Научная статья на тему 'Страховой рынок как инструмент развития социально-экономической сферы Таджикистана'

Страховой рынок как инструмент развития социально-экономической сферы Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПЛАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / СТРАХОВЫЕ РАСХОДЫ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / COMPULSORY INSURANCE / INSURANCE EXPENSES / INSURANCE MARKET / INSURANCE ORGANIZATIONS / INSURANCE PREMIUMS / PAYMENTS / STATE INSURANCE / VOLUNTARY INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Г. А.

В статье проведено исследование теоретических и методологических вопросов оценки страхового рынка Республики Таджикистан в динамике, выявлены «узкие места» данного рынка. Обоснованы основные понятия страхового рынка, а также проведен анализ структуры участников страхового рынка, показателей страховых премий и выплат, уровень выплат, расходов страховых организаций, дана оценка основных индикаторов развития страхового рынка.Одной из проблем оценки деятельности страхового рынка в Республике Таджикистан является недостаточно развитая система сбора и обработки статистической информации. Вместе с тем за 2015-2019 гг. страховые премии увеличились в 2,5 раза, страховые выплаты в 1,05, однако уровень выплат сократился в 3,3 раза. К сожалению, анализ состава и структуры расходов страховых организаций отражает нестабильное, неустойчивое, хаотичное развитие страхового рынка страны. Динамика отчислений в страховые резервы, страховые взносы, переданные в страхование, так же как и динамика страховых выплат, имеет спонтанный характер, как следствие существующих проблем развития институтов страхования. Несмотря на тенденцию роста показателей уровня развития страхового рынка страны, он еще далек от уровня развития в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако потенциал страхования позволит организациям различных видов собственности стать внутренними долгосрочными источниками инвестирования в экономику страны.Выявлены проблемы развития страхового рынка Республики Таджикистан и сформулированы выводы и рекомендации по его совершенствованию. Результаты исследования могут быть использованы в процессах разработки стратегии развития национальной экономики и проведения социальной политики и государственного регулирования экономики с учетом особенностей и специфики страхового рынка страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE MARKET AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF TAJIKISTAN

Theoretical and methodological issues of assessing the insurance market of the Republic of Tajikistan in dynamics have been studied in the article, the “bottlenecks” of this market have been identified. The basic concepts of the insurance market have been substantiated and also the structure of the insurance market, indicators of insurance premiums and payments, level of payments, expenses of insurance organizations have been analysed, the main indicators of insurance market development have been assessed.One of the problems of assessing the activity of the insurance market in the Republic of Tajikistan is an insufficiently developed system for collecting and processing statistical information. At the same time, in 2015-2019, insurance premiums increased by 2.5 times, insurance payments by 1.05, but the level of payments decreased by 3.3 times. Unfortunately, the analysis of the composition and structure of expenses of insurance organizations reflects not stable, unstable, chaotic development of the country’s insurance market. The dynamics of deductions to insurance reserves, insurance premiums transferred to insurance, as well as the dynamics of insurance payments is spontaneous, as a result of existing problems in the development of insurance institutions. But, despite the growing trend in indicators of the level of development of the country’s insurance market, it is still far from the level of development in the countries of the near and far abroad. However, the potential of insurance will allow organizations of various types of property to become an internal long-term source of investment in the country’s economy.The problems of development of the insurance market of the Republic of Tajikistan have been revealed and conclusions and recommendations for its improvement have been formulated. The results of the study can be used in the process of developing a strategy for the development of the national economy and conducting social policy and state regulation of the economy taking into account the features and specifics of the insurance market of the country.

