О.И. Ларина, А.А. Якубова
СТРАХОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РФ
THE DEPOSIT INSURANCE IS A PART OF SYSTEM TO ENSURE FINANCIAL STABILITY
Аннотация. В статье исследуются системы страхования вкладов / депозитов и их разновидности. Анализируются структурные изменения на рынке вкладов в России, произошедшие под действием системы страхования вкладов, а также возможности дальнейшего развития системы страхования в РФ.
Abstract. The article investigates the deposit insurance systems and their varieties This article examines the structural changes in the deposit market in the Russian Federation that took place under the deposit insurance system, as well as opportunities for further development of the insurance system in Russia.
Ключевые слова. Система обеспечения финансовой стабильности, система страхования вкладов, регулирование банковской деятельности, проблема «морального риска».
Keywords. System to ensure financial stability, deposit insurance, banking regulation, the problem of «moral hazard».
В современной экономике банки выполняют важнейшие функции. Высокая зависимость банков от уровня платежеспособности других субъектов экономики обуславливает необходимость формирования в каждой стране системы обеспечения финансовой стабильности и безопасности. Такая система, организованная государством, обычно включает в себя пять составляющих [8]:
- здравая и устойчивая макроэкономическая политика;
- хорошо развитая государственная инфраструктура (развитое законодательство, всеобъемлющие и хорошо разработанные принципы и правила бухгалтерского учета, система независимого аудита, эффективный банковский надзор, четко сформулированные правила по регулированию других финансовых рынков и адекватный надзор за ними, эффективная система платежей);
- эффективная рыночная дисциплина (высокий уровень корпоративного управления; предоставление точной, прозрачной и своевременной информации);
- инструментарий по работе с проблемными кредитными организациями;
- механизмы, обеспечивающие системную защиту (страхование или гарантирование вкладов / депозитов).
В России подобной системой, обеспечивающей финансовую безопасность и стабильность, является система регулирования банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности - воздействие на кредитные организации со стороны центрального банка и/или иных государственных органов в целях поддержания стабильности и эффективности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и клиентов. В целом система регулирования банковской деятельности в РФ представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих указанную деятельность, и применяемых ими инструментов -способов воздействия (см. таблицу 1). К субъектам, регулирующим банковскую деятельность, относятся Правительство, Банк России, наделенный функцией регулятора банковской деятельности (ст. 56 ФЗ «О Центральном банке РФ»), и Агентство по страхованию вкладов. Каждый из указанных субъектов имеет свои полномочия и особые инструменты воздействия на банковский сектор (см. таблицу 1) - отдельные направления государственного регулирования.
Таким образом, страхование вкладов физических лиц является одним из направлений государственного регулирования и составляющей общей системы обеспечения стабильности банковской сектора РФ. С помощью страхования банковских вкладов решается несколько значимых для государства задач:
- укрепляется доверие к банковской системе;
- снимается социальная напряженность в случае банкротств банков;
- защищаются интересы рядовых вкладчиков, которые не могут верно оценить такие параметры, как платежеспособность банка и рискованность своих вложений;
- снижается риск банкротства жизнеспособных банков из-за необоснованных слухов, сокращается число банковских банкротств в целом и обеспечиваются более благоприятные условия проведения самой процедуры банкротства;
- значительно снижаются государственные расходы на преодоление банковских кризисов.
Таблица 1
Субъекты и инструменты государственного регулирования банковской деятельности в РФ
© Ларина О.И., Якубова А.А., 2012
Субъекты
Правительство АСВ Банк России
Стратегия развития банковской системы
Банковское право
Налоговая политика Страхование вкладов Денежная, валютная, кредитная политики (денежно-кредитное регулирование)
Валютная политика Санирование банков, в Лицензирование
Используем том числе помощь деятельности банков
ые инвесторам,
инструмент участвующим в санации
ы банка
Участие в капиталах Ликвидация банков Пруденциальный надзор,
банков в том числе обязательные нормативы
Размещение свободных Принудительная
бюджетных средств в реорганизация и
отдельных банках санирование банков
Ликвидация банков
Во всех развитых странах создание систем обеспечения защиты сбережений населения признается необходимым и важным элементом эффективного механизма поддержания финансовой безопасности и стабильности банковского сектора. Следует однако отметить, что система страхования вкладов / депозитов, даже если она должным образом организована, позволяет справиться лишь с ограниченным количеством одновременно происходящих банкротств банков, и нельзя ожидать, что она может самостоятельно справиться с системным банковским кризисом.
