См., например: Письмо Минфина России от 25 июля 2005 г. № 0304-11/174 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. Документ опубликован не был; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2009 № А46-9365/2009 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. Документ опубликован не был; и др.

рудование, оборудование для погрузки/разгрузки и т. п. В свою очередь, сервисные роботы, к которым относят, в частности, роботов для консультирования, логистические системы (включая беспилотники), роботы-курьеры и другие в соответствии с дорожной картой развития сквозной технологии «Компоненты робототехники и сенсорика»1 предназначены для обслуживания объектов инфраструктуры, применяются в сфере связи и коммуникаций.

Соответственно, в зависимости от вида роботов логичным представляется определение размера страховых взносов по аналогии с правилами, установленными в ст. 430 НК РФ2, т. е. путем установления их фиксированных размеров за расчетный период, определяемых законодателем. Такой подход потребует расчетов, связанных с количеством рабочих мест в контексте внедрения робота того или иного вида.

Использование деления роботов на виды с точки зрения развития правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов в условиях внедрения искусственного интеллекта обеспечит возможность дифференциации показателей при разработке соответствующих правовых норм. Это связано с тем, что промышленные роботы зачастую являются трудно идентифицируемыми с точки зрения профессии, поскольку могут замещать нескольких работников с разными трудовыми функциями (например, одновременно штамповщика, формовщика, упаковщика, грузчика и водителя и т. д. в зависимости от отрасли промышленного производства). Соответственно, для промышленных роботов нам видится логичным в будущем разрабатывать, во-первых, методику определения количества и видов замещаемых промышленным роботом рабочих мест и, во-вторых, правила определения средней оплаты труда по соответствующему сектору экономики. Недостатком такого подхода является высокая степень его условности и спорный характер, поскольку в основе такой методики будут лежать не фактические, а усредненные показатели результативности работы роботов и систем искусственного интеллекта.

Что касается «сервисных» роботов, выполняющих зачастую отдельные типовые функции, то результаты их работы просчитываются с большей степенью вероятности и для них возможно осуществление «привязки» к конкретной профессии или выполняемой трудовой функции.

1 Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика» ...

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 авг. 2000 г. // Собр. законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Обсуждения и заключения

Таким образом, можно констатировать, что переход на масштабное использование технологии искусственного интеллекта потребует от Российского государства ряда фискальных и экономических мер [9], предполагающих адаптацию налогово-правового регулирования к процессу замены роботами отдельных профессий и/или категорий работников. При этом эффект внедрения искусственного интеллекта может быть столь масштабным, что потребует постановки вопроса о логичности существования страховых взносов как отдельного обязательного платежа. С другой стороны, трансформации на рынке труда приведут к необходимости появления категории лиц, обеспечивающих функционирование роботизированных систем, использующих искусственный интеллект, что, в свою очередь, преобразовывает правовое регулирование обязанности по уплате страховых взносов за счет выработки новых подходов к объекту обложения такими взносами. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аюрова А. А., Беляева Ю. Н., Олефиренко Т. А., Смирнова В. М., Чурсина Т. И., Шелютто М. Л. Обзор IX Ежегодных научных чтений имени профессора С. Н. Братуся // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 81-84.

2. Егорова М. А. Особенности определения правосубъектности искусственного интеллекта в контексте преподавания дисциплин в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровизации // Право и цифровая экономика. 2021. № 4. С. 73-76.

3. Князева Е. Ю. Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации // Налоги. 2021. № 1. С. 3-6.

4. Лютов Н. Л. Адаптация трудового права к развитию цифровых технологий: вызовы и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6 (103). С. 98-107.

5. Лютова О. И. Налог на искусственный интеллект: перспективы введения в Российской Федерации // Финансовое право. 2020. № 11. С. 20-22.

6. Лютова О. И. Операторы электронных площадок как участники налоговых отношений цифровой эпохи (на примере налога на профессиональный доход) // Правоприменение. 2020. Т. 4, № 4. С. 56-67.

7. Морхат П. М. К вопросу о правосубъектности «электронного лица» // Юридические исследования. 2018. № 4. С. 1-8.

8. Морхат П. М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 420 с.

9. Никонова М. Искусственный интеллект и налоги. URL: https://zakon.rU/blog/2020/7/31/iskusstvennyj_intellekt_i_nalogi (дата обращения: 11.05.2023).

