8. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
8.1. СТРАХОВОЙ РЫНОК КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА
Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин
Место работы: Ростовский филиал ФГБОУ ВПО «РАП» Российская Федерация
miroshnik67@mail.ru
Аннотация: в статье анализируется страховой рынок как объект финансового надзора. Утверждается, что страховой рынок - не только составной элемент рынка финансовых услуг, но и важнейшее условие его устойчивого поступательного развития.
Ключевые слова: финансовое право, финансовый
надзор, страховой рынок, финансово-правовое регулирование.
INSURANCE MARKET AS AN OBJECT OF FINANCIAL SUPERVISION
Miroshnik Svetlana Valentinovna, The doctor of jurisprudence, the professor Head of the Department of State and legal disciplines
Place of employment: Rostov branch VPO «RAP» Russian Federation
miroshnik67@mail.ru
Annotation: the article analyzes the insurance market as an object of financial supervision. It is alleged that the insurance market -not only a component of the financial services market, but also an essential condition of its stable and progressive development.
Keywords: finance, financial supervision, the insurance market, financial and legal regulation.
В финансово-правовой науке вопрос о том, что представляет собой страховой рынок, относится к числу наименее исследованных. Между тем, страховой рынок страны представляет собой составную часть финансового рынка страны, а страховые отношения является важнейшей подсистемой финансовой системы страны.
По мнению ряда ученых, страховой рынок - это система общественных отношений, объективно складывающихся между страхователями,
страховщиками, иными субъектами в процессе формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела .
С точки зрения экономистов страховой рынок - это особая разновидность рынка в сфере финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступают услуги по обеспечению страховой защиты, формируются предложение и спрос на них, определяются условия
взаимодействия участников2. Иначе говоря, страховой рынок - это рынок страховых услуг, составная часть рынка финансовых услуг.
Фактически аналогичную позицию занимает и М.Б. Смирнова, которая рассматривает страховой рынок как особую сферу деятельности страховых организаций по оказанию услуг страхователям; как социальноэкономическую сферу, в которой объектом купли-
продажи выступает страховая защита3.
Понятие «страховая услуга», также как и понятие «страхового рынка» не нашли должного отражения в нормах страхового права.
Страховая услуга есть специфический товар, выражающийся в обязательстве страховщика произвести страховую выплату страхователю при
наступлении неблагоприятных событий - страховых случаев.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Страховую услугу можно определить как деятельность субъектов страхового дела, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и
потребляются в процессе осуществления страховой деятельности. Страховая услуга характеризуется тем, что имеет неосязаемый, невидимый характер. Она в отличие от овеществленных товаров является процессом, при котором взаимодействуют страховщик-продавец и потребитель - покупатель. Страховщик продает страховую услугу, формирует страховые резервы, при наступлении страхового случая выполняет свои обязательства в части страховых выплат.
Процесс формирования и реализации страховой услуги включает в себя следующие этапы:
1. Предложение страховщиком страховых услуг.
2. Заключение договора страхования со страхователем.
3. Формирование и размещение страховых резервов.
4. Осуществление страховых выплат при наступлении страховых случаев.
5. Окончание действие договора страхования. Получение страховщиком прибыли.
Страховой рынок можно рассматривать и в ином аспекте через призму субъектного состава. В этом случае страховой рынок - это совокупность сложных взаимосвязей, складывающихся между субъектами страхового дела, страхователями, органом страхового надзора в связи с предоставлением и потреблением страховых услуг, а также осуществлением финансового надзора за законностью деятельности всех субъектов страховых правоотношений.
Интересную трактовку страхового рынка в свое время дало Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
1 Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. См.: СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Абрамова Т.Г. Особенности страхового рынка в России. Автореферат канд. экон. наук. М., 2003.
3См.: Смирнова М.Б. Страховое право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
Рассматривая страховой рынок через призму конкурентной среды, МАП проводил сегментацию страхового рынка по отраслям страхования, выделяя:
- рынок обязательного страхования;
- рынок добровольного страхования имущества;
- рынок добровольного страхования ответственности;
- рынок добровольного страхования жизни;
- рынок добровольного личного страхования (за исключением страхования жизни);
- рынок добровольного перестрахования;
- рынок добровольного взаимного страхования.
