СТРАХОВАНИЕ
УДК 368.021
Землячев Сергей Викторович,
к.э.н., доцент,
кафедра финансов предприятий и страхования, Крымский федеральный университет имени В.И. г. Симферополь Банева Инна Николаевна,
магистрант направления подготовки «Финансы и Крымский федеральный университет имени В.И. г. Симферополь
Zemlyachev Sergey, Ph. D. in Economics, associate professor, the department of finances of enterprises and insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol Baneva Inna,
Master's degree student on specialization «Finance and credit»,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
INSURANCE MARKET OF RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF COMPETITION ENVIRONMENT
Рассмотрены динамика развития страхового рынка РФ по количеству страховщиков, объему собираемых премий. Рассмотрены основные каналы продажи страховых услуг в Российской Федерации, их доля на страховом рынке. Ключевые слова: страховой рынок, конкуренция, среда, канал продажи, посредник.
Considered dynamics of insurance market development Russian Federation on the amount of insurers, volume of the collected bonuses. The basic ductings of sale of insurance services are considered in Russian Federation, their stake at the insurance market. Keywords: insurance market, competition, environment, channel of sale, mediator.
ВВЕДЕНИЕ
Становление Российской Федерации как самостоятельного, независимого и демократического государства не могло не обусловить создание и развитие страхового рынка. Процесс демонополизации экономики, который охватил все сферы народного хозяйства, сразу же сказался и на такой сфере гражданско-правовых отношений, как страхование. Устранение монополии государства при решении правовых и экономических вопросов развития страхового дела и появление негосударственных страховых компаний создали предпосылки формирования страхового рынка Российской Федерации.
Однако развитие страхового рынка проходит в сложных условиях. Отсутствуют законодательно определенные механизмы стимулирования собственников имущества, как юридических, так и физических лиц к широкому использованию возможностей страховой защиты своих имущественных интересов.
Требует дальнейшего совершенствования государственный контроль за финансовой надежностью и выполнением страховыми организациями принятых на себя обязательств. Не соответствует требованиям сегодняшнего дня информационно-аналитическая и просветительская работа.
Для анализа современного состояния и тенденций развития страхового рынка РФ особый интерес представляет анализ конкурентной среды, который позволяет выявить основные тенденции и векторы развития отечественного страхового рынка.
51
Вернадского,
кредит», Вернадского,
Проблемы развития страхового рынка рассмотрены в работах ученых и практиков, в частности В. Живовой [1], А.Н. Зубец [2] и др. Однако недостаточные темпы развития страхового рынка и несовершенство его структуры обуславливают актуальность дальнейших исследований данной проблемы.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является анализ страхового рынка Российской Федерации, характеристика его конкурентной среды.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Страховой рынок в Российской Федерации за время развития претерпел значительные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. Так, в 1990-е гг. страховых компаний насчитывалось более 2000.
Так, в едином государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на декабрь 2013 года были зарегистрированы 420 страховых организаций (407 страховых и 13 перестраховочных компаний) и 12 обществ взаимного страхования. На протяжении 2004-2014 годов число страховых и перестраховочных компаний в Российской Федерации неуклонно снижается.
В целом число компаний, работающих на рынке, продолжает устойчиво сокращаться. По итогам сентября 2014 года в едином государственном реестре был зарегистрирован 421 страховщик (в 2013 г. — 423, в 2012 г. — 469 компаний).
Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам, общая сумма страховых премий по всем видам страхования за первое полугодие 2014 года составила 507,23 млрд. рублей (108,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года). По сравнению с 2013 годом темпы прироста рынка страхования снизились (прирост премий в первом полугодии 2013 года по сравнению с первым полугодием 2012 года составил 13,3%). Доля страховой премии в расходах граждан снизилась на 0,1 п.п. до 1,3%.
В структуре страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования) 18,3% приходилось на обязательные виды страхования, тогда как в предыдущем году — 19,8%. В частности, 13,3% составили премии по обязательному страхованию автогражданской ответственности (в предыдущем году 13,5%), и 5,0% (в предыдущем году 6,3%) пришлось на остальные виды обязательного страхования.
В Российской Федерации лидирующее положение по объемам собираемых страховых премий занимают несколько крупных организаций (табл. 1).
