УДК 94(47).084.8 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.6(45).746-749
Д.Ю.Асташкин
НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОНОГРАФИИ ДЖЕФФРИ ХАССА «СТРАДАНИЕ И ВЫЖИВАНИЕ В
ПЕРИОД ВОЙНЫ: ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА, 1941—1944»
Монография Джеффри Хасса "Wartime Suffering and Survival" использует междисциплинарный подход для изучения практик выживания в блокадном Ленинграде. Автору при помощи теории полей Пьера Бурдье удалось создать целостную картину социальных отношений в блокадном Ленинграде. Для достижения этой исследовательской цели им были подробно охарактеризованы отношения между полями силы (политическая экономика управления), полями труда (рыночная экономика прибыли) и полями близости и общности (моральная экономика достоинства). Данная монография имеет большое значение для всех исследователей блокады Ленинграда и рекомендуется к прочтению всем, кто занимается исследованиями в области истории Второй мировой войны, социологии и gender studies.
Ключевые слова: Россия, СССР, Вторая мировая война, Ленинград, блокада, гендер, выживание
Эффективным инструментом для заполнения проблелов в научном знании можно назвать
междисциплинарный подход. Ярким примером такого подхода стала монография сотрудника кафедры социологии и антропологии Университета Ричмонда (США) Джеффри Хасса "Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad 1941—1944" [1]. Несомненно, выход этой книги в США является знаковым событием за полвека, поскольку прошлую обобщающую монографию о блокаде Ленинграда "The 900 Days: The Siege of Leningrad" Гаррисон Солсбери опубликовал в далеком 1969 году [2].
Монография Джеффри Хасса основана на широком спектре источников (партийные отчеты, эго-документы и т.д.), комбинируя исторические, социологические и экономические методы. Автор посвятил своему исследованию более 10 лет, а промежуточные результаты публиковал в ряде статей в журналах, в том числе о политической экономике в блокадном Ленинграде — в соавторстве с Н.А.Ломагиным [3, 4]. Монография получила похвалы критиков [5], лестные отзывы журналистов [6] и награды ученого сообщества. 11 апреля 2022 года и в России состоялась онлайн-презентация книги на совместном семинаре лаборатории «История блокады Ленинграда» СПбИИ РАН и отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда («Институт истории обороны и блокады Ленинграда»). Пародоксально, что о новой монографии про блокаду Ленинграда пока не высказались русскоязычные научные журналы, мы попытаемся исправить это упущение в данной рецензии.
На первой же странице Джеффри Хасс ставит главный вопрос всей книги о трансформации общества в период кризиса: «Кто мы, когда наши спины прижаты к стене?» [1, р. 1]. Действительно — что считать нормой в кризисное время? Ведь экстремальных условиях у общества может слететь налет цивилизации, сместиться понятие нормы. В кризисах проявляются новые практики выживания, которые ситуативно меняются. Джеффри Хасс пытается понять кризисные трансформации и взаимотношения (от экономических до романтических) в блокадном Ленинграде при помощи теории Пьера Бурдье о полях. Как отмечает сам автор: «Структура поля является ключом к моему анализу. Поле — это акторы и их отношения (прямые, но также косвенные или отдаленные и воспринимаемые как связанные), ориентированные на общие объекты, правила, практики и цели: воспринимаемое сообщество акторов, вовлеченных в "организованное стремление", чьи практики относительно согласованы, и чьи отношения и практика составляют область социальной жизни» [1, р. 18]. Иными словами, поле — это действующие лица, занимающие схожие позиции относительно общих целей / норм / практик. В своем исследовании Джеффри Хасс выделяет три группы полей:
1) поля силы, политическая экономика управления. Это кадры высшего звена в государстве и партии;
2) поля труда, рыночная экономика прибыли. Те, кто осуществляет приказы: кадры низшего звена, рабочие;
3) поля близости и общности, моральная экономика достоинства. Это друзья, соседи, коллеги (дома и на работе) [1, р. 24-28].