Текст научной работы на тему «Страховой рынок как инструмент развития социально-экономической сферы Таджикистана»

УДК 368.1 JEL G22 DOI 10.26425/2309-3633-2020-2-49-56

Получено: 20.04.2020 Одобрено: 28.05.2020 Опубликовано: 03.07.2020

Стрaхoвoй рын<ж как инструмент рaзвития сoциaльнo-экoнoмическoй сферы Таджикистана

Юсупова Гулнора Абдуманоновна

канд. экон. наук, доцент, Политехнический институт Таджикского технического университета им. акад. М. С. Осими, г. Худжанд, Республика Таджикистан, ORCID ID: 0000-0002- 9671-2019, e-mail: yusupova_gulya@rambler.ru

Аннотация

В статье проведено исследование теоретических и методологических вопросов оценки страхового рынка Республики Таджикистан в динамике, выявлены «узкие места» данного рынка. Обоснованы основные понятия страхового рынка, а также проведен анализ структуры участников страхового рынка, показателей страховых премий и выплат, уровень выплат, расходов страховых организаций, дана оценка основных индикаторов развития страхового рынка.

Одной из проблем оценки деятельности страхового рынка в Республике Таджикистан является недостаточно развитая система сбора и обработки статистической информации. Вместе с тем за 2015-2019 гг. страховые премии увеличились в 2,5 раза, страховые выплаты в 1,05, однако уровень выплат сократился в 3,3 раза. К сожалению, анализ состава и структуры расходов страховых организаций отражает нестабильное, неустойчивое, хаотичное развитие страхового рынка страны. Динамика отчислений в страховые резервы, страховые взносы, переданные в страхование, так же как и динамика страховых выплат, имеет спонтанный характер, как следствие существующих проблем развития институтов страхования. Несмотря на тенденцию роста показателей уровня развития страхового рынка страны, он еще далек от уровня развития в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако потенциал страхования позволит организациям различных видов собственности стать внутренними долгосрочными источниками инвестирования в экономику страны.

Выявлены проблемы развития страхового рынка Республики Таджикистан и сформулированы выводы и рекомендации по его совершенствованию. Результаты исследования могут быть использованы в процессах разработки стратегии развития национальной экономики и проведения социальной политики и государственного регулирования экономики с учетом особенностей и специфики страхового рынка страны.

Ключевые слова: выплаты, государственное страхование, добровольное страхование, обязательное страхование, страховые организации, страховые премии, страховые расходы, страховой рынок.

Цитирование: Юсупова Г.А. Страховой рынок как инструмент развития социально-экономической сферы Таджикистана//Управление. 2020. № 2. С. 49-56.

© Юсупова Г.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

JEL G22 DOI 10.26425/2309-3633-2020-2-49-56

Received: 20.04.2020 Approved: 28.05.2020 Published: 03.07.2020

Insurance market as a tool for the development of the socio-economic sphere of Tajikistan

Yusupova Gulnara

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Polytechnic Institute of the Tajik technical University. M. S. osimi Academy, Khujand, Republic of Tajikistan, ORCID ID: 0000-0002-9671-2019, e-mail: yusupova_gulya@rambler.ru

Abstract

Theoretical and methodological issues of assessing the insurance market of the Republic of Tajikistan in dynamics have been studied in the article, the "bottlenecks" of this market have been identified. The basic concepts of the insurance market have been substantiated and also the structure of the insurance market, indicators of insurance premiums and payments, level of payments, expenses of insurance organizations have been analysed, the main indicators of insurance market development have been assessed.

One of the problems of assessing the activity of the insurance market in the Republic of Tajikistan is an insufficiently developed system for collecting and processing statistical information. At the same time, in 2015-2019, insurance premiums increased by 2.5 times, insurance payments by 1.05, but the level of payments decreased by 3.3 times. Unfortunately, the analysis of the composition and structure of expenses of insurance organizations reflects not stable, unstable, chaotic development of the country's insurance market. The dynamics of deductions to insurance reserves, insurance premiums transferred to insurance, as well as the dynamics of insurance payments is spontaneous, as a result of existing problems in the development of insurance institutions. But, despite the growing trend in indicators of the level of development of the country's insurance market, it is still far from the level of development in the countries of the near and far abroad. However, the potential of insurance will allow organizations of various types of property to become an internal long-term source of investment in the country's economy.