Таблица 1. Крупнейшие страховые компании РФ по объему страховых премий в 2011-2012 годах, млн. руб. [1]
№ Название страховой организации 2011 г. 2012 г. Темпы роста, %
1 ООО «Росгосстрах» 84 304,69 97 431,79 115,57
2 ОАО «СОГАЗ-Мед» 54 921,39 75 994,36 138,37
3 ООО СК Ингосстрах -Жизнь 52 769,33 67 806,25 128,50
4 ОСЛО «РЕСО-Гарантия» 44 935,38 51 828,07 115,34
5 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» 28 233,28 34 159,51 120,99
6 СОАО «ВСК» 29 676,82 33 579,26 113,15
7 «СОГЛАСИЕ» 25 709,44 33 303,72 129,54
8 «АЛЬЯНС» 21 522,54 25 028,08 116,29
9 ООО СК «ВТБ Страхование» 8 530,85 22 786,63 267,11
10 ОАО «Страховая группа МСК» 19 424,71 19 953,43 102,72
Рост объемов страховых премий отмечался у всех компаний из десяти лидеров, но у отдельных страховщиков он был незначительным, что отрицательно отразилось на месте участников в рейтинге. В 2012 г. происходит рост уровня концентрации рынка. Только отдельные средние и небольшие компании смогли достойно конкурировать с лидерами рынка. Главная причина такого положения заключается в перераспределении спроса страхователей в пользу более надежных компаний, но все большее значение имеет и качество проведения организацией активной маркетинговой политики. Достаточно важным этапом в продвижении страхового продукта выступает подготовка высококлассных продавцов-консультантов, которая включает в себя их
52
обучение новым видам страхования, технике продаж страховых продуктов, организации коммуникаций и т.д. [1].
По результатам 2013 года, агентство «РИА Рейтинг» составило рейтинг лидеров страхового рынка, который сформирован по показателю общего количества собранных страховых премий, за исключением премий обязательного медицинского страхования. Следовательно, данный рейтинг отображает общий уровень доверия потребителей. В топ 10 страховых компаний 2013 года вошли: Росгосстрах, СОГАЗ, Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, СК «Согласие», АльфаСтрахование, ВСК СК «Альянс», «ВТБ Страхование», СК «Ренессанс Жизнь». Наибольший объем страховых премий собрала компания Росгосстрах. По результатам 2013 года этот страховщик привлек почти 100 млрд. руб. Дальше следует компания СОГАЗ, с общим объемом премий 84,8 млрд.руб. Замыкают тройку лидеров — компания «Ингосстрах», с показателем 66,6 млрд.руб. Эти компании являются крупнейшими на отечественном страховом рынке, и регулярно входят в топ 10 лучших страховых компаний. Наилучший прирост, среди топ 10 страховых компаний, продемонстрировала СК «Ренессанс Жизнь», которая увеличила собранные платежи в 2,5 раза. Результаты СК «Ренессанс Жизнь» позволили ей совершить стремительный рост — с 18 на 10 место. «ВТБ Страхование» показала увеличение премий на 35%, а СК «Альянс» сумела показать прирост премий на 32%. В 2013 году компания Росгосстрах заключила 26,4 млн. страховых договоров, и стала абсолютным лидером рынка. За ней следуют компании «Альфа Страхование» и ЖАСО, с соответствующими показателями 8,8 млн. и 7,5 млн. Компания Росгосстрах выплатила клиентам более 47 млрд. руб., не включая ОМС, в 2013 году, что является лучшим показателем на рынке. В тройку лучших компаний по данному показателю входят компании «Ингосстрах», и СОГАЗ, далее следует РЕСО-Гарантия, и замыкает пятерку лучших страховщиков СК «Согласие».
Еще одним показателем, определяющим качество работы страховщиков, является соотношение выплат и собранных премий. Лидерами по этому показателю выступают «Ингосстрах», а также компания СК «Согласие». Замыкает тройку «РЕСО-Гарантия» [7].
В III квартале 2014 года темпы роста отечественного страхового рынка продолжали снижаться в условиях ухудшения внешней макроэкономической конъюнктуры и на фоне общего замедления экономического роста в РФ. По данным Службы Банка России по финансовым рынкам, по всем видам страхования, за исключением обязательного медицинского страхования, в январе-сентябре 2014 года было собрано 741,8 млрд. руб. страховых премий (+7.9% к аналогичному периоду предыдущего года), выплаты составили 333,1 млрд. руб., увеличившись на 10,2%.
Лидером отечественного страхового рынка по объему страховых премий остается «Росгосстрах» с 93,9 млрд. руб. премий от добровольного и обязательного страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), собранных в январе-сентябре 2014 года. В число крупнейших страховых компаний на конец III квартала 2014 года вошли также СОГАЗ, «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование», ВСК, СК «Согласие», «Сбербанк страхование жизни» и СК «Альянс». Об этом свидетельствует новый рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий, подготовленный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основании данных Службы Банка России по финансовым рынкам (табл. 2).
