РОССИЯ в ВОЙНАХ И РЕВОЛЮЦИЯХ XX ВЕКА
А. Ф. Павловский, А. Ю. Павловская
Страдание и выживание в блокадном Ленинграде: взгляд социолога на историю гуманитарной катастрофы
Павловский Алексей Федорович
ассоциированный
сотрудник,
Европейский
университет
в Санкт-Петербурге
(Санкт-Петербург
Россия)
Павловская Анастасия Юрьевна
мл. науч. сотр.,
Государственный
мемориальный
музей обороны
и блокады Ленинграда;
исследователь,
Европейский
университет
в Санкт-Петербурге
(Санкт-Петербург
Россия)
Книга американского социолога Джеффри Хасса Wartime Suffering and Survival: The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941-19441 стала важным событием в историографии блокады Ленинграда: сегодня об этом, год спустя после ее выхода, можно говорить более чем определенно. Если многие сюжеты и источники в книге Хасса хорошо известны историкам блокады, это не значит, что они не будут воспринимать подход автора в новинку. После множества междисциплинарных поворотов в гуманитарной науке историкам все еще плохо знакома методологическая и теоретическая основа социологических исследований, и Wartime Suffering and Survival дает прекрасную возможность наблюдать, как социолог, работая с историческими сюжетами, может по-новому посмотреть на темы, традиционные для международной историографии блокады с начала 2000-х гг.: стратегии выживания2, политический контроль3, гендерное измерение блокады, блокадные дневники4. В то же время тема блокады не является для автора новой: эта книга — закономерный результат больших усилий и множества публикаций, которые Джеффри Хасс посвятил проблеме выживания в блокадном Ленинграде5.
Подход автора Wartime Suffering and Survival является наиболее последовательной попыткой рассмотреть блокадное выживание через призму социологии Пьера Бурдьё, и это то, что до книги Хасса никто из исследователей не предпринимал в настолько строгом виде. Пользуясь такими концептами Бурдьё, как «капитал» (экономические, культурные и социальные ресурсы, ценность
© А. Ф. Павловский, А. Ю. Павловская, 2023
https://doi.org/10.21638/spbu24.2023.407
которых определяется контекстом правил и отношений), «габитус» (привычки, установки, которые определяют, как мы понимаем и реагируем на окружающий мир) и «поле» (отношения, правила и статус индивидов в той или иной сфере)6, Джеффри Хасс описывает блокадную повседневность, отношения и мотивацию ленинградцев через призму подхода, который противопоставляет фуколдиан-ской традиции в исследовании субъективности советских людей (С. Коткин, Й. Хелльбек). Что происходит с советскими институтами и субъектами в момент кризиса, как меняются отношения и практики власти, практики рабочих и личных отношений в тех условиях, когда выживание превращается в игру с нулевой суммой («еды так мало, что, если я выживу, ты умрешь с голоду»7), а стремление сохранить человеческое достоинство вступает в конфликт с рациональным желанием выжить во что бы то ни стало — вот ключевые вопросы, которыми задается автор, исследуя блокадные эго-документы и официальные сводки.
Основная часть книги Хасса делится на три большие части, в рамках которых автор обращается к бурдианскому подходу, поочередно рассматривая поле власти, поле труда и поле близости в блокадном Ленинграде. В первой части «Порядок и власть: нарушение и создание правил» автор обращается к полю власти, описывая то, как изменились советские институты и нормы в условиях блокады, в том числе обращаясь к таким темам, как черный рынок, инновации, оппортунизм: несмотря на бюрократический коллапс, властный порядок в блокадном Ленинграде оказался сохранен именно потому, что ленинградцы использовали его нормы и институты в своих целях8. Во второй части «Различающийся опыт и неравное выживание: гендер и класс» Хасс задается вопросами о том, как, с одной стороны, гендерные и классовые различия повлияли на выживание мужчин, женщин и детей, рабочих, служащих, коммунистов, а с другой — как эти практики выживания повлияли на гендерный и классовый порядок9. В третьей части книги «Темные стороны выживания: утрата, страдание и трагическая агентность» Хасс исследует отношение ленинградцев к смерти, ритуалам, необходимость властей контролировать массовую смертность; последняя глава, в свою очередь, посвящена «блокадным теодицеям», т. е. тому, как горожане наделяли смыслом свои страдания, создавая новую ленинградскую идентичность, которая гипотетически отделяла их от остальной «советской нации»10. Во всех трех частях автор последовательно обращается к своему теоретическому и методологическому аппарату, что является большим достоинством работы, в которой находки эмпирические и теоретические гармонично уравновешивают друг друга.