The problems of development of the insurance market of the Republic of Tajikistan have been revealed and conclusions and recommendations for its improvement have been formulated. The results of the study can be used in the process of developing a strategy for the development of the national economy and conducting social policy and state regulation of the economy taking into account the features and specifics of the insurance market of the country.

Keywords: compulsory insurance, insurance expenses, insurance market, insurance organizations, insurance premiums, payments, state insurance, voluntary insurance.

For citation: Yusupova G.A. Insurance market as a tool for the development of the socio-economic sphere of Tajikistan (2020) Upravlenie, 8 (2), pp. 49-56. DOI: 10.26425/2309-3633-2020-2-49-56

© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Страхование жизни является долгосрочной отраслью страхования и играет большую роль в формировании инвестиционно-финансового механизма управления как части инвестиционной политики государства. К сожалению, из-за нестабильной экономической ситуации в стране, не устойчивости отечественных страховых компаний, низкой страховой культуры население Республики Таджикистан не заинтересовано в данной отрасли страхования.

Как известно, страховой рынок — сфера денежных отношений, где объектом сделки выступает страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее. В страховой рынок Таджикистана имеется большой неиспользованный потенциал по взаимному страхованию; не решены задачи по стимулированию инициативного осуществления страховой защиты предприятиями промышленного комплекса.

За последние 10 лет законодательство страны, позволяющее привлекать в страховой рынок Таджикистана иностранных инвесторов привело к росту капитализации страхового рынка и страховых организаций со стороны нерезидентов до 20 %. Из них около 4 % принадлежат инвесторам из Российской Федерации и 16 % — инвесторам из КНР. Этот шаг должен привести к развитию новых страховых продуктов, дополнительных путей продажи страховых услуг. В связи с этим устойчивое развитие рынка страховых услуг в соответствии с требованиями международных стандартов, охватывающих все больший круг социальных групп, классов, приведут к стабильному росту экономики республики [6; 10].

Целью настоящей статьи является анализ состояния развития страхового рынка республики, выявление проблем его развития и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Объектом исследования выступает социально-экономическая сфера Таджикистана как система, а предметом — страховой рынок как инструмент развития социально-экономической сферы Таджикистана.

В Республике Таджикистан с целью организации и осуществления государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности функционирует Закон Республики Таджикистан «О страховой деятельности» от 02.01.2018 г. № 1487. Но стремительное развитие финансовой системы, особенно банковской, развитие малого и среднего бизнеса становятся предпосылкой дальнейшего развития рынка страховых услуг [1].

На основании Постановления Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2016 г. № 408 «О вопросах Государственной службы страхового надзора» и Указа Президента Республики Таджикистан от 13 марта 2017 г. № 851 «О возложении

на Национальный банк Таджикистана полномочий страхового надзора» в Республике Таджикистан функционирует Управление страхового надзора как структурное подразделение Национального банка Таджикистана публикациях [2; 3].

Функционирование данного государственного органа обеспечивает контроль, регулирование и эффективное развитие страховой деятельности, в том числе и вопросов, относящихся к лицензированию, ведения Единого государственного Реестра профессиональных участников страхового рынка, учета и отчетности, а также координирования работы в сфере страхования.

Переход к устойчивым рыночным отношениям Республики Таджикистан приводит к коренным изменениям сектора страхования, которые должны сформироваться в систему, обеспечивающую социальную безопасность населения, организаций и государства в целом [4].

В настоящее время одной из проблем оценки деятельности страхового рынка в Республике Таджикистан является недостаточно развитая система сбора и обработки статистической информации. Например, отсутствие в статистических данных величины выплат по региональным страховым рынкам, премий страхования жизни по видам, по сегментам страхования жизни в Республике Таджикистан и т. д.