Доля компании «Росгосстрах» на страховом рынке (без ОМС) по итогам января-сентября 2014 года составила 12,7%, СОГАЗ — 11,7%, компании «Ингосстрах» — 6,5%. Необходимо отметить, что по итогам аналогичного периода 2013 года эти показатели составляли 11,4%, 10,5% и 7,5% соответственно. По сравнению с итогами I полугодия 2014 года изменений более чем на одну позицию в рейтинге из числа лидеров рынка не продемонстрировал ни один страховщик.
Лидерами по объему выплат в январе-сентябре 2014 года стали «Росгосстрах» (выплатила без учета ОМС 37,6 млрд.руб.), «Ингосстрах» — 31,3 млрд.руб. и СОГАЗ — 29,1 млрд.руб. страховых выплат. В пятерку лидеров по выплатам вошли также «РЕСО-Гарантия» и СК «Согласие». В целом на 10 крупнейших компаний в январе-сентябре 2014 года приходилось 59,2% собранных премий и 61,8% всех выплат (58,0% и 61,0% соответственно в январе-сентябре 2013 года).
Соотношение страховых выплат к собранным страховым премиям, которое характеризует убыточность портфеля страховой компании, в третьем квартале 2014 года несколько возросло. Для первых десяти компаний рейтинга оно составляет 46,9%, а по рынку в целом — 44,9%. С показателем выплаты/премии более 100% девять месяцев 2014 года закончило 20 компаний из 341 вошедшей в рейтинг, с показателем менее 20% — 124 компании, что незначительно меньше, чем наблюдалось по итогам I полугодия 2014 года и год назад. Наибольшие соотношения произведенных выплат к собранным премиям из компаний первой десятки по итогам января-сентября 2014 года продемонстрировали СК «Согласие», СК «Альянс» и «Ингосстрах».
53
Таблица 2. Рейтинг страховых компаний по объему собранных в январе-сентябре 2014 года страховых премий [5]
№ Название Собранные страховые премии (кроме ОМС), млн. руб. Страховые выплаты (кроме ОМС), млн. руб. Отношение выплат к премиям, % Количество заключенных договоров страхования, тыс.
1 Росгосстрах 93 910,8 37 641,4 40,1% 25 796,8
2 СОГАЗ-Мед 86 493,4 29 080,9 33,6% 1 833,6
3 Ингосстрах-жизнь 48 541,3 31 285,6 64,5% 4 068,6
4 РЕСО-ГАРАНТИЯ 46 772,4 27 629,9 59,1% 6 278,4
5 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 36 012,5 17 113,0 47,5% 8 485,9
6 ВТБ Страхование 28 480,4 10 413,6 36,6% 1 659,7
7 ВСК 27 829,0 15 292,8 55,0% 4 369,4
8 СОГЛАСИЕ 25 263,6 20 539,8 81,3% 2 841,6
9 СБЕРБАНК СТРАХОВА- 23 358,5 286,4 1,2% 92,7
НИЕ ЖИЗНИ
10 АЛЬЯНС 22 274,0 16 476,7 74,0% 3 865,0
По числу заключенных в январе-сентябре 2014 года договоров лидирует также компания «Росгосстрах» с 25,8 млн. договоров страхования. Далее следуют компании «АльфаСтрахование» с 8,5 млн. договоров и ЖАСО с 6,3 млн. договоров [4].
На самых ранних этапах развития отечественного страхового рынка компании особенно не задумывались о развитии своей агентской сети. Основную роль выполняли страховые агенты компаний, работающие в режиме персональных прямых продаж. Считалось, что чем их больше и чем они активнее предлагают клиентам страховые продукты, тем успешнее будет бизнес.
В настоящее время большинство страховых компаний четко обозначило свои стратегические ориентиры, и в частности позиционирование. Однако данная стратегия начнет давать реальные плоды только тогда, когда агенты перестанут просто продавать, а начнут применять маркетинг как систему продвижения продукта на рынке.
Прежде всего, страховые агенты должны не только рекламировать страховые продукты, но и формировать и развивать потребности клиента в страховании. Страховой агент должен стать персональным экспертом клиента в области страхования.
Кроме того, его задача заключается в том, чтобы активно позиционировать продукты компании и саму компанию среди конкурентов. Агент должен уметь объяснять клиенту особенности своего бизнеса и таким образом отстаивать цену. Ценовые скидки же должны применяться с целью того, чтобы побудить перспективного клиента к выгодному для страховой компании сотрудничеству, а не для того, чтобы получить любого клиента любой ценой.
Столь серьезное изменение работы торгового персонала вызывает принципиальные изменения в организационной структуре торговых подразделений, системе стимулирования продавцов и других структурах страховщиков [3].
