Научная статья на тему 'СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЯ КАК МЕРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЯ КАК МЕРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1027
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PRESIDENT IN RUSSIAN FEDERATION / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITY / МЕРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSTITUTIONALLY LEGAL RESPONSIBILITY / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / HEAD OF STATE / AS DEGREE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY / СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ / STABLE INCAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курдубанова М.Ю.

В статье рассматривается вопрос о стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту Российской Федерации полномочия как мера конституционно-правовой ответственности. Дается понятие стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия. Конституцией Российской Федерации закреплены способы досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABLE INCAPACITY STATE OF HEALTH TO REALIZE BELONGING BY PRESIDENT IN RUSSIAN FEDERATION AUTHORITY AS DEGREE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY

In the article considers the question about stable incapacity state of health to realize belonging by President in Russian Federation authority as degree of constitutional and legal responsibility. Conception of Stable incapacity state of health to realize belonging as degree of constitutional and legal responsibility. Constitution of Russian Federation vested means of preschedule cessation authority President of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЯ КАК МЕРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Идея обеспечения экологической безопасности нашей строны, естественно, в такую экономическую политику не вписывается.

Экологическая идеология, сформированная на глобальном уровне, воспринимается современным российским обществом осознанно, однако пока не занимает определяющего места в государственной политике. Нередко она уходит на второе место, а предпочтение отдается экономическим, финансовым, международным интересам. Вместе с тем ее возвышение в жизни современного общества является неизбежным процессом, все более активно влияющим на характер экологической политики России.

М.Ю. Курдубанова,

аспирант Саратовской государственной академии права

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия как мера конституционно-правовой ответственности

Глава государства выступает верховным представителем страны во внутриполитической жизни и на международной арене. Место и роль Президента РФ в иерархии институтов власти определяют основные нормы. Конституционно-правовой статус предполагает ответственность Президента и способы прекращения возложенных на него полномочий. Можно утверждать, что в России в силу исторических и национальных особенностей сложилась особая модель президентской власти, с характерным превалирующим положением по отношению к ветвям власти. Способы досрочного прекращения полномочий в странах с президентской формой правления во многом традиционны. Но существует специфика, свойственная институту Президента России, как гаранта Конституции и конституционного строя.

Российская Конституция 1993 г. установила, что Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности, с принесением присяги вновь избранным президентом (ст. 92).

Конституцией закреплены возможные способы досрочного прекращения полномочий главы Российского государства, т. е. до истечения конституционного срока, выражающиеся в принудительном лишении занимаемой государственной должности, среди которых отставка Президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия — мера конституционно-правовой ответственности, связанная с физическим или психическим состоянием здоровья, в силу

которого осуществление им своих полномочий временно приостанавливается либо же приобретает окончательный характер и принадлежащие ему правомочия переходят соответствующему лицу.

Российский опыт свидетельствует, что процедура досрочного прекращения полномочий Президента в связи с основанием, установленным ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, недостаточно проработана ни конституционно, ни в актах текущего законодательства. Известно, что в Государственную Думу на рассмотрение предлагались проекты федеральных законов, раскрывающие и детализирующие неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие главе государства полномочия, как основание досрочного их прекращения. Однако одобрены законопроекты на государственном уровне так и не были.

Возникают вопросы, касающиеся длительности периода прекращения полномочий Президентом. Речь идет о временном сроке, на который прекращаются президентские полномочия по причине стойкой неспособности осуществлять принадлежащие ему полномочия по состоянию здоровья, либо об окончательном моменте прекращения полномочий Президентом.

Думается, что нечеткость формулировок в закреплении вопроса о стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия не результат упущения разработчиков, скорее это продиктовано щепетильностью и деликатностью данной темы.

В вопросе о здоровье главы государства вероятнее всего возникающие проблемы и их решения будут зависеть от фактических обстоятельств, прогнозировать которые достаточно трудно, но необходимо, потому как важность и значимость Президента в системе государственной власти очевидна.