Банковская практика зарубежных стран богата многообразием способов защиты банковских вкладов и депозитов. Можно выделить следующие разновидности их устройства:
1) система страхования клиентских вкладов / депозитов; 2) система гарантий (косвенная защита вкладов / депозитов путем принятия комплекса мер, направленных на недопущение банкротства банков); 3) смешанная система (включает элементы двух предыдущих) [5, с.146].
Также указанные системы отличаются в зависимости: от обязательности участия банков в системе страхования; от видов страхуемых вкладов и депозитов; от участия государства в системе страхования; от размера страхового покрытия; от применяемых страховых ставок и т. д. Характерным является тот факт, что решение о создании таких систем страны обычно принимали в периоды кризисов национальных банковских систем.
В отличие от этого российская система страхования была создана в достаточно спокойный и благополучный период, хотя сразу же прошла «проверку на прочность». В конце декабря 2003 г. в России вступил в силу федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ФЗ №177-ФЗ от 23.12.2003 г.), и было создано Агентство по страхованию вкладов -некоммерческая организация, действующая в организационно-правовой форме государственной корпорации. Уже в 2004 г. произошедшие банкротства ряда банков, и четко организованные действия по возмещению денег их вкладчикам показали эффективность и действенность системы страхования вкладов в России.
В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выполняет три публичные функции, которые на него возложены государством на основании федеральных законов [1], [2], [3]. Это страхование вкладов, ликвидация банков, работавших с населением, а также предупреждение банкротства банков в рамках согласованных с Банком России действий.
Действующая в настоящее время российская система страхования вкладов соответствует основной мировой практике. В ее составе можно выделить следующие основные элементы:
• механизм обеспечения защиты вкладчиков формализован - введен законодательно;
• участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, имеющих право работать с частными вкладчиками;
• установлен и регулярно пересматривается разумный размер предельных выплат, защищающий частных вкладчиков, которые наименее просвещенные в области финансов (в настоящее время его размер составляет 700 тыс. руб.);
• четко обозначены вклады, по которым производятся выплаты;
• система финансируется за счет взносов участников, при этом предусмотрена помощь государства бюджетными средствами;
• четко прописаны полномочия Агентства по страхованию вкладов и этих полномочий хватает для выполнения возложенных на Агентство функций.
Можно отметить, что с 2004 г. вклады населения увеличились в 5 раз, и по состоянию на 1 января 2011 г. совокупная величина превышает планку в 9 трлн руб., средний рост депозитов физических лиц составлял не менее 30% в год (см. таблицу 2) [4].
Таблица 2
Структура вкладов физических лиц в РФ (млрд. руб.)
1.01.09 1.01.10 1.10.10 1.01.11 1.02.11
Вклады физических лиц - в том числе сберегательные сертификаты 5 907,0 18,0 7 485,0 15,5 8 879,3 14,7 9 818,0 14,0 9 729,7 13,8
Вклады физических лиц до востребования и 1 005,7 1232,1 1 379,9 1 733,0 1 564,3
сроком до 30 дней
- в рублях 840,0 1 060,8 1 207,3 1 546,4 1 377,1
- в иностранной валюте 165,7 171,3 172,6 186,5 187,3
Вклады физических лиц сроком от 31 дня до 1 052,6 1 481,6 1 632,0 1,730,3 1 763,1
1 года
- в рублях 639,5 965.9 1 239,0 1 353,3 1 392,4
- в иностранной валюте 413,1 515.6 393,0 377,0 370,7
Вклады физических лиц сроком свыше 1 3 848,7 4 771,3 5 867,4 6 354,7 6 402,2
года
- в рублях 2 853,2 3 484,4 4 568,8 5 018,8 5 070,0
- в иностранной валюте 995,5 1 286,9 1 298,6 1 335,9 1 332,2
Вклады физических лиц - нерезидентов (без учета сберегательных сертификатов) 61,1 84,0 96,2 103,3 101,1
Введение системы страхования вкладов и связанное с ним повышение доверия населения к банковской системе ускорило структурные изменения на банковском рынке, усилив процессы демонополизации и развития конкуренции, активизировало перераспределение вкладов между банками. В результате за 6 лет работы системы страхования вкладов доля 30 крупнейших по объему вкладов населения банков снизилась с 86% до 78,5%. Отдельного внимания заслуживает вопрос об изменении доли Сбербанка России в привлечении средств населения. В целом за период с 01.01.2004 г. по 01.04.2010 г. показатель его удельного веса вкладов населения понизился на 15,8%, что иллюстрирует хорошую динамику демонополизации рынка депозитов физических лиц.
