УДК 159.99
СТРАДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
МАНЧЕНКО ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА МИШКИН СТЕПАН ВИКТОРОВИЧ
Студенты факультета культуры Алматинского филиала Санкт-Петербургского
университета профсоюзов
Научный руководитель - Р. К. ФАИЗУЛИН Алматы, Казахстан
Аннотация: в настоящей статье страдание рассматривается как состояние, способное стать причиной формирования аддиктивного поведения. Раскрывается общее положение сущности зависимости и страдания как таковых, а так же в их совместном взаимодействии. Дано представление о страдании, как о состоянии стимулирования индивида к активному действию и достижению определённых целей. Предполагается возможность страдания, как удобного «инструмента формирования зависимости. Описываются причины становления страдания человека в виде психологической аддикции. Перечислены причины, паттерны поведения, а так же корректирующие их методики.
Ключевые слова: страдание, зависимость (аддикция), поведенческий паттерн, эмоциональное состояние.
Человеческое поведение формируют его индивидуальные потребности, которые стремятся к достижению равновесного состояния с окружающей средой, именно они побуждают человека к действиям.
Потребность также отражена в форме переживания нужды индивида о том, что необходимо ему для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности [1]. Результатом продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции (напряжение, связанное с переживанием необходимости удовлетворить потребности) возникает чувство страдания.
Страдание - это претерпевание физической или нравственной (душевной) боли, мучения. По сути своей, страдание есть негативный аффект, возникающий в ответ на глубинный внутренний конфликт, когда внутренние желания и побуждения вступают в диссонанс с реальными возможностями и обстоятельствами. Иными словами, это неравновесное состояние, в котором человек испытывает какую-либо потребность, но не в состоянии её удовлетворить или, встречает различного рода преграды и препятствия, затрудняющие ему достижение удовлетворённого состояния.
Внешнее проявление страдания типично и отражается в эмоциональном аспекте индивида. Это такие проявления как плачь, обида, печаль, гнев, горе, страх, отчаяние, а так же другие эмоции и чувства, находящие своё выражение в мимике, тоне голоса, поведении, жестах и т.д. Помимо этого, большое значение имеют физиологические проявления, выражающиеся в упадке самочувствия индивида. Это такие проявления как падение физического тонуса, нарушение сна, отсутствие аппетита и др. Безусловно, что данные эмоции, чувства и состояния являются признаками не только страдания, особенно учитывая, что с возрастом индивид научается контролировать или, и вовсе, сдерживать все возможные проявления своей психологической картины. С раннего подросткового возраста, индивид при страдании сдерживает плач, понижает тон голоса, контролирует мимику, терпит и подавляет болевые ощущения. Данная форма страдания является скрытой и не несёт в себе никакого положительного влияния на личность индивида, лишь усугубляя психологическое состояние своей аутоагрессивной направленностью. Тем не менее, в открытой форме страдания,
первичные эмоции и чувства находят наивысшую степень своего проявления, чем способствуют скорейшему переживанию конфликтной ситуации.
Источниками страдания могут быть как внешние физические объекты и обстоятельства, так и внутренние переживания. Стимуляцию страдания могут вызвать боль, холод, жара, шум, яркий свет, громкая речь, разочарование, неудача, потеря и другое [2]. Определённые, чрезмерные физические воздействия на индивида могут послужить причиной начала внутреннего страдания. Так, если индивид долгое время чувствует боль, его нервная система истощается, находясь под постоянным воздействием стресса, за чем следуют как соматические, так и психологические отклонения. Страдание может быть вызвано реальным или воображаемым внутренним переживанием. Воспоминание или предвидение условий неблагоприятной ситуации, неудача или ожидание провала, потеря близкого или знание о скорой потери - любой стимул, воспринимаемый индивидом как отрицательный, может послужить отправной точкой страдания. Внутренние причины страдания напрямую связаны с личностными установками индивида.