Во «Введении» Хасс пишет о том, что, рассказывая о блокаде через опыт ленинградцев и их взаимодействия с институтами, мы задаем вопросы «Что?» и «Каким образом?». В первом случае мы говорим об опыте («через что прошли ленинградцы и как они воспринимали препятствия и реагировали на них»), во втором — об общих принципах человеческого существования («как ленинградцы действовали»). Различия между этими двумя подходами демонстрирует нам разницу между историографическим и социологическим подходами к историческому материалу11. Большая часть историографии блокады,
посвященная индивидуальному и коллективному опыту, за редким исключением, стремится к описательности (в хорошем смысле этого слова): историки реконструируют, классифицируют и каталогизируют страдания блокадников, и, учитывая объем историографии по этой проблеме, нельзя сказать, что они не преуспели. Хасс же, напротив, старается увидеть то, какие скрытые и недостаточно отрефлексированные исследователями социальные механизмы стоят за этими страданиями, сопротивлением, оппортунизмом, этическим выбором, и задается вопросом: почему ленинградцы действовали в катастрофических условиях блокады тем или иным образом?
Такое видение предполагает и новый подход к изучению эго-документов: именно в образцах автобиографического письма историк и социолог могут увидеть блокаду глазами ленинградца, попутно анализируя то, как в этих свидетельствах фиксируются привычки, стратегии выживания, индивидуальный выбор. Хасс подходит к вопросу использования таких источников очень вдумчиво. Социолог использует дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда и стенограммы бесед с ленинградцами в стенах Института истории ВКП(б). Автор очень хорошо знаком с существующим корпусом блокадных дневников — некоторые из них, например дневник Ольги Эпштейн, были впервые введены им в научный оборот12. Обширная источниковая база его исследования включает в себя некоторые из дневников, собранных Институтом истории ВКП(б)13 еще в годы войны, а также материалы из рукописно-документального фонда Музея обороны и блокады Ленинграда. Хасс одним из первых среди исследователей обратился к архиву Даниила Гранина, в котором содержится богатая коллекция дневников, воспоминаний и стенографических записей интервью, собранных Д. Граниным и А. Адамовичем во время работы над «Блокадной книгой». Безусловно, эго-документы (дневники, воспоминания, письма, интервью) активно использовались в историографии блокады и до монографии Хасса14: за последние десять лет статус дневника как источника по истории блокады настолько возрос, что сегодня, кажется, нельзя обойти их стороной, когда пишешь о событиях 1941-1944 гг. в Ленинграде. Социолог пишет, что «блокадные дневники дают нам самую полную информацию об опыте [жителей города] и его влиянии на практики <...> на то, что сами люди считали правилами и реалиями различных полей — от поля власти, до поля работы или поля интимного»15. Для исследований эго-документов советского периода книга Хасса — это возможность увидеть новый путь исследований подобных текстов, поставить новые и неожиданные вопросы, увидеть потенциал использования дневников для совмещения качественных методов и просопо-графических исследований.
В заключение следует подчеркнуть: необходимость перевода Wartime Suffering and Survival на русский язык выглядит очевидной. Книгу Хасса ждет большой успех как у историков блокады, так и у российских социологов. Для первых она будет образчиком строгой теории и методологии, стремящейся не только описывать, но и объяснять социальные отношения в прошлом в условиях гуманитарной катастрофы. Для вторых — примером того, насколько продуктивной может быть работа с историческими источниками и эго-документами,
описывающими выживание огромного города в условиях военных действий, для того чтобы обогатить социальную теорию. Заключение книги неспроста посвящено «урокам», которые может дать гуманитарным и социальным наукам изучение блокады. С одной стороны, анализ блокадного выживания позволяет иначе посмотреть на советские институты, практики, саму «советскую цивилизацию». С другой — пересмотреть природу советского выживания, страдания, сопротивления, институционального коллапса и агентности конкретного человека, которую в условиях блокады Хасс называет не иначе как «трагической»16: «Если у этой работы и есть главная идея, заключенная в одном предложении, то вот она: выживание — это трагическое напряжение между материальными потребностями физического сохранения и символической потребностью быть человеком. <...> Эта книга объясняет, как это происходит»17.
1 Hass J. K. Wartime Suffering and Survival: The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944. New York: Oxford University Press, 2021.
2 Bidlack R. Survival Strategies in Leningrad During the First Year of the Soviet-German War // The People's War: Responses to World War II in the Soviet Union / eds R. Thurston, B. Bon-wetsch. Urbana, Illinois, 2000. P. 84-107.