Наличие достоверных статистических данных для расчета показателей оценки страхового рынка является одним из важных условий формирования института страхования в целях социально-экономического развития страны. Анализ максимально полной информационной базы позволит принять решение в области развития правовых основ, разработки программ поддержки и развития институтов страхования, повысить открытость сферы страхования для всех участников страхового рынка, в том числе зарубежных компаний, обеспечить реальную оценку показателей в области страхования.

На неисчерпанный потенциал сферы страхования в экономике страны указывают виды и количество страховых компаний в анализируемом периоде. Анализ рынка страховых услуг показывает, что основную часть участников страхового рынка Республики Таджикистан составляют негосударственные страховые организации, доля которых в 2017 г. составила 81,8 %. Анализ структуры профессиональных участников за период 2017-2018 гг. указывает на увеличение доли негосударственных организаций до 84 %, хотя общее их количество сократилось.

Интенсивным ростом востребованных активов и источников их образования, количества заключенных договоров в секторе страхования определяется

оценка его роли в экономике региона. Темпы роста активов страховых организаций в период 2017-2018 гг. составили 126 %. Структура источников образования активов указывает на то, что доля обязательств страховых организаций увеличилась с 56 % до 61 % соответственно доля уставного капитала за анализируемый период сократилась с 44 % до 39 %.

При увеличении активов страховых организаций на 126 % темпы роста заключенных договоров за период 2017-2018 гг. были не значительными и составили всего лишь 101,8 %. Всего на 2,6 % увеличилось количество договоров добровольного страхования, на 2,4 % уменьшилось количество договоров государственного страхования.

За анализируемый период темпы роста страховых премий и выплат были неравномерными, имели широкий диапазон изменений. Как следует из таблицы 1, с 2012 г. по 2014 г. темпы роста

страховых премий снижались, а скачок по страховым взносам произошел в период 2016-2017 гг. Что касается выплат при наступлении страхового случая, их пик был в 2014 г., на что указывают темпы роста и уровень выплат.

Страховая премия — плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Величина страховых премий в разрезе государственного обязательного страхования период 2017-2018 гг. увеличилась всего на 60,9 тыс. сомо-ни, что составило 6,2 %; в разрезе обязательного страхования на 5,9 млн сомони, что составило 10,8 %. Следует отметить, что страховые премии в рамках добровольного страхования за анализируемый период сократились на 4,24 % что составило 1,6 млн сомони (табл. 2).

Таблица 1

Показатели страховых премий и выплат

Table 1. Indicators of insurance premiums and payments

Год Страховые премии Страховые выплаты Уровень

тыс. сомони темп роста, % тыс. сомони темп роста, % выплат, %

2011 89 209,7 84,05178 13 934,5 93,12887 15,62

2012 137 361,7 153,9762 14 107,2 101,2394 10,27

2013 128 602,9 93,62355 14 459,0 102,4938 11,24

2014 118 043,5 91,78914 25 365,8 175,4326 21,49

2015 121 302,0 102,7604 16 726,7 65,94194 13,79

2016 118 186,1 97,43129 17 930,7 107,1981 15,17

2017 162 110,2 137,1652 10 857,4 60,55201 6,69

2018 226 137,4 139,4961 10 673,5 98,30622 4,72

Источник: [8, 9] / Sources [8; 9]

Таблица 2

Структура страховых премий

Table 2. Structure of insurance premiums

Формы страхования 2017 г. 2018 г. Доля, %

2017 г. 2018 г.