Рынок розничного страхования в России начал формироваться только в 2003 году с введением обязательного страхования автогражданской ответственности, тогда же была создана соответствующая инфраструктура, население в массовом порядке начало приобретать опыт розничного страхования. Вторым важным фактором, который повлиял на развитие розничного страхования, стал бум розничного кредитования (автокредитования, потребительского кредитования, ипотеки), что естественным образом привело к росту сегмента банкострахования. Таким образом, изначально отечественный рынок розничного страхования строился на обязательных и вмененных видах страхования — обязательном страховании автогражданской ответственности и банкостраховании. Это проявилось в ориентации бизнеса страховщиков — не на страхователей, непосредственных потребителей страховых услуг, а на страховых посредников, которые обеспечивали быстрый прирост премий.
Кризис 2008-2009 годов стал переломным моментом в развитии российской страховой розницы. В 2008 году, с началом кризиса отечественный страховой рынок столкнулся с сокращением спроса, сжатием основных каналов продаж, ростом уровня выплат.
В 2010-2011 гг. развитие каналов продаж страхового рынка может быть охарактеризовано как «восстановление докризисной структуры». В частности, отмечаются следующие тенденции:
54
• значительный рост объединенного банковско-автосалонного канала продаж, особенно по личным видам страхования и каско. На отечественном страховом рынке этот канал традиционно считается наиболее дорогим и убыточным;
• ощутимый прирост лизингового канала продаж, также относимого к дорогим, хотя и менее убыточным каналам продаж страховых услуг;
• рост офисных (прямых) продаж, которые относятся к наиболее дешевым каналам продаж на страховом рынке РФ.
Эффективность каналов продаж в розничном страховании определяется по следующим критериям: стоимость; перспективность; управляемость; стабильность и лояльность клиентской базы; операционные риски и страховое мошенничество [2].
В 2013 году крупнейшими каналами продаж на российском страховом рынке были прямой канал (36,2%) и агентский (29,69%). При этом, по объему собранного комиссионного вознаграждения на рынке лидирует банковский канал продаж — 44,54% от общей суммы вознаграждений посредникам в 2013 году (в 2012 году — 38,27%). Его доля на российском страховом рынке составляет 16,0% от всех продаж. [6]
Банковский канал продаж по-прежнему будет расти быстрее других, наибольшее увеличение поступающих взносов будет наблюдаться в сегменте страхования жизни заемщиков потребительских кредитов. Продажи через банковский канал выгодны для страховщиков даже в условиях высоких комиссий — доступ к широкой клиентской базе делает его более привлекательным, чем развитие собственных агентских сетей.
При этом, в настоящее время потенциал банковского канала продаж для продуктов по страхованию жизни используется не полностью (страхованием охвачены только заемщики банков, вынужденные приобретать страховые продукты для получения кредитов, продажи более сложных накопительных и инвестиционных страховых продуктов вкладчикам банков практически не развиты).
Продвижение накопительных и инвестиционных продуктов по страхованию жизни через банковский канал продаж будет выгодно всем участникам рынка, так как страховщики увеличат взносы и диверсификацию портфеля; банки увеличат прибыль за счет комиссии за продажу страховых продуктов; страхователи смогут получить больший набор финансовых услуг в одном финансовом институте, которому они доверяют.
В условиях прогнозируемого сокращения темпов прироста объемов потребительского кредитования, потенциальный фактор роста рынка страхования жизни заключается в наращивании продаж не кредитных продуктов по страхованию жизни через банки.
Новый сегмент рынка — страхование клиентов банков, не связанное с кредитованием, испытывает бурный рост. В 2013 году его объем увеличился в 3,5 раза и дошел до уровня в 27 млрд. руб. В 2014 году эффект низкой базы не столь заметен, и увеличение произошло всего на 50%. Банковские работники активно предлагают клиентам на добровольной основе страховые продукты, которые обычно были прерогативой «классических страховщиков». Наблюдается повышение интереса клиентов к инвестиционно-страховым продуктам страхования жизни (рост за 2013 год в 6216%, до 9 млрд. рублей).
Активно увеличиваются банковские продажи смешанного страхования жизни (162% за 2013 год, 60% за 2014 год) и страхования имущества физлиц (337% и 60% соответственно). В последнем случае очень хорошо срабатывает стимул застраховать от рисков залоговую квартиру.
Страховщик в свою очередь за счет сотрудничества с банком минимизирует свои расходы на содержание страховых агентов, увеличивает круг потенциальных клиентов, при сохранении страхового портфеля под своим контролем. Банковский канал продажи страховых продуктов считается одним из наиболее перспективных каналов по развитию страхования в РФ.