10. Рябова Е. В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9 (85). С. 109-110.

11. Рябова Е. Е., Копина А. А., Есымханова З. К. Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление // Финансовое право. 2022. № 12. С. 20-26.

12. Серова О. А. Роботы как участники цифровой экономики: проблемы определения правовой природы // Гражданское право. 2018. № 3. С. 22-24.

13. Тихонова А. В. Становление российской практики налогового регулирования технологий Индустрии 4.0 // Налоги. 2020. № 4. С. 23-27.

14. Тютин Д. В. Налоговое право : учебник // Консультант-Плюс : справочная правовая система.

15. Уинстон П. Г. Искусственный интеллект / пер. с англ. В. Л. Стефанюка. М. : Мир, 1980. 520 с.

16. Филипова И. А. Заменят ли роботы работников? // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. № 2. С. 14-17.

17. Филипова И. А. Стратегии развития искусственного интеллекта и последствия ее реализации для трудового права // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2022. Т. 13. № 1. С. 5-27.

18. Чаннов С. Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 12. С. 94-109.

19. Шушанов О. П. Эволюция и проблемы дефиниции объекта обложения страховыми взносами в российском законодательстве и правоприменительной практике // Налоги. 2022. № 1. С. 6-15.

20. Ястребов О. А. Дискуссия о предпосылках для присвоения роботам правового статуса «электронных лиц» // Вопросы правоведения. 2017. № 1. С. 189-203.

REFERENCES

1. Ayurova A. A., Belyaeva Yu.N., Olefirenko T.A., Smirno-va V.M., Chursina T. I., Shelyutto M. L. Obzor IX Ezhegodnykh nauchnykh chtenii imeni professora S.N. Bratusya [Review of the IX Annual scientific readings named after Professor S.N. Bratusya]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2015. no. 1, pp. 81-84. (in Russian)

2. Egorova M.A. Osobennosti opredeleniya pravosub"ektnosti iskusstvennogo intellekta v kontekste prepodavaniya distsiplin v sfere intellektual'noi sobstvennosti v usloviyakh tsifrovizatsii [Features of determining the legal personality of artificial intelligence in the context of teaching disciplines in the field of intellectual property in the conditions of digitalization]. Pravo i tsifrovaya ekonomika [Law and digital economy], 2021, no. 4, pp. 73-76. (in Russian)

3. Knyazeva E.Yu. The place of insurance premiums in the tax system of the Russian Federation [The place of insurance premiums in the tax system of the Russian Federation]. Nalogi [Taxes], 2021, no. 1, pp. 3-6. (in Russian)

4. Lyutov N.L. Adaptatsiya trudovogo prava k razvitiyu tsi-frovykh tekhnologii: vyzovy i perspektivy [Adaptation of labor law to the development of digital technologies: challenges and prospects]. Aktualnye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2019, no. 6 (103), pp. 98-107. (in Russian)

5. Lyutova O.I. Nalog na iskusstvennyi intellekt: perspektivy vvedeniya v Rossiiskoi Federatsii [Tax on artificial intelligence: prospects of introduction in the Russian Federation]. Finansovoe pravo [Financial law], 2020, no. 11, pp. 20-22. (in Russian)

6. Lyutova O.I. Operatory elektronnykh ploshchadok kak uchastniki nalogovykh otnoshenii tsifrovoi epokhi (na primere naloga na professional'nyi dokhod) [Operators of electronic platforms as participants in tax relations of the digital era (on the example of a tax on professional income)]. Pravoprimenenie [Law enforcement], 2020, vol. 4, no. 4, pp. 56-67. (in Russian)

7. Morkhat P.M. K voprosu o pravosub"ektnosti «elektronno-go litsa» [On the question of the legal personality of an "electronic person"]. Yuridicheskie issledovaniya [Legal research], 2018, no. 4, pp. 1-8. (in Russian)

8. Morkhat P.M. Pravosub'ektnost' iskusstvennogo intellekta v sfere prava intellektual'noi sobstvennosti: grazhdansko-pravovye problemy [The legal personality of artificial intelligence in the field of intellectual property law: civil law problems]. Dr. sci. diss. Moscow, 2018. 420 p. (in Russian)