Для выстраивания связи между акторами и структурой в монографии используется концепция «якорей» ("anchors") — "это кристаллизация эмоций и эмпатии (симпатии или антипатии), позиции и отношения, а также значений и идентичностей" [1, р. 22].
Помимо историографии и теоретического блока, книга Джеффри Хасса также делится на три тематических части.
Первая часть монографии "Order and authority: breaking and making the rules" посвящена социальным взаимотношениям. Автор изучает их на институциональном макро-уровне (теневые рынки и государственный потенциал, вынужденные инновации) и на сетевом микро-уровне (эмпатия и выстраивание альтруистичных горизонтальных связей в противовес оппортунизму).
Бюрократический провал привел к институциональному компромиссу. В том числе уникальный опыт блокады видоизменил властные практики в Ленинграде и социальные институты. В ходе системного коллапса
некоторые структуры разрушились, но некоторые смогли внедрить инновации и адаптироваться. По сути, на выживание ленинградцев больше влияния оказывали местные отношения и практики, чем государственные решения. Дефицит продовольствия означал постоянные изменения в расчете затрат и выгод. Это трагическим образом влияло на уменьшающуюся возможность выбора дальнейших действий и, в итоге, приводило к оппортунизму. Жители блокадного Ленинграда в сжатые сроки получили опыт неопределенности, им приходилось ежедневно сомневаться в установленных правилах и в самой «цивилизации».
Самым важным якорем в монографии является «еда» (Глава 3). Вообще, блокада сдвинула рамки определения «еды». Чем дальше было символическое расстояние от привычного быта, тем сложнее было питаться чем-то новым: лошади, клей, кожа. Одной из таких границ было отношение к домашним животным — кошкам и собакам, поскольку они социально и символически ближе к людям. Как пишет Джеффри Хасс, в дневниках отмечалось эмоциональные сложности из-за употребления кошачьего мяса в пищу. Каннибализм же однозначно считался табу. Поедание человеческой плоти воспринималось как конец цивилизации. Дневниковые рассказы о таких услышанных / увиденных фактах полны осуждения, чтобы сохранить чувство «цивилизации».
Важное место в монографии занимает анализ теневой экономики Ленинграда [1, р. 60-68]. У ленинградцев с доступом к еде возникал соблазн перепродать съестное в сетях теневой торговли. Цены сильно колебались в зависимости от размера пайков и наличия еды на рынке. Так формировались целые теневые торговые группы (менеджер, бухгалтер, водитель, связной на рынке). Что интересно, советские спецслужбы знали о масштабах такой торговли, но не останавливали ее. Репрессии были, скорее, направлены на теневое предложение, а не на теневой спрос. Так, в апреле 1942 г. милицейские проверки на рынке привели, в основном, к штрафам за отсутствие документов / отсутствие на работе, но не за спекуляцию / торговлю без разрешения. Это логично, поскольку на теневых рынках было слишком много прибыли (для оппортунистов) и слишком много потребностей (у голодных), чтобы страх репрессий сработал. К тому же, милиции явно не хватало для эффективного контроля многочисленных точек торговли. В целом, ленинградцы критически (в зависимости от своего классовой принадлежности) относились к высоким спекулятивным ценам, но не к самой рыночной практике.
Вторая часть монографии "Differing experiences and unequal survival: gender and class" исследует гендерный и классовый фактор «неравного выживания» блокадников. Классовый фактор определялся сложными отношениями между интеллигенцией (культурный капитал), рабочими (человеческий капитал) и «организационными менеджерами» (институциональный, социальный капитал). Как пишет Джеффри Хасс: «Женщины и мужчины, рабочие и интеллигенция, подвергали сомнению пол и класс, но они адаптировали, а не оспаривали их» [1, р. 132].
Джеффри Хасс отмечает, что женщины, как правило, чисто билогически имеют более высокие запасы жира, в блокадных условиях это давало биологическое преимущество для выживания. В период блокады женщины меняли свой гендерный статус — они работали на более статусных «мужских» местах, искали «еду», кормили семью (Хасс приводит немало примеров из эго-документов об отношениях женщин и детей). Женщины гордились обретенной силой и способностями, но некоторые мужчины чувствовали перемену статуса и критически относились к новым возможностям жен / сестер. По мере прохождения кризиса гендерный статус возвращался к исходному.