Одной из функций страдания является оценка значимости предметов и ситуаций, определяющей их ценность для достижения удовлетворённости субъекта, а так же, оценка уже достигнутых целей и вызванного ими эффекта. То есть, наблюдая за тем, испытывает ли индивид страдание при потере определённого объекта или в определённых сложившихся обстоятельствах, можно судить о степени важности объекта и ситуации для конкретного человека. Из этого исходит побудительная функция, которая несёт в себе стимул к активному действию для избежания или уменьшения страдания, устранения его причины или изменения своего отношения к объекту, служащему его причиной. Страдание сообщает окружающим или человеку о том, что ему плохо и побуждает его предпринимать определенные действия с тем, чтобы устранить причину страдания или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной этому или к потребности (сдерживание или подавление желаний) [3]. То есть, страдание несёт в себе энергетический заряд определённого уровня, имеющий влияние на степень активности в деятельности человека.
Так же, страдание имеет активирующую функцию, то есть, может обеспечить умеренную «негативную мотивацию» в случае не чрезмерной выраженности воздействия. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в неё человека и многого другого [4].
Спорной, но интересной функцией страдания можно считать мотивацию. Рассматривая картину в целом, эмоции как ценность могут иметь притягательное или даже первичное целеполагание для индивида. «Про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую ценность, но ценность эта служебная. Это ценность средства, а не цели... Этот факт, достаточно хорошо осознан и вычленен житейской психологической интуицией, четко разграничившей случаи, когда человек что-либо делает с удовольствием и когда он чем-то занимается ради удовольствия» [5]. То есть, в деятельности человека, первичной целью становится не достижение равновесного состояния, а эмоция или чувство, которое сопутствует пути его достижения. В этом смысле, человек может стремиться оставаться в состоянии, приносящем ему удовольствие или выгоду, или даже намеренно вызывать у себя эти эмоцию или чувство, попадать в соответствующие ситуации. В независимости от того, какие последствия в физическом и психологическом плане принесут человеку данные действия,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
эмоция уже является не средством достижения цели, а, непосредственно, самой целью. В этом случае, речь может идти не об обычном аффекте, а о психологической зависимости. В контексте рассматриваемого вопроса - зависимости от страдания.
В широком смысле «зависимость» (также - аддикция) характеризует состояние необходимости или потребности в объекте или ситуации, без которых индивид не может осуществлять нормальную жизнедеятельность. Зависимость сопровождается появлением настойчивого желания, проявляющегося в ощущении острой необходимости совершения какого-либо действия или поведенческого паттерна [6]. Постоянное повторение поведенческих паттернов характеризуется получением положительного результата (получение жалости, внимания, творческого ресурса и др.) и появлением отсроченных во времени отрицательных последствий (ухудшение физического самочувствия, закрепление хронического состояния, психологические осложнения и др.) [7].
Важно отметить одну из главных характеристик зависимости - «потерю контроля». Несмотря на то, что в начале становления аддиктивного поведения индивид ещё обладает собственной волей по отношению к объекту или паттерну действий, формирующих зависимость, но, впоследствии, при её закреплении, индивид так же лишается возможности ощущать своё нормальное состояния без осуществления аддикции. Таким образом, индивид сам сковывает себя рамками зависимого поведения, при попытке отказа от которого, человек вынужден, в лучшем случае - прилагать волевое усилие, в худшем - обращаться за помощью к специалисту.
Формирование зависимости может складываться под воздействием трёх механизмов, каждый из которых может, как преобладать, так и быть второстепенным. Биологическая, психологическая и социальная природа зависимости на разных стадиях изменяет силу своего воздействия и значения [7]. Данные механизмы подразумевают под собой: биологический -изменение метаболизма; психологический - нарушение нормального развития личности; социальный - неблагоприятное воздействие окружения. В контексте рассматриваемого вопроса - зависимости от страдания - преобладающими можно считать именно психологический и социальный механизм формирования.
Подробно рассмотрев вышеупомянутые аспекты, нельзя не заметить определённый диссонанс, вызванный их противоречием: если страдание есть признак того, что индивиду плохо и его состояние не соответствует норме, почему, несмотря на преобладание негативной стороны, страдание может вызвать у индивида зависимость?