МАП РФ обратил внимание на то, что возможна и иная сегментация страхового рынка, в частности, в зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства РФ4.
Богатейшая история развития страхования убедительно доказывает необходимость осуществления государственного регулирования рынка страховых услуг. Это обусловлено ролью и значением страхового рынка как важнейшего элемента финансовой системы страны.
Важность страховой деятельности для государства, и соответственно, важность ее государственного регулирования, объясняется рядом причин. Являясь одним из видов коммерческой деятельности (предпринимательской) деятельности, страхование выполняет социальную функцию - функцию защиты интересов граждан, юридических лиц и государства в целом от непредвиденных неблагоприятных последствий, которые могут причинить вред жизни, здоровью, имущественным интересам страхователей, окружающей природной среде. Как справедливо отмечает А.А. Мамедов, страхование, обеспечивает динамическую стабильность всей системы народного хозяйства5.
Денежные средства, находящиеся в распоряжении страховых организаций, составляют значительную часть финансового рынка, и не только служат своего рода финансовой гарантией стабильности в обществе, но и могут быть использованы для инвестирования в различные отрасли хозяйства. В экономически развитых странах страховые организации выступают в роли финансово мощных инвесторов: их финансовая емкость позволяет поддерживать устойчивое развитие экономических отношений и преодолеть все циклические колебания экономики. Как отмечает А.А. Мамедов, в развитых странах от уровня развития страховой деятельности, в особенности накопительного страхования жизни, во многом зависит состояние кредитно-денежной системы, а также уровень инвестиционной активности6.
Участники страхового рынка, предоставляя страховые услуги на возмездной основе, «изымают» из оборота избыточную денежную массу, препятствуя тем самым развитию инфляционных процессов в стране.
Субъекты страхового дела, осуществляя коммерческое страхование, составляют серьезный «класс» налогоплательщиков, существенно пополняя доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4 Приказ МАП РФ от 31.03.2003 № 86 (ред. от 29.08.2003) «Об утверждении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»)// Вестник МАП РФ. 2003. № 2.
5 См.: Мамедов А.А. «Финансово-правовые проблемы страхования в России»: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14, М., 2006.
6 Там же.
Будучи работодателями, предоставляют рабочие места. Создание новых филиалов и представительств есть важные шаги по пути решения проблемы занятости.
Радикальный пересмотр социально-политических ценностей в связи с переходом на рыночную систему хозяйствования привели к разрушению привычного для многих членов российского общества экономического и социального климата. Рыночная система хозяйствования, предоставляя свободу
предпринимательской деятельности, предполагает и требует активное участие населения в решении собственных социальных проблем. В этом во многом ему может помочь институт страхования.
Кроме финансовых кризисов, являющихся результатом цикличности развития экономических процессов, современное общество практически ежегодно сотрясают природные и техногенные катастрофы, наносящие как огромный материальный ущерб, так и серьезные психологические травмы населению. В настоящее время основным источников финансирования мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и возмещению ущерба, нанесенного собственности, являются бюджетные средства. Но возможности бюджетов ограничены.
Одним из способов решения проблемы является развитие страхования, привитие страховой культуры как страхователю, так и страховщику. И немаловажную роль в том призван играть орган страхового надзора.
Необходимо серьезные государственные меры, направленные на поддержку развития личного страхования, в частности долгосрочного страхования жизни. Мы поддерживаем высказанное в науке мнение о целесообразности выпуска специальных
государственных ценных бумаг с высокой ликвидностью и стабильной доходностью. Распространяться они должны исключительно среди тех страховщиков, которые специализируются на личном страховании.
Аналогичная практика имела место в начале девяностых годов в Италии. Там были выпущены государственные ценные бумаги со сроком обращения 20 лет. Они приобретались исключительно государственной страховой компанией по страхованию жизни.