Объем долгосрочных вкладов за 6 лет работы системы страхования увеличился почти в 8 раз при показателе роста депозитов на уровне 400%. Учитывая, что процентные ставки в Сбербанке России традиционно ниже, чем в целом по банковской системе, ценовая конкуренция на этом сегменте рынка вкладов проявилась наиболее остро. В результате доля Сбербанка на рынке долгосрочных вкладов снизилась за данный период почти на треть. Характерно, что столь значительные изменения не сопровождались изъятием вкладов из Сбербанка, а происходили за счет открытия населением новых депозитов в иных коммерческих банках. Можно сделать вывод, что под влиянием системы страхования вкладов повысилось доверие ко всем российским банкам.
За время существования системы страхования вкладов в РФ произошло более 100 страховых случаев [7]. Совокупный объем выплат по ним составил около 37,8 млрд. руб. Во всех банках выплаты начинаются не позднее 14 дней со дня отзыва у банка лицензии. За возмещением обратилось около 245600 вкладчиков.
Два наиболее крупных страховых случая произошли в 2008 и 2010 гг., на них пришлось 10 млрд. руб. выплат, что составило одну четвертую часть всех обязательств АСВ. Три страховых случая были особенными - Агентство по ним выплат не делало, потому что часть «здоровых» активов обанкротившихся банков были переданы другим кредитным организациям вместе с обязательствами перед вкладчиками. Самое большое количество страховых случаев пришлось на 2008 и 2009 гг., что стало следствием мирового финансового кризиса, затронувшего и Россию. В 2010 г. было всего 16 страховых случаев, что в два раза
меньше, чем годом ранее. Правда, сумма страховых выплат составила 15,1 млрд. рублей, и это почти в два раза больше, чем в 2009 г.
Система страхования вкладов приносит действительную пользу вкладчикам. Вкладчики быстро и просто при наступлении страхового случая получают назад свои деньги. Опыт АСВ свидетельствует, что отзыв лицензии у банка теперь воспринимается вкладчиками достаточно спокойно.
Таким образом, существование системы защиты вкладов/депозитов препятствует массовому оттоку вкладов, если на рынок поступает неблагоприятная новость о проблемах некоторых кредитных организаций. Как правило, в таких случаях часть вкладчиков на всякий случай забирает свои деньги из банков, досрочно закрывая депозиты. Так существовало всегда и наиболее явно проявлялось в РФ, когда система страхования вкладов еще не была создана.
Анализируя период острой фазы кризиса (конец 2008 г.), можно отметить, что 70% вкладчиков вообще не собирались ничего предпринимать, чтобы обезопасить свои сбережения. Они были уверены, что их деньги полностью защищены системой страхования вкладов. Фактические данные по объемам вкладов в период кризиса свидетельствуют, что банковская система перенесла удар сравнительно легко, и обострение длилось недолго. Если за точку отсчета взять конец сентября 2008 г., то отток вкладов населения из банковской системы составил около 8%. Через полтора месяца деньги опять стали возвращаться на банковские счета, и полностью отток вкладов был компенсирован уже к 1.01.2010 г.
В России, согласно результатам исследования инвестиционного поведения населения, проведенного ВЦИОМ по заказу АСВ, 16% опрошенных стали с большим доверием относиться к банкам, около 7% опрошенных ответили, что в связи с действием системы страхования вкладов впервые открыли банковский счет, увеличили размер вклада или увеличили срок депозита. Всего доверие к банкам в РФ испытывают 38% респондентов.
Следует, однако, отметить, что любой государственный инструмент или метод управления имеет, как правило, не только позитивные, но и негативные эффекты. Важным моментом, который нужно учитывать при формировании системы страхования вкладов и депозитов, является так называемая проблема «морального риска». Она заключается в следующем: если владельцы депозитов и собственники банков уверены, что они полностью защищены от угрозы убытков в случае банкротства банка или в том, что их банку не дадут обанкротиться, то они не будут заботиться о регулярной оценке финансового состояния банка, осуществлять тщательный мониторинг деятельности банков и будут принимать более рискованные решения. Исследования показывают, что особенности схемы страхования депозитов влияют на финансовую стабильность. Так, известно, что вероятность кризисов возрастает по мере увеличения так называемого коэффициента покрытия (отношения максимального покрытия по страховой схеме к ВВП на душу населения) [6]. Таким образом, «наиболее великодушные» схемы страхования повышают вероятность финансовых кризисов.