Далее в статье, мы рассмотрим те паттерны, которые могут послужить причиной самого страдания и причиной зависимости от страдания. «Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: «Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор) и Жертва». В контексте данной темы рассмотрим более подробно позицию «Жертвы». «Жертва» — основная роль, которая запускает механизм треугольника. Своими действиями «Жертва» провоцирует «Агрессора» обвинять и наказывать ее, а «Спасателя» — защищать и решать проблемы за нее. Таким образом, «Жертва» это манипулирующая роль, которая управляет как «Агрессором», так и «Спасателем», потому что с одной стороны она подвергает раздражению, гневу, с другой стороны заставляет сожалеть и сострадать. «Жертва» никогда сама не выйдет из этого круга, потому что она получает то, чего жаждет. Она получает внимание, так как мы существа социальные мы очень сильно зависим от этого аспекта. Также важную роль играют психологические установки, которые стоит рассмотреть подробнее. Низкая самооценка: люди, проживающие в позиции «Жертвы», часто страдают от низкой самооценки. Низкая самооценка формируется из множества причин, таких как: детские травмы, перфекционизм и социальное окружение. Еще одним важным фактором является: страх перед ответственностью. «Жертвы» склонны боятся ответственности по причине: неуверенности в своих силах - «Жертва» в большей мере не верит в собственные силы и предпочитает, чтобы кто-то другой взял ответственность за ее жизнь. Боязнь неудачи - перфекционизм и страх перед неудачей может приводить к избеганию действий и принятия
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
решений. Избегание конфликта - желание избежать конфликтных ситуаций и возможного осуждения со стороны других людей также может способствовать отказу от ответственности [8]. Эти факторы играют ключевую роль в фундаменте позиции «Жертвы».
Конформизм, в контексте зависимости от страданий, проявляется в том, что человек, несмотря на болезненные или неприятные обстоятельства, предпочитает оставаться в известной, но дискомфортной ситуации, чем предпринимать шаги для изменения своей жизни. Часто это связано с внутренним страхом перед неизвестностью или ощущением безысходности, когда человек чувствует, что любые изменения приведут к еще большему страданию. Такой подход может быть обусловлен тем, что, хотя, страдания знакомы и привычны, они становятся частью личной идентичности, и попытки выйти из этого круга воспринимаются как угроза.
Зависимость от страданий заключается в том, что человек начинает воспринимать боль как неизбежное, и приходит к убеждению, что любые попытки изменить положение обречены на провал. Такого рода конформизм часто приводит к психоэмоциональной стагнации, где человек бездействует, несмотря на осознание неудовлетворенности своей жизнью. Это может быть связано с убеждением, что изменения не будут успешными или, наоборот, приведут к еще большим проблемам, и таким образом, индивид предпочитает оставаться в привычной, но мучительной реальности. Тот, кто поддается такому конформизму, отказывается от создания перемен, даже когда ситуация явно требует изменений. Вместо того чтобы принять риск и стремиться к новому, человек остаётся в зоне «комфорта» страха и боли, где уже известные страдания воспринимаются как менее опасные, чем неизвестные перемены. Преодоление такого конформизма требует не только осознания своих страданий, но и готовности выйти за пределы привычной боли, принять неопределенность и риск, что может привести к улучшению качества жизни.
Социально-культурные факторы играют важную роль в формировании характера и поведения. Важнейшими факторами социализации играют такие институты как семья и религия. В некоторых культурах страдание является нормой, пропагандируемой как в семье, так и в религии.
Рассмотрим более подробно каждый институт. Семья, в которой страдание - норма, проявляет активную пропаганду того, что без страданий нельзя ничего добиться в жизни. Дети, растущие в таких условиях, усваивают такое убеждение: "Если я не страдаю, значит, я не развиваюсь". И такое восприятие мира очень сильно сказывается на психическом развитии, потому что постоянное эмоциональное и физическое напряжения может приводить к депрессии, тревожным расстройствам и низкой самооценке [9]. Исследования показывают, что дети, подвергавшиеся насилию, имеет более высокие риски возникновения психических заболеваний во взрослом возрасте.