Думается, что в российских условиях этот опыт применим частично. Принимая во внимание, достаточно слабое присутствие государства на рынке страховых услуг, целесообразно предоставить возможность приобретать специальные ценные бумаги всех страховщикам, осуществляющим долгосрочное страхование жизни.
Данные ценные бумаги будут выступать в качестве государственной гарантии стабильности заключаемых договоров личного страхования. Страхователь избавится от неуверенности и страха в завтрашнем дне своего страховщика.
Развитый страховой рынок - это основа развитой экономики. Страхование позволяет перенести страховой риск со страхователя на страховщика. Это особенно важно и ценно применительно к предпринимательской деятельности, осуществляемой под свой страх и риск.
Следует отметить, что ряд ученых отождествляют функции страхового рынка как института финансового рынка и функции страхования как элемента финансовой
системы7. Думается, что это не так, поскольку страховой рынок и страхование, конечно, взаимосвязанные между собой, но разные категории.
Страхование как отношение по защите имущественных интересов субъектов, как снятие и передача страха со страхователя страховщику является первичной
категорией. Появление и дальнейшее развитие страховых отношений привели к формированию рынка страховых услуг.
При рассмотрении функций страхования, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Функции страхования - это основные направления его воздействия, выражающее его экономическую и правовую сущность.
Как абсолютно справедливо отметил А.И. Худяков, функция страхования реализует себя исключительно в страховых отношениях, которые и есть страхование8.
Помимо оказания страховых услуг, страховщик может заниматься инвестиционной деятельностью. Он является налогоплательщиком, работодателем и т.д. Возникающие при этом отношения к страховым не относятся. Они связывают страхование с иными элементами финансовой системы страны.
Поэтому мы разделяем позицию А.И. Худякова и считаем, что страхование призвано выполнять исключительно защитную функцию. Соответственно страхование можно определить как предоставление страховщиком страхователю страховой защиты9.
Что же касается страхового рынка, то на наш взгляд, его функции иные. В функциях страхового рынка должны выражаться его сущность, социальное предназначение. Страховой рынок есть совокупность нормативно организованных страховых отношений, в основе которых лежит соответствующий финансово-правовой механизм.
Страховой рынок как система включает в себя:
- участников страхового рынка,
- орган страхового надзора, выступающего в качестве «цементирующего элемента»,
- страховые фонды как форму организации страховых отношений,
- страховые премии как платежи, посредством которых формируются страховые фонды,
- методы формирования страховых фондов (добровольный метод и метод обязательного платежа).
Страховые фонды и страховые премии имеют количественные параметры, лежащие в основе обеспечения финансовой устойчивости субъектов страхового дела.
Страховой рынок, так же как и страхование, представляет собой одновременно и экономическую, и правовую категорию. Защита законных интересов всех участников страховых отношений; предоставление качественных страховых услуг; предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции среди субъектов страхового дела невозможно без правового механизма, обеспечивающего правовое регулирование страховой деятельности.
Основное предназначение страхового рынка заключается в формировании условий, позволяющих предоставлять и потреблять страховые услуги на основе страхового законодательства, строящегося с учетом законов рыночной экономики (спрос порождает предложения, свобода выбора, добросовестная
7 См.: Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Вельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011.
8 См.: Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
9 См.: Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
конкуренция, юридическая ответственность участников и т.д.).
Осуществляя финансовый надзор за страховым рынком, необходимо учитывать ряд его особенностей.
Во-первых, страховой рынок в целях обеспечения правопорядка и законности в страховой сфере объективно требует его государственного регулирования. При этом государство выступает не только как властвующий субъект, но и как лицо, имеющее свои страховые интересы. Здесь необходимо учитывать, что « результативность государственной власти включается в объект надзора постольку, поскольку заложенные в выраженных федеральными законами нормах цели правового регулирования прямо или опосредованно определяют нормативные параметры административной деятельности, а лежащая в плоскости категории эффективности степень достижения указанных целей характеризует законность государственной власти»1 .