3 Ломагин Н. Неизвестная блокада. СПб.; М., 2002.
4 Writing the Siege of Leningrad: Women's Diaries, Memoirs, and Documentary Prose / eds C. Simmons, N. Perlina. Pittsburgh, 2005.
5 Hass J. K.: 1) Norms and Survival in the Heat of War: Normative Acknowledgments versus Instrumental Rationalities and Survival Tactics in the Blockade of Leningrad // Sociological Forum. Vol. 26, no. 4. 2011. P. 921-949; 2) Anchors, Habitus, and Practices Besieged by War: Women and Gender in the Blockade of Leningrad // Sociological Forum. Vol. 32, no. 2. 2017. P. 253-276; 3) War, Fields, and Competing Economies of Death. Lessons from the Blockade of Leningrad // Poetics. Vol. 48. 2015. P. 55-68; 4) Moral Economies of Wartime Intimacy: One Facet of Gender in the Blockade of Leningrad // Modern History of Russia. 2017. No. 2. P. 68-80.
6 Hass J.K. Wartime Suffering and Survival... P. 17-18.
7 Ibid. P. 9.
8 Ibid. P. 43-134.
9 Ibid. P. 135-226.
10 Ibid. P. 227-338.
11 Ibid. P. 2-3.
12 Хасс Дж. Выживание в годы войны и «история». Проблема самостоятельности выбора и различные модели человеческого поведения во время ленинградской блокады // Россия. Век двадцатый: Сборник статей к 95-летию доктора исторических наук В. М. Ковальчука. СПб., 2011.
13 ЦГАИПД СПб. Ф. 4000. Оп. 11. Дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.
14 Блокадные дневники активно цитируются и анализируются в таких известных книгах: Яров С. Блокадная этика: представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг. СПб., 2021; Пянкевич В. Л. «Люди жили слухами»: Неформальное коммуникативное пространство блокадного Ленинграда. СПб., 2014; Peri A. The War Within. Diaries from the Siege of Leningrad. Cambridge, 2017.
15 Hass J. K. Wartime Suffering and Survival. P. 57.
16 Ibid. P. 327-335.
17 Ibid. P. 2.
Статья поступила в редакцию 20 января 2023 г.
Рекомендована к печати 31 июля 2023 г.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Павловский А. Ф., Павловская А. Ю. Страдание и выживание в блокадном Ленинграде: Взгляд социолога на историю гуманитарной катастрофы // Новейшая история России. 2023. Т. 13, № 4. С. 827-832. https://doi.org/10.21638/spbu24.2023.407
Аннотация: Предметом обсуждения выступает книга американского социолога Джеффри Хасса, посвященная истории выживания и страдания мирного населения в блокадном Ленинграде в 19411944 гг. Исследуя стратегии выживания, политический и бюрократический контроль ленинградских властей, гендерное и классовое измерение блокадного выживания, а также те дискурсивные рамки, при помощи которых ленинградцы объясняли и осмысляли происходившую с ними гуманитарную катастрофу (теодицея войны), Хасс, в отличие от большинства историков блокады, использует социологический подход П. Бурдьё, описывая военную повседневность Ленинграда через призму концептов «капитал», «габитус» и «поле». Основываясь на внушительном корпусе блокадных эго-документов и официальных отчетов, социолог задается вопросами: почему ленинградцы действовали в катастрофических условиях блокады тем или иным образом, какие социальные механизмы стоят за их страданиями, сопротивлением, оппортунизмом и этическим выбором? Высоко оценивая работу Дж.Хасса, авторы считают ее методологическим прорывом в современной историографии блокады Ленинграда и надеются на скорейший перевод этой книги на русский язык: если для российских историков войны книга Wartime Survival and Suffering станет образцом строгой теории и методологии изучения военной повседневности мирного населения, то социологи смогут увидеть на ее примере, насколько продуктивным для социальной теории может быть изучение эго-документов, личных свидетельств, описывающих выживание жителей огромного города в условиях гуманитарной катастрофы и беспрецедентной военной осады.
Ключевые слова: блокада, Ленинград, гуманитарная катастрофа, выживание, страдание, историческая социология.