Чтобы повысить рыночную дисциплину и минимизировать проблему «морального риска» в разных странах используют следующие способы.
- Установление предельного размера возмещения по вкладам / депозитам. Это обосновано тем, что вкладчики, имеющие крупные депозиты, либо сами имеют финансовое образование и могут оценить верно риски своих вложений, либо имеют возможность нанять финансового консультанта.
- Исключение отдельных категорий депозитов из числа страхуемых. Так, например, в РФ не подлежат возмещению вклады, переданные в доверительное управление, во многих странах не возмещаются вклады собственников и управляющих банков (на которых особенно важно возложить основные потери при банкротстве), а также депозиты банков и небанковских кредитных организаций, поскольку именно они имеют возможность осуществлять мониторинг состояния дел в банке - контрагенте.
- с помощью дифференциации взносов, уплачиваемых банками-участниками, в зависимости от степени риска деятельности каждого банка, оцениваемого регулятором (такова, например, система страхования в США).
Таким образом, унифицированной системы страхования вкладов / депозитов в мире не существует, поскольку всегда есть особенности банковских национальных секторов, сложившиеся традиции в практике регулирования и иные отличия экономических систем, которые делают каждую национальную систему страхования вкладов / депозитов уникальной.
Следует отметить, что в мире достаточно часто распространена практика, когда система страхования депозитов покрывает вложения в банки практически всех клиентов: как физических, так и юридических лиц. Например, старейшая система страхования - американская - с самого начала действовала как механизм, защищающий интересы всех клиентов. В США руководствуются понятной логикой: всем субъектам экономической жизни предоставляется одинаковая защита.
Российская система страхования вкладов уже не раз доказывала свою высокую эффективность и качественную организацию, однако, любая система не может быть «застывшей формой», она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Представляется целесообразным некоторая трансформация российской системы страхования в части расширения категорий страхуемых банковских обязательств. Так, в настоящее время не подлежат страхованию в РФ средства физических лиц - индивидуальных предпринимателей (если эти счета открыты с целью предпринимательской деятельности). В то же время развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных задача государства, одна из
ключевых проблем экономического развития на современном этапе заключается в недостаточном количестве малых предприятий и низких показателях их производства. Малое предпринимательство в рыночной экономике - важнейший сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, во всех развитых странах на долю малого предпринимательства приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого предпринимательства. Малое предпринимательство, например, в США дает почти половину прироста национального продукта и 2/3 прироста новых рабочих мест.
Если обратить внимание на Россию, то показатели по развитию малого предпринимательства у нас достаточно скромные, а, кроме того, если происходят проблемы с банком, обслуживающим предпринимателя, то надежды на возврат денег, находившихся в тот момент на счете нет. Распространение системы страхования вкладов на индивидуальных предпринимателей было бы справедливо и экономически оправдано уже сейчас. Граждане - физические лица добровольно принимают решение о размещении своих средств в банке, а предприниматели обязаны свои средства держать в банке. Данный шаг, как представляется, должен стать первым на пути создания в РФ более полной системы страхования депозитов, включающей защиту средств всех физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций, как уже указывалось, с целью минимизации «морального риска»). Ведь обеспечение защиты собственности и прав всех участников экономической системы является важнейшим принципом развития цивилизованного общества.
Литература
1. Федеральный закон №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999.
2. Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003.
3. Федеральный закон №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» от 27.10.2008.
4. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели. - №101. - март
2011.
5. Соколов Ю.А., Амосова Н.А. Система страхования банковских рисков: Научное издание. - М.: Издательство Элит, 2003.
6. Хогарт Г., Рейдхилл Дж., Синклер П. Разрешение банковских кризисов: основные инструменты и издержки // Банки: мировой опыт. - 2004. - №5.
7. [Электр. ресурс]: сайт Агентства по страхованию вкладов.
Key principles for effective banking supervision. The Basel Committee on Banking Supervision.