Деньги, финансы и кредит
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
УДК 369 ББК 65.271.316 А 86
СТРАХОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТФОМС РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
(Рецензирована)
Артеменко Дмитрий Анатольевич,
доктор экономических наук, профессор Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 229 65 51, e-mail: [email protected]
Соколов Андрей Анатольевич,
аспирант Ростовского международного института экономики и управления, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 251 94 11, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью повышения качества медицинских услуг в условиях реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая направлена на обеспечение полноты государственных гарантий в сфере здравоохранения и повышения ее эффективности.
Ключевые слова: страховое администирование, обязательное медицинское страхование,реформа здравоохранения.
INSURANCE ADMINISTRATION HEALTH SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
Artemenko Dmitry Anatolyevich,
doctor of Economics , professor of the Southern Federal University, Rostov-on-Don. Ph.: (863) 229 65 51 , e-mail: [email protected]
Cokolov Andrei Anatolyevich,
graduate student of the Rostov International Institute of Economics and Management, Rostov-on-Don. Ph.: (863) 251 94 11, e-mail: [email protected]
Summary. The relevance of the research caused by necessity of to improve the quality of medical services in the context of reforming the health care system.
Keywords: administirovanie insurance, health insurance, health care reform.
Актуальность проблемы повышения качества системы обязательного медицинского страхования (ОМС) повышается в современных условиях, переломном моменте полного перехода на одноканальное финансирование. Повышение эффективности системы ОМС возможно через инструментарий страхового администрирования.
В последнее время большое внимание уделяется эффективности налогового администрирования. Страховое администрирование имеет родственные черты с налоговым администрированием, что по-
зволяет включать его показатели в индекс DOING BUSINESS: Оценка Бизнес Регулирования. Этот проект Группы Всемирного Банка позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях [5, 142].
Реализация проекта началась в 2002 году, методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными
4
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Деньги, финансы и кредит
типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на бизнес.
Страховое администрирование имеет свои особенности и не меньшее практическое значение, чем налоговое администрирование. Главная особенность заключается в том, что отвественность страхового администрирования распространяется на обеспечение эффективности системы ОМС.
С практической точки зрения право проводить выездные проверки органы, контролирующие уплату страховых взносов, получили не так давно, в 2011 году. Страховые взносы во внебюджетные фонды организации-налогоплатильщикиуплачива-ют начиная с 2010 года после вступления в силу с 1 января Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). До этого момента страховые взносы контролировали налоговые органы при администрировании единого социального налога.
В настоящее время, уплату страховых взносов контролируют Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). ПФР администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. А ФСС - взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Выездные проверки ПФР и ФСС обязаны проводить вместе (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).
Страховое администрирование ОМС, таким образом, находится в компетенции двух контролирующих органов: ответственность за уплату страховых взносов контролируется ПФР, а собственно обеспечение государственных гарантий медицинского страхования контролируется Фондом медицинского стразования в лице своих территориальных Фондов (ТФОМС).
С момента своего создания ТФОМС Ростовской области выступает в двух ролях:
ТФОМС является государственным самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, аккумулирующим средства ОМС для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС.Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются законами Ростовской области.
ТФОМС Ростовской области также является областным административно-управленческим органом, обеспечивающим организацию систему-ОМС.
Система здравоохранения страны реализующая в полной мере государственные гарантии граждан является существенным фактором социальноэкономической стабильности, востребованность которой в условиях глобальных вызовов только возрастает.
Модель финансирования зравоохранения трансформировалась вместе с либеральными реформами в стране. В таблице представлены основные этапы реформы финансовой модели.
Таблица 1
Трансформация финансовой модели здравоохранения
До 1990г. Бюджетное финансирование
1991-1993 гг. Введение ОМС
2013 г. Введение единого подушевого финансирования
2014 г. Переход на одноканальное финансирование
До начала 90-х годов финансовое обеспечение отечественного здравоохранения осуществлялось централизованно. В 1991-1993 годов в стране были внедрены механизмы обязательного медицинского страхования (ОМС), что включило принципы рыночной экономики в сфере здравоохранения. В 2013 году был совершен переход на единые нормативы подушевого финансирования за выполнение медицинских услуг, а в 2014 финансирование перешло в одноканальный, т.е. исключительно страховой вариант финансирования.
Однако результат реформ оказался не однозначным, привел к снижению качества медицинских услуг, что активировало дискуссию о верности выбранного либерального курса реформы.
Напомним, что выделяют 3 вида финансовых моделей зравоохранения, имееющих значительное применение в мире. Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.). Бюджетная модель - осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.). Предпринимательская модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (в США).
Логика реформы заключалась в быстром переходе от бюджетной финансовой модели к модели страховой. Реформа включала бюджетно-страховую модель как переходный этап.
5
Деньги, финансы и кредит
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
С точки зрения терминологии под администрированием понимают управление каким-либо процессом. Слово «администрирование» происходит от латинского «administration» иобозначает «руководство», «управление», «служение», «помощь». Анри Файольсчитал, что администрировать - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться и контролировать.
Наиболее разработанный и родственный термин - налоговое администрирование. Безусловно страховое администрирование ОМС имеет свои корни в институте налогового администрирования. Выделяется группа ученых определяющих налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями. Такого определения придерживаются И.А. Перонко и В.А. Красницкий. Они указывают, что налоговые отношения являютсяпредметом налогового администрирования.
Существуют другие точки зрения определения данного понятия. Так, например, по мнению А.В. Иванова, под «налоговым администрированием» в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированногобюджета России. В узком смысле налоговое администрирование определяется как непосредственный контроль за
поступлением налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к ответственности за налоговые нарушения.