Во-вторых, все большее количество страховых отношений в силу необходимости обеспечения добросовестной конкуренции, защиты прав страхователей, застрахованных лиц - потребителей страховых услуг требуют императивного на них правового воздействия.
В-третьих, осуществляя финансовый надзор за страховым рынком необходимо учитывать сложные взаимосвязи, складывающие на рынке финансовых услуг. При этом мы исходим из того, что категория рынок финансовых услуг тождественна понятию финансовый рынок.
В юридической науке не сложилось единого понимания категории финансовый рынок. Мы разделяем позицию Д.Е. Кошель, рассматривающего финансовый рынок в двух аспектах. Содержательно финансовый рынок есть совокупность таких сегментов, как: рынок ценных бумаг, рынок коллективных инвестиций, кредитных рынок (рынок банковских услуг), страховой рынок, валютный рынок и рынок производных финансовых инструментов (срочный рынок)1 .
С другой стороны финансовый рынок есть комплексный правовой институт, сочетающий регулирование нормами административного, финансового, гражданского и других отраслей права12.
Одним из ключевых понятий финансового рынка является риск (кредитный, инвестиционный, банковский и т.д.). Следовательно, стабильное функционирование финансового рынка невозможно без системы страховой защиты. Современный рынок финансовых услуг использует потенциал всех разновидностей страховых фондов. Многие инвесторы создают фонды самострахования, взаимного страхования. В качестве способа страховой защиты выступает и государственное регулирование финансового рынка, нацеленное на поддержание его ликвидности, сохранения доверия к нему потенциальных и настоящих инвесторов.
10 Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2011. С.17
11 См.: Кошель Д.Е. Структура финансового рынка // Перспективы развития российского законодательства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (28 - 30 октября 2006 г.) / Под ред. С.С. Кузнецова. Томск: ДИВО, 2008.
12 См.: Кошель Д.Е. Финансовый рынок и финансовое право // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб-к статей / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Томский гос. ун-т, 2007. Ч. 37
Как считают некоторые ученые, эти способы страховой защиты являются составной частью модели функционирования финансового рынка13. И хотя государственное регулирование рынка финансовых услуг, самострахование, взаимное страхование как способы страховой защиты обусловлены природой самого финансового рынка, они не являются стопроцентной гарантией преодоления неблагоприятных финансовых событий.
В связи с этим особое значение имеет деятельность субъектов страхового дела, профессионалов в предоставлении страховой защиты инвестиций от возможных потерь, возникающих в результате непредвиденного изменения условий осуществления инвестиционного проекта.
Получается, что страховой рынок - не только составной элемент рынка финансовых услуг, но и важнейшее условие его устойчивого поступательного развития.
Государственное регулирование страховых отношений представляет собой деятельность российского государства в лице компетентных федеральных органов власти, выражающуюся в принятии и реализации страховых предписаний, определяющих границы возможного и должного в страховой сфере. Государственный надзор за страховой деятельностью является важнейшим компонентом государственного регулирования страховой деятельности.
Целями государственного регулирования страховой деятельности должно быть обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений.
Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных
компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям.
Увеличение степени вмешательства государства в
страховую сферу предполагает обоснованное
расширение полномочий органа страхового надзора, ужесточение ответственности субъектов страхового дела и страхователей за нарушения норм страхового права. Однако, вмешательство государства в деятельность субъектов страхового дела должно одновременно
сопровождаться и введением ответственности органа страхового надзора за надлежащее выполнение возложенных на него функций.
Государство, осуществляя государственное регулирование страховых отношений, призвано сделать российский рынок страховых услуг важным элементом экономики.
Список литературы:
1. Грачева Е.Ю., Волтинова О.В. Правовые основы страхования:
учебное пособие. М.: Проспект, 2011. Финансовое право: учебник / А.Р.
Ватяева, К.С. Вельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. См.: СПС
«Консул ьтантПлюс».
2. См.: Абрамова Т.Г. Особенности страхового рынка в России.
Автореферат канд. экон. наук. М., 2003.