В истории России был создан прецедент реализации конституционной нормы на практике. В 1996 г. Президенту Б.Н. Ельцину была сделана хирургическая операция на сердце, в связи с болезнью. Главой государства были изданы указы о временном делегировании своих полномочий Председателю Правительства РФ (первый Указ Президента от 19 сентября 1996 г. «О временном исполнении обязанностей Президента РФ»1, затем Указ от 5 ноября 1996 г. «О возложении на Председателя Правительства В.С. Черномырдина временного исполнения обязанностей Президента РФ»2 и уже на следующий день Указ от 6 ноября 1996 г. «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ»3).

Следует уточнить, что практика реализации процедуры была признана соответствующей Конституции 1993 г. Постановлением Конституционного Суда России по делу о толковании положений ст. 92 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Конституционным Судом РФ было разъяснено, что «ограниченное во времени исполнение обязанностей Президента РФ Председателем Правительства РФ имеет место, соответственно, до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента РФ»4.

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 39, ст. 4533.

2 См.: Там же. Ст. 5239.

4 См.: Там же. Ст. 5240.

Российская газета. 1999. 27 июля.

В зависимости от степени неспособности осуществлять свои полномочия по стоянию здоровья можно говорить о возможных сценариях развития событий.

Президент досрочно прекращает исполнение своих полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять вверенные ему полномочия. Профессор С.А. Авакьян справедливо отмечает, что это та же отставка, лишь с указанием конкретного основания1. Президент добровольно уходит с занимаемой должности по причине недостаточного здоровья, наступившей болезни. Заметим, что заявление о своем решении он делает сам, т. е. его физические способности позволяют ему владеть собой, даже будучи нездоровым. Отличие следующего сценария от предыдущего состоит в том, что Президент сам уже не может сделать заявление и объективно оценить сложившуюся ситуацию, и в конечном итоге его мнение не «поставит точку» в вопросе дальнейшего развития событий. Болезнь главы государства может иметь как физический характер, речь идет о потере сознания, о неспособности в силу болезни или старости выполнять свои должностные полномочия, так и психический, в случае душевного расстройства. В подобной ситуации уже требуется квалифицированная помощь, и по результатам письменного медицинского заключения делается вывод, на основании которого Председатель Правительства принимает обязанности Президента на себя.

Возможно несколько вариантов развития событий. В случае, если недомогание временное, то по прошествии периода на лечение здоровья Президента он сможет вернуться к осуществлению своих обязанностей. Основным Законом оговорена подобная ситуация. В ч. 3 ст. 92 сказано, что «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации». С.А. Авакьян трактует это положение как временное замещение Президента Председателем Правительства2. Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. случаи, когда Президент Российской Федерации, будучи не в состоянии выполнять свои обязанности, собственным решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение президентских полномочий, названы исключительными.

Следующий сценарий куда более сложный. Личная воля Президента не имеет при этом решающего значения. Расстройство здоровья главы государства уже не позволяет ему исполнять полномочия. Поскольку в Основном Законе процедура разрешения подобной ситуации не содержится, следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда от 11 июля 2000 г., в котором был рассмотрен случай стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. Так, «порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента

1 См.: Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. № 3. С. 89.

2 См.: Там же. С. 90.

Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации»1.

Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы.

Во-первых, в силу особого места в системе органов государственной власти и значимости главы государства, а также особенностей его конституционного статуса, вопрос о состоянии здоровья главы государства затрагивает право каждого на частную жизнь, но и обретает общественный, конституционно значимый характер. Конституционный статус Президента РФ связан с определенными ограничениями его права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в том числе медицинскую тайну, что обусловлено целями защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, следовательно, допустимо в установленных федеральным законом пределах. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ только в той мере, в какой это необходимо.