Затрагивая отношения религии и страдания, можно отметить, что во многих религиях оно рассматривается как проводник к духовному росту. Примеры можно найти в христианстве, индуизме, буддизме.
В христианстве страдание рассматривается как путь искупления и духовного очищения. Учение о самопожертвовании ради спасения человечества служит примером для многих верующих. Многие христиане считают, что через страдание можно приблизиться к Богу и вырасти духовно.
В индуизме страдания часто связывают с кармой, дхармой и сансарой. С точки зрения индуизма страдание в настоящей жизни может быть результатом поступков в прошлых жизнях и что через страдание можно искупить грехи, улучшив кармическое положение.
В буддизме страдание (дуккха) является неотъемлемой частью жизни. Потому что в летописях идёт множество повествований именно о страданиях. Будда говорил: «Мир полон страданий». Основные учения Будды фокусируются на понимании и преодолении страданий путем медитаций, нравственного поведения и мудрости. В Буддизме страдание рассматривается как возможность для достижения просветления и внутреннего развития.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Рассматривая социально-культурные факторы, продвигающие страдание как норму, нельзя не отметить возможность серьезных последствий для общества. Они могут приводить к поддержанию насилия и несправедливости, где страдание воспринимается как неизбежное или, возможно, желаемое явление. Это может препятствовать социальному и человеческому развитию потенциала.
Когнитивное искажение - это систематические ошибки в мышлении, которые влияют на принятие решений и суждений. Эти искажения способны значительно изменить восприятие различных аспектов жизни, в том числе и страдания. Примером такого искажения является неправильное представление о страдании. Являясь одним из наиболее распространенных когнитивных искажений, оно несёт в себе мышление, представленное «черно-белым» видением мира. Люди в данном искажении склоны видеть страдания либо как абсолютно негативное явление, либо наоборот, как абсолютно необходимое явления для самосовершенствования. Использование такого дихотомического подхода приводит к тому, что многие люди избегают страдания, либо, наоборот, романтизируют его.
Следующим можно рассмотреть самоубеждение о важности или отсутствии страдания. Примером такого искажения может служить катастрофизация. Катастрофизация - это когнитивное искажение, при котором человек романтизирует значение страдания, рассматривая его как катастрофическое событие, которое неизбежно приводит к негативным последствиям. Такой тип мышления вызывает излишнюю тревогу и беспокойство в простых жизненных ситуациях. С другой стороны находиться иной тип искажения под названием минимизация. Минимизация - это противоположность катастрофизации. При минимизации человек недооценивает значимость страдания, убеждая себя в том, что оно не имеет значения. Минимизация может привести к игнорированию серьезных проблем и отказу от поиска поддержки.
Еще один важный пункт анализа - это привлечение внимания через страдания. Манипуляция жалостью - это когнитивное искажение, при котором страдание используется как средство для получения внимания и поддержки. Люди могут осознанно или неосознанно преувеличивать свои страдания, для того чтобы получить помощь от окружающих и вызвать сочувствие. В этом отношении будет интересным отметить «эффект страдающего героя». При этом искажении человек воспринимает себя как героическую фигуру, которой необходимо проходить через страдания. Такое восприятие мира может развивать чувство собственного достоинства, но одновременно с этим может препятствовать объективной оценке ситуации и поиску рационального решения.
Когнитивные искажения, связанные с восприятием страдания, оказывают значительную роль на личность и общество. Когнитивные искажения способны привести к хроническому стрессу, депрессии и тревожным расстройствам. Таким образом, отношение к страданию имеет сильное влияние в социальном контексте, а именно, заключает в себе распространение культуры страдания, распространение мифов о том, что страдание это добродетель и т.п.