Сведения об авторах: Павловский А. Ф. — ассоциированный сотрудник, Европейский университет в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия); [email protected] | Павловская А. Ю. — мл. науч. сотр., Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда; исследователь, Европейский университет в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия); [email protected]
Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия, 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6/1 А
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Россия, 191187, Санкт-Петербург, Соляной пер., 9
FOR CITATION
Pavlovskiy A. F., Pavlovskaya A.Yu. 'Suffering and Survival in Besieged Leningrad: A Sociologist's View on the History of a Humanitarian Catastrophe', Modern History of Russia, vol. 13, no. 4, 2023, pp. 827-832. https://doi.org/10.21638/spbu24.2023.407 (In Russian)
Abstract: The subject of the review is a book by American sociologist Jeffrey Hass devoted to the history of the survival and suffering of civilians in besieged Leningrad in 1941-1944. Exploring the strategies of survival, the political and bureaucratic control of the Leningrad authorities, the gender and class dimension of blockade survival, as well as the discursive framework by which the Leningraders explained and comprehended the humanitarian catastrophe that happened to them (theodicy of war), Hass, unlike most historians of the blockade, uses the sociological approach of P. Bourdieu, describing the wartime everyday life of Leningrad through the prism of the concepts "capital", "habitus" and "field". Based on an impressive body of blockade ego-documents and official reports, the sociologist wonders why the Leningraders acted in the catastrophic conditions of the blockade in one way or another, what social mechanisms were behind their suffering, resistance, opportunism and ethical choice. Appreciating the book of Hass, the authors of the review consider it a methodological breakthrough in the modern historiography of the siege of Leningrad and hope for the speedy translation of this book into Russian. If for
Russian historians of war the book Wartime Survival and Suffering will become a model of a rigorous theory and methodology for studying the wartime everyday life of civilians, then sociologists will be able to see how productive for the social theory may be the study of ego-documents, personal testimonies describing the survival of the inhabitants of a huge city in the conditions of a humanitarian catastrophe and an unprecedented military siege.
Keywords: Blockade, Leningrad, humanitarian catastrophe, survival, suffering, historical sociology.
Authors: Pavlovskiy A. F. — Associate Fellow, European University at St. Petersburg (St. Petersburg, Russia); [email protected] | Pavlovskaya A. Yu — Junior Researcher, State Memorial Museum of the Defense and Siege of Leningrad; Researcher, European University at St. Petersburg (St. Petersburg, Russia); [email protected]
European University at St. Petersburg, 6/1 A, Gagarinskaya ul., St. Petersburg, 191187, Russia
State Memorial Museum of the Defense and Siege of Leningrad, 9, Solyanoy per., St. Petersburg, 191187, Russia
References:
Bidlack R. 'Survival Strategies in Leningrad During the First Year of the Soviet-German War' in The People's War: Responses to World War II in the Soviet Union, eds R. Thurston, B. Bonwetsch (Urbana, 2000). Hass J. K. 'Anchors, Habitus, and Practices Besieged by War: Women and Gender in the Blockade of Leningrad', Sociological Forum, vol. 32, no. 2, 2017, pp. 253-276.
Hass J. K. 'Moral Economies of Wartime Intimacy: One Facet of Gender in the Blockade of Leningrad', Modern History of Russia, no. 2, 2017, pp. 68-80.
Hass J. K. 'Norms and Survival in the Heat of War: Normative Acknowledgments versus Instrumental Rationalities and Survival Tactics in the Blockade of Leningrad', Sociological Forum, vol. 26, no. 4, 2011, pp. 921-949.
Hass J. K. 'Survival during the War and "History". The Problem of Independence of Choice and Various Models of Human Behavior during the Leningrad Blockade' in Rossiia. Vekdvadtsatyi: Sbornikstatei k95-letiiu doktora istoricheskikh nauk V. M. Koval'chuka (St. Petersburg, 2011). (In Russian)
Hass J. K. 'War, Fields, and Competing Economies of Death. Lessons from the Blockade of Leningrad', Poetics, vol. 48, 2015, pp. 55-68.
Hass J. K. Wartime Suffering and Survival: The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941-1944. New York: Oxford University Press, 2021.
Lomagin N. The Unknown Blockade (St. Petersburg — Moscow, 2002). (In Russian) Peri A. The War Within. Diaries from the Siege of Leningrad (Cambridge, 2017).
Pyankevich V. People Lived by Rumors. Informal Communicative Space of Besieged Leningrad (St. Petersburg, 2014). (In Russian)
Yarov S. Blockade Ethics: Ideas about Morality in Leningrad 1941-1942 (St. Petersburg, 2021). (In Russian) Writing the Siege of Leningrad: Women's Diaries, Memoirs, and Documentary Prose, eds C. Simmons, N. Perlina (Pittsburgh, 2005).
Received: January 20, 2023 Accepted: July 31, 2023