Государственное обязательное страхование, тыс. сомони 987,7 1 048,6 0,4 0,45

Обязательное страхование, тыс. сомони 54 960,5 60 891,2 23,3 26,00

Добровольное страхование, тыс. сомони 179 896,5 172 262,8 76,3 73,55

Итого, тыс. сомони 235 844,7 234 202,6 100,0 100,00

Структура страховых выплат

Государственное обязательное страхование, тыс. сомони 197,2 150,2 1,7 1,5

Обязательное страхование, тыс. сомони 2 832,1 1 435,9 24,5 13,5

Добровольное страхование, тыс. сомони 8 522,3 9 032,1 73,8 85,0

Итого, тыс. сомони 11 551,6 10 618,2 100,0 100,0

Источник: [9] / Source [9] 52

Основная доля страховых премий в 2017 г. приходится на добровольное страхование и составляет 76,3 %, доля страховых премий в рамках обязательного страхования составляет 23,3 % и всего лишь 0,4 % составляет доля премий от государственного обязательного страхования. Незначительные структурные сдвиги в составе страховых премий в 2018 г. произошли в сторону обязательного страхования и составили почти 26 % что, соответственно, привело к снижению доли страховых премий за счет добровольного страхования и составило 73,5 %.

Анализ страховых выплат показывает, что наступление страховых случаев увеличивается в зависимости от слоев общества в рамках добровольного страхования, что приводит соответственно к росту страховых выплат по данному виду страхования [6] (см. табл. 2). За период 2017-2018 гг. величина страховых выплат по добровольному страхованию увеличилась на 509,8 тыс. сомони. Почти на 50 % и 24 % сократился соответственно объем страховых выплат по обязательному и государственному обязательному страхованию.

Структура страховых выплат в разрезе видов страхования очень близка к структуре страховых премий и в 2017 г. соответственно составила 73,8 %, 24,5 %, 1,7 % по добровольному, обязательному и государственному обязательному страхованию. В анализируемом периоде структурные сдвиги по страховым выплатам произошли в сторону добровольного страхования и в 2018 г. составили соответственно 85 %, 13,5 %, 1,5 %.

Анализ состава и структуры расходов страховых организаций отражает не стабильное, неустойчивое, хаотичное развитие страхового рынка Республики

Таджикистан (табл. 3, рис. 1). Динамика отчислений в страховые резервы, страховые взносы, переданные в страхование, также как и динамика страховых выплат имеет спонтанный характер, как следствие существующих проблем развития институтов страхования.

Для достижения стабильного, устойчивого развития рынка страховых услуг необходимо грамотно подойти к решению комплексных задач, и разработки мер, ведущих к стабильному росту показателей страхового рынка при этом темпы роста доходов от страховой деятельности, должны быть выше темпов роста страховых расходов [5].

Структурные сдвиги расходов в сфере страхования указывают на то, что с большим диапазоном структурных изменений колеблются страховые взносы, переданные в перестрахование и расходы на ведение дел. За анализируемый период эти расходы изменялись соответственно от 3,7 % до 23 % и от 8 % до 26,5 %. Чуть меньших колебаний коснулись структурные сдвиги выплат страхового возмещения и страховых сумм и отчислений в страховые резервы, которые составили соответственно 8,6 % до 20,5 % и 9,1 до 16,6 %.

Показатели, представленные в таблице 4, позволяют выявить общие позитивные и негативные тенденции развития отечественного страхового рынка, потенциал региона для развития страхования.

Показатели развития страхового рынка имеют схожую динамику, проявляющуюся в неопределенном снижении или повышении уровня исследуемых показателей в период 2011-2018 гг. Анализ доли страховых премий и выплат к валовому внутреннему продукту (далее —ВВП), страховых премий

Таблица 3

Динамика расходов страховых организаций

Table 3. Dynamics of expenses of insurance organizations

Год Отчисления в страховые резервы Страховые взносы, переданные в перестрахование

тыс. сомони темп роста, % тыс. сомони темп роста, %

2011 30 347,0 131,643 25 429,2 53,7494

2012 33 830,1 111,4776 58 586,2 230,3895

2013 28 668,6 84,74288 47 440,5 80,9755

2014 39 882,3 139,1149 13 573,4 28,6114

2015 51 104,1 128,1373 4 477,8 32,9895

2016 48 038,5 94,0012 10 796,8 241,1184

2017 51 938,0 108,1174 65 880,0 610,1808

2018 28 667,2 55,19504 61 067,1 92,6944

Источник: [8] / Source [8]