Третья часть книги "Dark sides of survival: loss, suffering, and tragic agency" анализирует логику и практику смерти, борьбу порядка против оппортунизма. Здесь Джеффри Хасс использует философский инструментарий и много размышляет о теодицеи, о проблеме зла. Автор пытается ответить на вопрос — как через осмысление страдания ленинградцы становились общностью? Тут Джеффри Хасс цитирует, продолжает и развивает исследования Сергея Ярова о блокадной этике [7].
По Джеффри Хассу, сострадание становилось преградой на пути оппортунизма, а социальное взаимодействие вызывало эмпатию и подталкивало к действиям для выживания себя и Другого. Да, у ближнего технически легче украсть еду, но преградой на этом пути становилась совесть. Вместе с тем социальная близость могла привести и к бытовому конфликту. Негативные отношения усугублялись стрессом, лишениями, чувством несправедливости.
Чтобы понять логику сопереживания и сочувствия у ленинградцев, Джеффри Хасс использует исследования Нобелевского лаурета по экономике Гари Бэкера (теория атомизированного рационального действия) и труды Бруно Латура о «медиаторах». Впрочем, как признается сам автор: «Никакой анализ страданий блокады не может дать почувствовать полную боль» [1, р. 337].
При помощи теории полей Джеффри Хасс системно анализирует тему смерти и проблему огромного числа мертвых тел («трупы как якоря валентности» [1, р. 229-232]). Сам процесс захоронения находился на пересечении и столкновении трех полей:
1) в поле силы (государство) действует логика контроля: труп (якорь) являлся объектом, представляющим угрозу эпидемиологическому / политическому / моральному здоровью. Следовательно, его нужно задокументировать, переместить и захоронить;
2) в поле труда (работники) действует логика оппортунизма: труп (якорь) — это способ получить оплату от государства и гражданских лиц за тяжелую и ужасную работу;
3) в поле близости (граждане) действет логика достоинства: труп (якорь) являлся значимым субъектом, с
ним нужно поступать по достоинству (гроб, индивидуальная могила, церемонии и т.д.). Отметим, что практика прощания вступала в противоречие с логикой выживания и экономии ресурсов.
Столкновения этих полей порождали конфликты: например, конфликт государства и могильщиков (контроль против оппортунизма). Так, Джеффри Хасс пишет, что проверки НКВД обнаруживали на кладбищах разбросанные трупы, а захоронения были сделаны слишком мелкими. Возникали конфликты между скорбящими и могильщиками, которые брали доплату за «достойное» захоронение (расценки на индивидуальную могилу доходили до 700 рублей). Возникал также конфликт скорбящих и государства. Государство предлагало использование массовых захоронений и кремации, что экономило площади участка, рабочую силу и время, а также уменьшало оппортунизм. Однако скорбящим не нравилась такая утилитарная практика, лишающая могилы индивидуальности. Вместе с тем, некоторые ленинградские семьи держали мертвые тела дома для использования их продовольственных карточек, а государство, напротив, требовало переоформления карточек. Налицо конфликт: эффективное распределение еды против практики выживания гражданского населения за счет мертвецов.
Таким образом, Джеффри Хасс, используя теорию «полей» Пьера Бурдье, смог обобщить, концептуализировать и объяснить многие социальные практики блокадного Ленинграда. В своей монографии Джеффри Хасс вывел тему блокады Ленинграда на вневременной уровень, задумываясь о формах прохождения различных обществ через кризисы. Что же делает общество устойчивым при институциональном коллапсе? Это ключевой вопрос социологии. Сейчас, в 2022 году, человечество находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, но важно помнить о сохранении альтруизма и эмпатии даже в самые темные времена.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20189, https://rscf.ru/project/22-28-20189/; Исследование выполнено за счет гранта Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от 15 апреля 2022 г. № 62/2022.