Некредитное страхование дает банкам дополнительный комиссионный доход, который важен для них на фоне падения процентных доходов от кредитов, которое наблюдается в последнее время. По данным «Эксперта РА», прирост чистых комиссионных доходов розничных банков за 2013 год составил 40%, а доля чистых комиссионных доходов в прибыли банковского сектора возросла с 59% в 2011 году до 66% в 2013 году.
Брокерский канал продаж довольно слаб: его доля в 2013 году оставалась не высокой — 2,79% во взносах (3,84% — в 2012 году). Объем страхового вознаграждения, полученного брокерами за 2013 год, составил лишь 3,2 млрд. рублей, в то время как банковский канал продаж получил 65,8 млрд. рублей. Основные причины неразвитости этого канала продаж заключаются в отсутствии регулирования, проблеме использования чужих баз данных и мошенничестве. Его будущее зависит от возможного изменения нормативной базы и законодательного закрепления ответственности посредников на рынке.
55
В числе нестраховых посредников лидируют юридические лица — 11,24% по объему собранных страховых премий, и организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами — 7,51% [6].
Следует отметить основные проблемы страхового рынка, отрицательно влияющие на его развитие: общая неразвитость страхового рынка; низкий уровень страховой культуры в обществе; последствия экономического кризиса, сдерживающие развитие страхового рынка в целом; отсутствие развитой сети независимых брокерских компаний, предоставляющих услуги в области заключения договоров страхования клиентам и страховщикам; отсутствие практики продажи страховой продукции при помощи почтовой рекламы и по телефону; нехватка квалифицированных агентских кадров и подготовленных страховых менеджеров.
ВЫВОДЫ
В заключение необходимо отметить, что решение проблем страхового рынка и следование перспективным направлениям развития является необходимым для каждой страховой компании. Ведь от количества и качества страховых продуктов, а также от развитости каналов сбыта продукции страховой компании зависит не только ее уровень прибыли, но и степень проникновения на рынок, уровень обслуживания клиентов, формирование имиджа и эффективность ее деятельности на рынке.
Необходимо также выделить тенденции, сложившиеся в процессе формирования и продвижения страховых продуктов:
• выдача мероприятий инжиниринга действующих страховых продуктов за реинжиниринг (за созданные с чистого листа). Страховщики обычно копируют удачные разработки, модернизируют имеющиеся страховые продукты. Новые технологии, используемые страховщиками в своем большинстве, — это инжиниринг уже имеющихся страховых продуктов, а риски и по происхождению и по сути в них не меняются;
• недостаточная развитость страховых продуктов, предусматривающих индивидуальный подход к клиентам и продуктов, обеспечивающих комплексную страховую защиту;
• преобладание простых, коробочных продуктов;
• наибольшее распространение таких каналов продаж, как прямые продажи через штатных сотрудников и через агентские сети;
• слабое развитие телемаркетинга. Это объясняется тем, что потребители страховой продукции предпочитают приобретать продукт напрямую, через вербальное общение;
• страхование становится необходимым условием получения кредита, а также визы для выезда за рубеж. Это положительно отражается на развитии автострахования, ипотечного страхования и страхования здоровья выезжающих за рубеж;
• информатизация населения, рост доверия со стороны клиентов к информационным технологиям и страховщикам, что дает предпосылки для развития продажи страховых продуктов через Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Живова В. Страховой маркетинг в России: современное состояние и перспективы развития / В. Живова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: izhevsk.ruc.su/upload/medialibrary/fd5
2. Зубец А.Н. Страховой маркетинг в России: практ. пособие / А.Н. Зубец [Электронный ресурс]. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — Режим доступа: www.znay.ru/library/books/ 0109.shtml (Дата обращения 14.10.2015)
3. Продажа страховых продуктов на рынке корпоративных клиентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.reglament.net/ins/prod/2005_1_article_1.htm (Дата обращения 14.10.2015)
4. Рейтинг крупнейших страховых компаний по итогам 9 месяцев 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: riarating.ru/insurance_companies_rankings/20141128/610638862.html (Дата обращения 14.10.2015)
5. Рейтинг страховых компаний по объему собранных в январе-сентябре 2014 года страховых премий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: vid1.rian.ru/ig/ratings/Insurance-102014.pdf (Дата обращения 14.10.2015)
6. Страховой рынок России в 2013 году. Прайм страхование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ins.1prime.ru (Дата обращения 14.10.2015)
7. ТОП 10 страховых компаний России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rf.biz/articles/ 3001/(Дата обращения 14.10.2015).
Статья поступила в редакцию 23 октября 2015 года
56