Во-вторых, либо сам глава государства выступает катализатором привлечения медицинских служащих для принятия квалифицированного заключения, либо Председатель Правительства выступает с инициативой медицинского заключения. Поскольку именно в силу постоянного, необратимого расстройства функций организма Президента руководители учреждения здравоохранения, обслуживающего российского Президента, обязаны незамедлительно информировать об этом Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства уведомляет палаты Федерального Собрания о необходимости создания специальной медицинской комиссии для дачи заключения о возможности либо невозможности осуществлять свои полномочия Президентом. Основаниями могут выступать физические и (или) психические расстройства, неадекватное поведение, хирургическое вмешательство, прошедшее неудачно и приведшие к ухудшению здоровья. К числу заболеваний академик Е.И. Чазов относит нарушение мозгового кровообращения, атеросклероз сосудов головного мозга, сердечную недостаточность, серьезное поражение какого-либо органа, затрудняющее работу всего организма, т. е. те заболевания, которые ограничивают аналитическое мышление2.

В-третьих, компетентные органы государственной власти вправе получать соответствующую информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации, если заболевание носит постоянный, необратимый характер.

В-четвертых, в подобной ситуации необходимо осведомить общество о состоянии здоровья главы государства (считаем, что о состоянии здоровья Президента общество и высшие органы государственной власти Российской Федерации должны быть информированы). Конституция (ст. 91) говорит о

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. по делу о толковании положений статей 91 и 92 (части 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2000. № 5.

2 См.: Здоровье высшей власти и судьба страны. Интервью академика Е.И. Чазова // Российская Федерация сегодня. 2001. № 5. С. 26.

неприкосновенности Президента РФ от уголовного и административного преследования, от иных ограничений его личной свободы, но подобная информа- о ция не является в действительности ограничителем. §< В-пятых, необходимо создание специальной медицинской комиссии для § вынесения заключения, которая установит фактическую невозможность осу- х ществлять свои полномочия Президенту России, на основе клинических и 3 медицинских показаний. Законодательного закрепления своих полномочий 8 подобная комиссия требует в обязательном порядке. В ее состав должны 8 обязательно входить руководители учреждения здравоохранения, лечащие р Президента. В Регламенте Государственной Думы и Совета Федерации дол- 3 жны быть закреплены основные положения о создании и действии специ- 0 альной медицинской комиссии, в том числе порядок формирования, юри- 3 88 дический статус, полномочия, состав специальной медицинской комиссии, 8 § порядок прекращения полномочий. В состав специальной медицинской ко- 8 1 миссии должны входить только лучшие российские и зарубежные специа- | ш листы разного профиля. ^ -8 В-шестых, установление юридической невозможности Президента ис- § ? полнять свои обязанности должно производиться лишь независимым орга- | 8 ном. Им может выступить Конституционный Суд или Верховный Суд РФ. Они должны вынести постановление с констатацией факта о возможности либо невозможности исполнять вверенные Президенту должностные обя- о § занности на основании вынесенного заключения специальной медицинской ^ § комиссии. Объективное и окончательное установление невозможности Президентом Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящим постоянный, необратимый характер, принимать решения,

ш >< В

о -о

О 0)

□ X

вытекающие из его конституционных полномочий, либо в иной форме 8 * осуществлять свои полномочия в соответствии с конституционными требо- 8 I

5< X

о

ХШ

0 Ш

со л>

X о §§

о - И

189

ваниями возможно лишь судом, как независимым органом и не заинтересованной стороной в этом процессе. В таком случае полномочия Верховного Суда и Конституционного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом, в соответствии Конституцией России (ч. З, ст. 128).

В-седьмых, вынесенное постановление Конституционного Суда или Вер- 1 е ховного Суда будет отправной точкой для начала временного исполнения Председателем Правительства полномочий Президента. Незамедлительно Председатель Правительства приступает к временному исполнению полномочий Президента. При этом выборы главы государства должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномо- ^ чий Президентом Российской Федерации.

В-восьмых, в официальном сообщении Правительства о стойкой неспособности по состоянию здоровья Президента осуществлять принадлежащие ему ^ полномочия должно быть указано с какого момента и в течение какого срока § временно исполняет обязанности главы государства Председатель Правитель- § ства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.