1. Hass J. Wartime Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944. Oxford University Press Inc., 2021. 440 p.
2. Harrison E. Salisbury. The 900 Days: The Siege of Leningrad. By. New York and Evanston: Harper & Row, 1969. 635 p.
3. Hass J., Lomagin N. Making Peace with war: adaptation and the Soviet political economy in the Blockade of Leningrad // Новейшая история России. 2020. Т. 10. № 1. С. 53-69. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.104
4. Hass J., Lomagin N. Seeing like a starving state: the Soviet political economy of death in the blockade of Leningrad // Новейшая история России. 2021. Т. 11. № 2. С. 324-338. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2021.202
5. Soyer Michaela. Review of Wartime, Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad 1941— 1944, by Jeffrey K. Hass [Электр. ресурс] // Social Forces. 2022. Vol. 100. № 4. P. e5. URL: muse.jhu.edu/article/859581 (дата обращения: 06.08.2022).
6. Suffering and Survival in Leningrad [Электр. ресурс]. URL: https://srbpodcast.org/2022/05/10/suffering-and-survival-in-leningrad/ (дата обращения: 06.08.2022).
7. Yarov S. Leningrad 1941—42: Morality in a City under Siege. Cambridge, Eng.: Polity, 2017. 409 p.
References
1. Hass J. Wartime Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944. Oxford University Press Inc., 2021. 440 p.
2. Harrison E. Salisbury. The 900 Days: The Siege of Leningrad. By. New York and Evanston: Harper & Row, 1969. 635 p.
3. Hass J.K., Lomagin N.A. Making Peace with War: Adaptation and the Soviet Political Economy in the Blockade of Leningrad. Modern History of Russia, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 53-69. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.104
4. Hass J.K., Lomagin N.A. Seeing like a Starving State: The Soviet Political Economy of Death in the Blockade of Leningrad. Modern History of Russia, 2021, vol. 11, no. 2, pp. 324-338. DOI:10.21638/11701/spbu24.2021.202
5. Soyer Michaela. Review of Wartime, Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad 1941— 1944, by Jeffrey K. Hass. Social Forces, 2022, vol. 100, no. 4, p. e5. Available at: muse.jhu.edu/article/859581 (accessed: 06.08.2022).
6. Suffering and Survival in Leningrad. Available at: https://srbpodcast.org/2022/05/10/suffering-and-survival-in-leningrad/ (accessed: 01.09.2022)
7. Yarov S. Leningrad 1941—42: Morality in a City under Siege. Cambridge, Eng.: Polity, 2017. 409 p.
Astashkin D.Yu. The scientific significance of the monograph by Jeffrey Hass "Wartime Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944". The monograph by Jeffrey Hass "Wartime Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944" uses an interdisciplinary approach to study the practices of survival in besieged Leningrad. With the help of Pierre Bourdieu's theory, the author managed to create a complete picture of social relations in besieged Leningrad. To achieve this research goal, he characterized in detail the relationship between the fields of power (the political economy of control), the fields of labor (the market economy of profit), and the fields of intimacy and community (the moral economy of dignity). This monograph is of great importance for all researchers of the blockade of Leningrad and is recommended for reading to all those involved in research in the history of the World War II, sociology and gender studies.
Keywords: Russia, USSR, The Second World War, Leningrad, blockade, gender, survival.
Сведения об авторе. Дмитрий Юрьевич Асташкин — канд. ист. н., доцент, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН; ORCID 0000-0001-7840-4708; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.10.2022. Принята к публикации 15.11.2022.
Ссылка на эту статью: Асташкин Д.Ю. Научное значение монографии Джеффри Хасса «Страдание и выживание в период войны: жизнь людей в условиях блокады Ленинграда, 1941—1944» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6(45). С. 746-749. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).746-749
For citation: Astashkin D.Yu. The scientific significance of the monograph by Jeffrey Hass "Wartime Suffering and Survival. The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941—1944". Memoirs of NovSU, 2022, no. 6(45), pp. 746-749. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).746-749