Гончаренко Л.И. был предложен уровневый подход, позволивший определить логическое соотношение таких широко применяемых в российской экономической литературе понятий как налоговый контроль, управление налоговой системой, налоговое администрирование, налоговый менеджмент, налоговое планирование и др., а также разграничить сферы их применения (рис. 1) [4,84].
Артеменко Д.А. более основательно подходит к определению (рис.2) [1,8]. Налоговое администрирование определяется как новый институт налоговой системы, который по своему содержанию представляет собой комплекс особых организационно-правовых отношений, процедурно обеспечивающих реализацию взаимоотношений государства и экономических агентов по поводу исчисления и уплаты налогов в рамках сложившейся системы налоговых отношений между государством (муниципальными образованиями), представленными специально уполномоченными органами-адми-нистраторами, и обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками, регистраторами сделок (гражданского состояния, имущественных и иных прав) и др.).
При этом механизм налогового админи-
, • N , •
Планирование Планирование Планирование
налоговых доходов ^ . налоговых поступлений. > налоговых платежей
v J ^ у ^ У
Рисунок 1. Соотношение понятий в сфере управления налоговыми отношениями
Рисунок 2. Соотношение понятий «управление налоговой системой» и «налоговое администрирование»
6
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Деньги, финансы и кредит
Рисунок 3. Содержание понятия «налоговое администрирование»
стрирования как структурированным комплекс легитимных правил управленческих действий специализированных административных структур по исполнению налогового законодательства включает: принципы (гармонизация масштаб-
ности экономического содержания, с одной стороны, и ограниченности институционального обеспечения процедур исполнения налоговых обязательств, концентрация, открытость, оперативность); предметно-ориентированные модули (организационный, контрольный, функциональный и правовой); инструменты (камеральный контроль, выездная налоговая проверка, налоговое расследование, встречная проверка и др.), методы (налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование, налоговый контроль), институты государственного контроля за поступлениями установленных объемов налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Таким образом, учитывая рассмотренные аспекты понятия налогового администрирования, налоговое администрирование представляется более узким понятием, чем общее понятие управления налоговой системой, но более широким, чем налоговый контроль.
Содержание понятия налогового администрирования более наглядно рассмотрено на рис.3. [2,42]
Что касается страхового администрирования ОМС, то этот термин неинституциализирован. Употребим термин администрирование страховых взносов применительно к деятельности ПФР и ФСС. При этом особенности страхового администрирования ОМС: дополнительная к сбору страховых взносов ответственость за обеспечение государственных медицинских гарантий гражданам.
Таким образом, страховое администрирование ОМС - это, безусловно новый интитут который представляет собой комплекс особых организаци-
онно-правовых отношений по поводу исчисления и уплаты страховых взносов, а также реализации государственых медицинских гарантий гражданам.
В условиях одноканального финансирования значение страхового администрирования возрастает. Дефакто страховое администрирование начало применяться с момента введения системы обязательного медицинского страхования, хотя его институциональное оформление, становление финансовой модели и страховых принципов происходит в настоящее время. Деюре страховое админисри-рование находиться в «тени» налогового админис-рирования. Так, «Дорожная карта» проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ не содержит мероприятий по улучшению страхового администрирования (в том числе ОМС).
Институт страхового администрирования можно охарактеризоватькак неотъемлемую часть системы общественно-экономического регулирования со встроенной обратной связью. С одной стороны, он является составным элементом организационной структуры уполномоченных контрольных органов, с другой - важнейшей частью системы ОМС, являясь обязательным атрибутом управления страховыми финансами. Действенно работающий институт страхового администрирования ОМС, может внести значительный вклад в улучшение качества жизни населения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Артеменко Д.А. Налоговое администрирование в России: механизм и направления модернизации: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
2. Артеменко Г.А. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы деятельности //
7
Деньги, финансы и кредит
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Правовые и социально-экономические аспекты стратегии модернизации России: проблемы обновления и сохранения преемственности. Тезисы Международной научно-практической конференции. - Сочи, 2011.
3. Игнатова Т.В., Пономарев А.И. Налоговое администрирование в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Гончаренко Л.И. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения. - М.: Дашков и К, 2007.
5. Официальный сайт проекта «Ведение бизнеса» Группы Всемирного Банка [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.russian.doingbusiness.org
6. Официальный сaйт Министерствa
здрaвooхрaнения Рoссийскoй Федерaции [электронный ресурс]. - Режим доступа: www. rosminzdrav.ru
7. Официальный сaйт ТФOМС Рoстoвскoй oблaсти [электронный ресурс]. - Режим доступа: www. rostov-tfoms.ru
8. Хашева З.М., Артеменко Д.А., Белокрылова О.С., Поролло Е.В., Артеменко Г.А. Налоговое администрирование и налоговый контроль: теория и практика. - Краснодар, 2006.
УДК 336.719 ББК 65.262.1 К 96
К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВЫХ ПИРАМИДАХ
(Рецензирована)
Кушу Светлана Олеговна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 420 24 20, е-mail: [email protected]
Ануфриева Инна Сергеевна,
студентка Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 116 64 87, е-mail: [email protected]
Аннотация. Статья описывает комплекс проблем, решение которых необходимо для устранения мошенничества касательно финансовых пирамид классического вида и в социальных сетях.
Ключевые слова: финансы, финансовая сфера, экономика, финансовый рынок.
THE QUESTION OF THE PYRAMID SCHEMES
Kushu Svetlana Olegovna,
candidate of the Economic Sciences, associate professor of finance Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 420 24 20, е-mail: [email protected]
Anufrieva Inna Sergeevna,
student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 116 64 87, е-mail: [email protected]
Summary. АНкк describes the range of issues necessary for the elimination of fraud concerning the financial pyramids classic look and social networks.
Keywords: finance, financial sektor, the ekonomy, the financial market.
8