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 — выплаты страхового возмещения и страховых сумм; 2 — отчисления и страховые резервы; 3 — страховые взносы, переданные в перестрахование; 4 — расходы на ведение дел; 5 — прочие расходы

Источник: [8] / Source [8]

Рис. 1. Структура расходов по страховой деятельности Fig. 1. Structure of insurance expenses

Таблица 4

Динамика оценки основных индикаторов развития страхового рынка

Table 4. Dynamics of assessment of the main indicators of the insurance market development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Доля страховой премии в ВВП, % 0,2966 0,38 0,3173 0,258 0,2505 0,216 0,26 0,33

Доля страховых выплат в ВВП, % 0,0463 0,039 0,0356 0,0556 0,0345 0,0329 0,02 0,016

Страховые премии на душу населения, сомони. 11,43 17,2 15,8 14,13 14,2 13,52 18,2 24,76

Страховые выплаты на душу населения, сомони. 1,78 1,76 1,77 3,04 1,96 2,05 1,22 1,17

Доля страховой премии в денежных расходах населения,% 0,5441 0,6129 0,4727 0,3516 0,3468 0,369 0,44 0,55

Доля страховых выплат в денежных доходах населения,% 0,0860 0,0699 0,0647 0,1048 0,0654 0,0648 0,028 0,025

Балансовая прибыль, тыс. сомони 3 728,0 5 607,1 10 828 13 450,8 25 394 8 915,1 7 374,9 41 895

Источники: [8; 9] / Sources [8; 9]

и выплат на душу населения, доля страховых премий в денежных расходах населения и доли страховых выплат в денежных доходах населения за период с 2011-2018 гг. показал, что и сами показатели, и темпы их изменений очень низкие. Данные относительные показатели не соответствуют среднему уровню по СНГ. За весь анализируемый период

доля страховых премий в ВВП не вышла за рамки 0,38 %. Самая высокая страховая премия на душу населения составила всего лишь 25 сомони (2,5 долл. США) [7].

Темпы роста доли страховой премии в денежных расходах населения за анализируемый период изменялись от 113 % до 125 %, но сами показатели

очень низкие, темпы роста доли страховых выплат в денежных доходах населения изменялись от 82,3 % до 90 % и также являются незначительными.

Таким образом, исследование в области развития страхового рынка Республики Таджикистан позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Анализ правовой базы страны в сфере страхования показал, что на этапе формирования и развития страхового рынка общие подходы, принципы позволяют обеспечить эффективное его функционирование ускорить и интеграцию в мировой страховой рынок. В свою очередь, ликвидация монопольного страхования, развитие малого и среднего бизнеса, финансовой системы, в том числе банковской сферы, внешнеэкономических связей способствуют дальнейшему развитию и повышению качества страховых услуг.

В законопроектах, регулирующих страховой рынок Республики Таджикистан, не отражены аспекты сотрудничества с зарубежными партнерами, требования и возможности развития инвестиционной деятельности страховых организаций, размещения активов. Как результат, это отражается на слабо развитой инфраструктуре страхового рынка и требует вмешательства государства, в частности Госстрахнадзора Министерства финансов Республики Таджикистан.

2. Необходимо совершенствовать систему сбора и обработки статистической информации с целью осуществления достоверной оценки деятельности страхового рынка в Республике Таджикистан. Для создания полной информационной базы и обеспечения открытости сферы страхования необходимо создать сеть для всех участников страхового рынка, которая позволит дать реальную оценку показателей в области страхования.