В современном мире существует множество способов преодоления зависимости от страданий, начиная от когнитивно-поведенческой терапии, заканчивая медитацией осознанности. Рассмотрим более подробно каждую технику.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) - это одна из самых популярных и эффективных методик по избавлению от негативных мыслей, поведения, связанного со страданием. Первым шагом КПТ является выявление негативных мыслей и установок, которые связаны со страданием. Например, человек верит, что он заслуживает страдания или его страдания неизбежны. После анализа таких мыслей терапевт помогает заменить такие мысли более конструктивными и положительными. Следующим шагом идет поведенческая активация - это поощрение пациента к участию в значимых и приятных для него деятельностях. Такая практика помогает снизить уровень депрессии и улучшить общее самочувствие. Благодаря данной практике человек начинает осознавать, что положительные действия приносят удовольствие, и уменьшают страдание. Также КПТ помогает
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
формированию навыков адаптации к стрессу, используя такую технику как релаксацию и навык управления временем. Эти навыки помогают человеку справляться со стрессом, не прибегая к страданию.
Ещё одной методикой является медитация осознанности. Осознанность - это состояние, в котором человек находиться в настоящем моменте, благодаря этому состоянию человек может принимать свои мысли и эмоции без осуждения. В Буддийских практиках есть множество медитаций направленных на развитие осознанности. Випассана, или инсайд-медитация, является одной из основных форм буддийских медитаций, направленной на развитие осознанности и понимании глубинной природы реальности. Основной задачей Випассаны является наблюдение за мыслями, эмоциями в теле, без привязанности или отвержения. Это помогает практикующему осознать временность и изменчивость всех явлений, что снижает страдания и помогает достичь внутреннего покоя [10]. Следующая форма медитации Саматхи или медитация спокойствия, фокусируется на достижении глубокого сосредоточения и покоя. Практика Саматхи подразумевает концентрацию на одном объекте, это может быть наблюдением за дыханием или частью тела (наблюдение за областью третьего глаза). Это практика способствует ускорению ума и устойчивому развитию осознанности. Эти практики способствуют концентрации ума, принятию своих эмоций и мыслей без отвержения и развитию осознанности, что в свою очередь является важнейшим инструментом для очищения сознания от негативных установок связанных со страданием.
Волонтерская деятельность также может стать хорошим методом профилактики аддиктивного поведения. Благодаря волонтерской деятельности человек может проработать эгоцентризм и сосредоточиться не на своей проблеме, а на проблеме окружающих людей. Эгоцентризм влияет на зависимость от страданий и, следовательно, необходимо сосредоточиться на помощи окружающим, это значительно повысит самооценку, так как человек будет чувствовать себя нужным, а также уменьшит зависимость от страданий. Все эти техники способны помочь человеку избавиться от страданий и жить полноценной жизнью.
Заключение: рассматривая страдание в качестве психологической зависимости нельзя не отметить исключительно негативное влияние подобного поведенческого паттерна. Формирование зависимости происходит постепенно, под влиянием определённых индивидуальных потребностей и закрепляется в поведении в виде конкретных отклонений. Наличие соответствующих методик делает возможным корректировку и профилактику аддиктивного поведения, что, в свою очередь, может помочь в предупреждении его формирования. Таким образом, следует заключить, что факт возможности формирования психологической зависимости от страдания безусловен и находит своё отражения во множественном проявлении различных поведенческих паттернов, нуждающихся в корректировки или лечении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика, 1972. - С. 41.
2. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol 2. The negative affects. - N.Y., Springer, 1963. - p. 15-41.
3. Гиноян Р.В. и Хомутов А. Е. Физиология эмоций. Нижний Новгород, 2010. С. 32.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). С. 81-82.
5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 46-47.
6. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М: Проспект, 2011. 512 с.
7. Светличная Т.Г., Меньшикова Л.И., Смирнова Е. А. Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал, Архангельск, 2018. С. 6.
8. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Нью-Йорк: Гроув Пресс, 1964. С. 58-63.
9. Абрамсон Л. Ю., Металски Г. И., Сплав Л. Б. Депрессия безысходности: подтип депрессии, основанный на теории. Психологический обзор, 96 (2), 1989. С. 358-372.
10. Гольдштейн Дж. Единая дхарма: зарождение западного буддизма. М., 2002. С. 73-76.