3. См.: Смирнова М.В. Страховое право: Учебное пособие. М.:
Юстицинформ, 2007.
13 См.: Шевчук Д.А. Страховые споры: Практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РоСбУХ, 2008.
4. Приказ МАП РФ от 31.03.2003 № 86 (ред. от 29.08.2003) «Об утверждении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»)// Вестник МАП РФ. 2003. № 2.
5. См.: Мамедов А.А. «Финансово-правовые проблемы страхования в России»: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14, М., 2006.
6. Там же.
7. См.: Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011.
8. См.: Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
9. См.: Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
10. См.: Кошель Д.Е. Структура финансового рынка // Перспективы развития российского законодательства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (28 - 30 октября 2006 г.) / Под ред. С.С. Кузнецова. Томск: дИвО, 2008.
11. См.: Кошель Д.Е. Финансовый рынок и финансовое право// Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб-к статей / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Томский гос. ун-т, 2007. Ч. 37
12. См.: Шевчук Д.А. Страховые споры: Практическое пособие. М.: Г россМедиа, рОсБУх, 2008.
13. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2011. С.17
14. Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура; Бизнес в законе №5; 2013с. 12-14
15. Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права // Бизнес в законе №2; 2012; с. 151-154
16. Мирошник С. В. Источник права и форма права: соотношение понятий // Пробелы в российском законодательстве №5; 2013; с. 35-37
17. Мирошник С. В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве №2; 2012; с. 273-276
18. Мирошник С. В. Судебная практика в механизме правового регулирования административных фондов // Пробелы в российском законодательстве №6; 2012; с. 201-206
19. Мирошник С. В. К вопросу об источниках административного права // Пробелы в российском законодательстве №6; 2012; с 207-210
Reference list:
1. Gracheva E.J., Boltinova O.V. Legal basis of insurance: a tutorial. M.: Prospect, 2011. Financial law: the textbook/ A.R. Batyaeva, K.S. Belsky, T.A. Vershilo etc.; Br. Ed. S.V. Zapol"skii. 2nd ed., Rev. and add. M.: CONTRACT, Wolters Kluwer , 2011. See: AtP «Consultant».
2. See: Abramova T. Features of the insurance market in Russia. Ph. Moscow, 2003.
3. See: Smirnova M.B. Insurance Law: Textbook. M. Yustitsinform, 2007.
4. RF MAP order of 31.03.2003 № 86 (as amended on 29.08.2003 ) «On Approval of the recommendations» (together with the «Guidelines on the procedures for analysis and assessment of the competitive environment in the financial services market»)// Bulletin of the RF MAP. 2003. Number 2.
5. See: Mamedov A.A. «Financial and legal problems of security in Russia»: dis . Dr. ... jurid. Sciences: 12.00.14, M., 2006 .
6. Ibid .
7. See: Financial law: the textbook / A.R. Batyaeva, K.S. Belsky, T.A. Vershilo etc.; Br. Ed. S.V. Zapol"skii . 2nd ed., Rev. and add. M.: CONTRACT, Wolters Kluwer , 2011 .
8. See: Hudyakov A.I. The theory of insurance. M.: Statute 2010 .
9. See: Hudyakov A.I. The theory of insurance. M.: Statute 2010 .
10. See: Koshcel D.E. The structure of financial market// Prospects for the Russian legislation: Materials of interregional scientific conference (28 - 30 October 200 ) / Ed. Kuznetsova S.S. Tomsk: DIVO. 2008.
11. See: Koshcel D.E. Financial Markets and Financial Law// Legal problems of strengthening Russian statehood: Sa- to articles / Ed. Volovich V.F. Tomsk: Tomsk State. University, 2007. Ch 37.
12. See: Shevchuk D.A. Insurance Disputes: A Practical Guid. M. GrossMedia, ROSBUH, 2008 .
13. Shmaly, Legal provision of the effectiveness of the Executive authorities (the theoretical-methodological aspects) the dissertation for scientific degree of doctor of legal Sciences, the Rostov law Institute of MIA of the Russian Federation. Rostov-on-don, 2011. P.17