3. В Республике Таджикистан очень слабо развит институт посредничества и это следствие ограничения деятельности брокеров законом «О страховании». Именно страховые брокеры выполняют важную функцию разъяснения и повышения страховой грамотности населения и способствуют развитию страхового рынка. Поэтому важным моментов в формировании и развитии институтов страхования должно стать упрощение процесса лицензирования и снятие жестких ограничений в сфере деятельности страхового брокера.

4. Потенциал страхования позволит организациям различных видов собственности стать внутренним долгосрочным источником инвестирования в экономику страны. Для формирования эффективного инвестиционно-финансового механизма управления страховым компаниям Республики Таджикистан необходимо увеличить часть

резервов по долгосрочному страхованию жизни. К таким мерам можно отнести:

• создание фонда из отчислений страховых организаций с целью возврата страховых выплат при наступлении страхового случая при финансовой неустойчивости других страховых компаний;

• поиск путей повышения собственного капитала страховых организаций с точки зрения долгосроч-ности данного источника и возможностью инвестировать его в инвестиции с низкой ликвидностью;

• разработка страхового продукта, удовлетворяющего конкретным потребностям населения по страхованию жизни;

• продвижение долгосрочного вида страхования через государственные средства массовой информации;

• разработка механизма инвестирования страховых премий в отрасль страхования жизни.

5. Анализ показателей рынка страховых услуг указывает на позитивные и негативные темпы роста, таких показателей как количество страховых компаний, величина страховых премий, размер активов страховых организаций разных видов собственности что может привести к устойчивому росту сектора страхования. За анализируемый период страховые премии увеличились в 2,5 раза, страховые выплаты в 1,05, уровень выплат сократился в 3,3 раза. Несмотря на абсолютный рост показателей, уровень развития страхового рынка Республики Таджикистан еще далек от уровня его развития в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Следует разработать методологию качественной оценки условий и потенциала страхования, в том числе регионов Республики Таджикистан с целью выявления предпосылок развития страхового рынка как фактора повышения социально-экономического сектора экономики.

Перспективы развития страхового рынка указывают на развитие инфраструктуры сектора страхования, в которой должны появиться различные формы страховых институтов, включая актуарные организации, организации взаимного страхования, посреднические структуры.

С целью развития рынка взаимного страхования следует расширить рекламу данного вида страховых услуг, провести работы с целью разъяснения выгоды населения и организаций, отдельных страховых компаний, продвигать данный страховой продукт как эффективную форму защиты имущества населения и субъектов хозяйственной деятельности.

Библиографический список

1. Закон Республики Таджикистан от 02.01.2018 г., №1487, ст.4. «О страховой деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=88120 (дата обращения: 23.03.2020).

2. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2016 года № 408 «О вопросах Государственной службы страхового надзора» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=89780 (дата обращения: 20.03.2020).

3. Указ Президента Республики Таджикистан от 13 марта 2017 года, № 851 «О возложении на Национальный банк Таджикистана полномочий страхового надзора». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=128948 (дата обращения: 20.03.2020).

4. Авезов, А. Х., Урунов, А. А., Рахими, Ш. Стратегическое управление устойчивым развитием промышленности РТ // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия: Естественные и экономические науки. 2017. № 2 (41). С. 190-194.

5. Родина, И. Б., Владимирова, А. Ф., Урунов А. А., Ашу-рова М. А. Российское внешнеторговое эмбарго в системе инструментов нетарифного регулирования международной торговли // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86). С. 48-54.

6. Урунов, А. А. Стратификация современного российского общества: методика, анализ и тенденция // Вестник университета. 2019. № 6. С. 184-190.

7. Юсупова, Г. А. Инвестиционная политика как фактор устойчивого развития региона // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия: естественные и экономические науки. 2017. № 3 (42). С. 178-194.

8. Официальный сайт Национального Банка Таджикистана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.nbt.tj/ru/sugurta/bozori-sugurtavi/2018/4-yum-kvartali-soli-2018.php (дата обращения: 12.03.2020).