9. Nikonova M. Iskusstvennyi intellekt i nalogi [Artificial intelligence and taxes]. Access mode: https://zakon.ru/blog/2020/7/31/ iskusstvennyj_intellekt_i_nalogi (accessed: 05/11/2023). (in Russian)

10. Ryabova E.V. Nalogooblozhenie v kontekste massovoi ro-botizatsii i vnedreniya iskusstvennogo intellekta [Taxation in the context of mass robotization and the introduction of artificial intelligence]. Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGYuA) [Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA)], 2021, no. 9 (85), рp. 109110. (in Russian)

11. Ryabova E.E., Kopina A.A., Esymkhanova Z.K. Printsip ek-vivalentnosti strakhovykh vznosov v svete teorii vygody: pravovoe prelomlenie [The principle of equivalence of insurance premiums in the light of the theory of benefits: legal refraction]. Finansovoe pravo [Financial law], 2022, no. 12, pp. 20-26. (in Russian)

12. Serova O.A. Roboty kak uchastniki tsifrovoi ekonomiki: problemy opredeleniya pravovoi prirody [Robots as participants in the digital economy: problems of determining the legal nature]. Grazhdanskoepravo [Civil law], 2018, no. 3, pp. 22-24. (in Russian)

13. Tikhonova A.V. Stanovlenie rossiiskoi praktiki nalogovogo regulirovaniya tekhnologii Industrii 4.0 [Formation of the Russian practice of tax regulation of Industry 4.0 technologies]. Nalogi [Taxes], 2020, no. 4, pp. 23-27. (in Russian)

14. Tyutin D.V. Nalogovoepravo [Tax law]. Textbook. Consul-tantPlus Legal Reference System. (in Russian)

15. Winston P.G. Iskusstvennyi intellekt [Artificial intelligence]. Translated from the English by Stefanyuk V.L. Moscow, Mir, 1980, 520 p. (in Russian)

16. Filippova I.A. Zamenyat li roboty rabotnikov? [Will robots replace workers?]. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom [Labor Law in Russia and abroad], 2022, no. 2, pp. 14-17. (in Russian)

17. Filippova I. A. Strategii razvitiya iskusstvennogo intellekta i posledstviya ee realizatsii dlya trudovogo prava [Strategies for the development of artificial intelligence and the consequences of its implementation for labor law]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo [Bulletin of St. Petersburg University. Right], 2022, vol. 13, no. 1, pp. 5-27. (in Russian)

18. Channov S.E. Robot (sistema iskusstvennogo intellekta) kak sub"ekt (kvazisub"ekt) prava [Robot (artificial intelligence system) as a subject (quasi-subject) of law]. Aktualnye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2022, no. 12, pp. 94-109. (in Russian)

19. Shushanov O.P. Evolyutsiya i problemy definitsii ob"ekta oblozheniya strakhovymi vznosami v rossiiskom zakonodatel'stve i pravoprimenitel'noi praktike [Evolution and problems of definition of the object of taxation with insurance premiums in Russian legislation and law enforcement practice]. Nalogi [Taxes], 2022, no. 1, pp. 6-15. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Yastrebov O.A. Diskussiya o predposylkakh dlya prisvoeni-ya robotam pravovogo statusa «elektronnykh lits» [Discussion on the prerequisites for assigning robots the legal status of "electronic persons"]. Voprosy pravovedeniya [Questions of Jurisprudence], 2017, no. 1, pp. 189-203. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 24.04.2023; одобрена после рецензирования 12.08.2023; принята к публикации 10.11.2023

Received on 24.04.2023; approved on 12.08.2023; accepted for publication on 10.11.2023

Лютова Ольга Игоревна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 11), OR-CID: 0000-0002-6603-8859, ResearcherlD: AAD-7366-2019, РИНЦ AuthorlD: 590631, e-mail: olyutova@hse.ru

Lyutova Olga Igorevna - Candidate of Juridical Sciences, Leading Researcher, Institute of Public and Municipal Administration, National Research University "Higher School of Economics" (11, Myasnitskaya st., Moscow, 101000, Russian Federation), ORCID: 0000-0002-6603-8859, ResearcherlD: AAD-7366-2019, RSCI AuthorlD: 590631, e-mail: olyutova@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.