9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oldstat.ww.tj/ru/ (дата обращения: 12.03.2020).

10. Fedorova, I. Yu., Urunov, A. A., Rodina, I. B., Ostapenko, V. A. Financing and quality of housing construction: introduction of information systems as a regulatory tool Revista Inclusiones. 2020. V. 7. No. S2-1. Pp. 328-339.

References

1. Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 02.01.2018 g. No. 1487, st. 4. "O strakhovoi deyatel'nosti" [Law ofthe Republic of Tajikistan "On Insurance Activity" No. 1487, dated on January 2, 2018, article 4]. Available at: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=88120 (accessed 23.03.2020).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 1 ok-tyabrya 2016 goda No. 408 "O voprosakh Gosudarstvennoi sluzhby strakhovogo nadzora" [Resolution ofthe Government ofthe Republic of Tajikistan "On issues ofthe State Insurance Supervision Service" No. 408, dated on October 1, 2016]. Available at: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx-?rgn=89780 (accessed 20.03.2020).

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 13 marta 2017 goda, No. 851 "O vozlozhenii na Natsional'nyi bank Tadzhiki-stana polnomochii strakhovogo nadzora" [Decree ofthe President ofthe Republic of Tajikistan "On Assignment of Insurance Supervision Powers to the National Bank of Tajikistan " No. 851, dated on March 13, 2017]. Available at: http://www.adlia.tj/ show_doc.fwx?rgn=128948 (accessed 20.03.2020).

4. Avezov A. Kh., Urunov A. A., Rakhimi Sh. Strategicheskoe upravlenie ustoichivym razvitiem promyshlennosti RT. [Strategic management of sustainable industrial development of the Republic of Tajikistan], Uchenye zapiski Khudzhands-kogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Ga-furova. Seriya: Estestvennye i ekonomicheskie nauki [Scientific Notes of Khujand State University named after academician B.Gafurov. Series: Natural Sciences and Economics], 2017, no 2 (41), pp. 190-194.

5. Rodina I. B., Vladimirova A. F., Urunov A. A., Ashurova M. A. Rossiiskoe vneshnetorgovoe embargo v sisteme in-strumentov netarifnogo regulirovaniya mezhdunarodnoi torgovli [Russian foreign trade embargo in the system of instruments for non-tariff regulation of international trade.], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship], 2017, no 9-3 (86), pp. 48-54.

6. Urunov A. A. Stratifikatsiya sovremennogo rossiiskogo ob-shchestva: metodika, analiz i tendentsiya [Stratification of modern Russian society: methodology, analysis and trend], Vestnik Universiteta, 2019, no 6, pp. 184-190.

7. Yusupova G. A. Investitsionnaya politika kak faktor usto-ichivogo razvitiya regiona [Investment policy as a factor of sustainable development of the region], Uchenye zapiski Khu-dzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Seriya: estestvennye i ekonomicheskie nauki [Scientific Notes of Khujand State University named after academician B.Gafurov. Series: Natural Sciences and Economics], 2017, no 3 (42), pp. 178-194.

8. Ofitsial'nyi sait Natsional'nogo Banka Tadzhikistana [Official website ofthe National Bank of Tajikistan]. Available at: https:// www.nbt.tj/ru/sugurta/bozori-sugurtavi/2018/4-yum-kvar-tali-soli-2018.php (accessed 12.03.2020).

9. Statisticheskii ezhegodnik Respubliki Tadzhikistan. [Statistical Yearbook of the Republic of Tajikistan], Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan [Agency for Statistics under the President of the Republic of Tajikistan], Dushanbe, 2019. Available at: http://oldstat.ww.tj/ru/ (accessed 12.03.2020).

10. Fedorova I. Yu., Urunov A. A., Rodina I. B., Ostapenko V. A. Financing and quality of housing construction: introduction of information systems as a regulatory tool, Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S2-1, pp. 328-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.